6. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу № А56-24008/2010 .
7. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу № А13-7510/2009.
8. Постановление Европейского суда по правам человека от 06.04.2006г. «Дело «Черницын против Российской Федерации»» // Бюл. Европейского суда по правам человека. - 2007. - №2. - С. 97-104.
9. Агарков М.М. Проблемы злоупотребления правом в советском гражданском праве // Изв. АН СССР. Отделение экономики права. - 1946. - № 6. - С. 432-433.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. № 243-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Череповского Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
11. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 г.) // Бюл. Верховного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 2.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 33-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Михайлович Дианы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положением части второй статьи 159 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
УДК 338.439.02 В.А. Власов
ВОПРОСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)
В статье автором анализируются некоторые актуальные историко-политические и международно-правовые аспекты продовольственной безопасности в условиях глобализации.
Ключевые слова: глобализация, глобализационные процессы, продовольственная безопасность, концепция, продовольственная проблема, международные организации.
V.A. Vlasov FOOD SECURITY ISSUES IN GLOBALIZATION CONDITIONS (BRIEF HISTORICAL, POLITICAL SCIENCE, INTERNATIONAL AND LEGAL ANALYSIS)
Some topical historical, political, international and legal food security aspects in the globalization conditions are analyzed by the author in the article.
Key words: globalization, globalization processes, food security, concept, food problem, international organizations.
Сразу после завершения очередной русско-турецкой войны в 80-х годах XIX века начальник русского Главного штаба генерал Н.Н. Обручев указывал в служебной записке Царю, Императору всея Руси: «Если Россия бедна и слаба, если она намного отстала от Европы, то это, прежде всего, потому, что очень часто она неправильно решала самые коренные политические вопросы: где следует и где не следует ей жертвовать своим достоянием: если идти прежним путем, можно вконец погибнуть и быстро завершить свой цикл великой Державы: с застоем внутри и непомерным внешним развитием»1. Мысли, выраженные генералом Н.Н. Обручевым, являются актуальными в современный период времени в новых геополитических, геоэко-номических, геосоциальных условиях.
1 Военно-промышленный курьер. 2008. 8-14 окт.
20б
Основы современной теории глобализации и глобалистики базируются на идеях древнегреческих философов, мудрецов Древнего Востока о едином мире, В. Вернадского о ноосфере. Понятие глобальных проблем как общепринятого термина возникло в 70-х годах XX столетия, после появления первого доклада Римскому клубу в 1972 году, озаглавленного «Пределы роста». Он был подготовлен группой ученых под руководством американского ученого Д.Л. Медоуза и использовал набор идей, выдвинутых его учителем профессором кибернетики Д. Форрестером за год до этого в книге «Мировая динамика». Последний предсказал на начало XXI века неизбежность всемирных катастроф, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, а также с демографическим взрывом в развивающихся странах2. Общепринято считать, что американские специалисты первыми стали обращаться к термину «глобализация». Введению его в научный оборот поспособствовал Т. Левитт, который опубликовал в 1983 году в «Гарвард бизнес ревью» научную статью «Глобализация рынков», где глобализация характеризовалась как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями3. Е.Б. Рашковский и В.Г. Хорос верно указывают на то, что: «Сегодня требуется активно включиться в процесс глобализации, мобилизовать цивилизационные ресурсы различных сообществ для решения возникших общемировых проблем, на которые первым «вынесло» Запад, но с которыми можно справиться только сообща»4.
Глобализация - это системное, многоуровневое, многоаспектное и исторически перспективное явление. Как любое глобальное явление она несет в себе положительные и отрицательные последствия и не может быть оценена однозначно. В современной мировой и отечественной науке нет единого подхода к его толкованию. Обратим внимание на ряд концепций, посвященных сущности и значению глобализации: «линейный» процесс наращивания данного состояния, «нелинейный» зигзагообразный процесс развития человечества, концепция глобальной экономики, концепция глобальной культуры, концепция глобальной информатизации, концепция глобального общества, концепция глобально-локальных взаимодействий (глокализа-ция) и т.д.
«Линейный» процесс наращивания глобализации предполагает расширение, углубление, усиление интенсивности мировых интеграционных процессов без радикального изменения их внутреннего содержания и качества. «Нелинейный» зигзагообразный процесс развития человечества зависит от экономических, политических, социальных, демографических, экологических, военных и иных факторов, которые в разных странах в разные исторические периоды имеют свою собственную специфику и содержание.
Концепция глобальной экономики означает огромный рост влияния на мировую экономику транснациональных корпораций (ТНК), банковских структур, религиозных сообществ, большинство из которых утратили свою национальную идентичность, влияют на экономику практически всех государств и, охватывая целые континенты, стали явлением глобального масштаба. Глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард»5. К «золотому миллиарду» относят население экономически развитых стран и регионов (США, Канада, Австралия, Япония, Евросоюз) с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов в рамках указанной цифры. Политические решения, принимаемые указанными выше государствами и регионами, влияют на весь миропорядок. Будущий этап мирового развития не только не перечеркнет процесс глобализации, но и даст ей новые перспективы.
Концепция глобальной культуры выражается в распространении и влиянии различных элементов культуры современных развитых стран США, Великобритании, Франции, Германии, Японии на культурные ценности государств остального мира и создание на этой основе единой мировой культуры. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут
2 Ковалев Е.В. Глобальная продовольственная проблема // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №10. С. 26.
3 Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2. С. 13; Дергачев В.А. Глобалистика. М., 2005. С. 7.
4 Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Мировые цивилизации и современность // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №1. С.18.
5 http://ru.wikipedia.org/.
вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры6. Современный глобальный мир является слишком сложным и многообразным для того, чтобы ему навязывалась какая-то одна культура, как правило, североамериканская культурная традиция в ее массово потребительской форме, даже если она претендует на роль самой прогрессивной. Ни одна из современных культурных традиций не вправе претендовать на ее абсолютизацию.
Концепция глобальной информатизации характеризуется развитием научно-технического прогресса, массовым электронно-комуникационным общением граждан посредством глобальной сети Интернет, являющимися символом глобализации. Признаками глобальной информатизации являются: увеличение скорости передачи информации, возрастание масштаба объемов передаваемой информации, ее колоссальное значение для всего человечества. Глобальная информатизация представляет собой качественно новый период в развитии современного мирового сообщества, поскольку влияет на все стороны его деятельности. Главным следствием глобальной информатизации служит факт формирования и функционирования так называемого «открытого общества», в котором проникновение информации, особенно в электронном формате, контролировать в полном объеме невозможно. «Открытое общество» - это новая, ранее не известная человечеству форма политического сотрудничества и взаимодействия информационного пространства. С помощью киберинформационного общения люди различных государств могут решать серьезные задачи.
Концепция глобального общества (Global society) представляет собой феномен интенсификации мировых социальных отношений, стиранием границы как между государствами, так и между людьми, и рас-смотривает такую категории, как «единое человечество». В соответствии с данной концепцией люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества7. Глобальное общество - это сообщество государств, международных организаций, общественных, религиозных, экологических организаций, фондов, отдельных граждан, принимающих на себя ответственность за развитие современной цивилизации.
Концепция глобально-локальных взаимодействий (глокализация) (от англ. gtow - колокол, ограниченное пространство, в котором слышны удары колокола) - это процесс транснационализации, диалектического взаимодействия глобального (планетарного) и локального (зонального) развития. Понятие «глокализация» ввел в начале 90-х годов ХХ века английский ученый Р. Робертсон. Глокализация - это объединение двух слов «глобализация» и «локализация». Данное понятие отражает тот слой общественного сознания, которое использует в совокупности два момента: необходимость сохранения социумом своей этнической локальной (зональной) самобытности и его стремление к глобальной (планетарной) интеграции.
Среди основных и взаимосвязанных глобальных проблем (экологическая, энергетическая и сырьевая, проблема мирового океана, демографическая и др.) особое место занимает продовольственная. Ведь от наличия и качества продуктов питания в первую очередь зависит само физическое существование и здоровье миллиардов людей8.
Современная реальность требует объективного всестороннего научного анализа существующих тенденций глобализации продовольственного характера, прежде всего, ее политического аспекта. Взятые в совокупности государства представляют мировой сообщество, но любое из них, даже самое могущественное, имеет определенные пределы этого влияния, в том числе и на происходящие глобализационные процессы производства продовольствия. Следовательно, каждое государство с целью обеспечения продовольствием населения своей страны вынуждено вести жесткую конкурентную борьбу на международной арене с другими государствами, с одной стороны, а, с другой стороны, оно обязано соотносить свою деятельность с продовольственными потребностями других стран. Важным моментом является в рассматриваемом ракурсе способность спрогнозировать угрозы и риски конкретного государства в связи с развитием глобализационных процессов производства продовольствия. Например, долгожданное вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) будет способствовать либерализации мировой торговли продовольственными товарами. Но экономические и социальные издержки такого шага могут привести к катастрофическим последствиям для отечественных аграрных товаропроизводителей, поскольку для успешного функционирования в
6 http://ru.wikipedia.org/.
7 http://ru.wikipedia.org/.
8 Ковалев Е.В. Глобальная продовольственная проблема // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №10. С.27.
правовом поле данной международной организации уровень государственной поддержки российского сельского хозяйства должен быть не ниже, чем у ведущих крупных и богатых стран-экспортеров продовольствия, являющихся ее членами.
Глобальные изменения, характерные для современного мирового продовольственного процесса второго десятилетия XXI века, достигли в своей эволюции таких гигантских масштабов, когда антропогенное воздействие человека на окружающую среду приобрело столь угрожающий характер. Основные субъекты мировой глобальной политики должны кардинальным образом изменить подходы к взаимодействию человека и природы. Продовольственная проблема в глобальном ее масштабе на рубеже второго десятилетия XXI века не становится менее актуальной. Ее суть заключается в несоответствии растущего спроса населения на продукты питания и возможностей сельскохозяйственного производства, ограниченного имеющимися земельными и водными ресурсами и уровнем развития самой отрасли. Она имеет многоплановый характер и подразумевает несколько основных аспектов, а именно:
- непосредственно голод и недоедание;
- качество и структура питания;
- состояние здоровья общества;
- продовольственные запасы и их дефицит;
- неравномерное распределение продовольствия;
- различный уровень потребления и потребности населения;
- высокие цены на продукты питания9.
Нехватка продовольствия также связана с рядом других вопросов, таких как рост населения, экономический кризис, засухи и неурожаи, уровень развития сельскохозяйственного производства, государственная политика как в области ценообразования, так и в области регулирования производственных отношений, роль отечественного производителя и соотношение экспорта/импорта продукции10.
Отправным пунктом эволюции развития международной политики государств в сфере обеспечения продовольственной безопасности признано считать создание в апреле 1945 года при Организации Объединенных Наций специализированной международной организации по вопросам сельского хозяйства и продовольствия - Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) после подписания ее Устава двадцатью государствами. В Уставе данной организации прямо закреплено, что: «принимающие его государства призваны содействовать повышению эффективности производства и распределения всех продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения». Как специализированное учреждение ООН ФАО концентрирует вокруг себя деятельность других международных сельскохозяйственных организаций, привлекает их к реализации международной стратегии и планов действий в области продовольственной безопасности. Главными целями данной организации являются следующие: улучшение питания и повышение уровня жизни: повышение эффективности производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства, содействие развитию сельских районов и улучшение условий жизни сельского населения и ликвидации, в конечном итоге, проблем голода и недоедания.
Руководствуясь учредительным документом, она осуществляет следующие четыре основные функции: 1) служит международным форумом для консультаций между ее государствами-членами; 2) консультирует правительства по вопросам политики; 3) собирает, анализирует и распространяет информацию; 4) осуществляет техническое сотрудничество в сфере своей компетенции.
По инициативе ФАО в 1961 году для совместной работы с ней была создана на экспериментальной основе еще одна международная организация под названием «Мировая продовольственная программа» (МПП), которая впоследствии в 1966 году была переведена на постоянную основу. МПП - это фонд продовольствия и денежных средств, которые предоставляются отдельными государствами и предназначаются странам, нуждающимся в данной помощи. Большая часть продовольствия, которыми располагает данная организация, -это продукты, поступающие из различных стран. Общими правилами МПП предусматривается, что она оказывает содействие в осуществлении проектов, использующих продовольствие как помощь экономическому и социальному развитию, в удовлетворении чрезвычайных продовольственных потребностей и содействии мировой продовольственной безопасности в соответствии с рекомендациями ООН и ФАО11.
Под эгидой ФАО в 1973 году разработана концепция «Всемирной продовольственной безопасности», посредством которой официально было введено в мировую практику понятие «продовольственная безопас-
9 www.rgo.ru/2010/09/prodovolstvennaya-problema/.
10 www.rgo.ru/2010/09/prodovolstvennaya-problema/.
11 Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1997. С. 243.
ность», под ней понималось состояние рынка продовольствия и экономики как отдельного государства или группы интегрированных стран, так и в целом мирового сообщества.
Разразившийся в 70-х годах международный зерновой кризис явился поворотным пунктом в развитии международного сотрудничества для решения проблемы продовольствия. По инициативе ФАО в Риме в 1974 году была созвана первая Всемирная продовольственная конференция. Необходимость формулирования задачи глобальной продовольственной безопасности была обусловлена, по существу, двумя факторами: с одной стороны, созданием всепроникающих единых рынков продовольствия и необходимостью их стабилизации, с укреплением на них позиций наиболее развитых стран, держателей основных экспортных ресурсов; с другой - необходимо было сгладить наиболее острые проблемы продовольственного обеспечения стран «третьего мира» и в дальнейшем стран переходного периода, удерживая их в то же время в рамках единой мировой глобалистской экономической модели. Формулирование этой задачи велось прежде всего в ФАО, где был создан для этих целей Комитет по проблемам продовольственной безопасности12. В организационной структуре помимо указанного выше Комитета по проблемам продовольственной безопасности существуют еще семь постоянно действующих комитетов: Комитет финансов, Комитет по уставным и юридическим вопросам, Комитет сельского хозяйства, Комитет лесного хозяйства, Комитет рыбного хозяйства, Комитет по проблемам товарных продуктов, Программный комитет.
Важнейшим событием в определении проблемы глобальной продовольственной безопасности и путей ее решения явилась Всемирная конференция по продовольствию в Риме в 1996 году, а итогом ее проведения явились Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной продовольственной конференции.
Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной продовольственной конференции, закладывают основы достижения единой цели - продовольственной безопасности, взятой на уровне индивида, домохозяйства, страны, региона и всего мира в целом. В частности, в Плане действий указаны следующие важные моменты:
- проблема продовольственной безопасности присутствует у всех стран и во все времена и заключается в том, чтобы обеспечить физический и экономический доступ населения к достаточному количеству безопасной и калорийной пищи с целью удовлетворения его потребностей в продуктах питания определенного количества и качества и дать ему возможность, таким образом, вести активный и здоровый образ жизни;
- необходимо искоренение бедности, чтобы улучшить доступ к продовольствию со стороны населения;
- существование мирной и устойчивой среды обитания в каждой стране является фундаментальным условием достижения продовольственной безопасности;
- в развивающихся странах бедность, голод и плохое питание являются основными причинами усилившейся миграции населения из сельской местности в города;
- может быть обеспечено производство достаточного количества продуктов питания для всего населения Земли;
- должна быть уменьшена сезонная и годовая нестабильность производства продуктов питания;
- предусматривается осуществление постоянных усилий для искоренения голода во всех странах, причем его ближайшая цель - это сокращение на половину от нынешнего уровня количества недоедающих людей не позднее, чем к 2015 году;
- ресурсы, которые потребуются для инвестиций, будут получены главным образом из внутренних, частных и государственных источников;
- комитет ФАО по проблемам мировой продовольственной безопасности (КПБ) будет нести ответственность по реализации данного Плана действий;
- достижение устойчивой продовольственной безопасности является неотъемлемой частью тех социальных, экономических, экологических и гуманитарных вопросов, которые были согласованы на последних международных конференциях;
- данный План действий согласуется с целями и принципами Устава ООН и международного права и является в значительной степени консолидацией результатов, достигнутых на других конференциях ООН с начала 90-х годов по вопросам, имеющим отношение к проблемам продовольственной безопасности;
- практическая реализация рекомендаций, содержащихся в данном Плане действий, является суверенным правом каждого государства, которое отвечает за их выполнение, и должна осуществляться через национальное законодательство и через стратегию, политику, программы, приоритеты развития, которые
12 Назаренко В.И. Продовольственная безопасность (в мире и в России). М.: Памятники исторической мысли, 2011. С.21.
должны быть в соответствии с правами человека и его фундаментальными свободами, включая право на развитие13.
Непосредственно же в самой Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности закреплены следующие постулатные положения, которые имеют чрезвычайно важное значение:
- мы, главы государств и правительств, собравшись на Всемирную конференцию по продовольствию по приглашению ФАО, подтверждаем право каждого иметь доступ к безопасной и калорийной пище, что согласуется с правом человека на адекватное питание и фундаментальным правом быть свободным от голода;
- мы торжественного обещаем, что наша политическая воля и наша общая и национальная политика будут направлены на достижение продовольственной безопасности для всех, и что мы приложим все усилия, чтобы искоренить голод во всех странах;
- мы считаем нетерпимым тот факт, что 800 млн человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не имеют достаточного количества пищи, чтобы удовлетворить свои основные потребности в питании;
- мы подтверждаем, что существование мирной, стабильной и дающей возможность политического, социального и экономического развития окружающей среды является тем существенным моментом, который позволит государствам уделять приоритетное внимание вопросам достижения продовольственной безопасности и искоренению бедности;
- мы осознаем необходимость принятия срочных мер для борьбы с вредителями сельского хозяйства, засухами, наводнениями и деградацией природных ресурсов, включая опустынивание, чрезмерный лов рыбы и сокращение биологических видов флоры и фауны;
- мы будем проводить политику, направленную на уничтожение бедности и неравенства, улучшение физического и экономического доступа всех слоев населения в любое время к достаточному количеству адекватной и безопасной пищи и ее эффективному использованию;
- мы будем стараться обеспечить через формирование механизма справедливой и рыночно ориентированной мировой торговой системы, чтобы торговля продовольствием, сельскохозяйственная торговля и торговая политика в целом способствовали увеличению продовольственной безопасности для всех;
- бедность является основной причиной продовольственной нестабильности, и существенный прогресс в ее искоренении - это главное для улучшения доступа к продовольствию;
- достижение продовольственной безопасности является комплексной задачей, в решении которой основная нагрузка падает на индивидуальные правительства;
- продовольствие не должно служить инструментом политического и экономического давления;
- для достижения продовольственной безопасности мы признаем необходимость проведения политики, направленной на привлечение инвестиций в проекты, связанные с развитием человеческих ресурсов, науки и инфраструктуры;
- на всех уровнях и в тесной кооперации с международным сообществом мы будем претворять в жизнь, следить за выполнением и придерживаться в своей работе Плана действий14.
В Риме в апреле 2006 года на 34-й сессии Конференции ФАО - высшего руководящего органа ФАО, который собирается один раз в два года, Россия была избрана в Совет данной организации, а русскому языку был придан статус официального языка. Руководивший в то время Генеральный директор ФАО Жак Диуф приветствовал как: «Историческое решение - вступление России в эту международную структуру. Россия является мировой державой в сфере аграрного производства, и присоединение к фАо в качестве полноправного члена принесет выгоду как ей самой, так и организации в целом»15. Как отмечало руководство ФАО, в соответствии с нормами ООН, эта организация признает Россию в качестве правопреемницы СССР, который являлся одним из основателей ФАО, однако так и не вступил в ее члены. СССР был среди учредителей ФАО в 1945 году, но его политическое руководство упорно не желало принять решение о вступлении в эту организацию, поскольку этот предполагало открытый доступ к сельскохозяйственной статистике. О ее передаче международным экспертам в советские годы не могло быть и речи, поскольку данная информация была строго засекречена. Взаимодействие между Российской Федерацией и ФАО носит обоюдовыгодный характер. Россия внесла в 2006 году взнос в размере 8 млн доля, в ее фонд, а также оказывает финансовую поддержку для гуманитарной помощи в рамках Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), позиционируясь в качестве влиятельного игрока на международной арене - страны-донора, от содействия которой зависит будущее развитие беднейших стран и наиболее отсталых регионов планеты. ВПП находится на передовой линии борьбы с голодом, постоянно оказывает продовольственную помощь в чрезвычайных си-
13 Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1997. С. 334-337.
14 Он же, 1997. С.330-333.
15 http://rosinvest.com/novosti/.
туациях, срочно доставляя продовольствие голодающим и другим нуждающимся по всему миру. Но ВПП также осуществляет свою деятельность для того, чтобы помочь голодающим обрести продовольственную безопасность в будущем. В рамках своей гуманитарной программы в КНДР ВПП оказывает продовольственную помощь почти 2,4 млн человек в 85 районах страны, наиболее уязвимых из-за недостатка продовольствия. Более 80 процентов людей, получающих продовольственную помощь по линии ВПП, - это женщины и дети. В общей сложности более 6,2 тыс. т витаминизированной муки со специальными заданными характеристиками качества будет направлено Российской Федерацией для осуществления гуманитарных программ ВПП в КНДР в 2012 году. Учитывая объем гуманитарной помощи (стоимостью в 5 млн дол. США), Российская Федерация является одним из основных доноров программ вПп ООН в КНДР. Первые две партии гуманитарного груза (более 4 тыс. т пшеничной муки) в августе 2012 года уже были доставлены морским путем в порт Чондин на восточном побережье КНДР16.
В ноябре 2007 года Конференция ФАо приветствовала доклад о независимой внешней оценке ФАО (НВО) и приняла резолюцию о последующей деятельности в связи с НВО. В ней предусматривалось также создание Конференциального комитета (КоК-НВО) с временным мандатом, открытого для всех членов ФАО, которому была поручена подготовка предложений относительно срочного плана действий для их рассмотрения на специальной сессии Конференции во второй половине 2008 года17.
В январе 2012 года ФАО приступила к осуществлению процесса стратегического анализа, призванного определить направление и приоритеты ее работы в будущем. Его первостепенной задачей является поддержка разработки основных стратегических и программных документов ФАО, включая пересмотр Стратегической рамочной программы на 2010-2019 годы, подготовку Среднесрочного плана на 2014-2017 годы и дальнейшие коррективы Программы работы и бюджета на 2012-2013 годы. Комитету по сельскому хозяйству ФАО на двадцать третьей сессии, проходившей в Риме 21-25 мая 2012 года, для диалога с Техническим комитетом ФАО был представлен документ «Мировые тенденции и будущие вызовы в работе Организации». Данный документ отражает крупнейшие мировые тенденции, которые были названы основными движущими силами перемен, и главные мировые вызовы, которые вытекают из этих тенденций и отражают возможные приоритетные области работы ФАО в будущем. К этим вызовам относятся:
- расширение производства в сфере сельского хозяйства, лесного и рыбного хозяйства и его вклад в экономический рост и развитие при обеспечении устойчивого рационального использования экосистем и стратегий адаптации к изменению климата и смягчение его последствий;
- искоренение последствий отсутствия продовольственной безопасности, недостаточности питания и небезопасного продовольствия на фоне роста цен на продукты питания и резких колебаний цен;
- упорядочение потребления продовольствия и питания;
- расширение источников существования для населения, проживающего в сельских районах, в том числе мелких фермеров, лесников и рыбаков, в частности женщин, в условиях урбанизации и изменения аграрных структур;
- обеспечение создания более честных и всеобъемлющих продовольственных и сельскохозяйственных систем на местном, национальном и международном уровнях;
- повышение устойчивости источников существования к угрозам и потрясениям, связанным с сельским хозяйством и продовольственной безопасностью;
- укрепление механизмов управления, связанных с удовлетворением потребностей в продовольствии, системами сельского хозяйства, лесного и рыбного хозяйства на национальном, региональном и мировом уровнях18.
Подводя итог, уместно привести слова нового Генерального директора ФАО Жозе Грациану да Силва: «Уничтожение голода требует от каждого выполнения обязательств: ни ФАО, ни какое-либо другое учреждение не сможет выиграть эту битву в одиночку» 19.
16 http://ru.wfp.org/.
17 http://www.fao.org/.
18 http://www.fao.org/.
19 http://www.fao.org/.