Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА'

ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
трудоустройство / лица старшего возраста / предпенсионный возраст / работодатели / социальная защита / эйджизм / право социального обеспечения / COVID-19 / employment / seniors / pre-retirement age / employers / social protection / ageism / social security law / COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глеб Вячеславович Откидач, Вадим Русланович Ларин

В сфере занятости и трудоустройства люди старшего поколения нуждаются в помощи и социальной защите, поскольку в силу различных причин медицинского, функционального и стигма-тизационного характера они испытывают трудности в поиске подходящего по полученной специальности и пройденному стажу рабочего места. В статье приводятся статистические данные демографического аспекта, отражающие ситуацию на рынке труда, раскрываются способы оказания социальной поддержки старших граждан, а именно: создание специальных учебных учреждений, направленных на повышение уникальной компетенции специалиста с целью его соответствия «духу времени», создание квот и налоговых послаблений для организаций-работодателей, изменение уголовного законодательства. Помимо этого, нам видится необходимым издание специального федерального закона, гарантирующего правовую защиту лиц старшего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment issues of elderly aged persons

In the field of employment and job placement, older people need help and social protection, since due to various reasons of a medical, functional and stigmatizing nature, they experience difficulties in finding an appropriate job according to their learned specialty and work experience. This article provides statistical data on the demographic aspect, reflecting the situation on the labor market, discovers ways of providing social support to senior citizens, namely: the creation of special educational institutions aimed at increasing the unique competence of a specialist in order to comply with the «spirit of the times», the creation of quotas and tax indulgences for employing organizations, changes in criminal legislation. In addition, we see it as necessary to issue a special federal law guaranteeing legal protection for older persons.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 349.2 ББК 67.405

DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-190-194

ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Глеб Вячеславович ОТКИДАЧ, Вадим Русланович ЛАРИН,

студент Дальневосточного студент Дальневосточного

федерального университета федерального университета

[email protected] [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.05 — трудовое право;

право социального обеспечения

Аннотация. В сфере занятости и трудоустройства люди старшего поколения нуждаются в помощи и социальной защите, поскольку в силу различных причин медицинского, функционального и стигма-тизационного характера они испытывают трудности в поиске подходящего по полученной специальности и пройденному стажу рабочего места.

В статье приводятся статистические данные демографического аспекта, отражающие ситуацию на рынке труда, раскрываются способы оказания социальной поддержки старших граждан, а именно: создание специальных учебных учреждений, направленных на повышение уникальной компетенции специалиста с целью его соответствия «духу времени», создание квот и налоговых послаблений для организаций-работодателей, изменение уголовного законодательства. Помимо этого, нам видится необходимым издание специального федерального закона, гарантирующего правовую защиту лиц старшего возраста.

Ключевые слова: трудоустройство, лица старшего возраста, предпенсионный возраст, работодатели, социальная защита, эйджизм, право социального обеспечения, COVID-19.

Annotation. In the field of employment and job placement, older people need help and social protection, since due to various reasons of a medical, functional and stigmatizing nature, they experience difficulties in finding an appropriate job according to their learned specialty and work experience.

This article provides statistical data on the demographic aspect, reflecting the situation on the labor market, discovers ways of providing social support to senior citizens, namely: the creation of special educational institutions aimed at increasing the unique competence of a specialist in order to comply with the «spirit of the times», the creation of quotas and tax indulgences for employing organizations, changes in criminal legislation. In addition, we see it as necessary to issue a special federal law guaranteeing legal protection for older persons.

Keywords: employment, seniors, pre-retirement age, employers, social protection, ageism, social security law, COVID-19.

Научный руководитель: Е.Ф. Ким, старший преподаватель кафедры трудового и экологического права Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Я ходе своего исследования мы выявили следующую проблему: люди старшего по--■»^■коления или лица старшего возраста (под данным термином авторами понимается возраст от 45 лет и до предпенсионного возраста, поскольку в среднем именно с этого момента потенциальные работники начинают испытывать трудности в поиске подходящей стажу и уровню

квалификации работы) нуждаются в социальной защите, а также в помощи в трудоустройстве со стороны не только общества, но и государства.

Если говорить про отраслевую принадлежность данной проблематики, то можно смело заявлять, что вопрос трудоустройства лиц старшего возраста лежит в плоскости права социального обеспечения (ПСО).

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

Г. Г. Пашкова в своей работе понимает под социальным обеспечением систему отношений алиментарного характера по оказанию помощи и (или) содержания нуждающимся по закрепленным законодательством нормативам, осуществляемой государством в рамках его организационно-финансовой деятельности за счет общественных и (или) обобществленных средств1.

Соотнося предмет нашего исследования с признаками, вытекающими из данного понятия, можно сделать вывод, что граждане в возрасте от 45 до 60 / 65 лет как раз относятся к категории нуждающихся, которая является одной из основополагающих в ПСО. Эти лица в силу демографической принадлежности претерпевают определенные лишения, на которые сами они почти никак не в состоянии повлиять. Поэтому здесь на помощь приходят социальные фонды, направленные на преодоление этой самой «нуждаемости», в нашем случае — это политика государства в сфере занятости населения.

После принятия изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изм. от 12.11.2018 г.), а также принятия ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3, связанных с границами пенсионного возраста (наступление этого возраста повысили на пять лет), известных так же, как «пенсионная реформа», граждане, которые итак испытывали проблемы с трудоустройством, теперь вынуждены находиться в «подвешенном» состоянии, когда возраст не позволяет найти подходящую работу и при этом отсутствует возможность получить пенсионное обеспечение по старости. Такое состояние сказывается на социальной сфере в стране.

Какое на сегодняшний день существует правовое урегулирование вопросов трудоустройства и занятости населения?

Статья 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 закрепляет, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Статья 5 этого же нормативно-правового акта гласит, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

■ развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

■ обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от националь-

ности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

■ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

■ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

■ осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые)2.

Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых основ трудоустройства граждан государство возлагает на себя обязанность по обеспечению их устройства у работодателей в качестве работников. При этом Закон не допускает каких-либо ущемлений прав. Однако именно такая ситуация на сегодняшний день наблюдается в России, и основанием для такой дискриминации является ни что иное, как возраст соискателей.

Старшим россиянам в целом непросто найти работу, а в результате повышения пенсионного возраста и законодательных инноваций, направленных на защиту их прав, ситуация не претерпела никаких изменений. Так, в ходе опросов компании соискатели давно отмечают, что сложности с поиском работы у них начинают возникать в возрасте 40 — 45 лет, отмечает Мария Игнатова, руководитель службы исследований НеаШиЩег3.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

С точки зрения научной терминологии лучше всего характеризует дискриминацию на основании возраста понятие «эйджизм». Впервые данный термин был выдвинут американским ученым-геронтологом Р.Н. Батлером, под которым он понимал предубежденное отношение к пожилым людям, а также закрепление отрицательных по своему смыслу стереотипов на уровне социальных институтов4.

Мы же считаем, что «эйджизм» можно рассматривать в несколько более широком смысле, включая в него и принижение в правах лиц, достигших определенного возрастного порога. В случае с проблемами трудоустройства в реалиях России данный порог может составлять 45 лет, что соответствует статистическим данным. Данный подход, в частности, демонстрируется в одной из публикаций журнала «Коммерсантъ. Деньги» за 2016 г., в которой упомянутый термин используется именно в таком смысле5.

Надежда Илюшина как руководитель практики трудового права в юридической фирме Оо^ЬМ БЬР в Москве утверждает, что сотрудники предпенсионного возраста, обладающие уникальным опытом, есть и в российских компаниях — чаще всего в строительстве, проектировании или авиастроении.

Н. Илюшина отмечает, что работники пожилого возраста принадлежат к одному из наиболее незащищенных слоев населения. Специалистам, потерявшим работу за несколько лет до выхода на пенсию, непросто снова трудоустроиться. По словам Илюшиной, компании охотнее нанимают молодых специалистов, чем сотрудников в возрасте, а центры занятости не всегда эффективны6.

Обратимся к зарубежному опыту решения вопроса трудоустройства старших граждан.

В странах Европы, в том числе и Германии, разработана общенациональная программа, в которой участвуют около 78 фирм. В рамках этой инициативы Министерства труда и социального обеспечения ФРГ соискателям помогают в местных центрах занятости. Трудоустройством людей предпенсионного возраста также занимаются специальные сотрудники. Их задача — совместно с образовательными учреждениями подготовить пожилых людей к новой постоянной трудовой деятельности.

Не менее важную роль при этом играет и бизнес.

В Финляндии проводят онлайн-конферен-ции для соискателей. Это новая возможность трудоустройства через онлайн-мероприятия по

подбору персонала, которая объединяет финских работодателей и соискателей из Финляндии и за рубежом. На этом мероприятии проводят видеоконференции, в которых знакомят людей со своей потенциальной работой. До этого те, кто хочет трудоустроиться, подают заявление с приложенным в нем резюме. В конце устраивают кросс-интервью.

И все же даже позитивная динамика не означает, что проблем с трудоустройством пред-пенсионеров нет. Чем старше человек, тем дольше он ищет работу, свидетельствует статистика НеаШиЩег. Если в возрасте до 25 лет за неделю работу находят 32% соискателей, то в возрасте старше 45 — лишь 9%.

Количество же приглашений на одно резюме в среднем у соискателей 45+ составляет 1,8, тогда как в возрасте 18 — 24 года — 5,5.

Не удивительно, что две трети соискателей оценивают возраст как минус при приеме на работу.

Кроме того, по данным, полученным в ходе статистических исследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата) последних лет, за 2018 г. доля численности населения в возрасте старше трудоспособного во всем населении России составляет 25,4%7. Очевидно, что данная цифра не отражает полную картину ситуации, ибо здесь исследователи не учитывают значительную часть населения в возрасте от 45 до 60 (65) лет. По этой причине существует также необходимость более конкретных по своему предмету статистических изысканий, затрагивающих не все трудоспособное население в целом, но ту его часть, которая испытывает соответствующие социальные проблемы.

По мнению экспертов, на данный момент ситуация ухудшилась, по крайней мере в отношении статистики. Уровень безработицы увеличился ровно на 2%8. Такому скачку способствовало распространение коронавирусной инфекции в начале 2020 г., после которой последовали массовые увольнения работников из частных предприятий. Поэтому на данный момент людям, подвергшимся увольнению, сейчас, как никогда ранее, нужна социальная защита со стороны государства.

Что же касается отечественного опыта последних лет, то он не может не обнадеживать.

1 января 2019 г. Министерством труда и социальной защиты был запущен проект «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография». В выпуске «Российской га-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

зеты» № 251 (8009) отмечают, что данная программа направлена на профессиональное обучение лиц предпенсионного возраста. На период прошлого года Минтрудом было зафиксировано 86 тыс. непосредственных участников. Проект предусматривает возможность повышения квалификации или переквалификации, а также налоговые льготы для организаций, вовлеченных в его реализацию9. Это должно поспособствовать повышению мотивации работодателей в принятии на рабочие места представителей старшего поколения.

Тем не менее даже вышеперечисленные меры по преодолению проблем трудоустройства лиц старшего возраста не позволят полностью устранить все те барьеры, которые встречаются соискателям на пути приобретения статуса работника. Мы готовы предложить следующие идеи, которые помогут нивелировать данные препятствия.

Во-первых, считаем необходимым издание по аналогии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» ФЗ «О социальной защите лиц старшего возраста в РФ». В нем следовало бы дать легальное определение понятия лиц старшего возраста, их социальной защиты и поддержки.

В данном федеральном законе мы предлагаем юридически закрепить схожий механизм проведения специальных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности лиц старшего возраста, а именно, образование, повышение квалификации и переквалификация (а также организация обучения новым профессиям) таких граждан, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для их трудоустройства, стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства старших лиц, создание условий для предпринимательской деятельности.

Целесообразно предусмотреть данным нормативно-правовым актом право лиц старшего возраста на создание соответствующих общественных объединений. Порядок проведения вышеупомянутых специальных мероприятий можно включить в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ.

Существует также необходимость создания новой категории граждан в рамках ст. 144.1 УК РФ, сформулировав примечание, а именно: «лица старшего возраста», под которыми закон

понимал бы лиц от 45 лет до предпенсионного возраста / пенсионного возраста. Такое изменение мы считаем необходимым в виду тех рамок, которые установлены новым законодательством. Пенсионный возраст повышен, в связи с этим создается новая группа социально незащищенного населения, которая нуждается в правовой поддержке.

Во-вторых, в частных компаниях все чаще требуются работники со знанием английского языка, который на данный момент обладает статусом интернационального и повсеместно используется в экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В вышеупомянутых центрах переквалификации нужно добавить изучение английского языка, по крайней мере базового уровня, что в дальнейшем воспрепятствует возникновению проблем при трудоустройстве, ведь все больше крупных фирм выходят на международный уровень и знание английского тут будет очень кстати.

Используя практику зарубежных стран, можно организовать со стороны государства в условиях пандемии, где все работают на удаленном режиме, онлайн-конференции, где работники при помощи видеосвязи будут общаться с работодателями и проходить собеседование в такой форме.

Сегодня ситуация с дистанционным форматом работы только набирает обороты, а с учетом постановления Главного санитарного врача РФ № 31 от 16 октября 2020 г., которое направлено на пресечение мер распространения коронави-русной инфекции, данная тенденция не собирается сбавлять эти темпы. Для того чтобы соискатели, которые стоят на пути приобретения статуса работника, не встречались с трудностями использования компьютерных технологий, можно в дополнение к функциям центров по переквалификации и переподготовке добавить функцию обучения базовым навыкам использования компьютерных технологий, что позволит избавляться от компьютерной безграмотности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что трудоустройство лиц старшего возраста — это проблема, которая имеет комплексный характер. Именно по этой причине те меры, которые предпринимаются сейчас в ее отношении, недостаточны для полного и всестороннего ее решения в текущих социальных, экономических и политико-правовых условиях, существующих в Российской Федерации. Однако если принять во внимание все те факторы, которые были приве-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

дены ранее, и обеспечить данную социально незащищенную группу населения надлежащей материально-технической и правовой поддержкой, то положительная динамика не заставит себя долго ждать.

1 Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Томск: ИД Томского гос. ун-та, 2018.

2 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1 (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Газета.гл

4 Асташова Ю.В. Эйджизм как фактор сдерживания ге-ронтомаркетинга на российском потребительском рынке // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Экономика и менеджмент. 2018. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ eydzhizm-kak-faktor-sderzhivaniya-gerontomarketinga-na-rossiyskom-potrebitelskom-rynke (Дата обращения: 05.11.2020)

5 Обыкновенный эйджизм // Коммерсантъ. Деньги. 2016. № 29. 25 июля. С. 14.

6 Бём М, Филатова И. Пенсионный возраст как шанс на трудоустройство: опыт Германии и России // Ин-форм. портал «Made for minds» 11.04.2014 г.: https:// p.dw.com/p/1Bg2K

7 Росстат. Раздел (Статистика / Официальная статистика / Население /Старшее поколение /Демографические показатели / Численность населения РФ) // https:/ /rosstat.gov.ru/folder/13877

8 Росстат. Раздел «Занятость и безработица в Российской Федерации» // https://rosstat.gov.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/220.htm

9 https://rg.ru/2019/11/06/kto-smozhet-poluchit-novuiu-professiiu-za-schet-gosudarstva.html

Библиографический список

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1 (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Асташова Ю.В. Эйджизм как фактор сдерживания геронтомаркетинга на российском потребительском рынке // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Экономика и менеджмент. 2018. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eydzhizm-kak-faktor-sderzhivaniya-gerontomarketinga-na-rossiyskom-potrebitelskom-rynke (Дата обращения: 05.11.2020)

3. Бём М, Филатова И. Пенсионный возраст как шанс на трудоустройство: опыт Германии и России // Информ. портал «Made for minds» 11.04.2014 г.: https://p.dw.com/p/1Bg2K

4. Гусенко М, Зубков И. Кто сможет получить новую профессию за счет государства // Рос. газ. Федер. вып. 2019. № 251(8009). 6 ноября // https:// rg.ru/2019/11/06/kto-smozhet-poluchit-novuiu-professiiu-za-schet-gosudarstva.html

5. Еремина Н, Каткова Е. Льготы не помогут: пожилых оставят без работы. 15.05.2019 г. // Газета. Ру: https: //www.gazeta.ru/business/2019/05/ 14/12353839.shtml

6. Обыкновенный эйджизм // Коммерсантъ. Деньги. 2016. № 29. 25 июля.

7. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Томск: ИД Томского гос. ун-та, 2018. 160 с.

8. Росстат. Раздел «Занятость и безработица в Российской Федерации» // https:// rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/ d02/220.htm

9. Росстат. Раздел (Статистика / Официальная статистика / Население /Старшее поколение /Демографические показатели / Численность населения РФ) // https://rosstat.gov.ru/folder/ 13877

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.