МиняйленкоН.Н., Санин В.Е. Вопросы правового обеспечения деятельности вооруженной охранной...
Literature
1. Arhiv RAN. - F. 597. - Op. 3. - D. 11. - L. 2.
2. Arhiv RAN. - F. 597. - Op. 3. - D. 9. - L. 2.
3. GABO. - FR. 87. - Op. 4. - D. 470. - L. 41.
4. GABO. - FR. 87. - Op. 4. - D. 470. - L. 58, 62.
5. GAVO. - F. 2689. - Op. 3. - D. 260. - L. 91.
6. GAOPIVO. - F. 9353. - Op. 2. - D. P-16967. - T. 3. - L. 394.
7. GAOPIVO. - F. 8. - Op. 1. - D. 66. - L. 20.
8. GAOPIVO. - F. 8. - Op. 1. - D. 66. - L. 4.
9. GAOPIKO. - F. 1. - Op. 1. - D. 1547. - L. 27. V dannom dele initsialyi Prohorenko ne ukazanyi.
10. GAOPIKO. - F. 1. - Op. 1. - D. 1547. - L. 49. V dannom dele initsialyi Tarasova ne ukazanyi.
11. GAOPIKO. - F. 1. - Op. 1. - D. 1956. - L. 38. V dannom dele initsialyi Kraukliksa ne ukazanyi.
12. Zhirkov, G. V. Istoriya tsenzuryi v Rossii H1H-HH veka. - M., 2001.
13. Zamyatin, E. I. Ya boyus // Dom iskusstv. - 1921. - № 1. - S. 43.
14. Zapiska L.D. Trotskogo v Politbyuro TsK RKP(b) o molodyih pisatelyah i hudozhnikah ot 30 iyunya 1922 g. // Vlast i hudozhestvennaya intelligentsiya. Dokumentyi TsK RKP(b) - VKP(b), VChK - OGPU - NKVD o kulturnoy politike. 1917-1953 gg. / pod red. akad. A.N. Yakovleva; sost. A. Artizov, O. Naumov. - M., 1999. - S. 36.
15. Molotov, V. M. Tretiy pyatiletniy plan razvitiya narodnogo hozyaystva SSSR. - M., 1939.
16. Perhin, V. V. P.I. Lebedev-Polyanskiy kak tsenzor // U myisli stoya na chasah... Tsenzoryi Rossii i tsenzura. - SPb., 2000.
17. Popov, S. A. Materialyi k biografii professora M.N.Krasheninnikova (1865-1932) // Filologicheskie zapiski. Vestnik literaturovedeniya i yazyikoznaniya. - Vyip. 16. - Voronezh, 2001.
18. Pozdnyakov, A. S. Partorganizatsiya VGU v borbe za kadryi sotsialisticheskoy kulturyi // Pyatnadtsat let Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. - Voronezh, 1934.
19. Popov, S. A. Materialyi k biografii professora M.N. Krasheninnikova (1865-1932) // http://www. lib.vsu.ru/elib/texts/213.pdf.
20. Popov, S. A. Stanovlenie vyisshego filologicheskogo obrazovaniya v Voronezhskoy oblasti // Obrazovanie i obschestvo [elektronnyiy zhurnal] / http://www.jeducation.ru/1_2003/95.html.
21. Pravda. - 1920. - 1 dekabrya.
22. Prikaz po Belgorodskomu upravleniyu kulturyi ot 19 iyulya 1955 g. №195 // GABO. - F.R. 57. - Op. 1. - D. 8. - L. 25.
23. RGALI. - F. 631. - Op. 5. - D. 196. - L. 19-20.
24. RGASPI. - F. 17. - Op. 3. - D. 294. - L. 5.
25. RGASPI. - F. 17. - Op. 3. - D. 302. - L. 7.
26. Ilina, Z. D. Politika i praktika formirovaniya duhovnyih potrebnostey gorozhan v 1976-1985 gg. (na materialah uchrezhdeniy kulturyi i partiyno-gosudarstvennyih struktur Tsentralno-Chernozemnogo regiona Rossii) : dis. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 1992.
27. Sovetskaya tsenzura v epohu totalnogo kontrolya [Elektronnyiy resurs] // Otkryityiy tekst [elektronnoe periodicheskoe izdanie] // Rezhim dostupa: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/ libraries/books/blium/total/?id=561 (data obrascheniya 03.02.2014).
28. Fedyukin, S. A. Borba s burzhuaznoy ideologiey v usloviyah perehoda k NEPu. - M., 1977.
УДК 656.265
Н.И. Миняйленко*, В.Е. Санин**
Вопросы правового обеспечения деятельности вооруженной охранной стражи на железных дорогах Российской империи в начале ХХ века
Статья посвящена вопросам формирования нормативно-правовой базы для учреждения железнодорожной стражи в случае введения чрезвычайного положения. Авторы показывают поэтапное развитие и совершенствование законодательства о вооруженной охранной страже на железных дорогах в условиях нарастающих внешних и внутренних угроз начала ХХ века. Особое внимание обращается на роль правовых актов Отдельного Корпуса Жандармов и жандармских полицейских управлений конкретных железных дорог в регулировании деятельности стражников. На основе анализа содержания отдельных норм показан характер взаимодействия должностных лиц министерства путей сообщения и жандармских полицейских управлений по руководству стражей.
Ключевые слова: Жандармское полицейское управление железной дороги, вооруженная охранная стража на железной дороге, чрезвычайное положение, Особый Комитет при управлении железной дороги.
Теория и история государства и права
N.N. Menyaylenko*, V.E. Sanin**. Aspects of legal groundwork for the activity of railroad armed guards in Russian Empire at the beginning of the XX century. The article is focused on the organization of legal and regulatory framework for the establishment of the railroad guards in case of announcement of the state of emergency. The authors shows step-by-step development of the legal system concerning the railroad armed guards in conditions of the growing external and internal threats at the beginning of the XX century. Special focus is on the role of legislative acts of Special Corps of Gendarmes and certain railroad directorates regulating the gendarme activity. The analysis of certain acts shows the character of mutual relations between officials of the Traffic Ministry and gendarme directorates.
Keywords: gendarme railroad directorate, railroad armed guards, state of emergency, railroad administration special committee.
Начало ХХ в. Российская империя встретила серьёзными потрясениями. Поражение в русско-японской войне обострило все противоречия общественной жизни в стране и ускорило революционные события. В этих условиях 29 ноября 1905 г. в Именном Высочайшем Указе Николай II отмечал «... продолжающаяся во многих губерниях смута и волнения нередко требуют введение в действие исключительных для водворения порядка мероприятий.» [1].
Охрана железных дорог в силу особой их значимости всегда находилась в поле зрения верховной власти страны. Бурные события начала нового века требовали принятия срочных мер к усилению охраны железных дорог. Самое простое решение - привлекать к непосредственной охране этих важнейших коммуникаций воинские части.
Определенный опыт в организации охраны железных дорог был уже накоплен за время «высочайших путешествий» императора, когда для обеспечения безопасности следования особых поездов привлекались военнослужащие. На рубеже XIX и ХХ вв. Российскую империю захлестнула волна террористических актов и покушений на высокопоставленных чиновников, включая императора. Железная дорога, по которой Государь и его окружение совершали поездки по стране, представляла для террористов особый интерес, ввиду сложности её охраны и возможности причинения больших разрушений и множества жертв. После ряда покушений на Александра II осенью 1879 г. и покушения на Александра III 17 октября 1888 г. делу охраны императорских поездов стало уделяться особое внимание.
Интересным представляется опыт организации охраны Сибирской железной дороге в период русско-японской войны. Именным Высочайшим Указом, данным Военному Министру 7 февраля 1904 г. «О мерах к обеспечению правильного и безостановочного движения поездов на Самаро-Златоустовской и Сибирской железных дорогах», в полосе отчуждения названных дорог вводилось военное положение, общее руководство мерами и средствами охраны возлагалось на командующих войсками Казанского и Сибирского военных округов, железнодорожная охрана усиливалась войсковой, жандармские полицейские управления (далее - ЖПУ) этих дорог переподчинялись командующим округам [2].
Командующий войсками Сибирского военного округа генерал от кавалерии Сухотин поручил заведывание всеми войсками охраны начальнику ЖПУ на Сибирской железной дороге полковнику Сыропятову. Необходимо отметить, что уже в это время к охране Сибирской железной дороги привлекались дружины государственного ополчения, «сформированные из нижних чинов ратников, отвыкших от службы и укомплектованных офицерами призванными из отставки» [5].
Позднее эта работа жандармского полицейского управления на Сибирской железной дороге получила высокую оценку. В приказе № 96 от 10 мая 1906 г. командующий отдельным корпусом жандармов отмечал: «Прошу Начальника Жандармского Полицейского Управления железных дорог генерал-майора Сыропятова и всех чинов как сего Управления, так и бывших прикомандированными к нему во время наших военных действий на Востоке, принять мою благодарность за их неутомимую плодотворную в означенное трудное время деятельность, заслужившую столь лестную оценку такого требовательного начальника, каким был Командующий войсками Сибирского Военного Округа генерал от кавалерии Сухотин» [6].
Вместе с тем всем было ясно, что привлекать войска для повседневной охраны железных дорог не представляется возможным. В условиях чрезвычайной ситуации в полосе отчуждения железной дороги возникала острая необходимость применения специальных мер к охране поездов и путей, телефонных и телеграфных линий. Одной из специальных мер можно считать создание на железных дорогах вооруженной вольнонаемной охранной стражи.
* Миняйленко, Николай Николаевич, кандидат юридических наук, профессор, начальник адъюнктуры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон 89111711778. Адрес электронной почты: [email protected].
** Санин, Владислав Евгеньевич, помощник начальника учебного отдела Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 630114, Новосибирск, Ключ-Камышинское плато, 6/2. Телефон 89529250260. Адрес электронной почты: [email protected].
* Minyaylenko, Nikolay Nikolaevich, сandidate of juridical sciences, professor, chief of postgraduate education department of St-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 89111711778. E-mail: [email protected].
** Sanin, Vladislav Evgenevich, chiefs assistant of education department of Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after gen. of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior Russia, postgraduate of the Department of Theory and History of State and Law of St-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior Russia. Address: Russia, 630114, Novosibirsk, Klyuch-Kamyshinskoye plateau. 6/2. Ph.: 89529250260. E-mail: [email protected]. © Миняйленко Н.Н., Санин В.Е., 2014
Миняйленко Н.Н., Санин В.Е. Вопросы правового обеспечения деятельности вооруженной охранной.
Процесс формирования нормативно-правовой базы деятельности вооруженной стражи на железных дорогах можно условно разделить на два этапа: первый (1905-1906 гг.) и второй (1907-1914 гг.). В ходе первого этапа создавались акты, регламентирующие порядок создания и основные принципы деятельности вооруженной стражи на железных дорогах, второй этап - это этап совершенствования нормативно-правовой базы с учетом практики применения стражников в охране железных дорог.
Именной Высочайший Указ, данный Сенату от 14 декабря 1905 г. «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах» [3], стал первым и основным документом, определившим порядок создания вооруженной стражи на железных дорогах.
Указ устанавливал, что в условиях чрезвычайного положения создаются Особые Комитеты при управлениях железных дорог под председательством начальника (управляющего) железной дороги, с участием заведывающего передвижением войск и начальника жандармского полицейского управления, которым предоставлено право «учреждать из служащих дороги вооруженную охранную стражу» [3]. Круг прав и обязанностей стражников предлагалось разработать управлениям железных дорог в зависимости от местных условий каждой дороги.
Этим же указом определялся порядок применения оружия стражниками. «В отношении действия оружием стража руководствуется Высочайше утвержденными 31 января 1900 года правилами об употреблении сторожами Закаспийской железной дороги оружия при исполнении служебных обязанностей» [3; 4].
Указом регламентировалось, что стража существует только в условиях чрезвычайного положения, «по прекращении чрезвычайного положения охранная стража упраздняется, и выданное служащим оружие возвращается» [3].
Главный Комитет по охране железных дорог при Министерстве путей сообщения постоянно анализировал деятельность комитетов при железных дорогах, давал им свои рекомендации по организации охраны железных дорог в условиях чрезвычайного положения. Для жандармских полицейских управлений железных дорог данные рекомендации имели правовую силу после их дублирования в приказах по Отдельному Корпусу Жандармов (далее - ОКЖ).
Так, например, приказом по ОКЖ № 40 от 4 марта 1906 г. должностные лица жандармских полицейских управлений железных дорог (далее - ЖПУ ЖД) обязывались принять к сведению следующие рекомендации Главного Комитета по охране железных дорог в условиях чрезвычайного положения:
- формировать стражу только из надежных лиц, чтобы иметь уверенность в их соответствии назначению;
- за приобретением оружия для стражи обращаться к Командующему Войсками Округа;
- обучение вооруженной стражи обращению с оружием и стрельбе поручать жандармским унтер-офицерам [7].
Позднее, в июле 1907 г., правовые нормы, регулирующие учреждение и деятельность вооруженной стражи на железных дорогах, были систематизированы в принятом по согласованию между Министерством путей сообщения и Министерством внутренних дел нормативном акте «Общие основания для учреждения вооруженной вольнонаемной охранной стражи на железных дорогах». Данный документ, объявленный по ОКЖ циркуляром № 84 от 3 июля 1907 г., определил назначение, порядок учреждения стражи, разграничил права и обязанности должностных лиц Министерства путей сообщения (далее - МПС) и ЖПУ в отношении стражников [8].
К ведению исключительно местных управлений железных дорог были отнесены вопросы определения числа стражников, продолжительность их непрерывной службы, места и предметы их охраны, обмундирование стражников, уплата им содержания, представление помещений и вся иная хозяйственная сторона дела.
Отдельные вопросы требовали согласования с местными жандармскими полицейскими управлениями железных дорог. Это вопросы назначения на службу и увольнения со службы стражников, назначение постов охранной службы, основные правила организации стражников и порядок несения ими службы.
Инструктирование стражников в отношении несения ими охранной службы, снабжение их оружием, обучение владеть последним, наблюдение за сохранностью и наличием оружия принадлежало исключительно чинам местных ЖПУ ЖД.
Анализ последующих циркуляров, исходивших из Штаба Корпуса, позволяет сделать вывод, что руководство Корпуса работу местных ЖПУ ЖД с вольнонаемной охранной стражей всегда держало под контролем.
Так, циркуляром № 72 от 7 июня 1907 г. начальник штаба ОКЖ рекомендует начальникам ЖПУ ЖД, у которых создаётся вооруженная стража, ознакомиться и взять для образца «отлично разработанные Положение и Инструкцию для стражи в Жандармском Полицейском Управлении Северо-Западных железных дорог...» [9].
Позднее, 18 июля 1908 г., циркуляром № 61 передано приказание Командира Корпуса, которым предписывается, чтобы начальники ЖПУ ЖД приняли меры к подведомственным им начальникам отделений, которые при заведывании железнодорожной вольнонаемной стражей касались хозяйственных расчетов (выдачи жалованья, пошивки обмундирования, квартирного довольствия и проч.) [10]. Эти права, в соответствии с требованиями п. 5 Общих Оснований для учреждения
Теория и история государства и права
вооруженной вольнонаемной охранной стражи на железных дорогах, находятся в исключительном и непосредственном ведении местных управлений железных дорог [11].
Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы деятельности вооруженной вольнонаемной охранной стражи на железных дорогах получило продолжение в 1912 г. 16 сентября министром путей сообщения по соглашению с министром внутренних дел было утверждено «Положение о вооруженной вольнонаемной страже на железных дорогах». Данное Положение было объявлено по корпусу жандармов приказом № 273 от 24 ноября 1912 г. и вступало в действие с 1 января 1913 г. [12].
«Положение о вооруженной вольнонаемной страже на железных дорогах» стало наиболее полным документом, регламентирующим деятельность железнодорожной стражи. Положение содержало нормы, определяющие порядок, цели и принципы формирования стражи на железных дорогах, полномочия должностных лиц МПС и ЖПУ в отношении стражников, вопросы материального и технического обеспечения деятельности стражи. Впервые в положении указывалось о создании из состава стражи «летучих команд для возможности временного осуществления охраны в пунктах особо угрожаемых», прописывались вопросы расквартирования и даже льготы стражникам и их семьям [13].
В соответствии с данным Положением, на Омской и Томской железных дорогах было создано 20 команд вооруженной вольнонаемной охранной стражи общей численностью 756 человек. В соответствии с объявленным по Жандармскому Полицейскому Управлению Сибирской железной дороги приказом №1 от 1 января 1915 г., за каждой командой закреплялись лица, непосредственно отвечающие за деятельность стражников. Так, например, за Челябинскую команду в составе 121 человека отвечал временно исполняющий должность начальника Челябинского отделения ротмистр Зозулевский, его помощником был определен ротмистр Веденяпин, инструкторами назначены вахмистр В. Ефимов и унтер-офицер А. Иванов. Новониколаевская команда была разбита на две части: одна, в составе 26 человек, располагалась на станции Каинск, другая, в составе 83 человек, - на станции Новониколаевск. За их деятельность отвечал начальник Новониколаевского отделения подполковник Шмидт, инструкторами были назначены: на станции Каинск - унтер-офицер К. Волков, на станции Новониколаевск - унтер-офицеры Н. Воробьев и Я. Горбенко [14].
Таким образом, перед началом Первой мировой войны и последовавших за ней революционных событий руководство Министерства путей сообщения и Министерства внутренних дел Российской Империи проделали достаточную работу по формированию нормативной базы для деятельности вооруженной вольнонаемной стражи в условиях чрезвычайного положения на железных дорогах. Это обеспечило возможность адекватно реагировать на возникающие угрозы для железных дорог и в конечном итоге позволило им довольно эффективно функционировать до 1917 г. - вплоть до исчезновения Российской Империи.
Список литературы
1. Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). - Собр. 3. - № 26984.
2. ПСЗРИ. - Собр. 3. - Т. 24. - № 24008.
3. ПСЗРИ. - Собр. 3. - Т. 25. - № 27045.
4. ПСЗРИ. - Собр. 3. - Т. 20. - № 18092.
5. Государственный архив Томской области (ГАТО). - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 513.
6. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 512.
7. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 410.
8. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 172. - Л. 188.
9. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 172. - Л. 167.
10. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 186. - Л. 574.
11. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 172. - Л. 188 об.
12. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 203. - Л. 322.
13. ГАТО. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 203. Л. 322об.-325.
14. ГАТО. - Ф. 434. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 552.
Literature
1. Full Russian Empire bills Gathering (FREBG). Gathering 3. N 26984.
2. FREBG. Gathering 3.T. 24. № 24008.
3. FREBG. Gathering 3. Т.25. №27045.
4. FREBG. Gathering 3. Т. 20 №18092.
5. National Archive of Tomsk suburb (NATS). F.411. Op.1. D.26. L. 513.
6. NATS. F. 411. Op. 1. D. 2., L. 512.
7. NATS. F. 411. Op. 1. D. 26. L. 410.
8. NATS. F. 411. Op. 1. D. 172. L. 188.
9. NATS. F. 411. Op. 1. D. 172. L. 167.
10. NATS. F. 411. Op. 1. D. 186. L. 574.
11. NATS. F. 411. Op. 1. D. 172. L. 188 ob.
12. NATS. F. 411. Op. 1. D. 203. L. 322.
13. NATS. F. 411. Op. 1. D. 203. L. 322ob. -325.
14. NATS. F. 434. Op. 1. D. 5. L. 552.