УДК 616:37.016
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВРАЧЕБНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Е.Н. Песоцкая, А.В. Зорькина
ФГБОУВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
г. Саранск, Россия, 430005
Аннотация. В современном историческом контексте последовательное рассмотрение методологических проблем современной медицины и здравоохранения в обращении к проблеме человека стала наиболее приоритетной. Анализ философско-мировоззренческой основы медицины позволяет глубже изучать закономерности организма во взаимоотношениях со средой, прогнозировать его состояния и процессы в свете новых медицинских технологий, GCP и компетентностного подхода в обучении. В этих условиях мировоззрение в ходе врачебной подготовки исследуется как ключевое основание формирования принципа «методологической уверенности» или убежденности врача в адекватности собственных представлений о мире, человеке, применимости конкретных методов диагностики и лечения. Это является одной из важных квалификационных характеристик медика, формирование которой начинается с медицинского образования.
Ключевые слова: мировоззренческий потенциал медицины, философские и методологические вопросы медицины, частнонаучный и философский уровни методологии, когнитивная основа лечения, принцип «методологической уверенности» врача, медицинское образование, GCP.
В совокупности с клиническими данными медицинское познание представляет методологический интерес для философии науки в плане решения вопроса о том, как возможно конкретно-научное знание о человеке и его потенциале. Философия всегда претендовала на статус целостного универсального учения о человеке, постоянно углубляющего представления о сущности медицинского знания, возможностях медицины конструировать единую теорию человека и его здоровья как субъекта истории и культуры. Как объект медицинского познания и практики человек обладает не только физическим телом, но и социокультурной телесностью, исследуемой в качестве субстрата его социальных и духовно-личностных свойств. Объектом медицинского познания и практической деятельности является также мировоззрение человека, обладающее саногенетическим
и терапевтическим потенциалом. Анализ философской основы медицины и человеческого мировоззрения позволяет глубже изучать закономерности организма во взаимосвязях и отношениях со средой, прогнозировать многие его состояния.
Медицинское мировоззрение, являясь когнитивной основой лечебных процедур, в то же время в качестве теорий, верований и взглядов выступает инструментом терапевтического воздействия, т. е. является непосредственным «средством лечения» с различной эффективностью в различных направлениях медицины [3, с. 12]. В подготовке врача мировоззрение выступает основанием формирования принципа «методологической уверенности» или убежденности в адекватности собственных представлений о мире, человеке, «правильности» применяемых методов диагностики и лечения, которая является одной из важных квалификацион-
ных характеристик врача [1, с. 404], которые изначально формирует медицинское образование. «Врачебное мировоззрение» или «мировоззрение врача» — основа клинического мышления. Данным термином обозначается целостная совокупность представлений, используемых в профессиональной лечебной деятельности или конкретной школой медицины. Комплекс объединяет представления о сущности, механизмах развития болезни и лечении в пределах той картины мира, которая доступна при общении врача и больного. В целом, это представления — от общефилософских до специализированных. Врачебное мировоззрение как один из непосредственных инструментов лечебного воздействия на организм больного, имеет чрезвычайную значимость, а для представителей некоторых специальностей и школ медицины вообще является главным. Например, в психотерапии, психоанализе, в ряде азиатских и множестве других направлений медицины лечение реализуется исключительно воздействием врачебного мировоззрения на обыденное мировоззрение. Это происходит во всех случаях, когда фактором врачевания является слово и информация в системе ее распознавания и восприятия1.
Содержание врачебного мировоззрения состоит в его соотношении с истиной. Как правило, оценке подлежит в основном, эффективность врачебного мировоззрения. «Можно утверждать, что эффективность психотерапевтического воздействия врача-материалиста, осуществляемого на основе научной картины мира, практически та же, что и психотерапевтического воздействия китайского иглотерапевта, исцеляющего в рамках буддистской энергетической картины мира»2. К важным элементам квалификации врача относится также интенсивность врачебного мировоззрения, то есть степень убежденности в правильности и адекватности лечебных мероприятий. Она формируется на базе представлений о механизме функционирования организма, механизма развития, распознавания и диагностики болезней в рамках данной картины мира.
Процесс формирования мировоззрения врача тесно связан с научно-практической деятельностью. На начальных этапах он обусловлен обуче-
Слесарев В.О. Теория и методология философского обеспечения медицины. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1998. С. 54.
2 Там же.
нием, ориентацией на авторитеты, позже — практической деятельностью, которая способна преобразовывать мировоззрение врача, полученное им при обучении. В случае ослабления или изменения последнего эффективность результатов профессиональной деятельности снижается и часто заканчивается сменой системного мировоззрения (сначала в узкопрофессиональной, а затем и в философской сфере.) Сегодня это явление часто наблюдается в процессе перехода врачей из области классической медицины в другие сферы медицины (например, гомеопатию, иглотерапию и др.). Врачебное мировоззрение находится под постоянным давлением большого количества фактов, поставляемых экспериментальной биологией и практической медициной, которые обладают разнонаправленным мировоззренческим потенциалом. Поэтому врачебное мировоззрение должно обладать устойчивостью к внешним воздействиям, и одновременно быть гибким для усвоения новой научной информации. Кроме того, учитывая то, что процедура лечения является двух субъектным процессом, мировоззрение и его компоненты выступают и в качестве единого понятийного языка, то есть как инструмент коммуникации3. Таким образом, врачебное мировоззрение как основа клинического мышления должно обладать такими профессионально необходимыми характеристиками, как интенсивность (убежденность в правильности лечебного действия), устойчивость и гибкость. Использование инструментальных свойств мировоззрения в практической медицине, прямое использование философских когнитивных конструкций в качестве факторов терапии, реальная конкуренция разных направлений медицины, обладающих различной методологической базой, делают необходимым существенное повышение уровня методологической подготовки врача, формируемого в обучении. Это касается как общей философской подготовленности и сферы частнонаучной методологии, более полное владение которыми позволит врачу эффективнее использовать свой потенциал в практической работе.
Сегодня необходимо использование в медицине специфического «инструментария» философии и психологии, что очевидно в отношении методов рефлексии, использование которых в диагностике и лечении увеличивает их эффективность. Мировоззрение обладает определенным терапевти-
3 Там же. С. 58.
Песоцкая Е.Н., Зорькина А.В. Вопросы исследования познавательно-методологического потенциала..
---—
ческим потенциалом. Одной из его составляющих является процесс формирования врача. Специфика врачебной подготовки существенно отличается от генезиса любого другого специалиста. Врач — это специалист, который профессионально работает с психикой больного, что требует, во-первых, определенной техники, и во-вторых, приобретения специфических личностных характеристик. Последние наиболее точно описывает термин «обретение врачебной власти», «исцеляющей власти», которая носит специальный характер и реализуется в сфере психики и тела больного. Эта власть присутствует в той или иной степени всегда, выступая в качестве инструмента лечебного воздействия1. В психоанализе, психотерапии, в некоторых азиатских и многих других направлениях медицины лечение реализуется практически только словесными воздействиями в русле принятого мировоззрения. Лечебное воздействие оказывает не только слово, но и свойства личности врача в совокупности с техникой такого словесного воздействия. «Целительная власть» формируется в ходе профессионального становления и проистекает от ощущения полноты знания и внутренней убежденности в правильности своих диагностических и лечебных действий. В качестве их эталона выступает динамично изменяющаяся каждые несколько лет прогрессивная линия в данной области медицины. В свою очередь, источником целебной власти в практической медицине выступает процесс врачебного труда по освоению современных медицинских теорий и практических рекомендаций, т.е. профессиональных аспектов мировоззрения.
Особенность преподавания методологических дисциплин в структуре медицинского образования обусловлена двумя обстоятельствами: специфичностью роли методологии в подготовке врача, и, особенностями исторического этапа эволюции самой методологии. Преподавание методологических дисциплин студентам-медикам имеет исключительное значение для формирования мышления и адекватных знаний о мире, чувства «методологической уверенности» как важной характеристики профессиональной квалификации врача. Гносеологические (когнитивные) и праксеологические аспекты медицинских теорий и методологий до сих пор сочетаются достаточно противоречиво, имеют различную динамику и источники развития. Важно трансформировать методологию в идеологию,
1 Там же. С. 62.
ибо идеология как форма неальтернативного понимания мира становится основанием формирования методологической уверенности врача.
Критическая оценка медицинских знаний, накопившихся к концу ХХ века, привела к рождению концепции доказательной медицины [5; 6]. Сегодня меняется мировоззрение врача, мы должны повлиять на появление нового врачебного кодекса, основанного на доказательствах.
Изменение врачебного мировоззрения связано с появлением медицины, основанной на проведении крупномасштабных клинических исследований, с проверкой теории и результатов экспериментов по правилам Надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice; GCP). «GCP» — представляет собой международный этический и научный стандарт планирования и проведения исследований с участием человека в качестве субъекта, а также документального оформления и представления результатов таких исследований.
Причиной появления доказательной медицины стал накопившийся объем медицинской информации, ускорение темпов сбора данных, неадекватность и запаздывание знаний из традиционных источников, разнообразие и неоднозначность клинических ситуаций. Клиницист обязан ориентироваться в информационных потоках, по возможности — управлять ими, рационально использовать часто ограниченные ресурсы здравоохранения. Для ведения пациента допустимо использовать только технологии, полезность которых доказана доброкачественными исследованиями. Доказательная медицина меняет мировоззрение, «превращая врачебную практику из искусства в науку» [2]. Формирование клинического мышления на основе знаний по доказательной медицине становится необходимым.
Приближение конвергентных технологий как нового этапа интеграции научного знания к естественнонаучным процессам является основанием для движения естествознания и медицинской науки в направлении создания техносферы как органической части природы, новой технической и нанотех-нической культуры, меняющих границы метафизического мира человека, объединяя альтернативные подходы и методологии — естественнонаучную и социогуманитарную [4, с. 339] — к познанию его особенностей и состояний. Потому современный медицинский профессионализм возможен лишь в единстве с его философской составляющей, формирующей целостность мировоззрения и нрав-
ственность сознания в современных социальных условиях. По этой причине медицинское познание сочетает как естественнонаучные, так и гуманитарные его элементы и в современных условиях рассматривается как взаимосвязь естественнонаучных, гуманитарных и технологических элементов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс, 1995.
2. Кельмансон И.А. Принципы доказательной медицины. СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004.
3. Познание человека и пути воздействия философии на медицину // Философия и медицина. Сб. науч.
тр. / под ред. В.Ф. Сержантова, А. А. Королькова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. С. 3—38.
4. Песоцкая Е.Н. К вопросу об этническом менталитете как факторе сохранения культурных и национальных традиций в условиях процесса глобализации (социально-философский анализ) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. С. 338—343.
5. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины / пер. с англ. С.Е. Бащинского, С.Ю. Варшавского. М.: Медиа Сфера, 1998.
6. Хенеган К., Баденоч Д. Доказательная медицина / пер. с англ. под ред. В.И. Петрова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
THE QUESTIONS OF INVESTIGATION THE COGNITION METHODOLOGICAL POTENTIAL OF THE MEDICINE WORLDWIEV IS THE TEACHING OF CLINICAL DISCIPLINES
E.N. Pesotskaya, A.V. Zor'kina
National Research Mordovia State University Saransk, Russia, 430005
Annotation. In modern historical context, the following discussion of methodological problems of modern medicine and public health in addressing to the problem of a man became the most important. The analysis of philosophical worldview foundation of medicine allow to study deeply the laws of an organism in connection with surroundings to prognosis its condition and processes in the light of new medical technologies and GCP competent point of view to teaching. In these conditions the worldview is researching during doctor's medicine preparing as the foundation of forming the principle of "methodological confidence" or conviction of a doctor in true of private presentations about the world, a man, taking concrete methods of diagnostic and treatment. It is one of the important skilled characters of a doctor and the forming of it begins from medical education.
Key words: worldview's potential of medicine, philosophical and methodological questions of medicine, private scientific and philosophical levels of methodology, cognitive foundation of treatment, principle of "methodological confidence", medical education, GCP.
REFERENCES
1. Alexander F., Selesnik Sh. A person and his soul: knowledge and treatment from ancient times to now. Moscow, Progress, 1995. (In Russian).
2. Kelmanson I.A. Principles of evidential medicine. St.Petersburg, JSC Publishing House Volume, 2004. (In Russian).
3. Cognition of the person and way of impact of philosophy on medicine. Philosophy and medicine. Col. sc. works. Ed. Serzhantov V.F., Korolkova A.A. St.Petersburg, Publishing house of the Leningrad university, 1986. P 3— 38. (In Russian).
4. Pesotskaya E.N. To a question of ethnic mentality as a factor of preservation of cultural and national traditions
in the conditions of globalization process (the social and philosophical analysis). The bulletin of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky, no. 1. N. Novgorod, Publishing house of NNGU of N.I. Lobachevsky, 2009. P. 338— 343. (In Russian).
5. Fletcher R., Fletcher S., Wagner E. Clinical epidemiology. Fundamentals of evidential medicine. Translation from English, ed. S.E. Bashchinsky, S.Yu. Warshawskiy. Moscow, Media Sphere, 1998. (In Russian).
6. Henegan K., Badenoch D. Evidential medicine. Translation from English under the editorship of V.I. Petrov. Moscow, GEOTAR-media, 2013.