ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
УДК 338.48
ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Борис Владимирович Робинсон
Сибирская государственная геодезическая академия, 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Елена Олеговна Ушакова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, тел. (913)952-52-53, e-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы управления ресурсами развития туризма регионов Российской Федерации. Обозначены основные проблемы управления региональными ресурсами развития туризма и обозначены пути их решения. Сформированы этапы проведения комплексной оценки ресурсов развития туризма региона.
Ключевые слова: ресурсы развития туризма, туристский регион, региональный туристский комплекс, туристский кластер.
REGIONAL RESOURCES FOR TOURISM DEVELOPMENT:
MANAGEMENT EFFICIENCY IMPROVEMENT
Boris V. Robinson
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Department of Management and Enterprise, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Elena O. Ushakova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Management and Enterprise, tel. (913)95-25-25, e-mail: [email protected]
The challenges of tourism development resources management in R.F. regions are considered. Main problems of regional resources management and the ways of solving them are shown. The steps of complex assessment of regional tourism resources development are presented.
Key words: tourism resources development, tourism region, regional tourist complex, tourist cluster.
63
Экономика и управление территориями
Для развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации необходима четкая стратегия туристского освоения территорий, реализация научно обоснованных и эффективных программ развития туризма в регионах, а также интенсивная деятельность по продвижению туристских возможностей страны на мировом рынке туристских услуг.
Данные задачи взаимосвязаны и основаны на эффективном управлении имеющимися ресурсами развития туризма в стране. Поэтому решение обозначенных задач невозможно без комплексной оценки ресурсов развития туризма всех регионов страны. В связи с этим, региональный подход в управлении туристскими ресурсами приобретает особое значение [1].
Существуют следующие проблемы, препятствующие эффективному управлению ресурсной составляющей туристской деятельности в Российской Федерации:
- отсутствие полной и достоверной информации о ресурсах развития туризма в регионах страны;
- терминологические неточности при проведении оценки ресурсов развития туризма;
- выявление объекта и субъекта оценки ресурсов туризма;
- отсутствие единой общепринятой методики оценки ресурсов развития туризма.
Рассмотрим возможность решения обозначенных проблем. Начнем с уточнения понятийного аппарата управления ресурсами развития туризма и определения объекта оценивания. На наш взгляд, некоторые научные понятия следует уточнить, в частности, такие понятия, как туристский регион, региональный туристский комплекс, туристский кластер. Уточнение понятий необходимо делать с учетом территориальной составляющей и с позиции эффективности управления ресурсами развития туризма.
Эффективное управление ресурсами развития туризма возможно в пределах административных границ регионов. В процессе анализа отечественной и зарубежной литературы по управлению ресурсами развития туризма было выявлено, что базовым понятием, связующим между собой смежные туристские науки: географию туризма, экономику туризма и менеджмент туризма -является именно туристский регион. Но при этом присутствуют совершенно различные трактовки данного понятия.
В менеджменте туризма отмечено, что туристский регион - это любая территория, имеющая интерес для туристов и позволяющая их обслуживать, то есть способная к созданию турпродукта. Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления [10].
Всего термин «регион» насчитывает более ста толкований. Официальное определение данного термина содержат «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента РФ
64
Экономика и управление территориями
от 3 июня 1996 г. В них под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.
С учетом анализа основных подходов к данному термину сформулируем следующее определение: «туристский регион - это территория, имеющая необходимые туристские ресурсы и условия для эффективного осуществления туристской деятельности, соответствующая административным границам государства или его части, управляемая государственными органами и имеющая свою туристскую специализацию и имидж».
Отметим, что на территории каждого туристского региона обычно формируется один или несколько туристских или туристско-рекреационных комплексов [11].
Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) - сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.). Отметим, что очень часто границы туристско-рекреационных комплексов не совпадают с границами регионов РФ, территориально они формируются, исходя из природноклиматических и ландшафтных условий территории. Это обстоятельство мешает сбору необходимой информации о ресурсах развития туризма.
В научной литературе недавно появилось понятие регионального туристского комплекса (РТК). Региональный туристский комплекс - совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных предприятий и отраслей, а также органов управления, формирующих совокупный туристский продукт и нацеленных на удовлетворение разнообразных потребностей туристов (потребителей). В понятиях ТРК и РТК есть схожесть, но в последнем определении выделены его территориальные границы.
Следует отметить и новые подходы к определению границ туристских территорий. В настоящий момент развитие туризма в Российской Федерации строится по принципу кластеризации [3]. Туристские регионы, имеющие сформировавшиеся туристско-рекреационные комплексы, объединяются для более эффективного инвестирования бюджетных средств на развитие туризма и формирования укрупненных туристских кластеров (объединений региональных туристских комплексов).
По мнению основоположника феномена кластеров Майкла Портера, под кластером понимается «группа географических соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».
Туристский кластер - это географически сконцентрированная совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктуры, формальных институтов, исследовательских и других организаций, отдельных
65
Экономика и управление территориями
лиц, а также связей и отношений между ними, ориентированных на формирование конкурентоспособного сектора экономики (туризма) и сводящих воедино интересы трех сторон: бизнеса, общества, государства [5].
Туристский кластер является индустриальным межотраслевым комплексом, включающим в себя совокупность предприятий и организаций. Он также предполагает объединение усилий специализированных учреждений, поставщиков и партнеров, связанных с разработкой конкурентоспособного турпродукта и достижением общих целей [14]. И на основе этой позиции можно формировать более укрупненные туристские кластеры, включающие в себя специализированные туристские районы и регионы.
Основа формирования кластеров - повышение экономической эффективности туристской деятельности, конкурентоспособности регионов и предлагаемых туристских продуктов, реализация целей туристской деятельности и удовлетворение туристского спроса. Границы создаваемых кластеров могут не соответствовать территориальным границам регионов. Эти объединения, требующие на начальном этапе своего формирования государственной, инвестиционной и информационной поддержки, в дальнейшем могут функционировать самостоятельно. Каждый туристский кластер имеет ядро - центр притяжения, вокруг которого формируются туристские маршруты и программы обслуживания туристов.
В таблице изображены приоритетные туристские кластеры, получившие поддержку государства (согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)») [13].
Каждый кластер - это определенный туристский бренд, формирующийся для развития въездного туризма в стране. В совокупности развитие всех обозначенных туристских кластеров будет обеспечивать въездные и внутренние туристские потоки, эффективное использование ресурсов развития туризма регионов, входящих в кластеры.
Далее отметим, что, учитывая региональный подход к оценке эффективности использования ресурсов развития туризма, объектом исследования следует обозначить именно туристский регион в пределах его административных границ (субъект Федерации, республика, край, область). Субъект оценки может быть разным, но с позиции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации это должны быть соответствующие государственные органы (Федеральное агентство по туризму, Министерства, комитеты, департаменты или отделы по управлению туризмом в регионах).
Также необходимо затронуть методические основы оценки ресурсов развития туризма. Несмотря на то, что давно назрела необходимость проведения комплексной оценки ресурсов развития туризма, для определения туристского потенциала территории применяется оценка ресурсной составляющей туризма, ограниченная учетом природных и историко-культурных ресурсов развития туризма.
66
Экономика и управление территориями
Таблица
Приоритетные туристские кластеры Российской Федерации
Наименование направления формирования бренда туристской территории Кластеры, получившие финансовую поддержку ФЦП Перспективные кластеры направления
Серебряное кольцо России Кластер «Псковский» Кластер «Ворота Севера», турцентр «Соловецкие острова», комплекс «Рюриково городище», кластер «Карельский»
Золотое кольцо России Кластеры «Золотое кольцо», «Плес», «Рязанский» Комплексы «Владимирский», «Родина Деда Мороза»
Юг России Кластер «Всплеск» Курорты Краснодарского края, Кавмин-воды, комплексы «Елец», «Задонщина»
Большая Волга Кластеры «Природные парки Поволжья», «Башкортостан», комплекс «Сарматская обитель» Комплексы «Жигулевская жемчужина», «Государыня Кострома»
Алтай Кластеры «Белокуриха», «Золотые ворота» Горнолыжный комплекс «Манжерок», комплекс «Шерегеш»
Байкал Кластеры «Подлеморье», «Байкальский», «Кяхта», «Тункинская долина» Кластер «Северобайкальский»
Дальневосточный меридиан Кластер «Восточное кольцо России» «Северный мир», «Термальный курорт Паратунка», комплекс «Владивостокская крепость», комплекс «Сахалин Марин - яхт-гавань»
На основе ограниченного количества параметров определяется туристский потенциал региона [7]. С экономической точки зрения данный подход не совсем является правильным, так как в категорию ресурсов развития туризма необходимо включать социально-экономические ресурсы и, в первую очередь, туристскую инфраструктуру (средства размещения, питания, транспортные организации и др.). Данная группа имеет важное значение для развития туристской деятельности, так как делает доступными природные и историко-культурные ресурсы.
Развитие группы социально-экономических ресурсов влияет в целом на инвестиционный климат туристской отрасли, а значит и на эффективность использования туристских ресурсов. Туризм ценен для развития экономики регионов за счет своих преимуществ. Инвестирование в инфраструктуру туризма, увеличение финансирования сферы подготовки специалистов туристкой сферы, продвижение туристских продуктов и туристских территорий оправданы и очень быстро принесут положительные результаты.
Анализ существующих методик оценки ресурсов развития туризма позволяет сделать вывод о целесообразности разработки типовой методики комплексной оценки всех видов ресурсов туризма определенной территории.
67
Экономика и управление территориями
Интегральная оценка должна опираться на статистическую информацию и мнения экспертов. Результаты комплексной оценки ресурсов развития туризма позволяют определить туристский потенциал территории. Рассчитывается показатель потенциала развития туризма в регионе, который получается путем суммирования величин потенциалов по трем группам ресурсов развития туризма: природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических.
На рисунке изображены этапы проведения комплексной оценки ресурсов развития туризма региона и ее практического применения. При рассмотрении данной схемы можно отметить взаимосвязанность и взаимозависимость перечисленных в начале статьи проблем управления ресурсами развития туризма. Также на рисунке отмечены направления решения основных задач развития туризмом в Российской Федерации.
Рис. Этапы процесса проведения комплексной оценки ресурсов развития туризма региона и использования результатов оценки туристских ресурсов
68
Экономика и управление территориями
Отметим, что для сбора информации о наличии и качестве ресурсов развития туризма всех регионов РФ требуется достаточно большое количество финансовых средств и времени [8]. Эффективная методика сбора статистической информации, необходимой для определения туристского потенциала региона, в настоящий момент отсутствует. Поэтому проблема информационного обеспечения управления развитием туристской деятельности РФ стоит особо остро [12].
Итак, предлагаем пути решения проблем эффективного использования ресурсов развития туризма регионов:
- совершенствование методики сбора информации по туристским ресурсам и объектам;
- введение обязательной расширенной отчетности, необходимой для более объективной оценки использования туристского потенциала территории (с учетом требований Всемирной туристской организации);
- обязательное ведение реестров ресурсов туризма и объектов туристской индустрии государственными органами;
- формирование банков данных ресурсов развития туризма и объектов туристской индустрии регионов;
- решение вопроса о разработке единой системы государственного кадастра туристских ресурсов;
- разработка единой методики оценки ресурсов развития туризма регионов РФ, предусматривающей поправочные коэффициенты в зависимости от физико-географических условий территории и их туристской специализации;
- проведение комплексной оценки ресурсов развития туризма регионов;
- использование результатов комплексной оценки ресурсов развития туризма для решения задач по управлению туризмом в регионах.
Сфера использования результатов комплексной оценки ресурсов развития туризма будет положительно влиять на эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов в стране [4]. Результаты оценки необходимо использовать при обосновании и разработке стратегии развития туризма в России, при обосновании мероприятий долгосрочных целевых программ развития туризма, при планировании туристского развития регионов, для формирования туристских геопорталов, в целях продвижения туристских продуктов, туристских брендов и для решения ряда других важных задач [6].
Программно-целевой метод планирования в туризме должен опираться на комплексную и всестороннюю оценку ресурсов развития туризма регионов. Обычно «узкие» места федеральных и региональных целевых программ состоят именно в недостаточном обосновании отдельных направлений развития и конкретных мероприятий программ [13]. Это связано с отсутствием полной и достоверной информации о ресурсах развития туризма в регионах. Чтобы повысить эффективность реализации программ развития туризма, нужно сначала сформировать единую методику оценки ресурсов развития туризма, которая позволит объективно оценивать потенциал развития туризма применительно
69
Экономика и управление территориями
к различным видам туристской деятельности, а также при планировании программных мероприятий учитывать природно-климатические условия, культурноисторическое наследие и социально-экономические ресурсы регионов России [2].
Таким образом, чтобы повысить эффективность использования ресурсов развития туризма в Российской Федерации, следует сначала на региональном уровне осуществить комплексную оценку ресурсов туризма, определить величину потенциала развития туризма. Это позволить повысить эффективность управления внутренним и въездным туризмом в целом по стране.
Результаты оценки ресурсов развития туризма, научное обоснование долгосрочных целевых программ развития туризма позволят избежать ошибок и повысить эффективность реализации мероприятий программ. За счет этого будут значительно улучшены экономические показатели развития не только туристской отрасли, но и региональной экономики в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вдовин С. А. О проблемах управления рисками природопользования в современных условиях // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 105-110.
2. Воронина Л. В. Рекреационно-ресурсный потенциал как необходимое условие для туризма, отдыха и лечения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. -С. 70-73.
3. Гагарин А. И. Эволюция оценки природно-ресурсного потенциала территории // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 117-121.
4. Гуриева Л. К., Созиева З. И. Кластерный подход к развитию туристскорекреационного комплекса региона: монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - 276 с.
5. Дубровский А. В., Троценко Е. С. Применение геоинформационных систем для развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности страны // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 4. - С. 110-116.
6. Зайцев А. А. О повышении эффективности использования водных ресурсов в Новосибирской области // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 111-116.
7. Золотарев И. И., Робинсон Б. В., Татаренко В. И. Актуальные проблемы современного природопользования // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т.
70
Экономика и управление территориями
(Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 3. - С. 81-83.
8. Инструмент управления территориями - геопортал СГГА-ГЕО / Д. Ю. Махов и др. // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 1929 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 1, ч. 2. - С. 116-118.
9. Карпик А. П. Геопространственная конкуренция с позиций территориального управления // Инновационная территория: традиции и современность: материалы межрегионал. научно-практ. конф., посвящ. 75-летию Новосибирской области. - Новосибирск: СГГА, 2013. -С. 9-14.
10. Колобова А. А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», Северо-Кавказский государственный технический университет. - 2005, № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ncstu.ru - Загл. с экрана.
11. Стратегия развития региона: теория, методология, практика: монография / Под общ. ред. Л. М. Шодоевой, Е. Е. Швакова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 272 с.
12. Татаренко В. И., Робинсон Б. В. Газовая промышленность России: добыча, транспорт, экономические проблемы // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. -С. 80-91.
13. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» / Официальный сайт «Российской Газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/60/73/76/644_fcp.pdf. - Загл. с экрана.
14. Хваджа А. Н., Рассадин Б. И. Построение моделей экономически эффективных туристских кластеров в экономике региона : монография. - Владимир: Транзит - МКС, 2012. -212 с.
Получено 29.10.2013
© Б. В. Робинсон, Е. О. Ушакова, 2013
71