Научная статья на тему 'Исследование компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов'

Исследование компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCES OF AREA OF THE CROSS-CULTURAL RELATIONS / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ / ETHNIC INDIFFERENCE / ЭТНОЭГОИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ АФФИЛИАЦИЯ / ETHNIC AFFILIATION / ETHNOEGOISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деза Е. И., Белова С. И.

В статье рассматривается проблема формирования компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов. Отмечена особая роль формирования данных компетенций в контексте современных требований к высшему психологическому образованию. Выделено место этих компетенций в структуре общекультурных и профессиональных компетенций современной подготовки студентов-психологов. Авторами проведен теоретический анализ подходов к понятию и структуре кросс-культурной компетентности. Раскрыта сущностная характеристика компетенций в области кросс-культурных отношений. Разработан системный блок личностных свойств и качеств, определяющих уровень сформированности данных компетенций у студента и включающий: тип этнической идентичности; уровень этнической толерантности; уровень социальной дистанции от культур этносов, с которыми приходится часто сталкиваться при профессиональном и личном общении; выраженность мотива этнической аффилиации; общую культурологическую осведомленность. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению курса «Психология кросс-культурных отношений», описаны методики, позволяющие определить ее эффективность. На основании полученной положительной динамики по всем показателям, определяющим уровень кросс-культурной компетентности у студентов, авторы делают вывод о необходимости дальнейших теоретико-педагогических, содержательных и методико-технологических разработок в области формирования кросс-культурной компетентности будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деза Е. И., Белова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INVESTIGATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF CROSS-CULTURAL RELATIONS FOR PSYCHOLOGY STUDENTS

In the article the problem of formation of the cross-cultural competence at psychology students is considered. The special role of formation of this competence in the context of modern requirements to the psychological education is noted. The place of this competence in the structure of professional competences of psychology students is allocated. The theoretical analysis of approaches to the concept and the structure of the cross-cultural competence are carried out. Its intrinsic characteristic is opened. The system of personal properties and qualities determining the level of formation of this competence is developed: type of ethnic identity; level of ethnic tolerance; level of a social distance from cultures of different ethnic groups; expressiveness of motive of an ethnic affiliation; general culturological awareness. The Results of the experimental work as an introduction of the course «Psychology of the Cross-cultural Relations» are given, the techniques checking its efficiency are described. On the basis of the received positive dynamics on all indicators determining the level of cross-cultural competence at students the conclusion is drawn on need of further pedagogical and technological development in the field of formation of cross-cultural competence for future psychologists.

Текст научной работы на тему «Исследование компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов»

Е.И. Деза, доктор пед. наук, доцент,

профессор кафедры теоретической информатики

и дискретной математики,

Московский педагогический

государственный университет,

С.И. Белова, ст. преподаватель,

кафедра общей психологии и педагогики,

Университет Российской академии образования,

г. Москва, Россия,

Elena.Deza@gmail.com

belova.msk@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

В статье рассматривается проблема формирования компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов. Отмечена особая роль формирования данных компетенций в контексте современных требований к высшему психологическому образованию. Выделено место этих компетенций в структуре общекультурных и профессиональных компетенций современной подготовки студентов-психологов. Авторами проведен теоретический анализ подходов к понятию и структуре кросс-культурной компетентности. Раскрыта сущностная характеристика компетенций в области кросс-культурных отношений. Разработан системный блок личностных свойств и качеств, определяющих уровень сформированности данных компетенций у студента и включающий: тип этнической идентичности; уровень этнической толерантности; уровень социальной дистанции от культур этносов, с которыми приходится часто сталкиваться при профессиональном и личном общении; выраженность мотива этнической аффилиации; общую культурологическую осведомленность. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению курса «Психология кросс-культурных отношений», описаны методики, позволяющие определить ее эффективность. На основании полученной положительной динамики по всем показателям, определяющим уровень кросс-культурной компетентности у студентов, авторы делают вывод о необходимости дальнейших теоретико-педагогических, содержательных и методико-технологическихразработок в области формирования кросс-культурной компетентности будущих психологов. Ключевые слова: психологическое образование, компетентностный подход, профессиональные компетенции, компетенции в области кросс-культурных отношений, кросс-культурная компетенция, этническая толерантность, этническая идентичность, этническая индифферентность, этноэгоизм, этническая аффилиация.

В современном мире кросс-культурное направление стало одним из активно развивающихся методологических и практических полей. Актуально это и для России, которая всегда была поликультурным сообществом. Эта многоаспектная проблема может и должна решаться государством на разных уровнях и в разных областях, в том числе и в сфере высшего образования.

В настоящее время интенсивно идет процесс корректировки целей и содержания, форм и методов обучения. В частности, возросло количество психолого-педагоги-

ческих исследований, связанных с кросс-культурными отношениями и межэтнической толерантностью (А.Г. Асмолов, Н.А. Баранова, С.И. Белова, Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева и др.). Широкое применение в педагогической теории и практике получил компетентностный подход (В.И. Байден-ко, А.А. Вербицкий, Е.И. Деза, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур и др.). Именно он лег в основу построения современной системы целей высшего образования.

Сущность и структуру кросс-культурной компетентности исследовали многие

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

авторы (Л.С. Илюшин, А.Т. Колосовская, М.Н. Лебедева, И.Н. Циборева и другие). Несмотря на разнообразие терминов и трактовок этого феномена (многокультурная компетент- : ность, компетентность многообразия культур, кросс-культурная эффективность и другие), перечисленные понятия являются синонимичными. Все авторы рассматривают его как интегральное качество личности, включающее : в себя знания об особенностях разных культур, готовность и умение правильно воспринимать кросс-культурную информацию, позитивный настрой на общение с представителями других культур, высокий уровень эмпатии и межэтнической толерантности1.

Наше исследование направлено на изучение компетенций в области кросс-культурных отношений у студентов-психологов, которые связаны с этой проблематикой не только как члены полиэтнического общества, но и в силу специфики своей специальности.

К компетенциям в области кросс-культурных отношений мы относим ряд общекультурных и профессиональных компетенций, зафиксированных в ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»: способность к коммуникации на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4)2.

Однако, учитывая социальный заказ на подготовку специалистов с высоким уровнем компетентности в области кросс-культурных отношений, мы считаем необходимым выделение и целенаправленное формирование

Среди опрошенных студентов преобладают позитивная этническая идентичность (53,5%), этноэгоизм (28,3%) и этническая индифферентность (18,2%), причем крайних позиций (этнонигилизм и этнофанатизм) не зафиксировано.

Позитивная этническая идентичность носит характер нормы, задавая оптимальный баланс толерантности по отношению к разным этническим группам.

специальной кросс-культурной компетенции — интегративного свойства личности, характеризующегося таким взаимодействием когнитивного, эмоционального, мотиваци-онного, волевого и поведенческого компонентов психической деятельности, которое обеспечивает успешное функционирование в профессии и эффективное социально-ролевое поведение в условиях современной полиэтнической реаль-= ности3. Такой подход требует формирования системного блока личностных свойств и качеств, определяющих уровень кросс-культурной компетенции: тип этнической идентичности; уровень этнической толерантности; уровень социальной дистанции от культур этносов, с которыми приходится сталкиваться; выраженность мотива этнической аффилиации; общая культурологическая осведомленность.

Выборку исследования по оценке и повышению уровня сформированности кросс-культурной компетенции составили 175 студентов-психологов Университета Российской академии образования. В исследовании были использованы тест «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), тест «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухла-ев, Л.А. Шайгерова); методика «Этническая аффилиация» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), экспресс-опросник «Факторы, способствующие успешным кросс-культурным отношениям».

По итогам констатирующего этапа эксперимента, можно утверждать, что среди опрошенных студентов преобладают позитивная этническая идентичность (53,5%), этноэгоизм (28,3%) и этническая индифферентность (18,2%), причем крайних позиций (этнонигилизм и этнофана-тизм) не зафиксировано. Позитивная этническая идентичность носит характер нормы, задавая оптимальный баланс толерантности по отношению к разным этническим группам. Отступления от нормы,

дискуссия

журнал научных публикаций

наблюдающиеся в данной выборке (в сторону этноэгоизма и этнической индифферентности), свидетельствуют о необходимости дополнительной психолого-педагогической работы на этапе форми- .

рующего эксперимента.

Согласно результатам теста «Индекс толерантности», большинство студентов (64%) демонстрируют средний уровень этнической толерантности; высокий уровень зафиксирован только у 11% респондентов. Для студентов со средним и низким уровнем толерантности характерно проявление как толерантных, так и интолерантных черт, и в некоторых ситуациях они могут вести себя нетерпимо; они нуждаются в дальнейшем психолого-педагогическом воздействии в ходе формирующего эксперимента.

С помощью методики «Этническая аффилиация» была определена выраженность мотива этноаффилиации на базе трех критериев (Г. Триандис): подчинения индивидуальных целей групповым; выражен-

Психолого-педагогическое значение исследования заключается в том, что оно помогло выявить факторы повышения личностной и профессиональной рефлексии студентов-психологов по отношению к окружающей их поликультурной реальности, осознания и признания необходимости развития компетенций в области кросс-культурных отношений, что расширяет диапазон межличностных и культурных связей.

ной идентификации со своей этнической группой; восприятия себя как части группы, а группы — как продолжения самого себя. Оказалось, что у опрошенных преобладает низкая потребность в этнической аффиля-ции. У 52% респондентов доминируют «анти-этноаффилиативные тенденции», их можно отнести к идеоцент-рическим личностям, у которых выражены индивидуалистические установки, а не группо-центрические ориентации. 31% респондентов демонстрируют высокую потребность в этнической аффиляции, их можно отнести к ал-лоцентрическим личностям, для которых важна ассоциация со своим этносом. У 12% исследуемых студентов этноаффилиация выражена в средней степени.

Формирующий эксперимент осуществлялся в ходе изучения авторского курса «Психология кросс-культурных отношений»4. Диагностические замеры, проведенные на той же выборке студентов после его

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

завершения, показали репрезентативность реализованной психолого-педагогической программы. Положительная динамика формирования кросс-культурной компетенции представлена следующими показателями: позитивная этническая идентичность — 71,5%; этноэгоизм — 11,4; этническая индифферентность — 17,1; высокий уровень этнической толерантности — 14,1; средний уровень этнической толерантности — 75,3% респондентов. Положительная динамика зафиксирована и по показателям этнической аффилиации: высокая этническая аф-филиация после прохождения обучающего курса наблюдалась у 56% студентов.

Представленные результаты психодиагностики активно обсуждались со студентами в ходе групповой дискуссии. Психо л ого-педагогическая значение исследования с последующим обсуждением полученных результатов заключается в выявлении факторов повышения личностной и профессиональной рефлексии студентов-психологов по отношению к окружающей их поликультурной реальности, осознания необходимости развития компетенций в области кросс-культурных отношений, признания того, что это будет способствовать расширению диапазона межличностных и культурных связей и повышению эффективности их профессиональной подготовки.

Таким образом, результаты проведенного авторами исследования свидетельствуют о достигнутой положительной динамике по всем показателям, определяющим уро-

вень кросс-культурной компетентности студентов и позволяют сделать вывод о необходимости дальнейших теоретико-педагогических и методико-технологических разработок в этой области, -'(jj

Литература

1. См.: Белова С.И. Психологические аспекты формирования представлений о кросс-культурных взаимоотношениях у студентов // Модернизация образования: проблемы, концепции, реальность / сб. статей Международной конференции. М.: УРАО, 2011. С. 120—124; Колосовская Т.А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей / дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 195 с.; Ци-борева И.Н. Формирование кросс-культурной коммуникативной компетентности студентов: учебно-методическое пособие для преподавателей английского языка. М., 2011. 71 с.

2. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_14/m946.html (дата обращения 31.03.2015).

3. Деза Е.И. Уровневая модель предметно-профессиональных компетенций учителя математики // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. C. 30-37.

4. Белова С.И. Психологические аспекты формирования представлений о кросс-культурных взаимоотношениях у студентов // Модернизация образования: проблемы, концепции, реальность / сб. статей Международной конференции. Москва, УРАО, 2011. С. 120-124.

AN INVESTIGATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF CROSS-CULTURAL RELATIONS FOR PSYCHOLOGY STUDENTS

E. I. Deza, Doctor of pedagogy, Docent, Professor, The department of theoretical informatics and discrete mathematics, Moscow State Pedagogical University, S. I. Belova, senior lecturer, The department of common psychology and pedagogy, University of Russian Academy of Education, Moscow, Russia, Elena.Deza@gmail.com belova.msk@yandex.ru

In the article the problem of formation of the cross-cultural competence at psychology students is considered. The special role of formation of this competence in the context of modern requirements to the psychological education is noted. The place of this competence in the structure of professional competences of psychology students is allocated. The theoretical analysis of approaches to the concept and the structure of the cross-cultural competence are carried out. Its intrinsic characteristic is opened. The system of personal properties and qualities determining the level of formation of this competence is developed: type of ethnic identity; level of ethnic tolerance; level of a social distance from cultures of different ethnic groups; expressiveness of motive of

an ethnic affiliation; general culturological awareness. The Results of the experimental work as an introduction of the course «Psychology of the Cross-cultural Relations» are given, the techniques checking its efficiency are described. On the basis of the received positive dynamics on all indicators determining the level of cross-cultural competence at students the conclusion is drawn on need offurther pedagogical and technological development in the field offormation of cross-cultural competence for future psychologists.

Key words: psychological education, competence-based approach, professional competences, competences of area of the cross-cultural relations, cross-cultural competence, ethnic tolerance, ethnic identity, ethnic indifference, ethnoegoism, ethnic affiliation.

References

1. Belova S.I. Psikhologicheskie aspekty formirovaniia predstavlenii o kross-kul'turnykh vzaimootnosheniiakh u studentov [Psychological aspects of the formation of ideas about cross-cultural relationships among students]. Modernizatsiia obrazovaniia: problemy, kontsept-sii, real'nost': Sbornik statei Mezhdunarodnoi konferen-tsii [Modernization of education: problems, concepts, and reality: collected papers of the International conference]. Moscow, URAO Publ., 2011, pp. 120-124; Ko-losovskaia T.A. Formirovanie kross-kul'turnoi kompetent-nostibudushchikh uchitelei: Dis. ... kand. ped. nauk [The formation of cross-cultural competence of future teachers. Candidate of ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2006. 195 p.; Tsiboreva I.N. Formirovanie kross-kul'turnoi kommunikativnoi kompetentnosti studentov: uchebno-metodicheskoe posobie dlia prepodavatelei angliiskogo iazyka [The formation of cross-cultural communicative competence of students: a teaching guide for teachers of English]. Moscow, 2011. 71 p.

2. Federal educational standard of higher education in the field of training 37.03.01 "Psychology" (undergraduate level) (in Russian). Available at: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m946.html (accessed 31.03.2015).

3. Deza E.I. Urovnevaia model' predmetno-professio-nal'nykh kompetentsii uchitelia matematiki [Layered model of subject and professional competencies of a mathematics teacher]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical education and science, 2012, no. 3, pp. 30—37.

4. Belova S.I. Psikhologicheskie aspekty formirovaniia predstavlenii o kross-kul'turnykh vzaimootnosheniiakh u studentov [Psychological aspects of the formation of ideas about cross-cultural relationships among students]. Modernizatsiia obrazovaniia: problemy, kontseptsii, real'nost': Sbornik statei Mezhdunarodnoi konferentsii [Modernization of education: problems, concepts, and reality: collected papers of the International conference]. Moscow, URAO Publ., 2011, pp. 120-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.