Научная статья на тему 'Актуальные вопросы продвижения регионального туристского продукта при помощи геоинформационных технологий'

Актуальные вопросы продвижения регионального туристского продукта при помощи геоинформационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
850
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГЕОПОРТАЛ / REGIONAL TOURISM PRODUCT / MULTIMEDIA INFORMATION RESOURCES / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM / THE PROMOTION OF THE TERRITORY / GEOPORTAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна, Золотарев Иван Иванович, Вдовин Сергей Александрович

В статье раскрываются вопросы продвижения регионального туризма при помощи мультимедийных информационных ресурсов. Приведен обзор геоинформационных ресурсов, применимых для развития туризма Новосибирской области. Определены задачи, которые могут быть решены при помощи региональных геоинформационных систем развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна, Золотарев Иван Иванович, Вдовин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES PROMOTE REGIONAL TOURISM PRODUCT USING GIS TECHNOLOGIES

The article describes the issues of promoting regional tourism through multimedia information resources. An overview of geographic information resources useful for the development of tourism Novosibirsk region. The tasks that can be solved by regional geographic information systems for tourism development.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы продвижения регионального туристского продукта при помощи геоинформационных технологий»

УДК 338.4

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ПРИ ПОМОЩИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Елена Олеговна Ушакова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Иван Иванович Золотарев

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Сергей Александрович Вдовин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

В статье раскрываются вопросы продвижения регионального туризма при помощи мультимедийных информационных ресурсов. Приведен обзор геоинформационных ресурсов, применимых для развития туризма Новосибирской области. Определены задачи, которые могут быть решены при помощи региональных геоинформационных систем развития туризма.

Ключевые слова: региональный турпродукт, мультимедийные информационные ресурсы, геоинформационная система, продвижение территории, геопортал.

CURRENT ISSUES PROMOTE REGIONAL TOURISM PRODUCT USING GIS TECHNOLOGIES

Elena O. Ushakovа

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., a senior lecturer in management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Ivan I. Zolotarev

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., Ph.D., assistant professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Sergey А. Vdovin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., Ph.D., assistant professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

The article describes the issues of promoting regional tourism through multimedia information resources. An overview of geographic information resources useful for the development of tourism Novosibirsk region. The tasks that can be solved by regional geographic information systems for tourism development.

Key words: regional tourism product, multimedia information resources, geographic information system, the promotion of the territory, the geoportal.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)» поставлена цель - создание конкурентоспособного отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;

- повышение качества туристских услуг;

- продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

К сожалению, на реализацию третьей задачи программы фактически выделяется

менее одного процента всех бюджетных средств. Поэтому, продвижение внутреннего туристского продукта становится задачей регионального уровня.

Целью данного научного исследования является выявление возможностей геоинформационных ресурсов для продвижения регионального турпродукта и с учетом особенностей территорий.

Развитие информатизации в туризме на региональном уровне требует создания региональных информационных ресурсов, в том числе туристских сайтов (порталов), направленных на продвижение регионального туристского продукта [5, 7]. Отметим основные типы электронных туристских ресурсов, позволяющих формировать спрос на конкретный туристский продукт и продвигать имидж территории:

1 тип. Туристские энциклопедии (включают простой набор рубрик).

2 тип. Туристские сайты (определяется набор из 5-7 рубрик по основным видам отдыха и объектам туристского показа). Туристские сайты являются специализированными туристскими ресурсами, направленными на продвижение отдельных туристских территорий, маршрутов, объектов и др.

3 тип. Туристские путеводители. Включают 4-5, рубрик содержащих визуальный фото-, видеоряд, дневники, отчеты о путешествиях, преимущественно представленные средствами массовой информации (СМИ).

4 тип. Туристские мультимедийные информационные ресурсы (геоинформационные системы - ГИС). Рубрики построены по типам туристского пространства, территориальному принципу, по видам туризма и т.д.; они основаны на картографическом материале, электронных базах и банках данных.

В настоящий момент информационные мультимедийные ресурсы Новосибирской области представлены несколькими туристскими сайтами и геопорталами, которые не реализуют функции современных геоинформационных технологий.

Поэтому наш регион нуждается в создании удобной, привлекательной, эффективной и доступной геоинформационной системы управления ресурсами развития туризма региона, представляющей ресурсный потенциал и конкурентные преимущества всех районов Новосибирской области и ее городских округов [3, 4]. Региональный туристский геопортал будет способствовать развитию регионального и въездного туризма, улучшать туристский имидж региона, способствовать реализации региональных и муниципальных целевых программ по развитию туризма.

Туристские мультимедийные информационные ресурсы Новосибирской области представлены сайтами и порталами, отображенными в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика мультимедийных информационных ресурсов развития туризма _Новосибирской области_

Название Доменное имя Тип Продвижение

мультимедийного информационного регионального

информационного ресурса ресурса туристского продукта

Новосибирская область. Туристический портал. Ьйр://1;ип2тп80. щ/ Туристский сайт. Присутствуют элементы геопортала. Возможности продвижения используются слабо. Отсутствует картографическая информация по районам Новосибирской области.

Официальный сайт Информационно-туристического центра «ЭТО» (Экскурсии. Туризм. Отдых в Новосибирской области). http://www.eto-nso.ru/ Туристский путеводитель. Присутствуют элементы геопортала. Продвижение отдельных объектов и видов туризма.

Интерактивная карта Правительства Новосибирской области http://map.nso.r и/ Мультимедийный информационный ресурс. Присутствуют элементы геопортала. Описание туристского потенциала районов Новосибирской области. Возможности продвижения используются слабо.

Природа Новосибирской области. Сайт Николая Балацкого http://www.balat sky.de/NSO/NS O.htm Туристский путеводитель. Присутствуют элементы геопортала. Продвижение отдельных объектов и видов туризма.

Российский отраслевой союз туриндустрии (РОСТ) Сибири http://rost-sibir.com/ Туристский сайт. Продвижение регионального продукта отсутствует, сайт ориентирован на выездной туризм.

Окончание табл. 1

Название мультимедийного информационного ресурса Доменное имя Тип информационного ресурса Продвижение регионального туристского продукта

Новосибирская ассоциация туристских организаций (НАТО) http://nato-nsk.ru/ Туристский сайт. Продвижение регионального продукта отсутствует, сайт ориентирован на выездной туризм.

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России (НО ТССР) http://www.no-tssr.ru/ Туристский сайт. Продвижение отдельных видов спортивного туризма.

Предлагаемая к реализации концепция (идея) туристского регионального геопортала - создание удобной, привлекательной, эффективной и доступной геоинформационной системы (ГИС) управления туристским потенциалом региона [1].

Посредством регионального туристского геопортала могут решаться следующие задачи [9]:

- выделение территориальных объектов с использованием административной карты региона;

- выявление, классификация и паспортизация туристских ресурсов региона;

- формирование системы обработки, систематизации и унификации полученной информации с целью размещения ее на информационном портале;

- размещение объектов на электронной карте;

- создание эффективной системы администрирования и «обратной связи» на информационном портале;

- продвижение регионального туристского продукта.

Основные пользователи регионального туристского геопортала:

- предприятия индустрии туризма;

- туристы;

- туристские объединения и общественные организации;

- государственные органы по управлению туризмом в регионе;

- научно-исследовательские и образовательные учреждения [10].

Региональный туристский геопортал позволит снизить степень неопределенности в

системе данных о ресурсах развития туризма Новосибирской области, более эффективно продвигать региональный туристский продукт, формировать положительный туристский имидж региона, информировать пользователей о проводимых в регионе событийных мероприятиях[2, 6].

Посредством геопортала возможно сформировать информационную систему, объединяющую региональный туристский портал и родственные информационные ресурсы (сайты туристских предприятий, сайты общественных организаций в области индивидуального и группового самодеятельного туризма и др.).

Несмотря на преимущества создания и использования туристских ГИС, существуют проблемы их разработки, внедрения и сопровождения. Это информационные проблемы, организационно-технические и финансовые. Сбор сведений о ресурсах развития туризма является достаточно сложным и трудоемким процессом, требующим значительных финансовых средств (к примеру, объем инвестиций только на создание геопортала Роскосмоса составил свыше 10 млн. руб.).

Разработка структуры ГИС, ее наполнение и вывод в открытый доступ - этапы, осуществление которых может длиться годами. После внедрения следует процесс сопровождения ГИС - актуализация данных, добавление информации, техническая поддержка. Базы данных туристской ГИС Новосибирской области формируются по видам туристских ресурсов, наличие которых отображается на интерактивной карте Новосибирской области. В геопортале планируется размещать карты рекреационного и лечебного туризма, спортивного туризма, познавательного, охотничьего и рыболовного туризма, другие тематические карты (рис. 1).

Рис. 1. Карта потенциала развития туризма Новосибирской области

Создание ГИС управления ресурсами развития туризма региона является инновационным подходом, позволяющим решать большой спектр задач по подготовке и принятию решений по управлению туризмом, в том числе и по оценке эффективности использования ресурсной составляющей развития туризма. Возможности использования региональной геоинформационной системы управления туризмом очень широкие [8].

Результаты оценки ресурсов развития туризма и научное обоснование долгосрочных целевых программ развития туризма позволят избежать ошибок и повысить эффективность реализации мероприятий программ по развитию туризма, инвестиционных проектов развития туристской инфраструктуры в Новосибирской области. За счет этого будут значительно улучшены экономические показатели развития не только туристской отрасли, но и региональной экономики в целом. Развитие туризма позволит диверсифицировать экономику региона, обеспечить ее рост.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архипенко О. П., Мандругин В. В. Принципы организации работ по внедрению геопортала // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 1. - С. 221-225.

2. Вдовин С. А. О проблемах управления рисками природопользования в современных условиях // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. -С.105-110.

3. Золотарев И. И. Роль ресурсного потенциала в инновационном развитии экономики России // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 3, ч. 1. - С. 42-44.

4. Воронина Л. В. Рекреационно-ресурсный потенциал как необходимое условие для туризма, отдыха и лечения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). -Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 70-73.

5. Дубровский А. В. Исследование геоинформационной основы для создания системы навигации и управления на территории субъекта Федерации // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2009. - № 6. - С. 96-101.

6. Дутова, Т.И. Проблемы и перспективы развития туризма в Новосибирской области [Текст] Т. И. Дутова // ЭКО. - Новосибирск. - 2010. - №2. - С. 102 - 109.

7. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д. О подходе к расчету показателя социальной комфортности населения для совершенствования системы оценки недвижимого имущества // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 94-101.

8. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.

9. Робинсон, Б. В. Особенности оценки потенциала ресурсов развития туризма / Б. В. Робинсон, Е. О. Ушакова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Научный журнал. - Липецк, 2013. №5. - С. 36 - 39.

10. Татаренко В. И., Ромейко В. Л. К итогам проведения Международного научного конгресса «Сиббезопасность-Спассиб-2012» // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 167-171.

11. Ушакова Е. О. Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 148-153.

12. Ушакова, Е. О. Эффективность внедрения геоинформационных систем управления региональными туристскими ресурсами (на примере Новосибирской области) / Е. О. Ушакова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 21 (243). - С. 76-85.

© Е. О. Ушакова, И. И. Золотарев, С. А. Вдовин, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.