ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 261.8(574)
ВОПРОСЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
С. С. Исмаилов
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
В статье раскрываются проблемы взаимодействия этносов и религий, обеспечивающего стабильность и атмосферу созидания и согласия в обществе. Республика Казахстан с момента обретения независимости проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений в Казахстане за последние два десятилетия значительно изменилась. Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается её авторитет и статус, расширяются функции, растёт число верующих и религиозных объединений.
Ключевые слова: религия, религиозная вера, конфессия, мировые религии, ислам, язычество, религиозные группы.
В настоящее время Казахстан является одним из государств, в котором не наблюдаются эскалация или какие-либо негативные явления в области межконфессиональных отношений. Основа поликонфессионального общества заложена в Конституции республики, в соответствии с которой религия и государство отделены друг от друга. В Республике Казахстан живут представители различных национальных и религиозных групп. В своём обращении к народу Н. А. Назарбаев отмечал: «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия - это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».
Современный Казахстан - часть мирового сообщества, которое столкнулось со многими проблемами в религиозной сфере с наступлением радикального ислама. Деструктивные силы могут в будущем разрушить благоприятную ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в республике в сфере религиозных отношений. В связи с этим необходимо рассмотреть ситуацию в данной сфере и проанализировать ошибки, которые были допущены вследствие недооценивания существующих и возникающих проблем.
В первые годы независимости рассматриваемой проблеме в Республике Казахстан (РК) уделяли мало внимания, что вкупе с недостаточной религиозной грамотностью населения привело к тому, что молодое поколение попало под влияние деструктивных религиозных сил. Поэтому в стране предпринимаются определённые шаги по предотвращению нежелательных эксцессов в этой весьма непростой сфере общественных отношений. В частности, на это направлена статья 4 Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 г.), запрещающая «пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях» [1, с. 2]. Другой закон - «О противодействии экстремизму» (2005 г.) - предоставил правительству республики широкие полномочия в деле предотвращения религиозного экстремизма.
Казахстанское общество является поликонфессиональным, поэтому актуальной остаётся проблема сохранения в стране межконфессионального согласия. По мнению Президента РК Н. А. Назарбаева, для сохранения такого согласия в стране необходимо формировать действенную систему диалога различных конфессий [2, с. 163]. Кроме того, президент предостерегает общество от того, чтобы религия не стала объектом локальной или глобальной политической игры [2, с. 215]. Иными словами, усиление роли религии и конфессий в жизни страны можно использовать для укрепления и сохранения её единства.
Законодательство Республики Казахстан, на наш взгляд, весьма либерально регулирует деятельность религиозных организаций. Основными принципами работы органов власти с религиозными объединениями являются толерантность, обеспечение свободы вероисповедания и равенства религий, укрепление в общественном сознании ценности межконфессионального и межэтнического согласия. Согласно законам РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 г.) и «Об общественных объединениях» (1996 г.) в стране недопустимо образование партий на религиозной основе. Нормами Закона 1992 года установлено, что религиозные объединения не вправе участвовать в выборах органов государственной власти и управления. В целом же законодательство РК в сфере государственно-конфессиональных отношений заложило необходимые правовые основы и обеспечило равные возможности всем религиозным объединениям для реализации своих функций. Основная идея законодательства РК в отношении религиозной сферы сформулирована чётко - недопущение политизации данного фактора в общественно-политической жизни страны.
Таким образом, основными законами, регулирующими отношения государства и конфессий, остаются Закон 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и Закон 1996 года «Об общественных объединениях». Данные законы подвергаются критике со стороны общества и со стороны религиозных организаций. Бывший глава Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар Дербисали считает, что Закон 1992 года был принят в спешке и имеет недоработки, которые используются зарубежными миссионерами и религиозными экстремистами [3; см. также 4]. Эксперты дают неоднозначные оценки, отмечая двойственную политику руководства Республики Казахстан в отношении традиционных религий: с одной стороны, эксперты считают, что правительство РК ведёт работу по улучшению положения религии и духовенства, с другой - полагают, что правительство осуществля-
ет контроль над деятельностью религиозных организаций [5, с. 134]. В отзывах экспертов как в отношении закона 1992 года, так и Гражданского кодекса (в частности, в связи с характеристикой религиозных объединений) отмечается неопределённость терминов, относящихся к деятельности религиозных объединений. Так, эксперты справедливо полагают, что туманность положений о необходимости аккредитации иностранных религиозных миссионеров в местных органах власти не способствует упорядоченности деятельности таких миссий [6].
В 2009 году Комитет по делам религий при Министерстве культуры РК организовал работу агитационно-пропагандистских групп с целью формирования толерантного отношения населения страны к представителям разных конфессий. В состав названных групп вошли учёные-религиоведы, представители духовенства, работники государственных органов. Члены этих групп практикуют выездную работу во все регионы страны. С 2007 года ежеквартально выпускается специальный информационный бюллетень «Религия и право».
Анализ законодательства Республики Казахстан привёл к следующему заключению: в нём не содержится чёткая правовая характеристика деятельности религиозных объединений, не являющихся в Казахстане традиционными. В частности, в законодательных документах отсутствуют «однозначные критерии для юридических лиц, обладающих правом занятия религиозной практикой» [2, с. 173]. Подобные недостатки в правовой регламентации приводят к напряжённости в отношениях «государство - религиозные объединения».
Недоработки в законодательстве приводят к осложнениям во взаимоотношениях между государственными структурами и организациями, осуществляющими миссионерскую деятельность. В казахстанских законах отсутствуют положения о правилах осуществления контроля над ввозом и распространением религиозной литературы, в результате чего зачастую ввозимая религиозная литература даже не имеет выходных данных. Религиоведческая экспертиза с 2007 года проводится по инициативе Комитета по делам религий при Министерстве культуры РК с привлечением учёных-религиоведов, но, судя по проявлениям недовольства со стороны представителей религиозных объединений, проблема всё ещё существует.
Правозащитные организации Казахстана считают, что существующие законы ограничивают права человека, поэтому они предлагают привести Закон 1992 года в соответствие с Международным Пактом о гражданских и политических правах и Пактом по правам человека, принятым Организацией Объединённых Наций. Так, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан отмечает, что в соответствии со статьей 18 Пакта по правам человека «защита национальной безопасности не может служить основанием для ограничения свободы вероисповедания» [3].
Религиозные общины с первых лет обретения Казахстаном независимости начали заниматься просвещением, образовав воскресные школы, курсы при духовных учреждениях и т. д. Поначалу было совершенно неясно, как государство прореагирует на возникшую проблему, связанную с деятельностью таких религиозных организаций. Но постепенно стали формироваться контуры государственной политики в деле религиозного просвещения и образования. Исходя из принципов светской государственности, законы РК не разрешают проводить религиозное обучение в общественных школах. Родители при желании могут дополнительно отдавать детей в школы, которые занимаются религиозным обучением, но при условии, что эти школы прошли государственную регистрацию: религиозные группы и объединения могут заниматься образовательной деятельностью только с разрешения Министерства образования и науки РК. Религиозное обучение не должно наносить вреда ни физическому, ни нравственному здоровью ребёнка. Но в законах государства, однако, отсутствует положение о том, кто и как может определить степень такого вреда.
В РК была принята Программа по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствования государственно-конфессиональных отношений, которая действовала в 2006-2009 гг. В соответствии с этим документом предполагалось создание в стране системы религиоведческого образования, начиная от школьного образования и заканчивая подготовкой высококвалифицированных специалистов для работы в сфере религии. В частности, названной Программой предусматривалось включить в государственную систему образования учебные курсы, имеющие религиоведческую направленность. Но Программа не достигла предполагаемого эффекта. Воздействие духовных средств массовой информации на молодое поколение оказалось минимальным, так как за годы трансформации казахстанского общества оно перестало доверять медийным средствам информации. Подобная ситуация имеет отрицательные последствия для общества, так как недостаточно грамотный в вопросах религии человек может стать лёгкой жертвой псевдорелигиозных или экстремистских организаций.
На основе всего вышесказанного следует признать, что законодательство РК, касающееся религиозной сферы и вопросов межконфессиональных отношений, отличается несовершенством и поэтому требует тщательного анализа, корректировки и дополнения с учётом современных реалий и изменившегося общества и его отношения к тем или иным проблемам.
Библиографический список
1. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-XII. - Алматы: Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 2005. - 123 с.
2. Н. А. Назарбаев - основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия / сост. А. Н. Нысанбаев, А. Г. Косиченко. - Алматы: [б. и.], 2010. - 365 с.
3. Материалы официального сайта Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. - URL: www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad (дата обращения: 23.03.2014).
4. Yermukhanov, M. Will Kazakhstani Authorities Avoid Extremist Pitfall? / М. Yermukhanov // China and Eurasian Forum Quarterly. - Vol. 4. -2006. - No 2. - P. 63-67.
5. Джалилов, З. Г. Ислам и общество в современном Казахстане / З. Г. Джалилов. - Алматы: ДАЙК-ПРЕСС, 2006. - 204 с.
6. Магнитный, М. Плюсы и минусы либерализма / М. Магнитный // Экспресс-К. - 2006. - 9 сентября.
© Исмаилов С. С., 2014