Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования экономической политики в области международной трудовой миграции'

Вопросы совершенствования экономической политики в области международной трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИКА ТАДЖИКИСТАНА / РАБОЧАЯ СИЛА / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / TAJIKISTAN’S ECONOMY / MIGRATION / LABOR MARKET / LABOUR FORCE / REMITTANCES / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хонходжаев Акмал Тошходжаевич

Статья посвящена одной из важнейших проблем экономики миграционным процессам и их влиянию на экономическую перспективу Таджикистана. В частности рассмотрено, как трудовая миграция влияет на социально-экономическую перспективу страны. По мнению автора, миграционные процессы в Таджикистане играют существенную роль при формировании рыночной инфраструктуры и создании рыночных институтов. Автором предприняты попытки анализа: как тратятся и куда уходят млрд долл. трудовых мигрантов. Исходя из этого, автор предлагает пути совершенствования экономической политики Таджикистана в области экспорта трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хонходжаев Акмал Тошходжаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE ECONOMIC POLICY IMPROVEMENT IN REGARD OF THE INTERNATIONAL LABOUR MIGRATION

The article deals with such an essential economic issue as the migration processes and their impact on the economic prospects of Tajikistan. In particular, it is considered how the labour migration influences the socioeconomic prospects of the country. In the author’s opinion, the migration processes in Tajikistan play the substantial part in formation of the market infrastructure and institutions. The author also discusses the way the labour migrants spend their money. On this basis, the article suggests measures aimed to improve the economic policy of Tajikistan in the sphere of the labour migration export.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования экономической политики в области международной трудовой миграции»

УДК 331.5 (100)

Хонходжаев Акмал Тошходжаевич

аспирант кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ [email protected]

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Аннотация:

Статья посвящена одной из важнейших проблем экономики - миграционным процессам и их влиянию на экономическую перспективу Таджикистана. В частности рассмотрено, как трудовая миграция влияет на социально-экономическую перспективу страны. По мнению автора, миграционные процессы в Таджикистане играют существенную роль при формировании рыночной инфраструктуры и создании рыночных институтов. Автором предприняты попытки анализа: как тратятся и куда уходят млрд долл. трудовых мигрантов. Исходя из этого, автор предлагает пути совершенствования экономической политики Таджикистана в области экспорта трудовой миграции.

Ключевые слова:

миграция, рынок труда, экономика Таджикистана, рабочая сила, денежные переводы, предпринимательство.

Khonkhodzhaev Akmal Toshkhodzhaevich

PhD student of the Global Economy and International Relations Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

ISSUES OF THE ECONOMIC POLICY IMPROVEMENT IN REGARD OF THE INTERNATIONAL LABOUR MIGRATION

Summary:

The article deals with such an essential economic issue as the migration processes and their impact on the economic prospects of Tajikistan. In particular, it is considered how the labour migration influences the socioeconomic prospects of the country. In the author’s opinion, the migration processes in Tajikistan play the substantial part in formation of the market infrastructure and institutions. The author also discusses the way the labour migrants spend their money. On this basis, the article suggests measures aimed to improve the economic policy of Tajikistan in the sphere of the labour migration export.

Keywords:

migration, labor market, Tajikistan’s economy, labour force, remittances, entrepreneurship.

В настоящее время нерешенной остается проблема формирования эффективной экономической политики в области трудовой миграции как главного источника развития таджикской экономики. Отсутствие единого подхода к регулированию и совершенствованию трудовой миграции со странами принимающей стороны усугубляет существующую ситуацию.

Сегодня трудовая миграция стала образом жизни большинства населения Таджикистана (его активной части), для которых работа за рубежом превратилась в основной вид деятельности, и к тому же, они уже привыкли к миграции и не знают других методов улучшения своей жизни. Поэтому, для того чтобы улучшить экономическое положение страны, очень важно обратить должное внимание на проблему миграции.

В открытой рыночной экономике рынок труда наделен особой ролью стабилизатора всей экономики в целом. Именно благодаря эффективному использованию трудовых ресурсов можно произвести качественные изменения в трансформирующейся экономике.

В случае Таджикистана, денежные средства, поступающие от трудовых мигрантов, увеличивают платежеспособность населения, тем самым способствуют цепному развитию всей экономики страны, который иначе именуется как эффект мультипликации. Приток твердой валюты находит отражение в снижении уровня бедности, в сокращении масштабов безработицы, в снижении имущественного неравенства среди населения, развивает ее банковскую систему.

Другое важное преимущество притока иностранной валюты в экономику Таджикистана -это увеличение платежеспособности населения при покупке импортного товара. Например, экспортные поставки в 2012 г. составили на 1,3 млрд долл., что на 8,1 % больше уровня 2011 г. Импортные поступления составили более 3,7 млрд долл. и выросла на 17,8 %. Согласно этим данным в 2012 г. внешнеторговый оборот республики составил 5,137 млрд долл., что на 15,1 % больше предыдущего периода (на 674 млн долл. больше показателя 2011 г.). При этом сложился отрицательный торговый баланс - 1,437 млрд долл., который покрывают миградоллары (денежные переводы в 2012 г. составил 3,6 млрд долл.).

По данным Министерства финансов республики, сумма денежных переводов в Таджикистан за последние четыре года составила около 10 млрд долл. Тем не менее, размер данной суммы (почти пятикратный бюджет республики) не сделал Таджикистан с населением в 8 млн чел. богаче.

По итогам 2012 г. таджикские мигранты на протяжении всей своей новой миграционной истории отправили на родину рекордную сумму денег - 3,5 млрд долл. Вместе с тем, эти деньги тратятся с огромной скоростью: как только адресат их получает, они стремительно идут в оборот. Проведенный нами опрос показывает, что семьи мигрантов большую часть полученных денег тратят в первую очередь на продовольствие.

По данным Центра стратегических исследования (ЦСИ) при президенте РТ, значительная часть средств, заработанных мигрантами, в стране не задерживается. Деньги опять уходят из республики - преимущественно в Россию и Китай, откуда в страну завозятся продукты питания, одежда, стройматериалы и нефтепродукты [1].

Только в 2012 г. на продовольственные нужды семьи мигрантов потратили около 720 млн долл. Приблизительно такая же сумма ушла на приобретение одежды и бытовых товаров. Около 300 млн долл. семьи мигрантов потратили на организацию традиционных мероприятий и ритуалов, включая религиозные праздники, свадьбы и похороны, что, кстати говоря, часто и разоряет домохозяйства в Таджикистане. Только лишь десятая часть этих средств остается в банках страны. Население страны с неохотой хранит и вкладывает деньги в банки на депозитные счета.

За последние четыре года почти вдвое сократилось использование средств в качестве инвестиций внутри страны. «Если в 2009 году, около 14 % мигрантов сообщали, что вкладывают деньги в развитие собственного дела на родине, то сейчас в этом признались только 7 %» [2]. Это связано и мировым финансовым кризисом и ухудшением предпринимательского климата в стране.

Таким образом, миградоллары, которые составляют млрд, поступая в Таджикистан, становятся оплатой импортируемых товаров из-за рубежа. Пока эти деньги не удается использовать для развития экономики по разным причинам. Основные объективные факторы: слабо развитая деловая среда, неразвитая инфраструктура, слишком высокие налоги, высокие процентные ставки в банках и коррумпированность властей.

Среди субъективных факторов, мешающих работать мигрантским деньгам внутри Таджикистана: отсутствие предпринимательского опыта, низкая правовая грамотность и идея предпринимательства.

Между тем, каждый мигрант, работая в России, поддерживает на родине существующих бизнесменов. Их денежные переводы гарантируют политическую и социальную стабильность в Таджикистане. Но самим мигрантам подняться и стать успешными предпринимателями редко удается.

В Таджикистане миграционные процессы играли существенную роль при формировании рыночной инфраструктуры и создании рыночных институтов. Отчасти миграционные процессы сделали экономику страны зависимой от себя. Ведь сумма денежных переводов в год равняется 45-50 % ВВП страны. Сегодня политическая и социально-экономическая стабильность в республике, можно сказать, полностью зависит и привязана к трудовой миграции и денежным переводам.

Трудовую миграцию можно назвать главным вектором развития экономики страны. Она напрямую повлияла на развитие таких отраслей экономики как:

- воздушного, железнодорожного и автодорожного транспорта;

- связь (на рынок мобильной связи и интернета);

- банки и финансовые организации.

В определенной степени трудовая миграция улучшала предпринимательскую деятельность в республике. Многие мигранты в результате на заработанные деньги на родине открыли собственный бизнес. Помимо этого, рост миграции косвенно повлиял на развитие предпринимательства, то есть денежные переводы трудовых мигрантов увеличивали покупательскую способность населения. Это в свою очередь стало почвой для занятости большей части населения предпринимательской деятельностью. Таким образом, в начале 2004 г. 88,3 тыс. чел. - почти 1,3 % населения - в республике официально занимались предпринимательской деятельностью [3]. В 2012 г. количество предпринимателей выросло до 150 тыс. (1,9 % населения республики).

Не смотря на улучшения социально-экономического положения населения, снижение уровня бедности и возрастание суммы денежных переводов имеются некоторые проблемы в сфере трудовой миграции.

На наш взгляд, стратегия развития миграционной политики Таджикистана должна быть направлена, прежде всего, на достижение следующих целей:

- диверсификация географического охвата миграционных потоков и профессиональной деятельности мигрантов;

- создание инфраструктуры и коммуникации для налаживания новых миграционных связей и базы для обучения языку, культуре и другим навыкам;

- создание механизмов социального обеспечения трудовых мигрантов на родине;

- создание благоприятных условий и среды для развития предпринимательской деятельности внутри страны.

Для того чтобы диверсифицировать географический охват миграции и профессиональную деятельность трудовых мигрантов, таджикской стороне необходимо найти другие страны для перераспределения миграционных потоков, так как на сегодняшний день 90 % мигрантов ездят в Россию, что делает их крайне зависимым от России. В случае ухудшения экономической или политической ситуации в России это напрямую заденет и трудовых мигрантов, и всю политическую и экономическую жизнь Таджикистана. Кроме этого, надо возобновить деятельность профессиональных технических учебных заведений, где будут учить профессиям, которые востребованы в повседневной жизни: сварщики, штукатурщики, маляры, каменщики и т.д. Надо создавать такую систему, через которую можно сначала изучить потребность новых рынков, а затем, учитывая потребность стран в приеме трудовых мигрантов, оперативно отправлять готовых специалистов.

Создание новых миграционных инфраструктур и налаживание новых миграционных партнеров считаются главной ступенью в миграционной диверсификации.

Для того чтобы таджикские мигранты смогли быстро найти себе работу в других странах, необходимо создавать качественную инфраструктуру трудовой миграции. Иными словами, комплекс взаимосвязанных структур, гарантирующих трудовым мигрантам информационную, правовую и социальную поддержку во время трудовой миграции. Поэтому мы считаем, что действующая миграционная служба при Правительстве РТ должна создавать свою разветвленную сеть представительств в тех странах, где трудятся мигранты из Таджикистана. Работники данной службы должны заниматься вопросами содействия гражданам республики в подборе работодателя, оказании правовой поддержки в случае нарушения их трудовых прав и даже оказании им финансовой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Инфраструктура трудовой миграции - это систематизированное поле, где пересекаются работодатель и трудовой мигрант таким образом, чтобы интересы обеих сторон учитывались с максимальными выгодами и результатами и включали в себя такие элементы, как:

- правовая инфраструктура (миграционное законодательство, трудовое право, налогообложение, другие законодательные акты, двухсторонние соглашения);

- институциональная инфраструктура (комплекс государственных и частных институтов, обеспечивающих процесс трудовой миграции: территориальные миграционные службы, государственные службы занятости, частные рекрутинговые агентства, кадровые агентства, а также неправительственные организации, обеспечивающие поддержку и защиту прав трудовых мигрантов);

- информационная инфраструктура, нацеленная на создание справочного поля для мигрантов через специализированные информационно-консультационные службы с привлечением мигрантских ассоциаций, диаспор и т.д. [4].

Внешнеэкономическая и миграционная политика Республики Таджикистан должна быть направлена на укрепление связей с другими зарубежными странами для дальнейшего сотрудничества в сфере трудовой миграции.

Важно подчеркнуть, что сегодня таджикские трудовые мигранты не обеспечиваются никакими социальным выплатами (медицинское обслуживание, пенсия и льготы) ни в стране прибытия - в России, ни в Таджикистане, хотя они пополняют бюджет страны, отправляя туда деньги и оплачивая косвенные налоги, инвестируя экономику республики и т.д. В России, согласно Налоговому Кодексу РФ, все трудовые мигранты платят на территории РФ налог на доходы физических лиц и все другие косвенные налоги.

Самой важной частью нашего предложения по развитию экономики путем использования денежных средств мигрантов является создание благоприятных условий для расширения предпринимательской деятельности в стране. Для того чтобы мигранты инвестировали свои заработанные деньги в экономику страны путем предпринимательской деятельности Правительство должно разрабатывать преимущественные льготы, налоговые преференции, субсидирование малого и среднего бизнеса и защищать их права.

Ссылки:

1. Материалы круглого стола «Влияние мирового финансового кризиса на трудовую миграцию из Таджикистана». 13-14 марта 2009 г. Душанбе, 2009.

2. Таджикистан: куда уходят деньги трудовых мигрантов // Азия-плюс. 2013. 2 февраля. URL:

http://news.tj/ru/news/tadzhikistan-kuda-ukhodyat-dengi-trudovykh-migrantov (дата обращения: 03.06.2013).

3. Сафаров С.С. Устойчивое развитие республики Таджикистан как компонент национальной стратегии // Таджикистан и современный мир. 2005. № 5 (9). С. 14.

4. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.