Научная статья на тему 'Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики республики Адыгея'

Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКСС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКАС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беданоков Шумаф Дзульевич

В статье представлен материал, отражающий роль и место агропромышленного комплекса в региональной экономике, представлены основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики Республики Адыгея в современных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики республики Адыгея»

УДК 338.436.33(470.621) ББК 65.9(2)32-5 Б-38

Беданоков Шумаф Дзульевич, старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, т.: 8(8772)526320.

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

(рецензирована)

В статье представлен материал, отражающий роль и место агропромышленного комплекса в региональной экономике, представлены основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики Республики Адыгея в современных условиях хозяйствования.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, региональная экономика, государственное регулирование.

Bedanokov Shumaf Dzulevich, senior lecturer of the Department of Algebra and Geometry of the Faculty of Mathematics and Computer Science, Adyghe State University, tel. :8 (8772) 526320.

TO THE STATE REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY IN THE

REPUBLIC ADYGHEA

The article presents material reflecting the role and place of agriculture in the regional economy, the main directions of state regulation of agrarian sector of the economy of the Republic of Adyghea in the current economic conditions.

Key words: agro-industry, regional economics, government regulation.

Современная экономическая ситуация предполагает исследование возникающих проблем с позиций не только «точечной» экономики, но и государственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с её значительными внутренними различиями, которые могут повлиять на формы проявления тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства, функционировании отраслей народного хозяйства и формировании региональных рынков. Поэтому и возникает необходимость рассмотрения рыночных отношений в их региональных формах.

Агропромышленный комплекс является основой развития региональной экономики и составляет с ней единое целое, одним из основных элементов региональной экономики. Роль аграрного сектора обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и экономической безопасности региона.

Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность зависит от структурной, инвестиционной, социальной, природоохранной, финансовой, внешнеэкономической, правовых региональных политик. Сбалансированность этих политик является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики.

Устойчивое развитие региональной экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности, составляющих в совокупности мероприятия по государственному регулированию экономики.

Одним из элементов государственного регулирования, фактором, определяющим планомерное развитие отраслей АПК являются организационно-экономические механизмы, включающие в себя: прогнозирование и планирование, систему управления, экономические отношения, экономическое стимулирование, социальное развитие и кадры.

Регулирование отношений между предприятиями агропромышленного комплекса является сложной и многогранной проблемой. Один из путей выхода из кризиса в сельском хозяйстве видится через совершенствование методов государственного регулирования экономики, с восстановлением и поддержанием условий не только простого, но и расширенного воспроизводства основных средств, социальной инфраструктуры села. Государственное регулирование можно определить как юридическую, экономическую, социальную, идеологическую деятельность государственных органов, направленную на содействие эффективному функционированию рыночной экономики. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного регулирования зависят от конкретной экономической обстановки, характера и масштабов решаемых задач.

Государственная политика по отношению к воспроизводству заключается в непосредственном вмешательстве в экономику, в регулировании экономической деятельности. Всё многообразие государственных рычагов сводится в конечном итоге к достижению максимального производства прибавочного продукта и распределению его с учетом интересов всех слоев населения.

Назрела необходимость комплексного анализа проблем российского сельскохозяйственного производства, т.к. период рыночной трансформации экономики России в сфере сельского хозяйства можно оценить как разрушительный. Не созданы условия стабилизации и развития производства, снизилась доля производимой продукции в ВВП страны, парк тракторов и сельскохозяйственных машин не обеспечивает проведение основных сельскохозяйственных работ и характеризуется высоким износом. Серьезные нарушения почвенного плодородия, большая площадь необрабатываемой пашни, недопустимо низкий уровень оплаты труда основных категорий работников сельскохозяйственных предприятий осложняют положение аграрного сектора экономики.

Объективная необходимость госрегулирования сельского хозяйства обусловлена и другими причинами, среди которых важнейшими выступают необходимость обеспечения продовольственной безопасности, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Пути выхода из этого состояния находятся в рыночной сфере с присущими ей специфическими инструментами оздоровления экономики, но необходимы и государственная поддержка, и меры государственного регулирования развития агро-промышленного комплекса.

В это же время существующий механизм государственной поддержки на федеральном и региональном уровне АПК имеет недостатки: значительная часть функций поддержки АПК выполняется на федеральном уровне, что приводит к потере адресности поддержки; поддержка не имеет нормативного законодательно утвержденного механизма, она не связана с требованиями гарантированного обеспечения доходности сельскохозяйственного производства и осуществляется в большей степени стихийно, по остаточному принципу; сам механизм государственной поддержки негибкий и не учитывает потенциальные возможности сельхозтоваропроизводителей, не является стимулирующим [2].

Так как развитие аграрного сектора экономики должно происходить системно, комплексно, то для реализации основных приоритетных направлений необходим соответствующий механизм, он определяется в первую очередь задачами, стоящими перед отраслями АПК. Перед сельским хозяйством Республики Адыгея стоят оперативные и стратегические задачи (см. рис. 1).

Рис. 1. Цели и задачи, стоящие перед АПК Республики Адыгея, и средства их реализации

Оперативные задачи связаны с обеспечением бесперебойного и эффективного процесса производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение года, стратегические - с обеспечением стабильного экономического роста. Для их решения необходимы финансовые ресурсы, которые составляют, соответственно, оперативный и стратегический бюджет. Оперативный бюджет - это собственные финансовые ресурсы сельскохозяйственных предприятий, а также ресурсы, находящиеся в распоряжении функциональных подразделений АПК.

Для обеспечения стратегического бюджета финансовыми ресурсами необходимо использовать «точки роста», т.е. предприятия, входящие в состав АПК, которые уже сейчас работают стабильно и устойчиво. Формирование последних возможно на базе племенных опытно-производственных хозяйств, перерабатывающих предприятий. Сюда же необходимо направлять имеющиеся кредитные и инвестиционные ресурсы, так как именно эти предприятия осуществляют процесс производства на интенсивной основе [1].

Структура экономического механизма может включать основные подсистемы: индикативное планирование, управление, финансирование.

Каждая из них выполняет определенные функции посредством конкретных методов и экономических инструментов. Эффективность и согласованность функционирования каждой из подсистем в конечном итоге будут определять эффективность и действенность экономического механизма в целом.

Особое место в системе экономического механизма республиканского сельского хозяйства принадлежит индикативному планированию, целью которого является обоснование стратегии развития, ориентация деятельности товаропроизводителей на использование современной техники и технологии, формирование системы информации о конъюнктуре рынка. Инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер.

Индикативное планирование должно применяться на всех уровнях управления в целях избежание нерациональных затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Индикативные планы позволяют предсказать положительные последствия принимаемых решений, а также ограничивают в разумной мере рыночные отношения.

В целом система государственного регулирования и поддержки должна базироваться на целевом программном подходе с тем, чтобы учитывать региональные особенности и условия, стимулировать более приоритетные направления развития производства, формировать многоукладную экономику, представленную государственным и кооперативным секторами, сектором крестьянских и личных подсобных хозяйств, обеспечить стабилизацию сельхозтоваропроизводителей путем их финансового оздоровления (списание просроченной задолженности, использование налоговых льгот убыточным предприятиям, льготного кредитования, страхования)[2].

Наиболее активными и вместе с тем непринудительными формами государственного регулирования призваны стать сельскохозяйственные региональные программы, тесно увязанные с разработкой систем ведения агропромышленного производства. Участие в них

хозяйствующих субъектов добровольное, однако, любая предлагаемая государством программа должна содержать такие стимулы и ограничения, сочетание которых позволяет каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю и его посредникам самостоятельно решать вопрос о своем участии в ней.

Программы поддержки и развития агропромышленного комплекса должны носить краткосрочный характер, строиться на мониторинге региональных факторов развития АПК: географических, природно-климатических, социально-экономических, демографических и т.д. Разработка концепций, программ, необходимых нормативно -правовых документов, а также различных организационных мероприятий развития приоритетных отраслей АПК, требует тщательного регионального мониторингового наблюдения, прогноза на достаточно высоком уровне, институциональных преобразований. Мониторинг предусматривает системный анализ основных индикаторов социально-экономического развития республики, выявление негативных тенденций и выработку рекомендаций по устранению факторов, препятствующих осуществлению поставленных целей и задач.

Говоря о государственной поддержке агропромышленного комплекса следует отметить, что в начале проведения реформы в аграрном секторе была провозглашена политика многоукладности аграрного сектора и создания равных условий хозяйствования для всех укладов. В программах развития АПК за последние 15 лет эти условия декларировались, но никогда не обеспечивались. В действительности аграрная политика направлена на поддержку крупного бизнеса и ограничение малого. Поэтому система дотаций и компенсаций из федерального бюджета ориентирована практически на крупных производителей. Личные подсобные хозяйства лишены такой поддержки, о них даже нет упоминания в Бюджетном кодексе РФ, поэтому им не выделяются бюджетные деньги. Крестьянские (фермерские) хозяйства в начале реформы получали стартовые бюджетные кредиты, но в последующие годы эта поддержка была сведена на нет [3].

В то же время сельское хозяйство как отрасль до сих пор функционирует в условиях так называемых "мягких бюджетных ограничений", т.е. государство постоянно изыскивает возможность выделять запрашиваемые средства, за фактическое освоение которых спрос бывает не очень жестким. Помимо плановых финансовых вливаний осуществляется и разовая поддержка отрасли в случае возникновения непредвиденных событий (засуха, наводнение, заморозки, эпидемические заболевания скота и птицы и др.).

В сложившихся кризисных условиях приоритетными направлениями регулирования состояния отрасли с целью обеспечения ее устойчивого развития, стабилизации доходов сельхозтоваропроизводителей, восстановления социальной инфраструктуры села являются:

- страхование урожайности;

- лизинг сельхозтехники;

- регулирование цены на продукцию сельского хозяйства;

- дифференцированная государственная ресурсная поддержка аграрного сектора (в зависимости от природных и климатических условий производства).

Кроме того, в региональных программах необходимо учитывать развитие социальной инфраструктуры АПК республики, так как созданию структур непроизводственного назначения государство уделяет недостаточно внимания. В состав организационно -хозяйственных структур необходимо включать торговые организации, базы хранения сельхозпродукции, транспортное хозяйство, предприятия техагросервиса и другое.

Объективная необходимость значительного вмешательства государства в процессе воспроизводства в сельском хозяйстве в тоже время не должны отменять действие рыночных механизмов, способствующих повышению эффективности экономики сельского хозяйства, а лишь дополнять и направлять их по нужному для общества пути.

Основополагающим нормативно-правовым документом для развития агропромышленного комплекса страны стал принятый в декабре 2006 г. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", определяющий принципы и основные направления государственной аграрной политики, включающие государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, ее доступность и адресность. Законом предусматриваются

применение особых налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Особо важной является статья закона об утверждении на пятилетний период государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.", в которой предусмотрены основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, показатели результативности и расходные обязательства бюджета, распределение финансовых средств на программные мероприятия по годам. Практически это будет первой постсоветской пятилеткой развития АПК России [4].

На усиление роли государства в экономической сфере направлены в настоящее время действия правительства по разработке и реализации технической политики АПК. Промышленная политика АПК подразумевает, прежде всего, определение государством приоритетных направлений развития отраслей промышленности и производств, которые через систему стимулирования имеют возможность создавать современную техническую базу для устойчивого функционирования в рыночной экономике [5].

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: только в том случае, если отдельные элементы предлагаемых мер государственного регулирования экономики будут встроены в современную экономическую модель, их рациональное взаимодействие будет обеспечивать устойчивый экономический рост во всех сферах агропромышленного производства

Литература:

1. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М.: Экономика, 2000.

2. Боговиз А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. №4. С. 3-6.

3. Гордеев А. Наращивать производство сельскохозяйственной продукции // Экономика сельского хозяйства России. 2005. №1. С. 3-4.

4. Гордеев А.В. О государственной программе развития сельского хозяйства на 2008 -2012 гг. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. №3. С. 3-7.

5. Митин С.Г. Развитие агротехнологий и формирование государственной технологической политики в сельском хозяйстве // Там же. 2005. №9. С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.