Научная статья на тему 'Новые подходы к проблеме формиирования психофармакологической модели человека в структуре диагностических систем (синергетический аспект)'

Новые подходы к проблеме формиирования психофармакологической модели человека в структуре диагностических систем (синергетический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕДИЦИНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА / АФИННОСТЬ / МЕТАСИСТЕМА / СИНЕРГЕТИКА / ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФРАКТАЛ / DIAGNOSIS PROCESS / DIAGNOSIS SYSTEM / MEDICAL WORLDVIEW / ONTOLOGICAL LINE / APHIN / METASYSTEM / SYNERGETIC / PCYHOPHARMACEUTIC MODEL / FRACTAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Песоцкая Елена Николаевна, Инчина Вера Ивановна, Селезнева Наталья Михайловна

В статье показано, что личность, организм и процесс инактивации рефлексий врача и пациента соотносятся как диссипативные структуры разных уровней. Диагностический процесс как познавательный представлен как субстратное объединение когнитивных структур в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения, которое детерминировано социокультурными и природными особенностями индивида. Медицинское мировоззрение представлено как система и когнитивная основа медицинского познания, которая существует в качестве теоретических шаблонов в конкретных диагностических системах и постоянно конституируется; процесс в аспекте синергетики и взаимосвязи с субъектным тезаурусом представляет собой познавательное действие. Мультидисциплинарное представление об онтологических границах диагностического поля и признаке их афинности актуальны для оформления новой психофармакологической модели. Её гносеологическим основанием служит современное представление о фрактальной структуре человека и нелинейная синергетическая методология в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Песоцкая Елена Николаевна, Инчина Вера Ивановна, Селезнева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS TO THE PROBLEM OF FORMATION A PERSON'S PSYHOPHARMACEUTIC MODEL IN THE STRUCTURE OF DIAGNOSTIC SYSTEMS (SYNERGETIC ASPECT)

This article shows, that a personality an organism and process of inactivity, an organism and process of inactivity doctor's reflexies and a patient are corresponded as dissipative structures of different levels. Diagnosis process, as cognitive, is perfomed as substractive connection of cognitive structures into one regulative meta-system of an organism with a main role of the worldview which are determined by social culture natural specialities of an individual. Medical worldview is shown as a system and a cognitive basis of a medical cognition which is as quality theoretic systems in concrete diagnostic systems and they are appeared regularly; the process in the cognitive synergetic and connection with substractive tesaurus shows the cognitive action. Multidiciplinary shows about ontological lines of diagnostic field and the sign of their aphin, and are actual for formation of a new pcyhopharmaceutic model. Its gnoseological basis is a modern fractal structure of a person and unline synergetic methodology in the whole.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к проблеме формиирования психофармакологической модели человека в структуре диагностических систем (синергетический аспект)»

УДК 101.1:316

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИИРОВАНИЯ ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В СТРУКТУРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (СИНЕР-ГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).

Песоцкая Е.Н., Инчина В.И., Селезнёва Н.М.

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация. В статье показано, что личность, организм и процесс инактивации рефлексий врача и пациента соотносятся как диссипативные структуры разных уровней. Диагностический процесс как познавательный представлен как субстратное объединение когнитивных структур в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения, которое детерминировано социокультурными и природными особенностями индивида. Медицинское мировоззрение представлено как система и когнитивная основа медицинского познания, которая существует в качестве теоретических шаблонов в конкретных диагностических системах и постоянно конституируется; процесс в аспекте синергетики и взаимосвязи с субъектным тезаурусом представляет собой познавательное действие. Мультидисциплинарное представление об онтологических границах диагностического поля и признаке их афинности актуальны для оформления новой психофармакологической модели. Её гносеологическим основанием служит современное представление о фрактальной структуре человека и нелинейная си-нергетическая методология в целом.

Ключевые слова: рефлексия, диагностический процесс, диагностическая система, медицинское мировоззрение, онтологическая граница, афинность, метасистема, синергетика, психофармакологическая модель, фрактал.

Социальная реальность органично переплетается с реальностью психофизической, и потому методологическое поле для рассмотрения последней всегда социокультурно детерминировано, очевиден сдвиг от объективно-механистичных констатаций к рефлексии. Проекция концепции уровневости, представленная в гуманитарном познании [8, с. 325], при распространении на сложные открытые социокультурные системы и преобразования в них, позволяет методологически последовательно исследовать процессуальные характеристики каждого уровня для анализа конкретных общественных систем, процессов и феноменов, в частности, для изучения сущности и природы собственно диагностических систем. Понимание последних сформировано в теории и методологии медицинского знания в 2000-е гг.

[11] для социального анализа оснований медицины и её феноменов.

Диагностическая система — суть базовая составляющая диагностического процесса в любом направлении медицины, суть феномен, под которым понимается «двухфазное процессуальное взаимодействие, в котором первая фаза протекает «до» и «вне» диагноста» [Там же. С. 147], формируясь на фоне развития конкретного социума и его медицины как сложного системного целого, а вторая фаза непосредственно связана с деятельностью конкретного специалиста. Свойство открытости такой целостности проистекает из особенностей природы социальных систем, а также включённости в них личности. Прежнее знание о мире становится не вполне эффектив-

ным, очевидно неполным, поскольку ещё недостаточны размышления о людях и энергиях, о совершившемся бытии. Черты рефлексии современного человека уже учитывают ментальный характер социообъектов и глубину его собственной субъективности. Как творец социума человек имеет дело непосредственно со сценариями практики и через субъектный тезаурус. формирует новую общественную топографию.

В этом контексте концептуальное исследование процессов взаимодействия врача и пациента на индивидуально-личностном уровне обращает наше внимание к сложившимся особенностям философского подхода в определении медицинского мировоззрения и связанной с ним онтоло-гичесой границы, фиксирующей событийность онтогенетического существования. Понимание нами онтологической границы личности как аффинного образования, объединяющего в себе целостную совокупность фракталов как компонентов духовного, психического, физического и социального здоровья индивида, означает то, что динамическое изменение интервалов данной границы определяется нелинейными эффектами в человеческой сложности и субстратности. Событийность двухфазного процессуального взаимодействия, которым является сущность диагностики связана с субстратностью и протекает на ней и посредством неё. В моделировании современных теоретических представлений о диагностическом процессе связано с активным применением естественнонаучных категорий и подходов, их философской интерпретацией и рефлексией. Субстратный подход располагается в этом ряду и способствует исследованию потенциала медицинского мировоззрения как инструмента индивидуальной и групповой самоорганизации, расширению сложившихся представлений об онтологических границах диагностического поля и признака их афинности.

Исторически онтология диагностики болезни и психофармакотерпии обусловлена степенью становлении диагностики как когнитивного процесса вообще, процесса болезни и процесса лечения в частности. Изменение мировоззрения врача в настоящем всё более связано с появлением новой практики, основанной на доказательной медицине и крупномасштабных клинических исследованиях с проверкой результатов экспериментальной медицины "Good Clinical

Practice". Инструментами лечебного воздействия наряду с врачебным мировоззрением становятся медицинские (фармакотерапевтические, хируги-ческие и иные) технологии. В сязи с этим отдельные аспекты проблемы системно представлены в работах отечественных авторов [1; 2]. Фармако-терапевтическое лечение стало стержнем официальной западной, или классической медицины, теоретико-методологической основой которой выступает ньютоновская концепция человека, понимающая его как физическое тело, субстрат, состоявшиеся болезни которого схематически коррегируются фармакотерапевтическими методами и средствами. Эффективность фармакотерапии, несмотря на наличие стандартов лечения, далеко не всегда существенна, он временен, а порой отсутствует. Подавляющее число заболеваний неизлечимо, прогрессирует в течение всей жизни индивида, за исключением инфекционных, где известен причинный (этиологический) фактор - этиотропная терапия. В остальных случаях применяется патогенетическая терапия, временно воздействующая на механизмы развития болезни - патогенез, вследствие чего необходим постоянный (пожизненный) приём лекарственных препаратов, что оказывает дополнительное неблагоприятное влияние на организм из-за побочных эффектов. В итоге длительно существующий патологический процесс существенно изменяет морфофунункциональные характеристики всех систем с развитием необратимых изменений. Недостаточная эффективность лечения (отсутствие выздоровления) в значительной мере обусловлена неполным или неверным знанием о патологических процессах в организме при болезни, фактически лечится неизвестно что, далёкое от истинных изменений, в особенности, в условиях всё более частого проявления заболеваний в атипичной форме.

Современное естествознание добывает всё новые факты о патологическом процессе, создаются всё новые лекарственные препараты, однако, процесс далёк до своего завершения, а возможно, онтологически бесконечен, как бесконечен в многообразии субстрат (болезнь в организме) и бесконечна рефлексия субстрата (познание о субстате, его когнитивный базис). Проблема терапии - суть проблема межсубстратных отношений: с одной стороны - больной орга-

низм, с другой - рефлексия этого субстрата врачом и формирования когнитивного базиса болезни, с третьей - его (базиса) взаимоотношение с первичным субстратом - болезнью организма.. Межсубстратные отношения имеют диалектический характер - взаимообусловлены и взаимо-влияемы. - развитие болезни изменяет её состояния, что влияет на когнитивное восприятие болезни, что в свою очередь коррегирует субстрат болезни, - и так до бесконечности, формируя развитие межсубстратных отношений по спирали.

Проводя терапию, врач имеет дело со сложной динамической системой с постоянным изменением параметров п в времени Тп. Болезнь вносит дополнительный фактор в динамику гомео-стаза [ (ппТп) х пбТб ]. Численность динамически изменяющихся параметров бесконечна, и цель врача - возвращение потока изменений в исходное состояние. Иногда возможен и саноге-нез, без вмешательства врача за счёт включения саморегулирующих механизмов. Болезнь можно рассматривать как субстратный хаос, где возможны несколько вариантов из точки нестабильности: выход без повреждения, выход с повреждением, выход с дополнительными приобретёнными свойствами - иммунитет после инфекционных заболеваний, смерть. Коррекция нового субстрата - хаоса, проводится медикаментозно, как правило, химическими соединениями, что вносит дополнительный изменяющийся параметр в субстрат хаоса: хаос - коррегирующий фактор, и т. д. Выбор коррегирущего фактора в условиях сложной динамически изменяющейся системы, и ко всему, в период хаоса - задача с множеством неизвестных. Как правило, этот выбор основан на эмпирическом опыте, правда, на других моделях - либо в эксперименте на животных, либо в клинических испытаниях, но, не данном субстратном субъекте. Оценка эффективности лечения проводится по значениям конечных точек ( уровеню глюкозы крови, холестерина, клиническим данным - уровню артериального давления и т. д.). Т. е, из нескончаемого множества параметров выбираются, как моментальный снимок, только единичные параметры - миг хаоса. В этой связи интегральное состояние динамичной системы не оценивается.

Оценить и прогнозировать поведение системы организма в состоянии болезни и влияния

на исходным результат воздействия лекарственных препаратов, направить течение хаоса в сана-ционный механизм невозможно, выхватывая единичные параметры системы; необходим интегральный показатель состояния методом динамичной субстратной рефлексии, что теоретически невозможно без современных философских концепций о синергизме субстратной рефлексии, автопоэзе, теории хаоса, теории развития.

Классический рационализм достаточно долго формировал такое отношение к человеку, в основании которого положено обладание готовой сущностью, детерминированной биопсихосоциальной природой. Постнеклассическая онто-ан-тропологическая ситуация отличается от рациональной классической тем, что полагается отсутствие предустановленной сущности у человека, отсутствие установленной и фиксированной природы и модели поведения. Взамен установленной субстанциональности здесь присутствуют индивидуально-личностные онтологические отношения с реальностью в их уровневости и сферности, отражающие фрактальный порядок, запускающий «интерсубъективный механизм самодостраивания, самоорганизации человека» [7, с. 293]. Мы разделяем постнеклассиче-сую точку зрения на фрактальную структуру человека [Там же.], согласно которой он является «многоуровневой информационной системой, частью глобальной фрактальной конструкции Вселенной, где человек и Вселенная взаимосвязаны друг с другом по принципу реципрокности» [Там же. С. 293-294]. Традиционный подход, основанный на эмпирических фиксациях возникающих эффектов, контрастирует с новой нелинейной методологией, которая даёт представление о человеке как о многоуровневой фрактальной сети, где в отношениях субстратности «информационная составляющая каждой отдельной клетки влияет как на организм в целом, так и на остальные субформы» [Там же. С. 293]. Так называемое «мышление в сложности» (thinking in complexity) означает ориентацию на момент изменяемости метафизических границ человека как субстратной сложности, а следовательно, психофизических контуров. Связь последних с фармакологическими практиками как антропологическими очевидна, и может в последующем выстраиваться через интервал (переход интервала) онтологической границы, фиксирующей

событийность онтогенетического существования.

По этой причине обновление психофармакологической модели человека в постнеклассиче-ской рациональности означает движение к такому идеальному теоретическому конструкту, в котором будет содержаться возможность трансформаций контурных связей на психофизическом уровне и на уровне сознания в соответствии с принципами самоорганизации.

В теоретическом плане понимание болезни является необходимым моментом в подобном конструировании. Болезнь понимается нами как топологический фазовый переход в темпоральных структурах субстрата субъекта (больного) под воздействием «странного аттрактора (патологического фактора), приводящего к изменению организма. Определяя организм как сложную, самоопределяющуюся и развивающуюся мультифрактальную систему, онтогенз болезни следует рассматривать процессуально и феноменально как возникновение новой субстратной целостности - идеального конструкта «больной человек» со всей многовариантностью его развития из точки бифуркации. Так, в случае развития болезни в данном идеальном теоретическом конструкте присутствуют: 1) субстрат - индивид; 2) больной человек (пациент); 3) врач и его субстратное осмысление болезни; 4)психофрамако-логическое воздействие; 5) состояние пациента на фоне лечения. Т. е., формируется межсубстра-ное взаимодействие в процессе лечения. Концепт «больной человек» дуалистичен и включает в себя две сферы: материальный субстрат и субъективный компонент - рефлексию своего состояния, выводимую на основе сравнения состояния «здоровья» (до предболезни и болезни) путём констатации отличия.

Врач, оценивая состояние пациента путём рефлексии его субъективного и объективного состояния (клинико-лабораторные изменения), констатирует отличия состояния пациента от его показателей, выходящие за пределы параметров нормы, формулирует диагноз, заключение об этиологии и патогенезе заболевания. При воздействии патологического фактора (странного аттрактора) с синергетичесакой точки зрения возникает новое состояние сложной системы -возмущающий аттрактор, увлекающий, перестраивающий фрактальные системы организма;

возникает фазовый переход в темпоральных структурах субстрата с многовоариантным вероятностным исходом системы - либо выход из неустойчивого состояния с новыми улучшенными характеристиками, повышающими адаптивные свойства, гибкость (память о встрече с микроорганизмом или др. - развитие иммунитета), в данном случае аттрактор сыграл адаптивную роль («всё, что не убивает нас, делает сильнее») либо способствовал неполному выздоровлению, трансформации болезни в хроническую форму, либо летальность.

Понятие болезни применимо исключительно к живым системам. К физическим параметрам и неживой природе применима другая парадигма ( не болеет мера измерения (сантиметр, метр, грамм, единица времени, атом, молекула и др.). Нет меры для меры, это не болезнь; мера - это вещь в себе, она константна. В неживых сложных структурах отклонение в системе чаще определяют как изменение, фактор развития (переход в другое состояние, отличное от предыдущего), это отражение динамики процесса (эволюция). При изменении природных факторов человек не ставит диагноз, это решение природы - состояние системы не отвечает требованиям времени, она разрушается и переходит в новое качество, в том числе и форму. Атом не «упражняется» при распаде, он не нуждается в лечении, природа сама себя не лечит, так как и не ошибается, ибо творчески создаёт новые формы (галактики, человека...). В живых системах на более высокой, социальной ступени развития появляется новый субъект - диагностирующий (рефлексирующий) болезнь у больного - врач, хотя и сам больной может и предупредить болезнь, а иногда и вылечить. Для живых систем появляется новое состояние - гуманность (природа сама не гуманна, её гуманизм не в исправлении ошибок, а в их предупреждении и создании совершенных форм). Гуманизм как высшая форма сознательных отношений друг к другу и к природе присущ только человеку, у животных мы имеем дело с натургу-манизмом, генетически запрограммироанным, направленным на сохранение вида. У человека он становится фактором более высокой организации живой системы, способствующий, наряду с автопоэзисом, сохранию вида и окружающей среды, отражающий осознанную гармонию с миром (экологические отношения человека как

межличностные и межпланетные). Но это суть фактор гармонии человека и мира, и он был самым поздним в его когнитивном филогенезе, и пока он не абсолютен и неустойчив.

Сопоставление теоретического и эмпирического поля медицины позволяет исследовать би-нарность процесса познания и натур-культурную (постидеальную) двойственность самого процесса человеческого бытия, его отражение в диагностике. Изученность вопросов познавательной деятельности и её места в медицине, её структуры и метода, особенностей клинического мышления, гносеологической специфики медицинской диагностики и её схем, вопроса истинности диагноза, интуитивного познания и моделирования биосистем показана в работах А. А. Алексеева [1], А. Данилова [5], В. П. Петленко [9], В. О. Слесарева [11], Степанова М. А. [12] и других авторов, которых объединяет поиск единой терминологии, выражающей особенности рефлексивных процессов и их морфогенетиче-ской основы [1, с. 1396, 1465], их методологического потенциала , человеческой субстратности как целостности субъективной и объективной составляющих. Решение социальных и социально-медицинских проблем в Новейшее время зависит от построения оптимальной модели межчеловеческого взаимодействия, разомкнутости человеческой феноменальности, которая в современном человекознании исследуется посредством уровневого и субстратного подходов. Особое место здесь отводится познанию социометафизиче-ского мира личности, а также его границ (контура), в которых и через которые происходит взаимодействие с миром. Сложилась также и потребность процессуального описания взаимоот-нотношения телесного и духовного, полноты субстратной сложности и сложности человеческой личности, самоорганизации сознания и эн-догенности ценностей, наполняющих содержание диагностического поля. Феномен человека фокусирует два разных типа реальности: информационно-количественную и субстратно-качественную, сферу рационального и иррационального. В онтологии современного человека, изменяющего собственную природу, постоянно ко-эволюционируют естественная и искусственная

реальности и его творческое начало, определяющие специфику психофизиологического. Поэтому современный антропоцентризм выступает как «естественный атрибут диагностического процесса» [11, с. 145], представления о котором прошли длительную эволюцию от биомедицинской к биопсихосоциокультурной модели [5], в которой психофармакологическая модель занимает особое место, как результат модуляции в клиническую практику. Свойство афинности диагностическому полю придаёт вторая фаза диагностики, непосредственно связанная с действиями конкретного специалиста. Включённость личности в процессы самоорганизации и нелинейность, открытость процессов, свойственная собственно природе личности, означает фактор неопределённости, занимающий сегодня невторостепенное место в методологии физиологии, кардиологии и т. д. «Компенсация элемента неопределённости в медицинском познании в настоящее время связывается с предсказательным компонентом алгоритма диагностики, формирование которого далеко выходит за рамки самого диагностического процесса» [11, с. 149]. Конкретность врачебных действий осуществляется в среде неопределённости (человек, особенно больной, всегда является средой неопределённости, как бы хорошо он не был «изучен») [Там же. С. 83], и может существовать только через механизмы субъективного преодоления неопределённости.

С практической точки зрения существенно то, что в процессе подготовки врача мировоззрение выступает в качестве основания формирования "методологической уверенности", т. е. убежденности в адекватность собственных представлений о мире, человеке, "правильности" применяемых методов диагностики и лечения, которая, по мнению отдельных авторов, является одной из важных квалификационных характеристик врача2, формирующих вышеназванную конкретность. Всякое вербальное взаимодействие врача и больного, удовлетворяющее экзистенциальную потребность больного в представлениях о сущности болезни, особенностях собственного организма, механизмах воздействия предлагае-

1 Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном

процессе вуза.// Высшее образование сегодня. Изд. группа «Логос». 2008. № 10. - С. 91-93.

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс, 1995. С. 404.

2

мых методов лечения, прежде первично происходит на уровне социо-метафизических представлений. Отметим, что при всём многообразии подходов к пониманию личности, в том числе, и положений социально-гуманистического подхода, связанного с субъектностью, до сих пор ещё не сформировалось единого представления об имеющихся у личности ресурсах для преодоления ею кризисных моментов . Актуально и овладение практикой рефлексивного диалога [10, с. 92]. Потому в когнитивном отношении информация в ЦНС индивида рассмотрена во-первых, как «необходимая и достаточная для формирования необходимого единства информации (абстракция тождества и различия) и формирования экономии средних кодов информации; во-вторых, как основание для синтезов в интеллекте...» . Тем временем, болезнь нельзя рассматривать в отрыве от её носителя, поскольку она несёт отпечаток личности, содержит ещё и антропологические характеристики, эволюци-онно связанные с информационной природой человеческой субстратности [4, с. 95]. Именно данное положение представляет собой основу мета-научного уровня медицинского познания и проистекает из современного антропологического подхода к болезни.

Предшествуя лечению, диагностика процессуально входит в его этапы как активный метод познания. На каждом этапе постановки диагноза - предварительного, нозологического и клинического - возрастают объемы информированности, что в итоге требует от врача сознания иерархии «диагностических ценностей в пределах неясно очерченных и накладывающихся друг на друга периферических зон используемых шаблонов (информационных — авт.) различного уровня и класса (например, тип заболевания и тяжесть заболевания)» [1, с. 1309-1310]. Когнитивная активность и её методологическая роль достаточно исследована в радикальном конструктивизме в европейской науке в рекурсивном аспекте таким образом, что в этом отношении Ф. Варелой справедливо указано, что когнитивная активность всегда нуждается в действии: «познание есть

3 Иванова Т.В. Социально-педагогические возможности юмора в преодолении кризиса личности в трудной жизненной ситуации // Высшее образование. Изд. группа «Логос», М., 2008. № 10. С. 69.

4 Давыдова Г.И. Указ. соч. С. 92.

эпистемическое действие, в котором субъект и объект активности детерминируют друг друга и преображаются во взаимодействии,.. познание есть глубокое участие» .

Возрастающий объём естественной и искусственной информации обеспечивает информационность и устойчивость этой первой. Информация как вероятностная характеристика возможности появления событий как событий случай-

7

ных при определённых условиях , становится системообразующим фактором самоорганизации и управляемости. Это говорит о перспективности применения данной категории в когнитивном плане.

В широком смысле она рассматривается и как вероятностный конструкт, создающий когнитивный диссонанс и порождающий эмоциональные аффекты рефлексии личности. Со второй половины ХХ в. научно-практическая интерпретация вероятности происходит по принципу взаимодополнительности и связана с прагматической оценкой процессов. Оценочный план связан с методологическим пониманием жизнедеятельности как «результата накопления структурно-смысловой информации» [ 3, с. 34].

Целевая философская интерпретация вероятности в социогуманитарном знании толкуется как математическая вероятность» [9, с. 326], поскольку принцип причинности в постнекласси-ческом естествознании применяется как вероятностное правило. рациональной и иррациональной сферам личности и к исследованию роли нелинейности [1, с. 1296], фактора неопределённости, занимающих сегодня невторостепенное место в методологии физиологии, кардиологии и т. д. Компенсация элемента неопределённости в медицинском познании в настоящее время связывается с предсказательным компонентом алгоритма диагностики, формирование которого далеко выходит за рамки самого диагностического процесса [11, с. 149], представляя собой отдельный аспект рассмотрения.

Понятие фрактала — оперативное для развития представлений о процессах самоорганизации

5 Гагаев А. А., Гагаев П. А. Эстетика в 2 т., Саранск, 2011, Т. 2, ч. 3-5, С. 350-352.

6 Valera F. Quatre phares pour l'avenir des sciences cognitives.// Theorie - Litterature - Enseigment, 1999, .№ 17. Р. 8-9.

7 Гагаев А. А., Гагаев П. А. Указ. соч. С. 350.

8 Там же. С. 326.

в живом, а также описания феноменальных состояний, актуально в нашем представлении. Фрактал — «сетевое образование, существующее среди себе подобных объектов и свзанное с ними; он бесконечно самоподобен и бесконечно повторяет себя [7, с. 294]. Как фрактальная структура человеческая целостность имплицитно содержит в себе возможные траектории развития составляющих её фракталов и их проявлений.

Современное знание подходит к структуре психической организации человека, где берут начало рефлексии с позиций теории самоорганизации. В постнеклассической науке изучение саморазвивающихся и самоорганизующихся систем требует новой методологии, а соответствие структуры личности комплексу признаков саморазвивающихся систем допускает использование в качестве методологии исследования рефлексивных процессов теорию ДС и синергетику. К таким признакам относятся: непредсказуемость поведения, способность активно взаимодействовать со средой, изменяя ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование, гибкость структуры и способность учитывать прошлый опыт. Поэтому динамика личностных изменений может быть описана естественнонаучным языком. Так, при взаимодействии с внешним миром и погружении личности в неравновесные условия постоянно складывается благоприятная ситуация для формирования новых динамических состояний системы личности, которая может существовать духовно и физически только при условии специфического обмена со средой веществом, энергией и информацией. Неравновесность названной системы предполагает цепь «бифуркаций» (точек ветвления) на всех этапах разветвления социогенетической программы развития. Бифуркации определяют набор возможных путей развития - тезаурус для отбора.

9 Параметрами порядка колебаний, например, в умственной деятельности, являются мысли (в диссипативных структурах высшей иерархии).

10 Целенаправленное формирующее социальное воздействие на личность именно в этой стадии (высоко-неравновесного детерминированного состояния) посредством обучения и воспитания реально обеспечивает эффективность внутрисистемных информационных перестроек в заданном направлении.

11 В данном случае имеется ввиду подчиненность деятельности

регуляторных систем физическим законам. Сознание, непо-

средственно осуществляющее регуляцию поведения и деятель-

ности при взаимодействии множества личностных характери-

Вариативный выбор пути развития в новом направлении и проявление соответствующего поведения личности обусловлен флуктуациями

9 10

(колебаниями) вблизи точек бифуркации . Физическая природа личностного выбора при активации смысложизненных исканий обусловлена закономерностями нелинейных процессов, которыми характеризуется самодействие системы личности как диссипативной, иерархически организованной, и требует дальнейшего изучения. Проявление индивидом личностного качества в преобразующей деятельности есть явление диссипации в сложноорганизованной системе (процесс рассеивания накопленной энергии). Таким образом, представление о личности как о диссипативной структуре представляет собой диагностическую и познавательную ценность.

Сложившиеся в прошлом динамические концепции и теории личности психоаналитического происхождения не предполагают экспериментально проверяемых переменных и единого категориального аппарата . Динамическая концепция личности в психологии исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и внешней средой создается структура личности13 [14, с. 276] Понятия, описывающие ядро личности, по оценкам психологов соответствуют сложным реальностям, с которыми нельзя обращаться как с независимыми переменными [Там же. С. 277]. Структура психической организации, лежащая в основе личности по Ж. Пиаже, П. Фресу и др. заключается в двух теоретических положениях: 1) взаимодействие между организмом и окружающей средой, особенно социальной, приводит к возникновению целостной организации, имеющей отчетливую центрацию (соответствующую субъективному ощущению

стик, располагает полной информацией об особенностях личности, ее индивидуальности. Подсознание, непосредственно осуществляющее регуляцию физиологических параметров, полностью информировано о механизмах функционирования организма.

12 Такие понятия как «Я». «Оно» и «Сверх-Я», составляющие главные основы структуры личности невозможно проверить в эксперименте (14, с. 277).

13 Основы теоретического изучения сложных динамических систем заложены А. Пуанкаре и Л. Эйлером в XIX в.

14 Фундаментальные переменные личности объективно выявляются методом факторного анализа.

«Я»); 2) возможно рассмотрение психоаналити-

„15

ческой модели, состоящей из трех инстанций только как грубое приближение к реальной структуре личности [Там же. С. 278].

Психофармакологическая модель человека, на наш взгляд, объединяет совокупность производных фракталов как компонент человеческой целостности и её состояний в системное единство. Динамика параметров такой системы определяется нелинейными эффектами, характером пересечения рефлексий и саморефлексий, ценностных универсалий субъектного порядка. В метатеоретическом анализе процессов и явлений неопределенности в человеческой целостности использование вероятностного подхода связано с концепцией размытости, ибо реальность, окружающая человека, характеризуется неопределенностью в том числе - процессами переходов из упорядоченных состояний к хаотическим. «Поскольку мозг способен отражать мир в его нечеткости, неопределенности... во многих ситуациях источником неопределенности служит не наличие неких случайных величин, а существование

класса явлений, которые не имеют строго опре-

16 п „

деленных границ» . Свойство неопределенности означает информационную неполноту в функционировании мышления, обеспечивающую такую черту мышления (в особенности образного) как многозначность. В связи с этим описание субстратной специфики живого предполагает обращение к теории диссипативности как ещё одному из гносеологических оснований исследования.

В социогуманитарной парадигме анализируются вышеназванные сферы, индивидуальность и субъективный мир личности, диалектичность её мышления как условие самореализации. Данное условие отражает логику возникновения и развития объекта, важную для познания его природы, и связано с классическим пониманием вероятности как «меры физической возможно-

17

сти» , или энергии, достаточной для реализации возможности. С позиции аксиоматического подхода вероятность — неотрицательная мера на некотором пространстве, подчинённом условиям нормировки18, т. е., динамический феномен.

15 Психоаналитическая (динамическая) модель личности иерар-хична (Id - Ego - Superego).

16 Князева Е. А., Курдюмов С. П. Указ. соч. С. 17.

Самоизменения и изменения ценностно-смысловой структуры сознания современного человека - основополагающие в его дальнейшей эволюции, они определяются единством факторов коммуникативного, технологического и социального характера. К таковым причислены «индивидуальное самосовершенствование и саморегуляция,.. возвышение его экзистенциальных смыслов» [6, с. 195]. В настоящее время антропология определяет человека как многоуровневую иерархическую систему [13, с. 862], феноменальные границы которой определяются духовными практиками, а понятие синергии [Там же. С. 867] мыслится как «фундамент цельной концепции человека, через которое исследуются состояния сознания. Синергийная антропология понимает человека как сложную и динамическую реальность, способную к преобразованию структуры бытия в энергийной, эссенциальной и виртуальной формах [13, с. 733]. Человеческие энергии как основа метафизического мира вовлекаются в целостную стратегию его пребывания в сущем и отдельные формы социализации.

Фрактальная нелинейность всех систем человека — нравственно-духовной, психической, эмоциональной, психологической и соматической в настоящем сводится к концепту «здоровье» [7, с. 295-296]. В этой «самости» [Там же.] отражаются особенности человеческой онтологии, её метафизическая специфичность, потребности которой влияют на изменение сложившихся представлений о лечебно-диагностической деятельности.

Поэтому особенности организации субстрата мировоззрения и проблема метафизических границ личности связаны, поскольку последние во многом суть отражение структурированности этого индивидуального субстрата, его ценностной сферы, в которой всё большее место занимает метакультура как система высших ценностей, знаний, экзистенциальных смыслов и технологий.

Таким образом, в современном понимании психофармакологическая модель человека представляет собой контур афинного типа, эпистеми-чески определяемый в рамках диагностического поля, детерминированного социокультурными,

17 Философия математики и технических наук. Под общ. ред.

проф. С. А. Лебедева: учеб. пособ. для вузов. М.: Академический Проект, 2006. С. 243.

18 Там же, С. 271.

природными особенностями, которые исследуются посредством синергетической методологии. Основой исследования и моделирования служит интегральный показатель состояния, получаемый методом динамичной субстратной рефлексии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. А. Интегративная (системная, семейная) соединительнотканная медицина: Т. 3. М. ЛЕНАРД, 2005. - 528 с. (Медику общей практики).

2. Арлычёв А. Н. Качественный аспект мира и его познание. - М.: Наука, 2001. - 280 с.

3. Волченко В. Н. Информационная модель сознания в номогенезе: философский, естественнонаучный и социально-психологический аспекты.// Сознание и физическая реальность. Т.4. - № 3. - 1999. С. 2939.

4. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Антропологическая субстратная составляющая фундаментальной социологической теории в модели воспитания и образования.// Регионология № 4 (№2 85). - Саранск. - 2013. -С. 93-95.

5. Данилов А. Биопсихосоциокультурная модель боли. // Врач, № 12. - 2009. - С. 5-8.

6. Дубровский Д.И. Природа человека, массовое сознание и глобальное будущее // Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: Материалы первой Всероссийской конференции, Белгород, 11-12 апреля 2013 г. / Под ред. Д. И. Дубровского,

С. М. Климовой. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2014. - С. 188-199.

7. Маджуга А. Г., Синицина И. А., Уварова Д. И. Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход. // Здоровье и образование, 2015. — С. 292-298.

8. Песоцкая Е. Н., Ивлиева Е. Н. Антропология духовности в наследии Луки Войно-Ясенецкого (социально-философский аспект). // Международный научный журнал «Инновационная наука». Научно-издательский центр ООО «Аэтерна». Уфа.- N° 6 /2015 — С. 130-134.

9. Петленко В. П. Основные методологические проблемы теории медицины. - Л.: Медицина, 1982. -191 с.

10. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. - К.: Ника-Центр, 2001. - 560 с.

11. Слесарев В. О. Теория и методология модели философского обеспечения практической медицины. - Саранск: Тип. "Красный Октябрь", 1998. - 200с.

12. Степанов А. М., Могилевский В. Д. Гомеоста-тические механизмы формирования модели сознания / А. М. Степанов, В. Д. Могилев-ский.//Сознание и физическая реальность. - Т. 2. - 1997. - № 2. - С. 6470.

13. Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / сост. отв. и науч. ред. С. С. Хоружего. М.: Прогресс-традиция, 2010. - 929 с.

14. Experimental psychology; Tr. from French. Collection scientific articles. Editor Fress R. and Puazhe Z., Editor Leontiev A.N., M. Progress 1975.- 289p.

NEW METHODS TO THE PROBLEM OF FORMATION A PERSON'S PSYHOPHARMACEUTIC MODEL IN THE STRUCTURE OF DIAGNOSTIC SYSTEMS (SYNER-GETIC ASPECT).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pesotskaya E. N, Inchina V.I., Selezneva N.M.

National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation.

Annotation. This article shows, that a personality an organism and process of inactivity, an organism and process of inactivity doctor's reflexies and a patient are corresponded as dissipative structures of different levels. Diagnosis process, as cognitive, is perfomed as substractive connection of cognitive structures into one regulative meta-system of an organism with a main role of the worldview which are determined by social culture natural specialities of an individual. Medical worldview is shown as a system and a cognitive basis of a medical cognition which is as quality theoretic systems in concrete diagnostic systems and they are appeared regularly; the process in the cognitive synergetic and connection with substractive tesaurus shows the cognitive action. Multidiciplinary shows about ontological lines of diagnostic field and the sign of their aphin, and are actual for formation of a new pcyhopharmaceutic model. Its gnoseological basis is a modern fractal structure of a person and unline synergetic methodology in the whole.

Keywords. Diagnosis process, diagnosis system, medical worldview, ontological line, aphin, metasystem, synergetic, pcyhopharmaceutic model, fractal.

REFERENCES

1. Alekseev AA. Integrative (system, family) connective tissue medicine: T. 3. M. Lenard, 2005. - 528 p. (Medical general practitioners).

2. Arlychev A.N. Qualitative aspect of the world and his knowledge. - M .: Nauka, 2001 - 280 p.

3. Volchenko V.N. Information model of consciousness in nomogenesis: philosophical, natural science, social and psychological aspects .// Consciousness and physical reality. T.4. - № 3. - 1999. P. 29-39.

4. Gagaev A.A. Gagaev P.A. Anthropological substrate component of the fundamental sociological theory in education models and education .// Regionology number 4 (number 85). - Saransk. - 2013. - P. 93-95.

5. Danilov A. Bio Psycho Socio Cultural model of pain. // Doctor, № 12. - 2009. - P. 5-8.6.

6. Dubrovsky D.I. Human nature, the mass consciousness and global future // Global Future 2045: Anthropological crisis. Convergent technologies. Transhumanist projects: Proceedings of the First All-Russian Federation Conference, Belgorod, 11-12 April 2013 / Ed. DI Dubrovsky, SM Klimova. M .: "Canon +" ROOI "Rehabilitation". 2014. - P. 188-199.

7. Madzhuga A.G., Sinitcina I.A.,Uvarova D.I., Human health as a multidimensional phenomenon: a fractal approach. // Health and Education, 2015. - P. 292-298.

8. Pesotskaya E.N. Ivlieva E.N. Anthropology spirituality heritage Luke Voyno-Yasenetsky (social-philosophical aspect). // International Journal "Innovative science." "Aeterna" Scientific Publishing Center LLC. Ufa.-Number 6/2015 - P. 130-1349.Petlenko V.P. Main methodological problems of the theory of medicine. - L .: Medicine, 1982. - 191 p.

9. Russell B. Human Knowledge: Its Scope and Limits: Per. from English. - K .: Nika-Tsentr, 2001. - 560 p.

10. Slesarev V.O. Theory and Methodology of philosophical models provide practical medicine. - Saransk: Type. "Red October", 1998. - 200c

11. Stepanov A.M., Mogilev VD homeostatic mechanisms of the model of consciousness / AM Stepanov, VD Mogilev-sky .// consciousness and physical reality. - T. 2. - 1997. - № 2. - P. 64-70.

12. Fonar Diogenes. Draft synergetic anthropology in modern humanitarian context / comp. holes. and scientific. Ed. SS Khoruzhiy. M .: Progress-Tradition, 2010. -929 p.

13. Experimental psychology; Tr. from French. Collection scientific articles. Editor Fress R. and Puazhe Z., Editor Leontiev A.N., M. Progress 1975.- 289p.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.