Подготовка и обучение кадров, как один из элементов кадровой политики российского государства, тесно связаны с состоянием реального сектора экономики и непроизводственной сферы. В современном динамичном мире сложилась ситуация, когда процесс устаревания и потери актуальности информации прямо пропорционален потребности в получении новых знаний, умений, навыков, коммуникации. Поэтому не вызывает сомнения своевременность и необходимость развития системы непрерывного образования, как нового концептуального принципа российской государственной политики в этой области.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г. - М., 1987. - С. 48
2. Государственный архив Российской Федерации (далее ГА РФ) Ф. Р-9661, оп. 1, д. 16, л. 3-7
3. Ведомости ВС СССР, 1988, № 10, ст. 154, ГА РФ Ф. Р-9661, Оп. 1, Д. 17, Л.1
4. ГА РФ, Ф. Р-9661, Оп. 1, Д. 18, Л. 80-82
5. Там же, Д. 16, Л. 7
6. Ф. 9507, Оп. 10, Д. 117, Л. 4; Д. 113, Л.36; Д. 117, Л. 5; Д. 113, Л. 11, 18, 37, 44; Д. 119, Л. 14; Д. 117,Л. 5
7. Ф. 9507, Оп. 10, Д. 119, Л. 1, 2
8. Ведомости ВС СССР. 1991, № 50, ст. 1422
9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» // Справочная система «Гарант»
10. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) // Справочная система «Гарант»
11. См.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Курс лекций / Е. В. Охотский, В. И. Лукьяненко, В. И. Никонов и др.; Редкол.: Е. В. Охотский и др.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1997. - С.40
12. Сборник нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики. - М.. 2003. - С. 69.
13. Сулемов, В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии / В. А. Сулемов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации.- М.: Изд-во РАГС, 2005: ОП ИЦ РАГС. - С. 87.
14. Решение Всероссийского совещания по проблемам модернизации и развития дополнительного профессионального образования в регионах Российской Федерации // http://www.gain.ru/ ЕхЫЬкюш/Коп^КаЕап^еБЬеше.^т - Портал дополнительного профессионального образования.
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (1920-е - начало 1940-х годов)
P.P. Гатина, институт истории Академии наук РТ, г. Казань
Вопросы профессиональной подготовки кадров связистов в период с 1920 по 1941 годы были всегда актуальны в Республике Татарстан. Это было продиктовано двумя факторами - техническим (сложность освоения и ремонта техники связи) и еще более значимым фактором - социальным, так как электрическая связь (телеграф, телефон, радиосвязь), дополнив почтовую, не только расширила коммуникативные возможности общества, но и стала жизненной необходимостью.
Единой непрерывной стационарной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации связистов - «училище-техникум-вуз» в 1920-1930-х годах в республике не существовало. Разнообразные школы и курсы не могли обеспечить предприятия связи республики квалифицированными связистами и обеспечить необходимый уровень подготовки. Однако, эти формы подготовки кадров позволяли в большинстве случаев ликвидировать кадровый дефицит и поддерживать жизнедеятельность системы
связи, удовлетворяя минимальные потребности общества в коммуникации.
При этом, возможности подготовки связистов, имевшиеся в Казани, использовались не полностью. Так, в 1921 году, когда в России имелось всего две радиошколы, в Москве и в Казани, казанская не могла полноценно работать из-за недооценки руководителями предприятий и организаций социальной значимости и перспектив радиосвязи. Заведующий Управлением почт и телеграфов Татарской республики Билялов в отчете Народному комиссару внутренних дел писал: «Приходится сожалеть лишь только о том, что советские учреждения не поняли значения этих курсов [радиошколы], не пошли навстречу и не оказали никакого содействия в их организации (...)». [1]
В первой половине 1920-х годов в Казани работала почтово-телеграфная школа, которую ежегодно оканчивали 50-60 человек. Часть связистов обучалась без отрыва от производства и для получения квалификации «связист», сдавали экзамены так называемым расценочным комиссиям. Так, в 1921 году почтово-телеграфную школу окончили 56 человек, а испытание при расценочных комиссиях выдержали 99 человек. Однако, это количество не могло заполнить все вакансии квалифицированных связистов, поэтому одновременно на работу в систему связи было принято 95 демобилизованных из армии, имеющих специальную подготовку и 120 человек - через отдел рабочей силы. [2]
Связисты в 1920-1930-х годах находились на передовых рубежах технического прогресса, и работа в системе связи была, несмотря на все недостатки, престижной. Этим объясняется стремление работать в системе связи лиц, потерявших свой социальный статус после октябрьской революции. Об этом, в частности, свидетельствует одна из телеграмм заведующего Управлением почт и телеграфов Татарской республики Григорьева, в которой сообщается о фактах приема на курсы представителя духовенства: «Объявите священнику Никольско-
му, подавшего прошение [на] курсы механиков, о включении [его в] число слушателей». [3]
О профиле курсов, количестве курсантов можно судить по 1926/27 бюджетному году, когда в Казанском Округе связи имелись следующие курсы: по подготовке телефонно-те-леграфных надсмотрщиков; по поднятию квалификации почтово-телеграфных работников; по изучению работе на Клопфере и скородействующих аппаратах Юза-Бодо; по изучению латинской азбуки; по реализации татарского языка среди работников связи.
В 1926 году на 7 месячных курсах на должность почтово-телеграфных работников и надсмотрщиков обучалось 27 человек. Окончили курсы 26 человек и были назначены почтово-телеграфными работниками в различные предприятия связи республики.
На курсах по работе на аппарате Юза к 1 сентября 1926г. было подготовлено 35 работников, на аппарате Клопфер 29 работников (на январь 1926г. имелось в наличии всего лишь 7 работников). К январю 1927 года было подготовлено 29 морзистов и еще 11 аппаратчиков других квалификаций. На курсах татарского языка обучалось 43 слушателя и т.д. [4]
Решение создавать подобные курсы для подготовки и переподготовки связистов в республике было продиктовано, с одной стороны, отсутствием специализированных стационарных учебных заведений, а с другой стороны - крайне низким уровнем образования большинства работников в системе связи.
Следует отметить, что связистов с высшим образованием было всего 3 человека, однако работников руководящего состава среди них не было, причем только 7 из указанных работников имели среднее образование, а основная их масса (122 человека) начальное, что в сложных условиях середины 1920-х годов не могло обеспечить квалифицированное руководство отраслью. Даже среди работников, непосредственно работавших с техникой связи, 702 человека имели только начальное образование.
Так, об уровне образования руководителей Управления связи республики во второй половине 1920-х годов говорит и тот факт, что первое лицо - С.Г. Хренов имел образование 4 класса и обучение в почтово-теле-графной школе. [5] (С января 1923 года он работал начальником Казанского округа связи).
В поисках оптимальных вариантов подготовки кадров для системы связи - при различных структурах создавали кружки и курсы, исходя из потребности в специалистах. Например, в 1930 году при Казанской окружной конторе связи работали курсы повышения квалификации, почтовый кружок, школа молодежи, кружок бодистов и кружок почтово-телеграфного дела. [6]
В том же году, при Доме Красной Армии были организованы кружки полевой почты и курсы морзистов, выпускники которых служили резервом для армейской связи.
Краткосрочные курсы и школы не могли полностью обеспечить систему связи республики специалистами. Поэтому положение с кадрами связистов в 1930 году было очень сложным, особенно в районах. В 23 районных центрах ТАССР отделы связи не были укомплектованы работниками. В административном составе связи 50% сотрудников временно исполняли обязанности.
В кадрах массовых профессий специалисты были в меньшинстве. Так, штаты для обработки корреспонденции только на 25% были укомплектованы специалистами. Потребность в рабочей силе была большой. Несмотря на безработицу, биржа труда не могла заполнить вакансии связистов, требующие специальной технической подготовки. Потребность в кадрах была следующей: заведующих районными отделениями связи не хватало 19 человек, участковых монтеров - 65, станционных монтеров - 25, техников - 24, радиотехников - 5, радиомонтеров - 32, специалистов почтово-теле-графного дела - 125 человек.
В системе образования связистов назрела необходимость курсовой системы подго-
товки специалистов, которая не могла обеспечить высокую квалификацию курсантов, дополнить базовыми формами обучения, основанными на фундаментальных дисциплинах и глубоких теоретических знаниях. В этой связи начальник Управления связи Н.А.Казаков в 1930 году поставил вопрос об открытии в Казани техникума связи. [7]
Открыт техникум связи был 1 октября 1932 года, приняв на дневное отделение 90 человек и на вечернее - 60. [8] Однако, уже 1 декабря 1933 года приказом Народного комиссара СССР А.И. Рыкова отделения без отрыва от производства (вечерние) были ликвидированы в 8 техникумах связи, в том числе в Казанском. [9] В августе 1940 года Нарком связи СССР И.Пересыпкин присвоил Казанскому техникуму связи наименование «Казанский электротехникум связи». [10]
Специалистов высшей квалификации -инженеров связи - в республике не готовили. Их по разнарядке Народного комиссариата связи направляли в ТАССР из Одесского института связи, из Института Технической академии связи, Ленинградского электротехнического института, Кировского энергетического института, Московского энергетического института. А техников телеграфа, телефона и радио, до первого выпуска студентов Казанского техникума связи, направляли в республику из Горьковс-кого учебного комбината связи. [11]
Острая нужда в ведущих специалистах связи ощущалась в Татарстане постоянно. Одна из причин - безответственность, запущенность работы по их подготовке и переподготовке. Так, в 1932 году была сорвана работа курсов по подготовке телеграфистов для работы на аппаратах Юза, Морзе, Бодо и других. Вместо них «кое-как» были организованы курсы клопферистов (без отрыва от производства). Попытки готовить кадры методом ученичества на рабочих местах не давали возможности сформировать кадры хороших специалистов. В итоге продолжала сохраняться острая нужда в телеграфис-
тах, техниках, монтерах и связистах других специальностей.
Одна из причин дефицита специалистов массовых профессий - недостаток компетентных и добросовестных преподавателей. Во многом это было связано с тем, что на преподавательскую работу почти не допускались так называемые чуждые элементы, бывшие белогвардейцы, которые и через 15 лет после большевистского переворота составляли костяк высококвалифицированного отряда связистов. Их знания и опыт не только использовались явно недостаточно, но напротив, шла борьба с «засоренностью аппарата», с чуждыми антисоветскими элементами. Так, в постановлении объединенного заседания Президиума ОК ВКП(б) и коллегии НК РКИ ТР от 17 августа 1932 года констатировалось: «почти вся высококвалифицированная рабочая сила (техники, телеграфисты) телеграфа состоит из белогвардейцев». [12]
При этом, значительно более интересны и значимы не столько политические пристрастия работников связи с точки зрения предмета исследования данной статьи, сколько уровень их профессионализма. Именно это качество совершенствовалось очень медленно. Так, если на 1 января 1926 года специалистов с высшим образованием в системе связи республики было 3 человека, то на 1 января 1932 года их стало 5 человек. Через год эта цифра возросла до 34, причем среди высшего инженерно-технического персонала с высшим образованием было всего 4 человека, а 30 - среди среднего технического персонала. [13]
Для подготовки специалистов высшей квалификации Татарское управление связи практиковало командировки студентов на обучение в Ленинградский институт связи. Так, в 1933 году в это учебное заведение были командированы четверо: Ширбатов, Боровский, Лазуткин и Кашин. [14]
Среди руководящих работников Татарского управления связи удельный вес лиц, имевших специальное образование, рос очень медленно. На 1 ноября 1936 года из 689 руководящих работников системы связи республики специальное образование имели только 24 работника. Без специального образования были начальник Управления связи, его заместитель, директор почтамта и его заместитель, директор центрального телеграфа, заведующий его технической частью, директор Казанской городской телефонной сети, все начальники районных отделов связи и т.д. Сдача экзамена по техническому минимуму уже считалась достижением. При этом, руководители верхнего звена даже такого экзамена не сдавали. К примеру, один из руководителей Управления, директор телеграфа Мингалеев сказал на собрании о себе, что он по техническим вопросам малограмотен и «вывести телеграф из прорыва самостоятельно без посторонней помощи не в состоянии». [15]
Безграмотность руководителей мешала принимать оптимальные технические решения, правильно эксплуатировать сложную технику связи, выстраивать линию стратегического развития.
Формы подготовки связистов массовых профессий во второй половине 1930-х годов были разнообразными, но не отличались стабильностью.
В 1936 году при Казанском телеграфе была организована школа ФЗУ [16] по подготовке морзистов, клопферистов и специалистов по работе на аппарате Тремля. В них обучалось 45 человек.
Татарское управление связи для подготовки кадров и повышения их квалификации, использовало и другие формы обучения. За 1937-1938 годы в штат связистов влился большой отряд квалифицированных специалистов, подготовленных в республике. Темпы обучения связистов в 1937-1938 годы отражены в таблице №1. [17]
Таблица №1
Подготовка связистов в ТАССР в 1937-1938 годы
Специальности в 1937 г. в 1938 г.
Телеграфисты-морзисты 130 135
Надсмотрщики по обслуживанию междугородней трансляции 17 -
Мотористы по обслуживанию радиоузлов - 16
Начальники сельских отделений - 38
Подготовлено через индивидуальное бригадное ученичество 111 125
Курсы к сдаче техминимума I ступени работников почты - 37
Всего: 258 373
Из данных таблицы №1 видно, что многие формы подготовки кадров действовали не систематически, хотя при этом учитывалась настоятельная потребность системы связи в квалифицированных специалистах. Одновременно появились новые формы подготовки и увеличилось число обучающихся.
В 1938 году Татарское Управление связи дополнительно получило 248 штатных единиц, в том числе 48 надсмотрщиков, 66 телефонисток, 18 почтальонов и др.
В Казани каждое предприятие связи готовило необходимых ему специалистов. Такая разобщенность мешала создавать единую систему обучения, не давала возможности получать знания и навыки по смежным специальностям, вырабатывать общие подходы в обучении для всей системы связи.
В 1938 году при Центральном телеграфе в г.Казани работали курсы подготовки и переподготовки специалистов и кадров массовых квалификаций. Функционировали 5 курсов: кассиров и экспедиторов, доставщиков телеграмм, рабочих кабельной службы, телефонисток и монтеров. Срок обучения на всех курсах был 6 месяцев, обучался 121 человек. Следует отметить, что без указания причины все они выбыли, не окончив курса обучения. Из 23 обучавшихся индивидуально окончили полный курс обучения только 9 человек.
В том же году, при Казанской почтовой конторе работали курсы повышения квали-
фикации начальников городских отделений связи (срок обучения - 10 месяцев), стахановские курсы II ступени (срок обучения -8 месяцев), курсы повышения квалификации кассиров (срок обучения - 8 месяцев), почтальонов I ступени (срок обучения - 8 месяцев). В группах было от 15 до 25 человек, часть которых (от 3 до 7 человек) в ходе обучения выбыла.
При Казанской городской телефонной станции в 1938 году к сдаче техминимума I ступени на 8-месячных курсах обучался 51 человек, 27 из которых также выбыли. В то же время на 12 месячных курсах по подготовке к сдаче техникума II ступени обучались 22 человека. [18]
Масштабы подготовки кадров, организованной на станции, не отвечали производственной потребности. Производственной и технической учебой на станции в 1939 году был охвачен 81 человек. В том числе через стационарную сеть на курсах телефонисток было подготовлено 18 человек.
При междугородной телефонной станции в 1938 году работали курсы техминимума для телефонисток (срок обучения 3 месяца). Все 7 человек зачисленных на курсы, окончили полный курс обучения. В полном составе завершили обучение в форме индивидуально-бригадного ученичества и 5 курсанток, начинавших занятия. На курсах техминимума II ступени, так называемых стахановских, с продолжительностью обучения 10 месяцев, занимались 15 человек. Обучение они завершили к 1 августу 1939 года.
В школе ФЗУ связи в том же 1938 году функционировали три группы: телеграфистов (морзистов, клопферистов, бодистов) -20 человек (срок обучения 14 месяцев), по-чтово-телеграфных работников - 20 человек (срок обучения 18 месяцев), городских и районных телефонных надсмотрщиков - 22 человека (срок обучения 2 года).
В том же году на курсах было подготовлено 135 телеграфистов-морзистов, 30 шоферов III класса, 16 мотористов по обслуживанию движков радиоузлов, 42 начальника сельских отделений связи, 20 надсмотрщиков городской телефонной и внутрирайонной связи; через индивидуально-бригадное ученичество было подготовлено 26 телеграфистов-морзистов, 7 телеграфистов-приемщиков на аппаратах Бодо, 46 телефонисток, 18 почтовых агентов, 13 надсмотрщиков телефона и радио, 14 подсобных работников.
Часть работников связи обучалась в 1938 году без отрыва от производства на курсах техминимума I ступени (253 человека), из них на стахановских курсах (70 человек), на курсах повышения квалификации (67 человек). Обучавшиеся на курсах высшей квалификации по подготовке заместителей начальников по электросвязи, старших бухгалтеров районных контор связи, надсмотрщиков по обслуживанию междугородных трансляций и телеграфистов завершили занятия в 1939 году. Из 22 групп только 3 работали в районах, например, в Елабуге были организованы курсы надсмотрщиков на 20 человек и курсы заместителей начальников контор по технической части на 25 человек, а 19 - в Казани.
Результаты этой подготовки положительно сказались на состоянии кадров, хотя в различных структурах связи дефицит кадров и их квалификация находились на разных уровнях. Например, положение с почтовыми кадрами в 1938 году в республике было удовлетворительным. Однако, обратная картина была с кадрами электрической связи, в особенности в радиохозяйстве. Причина, прежде всего, в отказе Народного Комисса-
риата связи в выделении средств на подготовку кадров. В итоге районные радиоузлы испытывали острейшую нужду в подготовленных специалистах, а сложную («ценнейшую», как сказано в документе) аппаратуру обслуживали люди без специальной подготовки. [19]
В 1939 году работа курсов подготовки и переподготовки специалистов и кадров массовых профессий в Татарском управлении связи приобрела несколько большие масштабы по сравнению с предыдущими годами. На курсы техминимума I ступени всего планировалось принять 215 человек. Однако, уже состояло на курсах 167 учащихся, вновь было принято 572 человека, из них полный курс обучения завершили 253 человека, 203 человека выбыли, не окончив курс обучения. Еще относительно больше был отсев с курсов техминимума II ступени - 48 из 70 человек, в том числе все 14 работников почты. В целом, в 1939 году план подготовки работников массовых профессий с отрывом от производства был выполнен на 100%, руководящих работников среднего звена на 94%, по курсам техминимума I ступени - на 118%, по индивидуально-бригадному ученичеству- на 265 процентов. Так же неплохо прошла и заочная учеба, которую окончили 946 человек. [20]
Преобладающей формой подготовки кадров в 1940 году было повышение квалификации без отрыва от производства. В районных конторах связи республики 1262 человек повышали квалификацию заочно. Эта форма подготовки практически лишала обучаемых теоретических знаний, но позволяла приобрести практические навыки, позволявшие выполнять соответствующие функции.
В целом темпы подготовки квалифицированных связистов были очень медленными и разнообразные курсы не могли обеспечить систему связи республики специалистами высокой квалификации.
Самым трудным в 1930-е годы было решение кадровых вопросов в системе радиофикации. В документах неоднократно под-
черкивается, что «все работы ... [по радиофикации] в 1938 году производились с исключительным напряжением из-за отсутствия кадров». Речь, как видно, идет даже не о дефиците, а об отсутствии кадров.
Особенно острым дефицит специалистов был в районах республики. В конце 1930-х годов только 26 радиоузлов из 52-х в райцентрах были обеспечены техниками. В остальных радиоузлах обязанности техников исполняли надсмотрщики, имевшие совсем другую специализацию и квалификацию. [21]
Подобное положение, когда на должностях, требующих фундаментальной профессиональной подготовки, работали практики, в лучшем случае повысившие знания и навыки на заочных курсах, было обычным для всей системы связи республики.
К концу 30-х годов был, в основном, преодолен дефицит кадров связистов. Так, среднегодовое число работников в системе связи республики 1938 года составляло 4494 человека (плановое - 4545), а на 1 января 1941г. - 5201 человек из положенных по штату 5397, в том числе женщин 2574. [22] Данные показывают, что количественного дефицита специалистов почти не было. Однако, качественно-профессиональный состав связистов требовал улучшения. Общее состояние кадров по уровню подготовки продолжало оставаться неудовлетворительным. Особенно низким качество подготовки кадров было в районах.
Для исправления положения, повышения профессионализма и квалификации кадров необходимо было, в частности, резко увеличить выделение средств для развития техникума связи, функционирования различных курсов, подготовку преподавательского состава. Вместо этого Народный Комиссариат Связи СССР крайне ограничил выделение средств на эти цели на 1941 год. Средств могло хватить только на организацию про-
изводственных кружков на предприятиях и системы заочного обучения. [23]
В итоге вопросы профессиональной подготовки кадров в системе связи Республики Татарстан в 1920 - 1940-е годы хотя и получили свое разрешение в отдельных направлениях, в целом не были решены, и главной проблемой осталась проблема несоответствия профессионального уровня работников связи потребностям развития отрасли.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Национальный архив Республики Татарстан (далее НА РТ) Ф.1220, 0.2, Д.260, Л.15-15(об.).
2. НА РТ Ф.1220, 0.2, Д.261а, Л.162.
3. НА РТ Ф.1220, 0.2, Д.339, Л.297.
4. НА РТ Ф.1220, 0.1, Д.65, Л.15; Там же, Д. 59, Л.8; Там же, Д. 65, Л.15.
5. ЦГА ИПД РТ Ф.15, 0.2, Д.20, Л.67-67(об.).
6. ЦГА ИПД РТ Ф.1009, 0.1, Д.54, Л.87.
7. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.11, Л.1; Там же, Д.11, Л.13-13(об.).
8. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.103, Л.75.
9. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.185, Л.132-132(об.).
10. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.794, Л.129.
11. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.185, Л.58-58(об.).
12. НА РТ Ф.990, 0.1, Д.1822, Л.30-31(об.); Там же, Д.1825, Л.9-10.
13. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.207, Л.16.
14. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.191, Л.58.
15. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.558, Л.1; ЦГА ИПД РТ Ф.1009, 0.1, Д.78, Л.71.
16. ФЗУ - школы фабрично-заводского ученичества.
17. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.636, Л.2; Там же, Д.690, Л.45-45(об.).
18. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.690, Л.26; Там же, Д.692, Л.22-24(об.).
19. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.758, Л.269, 271-272; Там же, Д.692, Л.26-26(об.); Там же, Д.738, Л.144; Там же, Д.745, Л.91-91(об.); Там же, Д.690, Л.10; Там же, 0.2, Д.1, Л.1-3.
20. НА РТ Ф.5666, 0.2, Д.756, Л.2, 55-55(об.).
21. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.691, Л.7-8; Там же, Д.693, Л.19.
22. НА РТ Ф.5666, 0.1, Д.707, Л.23; Там же, 0.2, Д.8, Л.1.
23. НА РТ Ф.5666, 0.2, Д.8, Л.7-8.