Вопросы гуманизации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров Белова С. И.1, Деза Е. И.2
ьелова Светлана Ивановна /Belova Svetlana Ivanovna - старший преподаватель, кафедра общей психологии и педагогики, факультет гуманитарных наук,
Университет Российской академии образования;
2Деза Елена Ивановна /Deza Elena Ivanovna - доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретической информатики и дискретной математики, математический факультет,
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов, осуществляемой на основе концепции гуманизации образования, основных положений культурологического и интегративного подходов к организации образовательного процесса, принципов профессиональной направленности и фундаментализации обучения.
Abstract: in this article some questions of the organization of the professional training of future psychologists and teachers are carried out on the basis of the concept of the humanization of education. Basic provisions of the cultorological and the integrative approaches to the organization of educational process, the principles of the professional orientation and the fundamentaliziation of training are considered.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования, культурологический подход, интегративный подход, профессиональная направленность образования, фундаментализация образования.
Keywords: personal orientation of education, humanization of education, culturological approach, integrative approach, professional orientation, fundamentalization.
Социокультурная ситуация в современном мире характеризуется рядом важнейших тенденций, которые существенным образом влияют на развитие культуры, науки и образования. К ним, помимо глобализации и информатизации, относится смена научных парадигм, изменение роли науки в обществе: ценность науки, рассматриваемой как часть мировой культуры, определяется мерой ее «очеловечивания», то есть степенью соответствия новых научных результатов запросам общества и потребностям личности.
В этих условиях педагогическая наука переходит к новой методологии, направленной на развитие личности, на наиболее полное раскрытие творческого потенциала обучающегося. Другими словами, происходит переход к личностно-развивающему типу образования, основанному на обращенности к подлинному, реальному «Я» человека, к внедрению в практику школы личностно-развивающей дидактики (А. Г. Асмолов, Б. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко, В. С. Леднев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.). Это подразумевает направленность образовательного процесса на формирование культурно развитого человека, знающего и любящего свой язык, историю своего народа, культуру своей страны и региона, уважающего другие народы и их культуру. Для реализации такого образования необходимо осознание обучающимся универсальности общечеловеческих ценностей.
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования, основанной на утверждении отношения к человеку как высшей ценности бытия. Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности в пространстве современной культуры, создания гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств. Гуманитаризация образования предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса дополняют друг друга и рассматриваются во взаимосвязи. Гуманизация как перспективное направление педагогической науки опирается на положения гуманистической парадигмы образования и воспитания (Ш. А. Амонашвили, М. Н. Дудина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), концепции гуманистической природы педагогики (М. В. Богуславский, Л. А. Степашко), идеи гуманитаризации науки (В. С. Библер, В. С. Степин, В. С. Швырев).
Реализация гуманистической парадигмы невозможна без актуализации культурологического
подхода к образованию (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Т. А. Китайгородская, А. Н. Ростовцев, В. А. Сластенин и др.). Суть его состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Такой подход способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей, сближению образования с повседневной жизнью, созданию единого уклада жизни школы и семьи, воспитанию в рамках родной культуры и в диалоге с другими культурами, гармонизации интересов общества, школы и личности. Культура как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» концентрирует лучший социальный опыт множества поколений
людей, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
Преодоление дегуманизации образования неразрывно связано и с использованием интегративного подхода, вытекающего из общих идей системного и целостного подходов и основывающегося на положении о том, что в современных условиях определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция. Современное образование должно опираться на системные знания, которые могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на формирование творческой личности, целостно воспринимающей мир. В этих условиях возрастает роль интегративных междисциплинарных курсов, основополагающими задачами которых являются формирование у студентов целостного представления о науке, выработка у них интегрального типа познания. Сегодня интегративный подход находится в стадии активной разработки. Исследованию его общетеоретических основ посвящены работы Г. И. Батуриной, Б. Г. Гершунского, Э. Н. Гусинского и др.; интегративные подходы к управлению образованием рассматривают А. В.Золотарева, Л. А. Марченко, Б. З. Мильнер и др.; психолого-педагогические и содержательные аспекты проблематики отражены в трудах В. И. Алексеева, В. А. Игнатовой, С. И. Назаровой, А. Л. Чекина и др.
Тесно связана с принципом гуманизации и концепция профессионально-ориентированного подхода к обучению, опирающаяся на требование организации учебного процесса с учетом профессиональной специализации и направленная на формирование у обучающихся профессиональных компетенций и установок (В. И. Загвязинский, Г. Л. Луканкин, М. И. Махмутов, А. Г. Мордкович, П. И. Пидкасистый, Г. И. Саранцев, Л. М. Фридман, Г. Г. Хамов и др.). Это особенно актуально для современного уровневого высшего образования, целью которого является подготовка специалиста новой формации, высококвалифицированного, компетентного, мобильного, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией на уровне международных стандартов.
Одним из основных направлений модернизации образования в России является его фундаментализация (М. В. Буланова-Топоркова, Е. И. Деза [1], A. M. Кочнев, И. В. Левченко, В. Л. Матросов, В. А. Садовничий, В. А. Тестов, В. В. Филиппов и др.). В основе фундаментализации лежит идея единства мира, проявляющаяся во всеобщей взаимосвязи неживого, живого, духовного, в единстве культурной, научной и практической сфер цивилизации. Главной задачей фундаментализации образования является преодоление разобщения двух компонентов культуры - естественнонаучной и гуманитарной - путем их взаимопроникновения и взаимообогащения. В процесс фундаментализации могут и должны быть вовлечены почти все вузовские дисциплины, реализуя на практике интеграцию гуманитарной и фундаментальной составляющих образования.
Гуманизация образовательного процесса, опирающаяся на основные положения культурологического и профессионально-ориентированного подходов, особенно актуальна для студентов, избравших для изучения психологические или педагогические науки, в частности, направления подготовки (НП) 37.03.01 (37.04.01) «Психология» и 44.03.02 (44.04.03) «Психолого-педагогическое образование» (уровни бакалавриата и магистратуры, соответственно). Будущие психологи связаны с указанной проблематикой не только как члены современного общества, но и в силу специфики выбранной специальности: деятельность психолога касается сферы человеческих отношений в самых разных контекстах.
С целью повышения личностной и профессиональной адаптации студентов-психологов к современной поликультурной реальности, расширения диапазона и повышения эффективности их профессиональной подготовки, был разработан курс «Кросс-культурные отношения» [2]. Задачей курса является формирование профессионально-личностных качеств, востребованных в деятельности психолога в контексте межэтнической проблематики: эмпатии, рефлексии, способности к сопереживанию, соучастию, проявлению интереса к другим людям на основе общечеловеческих интересов и ценностей. Он направлен на развитие у студентов черт мультикультурной личности, на освоение норм и правил общегуманистической этики. В ходе обучения формируется осознание того, что позитивный диалог возможен лишь при условии высокой культурной и психологической компетентности его участников, подразумевающей, по выражению А.Г. Асмолова, «уважение права другого быть другим». Курс прививает интерес к чужим традициям, поведению, нормам жизни; формирует понимание многообразия и самобытности культур; развивает культурную эрудированность и информированность, межэтническую тактичность в общении.
Курс состоит из четырех проблемных блоков: феномен культуры (рассмотренный в кросс -культурном ключе); многообразие, сходство и различие культур (классифицированные с опорой на этнический, национальный и цивилизационный уровни культуры); понятие межэтнической толерантности (основанное на принятии людей, относящихся к другим культурам как к равноправным членам культурного сообщества, на воспитании черт мультикультурной личности); практическая часть курса (психодиагностика, групповая дискуссия).
На протяжении ряда лет курс читается студентам-психологам факультета гуманитарных наук УРАО; его элементы используются и при чтении дисциплины «Психология» студентам, обучающимся в УРАО на филологическом, юридическом, художественном, журналистском НП. Результаты психодиагностической работы, проводящейся по окончании курса, доказывают эффективность предлагаемой в нем образовательной технологии формирования высокого уровня кросс -культурной компетентности
студентов. Опыт показывает, что данный курс является гибкой обучающей программой и может быть использован как для различных образовательных форматов (лекций, практических занятий, тренингов), так и для различных целевых образовательных групп (студентов психологических и педагогических НП, других НП гуманитарного цикла: юристов, журналистов, филологов, социологов и т.д.).
Для студентов, выбравших математические и естественные науки, в частности, направления подготовки 01.03.01 (01.04.01) «Математика», а также соответствующие профили направления подготовки 44.03.01 (44.04.01) «Педагогическое образование», гуманизация обучения опирается, прежде всего, на интегративность и фундаментализацию образования. Большую роль здесь играют междисциплинарные интегрированные курсы - база для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым специализациям.
Примером такого курса может служить курс по выбору «Избранные главы теории расстояний и метрик», поскольку понятие метрики (расстояния) является одним из основополагающих не только в математике и в науке в целом, но и во всем человеческом бытии. Содержательной основой курса служит «Энциклопедический словарь расстояний» [3]. Данный курс выполняет несколько важных функций. Прежде всего, он позволяет открывать новые, не замеченные ранее связи между математическими объектами, разделами и теориями (функция интегративности). Это помогает систематизации уже имеющихся у студента знаний (функция систематизации). При этом важно установить такой «интегральный» взгляд на изученные ранее отдельно друг от друга разделы математики (функция установления внутри-и-межпредметных связей). Возможность установления связей такого рода трудно переоценить, поскольку они позволяют сформировать представление о математике как об осмысленной единой конструкции, а не как о хаотичном нагромождении, не связанных между собой фактов (функция осмысления). Кроме систематизации и осмысления можно говорить и о выделении базового ядра системы математических знаний (функция фундаментализации). Оказывается, что изученные ранее отдельно друг от друга разделы представляют собой частные случаи одной и той же теории, и понимание этого факта, знание общих принципов позволяет значительно упростить хранение и использование информации. Чем быстрее сложится у студента свой общий взгляд на математику, тем лучше для его дальнейшей профессиональной деятельности. По крайней мере, необходимо научить студента видеть таким образом математику школьную (функция профессиональной ориентации), что также требует интеграции багажа его математических знаний.
Анализ результатов многолетнего использования курса на математическом факультете МИГУ, в Московском независимом университете, в педагогическом колледже «Арбат» позволяет судить об его эффективности и востребованности в практике работы современной школы, свидетельствует об актуальности дальнейших дидактических разработок такого рода.
Литература
1. Деза Е.И. Особенности реализации концепции создания индивидуальных траекторий фундаментальной подготовки учителя математики в условиях вариативного образования // Наука и школа. - 2012. - № 2. -С. 28 - 34.
2. Белова С.И. Обучающий курс «Кросс-культурные отношения» как основа понимания принципов и выработки навыков позитивного межэтнического общения. Психология общения и доверия: методология, теория и практика / Материалы и доклады к конференции. - М.: УРАО, 2014. С. 439-440.
3. Деза Е.И., Деза М.М. Энциклопедический словарь расстояний.- М.: Наука, 2008. - 444 с.