публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года
Юсупхаджиева Т.В.
вопросы развития художественных способностей дошкольников
«...ребенок по своей природе- пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.
федеральный государственный образовательный стандарт (фГОС) разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции российской федерации, законодательства российской федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:
• поддержки специфики и разнообразия детства;
• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
• осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Важно отметить, что дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования.
Стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов российской федерации при разработке и реализации Программы, а также отражает социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
В изобразительном искусстве не столь важно, что нарисовано, а важно, как нарисовано: насколько остро, выразительно, образно подана тема. Ведь только такой рисунок может воздействовать на чувство зрителя и быть ему интересен. Используя природное любопытство и любознательность, поддерживая игрой живой интерес к объекту изображения, мы концентрируем внимание ребенка. рисуя, ребенок постепенно приучается рассматривать, вглядываться, сравнивать предметы, анализировать их по форме, размеру, цвету, характеру, задумываться о них. При этом происходит развитие визуальной грамотности, повышается уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенного). Активизируется внимание, увиденное закладывается в память, и даже если ребенок нарисовал очень схематично, «плохо», в его зрительной памяти с помощью этого рисунка-схемы (символа, знака) более глубоко и отчетливо фиксируется изначальный объект изображения, его зрительный образ, который ребенок принял к сведению, зафиксировал и, поэтому, лучше запомнил. И в дальнейшем с каждым новым рисунком этот образ будет возникать из зрительной памяти, и его изображения будут совершенствоваться.
Окружающий мир дети воспринимают гораздо сложнее, чем могут пока вразумительно изобразить. И чем интереснее тема рисунков, красивее, эмоциональнее предметы и объекты, предложенные детям для рисования, тем больше привлекают они ребенка и тем больше дают ему в плане общего, эмоционального и эстетического развития.
Конечно, в художественном образовании произошли перемены, так как несостоятельными оказалось утверждение, что сначала нужно научить «правильно» рисовать, а уж потом учить детей творчеству. ребенка невозможно научить тому, что он не осознал, сам не прочувствовал. Он не понимает, не видит то, что ему не интересно. Природа предусмотрительно наградила детей избирательным видением, иначе детский мозг не смог бы переработать всю визуальную информацию, обрушивающуюся на него в первые годы жизни. ребенок видит и запоминает самое важное и главное для него, чаще через знак, эмоциональный образ, деталь и также это отображает.
Главная цель искусства - учить отбору: выделять интересное, удивительное, важное, красивое, выразительное, запоминающееся, образное. Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у малышей пробуждает поэзия, к которой в своих конспектах мы часто обращались. тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть ее, ис-
пытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, малыш опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему, ярко и образно выразить в рисунке. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми мы умело, знакомим ребят. Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуации, но и выражение чувств ребенка.
Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции. Состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признаки объектов и явлений действительности.
Выразительность выделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у ребенка, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатление и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность ребенка.
Используя природное любопытство и любознательность, поддерживая живой интерес к объекту изображения, мы концентрируем внимание ребенка. рисуя, ребенок постепенно пытается рассматривать, вглядываться, сравнивать предметы, анализировать их по форме, размеру, цвету, характеру, задумываться о них. ребенок отображает мир по своим законам, у ребенка свои, совсем другие, чем у взрослых, критерии похожести.
Для ребенка все важно в его рисунке: и то, что он знает об изображаемом, и то, что он думает о нем, и то, что он чувствовал, когда рисовал, и какие эмоции испытывал в нем, его представление, ощущения, искрений рассказ о пережитом моменте игры с изображением. то, что для каждого ребенка его рисунок нечто большее, чем внешний результат, подтверждается и тем, что дети любят и явно гордятся своими неумелыми изображениями, охотно демонстрируют и, что особенно ценно, комментируют их. рисование становится творческим занятием. Яв-
ляясь продолжением начатой при объяснении игры, отражением его жизненного и социального опыта.
А начинается все, конечно, же, с семьи -- самого близкого и дорогого для ребенка окружения, где продолжается разговор о родственных отношениях, теплых взаимоотношениях, как социальном явлении. На таких занятиях продолжают восстанавливать навыки при изображении фигур людей и объектов природы. После занятия предлагается создать собственный альбом о своих близких, прослеживается воспитание чувства нравственной ответственности перед семьей.
Конечно, понятно, что при формировании художественных способностей детей трудно следовать логике тематического единства, но с введением фГОС стала возможной реализация комплексно-тематической модели с интегративным подходом, что значительно облегчает работу творческого воспитателя.
В то же время возрастные возможности младшего дошкольника весьма затрудняют обширное внедрение поликультурного образования, это становится возможным в старшем дошкольном возрасте, когда формирование этнокультурного самосознания будет поддерживаться в первую очередь сформированностью самосознания личности.
Оптимально сочетается индивидуальная и совместная деятельность детей, возможность индивидуального подхода к реализации психологических особенностей детей; разнообразие заданий позволяет поддерживать активность восприятия детей. Это дает хорошие результаты и способствует взаимопониманию, сплачивает дошкольников, развивает их умения и такие психические процессы как: зрительная память, восприятие, воображение, фантазия. Чтобы детям было интересно, используются красочные пособия, разнообразный демонстрационный материал, что помогает лучшему усвоению нового материала. Все виды деятельности в рамках учебного года даются так, чтобы в их чередовании ребенок не терял интереса к творческому процессу.
Постепенность и последовательность в развитии художественных способностей при регулярных, без пропусков, занятиях позволяет всем детям вполне сознательно усвоить программный материал. Правильная, четкая организация занятий вызывает у детей интерес к работе, и их радуют достигнутые результаты. Немаловажную роль играет подбор каждым воспитателем иллюстративного и демонстрационного материала, который может изменить акценты при подаче темы, также тщательно продуманная предварительная работа, которая должна проводиться к каждому занятию. Стилистика изложения тоже диктует свои правила и иногда не позволяет прервать текст, чтобы не нарушить логической последовательности мысли.
В ходе занятия, на практике, воспитатель должен сам почувствовать, когда дети достаточно «погружены» в тему - наполнены информацией, впечатлениями и эмоциями и готовы начать рисовать, - и какую часть предлагаемого текста, в каждом отдельном случае, целесообразно излагать «фоном», когда дети уже рисуют. (Это очень важно).
работая с детьми, воспитателю важно помнить, что у детей дошкольного
возраста на занятиях по «развитию художественных способностей» зарождается и формируется психологическое и эмоциональное отношение к изобразительному виду деятельности. Поэтому так важна грамотная постановка этой деятельности. И она должна быть сориентирована не на повторение образца, предложенного взрослым, не на обучение тому, как ровнее провести линию или аккуратнее закрасить изображение, а на самостоятельное детское творческое рисование, соответствующее умениям детей конкретного возрастного отрезка.
Взрослые решают за ребенка, что ему доступно, а что пока нет, и часто недооценивают возможности и интеллектуальный потенциал детей. А ведь мозг, сознание детей не знает, что для него трудно, и работает с тем, что ему предложено. Главное, чтобы информация была подана в доступной, игровой, увлекательной форме. И как раз занятие детей творческим рисованием может сыграть здесь неоценимую роль.
Гармоничное развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности происходит при органичном сочетании, чередовании заданий, направленных на развитие наблюдательности и зрительной памяти (при непосредственном контакте с натурным материалом и его сенсорном восприятии, при целенаправленном созерцании предметов и объектов окружающего мира) и заданий, направленных на развитие воображения, фантазии (рисование на основе предыдущего пережитого опыта или образных представлений, рожденных фантазией), так необходимых художнику. Невозможно получить, а тем более требовать значимый результат, ничего в детей не заложив, ничего им не предложив в интеллектуальном плане, плане эмоций и не снабдив их азами художественной грамоты. Поэтому, какую планку при общении с детьми мы зададим, такое общение и такой развивающий эффект и получим.
Главное для воспитателя - почувствовать общую направленность занятия, сконцентрироваться на решении поставленных конкретной художественной и основной воспитательной задач. При этом обязательно должна соблюдаться нацеленность занятий на творческое развитие детей средствами искусства - создать детям условия для свободного творчества в развивающей среде.
И, конечно, необходимым условием является развитие в ребенке личности пытливой, способности к самостоятельности суждений, самоконтролю, фантазии, а самое главное - способности тонко чувствовать и сопереживать, быть не равнодушным наблюдателем в жизни, а добрым и мудрым исследователем и творцом, способным к решению многих сложных задач, которые неизбежно возникнут перед ним не только в виде проблем изобразительного искусства, но и задач, диктуемых самой жизнью и возникающих на протяжении всей его жизни. Активное развитие в нем созидательного начала, полное творческое раскрепощение, воспитание индивидуальной личности, глубоко заинтересованной в понимании многообразия в изобразительном искусстве с целью свободного, радостного и вдохновенного творчества, все это - задачи изобразительного искусства.
При этом дети, погруженные в поликультурное пространство, учатся не только рассматривать произведения, но и общаться по поводу искусства, высказывать
свое мнение, учатся тонко чувствовать истинную красоту и получать удовольствие от общения с прекрасным. Это, несомненно, очень важно для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Особую роль играет уважительное отношение, приобщение к искусству, национальным традициям, культурным особенностям, менталитету чеченцев, которое прослеживается во всех ситуациях, возникающих в процессе занятий.
Внимательное наблюдение, любование, эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующее у детей ощущение гражданской идентичности и национальной принадлежности, - основа любви к своей Родине.
В заключение можно сделать вывод, что с каждым рисунком ребенок не только приобретает навыки и умения в рисовании и совершенствует их, он накапливает знания, впечатления, представления о мире, опыт творческой работы, эмоциональных и эстетических переживаний. При этом происходит активное развитие его личности, т.к. задействованы различные сферы мышления. Именно через творческое рисование в этом возрасте может происходить самое активное, благотворное и органичное развитие, ненавязчивое воспитание, а также формирование гармоничной личности ребенка средствами искусства, как и требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На данном этапе развития детей - это самый доступный для них способ индивидуального самовыражения и познания окружающей действительности, фиксации знаний, получаемых извне. Ребенок, рисуя, познает мир и через творчество выражает, познает и совершенствует себя.
литература
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду - М., 2006. - 94с.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы Москва, 2012.
3. Парамонова А.А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста М., 2004. - 199 с.
4. Юсупхаджиева Т.В. Развитие художественных способностей (3-7 лет). Махачкала: «Алеф»., 2015. - 447с.
5. федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - 14.11.2013г.