ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
УДК 340
КАТЕГОРИИ «СВОБОДА» И «ПРОГРЕСС» КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ А.Д. ГРАДОВСКОГО
© Елена Николаевна ЖИДКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права; Тамбовский областной суд, г. Тамбов, Российская Федерация, секретарь судебного заседания, e-mail: milena-const@yandex.ru
Исследовано влияние категорий «свободы» и «прогресса» на формирование правового учения А.Д. Градовского. Обозначена проблема соотношения понятий демократического, конституционного и правового государства в учении А.Д. Градовского. Влияние идеи свободы получило свое оформление в концепции А.Д. Градовского о правах человека. Идейная приверженность реформам, подход к изучению политико-правовой и государственной мысли с опорой на основополагающие моменты теории прогресса составляют научную основу деятельности А.Д. Градовского.
Дореволюционными русскими юристами было обосновано, что права человека - значимый институт правового государства, а приоритет прав человека является не только признаком и свойством правового государства, но и его первостепенной целью, которой подчинены иные его характеристики. Категории прогресса и свободы носят для учения А.Д. Градовского системообразующий и аксиологический характер. Идейное наследие А.Д. Градовского стало тем направлением общественной мысли, в котором наработан опыт формирования конституционно-правового государства, основанного на сочетании единой и сильной центральной власти и разумной децентрализации в местном самоуправлении.
Свобода личности, создание условий формирования гражданского общества и правового государства, обеспечение провозглашенных государством прав и свобод - это такая же первостепенная, по мнению А.Д. Градовского, как представителя либерального консерватизма, задача, как и сохранение единства государства и охрана его суверенитета, как условий его стабильного развития.
Ключевые слова: свобода; прогресс; А.Д. Градовский; права человека; правовое государство; учение о праве.
Свобода, как основополагающая категория права, не могла не оказать влияния на формирование идей и ценностей либерального направления русской правовой мысли, к консервативному крылу которого принадлежало, по мнению большинства исследователей, творчество А.Д. Градовского. Прогресс же, который Градовский понимал как непрерывное поступательное развитие, в его правовом учении неразрывно связан со свободой. В их совокупности категории прогресса и свободы носят для учения А.Д. Градовского системообразующий и аксиологический характер. Кроме того, как отмечает А.А. Прокуратов, значимость проблемы свободы в юридической теории в целом вполне очевидна, хотя часто правовую свободу понимают уже, чем она является в действительности, при том условии, что свобода является, зачастую,
основной в большинстве существующих правовых, политических, религиозных и философских концепций [1, с. 3].
В то же время Ю.А. Барсуков указывает, что на сегодняшний день в теории отсутствует однозначный взгляд на формы, направления и темпы правовой жизни. Правовой прогресс среди них является наиболее важной и желаемой формой юридического бытия. Не зная, что он представляет собой, к нему сложно стремиться [2, с. 4].
Большой вклад в теоретико-правовое освещение проблемы свободы и прогресса внесли представители либерального движения в России середины - конца XIX в.
Среди либеральных доктрин XIX в. особое место занимает социально-политическая философия и государственно-правовое учение А.Д. Градовского. Как правовед, историк
и философ политики, А.Д. Градовский, по нашему мнению, являлся одной из наиболее значимых и ярких фигур российской правовой жизни и политики второй половины XIX в. В рамках данного исследования мы коснемся вопросов влияния свободы и прогресса на идейное формирование учения А.Д. Градов-ского о праве, учитывая, что освещение именно указанных аспектов воззрений ученого до настоящего момента не привлекало в достаточной степени внимания ученых-правоведов. Поскольку, по мнению видного исследователя творчества А.Д. Градовского с позиции философии и социологии А.А. Гуляка, в современных условиях возрастает роль сравнительного исследования генезиса и основных этапов эволюции русского и западноевропейского либерализма, следует заострить внимание на том, что с именем А.Д. Градовского связана одна из самых творческих попыток синтеза русской и западной либеральной традиции, проявившейся в создании оригинальных либерально-консервативных версий философии истории и философии права [3, с. 9].
Соглашаясь с позицией А.А. Гуляка, мы склонны прийти к выводу о том, что следствием дуалистического характера воззрений ученого, выразившихся в попытке соединить западный опыт построения государства и русские государственно-правовые традиции, стала выработка отличного от всех прочих учения о праве, направленного, прежде всего, на постепенное реформирование российского государства, противопоставляя себе как реакцию, свойственную российскому имперскому государству, так и радикализм революционного социализма и анархизма. Идейное наследие Градовского стало тем направлением общественной мысли, в котором наработан опыт формирования конституционно-правового государства, основанного на сочетании единой и сильной центральной власти и разумной децентрализации в местном самоуправлении.
Научное и публицистическое наследие А.Д. Градовского велико и многообразно. А.Д. Градовский, по определению И.И. Гуляка и других видных ученых, рассматривающих вопросы либерализма в целом и либерального консерватизма в частности, был консервативным либералом - т. е. сторонником либеральных реформ при сохранении
твердой власти и уважении к национальным особенностям страны [4, с. 31].
А.Д. Градовский одним из первых в современной ему правовой действительности обозначил проблему соотношения понятий демократического, конституционного и правового государства.
Демократия для А.Д. Градовского, как отмечает Т.Е. Грязнова, представляет собой всеобщее достояние европейской культуры, служит синонимом справедливости и благосостояния, гражданской солидарности и равенства, синонимом прогресса [5, с. 47].
Процессы становления правового государства, демократии, проблемы изучения указанных процессов идут в неразрывной связи с теорией свободы. А.Д. Градовский в рамках своих научных изысканиях уделял значительное внимание проблемам свободы, причем как свободе в общефилософском и теоретическом смысле, так и свободе «прикладной»: свободе слова, свободе печати, свободе совести и др.
А.Д. Градовский по вопросу об истоках свободы отмечал, что при образовании общества происходит сложный процесс выделения «разумной свободы» из области «произвола» [6, с. 465]. Он писал, что «естественная вольность» посредством определенных процессов, природа которых до конца еще не исследована, делится на два элемента: на произвол, который общество обязуется подавить, и свободу, которую оно должно охранять. Отсюда, по мнению ученого, происходит естественный антагонизм между «обществом», которое хочет с наибольшей точностью определить границы свободы, и государством, которое хочет как можно меньше отдать из своей «вольности» во всеобщее пользование [6, с. 465].
А.Д. Градовский видел источник свободы в государстве, т. к. полагал, что если законы не обеспечивают охрану и защиту собственности, свобод, труда, то человек как субъект гражданского права не существует [6, с. 457]. Правовая доктрина А.Д. Градов-ского тяготела к позитивистскому понимаю права, поэтому ученый рассматривал личность как элемент государства, полагая, что нет личности без права, одновременно нет и права без личности.
В учение А.Д. Градовского о праве свобода, в данном случае ее «прикладная» раз-
новидность - гражданская свобода, лежит наряду с авторитетом государства и правительства, законностью и правопорядком в основе построения государства и государственного порядка.
А.Д. Градовский не дает философского определения свободы, гораздо больше внимания уделяя видам свободы, например, свободе печати, которую определял как обеспеченную законом возможность беспрепятственного распространения своих мнений под условием ответственности пред судом за проступки, предусмотренные в законе.
Однако ученый отмечал огромную значимость свободы, ее первостепенное значение для общества и государства, считая свободу первым законом природы. А.Д. Градов-ский придерживался мнения о том, что человек по природе своей свободен, следовательно, все, что нарушает или стесняет свободу человека, противно природе, оскорбляет человека, направлено против права разума и природы. Единственная разумная граница свободы, по мнению ученого, - в свободе, т. е. свобода одного ограничивается только свободой другого, иначе свобода переходит в произвол и насилие. Люди, как с позиции теории общественного договора отмечает А.Д. Градовский, соединились в общество для того, чтобы провести и обеспечить границы свободы каждого. Цель общества достигнута, когда эти границы проведены и обеспечены на равных для всех условиях, и сама идея системы государства, по сути, -это умение совместить множество свобод множества людей, составляющих общество. Сравнивая общество и природу в рамках распространения на них влияния свободы, А.Д. Градовский подчеркивает, что сколь разнообразна и свободна в своем многообразии природа, столь же разнообразно и свободно должно быть и общество, построенное на началах естественной свободы. Кроме того, А.Д. Градовский считал, что любые попытки к насильственному уравниванию - это нарушение свободы, или, по А.Д. Градов-скому, первого закона природы [6, с. 68].
А.Д. Градовский считал, что главной опорой свободы, ее главным гарантом является закон. Вопрос о свободе в общественной жизни - это вопрос именно о тех юридических гарантиях, которые может дать закон деятельности человека в ее внешних прояв-
лениях. Именно этим, как отмечал А.Д. Гра-довский, начало общественной свободы отличается от свободы нравственной, что, по нашему мнению, наглядно иллюстрируют регулирование правовых гарантий прав и свобод личности: без этой свободы человек имел бы свободу мысли, но не имел бы свободы слова; свободу верования, но не свободу исповедания и т. д. [6, с. 471].
По А.Д. Градовскому, закон и свобода взаимодействуют не только на уровне принятия законов, непосредственно направленных на защиту свободы, а прежде свобода проявляется в «полезных» для общества законах. Законы, регулирующие социально-экономические отношения, гораздо многочисленнее декларативных норм, провозглашающих всеобщие права и свободы (или, по А.Д. Градовскому, «свободомерные законы), и все они создаются под влиянием того факта, что обеспечение свободы каждого еще недостаточно для достижения общего благосостояния общества и государства. В указанном контексте А.Д. Градовский видел цель демократии не только в провозглашении и обеспечении свободы отдельной личности, напротив, цель истинной демократии в создании «полезных» законов, прямо содействующих общему благосостоянию» [6, с. 471].
Признавая государство источником свободы, а закон - инструментом обеспечения свободы, т. е., подходя к данным вопросам с позиции позитивизма, А.Д. Градовский с оттенком негативного восприятия относился к идее существования естественного права, полагая, что свобода - это хоть и главный закон природы, но существование и реализация свободы возможна только в социуме. Так, А.Д. Градовский отмечал, что «естественных прав, т. е. прав, не созданных в общежитии, нет» [6, с. 473]. Развитие права представляло собой, согласно учению А.Д. Градовского, долгий и сложный процесс, и именно через постепенные успехи государственности сущность права постепенно стала носить все более общесоциальный и в какой-то степени гуманистический характер, и наоборот, указный вектор развития права подчеркивал и возвышал идею государства как одного их основополагающих социальных институтов [6, с. 473].
Дореволюционными русскими юристами было обосновано, что права человека - зна-
чимый институт правового государства, а приоритет прав человека является не только признаком и свойством правового государства, но и его первостепенной целью, которой подчинены иные его характеристики. Трактовки института прав человека, данные российскими учеными-юристами, по своей масштабности, глубине теоретической разработки, уровню обобщения западного опыта и учета национально-исторической специфики России являются «золотым фондом» отечественного правового наследия [7, с. 8].
Как уже было указано выше, прикладной характер свободы интересовал А.Д. Градов-ского не в меньшей степени, чем теоретическая плоскость данного вопроса. В этой связи, по нашему мнению, с учетом особенностей социально-философских воззрений ученого, теория политических прав граждан, как базовая правовая ценность, находилась под пристальным вниманием А.Д. Градовского. Он уделял внимание исследованию происхождения и значения политических прав для общества и государства, их юридическому статусу. Вопрос о правах и свободах граждан с опорой на теорию прогресса подробным образом и на высоком теоретическом уровне, с учетом системообразующего характера указанной проблемы, рассмотрен ученым в одной из его фундаментальных трудов «Начала русского государственного права», где исследование политических прав раскрывается логично и последовательно в нескольких главах с учетом воплощения идей свободы в практическом правовом русле Российской империи. Кроме того, проблемам прав и свобод личности в их развитии и взаимосвязи с правовыми реалиями современной А.Д. Градовскому государственности посвящено немало страниц его публицистических статей, в т. ч. в известном дореволюционном периодическом издании «Голос».
Идейная приверженность реформам, подход к изучению политико-правовой и государственной мысли с опорой на основополагающие моменты теории прогресса составляет научную основу деятельности А.Д. Градовского. Политические права изучались им также с опорой на идеи теории прогресса [8, с. 12]. По мнению А.Д. Градовского, политическая жизнь в своем свободном, естественном движении должна быть подчинена прогрессивному развитию. А.Д. Градовский пи-
сал: «Странное дело! Все заявления, начиная с «Декларации прав человека и гражданина», были, по-видимому, направлены к тому, чтоб открыть обществу доступ к политическим делам; но на деле выходит, что оно устранено от этой деятельности более чем когда-нибудь, и нет сомнения, что одна из главнейших причин этого есть несовершенное состояние политических и социальных наук» [9].
Для достижения прогресса, по мнению А.Д. Градовского, с которым сложно не согласиться, государству и обществу нужно взаимодействовать, оказывая содействие друг другу в достижении наиболее важной цели, - стабильности и постепенного устойчивого развития государства. С этой точки зрения, А.Д. Градовский предлагал двуединый подход к разрешению указанной выше и признаваемой им в качестве первостепенной задачи, во-первых, от общества в целом требовалась консолидация, во-вторых, особую роль здесь должна была играть интеллигенция как нравственная и образовательная основа общества, чтобы помочь «среднему человеку» разобраться в терниях политической науки, а государство, в свою очередь, должно предоставлять гражданам известные политические права. А.Д. Градовский также полагал, что особенный вред государству приносит политическая безграмотность, в особенности у лиц, которые находятся на государственной службе или иным образом связаны с организацией осуществления государством своих функций, и, в данном контексте, трудно не согласиться с таким мнением ученого, наблюдая за реалиями российской государственно-правовой жизни, более того, обозначенная Градовским проблема до настоящего времени не теряет своей актуальности. Ученый подчеркивал, что без умственной дисциплины невозможна плодотворная деятельность для блага государственной жизни, нет прочно поставленной цели, и все дело государственного управления обречено на неудачу. Одновременно, несмотря на глубокое уважение к явлению российской государственности, А.Д. Градовский с возмущением обращал внимание читателя на то, что для государственного управления страны все еще типично невнимание к вопросам профессионализма в рамках осуществления политической деятельности государства. Так, А.Д. Градовский указывал, что «каждый считает себя вправе
обсуждать труднейшие вопросы политики -этой самой сложной из наук» [9, с. 135].
Свобода личности, создание условий формирования гражданского общества и правового государства, обеспечение провозглашенных государством прав и свобод - это такая же первостепенная задача, по мнению А.Д. Градовского, как представителя либерального консерватизма, как и сохранение единства государства и охрана его суверенитета, как условий его стабильного развития. Обозначенные задачи имеют определяющие значения для общества, и, с учетом достижения современной нам правовой науки, обозначенная позиция ученого не только не потеряла актуальности, а напротив, активно продвигается на самом высоком государственном уровне. Как уже отмечалось ранее, А.Д. Градовский принадлежал консервативному крылу либерализма и пропагандировал идею о том, что свободы печати, совести, передвижения и равенства в налогообложении, самостоятельность церкви, независимость суда и возможность защиты своего права совместимы с такой формой государства, как неограниченная монархия. Многие из обозначенных нами вопросов жизни общества и государства, касающихся проблем «прикладных свобод», стали предметом обсуждения в некоторых статьях А.Д. Градов-ского, таких как «Свобода совести», а также ряде статей о свободе печати.
Свобода печати, как один из наиболее дискуссионных и значимых для гармоничного развития общества видов свобод, высокую значимость которой подчеркивает ее закрепление на самом высоком правовом уровне в ст. 29 Конституции РФ, особенно привлекала внимание ученого. С точки зрения идейного плюрализма, который А.Д. Градовский определял как богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, которые способствуют внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов, свобода мысли и слова, также как и свобода публичного выражения своего мнения по важным государственным вопросам проблемам, - это наиболее приемлемая форма существования демократического терпимого общества [9, с. 140].
А.Д. Градовский в вопросе определения сущности свободы слова, свободы печати не
ограничивался жесткими терминологическими рамками, осознано подходя к понятию, что свобода печати - это свобода мысли и ее распространения, и вопрос о форме выражения этой мысль не должен быть первостепенным, не стоит уравнивать механические способы выражения мысли с существом самой этой мысли. А.Д. Градовский по этому поводу отмечал, что «мысль может быть выражена не только в форме произведения письменного, но и в форме художественного произведения», и указанные формы свободы мысли «издавна, как в Западной Европе, так и у нас подчинялись различным условиям и правилам» [9, с. 151]. А.Д. Градовский в своей работе «Начала русского государственного права» уделяет особое внимание вопросам исторического развития свободы печати, сравнивая российский опыт с зарубежным, показывая, что при правильном, прогрессивном развитии государства цензура со временем утрачивает свое значение.
По его мнению, свобода и самостоятельность общества являются наилучшей гарантией от беззакония в сфере государственного и местного управления. Указанная позиция ученого вместе с его идеями о непротивопоставлении личных прав государственной власти и децентрализацией власти на местах с сохранением административной централизации, по мнению И.И. Гуляка, соответствует позиции старых русских либералов, возлагавших надежды на позитивные результаты, созданные с соизволения царя земств. Эти замечания вполне могли быть связаны с актуальной в то время проблемой политических прав [10, с. 29].
А.Д. Градовский подчеркивал, что независимое положение, самостоятельность, свобода - вот вечный, неизменный идеал личности. Но он, предупреждая проблему чрезмерной индивидуализации личности в обществе, на что в последнее время обращено внимание научной общественности, предлагал уравновешивать возможное полное обособление личности и общества друг от друга призванием граждан к осуществлению государственной деятельности: «чем чаще призываются граждане к общественной деятельности, чем многочисленнее будут установления, где будет воспитываться и поддерживаться гражданский дух, тем устойчивее будет самое политическое устройство, тем
безопаснее будет общество от разделения и антагонизма, и великие государственные цели тем с большим усердием будут преследоваться из поколения в поколение» [9, с. 147].
Исследовав проблему влияния категорий свободы и прогресса на учение о праве А.Д. Градовского, мы приходим к следующим выводам.
Во-первых, А.Д. Градовский, который тяготел к позитивистскому пониманию права, являлся и сторонником идей прогресса, под которым ученый понимал процесс поступательного развития, в чем состоит характерная особенность юриспруденции XIX в.
Во-вторых, А.Д. Градовский в своем учении о праве особенное внимание уделял изучению политических прав и свобод человека, придерживаясь мнения о том, что и в условиях самодержавия возможна их практическая реализация, охрана и защита.
В-третьих, развитие государства и политических прав и свобод в рамках теории прогресса может идти по правильному пути только при активной роли и участии граждан и общества в целом в политической жизни страны. Преодолению правового нигилизма в обществе, прежде всего, должен способствовать социальный слой русской интеллигенции, которая априори не может оставаться равнодушной к политико-правовой жизни государства. Одним из средств преодоления указанной выше проблемы А.Д. Градовский считал повсеместное преодоление правовой безграмотности.
Свобода, как удалось установить в рамках данного исследования, оказала существенное влияние на формирование правового учения А.Д. Градовского. В рамках своего учения он особое внимание уделял «прикладной» свободе, особенно такому виду свободы, как свобода печати, отмечая, что это форма выражения свободы мысли, оказывающая особое влияние и на правовое просвещение общества.
В целом, категории «свобода» и «прогресс» являются системообразующим звеном творческого наследия А.Д. Градовского и позволяют на более высоком теоретическом уровне разрешить как проблемы правопони-мания основ либерального консерватизма, так применить полученные знания в целях совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности.
1. Прокуратов А.А. Идея правовой свободы личности в воззрениях русских мыслителей
XIX века: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005.
2. Барсуков Ю.А.. Правовой прогресс как юридическая категория: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2004.
3. Гуляк И.И. Социально-политическая философия А.Д. Градовского: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2001.
4. Плященко Т.Е Политические и исторические взгляды А.Д. Градовского: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2004.
5. Грязнова Т.Е. Идея демократии в Российской либеральной правовой мысли второй половины XIX - первой половины XX века: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Омск, 2010.
6. Градовский А.Д. Сочинения. СПб., 2001.
7. Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала
XX века. М., 2011.
8. Жидкова Е.Н. Теория прогресса и политические права человека // Военные и политические науки в контексте социального прогресса: сборник материалов 21 Международной научно-практической конференции, Лондон, 23-26 марта 2012 г. / Международная академия наук и высшего образования. Лондон, 2012.
9. Градовский А.Д. Государство и прогресс // Собрание сочинений / под ред. А.А. Шахматова, Ф.А. Вальтера, Л.З. Слонимского. Т. 3. Спб., 1889.
10. Гуторов В.А., Гуляк И.И. А.Д. Градовский -ученый и социально-политический мыслитель // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5. № 3.
1. Prokuratov A.A. Ideya pravovoy svobody lichnosti v vozzreniyakh russkikh mysliteley XIX veka: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. M., 2005.
2. Barsukov YuA. Pravovoy progress kak yuridi-cheskaya kategoriya: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Saratov, 2004.
3. Gulyak I.I. Sotsial'no-politicheskaya filosofiya A.D. Gradovskogo: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. Rostov n/D, 2001.
4. Plyashchenko T.E. Politicheskie i istoricheskie vzglyady A.D. Gradovskogo: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Voronezh, 2004.
5. Gryaznova T.E. Ideya demokratii v Rossiyskoy liberal'noy pravovoy mysli vtoroy poloviny XIX - pervoy poloviny XX veka: avtoref. dis. ... d-ra yur. nauk. Omsk, 2010.
6. Gradovskiy A.D. Sochineniya. SPb., 2001.
7. Tumanova A.S., Kiselev R.V. Prava cheloveka v pravovoy mysli i zakonotvorchestve Rossiyskoy imperii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka. M., 2011.
8. Zhidkova E.N. Teoriya progressa i politicheskie prava cheloveka // Voennye i politicheskie nauki v kontekste sotsial'nogo progressa: sbornik materialov 21 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, London, 23-26 marta 2012 g. / Mezhdunarodnaya akademiya nauk i vysshego obrazovaniya. London, 2012.
9. Gradovskiy A.D. Gosudarstvo i progress // Sobranie sochineniy / pod red. A.A. Shakhma-tova, F.A. Val'tera, L.Z. Slonimskogo. T. 3. Spb., 1889.
10. Gutorov V.A., Gulyak I.I. A.D. Gradovskiy -uchenyy i sotsial'no-politicheskiy myslitel' // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 2002. T. 5. № 3.
nocTynnna B pega^Hro 11.06.2014 r.
UDC 340
CATEGORIES OF "FREEDOM" AND "PROGRESS" AS BASIS OF LEGAL DOCTRINE OF A.D. GRADOVSKY
Elena Nikolayeva ZHIDKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department; Tambov regional court, Tambov, Russian Federation, Secretary of court hearing, e-mail: milena-const@yandex.ru
The effect of categories of "freedom" and "progress" on the formation of legal doctrine of A.D. Gradovsky is studied. The problem of relationship between the concepts of democratic problem, constitutional and legal state in teaching of A.D. Gradovsky is considered. Influence of idea of freedom owes its design concept in A.D. Gradovsky about human rights. Ideological commitment to reform, the approach to the study of political and legal thought and the state relying on fundamental aspects of the theory of progress is the scientific basis for the activities of A.D. Gradovsky.
Prerevolutionary Russian lawyers justified, that human rights are significant institute of state law and primacy of human rights is not only a sign of property and rule of law, but its primary purpose, which is subordinated to its other characteristics. Categories of progress and freedom bring for learning of A.D. Gradovsky axiological backbone and character. Ideological legacy of A.D. Gradovsky became that direction of public opinion, which has gained experience in the formation of the constitutional legal state based on a combination of a single and a strong central government and a reasonable decentralization in local government.
Individual freedom, creation of conditions of formation of civil society and rule of law, ensuring proclaimed state of the rights and freedoms are the same primary according to A.D. Gradovsky as a representative of liberal conservatism, problem as to preserve the unity of the state and the protection of its sovereignty, as the conditions for its sustainable development.
Key words: freedom; progress; A.D. Gradovsky; human rights; rule of law; doctrine of law.