УДК 343.102:351.745.7
А. А. Помелов
ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ И ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются организационные и правовые аспекты соотношения и разграничения оперативного внедрения и проверочной закупки наркотических средств.
Ключевые слова: Оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования, проверочная закупка наркотических средств, оперативное внедрение.
A. A. Pomelov
QUESTIONS OF CORRELATION OF OPERATIONAL IMPLEMENTATION AND TEST PURCHASE OF NARCOTIC FACILITIES
Annotation. This article discusses the organizational and legal aspects of the correlation and delineation of the operational implementation and test purchases of narcotic drugs.
Keywords: Operational-search activity, operational-search measures of departmental sanctioning, test purchase of narcotic drugs, operational implementation.
Оперативное внедрение в силу своей сущности является продолжающимся оперативно-розыскным мероприятием (далее — ОРМ), требующим достаточно серьёзной подготовки и организации проведения. В свою очередь, проверочная закупка скорее носит черты эпизода с относительно короткими временными рамками, определяемыми сбытом-приобретением соответствующего объекта.
Вместе с тем следует учитывать, что в науке оперативно-розыскной деятельности выделяется классификация оперативного внедрения по критерию его продолжительности. Учёными выделяется кратковременное и долговременное оперативное внедрение. Как отмечает Е. С. Дубоносов:
— кратковременное внедрение предполагает сбор информации через личный кратковременный контакт оперативного сотрудника или конфидента с объектом мероприятия; этот способ используется преимущественно для решения частных задач в рамках дел оперативного учёта;
— долговременное внедрение отличается от кратковременного по объекту, глубине внедрения и сложности решаемых задач. Этот способ применяется для продолжительного внедрения в организованные преступные группы и организованные преступные сообщества с межрегиональными и международными связями, этнические преступные группы, действующие в различных сферах экономики [1, с. 252].
В этой связи разграничение мероприятий носит во многом оценочный характер. Вместе с тем, опираясь на результаты изучения материалов уголовных дел, дел оперативного учёта, опросы сотрудников оперативных подразделений выделим следующие положения, позволяющие соотнести и разграничить проверочную закупку наркотических средств и оперативное внедрение.
Тактические условия для подготовки и проведения долговременного оперативного внедрения могут начать формироваться с проведения проверочной закупки. Проверочная закупка (серия проверочных закупок) может быть проведена в рамках оперативного внедрения. Проверочная закупка может стать завершающим этапом оперативного внедрения. Выступить в роли закупщика может как само внедрённое лицо, так и третье лицо, подведённое к сбытчикам через субъект внедрения. Тем не менее, сам по себе подконтрольный сбыт объекта, представляющего оперативный интерес, выделяется организационно и тактически. В этой связи, на наш взгляд, на любом этапе оперативного внедрения проверочную закупку наркотических средств следует рассматривать в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия, что требует вынесения двух самостоятельных постановлений на проведение каждого ОРМ.
Например, по приговору Каневского районного суда Краснодарского края от 27 декабря 2012 г. Ф. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, пп. «а, б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ. Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении подсудимого явились результаты проведения ОРМ. В октябре 2011 г. в РУ ФСКН России по Краснодарскому краю поступила информация, что граждане К. и Ф. осуществляют незаконный сбыт наркотического средства каннабис. Было принято решение о проведении ОРМ «оперативное внедрение». В качестве «покупателя наркотических средств» был внедрён Б. — старший оперуполномоченный по особо важным делам ФСКН. В ходе проведения ОРМ ему удалось внедриться в круг общения фигурантов. Далее были проведены две проверочных закупки наркотиков, 11.11.2011 и 15.12.2011 в результате которых были задокументированы преступные действия фигурантов [2].
Вместе с тем элементы оперативного внедрения могут включаться и в содержание проверочной закупки. Критерием такого включения должна являться организационно-тактическая целостность внедрения и закупки.
Например, Благодарненским районным судом Ставропольского края было рассмотрено уголовное дело № 1-105/2014 в отношении М., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ. За несколько дней, до проведения оперативного мероприятия оперативный сотрудник УФСКН, участвующий в роли покупателя наркотического средства, был внедрён в круг знакомых неустановленного на тот момент мужчины по имени О. Вместе с тем оперативно-служебные документы на оперативное внедрение не готовились. На основании разработанного плана и постановления о проведении проверочной закупки наркотических средств от 12.09.2011 было проведено указанное мероприятие. В результате осуществления проверочной закупки наркотических средств были собраны
доказательства, которые позволили суду признать М. виновным в совершении преступления [3].
При этом элементы внедрения в рамках проверочной закупки могут быть охарактеризованы несколькими критериями.
1. Кратковременность. Общение между сбытчиком и закупщиком осуществляется непродолжительное время. Между установлением контакта, вхождением в доверие и возможностью осуществить проверочную закупку может проходить незначительное время, например, от менее часа до суток. При этом контакт может быть разовым или разбиваться на два (реже несколько) эпизодов. Отметим, что в таких ситуациях возможность проведения проверочной закупки может быть ограничена необходимостью вынесения постановления на проведение данного мероприятия. Такие проблемы возникают, например, если контакт между сбытчиком (посредником) устанавливается в ходе непосредственной работы оперативным сотрудником в вечернее время, в выходные дни. Аналогичные ситуации возникают и в работе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. При этом ситуация обусловливает возможность (необходимость) проведения закупки наркотического средства в данное либо ближайшее ограниченное время. Вместе с тем оперативно-розыскное законодательство не предусматривает возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, требующих ведомственного санкционирования в неотложном порядке, по аналогии с проведением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4] (далее — Закон об ОРД). В этой связи оперативный сотрудник ограничивается в возможности использования элементов наступательности, оперативности работы. При этом следует учитывать, что не всегда сохраняется возможность продолжения оперативной работы (либо возможность её продолжения сильно усложняется), в случае отказа от совершения закупки в неотложном порядке в силу особенностей сложившейся оперативно-тактической ситуации. Отметим также, что не исключается ситуация, когда у лица, внедрённого в преступную группу, может возникнуть внезапная необходимость закупки (участия в закупке) наркотических средств. При этом обратим внимание, что совершение преступления, лицом выполняющим задание по внедрению в преступную группу не является основанием для освобождения от уголовной ответственности (уголовного наказания) [5, с. 36—38].
2. Небольшая степень вхождения в доверие к сбытчику, которая позволяет ему осуществить сбыт наркотического средства, но не рассматривать закупщика в качестве члена преступной группы, осуществляющей незаконное распространение наркотических средств либо близкого, знакомого человека. Говоря иными словами, закупщик в данном случае рассматривается как «добросовестный» покупатель наркотического средства, но не более. Как правило, подобная степень доверия устанавливается между розничным сбытчиком или посредником между сбытчиком и потребителями наркотических средств.
3. Нацеленность непосредственно на приобретение наркотического средства и документирование факта его сбыта.
На основании всего вышеизложенного возможно сделать ряд выводов.
1. Достижение целей проверочной закупки наркотических средств осуществляется посредством реализации в её рамках элементов других ОРМ, в том числе и оперативного внедрения. Состав и содержание указанных элементов определяются конкретными оперативно-тактическими условиями проведения проверочной закупки.
2. К указанным элементам следует подходить именно как к составным частям единого оперативно-розыскного мероприятия — проверочной закупки.
3. Оперативно-розыскное законодательство не предусматривает возможность проведения проверочной закупки наркотических средств в неотложном порядке, по аналогии с проведением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД.
В этой связи в случае возникновения ситуации, требующей неотложного проведения проверочной закупки, имеет место одно из следующих негативных обстоятельств:
1) оперативный сотрудник, лицо, оказывающее ему содействие, ограничивается в возможности проведения ОРМ, т. е. использования элементов наступательности, оперативности работы;
2) при проведении проверочной закупки ряда объектов, оборот которых запрещён или ограничен, без вынесения соответствующего постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность (далее — ОРД), возникает проблема подпадания таких действий под уголовную ответственность.
Исходя из этого, представляется целесообразным дополнение ст. 8 Закона об ОРД положениями, предусматривающими возможность проведения проверочной закупки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, в неотложном порядке, с последующим санкционированием данного мероприятия руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Список использованной литературы:
1. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 415 с.
2. Решение Каневского районного суда Краснодарского края от 27 дек. 2012 г. по делу 1-6/2013 (1-356/2012;) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ros-pravosudie.com/court-kanevskoj -raj onnyj-sud-krasnodarskij-kraj -s/act-460501971/ (дата обращения: 17.12.2017).
3. Решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 6 авг. 2014 г. по делу 1-105/2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rospravosu-die.com/court-blagodarnenskij -raj onnyj -sud-stavropolskij -kraj -s/act-480106614/ (дата обращения: 15.04.2017).
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 3349.
5. Блинова Е. А. Особенности правовой защиты лиц, участвующих в оперативном внедрении // Рос. следователь. — 2008. — № 17. — С. 36—38.