ответствующей при суточном водопотреблении концентрации 0,005 мг/л, не оказывало токсического действия на организм животных.
Выявление сенсибилизирующей способности ПЭПА осуществлялось как у морских свинок с помощью накожных аппликаций на кожу, так и у крыс путем внутрикожных инъекций разрешающей дозы после 6-месячного хронического воздействия указанными дозами вещества. Развития аллергической реакции отмечено не было.
Таким образом, недействующая концентрация ПЭПА в хроническом токсикологическом эксперименте (0,005 мг/л) оказалась значительно меньше пороговых концентраций по влиянию на органолептические показатели воды (5,6 мг/л) и санитарный режим водоема (1,0 мг/л). В связи с этим в качестве лимитирующего показателя вредности ПЭПА рекомендуется са-нитарно-токсикологический показатель, а в качестве ПДК для водоемов санитарно-бытового водопользования — концентрация, равная 0,005 мг/л. Данный уровень ПДК следует распространить на все марки ПЭПА.
ЛИТЕРАТУРА. Левина Э. Н.—«Гиг. и сан.», 1959, №2, с. 35— 37. — Минаева Г. Г., И в а х н и к о в а И. Г., Баландин А. Д. и др. — В кн.: Гигиена труда, состояние здоровья работающих и вопросы токсикологии сложных неорганических композиций. Ставрополь, 1974, с. 45—48.—Сидоров К- К. — В кн.: Материалы 2-й научной конференции молодых ученых Ин-та медико-биологических проблем. М., 1967, с. 180—181.— Троп Ф.С., БелобрагинаГ. В., КлюшинаЛ. В.— В кн.: Промышленная токсикология и клиника профессиональных заболеваний химической этиологии. М., 1962, с. 78—79. — ЦиркуновЛ. П. — «Гиг. труда», 1966, № 10, с. 52—64. — ШефтельВ. О., ЦендровскаяВ. А. — «Гиг. и сан.», 1974, № 10, с. 66—69. — Шуйская Н. И. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. Вып. 5. Л., 1963, с. 35—44.
Поступила 6/1V 1976 г.
TOXICOLOGY OF POLYETHYLENPOLYAMINE AND SUBSTANTIATION OF ITS MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION IN WATER BODIES
V. /. Antonova, Z. A. Salmina, T. V. Vinokurova
The authors studied the effect of polyethylenpolyamine on the organoleptic indices of water, the sanitary regimen of water bodies and the body of warm-blooded animais under conditions of acute, subacute and chronic action. The data obtained allow one to substantiate and recommend the maximum permissible concentration oi polyethylenpolyamine to be set at a le-vel of 0.005 mg/1 in water of water bodies.
УДК 613.6:[378.661:378.12
Г. к. Семеновых
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Перед нами была поставлена задача изучить условия труда и состояние здоровых преподавателей медицинских вузов как одной из самых многочисленных групп профессорско-преподавательского состава вузов страны.
С помощью «Анкеты преподавателя медицинского вуза» были опрошены преподаватели 10 медицинских институтов РСФСР. Представленная выборка (более 1700 человек) составляет свыше 31% от опрошенного профессорско-преподавательского состава, что позволяет с высокой достоверностью судить о результатах исследования. Среди опрошенных было 895 женщин и 806 мужчин. Группа представлена высококвалифицированными специалистами: 60,37% респондентов являются кандидатами наук и 8,58% —докторами наук. Среди опрошенных 149 заведующих кафедрами, 40 профессоров, 321 доцент и 1191 ассистент и преподаватель; 890 человек из группы опрошенных читают лекции и 665 работают над докторской или кандидатской диссертацией.
2*
35
Нарастание темпов научно-технической революции, постоянный рост научной информации и необходимость переработки научных данных в учебную информацию на уровне современной науки предполагают значительное увеличение доли внеаудиторной работы преподавателей. В этой связи вопрос о бюджете служебного и свободного времени становится одной из актуальных проблем. Результаты обработки материала анкетного опроса свидетельствуют, что большинство преподавателей имеют бюджет рабочего времени, существенно отличающийся от 6-часового, установленного законодательством. Увеличение общего бюджета рабочего времени в большей степени отмечается в старших должностных группах и в группе лекторов (заведующие кафедрами, профессора и доценты). В этих группах 75—85% респондентов нередко имеют рабочий день продолжительностью 8—9 ч и более. Установлено, что увеличение бюджета рабочего времени происходит в основном за счет ежедневных дополнительных занятий дома в среднем от 1 до 3 ч в день. Другой причиной увеличения бюджета рабочего времени является большая плановая нагрузка преподавателей кафедр теоретического и клинического профиля. Анализ распределения бюджета рабочего времени в течение дня у преподавателей 1 Московского медицинского института им. И. М. Сеченова за 1974/1975 учебный год показал, что на плановую учебную работу приходится от 50 до 80% общего бюджета рабочего времени. При выполнении большого объема внеплановой учебно-методической работы и запланированного объема госбюджетных научных исследований это неминуемо приводит к удлинению рабочего дня и является одной из главных причин появления к концу рабочего дня признаков утомления.
Согласно полученным данным, к окончанию рабочего дня до 84% респондентов отмечают у себя наличие субъективных признаков утомления, которые проявляются ощущением усталости, снижением внимания и слабостью. В большей степени указанные признаки утомления отмечаются в старших должностных группах преподавательского состава. На возможность применения субъективных данных для диагностики утомления при разработке вопросов гигиены умственного труда указывал К. X. Кекчеев.
Материалы анализа анкетного материала показали, что усталость, возникшая в процессе трудовой деятельности, сопровождается нарушениями во взаимоотношениях основных корковых процессов — возбуждения и торможения, что находит свое выражение в различных формах нарушений сна (у 60—86%). Анализ причин нарушений сна показал, что большинство преподавателей связывают нарушения сна с недостаточным пребыванием на свежем воздухе, 55,65% — с переутомлением и 41,74% — с нерациональным режимом труда. Плохое качество сна и его недостаточность для восстановления психосоматических ресурсов организма приводят к тому, что более чем у 1/3 опрошенных ощущение усталости остается после ночного сна и даже после воскресного отдыха.
Большая продолжительность рабочего времени, различный характер выполняемого труда (учебная, учебно-методическая, лечебная, административная, общественная и другая работа, недостаточная организация этого труда приводят не только к явлениям утомления и переутомления, но и к различным нарушениям состояния здоровья. Как показали исследования, состояние здоровья преподавателей характеризуется значительной распространенностью хронических заболеваний: в среднем на 100 работающих преподавателей 111,25 хронического заболевания. В структуре распространенности 56,9% заболеваний приходятся на заболевания сердечнососудистой системы (вегетативно-сосудистая дистония, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, гипотоническая болезнь). Установлено, что сердечно-сосудистая патология у преподавателей формируется уже в возрастной группе 31—40 лет. Характерно, что в формировании сердечно-сосудистой патологии главную роль играют особенности труда, обусловленные должностными обязанностями профессорско-преподавательского состава. Так, с помощью дисперсионного анализа двухфакторных не-
равномерных комплексов по алгоритмам Н. А. Плохинского установлено в высшей степени достоверное влияние возраста и должности на распространенность гипертонической болезни и ишеми-ческой болезни сердца (табл. 1).
Изолированное влияние возраста на распространенность гипертонической болезни не превышает 1,9%, а на распространенность ишемической болезни сердца — 16,74%. Сочетанное влияние фактора возраста и должности оценивается соответственно 29,67 и 68,82%. Это позволяет говорить о том, что распространенность сердечно-сосудистой патологии в большей степени обусловлена должностными особенностями работы.
Для определения связи особенностей работы, обусловленных должностными обязанностями, и распространенности сердечно-сосудистой патологии (Xj) был произведен анализ зависимости распространенности заболеваний от ежедневного бюджета рабочего времени (Хг), величины лекционной нагрузки (Xs), педагогического стажа (Х4) и возраста (Х5) в группе профессоров и доцентов из 508 человек с помощью метода частной корреляции. Анализ коэффициентов частной корреляции показал наличие наиболее тесной связи распространенности гипертонической болезни с педагогическим стажем (г=0,6476) и бюджетом рабочего времени (г=0,3973), а ишемической болезни сердца со стажем (/-=0,6991) и величиной лекционной нагрузки в году (/•=(),6512). Коэффициент множественной корреляции по гипертонической болезни 1,2345 равен 0,738, а по ишемической болезни сердца— 0,843. Значение коэффициентов детерминации (/?а) свидетельствует о том, что для анализа взяты факторы, оказывающие влияние на результативный признак в 50—70% случаев.
Зависимость распространенности гипертонической болезни от указанных выше факторов выражается следующим уравнением множественной регрессии:
Xi = 0,3187 Х2 + 0,0212 Х3 + 0,2337 Х4.
По ишемической болезни сердца уравнение имеет следующий вид: Хх = 0,2402 Х 2 + 0,0646 Х3 + 0,2218 Х4.
В группе лекторов из 890 человек установлена достоверная корреляционная связь (коэффициент корреляции рангов Спирмена 0,77 при Р<0,05) между распространенностью гипертонической болезни, ишемической болезни и величиной лекционной нагрузки в году. Значительно большая распространенность данной патологии отмечается в группе лекторов с лекционной нагрузкой более 40 ч в году. Это позволяет ставить вопрос о регламентации лекционной нагрузки в плане НОТ лекторов.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в группе преподавателей за 1967—1969 и 1974 гг. характеризуется общим низким уровнем по всем нозологическим формам как по числу случаев (32,6), так и по числу дней (520,3) на 100 работающих. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности в среднем за 4 года 31,7% случаев приходятся на грипп и острый катар верхних дыхательных путей, 23,5% составляет группа «прочих болезней», затем следуют гипертоническая болезнь, болезни сердца и сосудов, ангина, воспаление легких, бронхит, трав-
Доля влияния возраста и должности на распространенность гипертонической болезни (комплекс I) и ишемической болезни сердца (комплекс 2)
Показатель Коыплекс 1 Комплекс 2
Доля влияния 31,58 84,56
Отношение девиат
(Fвыч) 64,75 767
Число степеней свобо-
ды (я') 12 12
Табличные зна-
чения F при
лг111=1683 и 0,95 1.7 1.7
вероятностях 0,99 2,6 2,6
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в группах профессора—доценты и преподаватели — ассистенты по гипертонической болезни и ишемической болезни сердца (число больных лиц, случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих)
Нозологическая норма П рофессора-до цен ты Преподавателн-ассис-тенты
лица случаи дни лица случаи дни
Гипертониче-
ская болезнь 5,05 6,0 120,0 1.3 2,0 32,4
Ишемиче-
ская болезнь
сердца 3,8 4,5? 118,5 1,4 1,6 26,8
мы в быту. При сравнении показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности по должностным группам отмечается более высокий уровень заболеваемости гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца в старших дожно-стных группах как по числу лиц, так и по числу случаев и дней (табл. 2).
Отсутствие различия по возрасту и полу в сравниваемых группах преподавателей позволяет утверждать, что эти факторы не оказывают существенного влияния на различие показателей заболеваемости в группах. Отсюда следует, что заболеваемость по гипертонической болезни и ишемической болезни сердца в большей степени обусловлена особенностями работы в должностных группах.
Относительно низкий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности в группе преподавателей нельзя рассматривать как показатель благополучия, так как известно, что врачи часто переносят заболевание «на ногах» и редко решаются оказаться в роли пациента. Косвенным показателем неблагополучия в состоянии здоровья являются данные опроса о частоте применения лекарственных препаратов. Исследованием установлено, что 29,1% преподавателей принимают препараты, оказывающие влияние на кровоснабжение сердечной мышцы, — валидол и нитроглицерин, 31,9% — прочие сердечные средства, от 16 до 18% респондентов пользуются транквилизаторами и снотворными.
Физиологический эксперимент подтвердил высказанные выше предположения о существенном влиянии на показатели работоспособности и состояние здоровья особенностей работы в должностных группах преподавателей. При выполнении различных видов педагогического труда (практические занятия, лекции, экзамены) показано решающее значение для изменения всех изучавшихся показателей скрытого времени сенсомоторных реакций (простых и выбора на свет и звук), корректурной пробы с кольцами Лапдольта, величин артериального давления, среднего динамического давления, минутного объема крови, периферического сопротивления количественных и качественных изменений показателей ЭКГ и реоэнцефало-граммы, а также субъективной оценки собственного самочувствия, активности и настроения на момент обследования фактора нервно-эмоционального напряжения.
Среди 42 обследованных в условиях профессиональной деятельности преподавателей было 9 докторов, 32 кандидата наук и 1 преподаватель без ученой степени; 15 человек из этой группы обследовались в период наиболее ответственного и напряженного вида педагогической деятельности — во время чтения лекции. Изменения перечисленных выше показателей в этой группе преподавателей достоверно отличались от изменений этих же показателей в "группе преподавателей, принимавших экзамены и проводивших практические занятия (Я<0,05 по критерию и Вилкоксона — Манна — Уитни) и проявлялись в симпатическом реагировании со стороны сердечнососудистой системы и повышенном уровне функционирования центральной нервной системы без существенных изменений психофизиологических параметров. Так, в этой группе преподавателей в состоянии перед лекцией достоверно (Р<0,05 по критерию / Вилкоксона) максимальное артериальное давление в среднем по группе повышалось на 10 мм рт. ст., частота
Изменения функционального состояния организма при осуществлении преподавателями основных видов педагогического труда (чилитель — до работы, знаменатель — после
работы); М—т
Показатель Вид педагогической деятельности
практические занятия лекции экзамены
Время дифференцировки реакции выбора на свет (в мс) Время дифференцировки реакции выбора на звук (в мс) Корректурная проба: скорость (в бит/с) количество ошибок Артериальное давление (в мм рт. ст.): систолическое диастолическое Частота сердечных сокращений Тест «САН» (в баллах): самочувствие активность настроение 4102=36,5 4642:38,6 161—26,0 369—25,5 4032:23,8 1822:43,4 409=t31,7 3992:29,3 1712:19,9
141—16,3 1,272:0,18 1,3—0,21 21,62:2,3 17,0—3,6 118^:3,8 203^37,9 1,34^0,22 1,482=0,20 21,02:2,8 17,0—2,5 1302:5,0 1722:25,5 1,342:0,21 1,35—0,24 27,52:2,3 19,1—2,4 1202:2,9
120—4,6 792:3,1 1202:4,0 862:4,2 1162:2,3 822:3,2
802:1,9 81—2,9 842:3,5 86—2,4 792:1,8 81=!= 1,8
752:2,2 5,3—0,14 75=t 1,9 5,32:0,14 84=t3,4 5,22:0,15
4,92:0,19 5,32:0,13 4,82:0,19 4,82:0,14 4,52:0,17 5,22:0,13
4,7—0,13 5,22:0,14 4,5—0,15 4,82:0,15 4,6—0,14 4,82:0,14
5,12:0,13 5,12:0,12 4,6—0,14
сердечных сокращений увеличивалась на 5—11 в минуту (P-CO.Ol), повышалась возбудимость сердечной мышцы (увеличение амплитуды зубцов Р и R), увеличивалась скорость проведения нервного возбуждения (уменьшение длительности интервалов PQ и QT сердечного цикла), а у значительной части обследованных лекторов происходило отклонение интервала ST от изоэлектрической линии и отмечалось увеличение интегрального показателя — индекс PIT. Характер изменений деятельности сердечно-сосу-дистой системы позволяет квалифицировать состояние перед лекцией как эмоциональное напряжение. В этот период в коре головного мозга происходит формирование мощной доминанты, направленной на успешное чтение лекции, вследствие чего нервные центры, не входящие в состав доминирующих, в этот период заторможены. Об этом свидетельствуют меньшая (в среднем на 0,14 бит/с) пропускная способность зрительного анализатора и большее количество ошибок (в среднем на 6 ошибок) при выполнении теста в период перед лекцией по сравнению с состоянием после лекции (Ж0,05). Окончание лекции сопровождается признаками начавшегося утомления. Так, после лекции изменения показателей мозговой гемоцир-куляции свидетельствуют об относительном ухудшении кровоснабжения головного мозга, что проявляется в уменьшении отношения времени восходящей части реоволны ко времени всей реоволны, увеличении угла вершины реоволны и увеличении индекса Кк, являющегося отношением высоты реоволны в точке инцизуры к высоте всей реоволны. Вербальное изучение работоспособности по тесту «САН» указало на достоверное снижение после лекции самочувствия и активности (табл. 3).
Данные табл. 3 свидетельствуют, что подобного характера изменения были зарегистрированы и в группах экзаменаторов и ассистентов, однако они были менее выражены, чем в группе лекторов. Разность в характере реагирования по сравниваемым группам не связана с возрастными различиями, что позволяет говорить о необходимости дифференцированного подхода к нормированию объема педагогической нагрузки для различных должностных групп преподавателей.
Выводы
1. Комплексные исследования условий труда и состояния здоровья преподавателей показали, что недостаточная обоснованность как общих нормативов учебной работы, так и норм нагрузки при выполнении отдельных ее видов приводит к перегрузке преподавателей учебной работой, к увеличению бюджета рабочего времени и нерациональному образу жизни, к явлениям утомления и переутомления, а также способствует формированию сердечно-сосудистой патологии.
2. Мероприятия по улучшению условий труда научно-педагогических кадров вузов должны проводиться с обязательным учетом особенностей работы в различных должностных группах.
ЛИТЕРАТУРА. КекчеевК. X. Гигиена умственного труда. М., 1948.— П л о х и н с к и й Н. А. Биометрия. М., 1970.
Поступила 23/1X 1976 г.
PROBLEMS OF LABOUR HYGIENE AND STATE OF HEALTH OF THE TEACHING
STAFF IN MEDICAL INSTITUTES
G. K. Semenovykh
A study of working conditions and the state of health of the teaching staff in 10 medical institutes of the RSFSRS on the basis of data of questionnaires, elaboration of the morbidity rate with temporary invalidity of teachers and professors from 1967 to 1969 and in 1974 and besides psychophysiological examinations of the teaching staff in course of their working activities testify to "a prevailing effect of the peculiar features of working activities among the groups of professors and teachers on the working capacity indices and the state of health.
УДК 371.71:812.825.8
Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко
ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»
Каменец-Подольский педагогический институт им. В. П. Затонского
По данным разных исследователей, число детей, не достигших «школьной зрелости» к 7 годам, колеблется в пределах от 10 до 20% (М. В. Антропова и соавт.; Л. Н. Сердюковская и С. И. Чурьянова; С. М. Громбах).
С целью изучения состояния «школьной зрелости» нами обследовано 275 детей, посещавших вначале подготовительные группы детских садов, а затем школы города. В дни и часы оптимума физиологических функций в динамике исследовались «школьная зрелость» (выполнение тестов Керна в модификации Иразека), скорость выработки и упрочение условных рефлексов, способность к торможению двигательной активности, сила и выносливость к статическому мышечному усилию, общая умственная работоспособность, физическая подготовленность и т. д. Результаты исследования состояния «школьной зрелости» показали, что «школьной зрелостью» обладают только 53 ребенка, или 19,2%, «среднезрелых» оказалось 49,5%, «незрелых» — 31,3%, т.е. каждый третий ребенок в возрасте 6 лет по