ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
THE ISSUES OF IMPROVING CRIMINALISTIC TRAINING OF LAW
ENFORCEMENT OFFICERS
Аннотация: во всем современном мире в целом и Российской Федерации в частности непрерывно происходят процессы развития общественных отношений и научно-технического прогресса. Не обошли стороной данные явления и деятельность правоохранительных органов, поскольку для эффективного отправления правосудия необходимо своевременное совершенствование судопроизводства. При осуществлении деятельности, направленной на раскрытие и расследование преступлений, существенную роль играют организационное, правовое, научно-исследовательское и техническое обеспечение, однако не менее важен высокий уровень криминалистической подготовки сотрудников, реализующих ее на практике, в первую очередь следователей, дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертов-криминалистов. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме криминалистической подготовки будущих и действующих субъектов раскрытия и расследования преступлений и некоторым направлениям ее возможного совершенствования и развития. В статье проведен анализ взглядов ведущих отечественных ученых-криминалистов, связанных с необходимостью и важностью получения сотрудниками правоохранительных органов определенных криминалистических навыков и знаний. Автор выделяет особенности практической стороны обучения сотрудников правоохранительных органов. Представлен положительный пример данной деятельности в Волгоградской академии МВД России и Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Обозначенная проблема дополняется рассмотрением особенностей современной преступности.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая подготовка, раскрытие и расследование преступлений, практическая деятельность, технологизация.
Для цитирования: Красненко Ю.В. Вопросы совершенствования криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 3. С. 80-84.
Abstract: in the entire modern world in general and the Russian Federation in particular, the processes of the development of social relations and scientific and technological progress are continuously taking place. These phenomena and the activities of law enforcement bodies have not been spared, since the effective administration of justice requires the timely improvement of legal proceedings. Organizational, legal, research and technical support, as well as the high level of criminal training of employees who implement it in practice, primarily investigators, employees of operational units, and forensic experts, play an important role in carrying out activities aimed at the disclosure and investigation of crimes. The article is devoted to the actual problem of criminalistic training of future and acting subjects of disclosure and investigation of crimes and some directions of its possible improvement and development. The article analyzes the views of leading domestic forensic scientists related to the need and importance of obtaining certain forensic skills and knowledge by law enforcement officers. The author highlights the practical aspects of training law enforcement officers. A positive example of this activity is presented in Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia and Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. This problem is complemented by a review of the characteristics of modern crime.
Keywords: criminalistics, criminalistic training, disclosure and investigation of crimes, practical activity, technologization.
УДК 343.98
Ю.В. КРАСНЕНКО,
YURY V. KRASNENKO,
postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
For citation: Krasnenko Yu.V. The issues of improving criminalistic training of law enforcement officers // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3. P. 80-84.
Отечественная криминалистика, наряду с достижениями зарубежной науки, за время своего существования и развития пополнилась значительным количеством теоретических знаний и направлений практической деятельности. Об этом можно судить исходя из особенностей, заключенных в универсальном и прикладном характере данной юридической науки. В настоящее время именно криминалистика находится в непосредственном пересечении и комплексном взаимодействии с иными науками уголовно-правового цикла, поскольку обладает как общей, так и узкоспециализированной информацией из практики раскрытия и расследования преступлений. При этом именно криминалистикой сформирован многогранный комплекс возможностей по использованию достижений научной и технической мысли как в процессе первоначального профессионального обучения будущих сотрудников правоохранительных органов из числа студентов и курсантов образовательных организаций, так и в повышении квалификации действующих субъектов криминалистической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
В свою очередь, достижение определенного уровня криминалистической подготовки формирует у обучающихся базовые навыки и знания, которые создают теоретический и научно-практический фундамент для последующего обучения. Дальнейшее развитие в данном направлении позволяет получить компетентного и грамотного специалиста, способного в том числе ориентироваться и действовать в нестандартных криминалистических ситуациях.
Взаимосвязь между криминалистической подготовкой сотрудников правоохранительных органов и эффективностью их деятельности определили такие ученые-криминалисты, как А.Ф. Волынский, Е.П. Ищенко, В.Я. Колдин, В.П. Лавров, А.Г. Филиппов, Н.П. Яблоков и другие.
Так, В.Я. Колдин отмечает, что накопленный на протяжении длительного времени потенциал криминалистики является «необходимым компонентом любого юридического знания и обязательным элементом профессиональной подготовки любого юриста» [1, с. 13].
По мнению профессора Н.П. Яблокова, вузовская криминалистическая наука способствует не только развитию криминалистики как юридической науки, но и как учеб-
ной дисциплины. Выделяется ее главная задача - обеспечение подготовки специалистов-криминалистов в соответствии с современными требованиями [2, с. 137]. При этом помимо криминалистических навыков, знаний и умений, необходимых для качественного расследования преступлений, формирует у обучающихся (в том числе и из гражданских образовательных учреждений) способность устанавливать и доказывать юридические факты в целом1.
Данное представление о криминалистике позволяет нам говорить о возможности использования знаний, полученных из криминалистической теории и практики, в различных сферах деятельности, осуществляемых юристами. Исходя из этого специалисты, которые в той или иной степени обладают криминалистическим мышлением, будут более ответственно работать с документами и информацией при решении конкретных задач своей юридической практики.
Обратим внимание на иную сторону криминалистической подготовки обучающихся, в которой можно выделить специализированный и общий курс учебной дисциплины «Криминалистика»:
1. Специализация в данном случае наиболее часто относится к процессу обучения будущих и действующих сотрудников правоохранительных органов, подготавливая их к решению различных задач, применению криминалистических методов, средств и рекомендаций в процессе раскрытия и расследования преступлений.
2. Общий курс охватывает широкий спектр специальностей, поскольку без знания криминалистики нельзя говорить о получении полноценного высшего юридического образования и, соответственно, будет затруднен процесс переквалификации и адаптации специалиста в случае смены своей профессии на работу в правоохранительных органах [3, с. 33-34].
Подобное разделение позволяет, с одной стороны, осуществлять непосредственную подготовку сотрудников правоохранительных органов, нацеленную на решение присущих только им конкретных задач. С другой стороны, преподавание криминалистики в большей части учебных заведений с юридическим уклоном позволяет в процессе борьбы с преступ-
1 Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2005. С. 38.
ностью использовать теоретические и практические наработки как внутриведомственных, так и гражданских учреждений с возможностью привлечения нужного количества подготовленных и компетентных специалистов.
Также заметим, что криминалистическая подготовка, выступая частью учебно-методического обеспечения криминалистической деятельности, имеет большое значение в профессиональной подготовке абсолютно всех сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России и других ведомств, но в большей степени влияет на непосредственных субъектов раскрытия и расследования преступлений, в особенности на следователей, дознавателей, оперативных работников и экспертов-криминалистов [4, с. 134].
Таким образом, рассмотрев точки зрения ведущих ученых-криминалистов, выделим некоторые направления дальнейшего развития и совершенствования криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. К их числу можно отнести:
1. Получение профессиональных навыков, направленных на практическую реализацию возможностей криминалистики при раскрытии и расследовании преступлений.
Неотъемлемой частью криминалистической подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений выступает ее практическая составляющая. Данный подход способствует формированию у обучающихся системы навыков и взглядов, которые позволяют грамотно реализовывать на практике криминалистические методы, средства и рекомендации для получения доказательственной и оперативно-розыскной информации. Подготовленный специалист должен уметь анализировать данные, давать предварительную оценку, прогнозировать развитие событий, планировать взаимодействие с иными участниками расследования и представлять комплексный алгоритм действий в конкретных следственных ситуациях.
Согласно некоторым исследованиям, среди обучающихся недостаточными считают свои знания 76% опрошенных и (что не менее важно) 86% респондентов уверены в формальном подходе к сдаче экзаменов и зачетов в образовательных организациях [5, с. 200]. Данные результаты свидетельствуют о некоторой вто-ростепенности по отношению к получению практических навыков сотрудниками правоохранительных органов в период обучения.
Рассмотрим возможности использования в образовательном процессе специализирован-
ных комплексов, в которых обучающиеся могут решать различные криминалистические задачи в приближенных к реальности условиях.
Так, например, в Волгоградской академии МВД России зарекомендовала себя с положительной стороны и доказала эффективность работа лабораторий учебно-научных комплексов экспертно-криминалистической деятельности и (что действительно важно в подготовке будущих экспертов-криминалистов) узкоспециализированных лабораторий кафедр экспертного профиля. Проведение занятий в данных условиях вызывает неподдельный интерес у обучаемых, поскольку напрямую связано с будущей профессиональной деятельностью. На базе комплекса курсанты и слушатели индивидуально и коллективно выполняют научно-исследовательские работы и решают научные проблемы, имея при этом возможность подавать заявки для получения патентов на полезные изобретения и внедрять результаты своих исследований в экспертную практику [6, с. 321].
В Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина на протяжении нескольких лет успешно функционирует межкафедральный криминалистический полигонный комплекс, деятельность которого способствует увеличению мотивации обучающихся, предусматривает практическую сторону обучения и возможность ознакомиться с различными направлениями профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. На его территории проводит занятия не только кафедра криминалистики, но и кафедры уголовного процесса, оперативно-разыскной деятельности, обеспечения безопасности на объектах транспорта и другие [7, с. 138]. Занимаясь в данном комплексе, курсанты и слушатели действуют на таких ситуационных объектах, как «участок местности», «участок магистрального трубопровода», «осмотр мест происшествий по фактам краж из помещений финансово-кредитных организаций (банков)», «осмотр мест происшествий на объектах железнодорожного транспорта», «осмотр мест дорожно-транспортных происшествий» и другие.
Не стоит забывать, что помимо практической подготовки сотрудников правоохранительных органов необходимо совершенствовать и теоретическую составляющую обучения. Это обусловлено тем, что только в совокупности данных категорий возможна подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего познаниями криминалистической теории и способного уверенно применять кри-
миналистические методы, средства и рекомендации в конкретных условиях на практике.
2. Технологизация криминалистической подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Отличительной чертой современного общества выступает повсеместное использование информационных и телекоммуникационных технологий, относительная доступность высокотехнологического оборудования и девайсов.
По мнению экспертов Лаборатории Касперско-го, уже в настоящее время киберпреступники могут выйти за границы привычных устройств, таких как мобильные телефоны, смартфоны и компьютеры, и начать с большей активностью воздействовать на другие системы, имеющие доступ к Интернету. Например, можно заразить смартфон владельца «умного» дома или автомобиля, манипулируя включением и отключением электроприборов, открыванием и закрыванием дверей, запуском двигателя, определением местоположения и другими действиями. Аналогичным образом дело обстоит с современными медицинскими приборами, обладающими доступом к глобальной сети, количество которых уже приблизилось к 19 миллионам, или «фитнес-трекерами» общей численностью более 100 миллионов экземпляров. В данном случае масштаб угрозы варьируется от незаконного получения персональных медицинских данных пользователя вплоть до переустановки некоторых настроек, что в ряде случаев является чрезвычайно опасным, например, на дозаторах инсулина2. Развитие подобных тенденций характеризует качественную трансформацию преступной деятельности и соответствующим образом влияет на криминалистическую деятельность. В борьбе с подобными проявлениями правоохранительные органы опираются на криминалистику как науку о методах, средствах и рекомендациях, направленных на оказание помощи в борьбе с преступностью, и как учебную дисциплину, призванную в процессе обучения подготовить компетентных сотрудников.
В данном направлении, имея некоторое техническое отставание от развитых стран, наше государство обладает значительным творческим и научным потенциалом. В подтверждение этому обратимся к высказыванию Н.Н. Федотова: «Особенности советской системы высшего образования, особенно ее исследовательский уклон в подготовке кадров, привели к тому, что российские специалисты отличаются от западных креативностью, способностью быстро осваивать новые знания,
2 Лаборатория Касперского. Предупрежден - значит вооружен [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky. ru/about/press-releases/2017_forewarned-means-armed-kaspersky-lab-told-what-threats-home-users-may-face-in-2018
критичностью мышления - это как раз то, что требуется для успешного совершения компьютерных преступлений и их раскрытия» [8, с. 26]. Причем часто бывает так, что наиболее квалифицированные в этой сфере кадры подготавливаются в гражданских, а не ведомственных образовательных организациях. И уже в результате взаимодействия правоохранительных органов с негосударственными компаниями, специализирующимися в сфере кибербезопасности и информационных технологий, можно наглядно увидеть эффективность подобного сотрудничества.
Отдельно выделим подготовку специалистов в области судебной компьютерно-технической экспертизы и отметим ценность приобретаемых ими специальных познаний, поскольку их заключение можно использовать в качестве доказательства для успешного расследования преступлений [9, с. 177]. В настоящее время криминалистика должна уделять больше внимания исследованию и иных следов (электронных, видео, компьютерных, звуковых и т.д.).
Что касается обучающихся и действующих сотрудников правоохранительных органов, можно выделить следующие направления совершенствования технологизации криминалистической подготовки:
- разработку универсальной концепции развития технологизации криминалистики;
- повышение общего уровня обучающихся в сфере новых технологий;
- своевременную переподготовку и повышение квалификации действующих сотрудников в данной области;
- формирование готовности к ознакомлению с новыми технологиями и мотивирование к их эффективному использованию на практике [10, с. 256].
Отметим, что сейчас в процессе практических занятий следует акцентировать внимание не только на особенностях обнаружения, фиксации и изъятия традиционных материальных следов на месте преступления, но и обучать навыкам работы с компьютерными, электронными, видео- и другими следами.
В заключение заметим, что к процессу криминалистической подготовки необходимо подходить рационально и взвешенно. Акцентируя внимание на практической стороне, не стоит забывать и о теоретической составляющей обучения, поскольку только сбалансированная подача информации и решение различных криминалистических задач положительно влияют на подготовку специалистов по раскрытию и расследованию преступлений.
2018'3
ТРИБУНА
Помимо повсеместной технологизации образовательного процесса следует помнить о необходимости развития у обучающихся личных, деловых и профессиональных качеств.
Это обусловлено тем, что на современном этапе развития науки и технологий определяющую роль в защите интересов общества и государства играет именно человек.
Литература
1. Колдин В.Я. Актуальные проблемы методологии криминалистики и судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 1 (21). С. 12-18.
2. Яблоков Н.П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 4-2. С. 137-141.
3. Ищенко Е.П., Кручинина Н.В. О роли криминалистики в системе высшего юридического образования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 5 (33). С. 28-36.
4. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. - Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. 196 с.
5. Журавлев С.Ю. Криминалистические и междисциплинарные инновационные технологии совершенствования учебного процесса // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). С. 198-203.
6. Курин А.А., Дронова О.Б. Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 319-324.
7. Бодяков В.Н., Борисенко К.А. Роль криминалистической подготовки сотрудников оперативных подразделений в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 4. С. 135-143.
8. Федотов Н.Н. Форензика - компьютерная криминалистика. - Москва: Юридический мир, 2007. 432 с.
9. Шухова Н.В. Современные аспекты криминалистической подготовки юриста / Правовые проблемы укрепления российской государственности. - Томск, 2013. С. 176-178.
10. Савельева М.В., СмушкинА.Б. Технологизация криминалистики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 5 (118). С. 254-257.
References
1. Koldin V.Ya. Aktualnye problemy metodologii kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy // Teoriya i praktika sudebnoj ekspertizy. 2011. № 1 (21). S. 12-18.
2. YablokovN.P. Nekotorye problemy kriminalistiki v svete segodnyashnego dnya // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 4-2. S. 137-141.
3. Ishenko E.P., Kruchinina N.V. O roli kriminalistiki v sisteme vysshego yuridicheskogo obrazovaniya // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2017. № 5 (33). S. 28-36.
4. VolynskijA.F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij. - Moskva: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2016. 196 s.
5. Zhuravlev S.Yu. Kriminalisticheskie i mezhdisciplinarnye innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya uchebnogo processa // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1 (29). S. 198-203.
6. Kurin A.A., Dronova O.B. Osobennosti prepodavaniya discipliny «Kriminalistika» pri podgotovke specialistov dlya ekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij MVD Rossii // Obshestvo i pravo. 2014. № 1 (47). S. 319-324.
7. Bodyakov V.N., Borisenko K.A. Rol kriminalisticheskoj podgotovki sotrudnikov operativnyh podrazdelenij v deyatelnosti po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v ugolovno-ispolnitelnoj sisteme // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2017. № 4. S. 135-143.
8. Fedotov N.N. Forenzika - kompyuternaya kriminalistika. - Moskva: Yuridicheskij mir, 2007. 432 s.
9. Shuhova N.V. Sovremennye aspekty kriminalisticheskoj podgotovki yurista / Pravovye problemy ukrepleniya rossijskoj gosudarstvennosti. - Tomsk, 2013. S. 176-178.
10. Saveleva M.V., Smushkin A.B. Tehnologizaciya kriminalistiki // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2017. № 5 (118). S. 254-257.
(статья сдана в редакцию 10.07.2018)