УДК 331 Р.С. ШОКИРОВ,
К.А. АХМЕДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В последнее время вопрос о трудовой миграции становится очень актуальным в академических кругах, так как социально-экономическое развитие Республики Таджикистан приобрело зависимый характер от трудовой миграции. Появилось значительное количество научных исследований, посвящённых этому вопросу, среди которых можно перечислить работы таких видных учёных, как Х.У. Умаров, Т.А. Пиров, А.А. Бабаева и другие. Изучение этих работ показывает, что целью исследования трудовой миграции стало обоснование её необходимости в современном обществе и выявление особенностей динамики мотивации таджикской трудовой миграции
В современных условиях, когда проводится много исследований, вопрос о противоречиях, связанных с процессами трудовой миграции, все ещё остаётся открытым, так как значительное количество молодых учёных старается обходить противоречия, возникшие на пути их исследований. При этом они вызывают размышления у авторов о том, как быть в этих условиях? Что необходимо сделать, чтобы трудовая миграция стала регулирующим процессом? Какие меры необходимо принимать, чтобы трудовая миграция не вызывала угроз национальной экономической безопасности и др.
При этом, как сказал Аристотель [9, с.14], чтобы изучить процесс, необходимо проникнуть в него, так как именно такой подход поможет выявить конкретные противоречия, после чего можно будет перейти к нахождению путей решения выявленных противоречий. С этой целью нами был проведён опрос трудовых мигрантов. В результате исследований выяснилось, что денежные переводы многих мигрантов становятся основным источником дохода семей мигрантов при удовлетворении абсолютных потребностей. Между тем данное положение приводит к усилению социальной зависимости населения Таджикистана от внешней трудовой миграции. В этих условиях государству необходимо принять необходимые меры для обеспечения продовольственной безопасности республики, так как в любой момент, когда Россия не будет принимать трудовых мигрантов из Таджикистана, может возникнуть большая угроза в данном направлении.
Есть несколько вариантов обеспечения национальной экономической безопасности при высокой трудовой миграции, которые мы далее рассмотрим подробно.
Перед тем, как обосновать направления обеспечения безопасности, необходимо выявить угрозы, возникающие в этом процессе. К основным угрозам, возникающим
вследствие миграции, относится не только продовольственное направление, но и существуют такие угрозы, как смешение наций, снижение трудового потенциала, спад производства в различных секторах экономики, возникновение некоторых инфекционных заболеваний вследствие ненормального питания и негигиеничного местожительства мигрантов, развитие теневого сектора экономики и др.
Российские учёные Г. Викторский, С. Панарина считают, что негативный эффект трудовой миграции, особенно в нелегальной форме, пересиливает приносимые ею выгоды. Ибо уход, пусть и в общественно полезную деятельность, создаёт, в конечном счете, гораздо больше проблем, чем их решает (1, с.43).
Мы абсолютно согласны с названными авторами в том плане, что в результате массовой трудовой миграции возникают многочисленные проблемы, решение которых предполагается в предотвращении данного процесса. Но сегодняшняя ситуация воспроизводственного процесса на международном уровне этого не предполагает, так как в процессе глобализации обособленные страны становятся взаимозависимыми в плане использования всех ресурсов, в том числе и трудовых. Поэтому отказаться от осуществления международной трудовой деятельности очень трудно, а в некоторых случаях является и невозможным. При этом возникновение вышеперечисленных угроз уже проявляется не только на национальном уровне, но и на международном.Исследования показывают, что трудовая миграция будет приносить выгоды и угрозы и экспортирующим, и импортирующим странам. Если считать, что трудовая миграция имеет тенденцию к росту, то её воздействие параллельно будет расти по отношению к экономической безопасности.
На основе этого мы считаем, что в странах, где активно осуществляется процесс трудовой миграции, необходимо совершенствовать и дополнять направления экономической безопасности. Данный вопрос касается и Республики Таджикистан, где трудовая миграция проявляет различные угрозы социально-экономического характера. Основным направлением совершенствования системы экономической безопасности в условиях растущей миграции должно быть укрепление экономической безопасности в структуре миграционных процессов.
Наши прогнозы показывают, что в ближайшем будущем вследствие процесса трудовой миграции могут возникнуть некоторые острые проблемы в национальной экономике. К этим проблемам можно отнести следующие:
- во-первых, в республике возникает нехватка квалифицированных кадров. Подобный кризис может повлиять на все сферы хозяйственной жизни, и в результате произойдёт снижение эффективности механизма национальной экономики. В этих условиях государству необходимо принять конкретные меры, направленные на стимулирование кадрового потенциала в республике. Одним из видов таких мер, на наш взгляд, выступает поощрение высококвалифицированных кадров в контексте сферы их деятельности посредством всевозможных инструментов. Здесь необходимо разработать определённые критерии оплаты труда и инструменты стимулирования кадрового потенциала;
- во-вторых, растущая миграция приводит к формированию в Республике Таджикистан зависимого характера отдельных показателей экономики. (ВВП,
национальный доход). Данное явление, соответственно, приводит к зависимости национальной экономики от трудовой миграции.
В этих условиях одним из инструментов укрепления миграции могут стать широкие международные диалоги в рамках трудовой миграции.
В условиях глобализации данный вопрос стал более актуальным из-за возникших актуальных пробле . Трудовой миграцией стали заниматься институты научно-методического характера на национальном уровне. Кроме того, возникли значительные научные труды, касающиеся этой проблемы, в которых обосновывалось усовершенствование концепции государственного регулирования трудовой миграции в условиях глобализации. Особенно такие подходы наблюдаются в работах российских ученых, таких как В.О. Блинч, В.П. Щербаков, которые в своих исследованиях обосновывают необходимость регулирования процесса миграции на том основании, что данный процесс выступает одним из основных обязательных условий эффективной экономической интеграции государств, образовавших союзы и объединения на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭс и др.). По мнению авторов, процессы региональной экономической интеграции создают условия для более эффективного использования рабочей силы, а свободная трудовая миграция усиливает эту эффективность (2, с.7).
Мы согласны с этим утверждением, когда речь идет о повышении эффективности использования рабочей силы, но здесь возникает другой вопрос, связанный с ходом развития интеграционных процессов и степенью осуществления трудовой миграции.
На наш взгляд, здесь, перед рассмотрением эффективности использования рабочей силы, необходимо сначала решить вышеуказанные проблемы. В этом плане для формирования окончательного вывода необходимо провести тщательный анализ.
Методология успешной интеграции основывается на существовании взаимовыгодных отношений. Но, к сожалению, в политическом аспекте этот вопрос затрагивается более жёстко, и в конечном счёте возникают многочисленные споры. Сегодня на уровне региональной интеграции СНГ никак не осуществляются свободная торговля и таможенный союз, кроме России, Белоруссии и Казахстана, так как у этих трёх стран достаточно факторов как экономического, так и геополитического направления. А вопрос о взаимовыгодных отношениях между другими членами интеграционного объединения остаётся нерешённым, что становится причиной неэффективной интеграции.
Именно по этой причине в рамках СНГ возникло другое направление использования рабочей силы. Здесь существует и проблема нелегальной трудовой миграции. В ходе «круглого стола» в Общественной палате заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Анатолий Кузнецов 22 марта 2013 г. сообщил, что число нелегальных мигрантов в России составляет порядка 3 млн., при этом известно, что в России на заработках находятся более миллиона граждан Республики Таджикистан. Нелегалов среди таджиков-мигрантов, по данным ФМС, около 400 тыс. человек, которые пересекли государственную границу в неофициальной форме в целях поиска рабочего места. (3) Данный процесс ещё раз подтверждает наличие экономически вынужденной миграции в современных условиях.
В современных условиях экономические отношения в рамках СНГ имеют положительную тенденцию, которую можно наблюдать на основе функционирования внешнего сектора экономики Таджикистана. Официальная статистика показывает, что достаточно крупная доля внешнеэкономических отношений связывает РТ с такими странами, как Россия и Казахстан, хотя их географическое положение по сравнению с некоторыми другими странами является весьма далеким. На наш взгляд, такая ситуация стала последствием трудовой миграции, так как большое количество мигрантов из Таджикистана находится в России.
В ходе данного исследования нами проводились расчеты так называемого коэффициента миграционной зависимости. Миграционная зависимость по своей природе объясняет зависимость отечественного рынка труда от зарубежного, что арифметически дает основания для снижения социальной напряжённости. Но, кроме этого, в её основе лежит и другое, политико-экономическое влияние.
Коэффициент зависимости от трудовой миграции, млрд. дол.
Таблица №1
Содержание 2009 2010 2011 2012 2013
Денеж. переводы 1,74 2,2 3,149 3,595 4,2
Объём ВВП 4,8 5,6 6,7 7,6 8,5
Коэф. зависимости 36,2 39,2 47 47,3 49,4
Таблица №2.
Содержание 2009 2010 2011 2012 2013
Кол. труд. миг. 525,0 520,0 750,0 880,0 885,0
Объём эк.акт.нас. 4435 4530 4664 4796 4797,5
Коэф. зависимости 11,8 11,5 16,0 18,3 18,4
Источник: Республика Таджикистан: статистический ежегодник, 2013.-С.83.
Данные, приведенные в таблице, показывают, что этот коэффициент и по отношению к доле данных переводов мигрантов в общем объеме ВВП, и по отношению количества мигрантов к экономически активному населению имеет тенденцию увеличения. Так, в 2009 году 11,8% трудовых мигрантов от экономически активного населения имели в ВВП страны долю в размере 36,2%. Это соотношение в 2013 году увеличилось на 6,0% и 36,5% соответственно. При этом 1% увеличения миграции привел к 6,0 % увеличения её доли в ВВП республики.
Рассмотрим данную ситуацию с другой стороны.
Таблица №3
Годы Мигранты Доля в ВВП Внутренняя рабочая сила Доля в ВВП
2009 11,8 36,2 88,2 63,8
2010 11,5 39,2 88,5 60,8
2011 16,0 47,0 84,0 53,0
2012 18,3 47,3 81,7 52,7
2013 18,4 49,4 81,6 50,7
Данные таблицы показывают, что в 2013 году внутренний трудовой потенциал и внешняя трудовая миграция равнялись друг другу, хотя в процентном соотношении доля мигрантов в несколько раз меньше, чем доля внутреннего трудового населения, то есть в 2013 году 18,4% экономически активного населения, находясь в трудовой миграции, производили почти 50% ВВП республики против 81,6% внутреннего трудового потенциала, который имеет почти такую же долю. Это можно арифметически отразить следующим образом: 18,4% = 81,6%. При этом 1% внешней трудовой миграции равняется почти 4,5% внутреннего трудового потенциала республики. Приведенные цифры показывают, что в современных условиях в социально-экономическом развитии Республики Таджикистан существует абсолютная миграционная зависимость и она отражается в наличных результатах хозяйственной жизни в республике. Данное предположение можно назвать серьезной угрозой для экономики Таджикистана, так как степень зависимости составляет 1/4,5, с одной стороны, а с другой стороны, этот фактор также отражается на политических интересах государства, что вызывает серьезные опасения.
Представленные данные лишний раз подтверждают острую угрозу социально-экономической зависимости Республики Таджикистан от трудовой миграции.
Таким образом, государству необходимо уделить особое внимание растущим темпам трудовой миграции и направить свои усилия на урегулирование и решение этой проблемы, в частности на:
- создание новых рабочих мест с целью сокращения безработицы путем государственной поддержки предпринимателей в области государственной регистрации и их частичным освобождением от налогообложения на определенный период;
- привлечение национальных специалистов в различные области экономики путем увеличения заработной платы и социальной поддержки с целью остановки «утечки мозгов» и утраты квалифицированных специалистов;
- предоставление полномочий Агентству по трудоустройству на государственном уровне для составления трудовых договоров с зарубежными странами с целью сокращения незаконного пребывания граждан Республики Таджикистан за рубежом, регулирования направлений миграционных потоков, признания социальных документов во избежание потери здоровья, предотвращения инфекционных заболеваний в связи с плохими условиями жизни и социальным неравенством.
Список использованной литературы:
1. Миграция и безопасность России / Под ред.: Г. Викторовой и С. Панарина - М.: Центр Карнеж, интердеалект, 2000, - 341 с.
2. Щербаков, В.П. Роль трудовой миграции в развитии глобальных процессов в мировом хозяйстве: автореф. дисс. ... канд. эк. наук:080014 / Владимир Петрович Щербаков -М., 2012. - 22 с.
3. Сообщение заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Анатолия Кузнецова от 22 марта 2013 г. в ходе «круглого стола» в Общественной палате [электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.vz.ru/news. дата обращения: 2013/3/22.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2013 г. -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2013. -83 с.
5. Мониторинг и Раннее Оповещение в Таджикистане. Ежемесячный отчет, ноябрь 2013 г. Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан. [электронный ресурс]/режим доступа: http://www.medt.tj/en/index/index/pageId/791. дата обращения: 20.09.2014.
6. Умаров, Х. Таджикская трудовая миграция в условиях глобального финансового кризиса: причины и последствия. /Исследовательский доклад. Международная Организация по Миграции (МОМ) Х. Умаров. - Душанбе, 2010. - 56 с.
7. Бабаев, А. А. Современные проблемы миграции населения в регионах с высоким темпом роста населения: на материалах Республики Таджикистан: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Бабаев Анвар Абдуллоевич. - Душанбе, 2012. - 22 с.
8. Пиров, Т.А. Проблемы трудовой миграции и пути их решения. (Материалы научно-практической конференции / Т.А. Пиров - Душанбе: Ирфон, 2007. - 232 с.
9. Зохидов, О.Х. Методология и логика теоретического познания: принцип актуализма / О.Х. Зохидов. -Душанбе: Ирфон, 2012. -261 с.
10. Гендерный облик трудовой миграции в Республике Таджикистан. Курбанов С. -специалист Управления демографической статистики, занятости населения и социальной сферы. Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Декабрь 2013 г.
11. Прохорова, А. Денежные переводы: статистическая точность и финансовая выгода. Всемирный банк, Координатор Сети МИРПАЛ по России. - Алматы, Казахстан, 1 ноября 2013 г.
Reference of literature:
1. Migration and Security in Russia. Edited by G. Viktorova and C. Panarin - Moscow: Center Karnezh, interdealekt. 2000 - 341 pp.
2 . Scherbakov V.P. Role of labor migration in the development of global processes in the world economy. Synopsis of candidate dissertation in economy: 080014 / Vladimir Petrovich Shcherbakov. - Moscow, 2012 - 22 pp.
3. Message of Deputy Head of the Federal Migration Service Anatoly Kuznetsov on March 22,
2013, during a round table in the Public Chamber.
http://www.vz.ru/news/2013/3/22/625536.print.html (: 2013/3/22.)
4. Statistical Annual of the Republic of Tajikistan, 2013. Statistical Agency under Tajikistan Republic President. - Dushanbe, 2013. -83 pp.
5. Monitoring and Early Notification in Tajikistan. Monthly Report, November 2013. Ministry
of Economic Development and Trade of the Republic of Tajikistan.
http://www.medt.tj/en/index/index/pageId/791/ (20.09.2014.)
6 Umarov H. "Tajik Labor Migration in the Global Financial Crisis: Causes and Consequences." Research report. International Organization for Migration (IOM). -Dushanbe, 2010 - 56pp.
7 A.A Babayev. Modern Problems of Migration in Areas with High Population Growth Rate: on the materials of the Republic of Tajikistan: synopsis of the candidate dissertation in economy: 08.00.05 / Dushanbe, 2012. - 22 pp.
8 Pirov, T.A. Labor Migration Problems and their Solutions. (Proceedings of the scientific-practical Conference) - Dushanbe, Irfon - 2007 - 232pp.
9 Zohidov, O. Kh. Methodology and Logic of Theoretical Knowledge: the principle of actualism. -Dushanbe: Irfon, 2012. -261 pp.
10. S. Kurbanov - Expert of demographic statistics, employment and social sphere office. Statistical Agency under President Tajikistan Republic " Gender shape of Labor Migration in the Republic of Tajikistan. -December, 2013.
11. Prokhorova, A. Remittances: Statistical Accuracy and Financial Gain. The World Bank, Network Coordinator MIRPAL in Russia - Almaty, Kazakhstan, November 1, 2013.
Государственное регулирование трудовой миграции в целях укрепления экономической безопасности Республики Таджикистан
Ключевые слова: национальная экономика, регулирующий процесс, социальная зависимость, продовольственная безопасность, трудовой потенциал, совершенствование.
Статья раскрывает актуальную проблему современности, так как трудовая миграция становится значимой во всей мировой экономике. Приводится общий обзор данной проблемы в Республике Таджикистан и предложена необходимость совершенствования миграционной политики в современных условиях.
В работе представлен и обоснован рост зависимости экономики от трудовой миграции в Республике Таджикистан. Авторами на основе существующих методов анализа представлена социально-экономическая ситуация в Республике Таджикистан в направлении трудовой эмиграции. Определена степень влияния потоков трудовой миграции на состояние экономической безопасности. Изучены отрицательные и привлекательные стороны экономической зависимости. Пронализировано развитие экономики страны при усилении миграционных потоков и миграционной зависимости. Предложены пути сокращения, стабилизации и государственного регулирования миграционной зависимости.
State Regulation of Labour Migration for Strengthening Economic Security of
Tajikistan Republic
Key words: national economy, regulating process, social dependence, economic security, labour potential, perfection
The article discloses the actual problem of contemporaneity, as labour migration becomes a significant factor for the entire world economy. The authors adduce a general review of this problem in Tajikistan Republic and prove the necessity of improving migrational policy proceeding from today s conditions.
The authors present and substantiate the growth of economic dependence on labour migration in Tajikistan. Resorting to the existing methods of analysis the authors interpret the social-economic situation in Tajikistan in the trend of labour migration. They determine the degree of labour migration streams exercising their influence over the state of economic security. Both negative and attractive aspects of economic security have been examined. The development of the coutry's economy has been analyzed respective of migrational streams intensification and migrational dependence. The authors propose the ways of reduction, stabilization and regulation of migrational dependence.
Сведения об авторах:
Шокиров Равшан Сидикович, к.э.н., завкафедрой мировой экономики Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: shokirovravshan@mail. ru
Ахмедов Каримджон Акпарджонович, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: mr.karimjon.tj1986@mail.ru
Information about the authors
Shokirov Ravshan Sidikovich, candidate of Economy Sciences, head of the department of world economy under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: shokirovravshan@mail.ru
Akhmedov Karimjohn Akpardjonovich, senior teacher of the department of accountancy and audit of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand), e-mail: mr.karimjon.tj1986@mail.ru