Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гаджимурадов Мадрид Абдуллаевич,
кандидат физико-математических наук, профессор кафедры алгебры и геометрии, факультет физики, математики и информатики (ФФМиИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: algebr2014 @yandex.ru
Магомедов Хаджимурад Магомедович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: algebr2014 @yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.04.2016 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Madrid A. Gadzhimuradov, Ph. D. (Physics and Mathematics), professor, the chair of Algebra and Geometry, faculty of Physics, Mathematics and Informatics (FPMI), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: algebra2014 @ yandex.™
Khadzhimurad M. Magomedov, Ph. D.
(Physics and Mathematics), assistant professor, the chair of Algebra and Geometry, FPMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: algebr2014 @yandex.ru
Article was received 15.04.2016.
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378. 147 / UDC 378. 147
Рефлексивный аспект формирования познавательной активности в подготовке будущих педагогов
© 2016 Гасанова Д. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru
Резюме. Автор обосновывает актуальность проблемы научного поиска и создания новых технологий развития познавательной активности с самого раннего детства в свете современных требований информационного общества, излагает свою позицию по отношению к проблеме развития познавательной активности посредством рефлексивных технологий.
Ключевые слова: познавательная активность, рефлексия, рефлексивная технология, субъект, субъективность, рефлексивность мышления.
Формат цитирования: Гасанова Д. И. Рефлексивный аспект формирования познавательной активности в подготовке будущих педагогов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 35-38.
The Reflexive Aspect of Forming the Cognitive Activity
in the Future Teachers' Training
© 2016 Diana I. Gasanova
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru
Abstract. The author proves the relevance of a problem of scientific search and creation of new technologies of the cognitive activity development since the earliest childhood in the light of modern requirements of information society. She states her position in relation to a problem of the cognitive activity development by means of the reflexive technologies.
Keywords: cognitive activity, reflection, reflexive technology, subject, subjectivity, reflexivity of thinking.
For citation: Gasanova D. I. The Reflexive Aspect of Forming the Cognitive Activity in the Future Teachers' Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 35-38. (In Russian)
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016
Рефлексивная деятельность, как любая другая, предполагает ее освоение в процессе специального обучения, так как именно обучение ведет за собой развитие (Л. С. Выготский) [1]. И, хотя освоение профессиональной деятельности актуализирует ряд механизмов продуктивного мышления (интеллектуальной рефлексии), саморегуляции (личностной рефлексии), социальной адаптации (кооперативной рефлексии), межличностного взаимодействия (коммуникативной рефлексии), все же зачастую стихийно включаются рутинные стереотипизированные формы реализации этих механизмов и механизмы психологической защиты, которые в свое время и способствовали формированию неэффективных программ поведения, ставших характерными, т. е. чертами характера. Именно поэтому мы считаем актуальной проблему развития особой личностной рефлексии, которая обеспечивает обнаружение и устранение «ограничителей» личностного и профессионального роста. Вслед за Ю. М. Орловым, С. Н. Морозюк будем называть ее «саногенной». Именно саногенная личностная рефлексия, выступая основным механизмом внутренней обратной связи, обеспечивает эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, переосмысление прежнего личностного опыта, его обогащение новой информацией [4; 5].
К настоящему времени в работах С. Н. Морозюк, В. В. Лысенко исследованы возможности саногенной рефлексия как фактора повышения эффективности учебной деятельности. Недостаточная развитость конструктивной личностной рефлексии является, на взгляд авторов, основной причиной всевозможных нарушений в психоэмоциональных и поведенческих сферах личности [3; 4].
Основным методом усвоения саноген-ного мышления и развития способности к саногенной рефлексии является аутопси-хоанализ эмоций, который осуществляется в процессе специальных заданий, направленных на самопознание собственных эмоций.
В когнитивно-эмотивной технологии С. Н. Морозюк используются методы развития саногенной рефлексии в условиях социально-психологического тренинга. К примеру, широко применяются методы рестимуляции негативных эмоций (вины, стыда, обиды, страха неудачи и т. п.) с целью активизации и объективизации субъектом психологических защит, сопровождающих, как правило, отрицательные пе-
реживания, методы активизации рефлексии (специальные ситуации, метафора, медитативные практики, анализ видеозаписей, специальные упражнения развития навыков саногенной рефлексии) [4].
На наш взгляд, процесс развития сано-генной рефлексии должен отражать функциональную структуру самой рефлексии как особого вида мыслительной деятельности. Отработка способности контролировать генезис эмоции в самом себе происходит на всех уровнях установочной регуляции поведения, которые и положены нами в основу алгоритма развития саногенной рефлексии.
Процесс подготовки специалистов с гуманистической ориентацией, функционирующих в системе «человек-человек», должен включать психолого-педагогические рефлексивные методы, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности, освоить будущую профессию и осуществить личностный рост и развитие обучаемых.
С этой целью в качестве предмета познания для наших испытуемых мы определили саногенную рефлексию. Т. е. наши испытуемые должны были не только узнать рефлексивные механизмы управления своим эмоциональным состоянием, но и научиться ими пользоваться, выработать новые конструктивные автоматизмы мышления.
Познавательная активность в рефлексивном аспекте должна обнаружить себя в желании познавать себя как субъекта деятельности, поведения и отношений.
Таким образом, в качестве зависимых переменных мы определили показатели познавательной активности студентов:
а) степень усвоения содержания обучения, т.е. знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами;
б) прочность усвоения, т. е. «выживаемость» знаний, умений и навыков во время последующего обучения;
в) облегчение учебной деятельности, т. е. снижение неоправданных трудностей учения;
г) уменьшение времени на усвоение содержания, предусмотренного целями обучения;
д) удовлетворенность учащегося учением;
е) улучшение отношения к учению, повышение ответственности, уровня саморегуляции в процессе учения, выработка способности противостоять отвлекающим от учения обстоятельствам.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
В процессе подготовки будущих специалистов, на наш взгляд, задействованы не все резервы учебной деятельности ее субъектов.
В когнитивно-эмотивной технологии (С. Н. Морозюк, Д. И. Гасанова) используются методы развития саногенной рефлексии в условиях социально-психологического тренинга, при которых ведущий тренер стимулирует активность участников тренинга различными методами и приемами [2; 4].
В нашем исследовании апробировалась более сложная для освоения форма развития саногенной рефлексии. Мы предложили студентам путь отработки навыков саногенного мышления и саногенной рефлексии в их самостоятельной работе.
С точки зрения самого обучающегося самостоятельная работа означает, прежде всего, то, что она должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятий учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.
Мы поставили перед собой задачу организовать так самостоятельную работу студентов, чтобы, сохранив все ее положительные моменты как активности субъекта (самостоятельное определение времени занятий: когда начинать и завершать, сколько работать, самостоятельное определение объема изучаемого материала и т. д.), нивелировать отрицательные момен-
ты этой самостоятельности (отсутствие обратной связи, супервизии, когда нет эффекта подтверждения успешности, отсутствие жесткого плана с ограниченными сроками, ослабляющего мотивацию достижения успеха).
В нашем исследовании мы решаем эту задачу, добавив составляющие организованной учебной деятельности в самостоятельную работу студентов через систему компьютерной дистанционной поддержки.
В качестве средства, помогающего освоению аутопсихоанализа своих переживаний и мыслей их вызывающих, мы предложили эвристический диалог с самим собой (ведение дневника) и консультантом, осуществляющим дистанционную поддержку в информационной среде «ЬМБ МооЛе».
Под эвристическим диалогом мы понимаем такой тип беседы, при котором субъекты учебной деятельности с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводятся к пониманию новых знаний и формулированию выводов. В результате такой беседы студенты приобретают знания путем собственных размышлений.
Таким образом, такая системная логика процесса познавательной деятельности и функциональной структуры рефлексии в общей архитектуре системы деятельности дает возможность диагностического целе-полагания, планирования и проектирования процесса обучения, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов, формирования компетенций, знаний и умений будущих профессионалов.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. М., 1996. 276 с.
2. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. № 5. 2014. С. 146-151.
3. Лысенко В. В. Влияние саногенной рефлексии на компоненты саморегуляции: Авто-
реф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07/ Московский гос. пед. ун-т. Москва, 2002. 22 с.
4. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности. М., 2001. 164 с.
5. Орлов Ю. М. Обида. Вина. Монография. М.: Слайдинг, 2011. 96 с.
References
1. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology. Psikhologiya: klassicheskiye Trudy [Psychology: classical works]. Мoscow, 1996. 276 p. (in Russian).
2. Gasanova D. I. Reflective technologies of forming the cognitive activity at different age levels. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Peda-
gogical Journal]. No. 5. 2014. Pp. 146-151. (In Russian)
3. Lysenko V. V. Vliyanie sanogennoy refleksii na komponenty samoregulyatsii [The influence of the sanogenic reflection on the self-regulation components]. The extended abstr. of Ph. D. dissertaton (Psychology Moscow State Pedagogical University:
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
Moscow, Moscow State Pedagogical University, 2002. 22 p. (In Russian)
4. Morozyuk S. N. Sanogennaya refleksiya kak faktor optimizatsii aktsentuatsiy kharaktera i pov-yshenie effektivnosti uchebnoy deyatel'nosti [The sanogenic reflection as a factor of optimization of
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогических технологий и методик, факультет дошкольного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2016 г.
the character accentuations and increasingthe training activities efficiency]. Moscow, 2001. 164 p. (In Russian)
5. Orlov Yu. M. Obida. Vina [Offense. Guilt] (Monograph). Moscow, Sliding, 2011. 96 p. (in Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogical Theories and Methods, faculty of Preschool Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru
Article was received 20.05.2016.
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378 / UDC 378
Организация групповой работы студентов на основе принципов формирования команды
© 2016 Гасанова М. Д.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gas-mari69@yandex.ru
Резюме. В статье рассмотрен процесс организации менеджером образования командной работы в рамках образовательного учреждения, с целью обеспечения оперативного и эффективного функционирования и развития образовательных учреждений высшего образования.
Ключевые слова: групповая работа, команда, педагогическая команда, командообразование, принципы формирования команды.
Формат цитирования: Гасанова М. Д.. Организация групповой работы студентов на основе принципов формирования команды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 38-42.
Organizing the Students' Group Work on the Basis of the Team Building Principles
© 2016 Maryam D. Gasanova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gas-mari69@yandex.ru
Abstract: The article describes the process of organizing the teamwork at the educational institution by the education manager, in order to ensure the rapid and effective functioning and developing the educational institutions of higher education.
Keywords: group work, team, teaching team, team building, team building principles.