Список литературы
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М., 1989.
2. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. - М., 1980. - 144 с.
3. Майоров А.Н. Рекомендации по составлению тестовых заданий для учителей. - СПб.: КО, 1994. - 16 с.
УДК 378.016:004.9-057.85 ББК 74.58
О. А. Голышева
Вопросы развития профессиональной подготовки выпускников по направлению «Прикладная информатика» на основе компетентностного подхода
В работе рассмотрена проблема развития содержания профессиональной подготовки прикладного информатика на основе компетентностного подхода. Предлагается ввести в учебный процесс дисциплины, раскрывающие содержание этапов профессиональной деятельности в области информатики.
This article is devoted to problem of development content of students in field of applied computer science. It is offered including of additional subjects in field of modeling activity.
Ключевые слова: компетентностный подход, виды профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, моделирование, прикладная информатика
Key words: the simulation, the professional preparation, the forms of the professional activity, the competence, the applied computer science.
В современном обществе происходит многократное увеличение информационных потоков, ухудшается экология. Активнее заработали рыночные механизмы, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий - они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях.
Для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на этом остановиться, возникает потребность постоянно пополнять свои знания. В этих условиях и возникает необходимость изменения парадигмы образования от «образования на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [1].
Для решения данной проблемы разрабатываются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основу которых положена компетентностная концепция образовательной системы, разработанная под руководством В.Д. Шадрикова.
В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели специалиста, менее жестко привязаны к конкретному объекту или предмету труда. Это позволит обеспечить мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
Современная потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и про -ектировщиков, способных формализовать задачи автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла, диктуется рынком труда.
Проекты ФГОС третьего поколения подготовки в области прикладной информатики отражают ее специфику и ориентированы на формирование профессиональных (специальных) компетенций выпускника с учетом этих особенностей.
Если проанализировать задачи, стоящие перед выпускником, и виды деятельности, которыми он должен владеть, можно сделать вывод, что основные специальные компетенции прикладного информатика определяются умением осуществлять деятельность в соответствии со следующей совокупностью этапов: «объект ® модель ® алгоритм ® программа ® ЭВМ ® анализ результатов ® управление объектом». Данная совокупность этапов отражает суть содержания профессиональной деятельности прикладного информатика, имеющее название моделирование.
Наиболее актуальным на сегодняшний день является один из видов математического моделирования - имитационное моделирование. Оно позволяет решать задачи исключительной сложности: исследуемая система может содержать элементы непрерывного и дискретного действия, быть подверженной влиянию многочислен -ных случайных факторов сложной природы, описываться сложными соотношениями и т. д.
Предметом имитационного моделирования могут быть: экономическая деятельность коммерческой фирмы или банка, промышленное предприятие, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс, процессы инфляции, анализ инвестиционных проектов и любая сложная система, любой реальный объект или процесс.
Проектирование и исследование таких систем не может быть выполнено на основе аналитических моделей и требует применения методологии имитационного моделирования.
Поскольку данные задачи имеют непосредственное отношение к основной деятельности будущего выпускника, проведем анализ существующих стандартов подготовки в области прикладной информатики.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 351400 Прикладная информатика (квалификация информатик) был утвержден 14 марта 2000 г.
В 2004 г. были разработаны временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и магистров по направлению прикладная информатика, а 27 декабря 2005 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 080800 Прикладная информатика для бакалавров и магистров.
Проведя анализ данных стандартов, в частности, их компоненты в области моделирования, можно установить их полную идентичность как по квалификационным требованиям, так и по требованиям к профессиональной подготовленности.
Большим недостатком существующего стандарта подготовки специалиста по специальности 351400 Прикладная информатика (по областям), является, по нашему мнению, отсутствие отдельной учебной дисциплины, связанной с моделированием и использованием математических методов. Если рассматривать данный стандарт с областью применения - экономика, то в общепрофессиональный блок в рамках дисциплин области применения включена дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов». Рамки данной дисциплины не позволяют рассмотреть общие вопросы, связанные с моделированием и использованием математических методов. Может показаться, что данное содержание может быть раскрыто в рамках учебной дисциплины «Математическая экономика», присутствующей в этом же разделе, но эта дисциплина ориентирована на системное изучение экономики с помощью математических моделей макро- и микроуровней, а также в разрезе важнейших функциональных подсистем экономики (производственной и финансово-кредитной).
В стандарте бакалавра по направлению подготовки прикладная информатика, принятом в 2005 г., наряду с дисциплиной «Имитационное моделирование» появляется дисциплина «Прикладные методы оптимизации», которая восполняет этот пробел и по итогам которой можно говорить о существовании границ возможностей «классических» математических методов в различных предметных областях.
В настоящее время идет разработка ФГОС третьего поколения по направлению подготовки прикладная информатика, с проектами которых можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и Учебно-методического объединения Московского института экономики, статистики и информатики. Согласно данным проектам структура основной образовательной программы (ООП) бакалавра разбита на несколько учебных циклов, каждый из которых имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую учебным заведением.
Более детального рассмотрения требуют математический и естественно-научный цикл, а также профессиональный цикл дисциплин.
По сравнению с действующим стандартом подготовки бакалав -ров по направлению прикладная информатика, принятым в 2005 г., из перечня дисциплин для разработки примерных программ были исключены дисциплины, связанные с математическими методами поддержки принятия решений. Данные дисциплины были включены в программу магистерской подготовки. В то же время стандартом предусматривается формирование профессиональных компетен-ций, значительная часть которых имеет непосредственное отноше -ние к реализации профессиональной деятельности, называемой моделирование. Специалист по моделированию использует основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моде -лирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-3); способен ставить и решать прикладные задачи с использо -ванием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-6), моделировать прикладные информационные процессы и ставить задачу по их автоматизации (ПК-13), анализировать прикладную область на концептуальном, логическом, математическом, алгоритмическом и физическом уровнях (ПК-24); использовать методы классического математического анализа и исследовать операции для постановки и решения прикладных задач (ПК-27), моделировать данные, знания, прикладные информационные процессы, информационные системы на основе системного анализа и математических методов (ПК-28) [2].
Формирование перечисленных компетенций в рамках подготов -ки бакалавра по направлению прикладная информатика практически невозможно. Это связано с отсутствием должного набора учебных дисциплин, имеющих отношение к математическим методам под -держки принятия решений и моделированию. Содержание подобных дисциплин непосредственно связанно с задачами будущей профессиональной деятельности прикладного информатика. Данные учебные дисциплины должны изучаться как в рамках подготовки бакалавра по направлению прикладная информатика, так и в рамках подготовки магистра. Отличие лишь в глубине изучения процессов и сложности используемых методов поддержки принятия решений.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года // Вестн. образования: сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - М., 2002. - № 6.
2. Проекты федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная информатика» (бакалавриат, магистратура).
УДК 004.912 ББК 32.81
С. Д. Бороненко, О. Ю. Ильяшенко
Сравнительная оценка технологий обработки текстовой информации
В статье предложен подход к сравнительной оценке технологий обработки текстовой информации. Описаны три варианта технологий обработки текстовой информации средствами текстового процессора. Предложены критерии оценки эффективности рассматриваемых технологий, аналитические выражения и графики, позволяющие оценить трудоемкость использования указанных технологий.
In article the approach to a comparative estimation of technologies of processing of the text information is offered. Three variants of technologies of processing of the text information are described by word-processor means. Criteria of an estimation of efficiency of considered technologies are offered. Analytical expressions and the schedules are offered, allowing to estimate labour input of use of the specified technologies.
Ключевые слова: технология, сравнительная оценка трёх технологий форматирования документов, эффективность технологий форматирования документов, простые по формату документы, сложные по формату документы.
Key words: technology, comparative estimation of three technologies of formatting of documents, efficiency of technologies of formatting of documents, simple documents on a format, difficult documents on a format.
Компьютерные информационные технологии в документоведе-нии и документационном обеспечении управления включают в себя методы, приемы, последовательность операций и процедур, связанных с использованием компьютеров и программного обеспечения в документообороте предприятия [1, с. 99].
Вопрос оценки трудоёмкости технологий чрезвычайно важен в любой области человеческой деятельности. Одновременно данный вопрос является чрезвычайно сложным, поскольку охватывает оценку всех составляющих понятия «технология». Одно из классических определений этого понятия гласит: технология (греч. Techne - искусство + Logos - учение) включает в себя методы,