ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
103
УДК 004.056 Г.Г. Камалова
ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
В условиях наблюдающейся тенденции расширения состава видов информации ограниченного доступа, охраняемых федеральным законом, настоятельно требуется их систематизация. Статья посвящена проблемам создания непротиворечивой и всеохватывающей системы информации ограниченного доступа. Детально анализируются основания и виды классификации тайн, которые в разное время предлагались учеными различных отраслей права, и вводится авторский вариант систематизации на основе элементом правового режима информации. Информацию ограниченного доступа предлагается делить на основные классы тайн исходя из базовой цели ограничения доступа к информации. Выделено четыре основных класса тайн: в каждый из классов тайн необходимо включать тайны, охрана конфиденциальности которых соответствует сформулированной цели ограничения доступа к сведениям, на базе которой выделен данный класс. Внутри класса систематизацию тайн предлагается осуществлять на основе комплекса признаков, выступающих элементами правового режима: объекта режима, сферы применения, специфики статуса субъектов правового режима и механизма охраны режима. Данный подход, положенный в основу законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности, позволит построить логически непротиворечивую систему информации ограниченного доступа. Основания систематизации информации ограниченного доступа и ее система должны быть отражены в специализированном федеральном законе вместе с внесением изменений в положения ныне действующих законов в целях единообразия регулирования. На основе логически обоснованной системы видов информации ограниченного доступа необходимо совершенствование всей совокупности актов, которые в той или иной мере затрагивают ее режимы.
Ключевые слова: информация, информация ограниченного доступа, конфиденциальность, система, систематизация, классификация, правовой режим информации, специальный правовой режим.
Для действующего законодательства остро стоят проблемы систематизации информации ограниченного доступа. По справедливому замечанию С.Н. Братановского1, несмотря на то что правовые режимы тайн существуют достаточно давно, четкого и однозначного разделения между ними в законодательстве нет. Нормы ст. 9 действующего Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 информацию ограниченного доступа разделяют на государственную тайну (п. 3), коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну (п. 4), профессиональную тайну (п. 5), информацию о частной жизни гражданина, в том числе составляющею личную или семейную тайну (п. 8.), персональные данные (п.9). Вместе с тем закон не содержит критериев их разграничения и не конкретизирует содержание выделенных видов.
Научно-обоснованную классификацию информации ограниченного доступа трудно переоценить, так как она имеет самостоятельную теоретическую и практическую значимость. Однако стройной системы упорядочения тайн российский законодатель не предусмотрел. Новые понятия вводятся в оборот бессистемно и порой без достаточных оснований. Нет единого подхода к правовому регулированию оборота информации ограниченного доступа и в международной праве.
Методологически важным в процессе определения места служебной тайны в общей системе информации ограниченного доступа является выбор оснований классификации. Нельзя не согласиться с Ю.С. Пилипенко, который пишет, что «многообразие существующих правовых тайн предполагает не просто их видовое перечисление, а отнесение (пусть даже условное) к определенным типам, категориям, группам»3. Он выделяет два подхода к научной классификации тайн: во-первых, основанный на позитивистском правопонимании и, во-вторых, теоретико-доктринальный.
При позитивистском правопонимании преобладает законодательно-доктринальный подход к систематизации информации ограниченного доступа, сосредоточенный на положениях действующих норм права. При теоретико-доктринальном подходе отсутствует привязка научной систематизации к
1 Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9. С. 3.
2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
3 Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 48-55.
2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
воле законодателя и требуется постижение сущности правовых явлений и процессов, а также их взаимосвязи с реальностью, охраняемым интересом и его социально-культурной обусловленностью4.
Первоначальная нормативно-правовая систематизация информации ограниченного доступа была осуществлена в положениях Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»5, впоследствии детализированная нормами Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 1886. Данная систематизация конфиденциальной информации в последнем акте вызывала и вызывает со стороны ученых большое число нареканий.
Изучение специальной литературы позволяет говорить о большом разнообразии попыток тео-ретико-доктринальной систематизации предусмотренных законодательством тайн. Разнообразие существующих видов и подвидов информации ограниченного доступа способствует вариативности оснований и способов классификации, что в определенной степени тормозит формирование единой непротиворечивой системы информации ограниченного доступа.
Рассмотрим существующие варианты систематизации информации ограниченного доступа. По охраняемому объекту тайны делят на личные и профессиональные7. Личные тайны определяются на основании связи с творчеством и личной коммуникацией лица (тайна семейных и интимных взаимодействий, жилища, дневников и личных бумаг, корреспонденции), профессиональные - путем отношения к профессиональной деятельности лица (медицинская тайна, тайна судебного представительства, исповеди, усыновления, предварительного следствия, нотариальных действий и записей актов гражданского состояния, тайна банковского вклада).
Один из пионеров исследования информационной сферы А.А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию8.
Специалистами широко поддерживается деление тайн на «первичные» («первоначальные») и «вторичные» («производные»)9. Основанием классификации выступает способ образования соответствующей тайны и источник сведений. Возникновение «первичных» тайн связывают с деятельностью субъекта, выработавшего сведения и производящего ограничение доступа к ним, а «вторичных» - с реализацией обязанности по обеспечению конфиденциальности информации ограниченного доступа другого лица. С разделением тайн на первичные и производные непосредственно связаны вопросы системы субъектов права на тайну и разделение тайн на «свои» и «чужие»10.
Деление тайн на первичные и производные вызывает вопросы о принадлежности профессиональной и служебной тайн. Основная масса сведений, охраняемых в режиме определенной профессиональной тайны, является производной («чужой») тайной, что не исключает возможность сбора и производства субъектом профессиональной деятельности сведений, свободное распространение которых может угрожать правам и интересам других лиц. Следовательно, отдельные части совокупности сведений, составляющих служебную или профессиональную тайну, могут быть первичными и производными. Можно утверждать, что данные тайны являются комплексными. Как справедливо отмечает Е.К. Волчинская, служебная тайна в части внутрисистемной информации входит в состав «первичных» тайн и она же включается в состав «производных» в части переданной в органы власти
4 Там же.
5 Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
6 Указ Президента РФ от 6.03.1997 № 188 (в ред. от 13.07.2015) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
7 Петрухин И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М.: Юрид. лит., 1989. С. 14.
8 Фатьянов А.А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С. 27.
9 Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: учеб. пос. М.: Юрист, 2001. С. 48; Суслова С.И. Тайна в праве России: цивилистический аспект: дис... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 41-43; Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2008. № 4. С. 18; Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации. 2013. № 4. С. 5; Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 48-55; Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 17; и др.
10 Бурдов С.Н. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 105.
Вопросы систематизации информации ограниченного доступа 105
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2016. Т. 26, вып. 2
от физических и юридических лиц информации ограниченного доступа11.
Другой классификацией, в которой профессиональная и служебная тайны имеют комплексный характер, выступает классификация, предложенная О.С. Макаровым. Он отмечает, что существуют две причины образования института тайны: реализация защитной функции (обеспечение безопасности) и реализация функции развития (повышение эффективности деятельности) и предлагает выделять два вида первичных тайн для каждого субъекта: «тайну безопасности» и «тайну развития»12.
В.Н. Лопатин, одним из первых сделавший попытку комплексного анализа всей совокупности информации ограниченного доступа, подразделяет ее на тайны и персональные данные с выделением в составе первых государственной, служебной, коммерческой, банковской, профессиональной тайны13.
А.А. Снытников и Л.В. Туманова информацию ограниченного доступа подразделяют на засекреченную (государственную тайну), конфиденциальную (коммерческую, служебную, профессиональную и банковскую тайны, тайну частной жизни)14. Подобная нередко встречающаяся классификация в настоящее время уже не соответствует современному законодательству и является весьма дискуссионной. Корни деления информации ограниченного доступа на секретную и конфиденциальную лежат в нормах утратившего силу Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и Указа Президента РФ № 188.
Изучение специальной литературы позволяет обнаружить и иные классификации тайн. И.А. Юр-ченко на основе включенности сведений в общественные отношения выделяет объективные и субъективные тайны, относя к первым некоторую часть личных и семейных тайн, а к последним - все остальные15. С.Д. Бражник по признаку субъекта совокупность охраняемой информации ограниченного доступа подразделяет на личную конфиденциальную информацию, конфиденциальную информацию юридических лиц и государственную конфиденциальную информацию16.
И.И. Салихов на основе комплекса субъектного состава, способа возникновения правового режима и содержания сведений, составляющих тайну, разделяет всю совокупность информации ограниченного доступа на три вида: государственная тайна, межгосударственные секреты и конфиденциальная информация. К межгосударственным секретам он относит сведения, используемые в межгосударственном информационном обмене, имеющие наднациональную природу. К конфиденциальной информации он относит тайну личной жизни (личную и семейную тайны), профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, адвокатскую; тайну страхования, связи, социального обслуживания, регистрации актов гражданского состояния; налоговую и таможенную тайну; тайну усыновления, исповеди, средств массовой информации; служебную тайну; тайна следствия и судопроизводства, банковскую тайну) и коммерческую тайну17. Могут быть также выделены сведения, составляющие тайну, по способам приобретения: 1) на основе гражданско-правового договора; 2) в рамках профессиональной деятельности; 3) в процессе служебной деятельности; 4) в ходе личной жизни и семейных отношений.
Анализируя сущность различных видов тайн в российском праве, Д.В. Огородов выделяет тайны-объекты и тайны-обязанности18. К тайнам-объектам он относит государственную, личную, семейную. Их отличительной особенностью выступает ограничение доступа лицом, которому принадлежит информация, в своих собственных интересах. Тайны-обязанности, наоборот, защищаются лицом, фактически обладающим информацией, в интересах других лиц. К таковым относятся профессиональные тайны (банковская, адвокатская и др.).
В силу положений действующего законодательства, относящего к обладателям информации лицо, самостоятельными усилиями которого создана такая информация, а также получившее сведения по
11 Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. № 4.С. 5.
12 Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества независимых государств: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 134.
13 Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: курс лекций / МИФИ. М., 2000. С. 52.
14 Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. С. 21.
15 Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 57.
16 Бражник С.Д. Преступления в сфере компьютерной информации. Ярославль, 2000. С. 9.
17 Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 11-13.
18 Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
закону или договору, с учетом свойства распространяемости информации, решить вопросы принадлежности к тайнам-правам и тайнам-обязанностям непросто. В связи с этим классификация информации ограниченного доступа на тайны-объекты и тайны-обязанности требует дальнейшего развития.
Многие тайны выступают как тайной-объектом, так и тайной-обязанностью, то есть имеют комплексный характер. Служебная информация, созданная (генерированная) в органе государственного управления при решении служебных задач, является тайной-объектом, так как первоначальным обладателем сведений выступает государство в лице соответствующего органа. Её принято именовать «собственной служебной тайной». Примерами могут выступать «собственная служебная тайна налогового органа»; тактико-организационные сведения, создаваемые органами предварительного расследования в ходе расследования события преступления (планы и тактика следственных действий, следственные версии), внутрисистемные сведения, конфиденциальность которых обеспечивается публичным органом в целях обеспечения собственной безопасности, и многие иные. Персональные данные граждан, коммерческая тайна субъектов предпринимательской деятельности, разнообразные профессиональные тайны, получаемые государственными и муниципальными органами в процессе функционирования, выступают тайнами-обязанностями, так как публичный орган обязан обеспечивать их конфиденциальность в интересах первоначального обладателя. По данному основанию систематизации можно сделать вывод о существование комплексных тайн, отнеся к ним профессиональную и служебную тайны.
Интересной представляется классификация в зависимости от субъектного состава правоотношения: на тайны с режимом абсолютной охраны, в которых праву обладателя на неприкосновенность информации ограниченного доступа корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц не нарушать установленное ограничение, и тайны с режимом относительной охраны, в которых праву обладателя на неприкосновенность информации ограниченного доступа корреспондирует обязан-
19 17-
ность определенного круга лиц . К первому виду относят государственную и коммерческую тайны и тайну частной жизни (личную и семейную тайны), а ко второму - профессиональную и служебную. Специфика тайн с режимом относительной охраны заключается в защите от посягательств ограниченного круга лиц. Эти тайны именуются тайнами специального статуса, так как статус лица обусловливает содержание сведений ограниченного доступа и выступает основанием получения сведений и обязательств специального субъекта. Взаимоисключающими характеристиками выступают принадлежность к определенной профессии, занятие определенной должности и связь субъекта с профессиональной или служебной деятельностью иных лиц.
С.Н. Братановский выделяет два основных специальных правовых режима информации ограниченного доступа: частную тайну, ограничение доступа к которой обусловлено защитой частного интереса, и публичную тайну, относя к последней государственную и профессиональную тайну (включая служебную тайну)20. Полагаем, что в качестве основы такой классификации положен характер общественных отношений. При таком подходе все тайны могут быть поделены на частноправовые и публично-правовые21. К последним относятся государственная и служебная тайны как государственно значимая информация ограниченного доступа (государственные секреты).
Интересным в данном аспекте представляется зарубежный опыт. В англо-саксонской системе различают следующие виды конфиденциальности: "privacy" - добровольная, применяемая по отношению к частным интересам (интересы личности), и "secrecy" - принудительная, которая используется в системе публичной службы в отношении информации для служебного пользования22.
Из рассмотренного выше видно разнообразие существующих подходов к систематизации видов тайн и отсутствие единства среди исследователей. Сложность систематизации информации ограниченного доступа вызвана неоднородностью сведений, конфиденциальность которых обеспечивается различием целей и соответствующих им задач ограничения доступа, разнообразием субъектного состава правоотношений и другими.
19 Папаева О.К. Некоторые проблемы классификации тайн в российском уголовном законодательстве // Научный поиск. 2014. С. 41. С. 39-44.
20 Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9.
21 Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 104.
22 Пономарева Ю.В. Соотношение правовых категорий «конфиденциальность информации» и «секретность информации» // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2014. № 3 (13). С. 53.
Анализ законодательства не позволяет выделить однозначные основания классификаций информации ограниченного доступа и их классов. По справедливому замечанию Е.К. Волчинской, «для современного положения дел характерны не только неоднородность сведений, охраняемых тем или иным режимом..., но и отсутствие принципов формирования режимов тайн»23. Трудность построения непротиворечивой иерархической системы информации ограниченного доступа требует поиска других путей и рассмотрения иных существующих возможностей.
Полагаем, что проблемой остается недостаточное внимание, уделяемое основаниям выделения основных классов тайн. Думается, что основой систематизации тайн должна выступать сущность феномена информации ограниченного доступа, включая охраняемый интерес (цель ограничения доступа), сферу действия, характер правоотношений, специфику субъектного состава общественных отношений, механизма охраны конфиденциальности. Все перечисленное комплексно отображает правовой режим информации ограниченного доступа.
Внутренне непротиворечивую систему информации ограниченного доступа необходимо построить на основе элементов правового режима данной информации ограниченного доступа, что позволит определить в ней место каждой тайны и сформировать соответствующий правовой институт в системе правового обеспечения информационной безопасности.
Из системы элементов правового режима информации особого внимания при систематизации информации ограниченного доступа заслуживает цель введения режима (цель ограничения доступа к сведениям). Л.К. Терещенко справедливо отмечает, что «содержание правовых режимов определяется их целевым назначением, характером и особенностями той области деятельности, на которую они распространяются, особенностями объекта режима»24.
Для возникновении правовой охраны любой тайны имеется некоторая первопричина, каковой, как правило, выступает поддержанный силой государства интерес первоначального обладателя информации, связанный с базовой целью его информационной деятельности. Именно цель информационной деятельности индивидуального или коллективного субъекта, выступающая мысленно предвосхищаемым результатом, направляет его активность и предопределяет совокупность решаемых им задач, совершаемых действий, характер и объем информационного обеспечения.
При нормативно-правовом регулировании и научном исследовании системы информации ограниченного доступа данный аспект должен быть поставлен во главу угла. Как отмечает Ю.С. Пили-пенко, «всякое правовое исследование должно учитывать социально-регулятивные функции правовых явлений, их ценностные свойства и их соответствие тем или иным интересам, согласование которых и есть одна из важнейших функций права»25.
Цель правового режима информации ограниченного доступа, детерминированная охраняемым общественно значимым интересом, определяет систему основных классов тайн. По цели установления правового режима могут быть выделены следующие основные классы тайн и соответствующие им общественно значимые цели:
- государственные секреты (государственная и служебная тайны) - ограничение доступа к информации в целях обеспечения безопасности государства и эффективности реализации функций государства органами государственного управления;
- секреты в сфере предпринимательской деятельности (коммерческая тайна, инсайдерская информация и др.) - ограничение доступа к информации в целях получения экономических выгод, экономии средств субъектами предпринимательской деятельности и обеспечения безопасности экономической деятельности для поступательного развития экономики государства;
- профессиональная тайна - защита законных прав, обращающихся и получающих определенные общественно значимые виды профессиональной помощи, и профессиональных интересов лиц, оказывающих данные услуги;
- информация ограниченного доступа о гражданах (персональные данные, личная и семейная тайна) - обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на неприкосновенность частной жизни.
Цель ограничения доступа большинства классов тайн закреплена или непосредственно вытекает из общих принципов и идей, духа и смысла законодательства России. Выделение функционально-целевого назначения тайн позволяет не только построить обоснованную классификацию правовых
23 Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации. С. 3-7.
24 Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1.
25 Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн // Журнал российского права. 2009. № 9 (153). С. 51.
108 Г.Г. Камалова
2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
режимов информации ограниченного доступа, но и определить объект режима; требуемый режим защиты; круг лиц - субъектов тайны; субъектов, заинтересованных в получении сведений конфиденциального характера и использующих различные средства и методы ее добывания, средства несанкционированного доступа и т.д.
В то же время для становления и реализации правового режима информации ограниченного доступа наличие интереса ее правообладателя и правомерной цели установления режима тайны не достаточно, также необходима воля государства по его поддержанию. Поэтому можно утверждать, что в любом правовом режиме информации ограниченного доступа существует реализация не только интересов правообладателя, но и государства. Тайна, не получающая поддержки государства на уровне ее законодательной регламентации, регулируется нормами этики и морали, но не имеет конкретизированного правового режима. В.Н. Сериков26 предлагает именовать такие тайны общественно-бытовыми секретами, отмечая, что их основой выступают морально-этические отношения в социальном обществе, а особенностью - отсутствие при их применении нарушения чьих-либо прав и свобод.
Роль государства, выражающаяся в регулировании сложившихся общественных отношений и поддержании их силой государственного аппарата, обусловлена наличием общественно значимого интереса в установлении соответствующего режима. Для частно-правовых режимов роль государства в основном сводится к признанию и поддержанию режимов. Для публично-правовых режимов информации ограниченного доступа государство выступает одним из субъектов режима и принимает активное участие в установлении и реализации всех элементов правового режима тайны, что напрямую относится к государственной и служебной тайнам.
Хотя цель ограничения доступа является базовым основанием для классификации информации ограниченного доступа, полная и однозначная классификация не может быть проведена без учета всех элементов правового режима. Л.К. Терещенко отмечает, что «правовой режим информации позволяет выбрать оптимальное сочетание правовых средств для достижения поставленных задач, обеспечивающее учет специфики и особого характера групп общественных отношений»27. Таким образом, в основу систематизации информации ограниченного доступа должен быть положен сложно-структурный признак, позволяющий учесть все базовые, основополагающие специфические особенности каждого выделяемого класса. Основными элементами правового режима информации ограниченного доступа дополнительно к цели выступают:
- особенности объекта правового режима - ее носителя, включая специфические юридически значимые признаки и содержание сведений;
- вид и особенности информационной деятельности, в которых происходит получение, обработка и использование объекта правового режима;
- правовой статус субъектов режима, участвующих в создании, использовании, предоставлении и получении сведений ограниченного доступа, включая основания возникновения и содержание права на тайну;
- характер правоотношений и совокупность методов правовой охраны и средств юридического воздействия.
Только использование комплекса признаков, выделенных по вышеназванным основаниям, позволяет провести логически непротиворечивую классификацию информации ограниченного доступа и определить место и роль каждой тайны в общей системе. Как справедливо отмечает Л.К. Терещенко, «целесообразно законодательно установить иерархию режимов конфиденциальности; критерии отнесения информации к какому-либо виду тайн»28.
Сложноструктурное основание систематизации не является для права чем-то новым. Примером может выступать совокупность правонарушений, систематизируемая на основе состава правонарушения (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны). Комплексный учет специфики элементов правового режима информации ограниченного доступа позволяет соотнести разновидности тайн с основными их классами, указанными выше. Теоретически обоснованная модель системы информации ограниченного доступа позволит выстроить ее адекватное правовое регулиро-
26 Сериков В.Н. К вопросу о тайнах государственных и не государственных // Право и безопасность. 2011. № 3-4. С. 122-126.
27 Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1. С. 20-27.
28 Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 20.
вание при законодательном закреплении.
Комплекс элементов правового режима информации ограниченного доступа как сложнострук-турное основание классификации позволяет однозначно выделить основные классы тайн. Выпадение хотя бы одного из элементов приводит, как правило, к путанице, что особенно отчетливо проявляется при соотнесении разновидностей информации ограниченного доступа с основными видами (классами) тайн. Кроме того, большинство элементов правового режима может быть использовано не только для разграничения основных классов тайн, но и для анализа их содержания, видов и разновидностей.
Суммируя рассмотренное, можно сделать следующие выводы. Систематизация законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области создания, получения, обработки и предоставления информации ограниченного доступа, возможна на основе упорядочения правовых режимов такой информации. Правовые режимы основных классов тайн могут быть и должны быть выделены на основе анализа цели ограничения доступа к информации в процессе конкретного вида деятельности коллективного или индивидуального субъекта. Систематизация разновидностей информации ограниченного доступа должна производиться на основе комплекса признаков - элементов правового режима. Данный подход, положенный в основу законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности, позволит построить логически непротиворечивую систему информации ограниченного доступа. В условиях наблюдающейся тенденции расширения состава разновидностей информации ограниченного доступа настоятельно требуется их систематизация. Основания систематизации информации ограниченного доступа и ее система должны быть отражены в специализированном законе вместе с внесением изменений в положения иных законов в целях единообразия регулирования. На основе логически обоснованной системы видов информации ограниченного доступа необходимо совершенствование всей совокупности актов, которые в той или иной мере затрагивают ее режимы.
Поступила в редакцию 04.12.15
G. G. Kamalova
ISSUES OF SYSTEMATIZATION OF RESTRICTED INFORMATION
Under the expansion of the observed trends in the types of information required limited access their systematization in needed. The article deals with the problems of creating a consistent and comprehensive system of restricted information. The author analyzes in detail the bases and types of classification of secrets that have been proposed by scientists of various branches of law. The author's version of systematization based on the elements of the legal regime of information is introduced. Restricted information is offered to be divided into basic classes of secrets according to the main objective of limiting access. Four main classes of secrets are allocated. Each class combines secrets, privacy protection of which corresponds to a stated objective of limiting access to the information. A systematization of secrets within each class should be based on the complex of elements of the legal regime: regime object, scope, specifics of the status of subjects of the legal regime and protection mechanism. This approach, being a basis of the Russian Federation in the field of information security, will build a logically consistent system of restricted information. Grounds for systematization of restricted information and its system should be reflected in a special federal law act together with amendments to the provisions of the existing laws in order to achieve the uniformity of regulation. On the basis of the system of logically justified types of restricted information it is necessary to improve the totality of acts which in one way or another affect its regimes.
Keywords: information, information of limited access, privacy, system, systematization, classification, legal status of information, special legal regime.
Камалова Гульфия Гафиятовна, кандидат юридических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Kamalova G.G.,
Candidate of Law, Associate Professor Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]