мемориальная улица Ульяновых, где историческая среда конца XIX века убита высотной застройкой и др.
До настоящего времени не существует комплексный генеральный план охранных зон г.Казани. Не взяты под охрану улицы Ленина, Баумана, К.Маркса и другие исторически ценные улицы города. Заказы на охранную зону и выявление памятников должны исходить от горисполкомов и райисполкомов. Однако за всю историю не было ни одного заказа.
Кто должен заботиться о поддержании технического состояния и художественно-эстетического облика старой застройки? Думается, в первую очередь, главные и районные архитекторы города. Они как профессионалы и ответственные за судьбу местной архитектуры должны быть главными застрельщиками в этом деле.
Просим Татарскую организацию Союза архитекторов СССР обратить внимание на вышеизложенные факты и организовать широкое обсуждение затронутой проблемы с привлечением городских и районных архитекторов, градостроителей, общества охраны памятников, специалистов-реставраторов и других заинтересованных лиц и организаций» (Д. 166, л.3-5).
Таким образом, для сноса памятников не стали препятствием даже обращения неравнодушных граждан, чиновников Министерства культуры ТАССР и ведущих специалистов СНПРМ Вследствие грандиозной застройки новых микрорайонов в центральной части Казани, за годы советской власти были утрачены ценнейшие исторические памятники города. Виды данных величественных сооружений, напоминающих о богатой истории дореволюционной России, сохранились лишь на фотографиях и страницах редких старинных альбомов.
Источники и литература
1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-1499. Оп. 1. Д. 166.
2. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 731.
3. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 757.
4. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 790.
5. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 880.
6. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 1190.
7. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. - 703 с.
Список сокращений
Госмузей - Государственный музей
Исполком - Исполнительный комитет
Казгорисполком - Казанский исполнительный комитет
РСФСР - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
СНРПМ - Специальная научно-реставрационная производственная мастерская
ТАССР - Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика
Татгражданпроект - Татарское гражданское проектирование
УДК 93/94
Р.М.Валеев, М.З.Хабибуллин
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ ТЮРКСКИХ И ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА МАШАНОВА (1852-1924 ГГ.)
В последние десятилетия в России изучение истории, этнографии, культурного наследия и языков народов и народностей России приобретает важное теоретическое и практическое значение. Цель исследования состоит в рассмотрении просветительской, научной и общественной деятельности преподавателя миссионерского отделения Казанской духовной академии, миссионера и ученого Михаила Александровича Машанова, в анализе трудов по истории, этнографии, языка и культуры тюркских, финно-угорских и монгольских народов Среднего Поволжья и Приуралья в Казани во второй половине XIX-начале XX вв. Материалы статьи могут быть полезными для всех кто интересуется миссионерской политикой и современными этнополитическими процессами в Российской Федерации.
Ключевые слова: МА.Машанов, народы Среднего Поволжья и Приуралья, этнография, история, ислам, христианство.
Valeev R.M., Khabibullin M.Z. QUESTIONS OF HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE TURKIC AND FINNO-UGRIC PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA AND URALS IN THE RESEARCH OF MIKHAIL ALEXANDROVICH MASHA-NOV (1852-1924)
During the last decades in Russia the study of the history, ethnography, cultural heritage and languages and peo-
ples of Russia becomes an important theoretical and practical significance. The purpose of the study is to review educational, scientific and social activities of the teacher of the missionary Department of Kazan spiritual Academy, missionary and scientist Mikhail Alexandrovich Mashanov, in the analysis of works at history, ethnography, language and culture of the turkic, finno-ugric and mongolian peoples of the Middle Volga and Urals in Kazan in the second half of XIX - early XX centuries. The article can be useful for all who are interested in missionary politics and modern ethno-political processes in the Russian Federation.
Keywords: M.A.Mashanov, the peoples of the Middle Volga and Ural regions, ethnography, history, Islam, Christianity.
В последнее время в России особую актуальность приобретают проблемы межконфессионального диалога и межэтнического взаимодействия, на первый план выходят вопросы развития профессиональных компетенций в решении межконфессиональных проблем и межнациональных конфликтов. Изучение истории, этнографии, культурного наследия и языков народов и народностей России приобретает важное теоретическое и практическое значение. Все чаще внимание ученых, политиков обращено к проблемам историко-этнографического характера, к процессам культурного развития России в дореволюционный и советский периоды. В этом отношении обращение к опыту крупного научного, учебного центра России - Казанской духовной академии представляется очень важным и актуальным явлением. И это не случайно, поскольку именно здесь во второй половине XIX - начале XX вв. проводились научные исследования по изучению истории, этнографии, культуры и языков финно-угорских, тюркских и монгольских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Преподаватели единственных в России миссионерских отделений Н.И.Ильминский [1], Е.А.Малов [2], Н.П.Остроумов [3], М.А.Машанов [4], П.К.Жузе [5], ЯДКоблов [6] профессионально изучали историю и учение христианства, ислама, буддизма, языческие верования народов и народностей. Необходимо отметить, что исследование религиозных систем и языков нерусских народов приобрело здесь особенности, свойственные «казанской школе» с ее практической миссионерской направленностью. Выполняя государственный заказ по проведению широкомасштабной миссионерской политики на основе русского языка и православия [7], преподаватели и выпускники академии сумели выработать только присущие ей методы и приемы исследования, создать интересные труды по истории и этнографии, осуществлять на практике мероприятия по интеграции народов и народностей в единое информационное, культурное и образовательное пространство страны. По мнению российского исламоведа, профессора Кельнского университета Марка Батунского, студенты и преподаватели про-тивомусульманского отделения Казанской духовной академии «„.являлись первыми в России профессиональными миссионерами-исламоведами» [8].
Большой пласт научной информации, накопленный студентами, выпускниками и преподавателями миссионерских отделений в 1854-1920 гг., до нынешнего дня представляет собой рукописные материалы и находится в архивах России. Однако в последние десятилетия среди исследователей наметился серьезный прорыв в изучении истории дореволюционных духовных заведений, деятельности их преподавателей, их вклада в отечественную науку. В частности, изучением истории Казанской духовной академии занимались российские и зарубежные ученые - Р.М.Валеев [9], А.В.Журавский [10], Р.Джераси [11], М.З.Хабибуллин [12] и др.
Изучение деятельности и научного наследия яркого представителя казанского востоковедения второй половины XIX - начала XX вв. М.А.Машанова представляет большой научный и практический интерес. Востоковед, исламовед, филолог-арабист, профессор Казанской духовной академии, общественный деятель, председатель Переводческой комиссии, редактор журналов «Церковно-общественная жизнь» и «Инородческое обозрение», автор трудов по истории ислама, культуре, этнографии и языков финно-угорских и тюркских народов дореволюционной России, М.А.Машанов внес заметный вклад в просвещение и образование крещеных татар, чувашей, марийцев и др. Его биография неразрывным образом связана с миссионерскими отделениями Казанской духовной академии и православной миссионерской организацией «Братство святителя Гурия». В основу нашего исследования легли новые архивные материалы и источники, позволившие автору дать комплексную оценку проблемы.
Имя М.А.Машанова известно далеко не всем современным исследователям истории, и тем более оно неизвестно массовому читателю. А между тем, он является автором интересных трудов по истории, этнографии и культуре финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья и При-уралья, стран Ближнего Востока, истории и учению ислама и т.д. [13]. Ученый преуспел в изучении религиозно-нравственного состояния татар, чувашей, марийцев, киргизов и казахов, много внимания уделял анализу лингвистических особенностей языков народов, населяющих Поволжье, При-уралье и Среднюю Азию. В своих трудах исследователь рассматривал факторы становления и функ-
ционирования ислама на территории Российского государства, выделял мусульманские течения, наиболее распространенные здесь, раскрывал проблемы влияния этой религии на традиции, быт и образ жизни принявшего ислам народа, изучал основные вехи жизни и деятельности пророка Му-хаммада, древнюю историю арабов, сущность мусульманского брака, богословско-правовые школы в исламе и др. Стремясь понять основы ислама, ученый исследовал региональные особенности культуры мусульманских народов. МАМашанов прекрасно знал арабский язык и его грамматику, несколько западноевропейских и тюркских языков, был знаком с важными мусульманскими источниками и литературой, отлично разбирался в истории и сущности христианства и ислама как учений, что позволяло ему искусно оперировать религиозными понятиями и владеть соответствующей терминологией. Он внес заметный вклад в развитие казанского исламоведения и арабистики второй половины XIX - начала XX вв.
М.А.Машанов родился 11 мая 1852 в г. Петропавловск Тобольской губернии (ныне территория Республики Казахстан) в семье потомственных священников. В 1872 г. он окончил Тобольскую духовную семинарию, в 1876 г. - церковно-практическое отделение Казанской духовной академии. Во время обучения в Казанской духовной академии М.А.Машанов изучал у Н.П.Остроумова и В.Т. Тимофеева «миссионерские предметы против мусульманства» (обличение мухаммеданства, история Му-хаммада, арабский и татарский языки), которые были исключены из обязательного общеобразовательного академического курса Уставом духовных академий 1869 г. вместе с миссионерскими отделениями. В 1874-1876 гг. Машанов читал лекции по «краткому объяснению христианского вероучения с замечаниями о недостатках мухаммеданского вероучения» в Казанской центральной крещено-татарской школе, которая стала первым православным учебным заведением для детей тюркских и финно-угорских народов в Среднем Поволжье.
После окончания академии Машанова назначают помощником инспектора Казанской духовной академии, а в 1877 г. - приват-доцентом на кафедру миссионерских противомусульманских предметов (с 1885 г. - доцентом, 1887 г. - экстраординарным профессором, с 1906 г. - заслуженным экстраординарным профессором, в 1911-1920 гг. - сверхштатным профессором).
В октябре 1878 г. на общем собрании православной миссионерской организации Братство святителя Гурия Машанов избирается в состав Совета Братства святителя Гурия и на должность его делопроизводителя (с 1899 г. - секретаря; занимал до 1914 г. с перерывами в 1885-1886 гг. и 19041906 гг.) [14]. Православная миссионерская организация «Братство святителя Гурия» являлась одной из центральных учреждений по проведению широкомасштабной миссионерской политики Российского государства среди финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья и Приуралья. Ее практическая деятельность в сфере образования существенным образом повлияло на ход просветительской деятельности среди крещеных татар, марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов и др., распространяло начальное образование, заложило в Поволжье основы системы народного образования, способствовала формированию национальной интеллигенции, появлению православного инородческого духовенства и распространению православия. Машанов сыграл большую роль в процветании данной организации, в организации образования и просвещения тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья. В рамках этой организации он совершил командировки по всей Казанской губернии, целью которых являлись пропаганда христианства, ослабление влияния ислама и собеседования с отпавшими от православной веры. В его обязанности входили также инспектирование деятельности школ Братства святителя Гурия и выявление недостатков в учебно-воспитательном процессе. М.А.Машанов был в числе организаторов специальных кратковременных педагогических курсов для учителей школ Братства. Благодаря его неутомимой деятельности, были достигнуты успехи в привлечении и укреплении в православной вере крещеных татар, чувашей и марийцев.
Братство святителя Гурия сыграло большую роль в политике государства по привлечению в христианство широких масс нерусского населения. Это подчеркивает Г.М.Лившиц: «Интенсивную русификацию Поволжья осуществляло Братство святителя Гурия» [15]. По утверждению Н.И.Ивановского «отличительной особенностью деятельности Братства в достижении намеченных им целей слить инородцев с русским народом, было то, что слияние это предположили начинать с верований инородцев, а не с языка, - как то делается на западных наших окраинах, - с церкви, а не государственности. Выдающиеся руководители Братства были глубоко убеждены, что, если мусульманин, или язычествующий черемисин сделаются православными христианами, и при том не по имени только, а по душе и по сердцу, то этим самым они будут уже русскими по духу, и не более, как чрез одно два поколения, утратят и свою национальную разновидность, - по крайней мере, с точки зрения государственных интересов и государственного порядка» [16]. Таким образом, Братство святителя Гурия создавалось, прежде всего, как миссионерское, просветительское учреждение. Машанов проработал в данной организации до 1915 г.
М.А.Машанов придавал большое значение изучению стран Ближнего Востока. Эта проблема была актуальна как в XIX в., так и в наши дни. В 1885 г. он защищает диссертацию на степень доктора наук «Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама». В этом же году в октябре Совет Казанской духовной академии направляет его на Ближний Восток в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского языка и богословской литературы. Результатом поездки Машанова стали работы «Европейские христиане на мусульманском Востоке», «Описание путешествия по Востоку» [17] и др., которые содержат интересные сведения о жизни Ближнего Востока и его населении в XIX в.
Командировка на мусульманский Восток, изучение учения ислама, истории и современной жизни арабов, их языка, религиозных источников и литературы, оказали большое влияние на постепенное формирование у М.А.Машанова объективных научных взглядов на мусульманскую религию и на исповедующих ислам народов. Знакомство с повседневной будничной жизнью местного населения и европейцев, произвели на него неизгладимое тягостное впечатление. В своих работах о Востоке М.А.Машанов разбирает ту печальную ситуацию, которая сложилась здесь, на его взгляд, не по вине ислама и его приверженцев, а по вине самих приезжих. Нравственное разложение, моральная распущенность, жестокость и лживость европейцев стали, по его мнению, основной причиной враждебного отношения мусульман ко всем христианам. Европейская цивилизация, на его взгляд, лишь нарушила спокойную, размеренную восточную жизнь и внесла в нее элементы раздора, порочности и хауса. На Востоке Машанов уяснил то, что именно европейцы своим состоянием и положением напоминают дикарей, постоянно творящих зло, а мусульмане являются образцом высоконравственно-сти, добродушности и гостеприимности. Гнев мусульман к европейцам, по его мнению, это лишь ответная, защитная реакция первых на бездушие, высокомерие, насилие вторых. Поэтому ислам, со своими призывами к джихаду, играл далеко не главную роль в негативном отношении местного восточного населения к иностранцам.
Судя по отчетам, Машанову удалось получить значительные знания об исламе. О благотворном влиянии поездки на Машанова на Ближний Восток писал известный советский востоковед И.Ю.Крачковский: «Это дало ему хорошее знакомство не только с арабским языком, но и со всем мусульманским миром, разнообразных представителей которого он мог встречать в Хиджазе. Его отчет о поездке благодаря этому представляет большой интерес» [18].
В Казань Машанов вернулся в октябре 1887 г. В 1889-1916 гг. он ведет лекции по богословской энциклопедии, истории и «обличению мухаммеданства» и арабского языка на двухгодичных миссионерских курсах, открытых в 1889 г. при Казанской духовной академии.
В 1892 г. Машанов становится казначеем и заведующим делами комиссии по изданию «Миссионерского противомусульманского сборника», периодического печатного органа Казанской духовной академии, в котором печатались труды по истории ислама, христианства, этнографии и культуре финно-угорских и тюркских народов России. В этом же году на заседании Совета Братства святителя Гурия М.А.Машанов избирается председателем Переводческой комиссии [19], которая занималась переводом и изданием книг как «религиозно-нравственного» содержания, так и «общепросветительного характера для крещеных инородцев и магометан» [20]. Идея создания этой комиссии принадлежала Н.И.Ильминскому [21]. Результатами ее деятельности пользовались по всей России: «Казанские... переводы получили распространение далеко за пределами Казани, встретив сочувственный прием повсюду, от Москвы до Иркутска, от Казани и до степей Астраханских» [22].
Целью работы Переводческой комиссии было проведение систематических, последовательных переводов и издание богослужебных книг и учебной литературы для финно-угорских, тюркских и монгольских народов Среднего Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. За годы своего существования комиссия издала около двух миллионов экземпляров книг на 15 нерусских языках и наречиях [23].
В 1878 г. Машанов становится членом «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. В 1905-1907 гг. он состоял в редакции журнала «Церковно-общественная жизнь», в 1912 г. заведовал редакцией журнала «Инородческое обозрение». На их страницах большое внимание уделялось истории и этнографии народов России.
Миссионерская деятельность краеугольным камнем проходит через всю многогранную биографию Машанова. Ему, как специалисту по этому вопросу, приходилось очень часто присутствовать на общероссийских мероприятиях по проведению миссионерской политики, просвещения и образования тюркских, финно-угорских и монгольских народов России. В мае-июне 1905 г. Машанов принимал участие в «Особом совещании по вопросам образования восточных инородцев» под председательством члена Совета министров А.С.Будиловича в С.-Петербурге. Члены совещания должны были разработать и подготовить материалы для усовершенствования системы начального школьного
обучения национальных меньшинств Восточной России. К участию в нем были приглашены специалисты по восточно-«инородческому» образованию, а также знатоки мусульманского и буддийского мира. Большинство членов совещания были последователями системы Н.И.Ильминского (Н.Боб-ровников, Н.Остроумов, И.Яковлев и др.) [24]. М.А.Машанов выступил с докладом «Школы Братства св. Гурия в нынешнем состоянии» [25], в котором обратил внимание на состояние дел в православной просветительской организации, привел статистические данные по образовательным учреждениям Казанской губернии: «Крещено-татарские - 63, чувашские - 50 школ, черемисские - 20 школ, вотяцкие (18) и мордовские (1 школа)». Подводя итоги, М.А.Машанов указал на плодотворную работу учебных заведений, но при этом он отметил их «сравнительную малочисленность». 152 школы, по его мнению, не в состоянии были «заполнить собою всех местностей, которые нуждаются в них». Основной причиной такой «малочисленности» М.А.Машанов назвал недостаточное финансирование. Он также отметил огромный труд учителей, которые «приглашали в школу родителей, родственников учащихся и других инородцев и в свободное от занятий время вели с ними беседы на религиозно-просветительские темы». Учитель, по его мнению, должен был знать основные работы по религиозному воспитанию, так как «необходимо предварительно ознакомить инородцев с самими этими книгами чрез общественное их чтение, чтобы возбудить интерес к ним». М.А.Машанов глубоко сожалел, что «недостаток денежных средств не дает Братству Святителя Гурия возможности к ежегодному устройству педагогических курсов... так что курсы эти бывают сравнительно редко» [26].
В 1910 г. Машанов принимал участие в Миссионерском съезде, который проходил в Казани с 13 по 26 июня. На нем он выступил с докладом «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим народам», в котором признал силу и могущество ислама в среде тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья. В своем докладе Машанов указал на укрепление ислама среди народов России в начале XX в.: «Ни для кого не тайно, что мухаммеданская пропаганда с давних пор велась среди инородцев Поволжья и, конечно, должна была усилиться и действительно усилилась за последнее время при объявленной свободе вероисповедания, толкуемой нередко татарами в смысле права пропаганды своего вероучения» [27]. В докладе автор назвал основные причины широкого распространения ислама, главной из которых являлась активная деятельность самих татар-мусульман. «Устная проповедь. и обширная татарско-мухаммеданская литература, - писал он, -в самых широких размерах применяются мусульманами для пропаганды своих понятий и верований среди инородцев. Татары-мухаммедане представляли и представляют из себя одну сплоченную массу, проникнутую духом рьяной пропаганды, столь поощряемой основным учением ислама, а наряду с ними стоят крещеные и язычествующие инородцы, представляющие собою благоприятную почву для сеяния семян всякого вероучения, при надлежащем ведении дела пропаганды» [28].
В 1919-1920 гг. Машанов вел курсы по «исламу среди национальностей Восточной России», «истории ислама среди племен Поволжья», исламоведению и курс арабского языка на восточном отделении Северо-Восточного археологического и этнографического института. В Национальном архиве Республики Татарстан находится фундаментальный неопубликованный труд из 38 томов «Ислам среди народов Восточной России», который изучал здесь ученый.
9 февраля 1920 г. Машанову было присвоено звание профессора в новых, советских условиях. 18 марта 1921 г. он в числе 19 профессоров академии был арестован Всетатарской чрезвычайной комиссией по делу незаконного функционирования Казанской духовной академии. Преподаватели были отпущены в связи с недоказанностью их вины, хотя и получили по году концлагерей. Дальнейшая судьба ученого неизвестна.
Подводя итоги, отметим, что Машанов, являясь преподавателем Казанской духовной академии, миссионером, активным общественным деятелем, просветителем финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья и Приуралья, внес большой вклад в научную разработку проблем ислама, в становление системы конфессионального образования, в изучение и сохранение языков нерусских народов. В своих трудах он рассматривал различные аспекты функционирования религии ислама, деятельность пророка Мухаммада, проблемы брака в исламе, положение женщины, секты, роль и место арабов в становлении ислама как религии и другие вопросы. Его историографические обзоры о переводах Корана и изучении арабской философии в Западной Европе представляют большой научный интерес. Машанов - автор многочисленных отчетов о командировках по Казанской губернии, России и арабскому востоку (Сирия, Аравия, Египет и др.). Ему принадлежит большое количество работ, миссионерских отчетов, в которых он описывает жизнь, традиции, язык и быт татар Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. В своих трудах он затрагивал важные общегосударственные, национальные проблемы, религиозные вопросы, взаимоотношения народов и народностей, которые не утратили свою актуальность и в наши дни.
Литература
1. Ильминский Н.И. Из переписки по поводу применения русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883; Ильминский Н.И. Казанская крещено-татарская школа. Mатериалы для истории просвещения. Казань, 1887.
2. Mалов Е.А О крещеных татарах (из миссионерского дневника. Казань, 1891; Mалов Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк. Казань, 1885.
3. Остроумов Н.П. Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии. Казань, 1876; Остроумов Н.П. Татарско-русский словарь. Казань, 1892.
4. Mашанов MA Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Mамадышского уезда. Казань, 1875; Mашанов MA Отчет о поездке в деревню Никифорово Mамадышского уезда для увещания отпавших от христианства. 27 октября 1881 года (НА РТ Ф. 967. Оп. 1. Д. 8. 18 л.).
5. Жузе П.К. Учебник русского языка для арабов: в 2 ч. (Пособие при разговорных уроках). Казань, 18981899; Жузе П.К. Myтазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань, 1899; Жузе П.К. Полный русско-apaбский словарь. Ч. 1-2. Казань, 1903.
6. Коблов Я.Д. Татарские мусульманские школы (медресе) / / Церковно-общественная жизнь. 1906. № 9. С. 323-325; Коблов Я.Д. Народные представления магометан о рае и аде. Казань, 1907; Коблов Я.Д. О татарских мусульманских праздниках. Казань, 1907; Коблов Я.Д. Религиозные обряды и обычаи татар-магометан. (При наречении имени новорожденному, свадебные обряды и похороны). Казань, 1908; Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916.
7. Димитриев В.Д. Просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев. Чебоксары, 2002. 140 с.; Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999. 129 с.; Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары, 2004. 526 с.; Bennigsen, Alexandre, and Chantal Lemercier-Quelquejay. New York and Washington: Praeger, 1967. Islam in the Soviet Union; Geraci Robert P. USA: University of Virginia, 2001. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. р: 389; Пайпс Р. Россия при старом режиме. Пер. с англ. M.: Независимая газета, 1993. 421 с.; Werth Paul William. USA: University of Michigan, 1997. Subjects for Empire: Orthodox mission and imperial governance in the Volga-Kama region, 1825-1881. 421 р.
8. Batunsky Mark Russian missionary literature оп islam / / Zeitchrift fur Religions und Geistesgeschichte. 1987. № 38. Р. 261.
9. Валеев РЖ. Из истории казанского востоковедения середины-второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков - тюрколог и исламовед. Казань, 1993; Валеев РЖ Казанское востоковедение: истоки и развитие (X1X в. - 20-е гг. XX в.). Казань, 1998.
10. Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох 1884-1921 гг.: дис... канд. ист. наук. M., 1999.
11. Geraci, Robert Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. USA, 2001. Р. 91.
12. Xабибуллин M3. Народы Среднего Поволжья и Приуралья в ракурсе этнополитических и историко-конфессиональных исследований преподавателей Казанской духовной академии (1842-1921 гг.). Казань, 2013.
13. Mашанов MA Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Mамадышского уезда. Казань, 1875; Mашанов MA Очерк быта арабов в эпоху Mухаммеда, как введение к изучению ислама. Казань, 1885; Mашанов MA Европейские христиане на мусульманском Востоке. Казань, 1889.
14. Mашанов MA Обзор деятельности Братства святителя Гурия за двадцать пять лет его существования. 1867-1892 гг. Казань, 1892.
15. Лившиц MA Религия и церковь в прошлом и настоящем. Mинск, 1961. С. 75; Лившиц MA Религия и церковь в истории общества. Mинск, 1980. С. 258.
16. Ивановский Н.И. Братство Н.И. Братство святителя Гурия и характер его деятельности // Православный собеседник. 1893. Июнь. С. 737-738.
17. Mашанов MA «Европейские христиане на мусульманском Востоке». Казань, 1889; Mашанов MA «Описание путешествия по Востоку». Казань, 1887.
18. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. M.; Л., 1950. С. 129.
19. Отчет о деятельности Братства святителя Гурия за 25 год. Казань, 1893. С. 34.
20. Никольский Н.В. Переводческая комиссия в Казани и ее просветительная деятельность среди инородцев. Казань, 1905. С. 9.
21. Иванов С.Н. Н.Ф.Катанов. Очерк жизни и деятельности: дис. ...канд. ист. наук. M., 1973. С. 70.
22. Ивановский Н.И. Братство Святителя Гурия и характер его деятельности // Православный собеседник. 1903. Июнь. С. 741.
23. Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. M., 1930. С. 78.
24. Горохов В.M. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941. С. 81-82.
25. НА РТ. Ф. 967. Оп. 1. Д. 22. Школы Братства святителя Гурия в нынешнем их состоянии. Лл. 1-5 об.
26. НА РТ. Ф. 967. Оп. 1. Д. 22. Лл. 1 об., 2, 3, 5.
27. Mашанов MA Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. Казань, 1910. С. 3.
28. Mашанов MA Современное состояние татар-мухаммедан... С. 5.