Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения'

Вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мотрович И. Д.

Противодействие административным правонарушениям в сфере общественного порядка, связанным с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции, является залогом обеспечения и укрепления правопорядка в регионе, стране в целом. Одним из обязательных признаков некоторых видов данных правонарушений является наличие состояния опьянения, установление и доказывание которого не лишено определенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мотрович И. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения»

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

© Мотрович И.Д.*

Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск

Противодействие административным правонарушениям в сфере общественного порядка, связанным с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции, является залогом обеспечения и укрепления правопорядка в регионе, стране в целом. Одним из обязательных признаков некоторых видов данных правонарушений является наличие состояния опьянения, установление и доказывание которого не лишено определенных проблем.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) для установления состояния опьянения предусмотрено применение двух мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 2) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения [1, п. 5.1, 6 ч. 1 ст. 27.1, 27.12]. Однако существующий правовой механизм использования освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как показывает анализ правоприменительной практики, не лишен проблем и недостатков, которые требуют детального изучения для выработки соответствующих мер по их устранению.

Согласно диспозиции ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].

В этом заключается первая проблема. Она состоит в том, что на настоящий момент порядок осуществления данных мер в соответствии с требованиями КоАП РФ урегулирован применительно к лицам, которые управляют транспортным средством, то есть к водителям [2].

Между тем установление состояния опьянения необходимо не только для административных правонарушений в области правонарушений в области дорожного движения, но и для некоторых видов административных

* Адъюнкт.

правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции, - ст. 20.21 (появление в состоянии опьянения в общественных местах), 20.22 КоАП РФ (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в общественных местах). Не говоря уже о том, что совершение административного правонарушения в состоянии опьянения в силу п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность [1].

Конечно, установление состояния опьянения иных категорий лиц возможно в рамках медицинского освидетельствования. Но существующий порядок проведения медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением тех, кто управляет транспортным средством, несовершенен и противоречит не только требованиям КоАП РФ, но и ст. 15 Конституции РФ.

Вторая проблема обусловлена особенностями, характерными для медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Во-первых, исходя из анализа Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 [2], Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утв. Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 [4, Приложение № 3], Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утв. зам. министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. № 0614/33-14 [3], медицинское освидетельствование на состояние опьянения, проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. При этом оно может проводится, как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям [4, п.3 Приложения № 3].

Во-вторых, медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освиде-

тельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах.

Но далеко не всегда на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, расположены медицинские организации, соответствующим описываемым требованиям либо имеются медицинские работники, имеющие право проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Не всегда у сотрудников органов внутренних дел (полиции) в виду климатических условий, рельефа местности, развития транспортной инфраструктуры, отдаленности места несения ими службы от органа внутренних дел и отдаленности самого органа от данных организаций есть и сама возможность доставить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21, ст. 20.22 КоАП РФ, для проведения медицинского освидетельствования.

Между тем подавляющее большинство административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ, совершаются гражданами в результате потребления ими алкогольных напитков. Учитывая, что данные правонарушения на протяжении многих лет в структуре административных правонарушений, выявляемых органами внутренних дел (полиции), занимают второе место, то вполне оправданным является рассмотрение вопроса о расширении круга должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, которое исходя из анализа Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (п. 5), осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений (далее - технические средства измерения) [2]. Речь идет об участковых уполномоченных полиции, сотрудниках подразделений по делам несовершеннолетних, дежурных частей, поскольку, как правило, именно они осуществляют наиболее широкий круг процессуальных действий по закреплению доказательств по делу об административном правонарушении,

оформлению процессуальных документов, имеют высокий уровень профессиональной подготовки.

Реализации подобного решения препятствует диспозиция ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, которой установлен исчерпывающий перечень должностных лиц, имеющих право осуществления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, что образует третью проблему. К числу таких лиц относятся должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, должностные лица военной автомобильной инспекции. В системе МВД РФ к числу таких должностных лиц относятся сотрудники ГИБДД, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также участковые уполномоченные полиции [5, п. 4]. То есть фактически освидетельствование на состояние алкогольного опьянения возможно только в отношении лиц, которые управляют транспортным средством, и только по делам об административных правонарушений в области дорожного движения.

Таким образом, для изменения существующей ситуации необходимы следующие меры.

Во-первых, предоставить право проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием технических средств измерения службам и подразделениям органов внутренних дел, чья деятельность непосредственно связана с противодействием административным правонарушениям в сфере общественного порядка (должностным лицам дежурных частей, подразделений по делам несовершеннолетних, участковым уполномоченным полиции). Для этого необходимо внести изменения в ст. 27.12 КоАП РФ, а также выработать единые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Во-вторых, учитывая первое, привести нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения медицинского освидетельствования, в соответствии с требованиями КоАП РФ, в том числе и восполнения существующих пробелов. Для этого необходима разработка единого нормативного правового акта, регулирующего порядок медицинское освидетельствования для установления состояния опьянения независимо от вида административного правонарушения, совершенного физическим лицом.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.

2. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транс-

портным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // СЗ РФ. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.

3. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утв. зам. министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 // СПС «Гарант»

4. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // БНА ФОИВ. - 2003. - № 48.

5. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 // Российская газета. - 7 июля 2009. - № 122.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР

© Нестеренко И.А.*

Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России,

г. Новосибирск

В статье на основе анализа зарубежного законодательства, законодательства Российской Федерации, а также взглядов отечественных исследователей раскрываются основные подходы к классификации административных процедур, на основе которых автор приходит к выводу об отсутствии единообразных научных подходов к пониманию и классификации исследуемого правового явления и подзаконном характере его регулирования.

Во многих развитых странах достаточно давно сформировалось и действует законодательство, регулирующее административные процедуры. В частности, закон об административной процедуре действует в США [12] с 1946 года. В указанном законе содержатся положения, регулирующие порядок информирования граждан о деятельности администрации,

* Доцент кафедры Конституционного и административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.