Научная статья на тему 'Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе'

Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович, Демирова Лейла Имиралиевна, Гасанова Диана Имиралиевна

Целью статьи является обобщение нормативных и теоретических основ молодежной политики вуза, а также предложение опыта по организации инновационной деятельности вуза и развития самой молодежи. Методы. Анализ нормативно-правовых документов по молодежной политике, передовой педагогический опыт, опытная педагогическая работа, комплексные методики. Результат. Пройдя начальный путь в науке, поработав индивидуально или в коллективе над определенной проблемой, и получив конкретные научно-исследовательские результаты, студенты, аспиранты и молодые ученые готовы к следующему шагу к своему становлению в части определения и развития прикладных аспектов научной разработки. Вывод. Концепция молодежной инновационной политики направлена на определение содержания деятельности вуза по разработке и реализации молодежной инновационной политики, формирование условий для реализации интеллектуального, экономического и социального потенциала молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович, Демирова Лейла Имиралиевна, Гасанова Диана Имиралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-40-44

Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе

@ 2018 Алиханов З. И., Демирова Л. И., Гасанова Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является обобщение нормативных и теоретических основ молодежной политики вуза, а также предложение опыта по организации инновационной деятельности вуза и развития самой молодежи. Методы. Анализ нормативно-правовых документов по молодежной политике, передовой педагогический опыт, опытная педагогическая работа, комплексные методики. Результат. Пройдя начальный путь в науке, поработав индивидуально или в коллективе над определенной проблемой, и получив конкретные научно-исследовательские результаты, студенты, аспиранты и молодые ученые готовы к следующему шагу - к своему становлению в части определения и развития прикладных аспектов научной разработки. Вывод. Концепция молодежной инновационной политики направлена на определение содержания деятельности вуза по разработке и реализации молодежной инновационной политики, формирование условий для реализации интеллектуального, экономического и социального потенциала молодого поколения.

Ключевые слова: инновации, молодежь, потенциал, научно-исследовательская деятельность.

Формат цитирования: Алиханов З. И., Демирова Л. И., Гасанова Д. И. Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 40-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-40-44

The Youth Policy Issues of the University

at the Present Stage

@ 2018 Zakir I. Alikhanov, Leila I. Demirova, Diana I. Gasanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is summarizing the normative and theoretical foundations of the youth policy at the university, as well as sharing the experience in organizing the university innovative activities and the youth development. Methods. In the process of studying the materials for the article the authors analyzed the statutory and regulatory documents in the youth policy, generalized the best pedagogical experience, did the experimental pedagogical work and used the complex methods. Result. Having passed the initial path in the science, worked individually or in a team on the specific problem, and received specific research results, students, graduate students, postgraduates and young scientists are ready for the next step, their becoming in terms of defining and generating the applied aspects of the scientific development. Conclusion. The concept of youth innovation policy is aimed at determining the content of the university's activities in developing and implementing of youth innovation policy, forming the conditions for realizing the younger generation intellectual, economic and social potential.

Keywords: innovations, youth, potential, scientific research activity.

For citation: Alikhanov Z. I., Demirova L. I., Gasanova D. I. The Youth Policy Issues of the University at the Present Stage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 40-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-40-44

Введение

Молодежная инновационная политика вуза - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется вуз в отношении научно-исследовательской и инновационной деятельности молодежи, а также сама деятельность вуза в отношении привлечения молодежи к научным исследованиям и предпринимательству.

Цель - обобщение нормативных и теоретических основ молодежной политики вуза.

Целями молодежной инновационной политики являются:

- создание экономических, организационных и нормативно-методических механизмов повышения творческой активности молодежи в научно-технической сфере, способствующей повышению качества образования, профессиональной подготовке, трудоустройству и адаптации к условиям рыночной экономики;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах развития вуза и развития самой молодежи.

Принципы молодежной

инновационной политики:

- признание необходимости участия молодежи в научно-исследовательской и инновационной деятельности как важнейшего элемента системы подготовки кадров, имеющего стратегическое значение для повышения эффективности работы вуза;

- привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации направлений молодежной инновационной политики вуза.

Молодежная инновационная политика призвана обеспечить:

- стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие научно-педагогических школ, воспитание у молодежи бережного отношения к традициям высшего образования и науки;

- становление профессионально компетентных граждан, обладающих необходимыми знаниями и умениями, способных к самостоятельной научно-исследовательской и инновационной деятельности, использующих творческие возможности в условиях рыночной экономической системы;

- становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда;

- разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации, умение отстаивать свои права;

- формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры деловых отношений.

Методы исследования для обучения Концепция молодежной инновационной политики направлена на определение содержания деятельности вуза по разработке и реализации молодежной инновационной политики, формирование условий для реализации

интеллектуального, экономического и социального потенциала молодого поколения. Реализация Концепции молодежной инновационной политики предполагает:

- объединение усилий и координацию действий учебных, научных и вспомогательных подразделений вуза, направленных на выработку единых подходов к формированию молодежной инновационной политики с целью развития инновационной компетентности и социально-экономического потенциала молодежи;

- разработку программ действий по достижению конкретных результатов в рамках основных задач Концепции, включающих сроки реализации, исполнителей и др.;

- обеспечение учета задач молодежной инновационной политики в разрабатываемых планах и программах развития вуза;

- определение источников финансирования реализации основных положений

Концепции молодежной

инновационной политики, с учетом возможностей использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных

внебюджетных средств.

Основными направлениями

реализации молодежной инновационной политики являются:

- создание и развитие инфраструктуры научно-исследовательской и инновационной деятельности молодежи;

- создание коллегиальных органов управления, отвечающих за реализацию основных положений концепции;

- создание механизма отбора и поддержки идей и проектов в области молодежной политики;

- поддержка студентов, аспирантов и молодых ученых через проведение комплекса мероприятий, дающих возможности самореализации молодому ученому, способствующих первому вхождению в научную среду, организация и проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей в области научной и профессиональной деятельности [1];

- организация и проведение конкурсов инновационных проектов, поддержка молодежного предпринимательства;

- установление грантов, премий и стипендий для талантливой молодежи;

- формирование специальных фондов для поддержки молодых талантов;

- создание информационных баз данных по молодежной проблематике;

- обучение молодежи основам коммерциализации и бизнес-планированию;

- создание системы кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;

- создание и развитие деятельности специализированных подразделений, предоставляющих услуги по занятости молодежи, информацию о свободных рабочих местах;

- разработка научно-методического обеспечения молодежной инновационной политики вуза;

- трудоустройство и занятость молодежи в летний период;

- организация обучения и стажировки за рубежом молодых специалистов;

- поддержка издания в средствах массовой информации материалов, освещающих пути реализации молодежной инновационной политики и решения проблем молодежи;

- создание системы маркетинга молодежной инновационной политики в вузе

Приоритетными направлениями

реализации молодежной инновационной политики в вузе являются:

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности молодежи;

- организация и проведение конкурсов инновационных проектов молодых ученых, аспирантов и студентов, поддержка молодежного предпринимательства.

Молодежная инновационная

политика, реализуемая в вузе, должна осуществляться путем координации деятельности всех подразделений, занимающихся проблемами молодежи.

Предложения о реализации государственной молодежной политики, вносимые студентами, аспирантами, стажерами и молодыми учеными вуза в учебные, научные и инновационные подразделения, привлекающие молодежь к научно-исследовательской и

инновационной деятельности,

рассматриваются указанными

подразделениями в соответствии с их полномочиями и в порядке, которые определены положениями об этих подразделениях и уставом вуза.

Система контроля за осуществлением молодежной инновационной политики призвана осуществлять мониторинг ее реализации и способствовать выполнению мероприятий молодежной инновационной политики, в том числе своевременно обнаруживать отклонения от поставленных целей, путей и сроков, выявлять их причины и вырабатывать варианты исправления ситуации. Система контроля предусматривает:

- принятие системы единых критериев и индикаторов оценки состояния привлечения молодежи к научно-исследовательской и инновационной деятельности и эффективности проводимой молодежной инновационной политики;

- утверждение унифицированных требований и нормативов для разработки целевых молодежных программ, конкурсов и проектов;

- определение перечня, форм и периодичности различных отчетов;

- регламентацию расходования средств на финансирование мероприятий молодежной инновационной политики;

- оценку эффективности затрат на реализацию молодежной инновационной политики;

- принятие положений и утверждение функциональных обязанностей

работников в структурных подразделениях, отвечающих за реализацию молодежной политики.

Результаты и обсуждение

Реализация в вузе задач инновационной политики, связанных с организацией и проведением конкурсов научно-исследовательских работ (НИР) и инновационных проектов, предполагает создание комплексной типовой модели организации целевых конкурсов НИР. Комплексность подхода заключается в последовательном проведении конкурсных мероприятий различного уровня, в зависимости от степени подготовленности молодых людей (студентов, аспирантов, молодых ученых) и от этапа инновационного цикла, на котором находятся научно-исследовательские

разработки.

На первом уровне в конкурсах НИР могут принимать участие все студенты, аспиранты и молодые ученые (категории участников определяются условиями конкретных конкурсов). Это могут быть, например, конкурсы научных достижений, конкурсы на лучшую исследовательскую научную работу. По результатам таких конкурсов студентам и аспирантам вручаются грамоты, дипломы, ценные подарки, часто применяются разовые денежные поощрения как из средств вуза, так и различных спонсоров. Для успевающих студентов и аспирантов возможно установление повышенных стипендий на определенный срок. Другой разновидностью конкурсов первого уровня являются конкурсы научных проектов, которые предполагают финансирование в форме НИР. Источником финансов, как правило, выступает Рособразование (для аспирантов, докторантов и молодых кандидатов наук), региональные органы исполнительной власти, различные фонды, а также может быть сам вуз, например, из средств, выделяемых на фундаментальные исследования по заданиям Рособразования (по тематическому плану НИР) и из внебюджетных средств.

Принимая участие в научно-исследовательской деятельности, молодые люди постигают основы научного творчества, овладевают навыками работы в коллективе, учатся самостоятельно ставить и решать сложные научно-исследовательские проблемы, получают первые конкретные результаты.

Пройдя начальный путь в науке, поработав индивидуально или в коллективе над определенной проблемой и, получив конкретные научно-исследовательские результаты, студенты, аспиранты и молодые ученые становятся готовы к следующему шагу, к своему становлению в части определения и развития прикладных аспектов научной разработки.

Большую помощь на этом пути могут оказать мероприятия второго уровня: конкурсы инновационных проектов. Примерами таких конкурсов могут быть: конкурс «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, различные Всероссийские, региональные и вузовские молодежные конкурсы инновационных проектов. Важнейшими и

принципиальными особенностями второго уровня являются:

- финансирование победителей в форме НИР с целью достижения научно-исследовательских результатов, имеющих конкурентоспособные характеристики на рыке научной продукции;

- обучение участников основам инновационного предпринимательства, включая экономику малого предприятия, бизнес-планирование, маркетинг, управление интеллектуальной собственностью, менеджмент и управление качеством.

Третий уровень конкурсов предназначен для тех, чьи научные разработки имеют реальные шансы стать коммерческим продуктом. Их победители получают финансирование как для продолжения научных исследований, так и для опытно-конструкторских и технологических работ. На этом этапе разрабатываются макеты и опытные образцы, проводятся патентные исследования и осуществляется передача технологий и интеллектуальной собственности. Интересно, что на этом этапе тоже требуется подготовка кадров, так как внедряться и производиться научная продукция может на предприятии, для которого эти специалисты нужны, так и в вузах при инновационных малых предприятиях.

Заключение

Таким образом, комплексная система подготовки кадров и обеспечения инновационного цикла научно-исследовательской продукции должна начинаться с молодежной инновационной политики вуза.

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

Литература

1. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 146-151.

2. Евдокимова Е. Проектная модель гражданственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С. 6-8.

3. Законодательство России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russia.bestpravo.ru/

dagest/data02/tex12091.htm (дата обращения: 07.08.2018 г.).

4. Информационно правовой портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/

ргс^иС5^ро/рптеД1ос/99483/ (дата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращения: 07.08.2018 г.).

5. Казаева Е. Гражданственность как интегративное качество личности. // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 10-12.

6. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 3-5.

7. Кирилина М. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С. 20-26.

8. Комратова Н. О., Грибова А. О. О гражданственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 10-18.

9. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданственном становлении личности // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 6-11.

10. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: 1пИрУ/минобрнауки.рф/новости/4627 (дата обращения: 07.08.2018 г.).

References

1. Gasanova D. I. Reflexive technologies of cognitive activity formation at different age stages. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2014. No. 5. Pp. 146-151. (In Russian)

2. Evdokimova E. Project model of preschool children's civic education. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education]. 2005. No. 5. Pp. 6-8. (In Russian)

3. Russian legislation [Electronic resource]. Mode of access: http://russia.bestpravo.ru/dagest/data02/tex1209 1.htm (accessed: 07.08.2018)

4. Information legal portal [Electronic resource]. Mode of access: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/99483/ (accessed: 07.08.2018)

5. Kazaeva E. Citizenship as an integrative personal quality. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education]. 2005. No. 10. Pp. 10-12. (In Russian)

6. Kapustina Z. Ya. Civic education in the conditions of changing Russia. Pedagogika [Pedagogy]. 2003. No. 9. Pp. 3-5. (In Russian)

7. Kirilina M. Patriotic education. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education]. 2005. No. 5. Pp. 20-26. (In Russian)

8. Komratova N. O., Gribova A. O. The preschool children's civic education. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education]. 2005. No. 10. Pp. 10-18. (In Russian)

9. Mazykina N. Innovative approaches in patriotic education and civic formation of personality. Vospitaniye shkol'nikov [Schoolchildren's Education]. 2002. No. 6. Pp. 611. (In Russian)

10. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Electronic resource]. Mode of access:

http://muho6phaykm.p$/ hoboctu/4627

(accessed: 07.08.2018)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиханов Закир Ибадулахович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,

Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Демирова Лейла Имиралиевна, старший преподаватель, межфакультетская кафедра иностранных языков и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе и информатизации, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Zakir I. Alikhanov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Leila I. Demirova, senior lecturer, inter-faculty chair of Foreign Languages and Teaching Methods, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, deputy of the dean of Science Work and Informational Support, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 19.11.2018 г.

Received 19.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.