УДК 39
М.ЗХабибуллин, Ф.Г.Миниханов, Р.Р.Батыршин
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКОВ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.1
В статье рассматривается вклад преподавателей противомусульманского и черемисско-чуваш-ского отделений Казанской духовной академии - Н.И.Ильминского, Е.АМалова, Г.С.Саблукова, Н.П.Остроумова, В.П.Виш-невского, М.АМашанова, В.Т.Тимофеева, Я.Д.Коблова, - в изучение истории, этнографии, языков и культуры на-родов Среднего Поволжья в Казани во второй половине XIX-начале XX вв.
Ключевые слова: история, культура, народы Среднего Поволжья, Казанская духовная академия, миссионерские отделения.
Khabibullin Mars Zabirovich, Fidail Gimranovich Minikhanov, Rustam Raphaelovich Batyrshin THE STUDY OF HISTORY, CULTURE AND LANGUAGE OF THE PEOPLES OF CENTRAL VOLGA KAZAN THEOLOGICAL ACADEMY TEACHERS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES.
In 1854, at the Kazan theological academy were opened only for the whole Russian missionary department. Teachers departments have made great contributions to the study of historical and cultural heritage of many nations and nationalities of the Volga-Urals region. In his writings, they considered the history, culture, ethnography and language of turkic, finno-ugric and mongolian peoples of the Middle Volga, the problems of islam and christianity. The article dis-cusses the contribution of teachers and protivomusulmanskogo cheremis-chuvash offices Kazan theological academy - N.I.Ilminskogo, E.A.Malova, G.S.Sablukova, N.P.Ostroumova, V.P.Vishnevskogo, M.AMashanova, V.T.Timofeeva, Ya.D. Koblova - the study of history, ethnography, languages and culture of the peoples of the Middle Volga in Kazan in the second half of XIX - early XX centuries.
Key words: History, culture, peoples of the Middle Volga, Kazan Theological Academy, the missionary department.
В современных условиях развития российского общества актуальной и первостепенной задачей становится необходимость формирования научно-обоснованной политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов и народностей, налаживания их всестороннего сотрудничества, гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений, популяризации и развития национальных языков и культур. Историко-культурное наследие и национально-культурное развитие финно-угорских, тюркских и монголоязычных народов России в последнее время стало объектом масштабных исследований и предметом пристального внимания многих ученых и политиков. В настоящее время на территории Российской Федерации проживает более 190 народов и народностей [13], каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Практическая значимость изучения проблем национально-культурного развития народов России определяется необходимостью детального осмысления происходящих перемен и преобразований в современном социально-политическом развитии России, стремлением найти новые усовершенствованные подходы к их решению, потребностью регулирования политико-правового обеспечения национально-культурного развития народов страны, разработкой научной концепции гармонизации национальных отношений на региональном и республиканском уровнях. В процессе длительного, многовекового исторического взаимодействия русского и других народов и народностей, Россия сформировалась как сложная полиэтническая и поликонфессиональная система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. Народам России удалось сформировать уникальное социально-экономическое пространство, обеспечить жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, сохранить богатство и многообразие историко-культурного наследия.
История финно-угорских и тюркских народов и народностей Среднего Поволжья, их культура, языки, религиозные системы, процесс образования всегда интересовали российских ученых. Данной проблемой активно занимались и в XIX - начале XX вв. преподаватели Казанской духовной академии - Н.И.Ильминский, В.П.Вишневский, Г.С.Саблуков, Е.А.Малов, Н.П.Остроумов, М.А.Машанов, Я.Д.Коблов и др. Они внесли большой вклад в историко-конфессиональное изучение народов и народностей России, в сохранение и популяризацию их историко-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Державный (имперский) дискурс по национальному образованию народов Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале XX вв.»), проект № (14-11-16015 а/В/ 2015).
культурного наследия, языков, в развитие национального образования и просвещения.
Казанская духовная академия была открыта в 1842 г. с целью проведения миссионерско-просветительских мероприятий Российского государства и Русской православной церкви среди финно-угорских, тюркских и монголоязычных народов Среднего Поволжья, Приуралья и Сибири. Многие современники и историографы связывают открытие Казанской духовной академии со стремлением правительства и церкви «научно осветить сложный «инородческий» вопрос в России и выработать рациональные меры к сближению многомиллионного инородческого мира с коренным населением империи на почве религии и культуры» [8, с.634]. Безусловно, важным направлением научной и учебной деятельности академии было изучение языков тюркских, финно-угорских, монгольских народов России для ведения среди них активной миссионерской деятельности. В этих целях, в 1854 г. в Казанской духовной академии были созданы единственные в России миссионерские отделения. «Иноверцы и язычники, - отмечаем в документе, - находящиеся в Епархиях Казанского духовно-учебного округа, трех родов: а) татары, б) народы монгольского племени, в) чуваши, черемисы и вотяки. Все сие племена говорят разными языками и имеют каждый свои собственные заблуждения в отношении к вере, посему: 1) Необходимо открыть при Казанской духовной академии три параллельных миссионерских отделения для образования наставников Семинарий и миссионеров, имеющих действовать на а) татар, на б) монгольское племя и на в) чуваш, черемис и вотяков...» [9, л.39]. В академии были открыты четыре миссионерских отделения: 1) противораскольническое, 2) противомусульманское, 3) противобуддистское и 4) черемисско-чувашское.
На миссионерских отделениях студентам преподавались этнография и языки татар, киргизов, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы, монголов, бурят, калмыков, самоедов, якутов, чукчей, тунгузов, маньчжур, корейцев, гольдов, гиляков, коряков и других народов России.
Изучением историко-культурного наследия народов Среднего Поволжья в Казанской духовной академии занимались в основном преподаватели противомусульманского и черемисско-чуваш-ского отделений. Н.И.Ильминский (1822-1891), Е.А.Малов (1835-1918), В.Т.Тимофеев (1836-1895), Н.П.Остроумов (1846-1930), М.А.Машанов (1852-1924), В.П.Вишневский (1804-1885) внесли значительный вклад в изучение народов и этносов Волжско-Приуральского региона. Реализуя государственный заказ по проведению масштабной политики христианизации и русификации, преподаватели миссионерских отделений детально изучали этнографию, языки, мусульманские религиозные источники, для ведения антиисламской полемики и пропаганды, языковой и духовной интеграции народов и представителей разных конфессий в единое российское пространство.
Проблемы народов Среднего Поволжья поднимались в трудах преподавателя миссионерского противомусульманского отделения, востоковеда, миссионера Н.И.Ильминского. Автор «системы про-свещения инородцев» предлагал массово привлекать в христианство представителей ислама, буддизма и язычества путем использования родного языка в обучении и привитии с детских лет норм православной культуры. По его инициативе была создана разветвленная система образования среди финно-угорских и тюркских народов. Много внимания в своей практической деятельности он придавал научному изучению ислама, истории, культуры и языка тюркских народов, особенно татар. В трудах Ильминского содержатся интересные сведения о лингвистических и этнографических особенностях этносов Российской империи [3].
Большую работу по изучению истории, этнографии и языков народов Среднего Поволжья про-водил преподаватель академии Е.А.Малов. С самых первых лет работы в Казанской духовной академии Е.А.Малов проявил огромный интерес к изучению истории, этнографии, быта и языков тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья. Наблюдения за их бытом, полученные во время многочисленных поездок по уездам Казанской губернии, стали для исследователя тем фундаментом, который лег в основу этнографических исследований Малова. Ученый-миссионер уделял много вни-мания изучению быта, уровня жизни и всей системы морально-нравственных ценностей казанских, крещеных татар, чувашей, и особенно татар-мишар. В фондах библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета сохранились десятки научных трудов, а также миссионерские дневники ученого. Историограф Казанской духовной академии П.В.Знаменский так описывал его: «натура, как будто нарочито созданная для практического миссионерства; притом он историк миссии и искусный наблюдатель нравов, умственных и религиозных понятий татар» [2, с.156-161]. Безусловно, практическая деятельность Е.А.Малова отразилась в направленности его литературно-научных сочинений, являющихся преимущественно полемическими и антимусульманскими [6].
Среди преподавателей миссионерских отделений Казанской духовной академии свое место
занимает лингвист, переводчик, общественный деятель В.Т.Тимофеев. Он внес большой вклад в просвещение и образование крещеных татар, в открытие учебных заведений, формирование кряшенской интеллигенции [12, с. 41-44].
История, культура и языки тюркских народов Среднего Поволжья стали предметом специального исследования и для преподавателя Казанской духовной академии Н.П.Остроумова. В рамках профессиональной деятельности ему приходилось осуществлять инспектирование учебно-воспита-тельной деятельности школ общественной православной организации «Братство святителя Гурия» для народов Среднего Поволжья, оказывать содействие их открытию. Большое внимание он уделяет подготовке учительских кадров из татар, чувашей, удмуртов, марийцев и других народов в Казанской учительской семинарии в 1872-1877 гг. Огромное значение исследователь придает миссионерским поездкам по деревням и селам Казанской губернии. Результатом командировок Н.П.Остроу-мова стало издание «Первого опыта словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии» (1876 г.), «Татарско-русского словаря» (1892) и др. В Казани он занимался изучением истории, быта, этнографии и языка татар, хотя значительная часть его творческого наследия связана с изучением истории, этнографии и языков народов Средней Азии [10].
Оригинальные факты по истории, культуре и этнографии народов Среднего Поволжья содержатся в работах преподавателя противомусульманского отделения М.А.Машанова. Его исследования представляют огромную ценность для воссоздания религиозного облика татар во второй половине Х1Х-начале XX вв., дают представление о взаимоотношениях татарского и русского народов, о быте и нравах чувашей, марийцев и других поволжских народов [7]. Его отчеты представляют интересный исторический и этнографический материал о жизни многонациональной деревни, о взаимоотношениях татар с другими народами. Машанов участвовал в основании православных храмов и начальных школ для тюркских и финно-угорских народов. Свои наблюдения за народами Среднего Поволжья он обобщил в своем докладе «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам», с которым выступил на миссионерском съезде в Казани в 1910 г. В татарах, носителях мусульманской веры, он видел настоящую угрозу для создания единого информационного, культурного и языкового пространства России на основе русского языка и христианства. Он призывал продолжать политику Н.И.Ильминского, создавать новые школы. Но в то же время подчеркивал, что бороться с исламом стало все сложнее из-за непоколебимости его последователей, представленных в основном татарами.
Миссионерское противобуддистское отделение академии имело теоретический характер в силу отдаленности Казани от территорий с буддистским населением [4, с.750]. На черемисско-чувашс-ком отделении особое внимание уделялось изучению вероучения, этнографии, языков чувашей и марийцев. Преподавателем на нем был хороший знаток чувашского и марийского языков протоиерей В.П.Вишневский, автор трудов по истории, этнографии и языку чувашей и марийцев: «Начертание правил чувашского языка со словарем», «О религии некрещеных черемис; из записок миссионера» и др. Однако черемисско-чувашское миссионерское отделение просуществовало недолго, и в 1856 г. было закрыто [1, № 64].
Преподаватели миссионерских отделений Казанской духовной академии уделяли большое внимание изучению истории, этнографии и языков народов России и подготовке национальных учителей. В 1870 г. при активном участии Н.И.Ильминского была открыта Учительская семинария. В 1889 г. открыты двухгодичные миссионерские курсы при Казанской духовной академии, где изучались языки, история, этнография и культура народов Среднего Поволжья [11, с. 1-8].
Весомый вклад в изучение народов Среднего Поволжья и Приуралья внес епархиальный про-тивомусульманский миссионер Казанской епархии, выпускник Казанской духовной академии Я.Д. Коблов. В ходе многочисленных поездок по деревням и селам Казанской губернии ему удалось соб-рать значительный этнографический материал о многонациональной деревне Казанской губернии, о ее жителях, культуре и религиозных верованиях. В своих работах исследователь уделяет большое внимание деятельности конфессиональных школ татар, мифологии народа, татарским и мусульман-ским праздникам, религиозным обрядам и обычаям и т.д. [5]. Являясь учеником ЕА.Малова и МА.Ма-шанова, он связал свою деятельность с изучением тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья. В его трудах рассматривается история татарского конфессионального образования, раз-витие ислама у татар и язычества у марийцев, роль мулл, вопросы исламоведения и др.
В докладе «О татаризации инородцев Приволжского края», озвученном на Миссионерском
съезде в Казани в 1910 г., Я.Д.Коблов обозначил существенные причины и благоприятные обстоятельства, которые оказывали содействие татаризации и исламизации народов Среднего Поволжья. Большое внимание он уделил способам и приемам пропагандистской деятельности татар, их духовному и материальному воздействию на тюркские и финно-угорские народы. Он подчеркнул необходимость применения активных мер со стороны Русской Православной церкви для предотвращения дальнейшей татаризации народов Приволжского края.
Таким образом, подводя итого, необходимо отметить, что преподаватели и выпускники Казанской духовной академии внесли значительный вклад в практическое изучение истории, этнографии и языков нерусских народов Казанской губернии во второй половине Х1Х-начала XX вв. В трудах Н.И. Ильминского, ЕА.Малова, Н.П.Остроумова, МА.Машанова, Я.Д.Коблова и других содержатся интересные этнографические материалы по истории, этнографии, культуре и языкам народов Среднего Поволжья, сведения о взаимодействии представителей различных этнических групп. Преподаватели академии внесли весомый вклад в сохранение и развитие чувашского, марийского и других языков, в подготовку филологов из среды нерусских народов, в разработку учебников и словарей, в процесс образования начальных школ и т.д. Отчеты преподавателей Казанской духовной академии, работы об истории и этнографии нерусских народов России являются ценными источниками для изучения современных проблем межнациональных отношений на региональном и всероссийском уровнях.
Литература
1. Дела внутреннего правления Казанской духовной академии за 1856 год. - Казань, Тип. Императорского ун-та, 1856. - № 64.
2. Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. - Казань: Тип. Императорского унта, 1892. - 402 с.
3. Ильминский Н.И. Самоучитель русской грамоты для киргизов. Казань, 1861; Ильминский Н.И. Из переписки по поводу применения русского алфавита к инородческим языкам. - Казань, 1883; Ильминский Н.И. Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар. -Казань, 1887.
4. Казанская духовная академия (1842-1907 гг.). Исторический очерк. - СПб., 1907.
5. Коблов Я.Д. О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк. - Казань, 1907; Его же. О татарских мусульманских праздниках. - Казань, 1907; Его же. Мифология казанских татар. - Казань, 1910; Его же. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916.
6. Малов Е.А. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергавшихся влиянию мухаммеданства. - Казань, 1871; Малов Е.А. О крещеных татарах (из миссионерского дневника. -Казань, 1891; Малов Е.А. Мухаммеданский букварь (миссионерско-критический очерк). - Казань, 1894; Малов Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк. - Казань, 1885.
7. Машанов М.А. Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда. - Казань, 1875; Машанов М.А. Отчет о поездке в деревню Никифорово Мамадышского уезда для увещания отпавших от христианства. 27 октября 1881 года (НА РТ Ф. 967. Оп. 1. Д. 8. 18 л.).
8. Миссионерское отделение при Казанской духовной академии и внутренняя миссия в России // Церковно-общественная жизнь. - 1906. - № 18.
9. НАРТ. Ф.10. Оп. 1. Д.827.
1. Dela vnutrennego pravlenija Kazanskoj duhovnoj akademii za 1856 god. - Kazan', Tip. Imperatorskogo un-ta, 1856. - № 64.
2. Znamenskij P.V. Na pamjat' o Nikolae Ivanoviche Il'minskom. K dvadcatipjatiletiju Bratstva svjatitelja Gurija. - Kazan': Tip. Imperatorskogo un-ta, 1892. -402 s.
3. Il'minskij N.I. Samouchitel' russkoj gramoty dlja kirgizov. Kazan', 1861; Il'minskij N.I. Iz perepiski po povodu primenenija russkogo alfavita k inorodcheskim jazykam. - Kazan', 1883; Il'minskij N.I. Kazanskaja kreshheno-tatarskaja shkola. Materialy dlja istorii prosveshhenija tatar. - Kazan', 1887.
4. Kazanskaja duhovnaja akademija (1842-1907 gg.). Istoricheskij ocherk. - SPb., 1907.
5. Koblov Ja.D. O magometanskih mullah. Religiozno-bytovoj ocherk. - Kazan', 1907; Ego zhe. O tatarskih musul'manskih prazdnikah. - Kazan', 1907; Ego zhe. Mifologija kazanskih tatar. - Kazan', 1910; Ego zhe. Konfessional'nye shkoly kazanskih tatar. - Kazan', 1916.
6. Malov E.A. Ocherk religioznogo sostojanija kreshhenyh tatar, podvergavshihsja vlijaniju muhammedanstva. - Kazan', 1871; Malov E.A. O kreshhenyh tatarah (iz missionerskogo dnevnika. -Kazan', 1891; Malov E.A. Muhammedanskij bukvar' (missionersko-kriticheskij ocherk). - Kazan', 1894; Malov E.A. Svedenija o misharjah. Jetnograficheskij ocherk. - Kazan', 1885.
7. Mashanov M.A. Zametka o religiozno-nravstvennom sostojanii kreshhenyh tatar Kazanskoj gubernii Mamadyshskogo uezda. - Kazan', 1875; Mashanov M.A. Otchet o poezdke v derevnju Nikiforovo Mamadyshskogo uezda dlja uveshhanija otpavshih ot hristianstva. 27 oktjabrja 1881 goda (NA RT F. 967. Op. 1. D. 8. 18 l.).
8. Missionerskoe otdelenie pri Kazanskoj duhovnoj akademii i vnutrennjaja missija v Rossii // Cerkovno-obshhestvennaja zhizn'. - 1906. - № 18.
9. NART. F.10. Op. 1. D.827.
10. Ostroumov N.P. Pervyj opyt slovarja narodno-tatarskogo jazyka po vygovoru kreshhenyh tatar
10. Остроумов Н.П. Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии. - Казань, 1876; Остроумов Н.П. Этимология сартского языка. - Ташкент, 1910.
11. Соображения об открытии двухгодичных миссионерских курсов при Казанской духовной академии. - Казань: Тип. Императорского ун-та, 1889.
12. Хабибуллин М.З., Вагазова Р.М. Общественная и педагогическая деятельность Василия Тимофеевича Тимофеева (1836-1895 гг.) // «Наука и бизнес: пути развития». - М., 2012. - № 6 (12). - С. 41-44.
13. Https://ru.wikipedia.org/Национальный состав России
Kazanskoj gubernii. - Kazan', 1876; Ostroumov N.P. Jetimologija sartskogo jazyka. - Tashkent, 1910.
11. Soobrazhenija ob otkrytii dvuhgodichnyh missionerskih kursov pri Kazanskoj duhovnoj akademii. - Kazan': Tip. Imperatorskogo un-ta, 1889.
12. Habibullin M.Z., Vagazova R.M. Obshhestvennaja i pedagogicheskaja dejatel'nost' Vasilija Timofeevicha Timofeeva (1836-1895 gg.) // «Nauka i biznes: puti razvitija». - M., 2012. - № 6 (12). - S. 41-44.
13. Https://ru.wikipedia.org/Nacional'nyj sostav Rossii