ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ КАК «ИДЕЯ» СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
(часть первая)
УДК342.9.07 ГСНТИ 10.17.25
ББК67.401.02 Код ВАК 12.00.02
Р. С. Гарипов В. Ш. Шайхатдинов
Российская академия народного хозяй- Уральский государственный юридиче-
ства и государственной службы ский университет,
при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия AuthorID: 899901
АННОТАЦИЯ:
Предмет: взгляды ученых и правовые нормы об организационной структуре государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы в Российской Федерации.
Цель работы: выявление видов правовых отношений в сфере государственной и муниципальной службы и их содержание, определение организационной структуры гражданской службы и муниципальной службы.
Методы и методология проведения работы: общенаучные методы (системного анализа, общеправового синтеза, системного моделирования), специальные научные методы (сравнительного правоведения, формально-юридический, метод толкования права).
Результаты работы. В работе отмечается, что организационная структура государственной и муниципальной службы связана с классификацией государственной службы на виды и уровни, выявлены эти виды и уровни. Особое внимание уделено системе должностей гражданской и муниципальной службы, системе классных чинов, структуре и штатам аппаратов государственных и муниципальных органов, органам управления государственной и муниципальной службой. Проведен сравнительный анализ организационных структур государственной службы некоторых государств дальнего и ближнего зарубежья. Обоснованы предложения по совершенствованию российского законодательства о государственной и муниципальной службе, по улучшению структуры государственных и муниципальных органов.
Научная новизна. Научная новизна состоит в анализе нормативных правовых актов и научной литературы по вопросам организационной структуры государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы в Российской Федерации. Ранее эти вопросы не подвергались комплексному научному исследованию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ^
государственная гражданская служба, муниципальная служба, организационная структура го- § сударственной гражданской и муниципальной службы, должности гражданской службы, должности муниципальной службы, орган управления государственной службой. |
1?
Рафик Садыкович Гарипов, кандидат юридических наук, доцент, Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ^
620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected] £
I
Владимир Шамильевич Шайхатдинов, доктор юридических наук, профессор, Уральский госу- ^ дарственный юридический университет о^
620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, [email protected]
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
©
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Гарипов Р. С., Шайхатдинов В.Ш. Вопросы организационной структуры государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы в Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект как «идея» современного государства (часть первая)// Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 4 (29). С. 77—94.
Анализ законодательства, подзаконных нормативных правовых актов и соответствующей научной литературы в части организационной структуры государственной гражданской службы и муниципальной службы, на наш взгляд, необходимо проводить после уяснения вопросов о видах правоотношений в сфере российской государственной службы, а также муниципальной службы и их содержания. Исходя из исследований российских ученых различаются следующие виды этих правоотношений. Во-первых, организационно-структурные правоотношения [1, с. 34-36]. Во-вторых, правоотношения организационно-служебные [2, с. 29-30]. В-третьих, организационно-социальные правоотношения [3, с. 14]. В свою очередь организационно-структурные правоотношения складываются в связи с организацией системы и структуры государственной службы: подразделение государственной службы на виды и уровни, учреждение системы должностей государственной службы, системы классных чинов служащих, утверждение структуры и штатов аппаратов государственных органов, формирование органов управления государственной службой. Что касается организационно-служебных правоотношений, то они возникают в процессе прохождения службы по поводу организации профессиональной деятельности служащих, управления их служебной карьерой. Организационно-социальные правоотношения - это правовые отношения по организации социальной защиты государственных служащих и членов их семей.
Материальные правоотношения в сфере государственной службы включают служеб-но-трудовые и служебно-социальные правоотношения. Первые охватывают правовые связи, существующие в ходе прохождения гражданами гражданской службы и ее прекращения. Служебно-социальные правоотношения состоят из правовых отношений по поводу предоставления государственным служащим и членам их семей различных мер (видов) социальной защиты.
Необходимым является исследование содержание таких понятий как «организа-
ционная структура», «штаты», «штатная численность», «предельная штатная численность», «типовые штаты», «организационная структура федеральной гражданской службы» и «организационная структура должностей федеральной гражданской службы».
Под организационной структурой понимается документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений государственного, муниципального органа, организации [4, с. 181]. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности государственных и муниципальных органов, организаций и необходимых для достижения этих целей подразделений. Организационная структура государственной службы основана на структуре органов государственного аппарата. С этим связана общая классификация государственной службы на ее виды. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [5] (далее - Закон № 58-ФЗ) видами российской государственной службы являются гражданская, военная и государственная служба иных видов. Пункты 2 и 3 этой же статьи закрепляют подразделение государственной службы на уровни.
При этом под видами государственной службы понимаются относительно обособленные подразделения единой системы государственной службы, различающиеся особенностями правового регулирования организации и функционирования, а также особенностями статуса государственных служащих. Виды государственной службы основываются на организационном и функциональном строении государственных органов. Государственные органы различаются по уровням, ветвям власти и особенностям организации и функционирования [6, с. 8-9]. В уровнях государственной службы, на наш взгляд, отражается соподчинен-ность ее элементов. Таким образом, государственная служба Российской Федерации подразделяется: по уровням: на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Фе-
дерации; по ветвям власти: на государственную службу в аппаратах законодательной, исполнительной и судебной власти, в аппаратах иных государственных органов; по характеру организации и деятельности государственных служащих: на гражданскую, военную и государственную службу иных видов. В гражданской службе выделяются подвиды (классы) специализированной службы (служба в налоговых органах, служба судебных приставов, дипломатическая служба и др.) Военная служба включает службу в Вооруженных Силах, службу в Федеральной службе безопасности, в Федеральной службе охраны и др. Государственная служба иных видов состоит из службы в органах и организациях прокуратуры, следственного комитета Российской Федерации, в органах внутренних дел и др. [7, с. 49-50].
Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы. Гражданская служба по уровням делится на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. С учетом изложенного выше можно определить, что система государственной службы Российской Федерации представляет собой совокупность всех ее видов и уровней, имеющих общие правовые и организационные основы, но различающихся по функционально-целевой направленности деятельности государственных органов и их служащих [8, с. 19]. Определение государственной гражданской службы дано в п. 1 ст. 5 Закона № 58-ФЗ, федеральной государственной гражданской службы - в п. 2 этой же статьи, а гражданской службы субъектов Российской Федерации - в п. 3 этой статьи. Кроме того, определение государственной гражданской службы Российской Федерации содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9] (далее - Закон № 79-ФЗ), а подразделение ее на уровни - в п. 2 этой же статьи.
Организационная структура федеральной гражданской службы, на наш взгляд, включает: 1) систему должностей службы; 2) систему классных чинов; 3) структуры и штаты аппаратов государственных органов; 4) органы управления гражданской службой. Должностям гражданской службы по-
священа глава 2 Закона № 79-ФЗ (статьи 810). В ст. 8 данного Закона указывается, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с учетом положений Закона № 79-ФЗ. В ст. 9 Закона № 79-ФЗ содержится классификация должностей гражданской службы. Должности государственной гражданской службы учреждаются в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах. Речь идет об Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и др. Должности федеральной гражданской службы подлежат включению в реестр должностей, где эти должности подразделяются по органам, категориям и группам. Классификация должностей гражданской службы в соответствии со ст. 9 № 79-ФЗ выражается в категориях и группах. К категориям относятся руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Группы должностей составляют высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. В п. 1 ст. 10 Закона № 79-ФЗ указано, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также иным признакам составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Такой Реестр утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» [10]. Исходя из видов, федеральная гражданская служба подразделяется на государственную службу в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах Государственной Ду-
мы и Совета Федерации Федерального Собрания, в аппаратах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в аппаратах иных федеральных государственных органов (ЦИК, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченного по правам предпринимателей в Российской Федерации, прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации), в аппаратах Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, других федеральных судов. По уровню федеральной гражданской службы следует различать гражданскую службу центральных государственных органов и службу территориальных органов федеральных государственных органов.
Аналогично построена гражданская служба в субъектах Российской Федерации. По видам она включает гражданскую службу в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в аппаратах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в аппаратах судебных органов субъектов Российской Федерации. По уровням гражданская служба субъектов Российской Федерации состоит из гражданской службы высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых органов исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальная служба, будучи как и гражданская служба, частью публичной службы, во многом схожа с гражданской службой и тесно связана с последней.
Соответствующие положения о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы закреплены в ст.7 № 79-ФЗ и в ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [11] (далее - ФЗ № 25). Что касается видов и уровней муниципальной службы, то они следующие. Если исходить из указанных выше критериев классификации государственной службы, прежде всего гражданской службы, то классификация муниципальной службы пред-
ставляется следующей. Она основана на положениях Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] (далее - ФЗ № 131). Согласно ст. 34 данного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Кроме того, в муниципальных образованиях создаются избирательные комиссии. В связи с этим видами муниципальной службы следует считать службу в аппарате представительных органов муниципальных образований, в аппарате глав муниципальных образований, в аппарате местных администраций, в аппарате контрольно-счетных органов муниципальных образований, в аппарате иных органов местного самоуправления, в аппарате избирательных комиссий муниципальных образований. Уровнями муниципальной службы являются служба в аппарате местных администраций, служба в отраслевых органах местных администраций, служба в территориальных органах местных администраций. Так, согласно Структуре Администрации города Екатеринбурга, утвержденной решением Екатеринбургской городской Думы от 17 февраля 2009 года № 14/72 [12], в аппарат Главы города входят первый заместитель Главы и 9 заместителей Главы. К отраслевым органам Администрации Екатеринбурга с правами юридического лица отнесены: Департамент по управлению муниципальным имуществом; Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, Управление жилищного и коммунального хозяйства, Управление здравоохранения, Управление культуры, Департамент образования, Управление по физической культуре и спорту, Департамент финансов. Иными отраслевыми органами Администрации являются: Финансово-бухгалтерское управление, Земельный комитет, Комитет административных органов, Комитет благоустройства, Управление по развитию внешнеэкономических связей, Комитет по жилищной
политике, Комитет по организационно-контрольной работе, Комитет организационного обеспечения и протокола, Комитет по молодежной политике, Комитет по строительству, Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети, Комитет по экологии и природопользованию, Департамент экономики, Правовой департамент, Департамент информатизации, Комитет социальной политики, Комитет промышленной политики и развития предпринимательства, Контрольно-ревизионное управление, Департамент кадровой политики, Отдел мобилизационной и специальной работы, Департамент информационной политики, Отдел по делам архивов, Комитет по товарному рынку, Комитет по организации бытового обслуживания населения, Департамент общественных связей. В число органов Администрации города Екатеринбурга также входят территориальные органы, их семь, по числу административных районов.
В структуру Администрации Симферопольского района Республики Крым в соответствии с решением Симферопольского районного Совета Республики Крым от 29 декабря 2015 года № 418 [13] входят аппарат Главы Администрации, один Департамент, 10 управлений, 9 отделов, 5 секторов.
Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ в ст. 8 содержит классификацию должностей муниципальной службы. Должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Деление должностей муниципальной службы на группы представляет собой иерархическую дифференциацию должности, обусловленную спецификой выполняемых обязанностей, сложностью и степенью ответственности по той или иной должности. В данном случае имеет место тесная взаимосвязь муниципальной службы с государственной гражданской службой. В то же время в ч. 1 ст. 7 ФЗ-№ 25 речь идет не о категориях должностей муниципальной службы, а о классификации этих должностей по функциональным признакам должностей. Проведение такой классификации предоставлено субъектам Российской Федерации. По мнению некоторых авторов, классификация должностей муниципальной службы по функциональным признакам на категории может использоваться в законах субъектов
Российской Федерации о муниципальной службе [14]. Получается, что классификация на категории может иметь место, а может и не иметь. Это подтверждается на практике. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрена классификация должностей муниципальной службы на категории. Например, согласно Закону Калужской области от 27 декабря 2006 года № 276-ОЗ «О Реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы и отдельных вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Калужской области» [15] должности муниципальной службы подразделяются на категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты. Несколько по-иному осуществлена классификация должностей муниципальной службы в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 97-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» [16]. В этом Законе классификация должностей муниципальной службы на группы сопровождается указанием на функцию, для выполнения которой учреждаются соответствующие должности: «руководитель», «помощник (советник)», «специалист», «обеспечивающий специалист». Поэтому представляется необходимым внести в ч. 1 ст. 7 ФЗ-№ 25 изменения, предусматривающие обязательную классификацию муниципальной службы на группы и категории.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Таковы Закон Иркутской области от 15 октября 2007 года № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» [17], Закон Костромской области от 24 апреля 2008 года № Э05-4-ЗКО «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Костромской области» [18], Закон Новосибирской области от 11 июня 2008 года № 2ЭЭ-ОЗ «О соотношении
должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Новосибирской области» [19] и др. Изучение перечисленных выше законов Иркутской, Костромской и Новосибирской областей показало, что ввиду отсутствия в федеральном законодательстве оснований для установления соотношений должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, указанное соотношение произведено по различным основаниям. В Законе Новосибирской области соотношение должностей произведено с учетом численности населения муниципального образования (от менее 5 тыс. человек до свыше 1 млн. человек). Внутри муниципальных образований за основу соотношения приняты должности. В Законе Иркутской области должности соотносятся следующим образом: 1) представительные органы муниципальных образований - Законодательное Собрание области; 2) местные администрации - исполнительные органы государственной власти области; 3) контрольно-счетные органы муниципальных образований - Контрольно-счетная палата области; 4) избирательные комиссии муниципальных образований - Избирательная комиссия области. Внутри аппаратов органов власти за основу соотношения должностей также приняты должности. В Законе Костромской области соотношение должностей построено по аппаратам исполнительных и представительных органов, контрольных органов и избирательных комиссий, а внутри них - по группам должностей. Представляется, что основания соотношения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации должны быть установлены федеральным законодательством. Организационная структура государственной гражданской службы и организационная структура муниципальной службы включают и системы классных чинов. Общие положения об условиях присвоения, сохранения классных чинов, о лишении присвоенного классного чина содержатся в ст. 13 ФЗ № 58, в ст. 11 ФЗ № 70 и в ст. 9.1 ФЗ № 25 ФЗ. Согласно ст. 13 ФЗ № 58 в соответствии с федеральным законом о видах государственной службы гражданам, проходящим государственную службу, присваиваются классные чины, дипло-
матические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. В ст. 13 ФЗ № 58 установлены общие условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Изложены также общие правила учета ранее присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Кроме того, установлено, что соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации, а классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений данной статьи ФЗ № 58 в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Более подробные положения о классных чинах гражданской службы изложены в ст. 11 ФЗ № 79 «Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги». Определено, в каких случаях гражданским служащим присваиваются классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги. Установлено, какие классные чины присваиваются гражданским служащим, замещающим должности высшей группы, главной группы, ведущей группы, старшей группы, младшей группы. Определены также должностные лица, которые присваивают те или иные чины гражданской службы (Президент Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов, представители нанимателя). Кроме того, установлено, что порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданским служащим, соотношение классных чинов гражданской службы, а также соответствие классных чинов гражданской службы должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей определяется указом Президента Российской Федерации. Соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской
службы главной, ведущей, старшей и младшей группы должностей в федеральных органах исполнительной власти устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. В иных федеральных органах указанное соответствие устанавливается актом федерального государственного органа. Что касается порядка присвоения и сохранения классных чинов юстиции федеральным гражданским служащим, а также соответствие классных чинов юстиции должностям федеральной гражданской службы, то они устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Наконец, порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации их соответствия должностям гражданской службы субъекта устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 113 [20]. В этом Указе приведен перечень классных чинов, соответствующих группам должностей федеральной гражданской службы, изложен порядок присвоения классных чинов, как первых, так и присваиваемых в период прохождения службы. К Указу приложены Таблица соответствия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 год № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников. Вопросы соответствия классных чинов гражданской службы должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2019 года № 396 «Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы
высшей группы должностей» [21]. Правительство Российской Федерации постановлением от 1 августа 2019 года № 100 утвердило Таблицу соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти [22].
В субъектах Российской Федерации отношения по организации государственной службы субъектов Российской Федерации включают, в частности: 1) учреждение должностей государственной службы; 2) распределение должностей государственной службы по группам и категориям; 3) утверждение реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; 4) установление порядка присвоения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление соответствия должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации с должностями муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с классными чинами муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и др. Так, Закон Краснодарского края от 16 июля 2010 года № 2001-КЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Краснодарского края государственным гражданским служащим Краснодарского края» [23] содержит положения о продолжительности гражданской службы в классных чинах, о присвоении первого классного чина и очередных классных чинов, перечень субъектов, присваивающих классные члены. К данному Закону приложены таблицы соотношения классных чинов государственной гражданской службы Краснодарского края, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (за исключением Краснодарского края), воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, классных чинов муниципальной службы, а также соответствия классных чинов государственной гражданской службы Краснодарского края
должностям государственной гражданской службы Краснодарского края. На наш взгляд, в данном случае региональный законодатель вышел за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий. Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 19 ст. 11 ФЗ № 79 законом субъекта Российской Федерации устанавливается лишь соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации. Полномочие на установление соответствия классных чинов субъекта Российской Федерации классным чинам федеральной государственной службы субъекту Российской Федерации не предоставлено.
Несколько по особому регулируются отношения по установлению классных чинов муниципальных служащих. Как определено в ст. 9.1 ФЗ № 25, законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. В связи с этим законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации предусматривают классные чины муниципальных служащих на территории своих субъектов Российской Федерации, определяют порядок их присвоения и сохранения, а также соотношение классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации и классных чинов муниципальных служащих. Органы местного самоуправления устанавливают порядок организации работы по присвоению классных чинов. Так, например, установление классных чинов муниципальных служащих, порядка присвоения и сохранения производится законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе. Что касается соотношения классных чинов муниципальных служащих и классных чинов гражданских служащих субъекта Российской Федерации, то оно нередко осуществляется отдельными актами субъектов Российской Федерации. Примерами таких актов являются уже упоминавшийся Закон Краснодарского края от 16 июля 2010 года № 2001-КЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной
гражданской службы Краснодарского края государственным гражданским служащим Краснодарского края» [23] и Постановление Губернатора ХМАО-Югры от 8 июня 2009 года № 84 «Об установлении соответствия классных чинов государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и классных чинов муниципальных служащих» [24].
Из муниципальных актов по вопросам классных чинов следует упомянуть Порядок организации работы по присвоению классных чинов муниципальной службы муниципальным служащим городского округа «Город Белгород», который утвержден решением Совета депутатов города Белгорода от 25.02.2016 года № 335 [25], Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим, утвержденное постановлением Главы Чистопольского муниципального района от 8 мая 2015 года № 4 [26], постановление Мэрии города Ярославля от 3 сентября 2014 года № 2195 «О классных чинах муниципальной службы» [27] и др.
Структура и штаты аппаратов государственных и муниципальных органов взаимосвязаны. Под штатом понимается утвержденный соответствующим органом или должностным лицом постоянный состав работников (служащих) государственного или муниципального органа с указанием его структуры, количества должностей и положенных по каждой должности должностных окладов [6, с. 328]. Штаты государственных и муниципальных органов находят свое выражение в штатном расписании этих органов. Штатное расписание - это нормативный документ государственного или муниципального органа, оформляющий структуру, штатный состав и численность государственного или муниципального органа с указанием количества одноименных должностей (вакансий) и размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности [6, с. 328].
Последний элемент организационной структуры российской государственной гражданской службы и организационной структуры муниципальной службы - органы управления службой. Согласно ст. 16 ФЗ № 58 система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость образования органов
по управлению государственной гражданской службой вытекает из положений ч. 6 ст. 71 ФЗ № 79. В настоящее время управление гражданской службой характеризуется отсутствием на федеральном уровне специализированного управленческого органа. И это имеет место несмотря на положения ст. 16 ФЗ № 58 о том, что система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. В действительности, на федеральном уровне дело с управлением государственной службой обстоит следующим образом. При Президенте Российской Федерации действует Комиссия по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 126 [28]. Комиссия готовит Президенту Российской Федерации предложения по совершенствованию правового и организационного обеспечения государственной службы, рассматривает предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе, проводит анализ практики применения законодательства о государственной службе и др. Органом управления государственной службой эта комиссия не является. Нельзя считать федеральным органом управления государственной службой и Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, Положение о котором утверждено Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1382 [29]. Управление подготавливает Президенту Российской Федерации предложения по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в государственных органах, муниципальных органах, организациях, реформированию и развитию государственной и муниципальной службы. Отдельные управленческие полномочия в сфере гражданской службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Так, согласно ст. 45 ФЗ № 79 Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и условия возмещения расходов, связанных с пе-
реездом федерального гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (ст. 52 ФЗ № 79). Правительство Российской Федерации также устанавливает порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения, обеспечения их служебными помещениями (ст. 52 ФЗ № 79). Правительство Российской Федерации утверждает государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих (ст. 63 ФЗ № 79).
Непосредственную управленческую деятельность в области государственной гражданской службы на сегодняшний день осуществляет Минтруд России. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610 [30], Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы. В составе Министерства этими вопросами непосредственно занимается Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции. Из актов Минтруда по вопросам гражданской службы следует упомянуть приказы Минтруда России от 29 марта 2019 года № 195н «Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения» [31] и от 5 июня 2019 года № 178н «Об утверждении перечня приоритетных направлений профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих на 2019-2020 годы» [32]. Однако вызывает сомнение возможность регламентации государственной гражданской службы актами Минтруда России как исполнительного органа, как в силу иерархии органов власти, так и в силу принципа разделения властей [33, с. 559].
В субъектах Российской Федерации управление гражданской службой находится в ведении консультативных (совеща-
тельных) органов при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации, аппарат высших должностных лиц, и в некоторых случаях - специальных органов по управлению государственной службой. Приведем некоторые примеры. Указом Президента Республики Татарстан от 12 июня 2014 года № УП-569 [34] образован Совет по кадровой политике при Президенте Республики и утверждено Положение об этом Совете. В Республике Северная Осетия -Алания в качестве самостоятельного подразделения Администрации Главы Республики и Правительства Республики действует управление по кадровой политике и государственной гражданской службе. Положение об этом Управлении утверждено Указам Главы Республики от 5 марта 2019 года № 57 [35]. Аналогичная ситуация имеет место в Свердловской области. Указом Губернатора Свердловской области от 27 августа 2019 года № 423-УГ утверждены Положение об Аппарате Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области и Положение о Департаменте государственной службы, кадров и наград Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области [36]. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре управление гражданской службой возложено на Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики, Положение о котором утверждено постановлением Губернатора Автономного округа от 23 января 2014 года № 8 [37], а в Ярославской области - на Управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, Положение о котором утверждено Распоряжением Губернатора области от 28 июня 2018 года № 241-р [38].
Управление муниципальной службой в виде координации осуществляется теми же органами, что и управление государственной гражданской службой, то есть. Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Минтрудом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Непосредственное же управление муниципальной службой осуществляется представительными органами местного самоуправления, главами муниципальных образований, местными администрациями. Что касается специальных управленческих
органов, то они следующие. В администрации Симферопольского района Республики Крым это отдел кадровой политики и муниципальной службы, в администрации муниципального образования Город Ноябрьск - отдел муниципальной службы и кадровой работы, в администрации города Екатеринбурга - Департамент кадровой политики и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
2. Старилов Ю. Н. Служебное право: учебник. М.: Бек, 1996.
3. Чаннов С. Е., Пресняков М. В. Служебное право: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019.
4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
6. Государственная служба и государственные служащие во Франции. М.: Посольство Франции в России, 1996.
7. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право: Учебник. М.: Дашков и К, 2003.
8. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: КНОРУС, 2007.
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27июля 2004 г. N 79-ФЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.10.2019).
10. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
11. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2
марта 2007 года № 25-ФЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
12. Об утверждении структуры Администрации города Екатеринбурга: решение Екатеринбургской городской Думы от 17 февраля 2009 года № 14/72 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2019).
13. Об утверждении структуры администрации Симферопольского района Республики Крым: решение Симферопольского районного совета Республики Крым от 29 декабря 2015 г. N 418 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.10.2019).
14. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Юринформцентр, 1995.
15. О Реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы и отдельных вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Калужской области: Закон Калужской области от 27 декабря 2006 года № 276-ОЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2019).
16. О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 97-оз [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2019).
17. О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области: Закон Иркутской области от 15 октября 2007 года № 89-оз [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
18. О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Костромской области: Закон Костромской области от 24 апреля 2008 года № 305-4-ЗКО [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
19. О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 11 июня 2008 года № 233-ОЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
20. Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 113 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
21. Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы высшей группы должностей: Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2019 года № 396 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.10.2019).
22. Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2019 года № 1000 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.10.2019).
23. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Краснодарского края государственным гражданским служащим Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 16 июля 2010 года № 2001-КЗ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 24.10.2019).
24. Об установлении соответствия классных чинов государственной граждан-
ской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и классных чинов муниципальных служащих: Постановление Губернатора ХМАО-Югры от 8 июня 2009 года № 84 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения 23.10.2019).
25. Об утверждении порядка организации работы по присвоению классных чинов муниципальной службы муниципальным служащим городского округа «Город Белгород»: решение Совета депутатов города Белгорода от 25 февраля 2016 года № 335 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.10.2019).
26. Об утверждении Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим: постановление Главы Чистопольского муниципального района от 8 мая 2015 года № 4 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
27. О классных чинах муниципальной службы: постановление Мэрии города Ярославля от 3 сентября 2014 года № 2195 [электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
28. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров: Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 126 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.10.2019).
29. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров: Указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1382 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
30. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610 [электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.10.2019).
31. Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения: приказ Минтруда России от 29 марта 2019 года № 195н [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
32. Об утверждении перечня приоритетных направлений профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих на 2019-2020 годы: приказ Минтруда России от 5 июня 2019 года № 178н [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2019).
33. Гусев А. В. Государственная служба Российской Федерации. Юридический словарь - справочник. Екатеринбург: УрАГС, 2001.
34. О Совете по вопросам кадровой политики при Президенте Республики Татарстан: Указ Президента РТ от 12 июня 2014 года N УП-569 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.10.2019).
35. Об утверждении Положения об Управлении Главы Республики Северная Осетия-Алания по кадровой политике и государственной гражданской службе: Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2019 года N 57 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.10.2019).
36. Об утверждении Регламента Правительства Свердловской области, Положения об Аппарате Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области и положений об отдельных структурных подразделениях Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 27августа 2019 г. N 423-УГ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.10.2019).
37. О Департаменте государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа -Югры: Постановление Губернатора ХМАО -Югры от 23 января 2014 года N 8 [элек-
тронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.10.2019).
38. Об утверждении Положения об управлении государственной службы и кадровой политики Правительства области:
Распоряжение Губернатора Ярославской области от 28 июня 2018 года N 241-р [электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.10.2019).
ISSUES OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE STATE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MUNICIPAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: A COMPARATIVE LEGAL ASPECT AS AN "IDEA" OF THE MODERN STATE
(PART ONE)
R. S. Garipov V. Sh. Shaykhatdinov
Russian Presidential Academy of National Ural State Law University,
Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia
Ekaterinburg, Russia
ABSTRACT:
Subject: views of scientists and legal norms on the organizational structure of the state civil service of the Russian Federation and municipal service in the Russian Federation.
The aim of the work is to identify the types of legal relations in the sphere of state and municipal service and their content, to determine the organizational structure of the civil service and municipal service.
Methods and methodology: general scientific methods (system analysis, General legal synthesis, system modeling), special scientific methods (comparative law, formal legal, method of law interpretation).
Research result. The paper reveals that the organizational structure of the state and municipal service is associated with the classification of public service into types and levels, these types and levels are identified. Special attention is given to the system of civil and municipal service positiond, the class ranks system, the structure and staff of the state and municipal bodies, the state and municipal service management bodies. A comparative analysis of organizational structures of public service of some far and near abroad countries is carried out. Proposals to improve the Russian legislation on state and municipal service, to improve the structure of state and municipal bodies are justified. Scientific novelty. Scientific novelty consists in the analysis of normative legal acts and scientific literature on the organizational structure of the state civil service of the Russian Federation and municipal service in the Russian Federation. Previously, these issues have not been comprehensive studied.
KEYWORDS:
state civil service, municipal service, organizational structure of the state civil and municipal service, civil service positions, municipal service positions, class ranks of civil servants, class ranks of municipal employees.
AUTHOR'S INFORMATION:
Rafik S. Garipov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 66, 8 March str., Ekaterinburg, Russia, 620144, [email protected].
Vladimir Sh. Shaykhatdinov, Dr. Sci. (Law), Professor, Ural State Law University 21, Komsomolskaya str., Ekaterinburg, Russia, 620137, [email protected].
FOR CITATION: Garipov R. S., Shaikhatdinov V. Sh. Issues of organizational structure of the state civil service of the Russian Federation and the municipal service in the Russian Federation: a comparative
legal aspect as an «idea» of the modern state (part one) // Municipality: Economics and Management. 2019. №4 (29). P. 77—94.
REFERENCES
1. On the general principles of local government organization in the Russian Federation: Federal Law of 06.10.2003 № 131-FZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 goda № 131-FZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
2. Starilov Yu. N. Office law: course book. M.: Bek, 1996. [Starilov Yu.N. Sluzhebnoe pravo: uchebnik. M.: Bek, 1996.] - (In Rus.)
3. Channov S. E., Presnyakov M. V. Office law: course book and tutorial. M .: Yurait, 2019. [Channov S.E., Presnyakov M.V. Sluzhebnoe pravo: uchebnik i praktikum. M.: Yurayt, 2019] - (In Rus.)
4. Bahrakh D. N., Rossinsky B. V., Starilov Yu. N. Administrative law: course book for universities. M .: Norma, 2004. [Bakhrakh D. N., Rossinskiy B. V., Starilov Yu. N. Administra-tivnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. M.: Norma, 2004] - (In Rus.)
5. On the civil service system of the Russian Federation: Federal Law of 27.05.2003 № 58-FZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 27 maya 2003 goda № 58-FZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
6. Public service and civil servants in France. M .: Embassy of France in Russia, 1996. [Gosudarstvennaya sluzhba i gosudarstvennye sluzhashchie vo Frantsii. M.: Posol'stvo Frantsii v Rossii, 1996] - (In Rus.)
7. Gabrichidze B. N., Chernyavsky A. G. Business Law: Textbook. M .: Dashkov and K., 2003. [Gabrichidze B. N., Chernyavskiy A. G. Sluzhebnoe pravo: Uchebnik. M.: Dashkov i K, 2003] - (In Rus.)
8. Grazhdan V. D. State civil service: textbook. M .: KNORUS, 2007. [Grazhdan V. D.
Gosudarstvennaya grazhdanskaya sluzhba: uchebnik. M.: KNORUS, 2007] - (In Rus.)
9. On the state civil service of the Russian Federation: Federal Law of 27.07.2004 № 79-FZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 18.10.2019). [O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 27iyulya 2004 g. N 79-FZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 18.10.2019)] - (In Rus.)
10. On the Register of Posts of the Federal State Civil Service: Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2005 № 1574 [e-resource] // ATP ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [O Reestre dolzhnostey federal'noy gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2005 goda № 1574 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
11. On the municipal service in the Russian Federation: Federal Law of 02.03.2007 № 25-FZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [O munitsipal'noy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 2 marta 2007 goda № 25-FZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
12. On approval of the structure of the Administration of the city of Ekaterinburg: decision of the Ekaterinburg City Council of 17.02.2009 № 14/72 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 21.10.2019). [Ob utverzhdenii struktury Administratsii goroda Ekaterinburga: reshenie Ekaterinburgskoy gorodskoy Dumy ot 17 fevralya 2009 goda № 14/72 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 21.10.2019)] - (In Rus.)
13. On approval of the administration structure of the Simferopol district of the Republic of Crimea: decision of the Simferopol district council of the Republic of Crimea dated 29.12.2015 № 418 [electronic resource] // RLS
ConsultantPlus. URL:
http://www.consultant.ru (date of access 25.10.2019). [Ob utverzhdenii struktury administratsii Simferopol'skogo rayona Respubliki Krym: reshenie Simferopol'skogo rayonnogo soveta Respubliki Krym ot 29 dekabrya 2015 g. N 418 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 25.10.2019)] - (In Rus.)
14. Tikhomirov M.Yu. Legal Encyclopedia. M .: Yurinformtsentr, 1995. [Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya. M.: Yurinformtsentr, 1995] - (In Rus.)
15. On the Register of municipal posts and municipal posts of the municipal service and certain issues of regulation of remuneration of persons holding municipal posts in the Kaluga Region: Law of the Kaluga Region dated 27.12.2006 № 276-OZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 21.10.2019). [O Reestre munitsipal'nykh dolzhnostey i munitsipal'nykh dolzhnostey munitsipal'noy sluzhby i otdel'nykh voprosakh regulirovaniya oplaty truda lits, zameshchayushchikh munitsipal'nye dolzhnosti v Kaluzhskoy oblasti: Zakon Kaluzhskoy oblasti ot 27 dekabrya 2006 goda № 276-OZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 21.10.2019)] - (In Rus.)
16. On the Register of municipal service posts in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: Law of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra dated 20.07.2007 № 97-oz [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 21.10.2019). [O Reestre dolzhnostey munitsipal'noy sluzhby v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugry: Zakon Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry ot 20 iyulya 2007 goda № 97-oz [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 21.10.2019)] - (In Rus.)
17. About the Register of municipal service posts in the Irkutsk region and the ratio of municipal service posts and positions of the state civil service of the Irkutsk region: Law of the Irkutsk region of 15.10.2007 № 89-oz [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [O Reestre dolzhnostey
munitsipal'noy sluzhby v Irkutskoy oblasti i sootnoshenii dolzhnostey munitsipal'noy sluzhby i dolzhnostey gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Irkutskoy oblasti: Zakon Irkutskoy oblasti ot 15 oktyabrya 2007 goda № 89-oz [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL:
http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
18. On the ratio of municipal service posts and public civil service posts in the Kostroma Region: Law of the Kostroma Region dated 24.04.2008 № 305-4-ZKO [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [O sootnoshenii dolzhnostey munitsipal'noy sluzhby i dolzhnostey gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Kostromskoy oblasti: Zakon Kostromskoy oblasti ot 24 aprelya 2008 goda № 305-4-ZKO [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
19. On the ratio of municipal service posts and positions of the state civil service of the Novosibirsk Region: Law of the Novosibirsk Region dated 11.06.2008 № 233-OZ [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [O sootnoshenii dolzhnostey munitsipal'noy sluzhby i dolzhnostey gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Novosibirskoy oblasti: Zakon Novosibirskoy oblasti ot 11 iyunya 2008 goda № 233-OZ [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
20. Regulations on the procedure for the appropriation and preservation of class ranks of the state civil service of the Russian Federation by federal state civil servants: Decree of the President of the Russian Federation of 01.02.2005 № 113 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [Polozhenie o poryadke prisvoeniya i sokhraneniya klassnykh chinov gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii federal'nym gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 fevralya 2005 goda № 113 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
21. On the approval of the table of compliance of class ranks of the state civil service of the Russian Federation with the posts of the federal state civil service of the highest group of posts: Decree of the President of the Russian Federation of 23.08.2019 № 396 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 25.10.2019). [Ob utverzhdenii tablitsy sootvetstviya klassnykh chinov gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii dolzhnostyam federal'noy gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby vysshey gruppy dolzhnostey: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 23 avgusta 2019 goda № 396 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 25.10.2019)] - (In Rus.)
22. On approval of the table of conformity of class ranks of the state civil service of the Russian Federation to the posts of the federal state civil service of the main, leading, senior and junior groups of posts in federal executive bodies: Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.08.2019 № 1000 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 25.10.2019). [Ob utverzhdenii tablitsy sootvetstviya klassnykh chinov gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii dolzhnostyam federal'noy gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby glavnoy, vedushchey, starshey i mladshey grupp dolzhnostey v federal'nykh organakh ispolnitel'noy vlasti: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 avgusta 2019 goda № 1000 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 25.10.2019)] - (In Rus.)
23. On the procedure for the assignment and preservation of class ranks of the state civil service of the Krasnodar Territory to state civil servants of the Krasnodar Territory: Law of the Krasnodar Territory of 16.06.2010 № 2001-KZ [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 24.10.2019). [O poryadke prisvoeniya i sokhraneniya klassnykh chinov gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Krasnodarskogo kraya gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim Krasnodarskogo kraya: Zakon Krasnodarskogo kraya ot 16 iyulya 2010 goda № 2001-KZ [elektronnyy
resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 24.10.2019)] - (In Rus.)
24. On the establishment of conformity of class ranks of the state civil service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and class ranks of municipal servants: Resolution of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra of 08.06.2009 № 84 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 23.10.2019). [Ob ustanovlenii sootvetstviya klassnykh chinov gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry i klassnykh chinov munitsipal'nykh sluzhashchikh: Postanovlenie Gubernatora KhMAO-Yugry ot 8 iyunya 2009 goda № 84 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 23.10.2019)] - (In Rus.)
25. On approval of the organization of work on assigning class ranks of the municipal service to municipal employees of the Belgorod City urban district: Decision of the Council of Deputies of the city of Belgorod dated 25.02.2016 № 335 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 23.10.2019). [Ob utverzhdenii poryadka organizatsii raboty po prisvoeniyu klassnykh chinov munitsipal'noy sluzhby munitsipal'nym sluzhashchim gorodskogo okruga «Gorod Belgorod»: reshenie Soveta deputatov goroda Belgoroda ot 25 fevralya 2016 goda № 335 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 23.10.2019)] - (In Rus.)
26. On approval of the Regulation on the procedure for the appropriation and preservation of class ranks by municipal employees: Resolution of the Head of the Chistopol municipal district of 08.05.2015 № 4 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke prisvoeniya i sokhraneniya klassnykh chinov munitsipal'nym sluzhashchim: postanovlenie Glavy Chistopol'skogo munitsipal'nogo rayona ot 8 maya 2015 goda № 4 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
27. On the class ranks of the municipal service: Resolution of the City Hall of Yaroslavl
dated 03.09.2014 № 2195 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL:
http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [O klassnykh chinakh munitsipal'noy sluzhby: postanovlenie Merii goroda Yaroslavlya ot 3 sentyabrya 2014 goda № 2195 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL:
http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
28. About the Commission under the President of the Russian Federation on public service and the reserve of managerial personnel: Decree of the President of the Russian Federation of 09.02.2013 № 126 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 23.10.2019). [O Komissii pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po voprosam gosudarstvennoy sluzhby i rezerva upravlencheskikh kadrov: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 fevralya 2013 goda № 126 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 23.10.2019)] - (In Rus.)
29. On approval of the Regulation on the Office of the President of the Russian Federation on public service and personnel: Decree of the President of the Russian Federation of 04.12.2009 № 1382 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 20.10.2019). [Ob utverzhdenii Polozheniya ob Upravlenii Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam gosudarstvennoy sluzhby i kadrov: Ukaz Prezidenta RF ot 4 dekabrya 2009 g. N 1382 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.10.2019)] - (In Rus.)
30. Regulation on the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of 19.06.2012 № 610 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 25.10.2019). [Polozhenie o Ministerstve truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 19 iyunya 2012 goda № 610 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 25.10.2019)] - (In Rus.)
31. On approval of the form of the plan for the rotation of federal state civil servants and
the procedure for its approval: Order of the Ministry of Labor of Russia dated 29.03.2019 № 195n [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [Ob utverzhdenii formy plana provedeniya rotatsii federal'nykh
gosudarstvennykh grazhdanskikh
sluzhashchikh i poryadka ego utverzhdeniya: prikaz Mintruda Rossii ot 29 marta 2019 goda № 195n [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL:
http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
32. On approval of the list of priority areas for the professional development of federal state civil servants for 2019-2020: Order of the Ministry of Labor of Russia dated 05.06.2019 № 178n [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 17.10.2019). [Ob utverzhdenii perechnya prioritetnykh napravleniy professional'nogo razvitiya federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh na 2019-2020 gody: prikaz Mintruda Rossii ot 5 iyunya 2019 goda № 178n [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2019)] - (In Rus.)
33. Gusev A. V. State service of the Russian Federation. Law dictionary - reference book. Ekaterinburg: UAPA, 2001. [Gusev A. V. Gosudarstvennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii. Yuridicheskiy slovar' - spravochnik. Ekaterinburg: UrAGS, 2001] - (In Rus.)
34. About the Council on personnel policy under the President of the Republic of Tatarstan: Decree of the President of the Republic of Tatarstan dated 12.06.2014 № UP-569 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 15.10.2019). [O Sovete po voprosam kadrovoy politiki pri Prezidente Respubliki Tatarstan: Ukaz Prezidenta RT ot 12 iyunya 2014 goda N UP-569 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 15.10.2019)] - (In Rus.)
35. On approval of the Regulation on the Office of the Head of the Republic of North Os-setia-Alania on personnel policy and state civil service: Decree of the Head of the Republic of North Ossetia-Alania on 05.03.2019 № 57 [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 27.10.2019). [Ob utverzhdenii Polozheniya ob
Upravlenii Glavy Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya po kadrovoy politike i gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe: Ukaz Glavy Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 5 marta 2019 goda N 57 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 27.10.2019)] - (In Rus.)
36. On approval of the Regulation of the Government of the Sverdlovsk Region, the Regulation on the Office of the Governor of the Sverdlovsk Region and the Government of the Sverdlovsk Region and the regulations on individual structural units of the Office of the Governor of the Sverdlovsk Region and the Government of the Sverdlovsk Region: Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region of 27.08.2019 N 423-UG [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL:
http://www.consultant.ru (date of access 28.10.2019). [Ob utverzhdenii Reglamenta Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti, Polozheniya ob Apparate Gubernatora Sverdlovskoy oblasti i Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti i polozheniy ob otdel'nykh strukturnykh podrazdeleniyakh Apparata Gubernatora Sverdlovskoy oblasti i Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti: Ukaz Gubernatora Sverdlovskoy oblasti ot 27avgusta 2019 g. N 423-UG [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL:
http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 28.10.2019)] - (In Rus.)
37. About the Department of State Civil Service and Personnel Policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: Resolution of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of 23.01.2014 № 8 [e-resource] || RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 26.10.2019). [O Departamente gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby i kadrovoy politiki Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry: Postanovlenie Gubernatora KhMAO - Yugry ot 23 yanvarya 2014 goda N 8 [elektronnyy resurs] || SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.10.2019)] - (In Rus.)
38. On approval of the Regulation on the management of public service and personnel policy of the Government of the region: Order of the Governor of the Yaroslavl Region of 28.06.2018 № 241-r [e-resource] || RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru (date of access 26.10.2019). [Ob utverzhdenii Polozheniya ob upravlenii gosudarstvennoy sluzhby i kadrovoy politiki Pravitel'stva oblasti: Rasporyazhenie Gubernatora Yaroslavskoy oblasti ot 28 iyunya 2018 goda N 241-r [elektronnyy resurs] || SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.10.2019)] - (In Rus.)