Черногор Н.Н., Самодаева Л.Н.
Вопросы методологии исследования функций муниципального права
Черногор Николай Николаевич — доктор юридических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8800-5215
Самодаева Лариса Николаевна — заместитель руководителя, Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области, Волгоград, РФ. E-mail: L [email protected] SPIN-код РИНЦ: 9067-5864
Аннотация
В результате проводимых государством реформ организации местного самоуправления в Российской Федерации происходят качественные изменения его правовой основы. Этот процесс актуализирует задачи обеспечения адекватного отражения в праве соответствующих государственных решений, а также повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Для ее успешного решения требуется расширение доктринальных основ данного регулирования, в частности, переосмысления места и роли муниципального права в системе российского права, установления закономерностей, специфики и основных направлений воздействия этого нормативного комплекса на свой предмет. Формирование научного знания о функциях муниципального права является одной из необходимых предпосылок оптимизации муниципально-правового регулирования, создает возможность избирать наиболее оптимальные средства правового опосредования соответствующих общественных отношений. Познание этого правового явления предполагает выбор и систематизацию методологического инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных. В контексте сформулированной научной задачи в настоящей статье обосновывается актуальность исследования функций муниципального права, рассматриваются методологические вопросы их изучения, определяются подходы к исследованию этого явления, конкретизируются предмет исследования и познавательные средства, обеспечивающие ее решение.
Ключевые слова
Муниципальное право, местное самоуправление, функция права.
Актуальность изучения функций муниципального права обусловлена тем обстоятельством, что в результате проводимых государством преобразований в области организации местного самоуправления меняется не только содержание отдельных норм и институтов, образующих данную отрасль права, — происходят ее качественные изменения, заставляющие обращаться к вопросам переосмысления места и роли этого нормативного комплекса в системе российского права, а также в деле упорядочения общественных отношений, связанных с организацией муниципального уровня власти в Российской Федерации1.
1 См., например: Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. 2002. № 3-4. C. 13-26.
URL: http://www.mestnoepravo.com/Pages/20020304.aspx (19.12.2014); КостюковА.Н. Муниципальное
Отмечая значимость исследования функционального аспекта муниципального права, мы вынуждены констатировать, что в правовой науке имеется незначительный задел в изучении функций данной отрасли права, их содержания, специфики, механизма реализации2. Вместе с тем не вызывает сомнения, что познание функций муниципального права способствует приращению знаний о муниципально-правовом регулировании, создает возможность глубже, полнее раскрыть место и роль этой отрасли в системе российского права.
Исследование функций муниципального права, формирование позитивного научного знания о них требует применения методологии правовой науки3. Конкретизация имеющихся познавательных средств, определение совокупности приемов и методов познания, подходов, применяемых для изучения этого явления, происходит исходя из особенностей предмета исследования, форм его существования и специфики решаемых научных задач.
Разработка вопросов понятия, системы, содержания и реализации функций муниципального права на уровне современных задач юридической науки и практики требует прежде всего определения и конкретизации предмета исследования. Его составляют не только регулятивные, охранительные и другие средства и институты муниципального права, но и закономерности их функционирования. Если исходить из совокупности наличного содержания этих средств, составляющих инструментарий муниципального права, то можно прийти к выводу, что в предмет исследования вовлекаются эмпирические закономерности. Понятийная определенность и терминологическое закрепление закономерности такого рода представляют собой
право как отрасль российского права. Предмет, принципы, режимы, конструкции, система: дис.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003; Харламова Е.Н. Муниципальное право в системе российского права: теоретико-правовое исследование: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Белгород, 2011.
2 См.: Самодаева Л.Н. Значение функционального подхода для определения места и роли муниципального права в системе российского права // Юридическая наука. 2012. № 4. С. 23-27. URL: http://cYberleninka.ru/article/n/znachenie-funktsionalnogo-podhoda-dlYa-opredeleniva-mesta-i-roli-munitsipalnogo-prava-v-sisteme-rossivskogo-prava (19.12.2014); Самодаева Л.Н. Охранительная функция муниципального права: постановка проблемы // Право и образование. 2013. № 1. C. 174-178; Туманова Н.Л. Местное самоуправление: проблемы реализации муниципального права: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
3 См.: АлексеевП.В. Всеобщий (философский) метод познания // АлексеевП.В., ПанинА.В. Философия. 3-е изд. М.: ТК Велби; Проспект, 2005; Алексеев П.В. Метод, его сущность и аспекты // Алексеев П.В., Панин А.В. Указ. соч.; Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд. М.: СГА, 2003; КеримовД.А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права / под ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2007. Вып. 2. С. 718; Тарасов Н.Н. Об основаниях методологических проблем нашего правоведения // Российский юридический журнал. 2001. № 2. С. 3-9; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: дис.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002; СырыхВ.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. Т. 1. Элементный состав; и др.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
результат обобщения позитивного опыта регулирования, правовой охраны
муниципально-правовых отношений, воспитательного и идеологического воздействия
на волю и сознание их участников или конкретизации какого-либо теоретического
положения применительно к специфике данных направлений правового воздействия.
Юридические науки характеризуются единой последовательностью движения, развития научного знания, исходным пунктом, началом которого выступает социально-правовая практика. Соответственно этому используются методы и приемы познания государственно-правовых явлений. На отдельных стадиях познания применяется совокупность или система методов: на стадии изучения наличного бытия — система методов сбора единичных фактов, на стадии обобщения — система индуктивных методов, на стадии познания необходимости — восхождение от конкретного к абстрактному.
К настоящему времени сложилась достаточно обширная практика, которая выступает основой, исходным пунктом научного исследования функций муниципального права. Принимая во внимание это обстоятельство, можно рассчитывать на высокий уровень достоверности результатов исследования, так как в их основу положены не умозрительные теоретические размышления познающего субъекта, а множество конкретных единичных фактов, служащих одновременно и предметом изучения, и критерием истинности выводов исследователя.
Научное исследование функций муниципального права немыслимо без предварительного уяснения накопленных человеческих знаний об объекте познания и способах его изучения. Приступая к сбору фактов, ученый неизбежно опирается на предшествующие знания в процессе выдвижения гипотез, разработки средств сбора фактов, описания и объяснения итогов эмпирического познания4.
Специальные исследования функций муниципального права следует начинать не только со сбора и осмысления эмпирических фактов, но и с осуществления критического анализа понятий и категорий, вовлекаемых в процесс исследования, а также выяснения связей и закономерностей функционирования в сфере действия этой отрасли правовых средств. Нужно решить ряд гносеологических задач, в том числе:
4 См.: АбрамовА.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. C. 71-83; Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. 2002. № 3 (4). C. 5-8; Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999; БайтинМ.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. URL: http://www.jurisprudence-media.ru/magazine.php?2000/3 (19.12.2014); Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1998; Радько Т.Н. Теория функций права. М.: Проспект, 2014.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
1) интерпретировать понятие «функция права» применительно к муниципальному праву;
2) определить пределы применения понятий общей теории права к сфере муниципально-правовых отношений;
3) сформулировать новые понятия, отражающие функции муниципального права, составляющие их и смежные с ними явления;
4) осуществить терминологическое закрепление новых понятий.
Наличие развитой системы понятийного аппарата правоведения, категорий и законов философии в значительной степени облегчает процесс познания функций муниципального права. В то же время использование некоторых правовых понятий затруднено тем, что научные представления о них во многом остаются спорными. В частности, это касается понятий «функции права» и др. Поэтому обязательным этапом исследования является определение и обоснование авторской позиции по дискуссионным вопросам понимания вовлекаемых в него категорий правовой науки.
Одним из традиционных методологических требований правовой науки, продиктованным всеобщим диалектическим методом познания, является установка на необходимость исследования явлений в их взаимной связи друг с другом. Рассмотрение явлений во взаимосвязи — важный этап научного познания, осуществляемый в порядке, обратном восхождению от конкретного к абстрактному. Познание охранительной функции муниципального права требует изучения ее связей с другими функциями права, как общеправовыми, так и отраслевыми.
Изучение взаимосвязей упомянутых функций требует их четкого разграничения. Решение этой задачи во многом зависит от уровня проникновения в сущность муниципального права, выявления ее устойчивых признаков и свойств, а также формирования не только эмпирического, но в первую очередь абстрактного знания о ней. Для этого могут быть полезны наработки теоретиков права в сфере изучения функций права. Однако, принимая во внимание отсутствие единства во взглядах ученых по вопросам понятия и классификации функций права, здесь следует соблюдать определенную осторожность в заимствовании и использовании теоретических положений и конструкций.
В процессе исследования функций муниципального права уместно применение системно-структурного метода. Системно-структурный подход как метод ставит своей целью системное изучение исследуемых явлений и определяет основные направления:
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
1) при исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в целом;
2) один и тот же субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения;
3) исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования;
4) специфическим для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, свойств элементов из характеристик целого и т. д.5
При исследовании функций муниципального права необходимо акцентировать внимание только на тех их свойствах, которые выражают качественную определенность права, отличающих его от других социальных явлений6. В общем виде такое свойство права надо обозначить как его способность выступать регулятором общественных отношений, то есть как способность определять, упорядочивать и охранять их7. Проявления сущностных свойств права должны рассматриваться в совокупности с социальным назначением права и с теми изменениями, которые происходят в регулируемых им общественных отношениях в результате правового воздействия на них. Свойства права и его социальное назначение составляют сущностную сторону каждой из его функций, именно им должен соответствовать результат действия права. Во взаимодействии друг с другом указанные элементы функции права приобретают новые качественные характеристики, отражающие всю сложность действия права, правового воздействия на общественные отношения. Таким образом, при рассмотрении функций муниципального права ключевое значение приобретает исследование отношения права через его сущностные свойства к регулируемым им общественным отношениям. При их рассмотрении необходимо выделить и проанализировать только те их свойства, которые присущи данной отрасли права и отличают ее от других, а также уяснить ее социальное назначение и определить характер воздействия данной отрасли права на регулируемые общественные отношения и результат такого воздействия.
5 Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. С. 16-17.
6 Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С.170-171.
7 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 313.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Исследование функций муниципального права предполагает рассмотрение самого муниципального права в качестве элемента в системе права и установление ее взаимосвязей с другими социальными, а также правовыми явлениями и процессами. Именно в этих взаимосвязях выражаются сущностные свойства муниципального права, характеризующие его как относительно самостоятельную отрасль российского права, и именно проявления таких свойств в их воздействии на данные социальные явления и процессы необходимо рассматривать как функции муниципального права.
Рассматривая назначение муниципального права быть регулятором, необходимо акцентировать внимание на его предмете, то есть тех общественных отношениях, которые определяются, упорядочиваются и охраняются при помощи его средств. Социальное назначение муниципального права быть регулятором общественных отношений в сфере местного самоуправления выражается в том, что оно обеспечивает регулятивное правовое воздействие на общественные отношения, связанные с его организацией и осуществлением.
Во многом рассмотрение муниципального права как регулятора общественных отношений в сфере местного самоуправления связано с утвердившимся в современной науке системным подходом, в рамках которого и все общество, и его отдельные подразделения интерпретируются как сложные социальные системы8. Применительно к рассматриваемому вопросу интерес представляют такие взаимосвязанные и взаимодействующие системы, как основы конституционного строя, гражданское общество, государство, местное самоуправление. В основе системного подхода лежит убежденность в том, что социальные системы, в том числе названные, отличаются устойчивостью, непрерывностью и длительностью существования и действия во времени. То есть существует потребность в специальных средствах (механизмах), призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования социальных систем в заданных пределах. Данный подход к организации взаимодействия гражданского общества, государства, местного самоуправления служит предпосылкой того, что муниципальное право в совокупности с некоторыми иными социальными, а также правовыми институтами и есть такого рода механизм.
Регулятивное назначение муниципального права состоит в том, чтобы внести в сферу местного самоуправления оптимальную нормативность, которая бы отражала потребность общества в организованности, упорядоченности и целесообразности
8 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 314-315.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
различных отношений, возникающих в этой сфере, и в то же время не препятствовала
развитию местного самоуправления, гражданского общества и политической системы в
целом. В этой связи особый интерес представляет исследование механизма правового
воздействия на муниципальные отношения.
Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если познание ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами теряется их система. В реальной жизни функции муниципального права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из рассматриваемых функций не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе. Все функции права взаимообусловлены теми общественными отношениями, на которые они воздействуют, историческими условиями действия права, его целями и задачами. Природа и содержание ни одной из функций права не могут быть выявлены, если рассматривать каждую из них в отдельности, изолированно от других социальных и правовых явлений.
Одним из методов исследования муниципального права служит структурно-функциональный анализ. Все социальные явления (в том числе правовые) могут подвергаться (а многие из них были подвергнуты) функциональному анализу. Основное требование к объекту такого исследования состоит в том, чтобы он представлял стандартизованное (то есть типизированное, повторяющееся) явление, такое как: социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т. д.9 Это в равной степени относится к муниципальному праву, которое представляет собой стандартизированное социальное (правовое) явление. Следовательно, существует возможность применения к нему структурно-функционального анализа. Необходимость применения структурно-функционального анализа при изучении муниципального права вызвана тем, что познавательные возможности данного научного метода позволяют подойти к раскрытию сущности, понятия, назначения и содержания муниципального права со стороны, ранее не являвшейся предметом комплексного научного исследования,
9 Мертон Р.К. Явные и латентные функции: пер. с англ. // Структурно-функциональный анализ в социологии. М.: Прогресс, 1968. Вып. 1. С. 127.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
определить функции данной отрасли права, через которые и выражаются его сущность
и назначение.
В рамках рассматриваемого научного метода понятие функции имеет два аспекта рассмотрения: служебная роль (назначение) одного из элементов социальной системы по отношению к другому или системе в целом; зависимость в рамках одной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части. При этом функциональные зависимости могут быть проявлением детерминизма10. Функции можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения последствий, вызываемых изменениями одного объекта в других объектах, такие последствия могут быть благоприятными или неблагоприятными — дисфункциональными, либо нейтральными — афункциональными, с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)11.
В философии и социологии применяется и более общее определение функции, в рамках которого данная категория признается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений12.
Направление правового воздействия — это наиболее существенный компонент в понятии «функция права». Оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право. Таким образом, необходимо выделить следующие направления муниципально-правового воздействия: 1) быть общеобязательным критерием правомерного поведения в сфере местного самоуправления; 2) устанавливать и сохранять пределы, в рамках которых каждый из участников муниципально-правовых отношений является свободным в выражении своей воли; 3) стимулировать активность и инициативу участников муниципально-правовых отношений в целях развития территорий и инициативы населения. Принимая во внимание сказанное, функции муниципального права следует рассматривать в контексте проявления его имманентных, специфических свойств, выражающихся в основных направлениях его воздействия на муниципальные отношения с целью обеспечения их конституционно-правовой сущности, упорядочивания и охраны.
10 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 631.
11 Там же. С. 719.
12 Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Политическая литература, 1968. С. 386.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Исследование той или иной функции права есть изучение самой его сущности, с тем лишь отличием, что исследуется не вся сущность права, а только некоторые ее стороны. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот — предопределенность последних назначением права. В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Все функции права взаимообусловлены теми общественными отношениями, на которые они воздействуют, историческими условиями действия права, его целями и задачами. Природа и содержание ни одной из функций не могут быть выявлены, если рассматривать каждую из них в отдельности, обособленно от других социальных и правовых явлений. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.
Анализ функций муниципального права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ позволяет глубже и полнее понять содержание каждой из функций.
Важное значение имеет вопрос о соотношении функций права различных уровней, так как структурным элементам системы права присущи функции, имеющие специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций.
В завершение подчеркнем, что изучения функционального аспекта муниципального права требует предварительного решения ряда методологических задач. Только в этом случае можно рассчитывать на получение и приращение относительно истинного знания об этом явлении. Полагаем, что изложенные в настоящей статье теоретические обобщения могут быть полезны для определения методологического инструментария и проведения конкретных исследований функций муниципального права.
Список литературы:
1. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. C. 71-83.
2. Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. 2002. № 3 (4). C. 5-8.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. 3-е изд. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
4. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
5. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. URL: http://www.iurisprudence-media.ru/magazine.php?2000/3 (19.12.2014).
6. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1998.
7. КеримовД.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд. М.: СГА, 2003.
8. Керимов Д.А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права / под ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «ЗерцалоМ», 2007. Вып. 2. С. 7-18.
9. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. Предмет, принципы, режимы, конструкции, система: дис.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
10. Мертон Р.К. Явные и латентные функции: пер. с англ. // Структурно-функциональный анализ в социологии. М.: Прогресс, 1968. Вып. 1.
11. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.
12. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби; Проспект, 2003.
13. Радько Т.Н. Теория функций права. М.: Проспект, 2014.
14. Самодаева Л.Н. Значение функционального подхода для определения места и роли муниципального права в системе российского права // Юридическая наука. 2012. № 4. С. 23-27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-funktsionalnogo-podhoda-dlya-opredeleniya-mesta-i-roli-munitsipalnogo-prava-v-sisteme-rossiyskogo-prava (19.12.2014).
15. Самодаева Л.Н. Охранительная функция муниципального права: постановка проблемы // Право и образование. 2013. № 1. C. 174-178.
16. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. Т. 1. Элементный состав.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
17. Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. 2002. № 3-4. C. 13-26. URL: http://www.mestnoepravo.com/Pages/20020304.aspx (19.12.2014).
18. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: дис.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
19. Тарасов Н.Н. Об основаниях методологических проблем нашего правоведения // Российский юридический журнал. 2001. № 2. С. 3-9.
20. Туманова Н.Л. Местное самоуправление: проблемы реализации муниципального права: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
21. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Политическая литература, 1968.
22. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
23. Харламова Е.Н. Муниципальное право в системе российского права: теоретико-правовое исследование: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Белгород, 2011.
Chernogor N.N., Samodaeva L.N.
Methodological Issues of Studying the Functions of Municipal Law
Nickolai N. Chernogor — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Larisa N. Samodaeva — Deputy Chief of Staff, Governor and Government of the Volgograd region, Volgograd, Russian Federation. E-mail: L [email protected]
Annotation
As a result of ongoing government reforms of local government organization in the Russian Federation there are qualitative changes in its legal framework. This process updates the task of ensuring adequate reflection in the law of the relevant state solutions, as well as the efficiency of the legal regulation of social relations associated with the implementation of local self-government. A successful solution requires an extension of the doctrinal foundations of this regulation, in particular rethinking the place and role of municipal law in the system of Russian law, establishing the patterns and the main areas of impact of this regulatory complex on their subject. The formation of scientific knowledge about the functions of municipal law is one of the necessary conditions of optimization of municipal regulation. It allows choosing the optimal means of legal mediation of respective social relations. The knowledge of this legal phenomenon involves the selection and systematization of the methodological toolkit for the teaching of reliable data. In the context of the formulated research objectives the article substantiates the relevance of the study of the functions of municipal law, discusses methodological issues of this research area and defines the approaches to the study of this phenomenon. The authors outline the research subject and the cognitive tools that can support such research.
Key words
Municipal law, local government, function of law.
References:
1. Abramov A.I. Poniatie funktsii prava. Zhurnal rossiiskogo prava, 2006, 2, pp. 71-83.
2. Agafonova G.Iu. K voprosu o sisteme funktsii prava. Iuridicheskii analiticheskii zhurnal, 2002, 3 (4), pp. 5-8.
3. Alekseev P.V., Panin A.V. Filosofiia. 3-e izd. Moscow: TK Velbi; Prospekt, 2005.
4. Alekseev S.S. Pravo: opyt kompleksnogo issledovaniia. Moscow: Statut, 1999.
5. Baitin M.I. O printsipakh I funktsiiakh prava: novye moment. Pravovedenie, 2000, 3. URL: http://www.iurisprudence-media.ru/magazine.php7200073 (19.12.2014).
6. Voplenko N.N. Sushchnost', printsipy i funktsii prava. Volgograd: Izdatel'stvo VolGU, 1998.
7. Kerimov D.A. Metodologiia prava: predmet, funktsii, problemy filosofii prava. 3-e izd. Moscow: SGA, 2003.
8. Kerimov D.A. Obshchenauchnaia metodologiia i metodologiia prava. Teoretiko-metodologicheskie problemy prava / pod red. M.N. Marchenko. Moscow: IKD «Zertsalo-M», 2007. Vyp. 2. Pp. 7-18.
9. Kostiukov A.N. Munitsipal'noe pravo kak otrasl' rossiiskogo prava. Predmet, printsipy, rezhimy, konstruktsii, sistema: dis.... dokt. iurid. nauk. Ekaterinburg, 2003.
10. Merton R.K. Iavnye i latentnye funktsii: per. s angl. Strukturno-funktsional'nyi analiz v sotsiologii. Moscow: Progress, 1968. Vyp. 1.
11. Problemy metodologii sistemnogo issledovaniia. Moscow: Mysl', 1970.
12. Problemy teorii gosudarstva i prava / pod red. M.N. Marchenko. Moscow: TK Velbi; Prospekt, 2003.
13. Rad'ko T.N. Teoriiafunktsiiprava. Moscow: Prospekt, 2014.
14. Samodaeva L.N. Znachenie funktsional'nogo podkhoda dlia opredeleniia mesta i roli munitsipal'nogo prava v sisteme rossiiskogo prava. Iuridicheskaia nauka, 2012, 4, pp. 23-27. URL: http://cvberleninka.ru/article/n/znachenie-funktsionalnogo-podhoda-dlva-opredeleniva-mesta-i-roli-munitsipalnogo-prava-v-sisteme-rossiyskogo-prava (19.12.2014).
15. Samodaeva L.N. Okhranitel'naia funktsiia munitsipal'nogo prava: postanovka problem. Pravo i obrazovanie, 2013, 1, pp. 174-178.
16. Syrykh V.M. Logicheskie osnovaniia obshchei teorii prava. V 2 t. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Iuridicheskii Dom «Iustitsinform», 2001. T. 1. Elementnyi sostav.
17. Tabolin V.V., Chernogor N.N. Mesto i rol' munitsipal'nogo prava v sisteme rossiiskogo prava. Mestnoe pravo, 2002, 3-4, pp. 13-26. URL: http://www.mestnoepravo.com/Pages/20020304.aspx (19.12.2014).
18. Tarasov N.N. Metodologicheskie problemy sovremennogo pravovedeniia: dis.... dokt. iurid. nauk. Ekaterinburg, 2002.
19. Tarasov N.N. Ob osnovaniiakh metodologicheskikh problem nashego pravovedeniia. Rossiiskii iuridicheskii zhurnal, 2001, 2, pp. 3-9.
20. Tumanova N.L. Mestnoe samoupravlenie: problemy realizatsii munitsipal'nogo prava: avtoref. dis.. kand. iurid. nauk. Moscow, 1996.
21. Filosofskii slovar' / pod red. M.M. Rozentalia i P.F. Iudina. Moscow: Politicheskaia literatura, 1968.
22. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1989.
23. Kharlamova E.N. Munitsipal'noe pravo v sisteme rossiiskogo prava: teoretiko-pravovoe issledovanie: avtoref. dis.. kand. iurid. nauk. Belgorod, 2011.