повышенная тревожность. Последние могут стать факторами дезадаптации к учебной деятельности, качеству жизни.
Для выработки тактики, обеспечивающей оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень его притязаний, самооценки, способность к сознательной регуляции своего поведения.
К условиям успешной адаптации можно отнести также: формирование у студентов адекватного представления о выбранной профессии; помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней; формирование адекватной самооценки; повышение волевой активности; проведение психолого-педагогической диагностики процесса адаптации; овладение методами психической саморегуляции; создание психологической службы вуза, так как без профессионального психологического сопровождения процесс адаптации в полной мере не возможен.
Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал.
О ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КГАВМ
Селезнева Н.А.
Резюме
В статье выявляются социально-психологические факторы дезадаптации, а также условия успешной адаптации студентов к вузу.
ABOUT THE PROBLEM OF SOCIO-PSYCOLOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENTS OF THE KAZAN STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE
Seleznyeva N.A.
Summary
The article reveals socio-psycological disadaptation factors, but also the conditions of successful adaptation of students to a higher educational institution.
УДК 327.3:63+339.6.004.2
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Терешина Е.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: глобальный кризис, национальная безопасность, продовольственная безопасность, аграрная политика, международное сотрудничество, международные сельскохозяйственные организации, Организация Объединенных Наций, Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация.
Key words: global crisis, national safety, food safety, agrarian policy, international cooperation, international agricultural organizations, United Nations Organization, Food and Agricultural Organization of the United Nations.
В своем послании по случаю шестидесятилетия Организации Объединенных Наций Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил: «Сегодня мы все осознали опасности, с которыми сопряжен нынешний этап. Международное сообщество стоит перед лицом глобального финансового кризиса, усугубленного вызовами в области мировой энергетики, климата и продовольственной безопасности» (октябрь 2008 г.).
Международные встречи на высшем уровне свидетельствуют о том, что продовольственная безопасность стала одним из главных факторов создания и эффективного функционирования системы международной безопасности. Так, на саммите «Группы восьми», состоявшемся в Японии в июле 2008 года, лидеры основных промышленно развитых стран мира выразили глубокую озабоченность по поводу того, что резкое повышение мировых цен на продовольствие в сочетании с проблемами его нехватки в ряде развивающихся стран угрожает всемирной продовольственной безопасности.
Важное место в обеспечении продовольственной безопасности занимает международное экономическое, научно-техническое и торговое сотрудничество, осуществляемое на двусторонней и многосторонней основе различными международными организациями в области сельского хозяйства и продовольствия. Среди более двухсот существующих международных организаций особую роль в решении проблем сельского хозяйства и продовольствия выполняет Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация (ФАО) при Организации Объединенных Наций.
ФАО была основана как межправительственное специализированное учреждение при ООН 16 октября 1945 г. в городе Квебеке (Канада). Ее высшим органом является Конференция государств-членов, которая собирается раз в два года и избирает генерального директора сроком на шесть лет. Штаб-квартира ФАО
расположена в Риме (Италия). В настоящее время она объединяет 190 государств-членов.
Россия стала полноправным членом ФАО только 3 апреля 2006 года на очередной сессии Конференции, проходившей в Риме. По мнению руководства ФАО, в соответствии с нормами ООН эта организация признает Россию в качестве правопреемницы СССР. Экс-министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев назвал вступление России в ФАО интеграцией «в мировой научный процесс, нацеленный на решение продовольственной проблемы». Однако эксперты сельскохозяйственного рынка затруднились ответить, какой именно отрасли сможет помочь членство России в ФАО. Эта организация в большей степени оказывает практическую помощь развивающимся и переходным странам. Основной лозунг ФАО -«Помогаем построить мир без голода». Большинство же государств, как считают независимые эксперты, состоит в организации просто ради престижа. Действующая глава ведомства Елена Скрынник в своем недавнем интервью журналистам информационной программы «Вести» отметила, что «участие Российской Федерации в программах ФАО - это вклад в борьбу с голодом в мире» и «престиж нашей страны, наш вклад в борьбу со снижением количества голодающих в мире».
Основные направления деятельности ФАО и конкретные меры по их выполнению наиболее полно представлены в Стратегической программе развития на 2000-2015 гг. Стратегия деятельности ФАО разработана на основании Устава, решений и поручений международных форумов, всемирных саммитов ООН. В ней сформулированы новые задачи ФАО, основанные на принципах межотраслевого взаимодействия и развития партнерских отношений. Реализация Стратегии возложена на все рабочие органы и подразделения Секретариата ФАО. Одним из таких структурных подразделений является Комитет по мировой продовольственной безопасности, созданный в 1975 году. Он обеспечивает разработку и практическую реализацию программ мировой продовольственной безопасности.
В системе и вне системы ООН над решением проблемы продовольственной безопасности совместно с ФАО работают и другие международные организации и учреждения. В их числе: Программа развития ООН (ПРООН), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по стандартизации (ИСО), Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и другие.
Анализируя содержание деятельности ФАО, необходимо выделить пять ее основных направлений: 1) хранение и распространение информации по сельскому, рыбному и лесному хозяйству, а также публикация своих исследований; 2) помощь странам-членам ФАО в развитии их сельского хозяйства и поддержка развития их собственных национальных стратегий в данной области; 3) проведение международных конференций, переговоров по вопросам сельского хозяйства, где стороны могут найти пути к взаимопониманию и принять взаимовыгодные решения; 4) контроль финансовых потоков для осуществления проектов на местах, внедрение инноваций; 5) в кризисных ситуациях работа с Продовольственной Программой Мира и другими гуманитарными агентствами.
Первоначально ФАО (с 1945 по 1996 гг.) выполняла преимущественно функции информационного центра по продовольствию и сельскому хозяйству. С 1996 года (после принятия т.н. Плана действий) она несет основную нагрузку ООН в деле сокращения в два раза числа голодающих в мире к 2015 году.
По вопросам, связанным с проблемами мировой и национальной продовольственной безопасности, ФАО совместно с другими международными организациями регулярно проводит форумы и всемирные саммиты, а также выступает с ежегодными докладами о состоянии продовольственной безопасности.
В условиях кризиса, который неминуемо привел к увеличению числа голодающих в мире (их численность составила на 1 ноября 2009 года 1,02 млрд. человек), в ноябре 2009 года в Риме по инициативе ФАО состоялся очередной Всемирный саммит по продовольственной безопасности. Большинство делегаций не было представлено на встрече главами государств и правительств.
На саммите представители ФАО заявили, что ситуация с глобальной безопасностью пищевых продуктов значительно ухудшилась, и продолжает представлять значительную угрозу. Цены на пищевые продукты в развивающихся странах остаются высокими, а глобальный экономический кризис усугубляет сложную ситуацию сокращением рабочих мест и ростом бедности.
По итогам саммита была принята Декларация, в которой были зафиксированы так называемые «пять римских принципов». В их числе - выделение адекватных инвестиций на программы развития сельской местности, координация действий на международном уровне и эффективное управление ресурсами, принятие программ на среднюю и долгосрочную перспективы для искоренения бедности, борьба с климатическими изменениями. Декларация также предусматривает укрепление сотрудничества между различными
институтами, которые занимаются проблемами продовольственной безопасности.
В работе саммита участвовала Россия, она даже выступила с инициативой «глобализировать использование знаменитого генного фонда, вавиловской коллекции, международное использование которого будет работать на увеличение международного потенциала сельского хозяйства».
В целом участникам встречи не удалось согласовать единую позицию относительно сроков ликвидации голода в масштабе всей планеты. На наш взгляд, цель Всемирного саммита при содействии ФАО в определенной степени не была достигнута.
В ежегодных докладах Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации, которые публикуются со времени Всемирного продовольственного саммита 1996 г., сообщается о текущем состоянии продовольственной безопасности и результатах борьбы с голодом во всем мире. Например, в докладе за 2006 г. ФАО заявила, что данная борьба может быть проиграна. Этот прогноз подтверждается тем фактом, что в развивающихся странах число страдающих от голода снизилось лишь на 3 млн. чел (с 823 млн. в 1990-1992 гг. до 820 млн. в 2001-2002 гг.).
В докладе Генерального директора ФАО от 7 ноября 2006 г. отмечается, что количество голодающих в мире растет со скоростью 4 млн. чел. в год. Такая тенденция явно противоречит обязательствам международного сообщества сокращать на 31 млн. голодающих каждый год в течение всего периода до 2015 г. К сожалению, эта негативная тенденция сохраняется, что дало повод разработчикам назвать доклад ФАО за 2008 г. как «Состояние продовольственной необеспеченности в мире». На титульном листе Доклада вынесено такое предупреждение: «Высокие цены на продовольствие и продовольственная обеспеченность - угрозы и возможности».
Буквально недавно (18 февраля 2010 года) был опубликован доклад о положении дел в области продовольствия и сельского хозяйства. В этом году доклад посвящен роли животноводства в глобальном масштабе. По мнению главы ФАО Жака Диуфа, животноводческий сектор может способствовать укреплению продовольственной стабильности и борьбы с нищетой. Однако здесь необходимо провести законодательные реформы и построить институциональную структуру. А эффективное государственное управление позволит снизить воздействие животноводства на окружающую среду. Этот сектор также может сыграть ключевую роль в смягчении последствий изменения климата.
По оценкам специалистов ФАО, увеличение доходов, рост населения и урбанизация вызывают повышение спроса на мясные
продукты в развивающихся странах. Поэтому, чтобы удовлетворить растущие потребности, ежегодное производство мяса в мире вырастет к 2050 году с 228 до 463 миллионов тонн. При этом поголовье крупного рогатого скота увеличится с 1,5 до 2,6 миллиардов, а поголовье коз и овец - с 1,7 до 2,7 миллиардов.
Оценивая роль международных сельскохозяйственных организаций в обеспечении продовольственной безопасности в странах мира, можно выделить положительные и отрицательные стороны в их деятельности.
С одной стороны, благодаря регулярному созыву всемирных встреч по обеспечению продовольственной безопасности, в мире сформировалось общее понимание по вопросу о необходимости проведения согласованных мер, направленных на борьбу с нищетой. Думается, что международные сельскохозяйственные организации четко осознают тот факт, что голод представляет собой одновременно и причину и следствие нищеты. В принятых итоговых декларациях всемирных встреч вопрос об обеспечении продовольственной безопасности был выдвинут в качестве одной из приоритетных задач в новом тысячелетии. Однако необходимо учесть, что положения, принятые на указанных форумах, являются положениями, попадающими и в сферу национальной ответственности государств. Основные цели, задачи международных сельскохозяйственных организаций и учреждений должны быть реализованы на государственном уровне и в полной мере использоваться заинтересованными странами при разработке и реализации национальной аграрной политики в области продовольственной безопасности. Россия, например, как крупный импортер пищевых продуктов, должна на государственном уровне осознавать, что обеспечение безопасности пищевых продуктов является неотъемлемой составляющей программы общественного здравоохранения, и, следовательно, данный вопрос должен рассматриваться на уровне национальной безопасности и решаться соответственно на уровне национальной программы. На наш взгляд, необходимо выработать государственную стратегию в вопросах национальной безопасности и качества продовольствия и политики, а также усовершенствовать законодательство по вопросам, относящимся к пищевым продуктам.
С другой стороны, деятельность международных организаций в области сельского хозяйства и продовольствия, в том числе ФАО, вызывает критику. Практическая реализация Стратегической программы ФАО на 2000-2015 гг. в определенной степени не дает действенных результатов. Проблема голода имеет глобальные масштабы, и она будет критически возрастать, если не будут приняты срочные решительные и согласованные действия, учитывая
ожидаемый прирост мирового населения. По прогнозам ФАО, к 2020 году численность населения в мире достигнет 7,6 млрд. человек, что составит увеличение населения на 31% по сравнению с показателем середины 1990-х гг. Уже сегодня 32 страны (включая Таджикистан) нуждаются в срочной международной помощи в деле обеспечения населения продовольствием. Перед специализированными учреждениями системы ООН, включая ФАО, стоят задачи по повышению эффективности усилий в процессе достижения целей принятых деклараций, улучшению планирования собственных программ. Необходимо вести плодотворную работу в рамках стратегических альянсов и партнерских отношений и повысить роль сотрудничества в рамках системы ООН на национальном уровне.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Стратегическая программа развития до 2015 г. -ftp://ftp.fao.org/docrep/nonfao/lead/x6155e/x6155e00.pdf . 2. Состояние продовольственной необеспеченности в мире. ФАО. Рим, 2008. -http://www.fao.org/. 3. Интервью Е.Б. Скрынник, министра сельского хозяйства РФ Российскому телевидению от 17 ноября 2009 г. - http://www.vesti.ru/. 4. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 6.
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Терешина Е.А.
Резюме
Продовольственная безопасность измеряется в мировом и национальном масштабе. На наш взгляд, достижение продовольственной безопасности в странах мира является комплексной задачей, в решении которой должны принимать активное участие международные организации, тем не менее главная ответственность возлагается на отдельные государства.
INTERNATIONAL AGRICULTURAL ORGANIZATIONS ROLE IN SAVING
FOOD SECURITY
Teryeshina Ye.A.
Summary
The food safety is measured in world and national scale. In our opinion the achievement of food safety in the world countries is a complex problem in which decision should take active part international
organizations, nevertheless the main responsibility is assigned to separate states.
УДК 63:37+65+33
ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Фахрутдинов Н.Р.
Буинский ветеринарный техникум
Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок, конкуренция.
Key words: competitiveness, market competition.
Традиционно аграрный сектор России занимал особое положение среди других отраслей хозяйства. С точки зрения численности сельского населения, Россия все еще является агроиндустриальной страной. При этом для сельскохозяйственного населения России, в отличие, например, от США, исторически характерна значительная оседлость. Сельскохозяйственные предприятия часто являются единственно возможным местом работы на селе и единственным источником финансирования социальной инфраструктуры.
Последние годы очень много внимания в прессе уделяется всевозможным проблемам, связанным с кризисом в сельском хозяйстве. Большая часть предприятий АПК балансируют на грани развала. Наряду с ними существуют хозяйства, где негативному влиянию нестабильности внешней среды в условиях рыночной экономики противопоставлено умелое руководство, четко организованная система производства и управления. Не без оснований считая такие предприятия вполне успешными, пресса не уделяет их проблемам должного внимания.
Руководители же хозяйств, система управления которыми выгодно выделяется на фоне соседних, зачастую осознанно или интуитивно понимают ее несовершенство. Взяв пальму первенства, предприятия АПК неизбежно сталкиваются с существенными проблемами дальнейшего развития. Вот некоторые из этих проблем:
- несмотря на хорошую отлаженную технологию производства, предприятие нередко оказывается на грани невыполнения платежных обязательств перед поставщиками или налоговыми органами;
- руководитель не имеет полной, достоверной и оперативной информации и для оценки деятельности всего предприятия и принятия оперативных или стратегических решений;