Раздел 8. Совершенствование правоохранительной практики
ПОПОВА Т.В., кандидат юридических наук, доцент, кандидат технических наук, [email protected] Кафедра уголовного процесса и экспертной деятельности; Челябинский государственный университет, 454001, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129
POPOVA T.V.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
Candidate of Technical Sciences,
Chair of criminal procedure
and expert activities;
Chelyabinsk State University,
Brothers Kashirinyh St. 129,
Chelyabinsk, 454001, Russian Federation
СЕРГЕЕВ А.Б.,
доктор юридических наук, профессор, [email protected] Кафедра организации расследования преступлений и судебных экспертиз; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
SERGEEV A.B.,
Doctor of Legal Sciences, professor, [email protected]
Chair of crime detection and forensics; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЯ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАНИНА
Аннотация. При получении сообщения о безвестном исчезновении гражданина сотрудники полиции рассматривают в первую очередь версии, в соответствии с которыми его исчезновение не связано с криминальными событиями. И только после выяснения их несостоятельности начинается рассмотрение версии о совершении в отношении пропавшего лица преступления, что имеет негативные последствия. В статье названо пробелом отсутствие федерального закона, который регламентировал бы действия правоохранительных органов при получении сообщения о безвестном исчезновении гражданина. При этом положительно оценена действующая инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Авторами статьи сформулированы предложения, направленные на совершенствование Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Предложения касаются оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи» и следственного действия «получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами». В рамках розыскного дела для получения информации о соединениях безвестно отсутствующего лица предложено отказаться от судебного контроля над получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Ключевые слова: полиция; правоохранительные органы; безвестное исчезновение гражданина; розыскное дело; возбуждение уголовного дела; оперативно-розыскное мероприятие; следственное действие.
THE ISSUES CONCERNING THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES WHEN RECEIVING A REPORT ON THE DISAPPEARANCE OF A CITIZEN
Annotation. When receiving a report on the disappearance of a citizen, first of all, police officers analyze the versions according to which the person's disappearance is not related to criminality.
Only after finding out that these versions are not confirmed, law enforcement agencies start to consider the version that the crime against the missing person was committed, and that has negative consequences. The authors of the article believe that the absence of a federal law regulating the actions of law enforcement agencies when receiving a report about the disappearance of a citizen is a gap in legislation. At the same time, the current instruction on the procedure for considering the statements, crimes reported to the police and other information on incidents connected with the disappearance of persons is positively estimated. The authors of the article formulated the proposals to improve the Federal Law "On crime detection activity". The proposals relate to the crime detection action "interception of information from technical communication channels" and the investigative action "obtaining information about connections between subscribers and (or) subscribers' devices". As a part of the investigation to obtain information about the connections of the missing person, it is proposed to abandon the judicial control over obtaining information about the connections between subscribers and (or) subscribers' devices.
Keywords: police; law enforcement agencies; disappearance of a citizen; missing person search case; initiation of criminal case; crime detection action; investigative action.
Обеспечение безопасности граждан, защита их жизни и здоровья от преступных посягательств - основная задача, которую повседневно решают органы внутренних дел и следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации. Одно из направлений, в рамках которого названная задача решается, заключается в обнаружении лица, безвестно отсутствующего по месту постоянного проживания, установлении обстоятельств его исчезновения. Ее решение связано с установлением того, не является ли безвестное отсутствие лица результатом совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Это направление деятельности отличает ряд проблем, не позволяющих считать, что правоохранительные органы эффективно реагируют и действуют по обнаружению безвестно исчезнувших лиц. Факторы, порождающие проблемы в работе по заявлению о безвестном исчезновении граждан, носят психологический и организационно-правовой характер.
Статистика безвестного исчезновения граждан свидетельствует: только в 20 % случаев исчезновение вызвано совершением преступлений. В 80 % случаев безвестное исчезновение не связано с криминальными действиями в отношении исчезнувшего гражданина [1, с. 25]. Названное обстоятельство формирует у сотрудников полиции психологическую установку рассматривать в первую очередь версии, в соответствии с которыми исчезновение гражданина не связано с криминальными событиями. При поступлении сообщения о безвестном исчезновении граждан выдвигаются две основные типичные версии.
Версия 1. Лицо, без вести пропавшее, не является жертвой преступления. Например, имел место несчастный случай, вследствие чего лицо погибло; получило травмы, в результате которых не может сообщить информацию о себе; у лица наступило расстройство психики; лицо госпитализировано.
Версия 2. Лицо, без вести пропавшее, живо, но имеются обстоятельства, наличие которых заставляет его скрываться и не сообщать окружающим сведения о месте нахождения. Наиболее часто имеют место такие основания, как стремление скрыться от кредиторов [2, с. 64], избежать призыва на военную службу, разоблачения, уклониться от уплаты алиментов и пр.
Выдвигая названные версии, сотрудники полиции аргументируют такой подход к информации о безвестном исчезновении лица следующим образом. В случае возбуждения уголовного дела сразу, без уточнения наличия признаков преступления, очевидно, что в 80 % случаев оно будет связано с безосновательным ограничением прав других граждан. По причине отсутствия уверенности в том, что в отношении пропавшего лица имело место совершение преступления, а также с целью исключения необоснованного возбуждения уголовных дел правоохранительные органы в ряде случаев задерживают решение вопроса о возбуждении уголовного дела. И только после того, как лицо без каких-либо причин не появилось по месту жительства, рассматривается третья версия - совершено преступление. При подтверждении последней версии, когда в итоге выявляются признаки совершения в отношении без вести про-
павшего лица тяжкого или особо тяжкого преступления и возбуждается уголовное дело, предварительное следствие протекает в неблагоприятных условиях. Сложность расследования вызвана несвоевременным началом производства следственных действий, утратой (изменением, фальсификацией) следов преступления, которые позволили бы обнаружить не только тело пропавшего, но и лиц, подготовивших и совершивших преступление, доказать их виновность [3].
Состояние правового регулирования действий правоохранительных органов по сообщению о безвестном исчезновении граждан можно охарактеризовать следующим образом.
Федеральный закон, регламентирующий действия правоохранительных органов при работе с названной категорией сообщений, отсутствует. Кроме того, следует отметить, что имеющихся научных разработок недостаточно для разрешения многочисленных проблем, возникающих при установлении места нахождения безвестно исчезнувших лиц.
На ведомственном уровне проблема урегулирована в недостаточной степени. Следственный комитет Российской Федерации по вопросу рассмотрения обращений, в которых отсутствуют явные признаки преступления, руководствуется пунктом 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации: «Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК»*.
Такая формулировка нормы является причиной жалоб на нарушение прав заявителя в части доступа к правосудию. Верховный Суд Российской Федерации дал правовую оценку содержанию названного пункта, не признав его (пункт) нарушающим конституционное право на защиту и пояснив следующее: «заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела должно содержать сведения о совершенном или готовящемся деянии и фактические данные, относящиеся к объективным признакам состава преступления»**.
Следует уточнить, что оспариваемое нормативное положение не содержит указания относительно заявлений, не связанных с безвестным исчезновением лица. Однако аналогия прослеживается. Если заявление о безвестном исчезновении гражданина (сообщение) не содержит информацию об обстоятельствах, указывающих на очевидное совершение в отношении лица преступления, то возможно предположить, что в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации такие заявления не подлежат рассмотрению.
В качестве подтверждения можно привести п. 5 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, предписывающий следственному органу Следственного комитета Российской Федерации незамедлительно уведомлять дежурную часть органа внутренних дел о поступившем сообщении о без вести пропавшем лице для принятия ею мер по установлению обстоятельств произошедшего***.
* Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»): приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 окт. 2012 г. N 72 // Рос. газ. 2013. 6 марта. N 48.
** Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. приказом СК России от 11.10.2012 N 72: решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февр. 2014 г. N АКПИ13-1285. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*** Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц: приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16 янв. 2015 г. // Рос. газ. 2015. 30 марта. N 65.
Согласно утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция от 29 августа 2014 г.) регистрации подлежат сообщения не только о преступлении, но и о происшествиях, которые, на первый взгляд, не дают основания считать, что они являются результатом преступления. В Инструкции от 29 августа 2014 г. отсутствует указание относительно регистрации в органе внутренних дел сообщений о безвестном исчезновении гражданина. Но толкование ее отдельных норм позволяет утверждать, что такие сообщения подлежат обязательной регистрации и проверке на предмет выявления признаков преступления. В частности, пункт 66 Инструкции от 29 августа 2014 г. предписывает заводить розыскное дело, если в результате проведенной проверки не получены сведения о преступном событии и, как следствие, исчезновении человека; к делу приобщать сообщение о происшествии и проверочные материалы, «сведения о номере и дате заведения которого вносятся в графу 9 КУСП»*.
Неполноту регламентации действий правоохранительных органов в ситуациях обращения граждан с сообщением о безвестном исчезновении лица без информации (предположения) пытаются устранить на межведомственном уровне. С 2015 года действует указанная выше Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее - Инструкция от 16 января 2015 г.), определяющая компетенцию органов внутренних дел, прокуратуры, Следственного комитета Российской
* Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 авг. 2014 г. N 736: ред. от 7 нояб. 2016 г. // Рос. газ. 2014. 14 дек. N 260; 11К1_: http://www.pravo.gov.ru
Федерации, а также алгоритм действий при работе с информацией о безвестном исчезновении лица.
К очевидным достоинствам Инструкции необходимо отнести следующее:
1. Определен порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц.
Любое сообщение о безвестном исчезновении подлежит регистрации и разрешению независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения (п. 3 Инструкции от 16 января 2015 г.).
2. Установлен предмет незамедлительного опроса заявителя оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.
Приказом определены обстоятельства, наличие (отсутствие) которых оперативный дежурный может (и должен) оценить как возможные признаки преступления. К таким признакам относится следующее: без вести пропавший гражданин ранее не высказывал желание уехать на длительное время; он не страдал болезнью, которая могла бы неожиданно повлечь смерть, лишить способности ориентироваться в пространстве и во времени, вызвать расстройство памяти; денежные средства, личные документы, вещи остались по месту проживания; у него не было важных причин для отъезда; он носил при себе деньги, ценности, которые могли бы вызвать корыстное стремление ими завладеть; отсутствует принадлежащее ему транспортное средство.
Версию о возможном совершении преступления в отношении исчезнувшего лица предлагается считать приоритетной, если на поставленные вопросы были даны ответы следующего характера: у пропавшего без вести лица были проблемы, связанные с разделом имущества, невыполнением кредитных обязательств; конфликты на работе, в быту; лицо отсутствует более трех суток. Предположение о возможном совершении преступления в отношении данного лица может возникнуть и на основании других сведений. Этот перечень является открытым.
В соответствии с Инструкцией от 16 января 2015 г. некоторые из названных обстоятельств нельзя считать безусловным подтверждением факта совершения преступления. Версия о совершенном преступлении должна быть реальной, а значит, формироваться из совокупности обстоятельств и их логической непротиворечивости, взаимосвязанности.
Вне зависимости от того, сообщит ли заявитель об обстоятельствах, восприятие которых может быть оценено как признаки преступления, или не сообщит, оперативному дежурному инструкцией предписано:
- поставить в известность дежурного следователя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации о сообщенных обстоятельствах исчезновения лица,
- обеспечить выезд оперативно-следственной группы органа внутренних дел для сбора необходимой для решения вопроса информации.
О результатах выезда группы дежурный обязательно информирует следственный орган Следственного комитета Российской Федерации.
Если оперативно-следственной группе удалось установить признаки преступления, то собранные материалы передаются в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Информация о принятии сообщения о безвестном отсутствии незамедлительно направляется прокурору в порядке надзора.
В случае неустановления признаков преступления (отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 10 Инструкции) в дежурные сутки дальнейшую проверку сообщения о безвестном исчезновении лица осуществляет сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел на основании поручения руководителя органа внутренних дел.
Если после проведения проверки сотруднику не удалось установить место нахождения лица, выяснить обстоятельства, указывающие, что в отношении лица совершено преступление, то принимается решение о заведении розыскного дела о безвестно исчезнувшем лице.
При обнаружении признаков преступления в результате проведения опера-
тивно-розыскных мероприятий розыскное дело прекращается, рапорт об обнаружении признаков преступления регистрируется и с материалами розыскного дела направляется по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ) в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, в котором возбуждается уголовное дело. О направлении материалов информируется прокурор.
После возбуждения уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело, в рамках которого продолжается розыск исчезнувшего.
Таким образом, межведомственная Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, при поступлении информации о безвестном исчезновении граждан существенно восполняет пробел в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности по розыску лиц.
До настоящего времени остается актуальной проблема, которая является предметом научных исследований, направленных на повышение качества разрешения дел о безвестном отсутствии граждан в ситуациях, когда:
- выезд следственно-оперативной группы не дал результатов по обнаружению признаков преступления;
- материалы были переданы оперативному сотруднику, который завел розыскное дело и осуществляет производство гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий.
В рамках розыскного дела производство оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) направлено на установление места пребывания исчезнувшего и продолжение проверки версии о том, что исчезновение лица стало результатом преступных действий.
Сложности в правоохранительной деятельности вызывает неопределенность, касающаяся перечня и содержания отдельных ОРМ, проводимых в рамках розыскного дела в отношении безвестно отсутствующего лица. Раскроем содержание проблемы.
В статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об опера-
тивно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный закон «Об ОРД») определены следующие основания для проведения ОРМ:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Наличие у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений:
1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания*.
При этом такое основание, как получение сведений о пропавших без вести лицах, в данном перечне указано последним (п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об ОРД»). Анализ условий производства ОРМ показывает, что не все содержащиеся в перечне виды ОРМ могут проводиться в ходе работы по установлению исчезнувшего лица. Причиной отсутствия возможности их производства является требование о том, что данные ОРМ будут осуществляться в отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления. При работе же по установлению места нахождения пропавшего лица, в отношении которого отсутствуют сведения о криминальной причине его исчезновения (признаков совершения преступления не имеется), подозреваемых лиц нет.
В частности, оперативно-розыскным мероприятием, которое не может быть использовано при розыске лица и характеризуется рядом неопределенностей, является снятие информации с технических каналов связи. Первая неопределенность заключа-
* Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. N 144-ФЗ: ред. от 6 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2016. N 28. Ст. 4558.
ется в том, что в законе не раскрывается содержание этого действия [4, с. 40-44].
Вторая неопределенность проявляется в отсутствии ответа на вопрос о том, охватывает ли это мероприятие получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами не предусмотрено Федеральным законом «Об ОРД», но как следственное действие оно предусмотрено в статье 186.1 УПК РФ. Информация о соединениях между абонентами позволяет установить:
- дату, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием);
- номера абонентов;
- данные, пригодные для идентификации абонентов;
- места расположения приемопередающих базовых станций» (п. 24.1 ст. 5 УПК РФ).
Нерешенность вопроса о принадлежности этого действия к оперативно-розыскному мероприятию вызывает ряд сложностей в правоприменительной деятельности:
1. Если получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, признанное следственным действием, не является и оперативно-розыскным, то его производство вне возбужденного уголовного дела будет грубым нарушением конституционных прав граждан.
2. Если получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами является оперативно-розыскным мероприятием и охватывается родовым понятием ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» (п. 11 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»), то согласно названному закону его производство возможно только при соответствии двум условиям:
а) в розыскном деле должна иметься информация (фактические данные) относительно:
- признаков, указывающих, что происходит приготовление к преступлению или совершается (совершено) преступле-
ние, расследование которого осуществляют органы предварительного следствия;
- лиц, действия которых направлены на подготовку и совершение преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно;
б) необходимо судебное решение на получение требуемой информации.
В ходе работы по установлению места нахождения безвестно исчезнувшего лица эти условия не соблюдаются. Следовательно, получение оперативным сотрудником информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами не допускается.
Изложенное выше оказывает сдерживающее влияние на эффективность действий правоохранительных органов при работе с сообщением о безвестном исчезновении граждан, а соответственно, на выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений. Получение же оперативным сотрудником информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами создало бы благоприятные условия для получения ответа на вопрос о криминальном или некриминальном характере исчезновения лица.
С учетом изложенного предлагается следующее:
1. В пункте 11 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» раскрыть содержание оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи».
2. Если названное оперативно-розыскное мероприятие не охватывает искомое действие, то целесообразно дополнить перечень ОРМ (ст. 6 Федерального закона N 144-ФЗ), включив в него получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
3. При производстве по уголовному делу получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами осуществляется на основании судебного решения.
В рамках розыскного дела для получения информации о соединениях безвестно отсутствующего лица представляется целесообразным отказ от судебного контроля над получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Список литературы
1. Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 170 с.
2. Гусак В.А., Никулочкин Е.О., Сергеев А.Б. Особенности производства по уголовным делам при установлении обстоятельств, подтверждающих наличие подлежащих конфискации денежных средств и имущества, приобретенных в результате незаконного сбыта наркотических веществ: монография. Челябинск, 2016. 195 с.
3. Мальцев А.С. Особенности расследования убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. 212 с.
4. Исмаилов Ч.М. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права на тайну связи при розыске безвестно исчезнувших лиц: проблемы осуществления и пути совершенствования // Российский следователь. 2016. N 20. С. 40-44.
References
1. Tsybizova N.A. Bezvestnoe otsutstvie grazhdan po rossiyskomu grazhdanskomu pravu. Kand. Diss. [Unknown lack of citizens on Russian civil law. Cand. Diss.]. Moscow, 2018. 170 p.
2. Gusak V.A., Nikulochkin E.O., Sergeev A.B. Osobennosti proizvodstva po ugolovnym delam pri ustanovlenii obstoyatel'stv, podtverzhdayushchih nalichie podlezhashchih konfiskatsii denezhnyh sredstv i imushchestva, priobretennyh v rezul'tate nezakonnogo sbyta narkoticheskih veshchestv [Features of the criminal proceedings in establishing the circumstances confirming the presence of money and property subject to confiscation, acquired as a result of the illegal sale of narcotic substances]. Chelyabinsk, 2016. 195 p.
3. Mal'tsev A.S. Osobennosti rassledovaniya ubiystv, svyazannyh s bezvestnym ischeznoveniem grazhdan. Kand. Diss. [Features of the investigation of murders associated with the unknown disappearance of citizens. Cand. Diss.]. Krasnodar, 2012. 212 p.
4. Ismailov Ch.M. Operativno-rozysknye meropriyatiya, ogranichivayushchie konstitutsionnye prava na taynu svyazi pri rozyske bezvestno ischeznuvshih lits: problemy osushchestvleniya i puti sovershenstvovaniya [Operational-search measures limiting the constitutional rights to communication secrets in the search for missing persons: implementation problems and ways to improve]. Rossiyskiy sledovatel' - Russian investigator, 2016, no. 20, pp. 40-44.