Григорян К.Г.,
к.э.н., доцент кафедры макроэкономики, Армянский государственный экономический университет (АГЭУ) E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС
В статье обсуждены вопросы экономической политики Армении в период интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также новой индустриальной политики Армении и конкурентоспособности продукции. Рассмотрены явления, влияющие на экспорт страны. Оценена важность роли интеграции в ЕАЭС. Указаны проблемные моменты интеграции в ЕАЭС. Анализирована необходимость нового механизма работы крупных компаний и малого и среднего предпринимательства. Показана роль государственных и рыночных механизмов оценки, и приведен механизм системы регулирования процесса интеграции в ЕАЭС. Сделан вывод, и разработаны рекомендации о необходимости участия многих отраслей и сфер экономики в совершенствовании процесса интеграции экономик ЕАЭС.
Ключевые слова: экономическая политика, Армения, ЕАЭС, экспорт, малые и средние предприятия
Grigoryan K.H.
THE ISSUES OF RA
ECONOMIC POLICY WITHIN INTEGRATION INTO EAEU
The article discusses questions of economic policy of Armenia during integration into the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as new industrial policy of Armenia and competitiveness of production. Phenomenon influencing export of the country was discussed. Importance of a role of integration in EAEU is estimated. Key issues of integration in EAEU are specified. An indispensability of the new mechanism of the large companies and small and medium business was analyzed.
The role public and market mechanisms of an assessment are shown and the system of regulation of process of integration in EAEU is resulted. It is drawn a conclusion and recommendations for participation of many branches and areas of economy in perfection of process of integration into EAEU are developed.
Keywords: economic policy, Armenia, EAEU, export, small and medium-sized enterprises.
Как известно, недавно Армения вступила в ЕАЭС, где Россия - основной торговый и инвестиционный партнер Армении - играет главную роль. В связи с этим вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции в ЕАЭС становятся все более важными.
Нужно отметить, что за последнее время в Армении наблюдается ухудшение показателей внешней торговли как по импорту, так и по экспорту. В значительной степени это связано с углубляющимся кризисом в России, ведущем партнере Армении по ЕАЭС. Только в январе-октябре 2015 года экспорт Армении сократился в годовом исчислении на $27,1 млн., или же на 2,2%. При этом объем вывоза товаров в страны СНГ уменьшился на $80,6 млн., или на 27,5%, то есть более чем на четверть. Для сравнения: по странам ЕС спад в нашем экспорте был на порядок меньше
- около $3,3 млн., или же на 0,9%. По «остальным» же странам имелся даже рост
- на 56,8 млн., или же на 9,7%, который отчасти скомпенсировал указанный выше спад.
К сожалению, по абсолютной величине сокращения экспорта Армении среди стран СНГ «лидирует» Россия. По линии России, экспорт Армении в январе-октябре сократился на 74,6 млн. (или же на 29,4%). Согласно российским источникам, доля Армении во внешнеторговом обороте России составляет скромные 0,2% [1].
Кроме этого, Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает, что рост ВВП Армении в 2016 году продолжится, составив, правда, всего 2,2%. Причина - внешняя уязвимость, неопределенная экономиче-
ская ситуация в России, от рынка которой Армения серьезно зависит, низкие темпы роста в Европе, сложная геополитическая обстановка в регионе и т. д. Несмотря на привязку к российскому рынку и его падающую покупательную способность, в Армении, в отличие от других государств ЕАЭС, национальная валюта шоковой девальвации не испытала [3]. Надо еще заметить, что потоки односторонних переводов в Армении попадает в руки компаний, доминирующих в сфере импорта пищевых и других потребительских товаров (на которые население тратит основную часть переводов родственников) [4].
Очевидно, что крупные импортеры, накопив капитал, также стремятся диверсифицироваться и вкладывают деньги в местное производство, а затем стремятся выйти за узкие рамки национального рынка. В этой связи им также выгодно поощрение экспорта и возможность использовать освобожденную по закону от налогов часть прибыли в инвестициях для расширения экспорта. В балансе интересов крупных игроков в пользу перехода к цивилизованному рынку все больше и больше играет роль возможность стать международно признанной компанией, конкурировать на внешних рынках и иметь доступ к внешнему финансированию.
Более того, для предприятий должен быть создан реальный мотивационный механизм направления прибыли на реинвестиции и развитие экспорта. Правила этого механизма должны быть понятными и транспарантными, и вышеуказанные льготы должны идти прежде всего предприятиям, реинвестирующим прибыль в расширение экспортного производства.
Вдобавок к этому, в условиях снижения инфляции Центральный банк РА также должен вести дело к снижению ставок рефинансирования и давать ясный сигнал коммерческим банкам о необходимости снижения процентных ставок по кредитам, особенно для малого и среднего предпринимательства (МСП), которые, как правило, являются добросовестными клиентами. Пока же высокий процент коммерческих банков не дает компаниям в реальном сек-
торе экономики, и прежде всего МСП, развернуть свою производственную деятельность [4].
Важным аргументом для больших предприятий должно быть понимание, что для выхода на внешние рынки они должны стать конкурентоспособными, играть по общим правилам, получать в будущем рейтинги и иметь тем самым возможность доступа к более дешевым международным финансовым ресурсам. А для этого они должны проходить международный аудит, а некоторые из них смогут также акционироваться и выпускать ценные бумаги как на внутреннем, так и на внешних финансовых рынках. Международная бухгалтерская отчетность и контроль инвесторов, а также инвестбанков и рыночных аналитиков только помогут им стать более конкурентоспособными. Опыт многих малых стран, таких как Словения, Швейцария и др., показывает, что это намного более перспективный путь развития для больших компаний и конгломератов.
В процессе интеграции очень важно сотрудничество между вузами стран-членов ЕАЭС. Здесь полезен новый опыт России в кадровой политике в вузах. Важным инструментом новой кадровой политики в вузах выступает эффективный контракт (практика реализации которого уже несколько лет осуществляется в университете), предусматривающий текущий и итоговый мониторинг достижений работника (в рамках реализуемого в настоящее время рейтинга преподавателей). Процесс подготовки и заключения эффективных и базовых контрактов организационно обеспечивает служба персонала, что создает условия для реализации функции организационного фильтра персонала университета и формирования спроса на труд на внешнем рынке [2].
Надо подчеркнуть: набор отраслей, выбранных правительством для промышленной и экспортной политики, в целом отражает понимание, что географическое положение Армении требует экспортировать легкие и компактные товары с высокой добавленной стоимостью (бриллианты, часы, драгоценности, точные приборы,
биотехнологии, медикаменты). Это позволяет использовать грузовую авиацию как средство транспортировки грузов [5].
Однако перспективным направлением развития экспорта в век Интернета является экспорт всего того, что можно оцифровывать и посылать по широкополосному Интернету (что требует инвестиций для снижения стоимости использования широкополосного Интернета в Армении). Для Армении это уникальный шанс, разрубающий гордиев узел проблем наземной транспортировки грузов. Учитывая предыдущий опыт и активное развитие новых направлений ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) в Армении, эта сфера вполне способна активнее развивать экспорт услуг, включая программирование, другие ИТ-услуги, а также финансовые и бизнес-услуги, э-туризм, телемедицину, онлайн-образование, услуги архитекторов, дизайнеров, переводчиков и
др.[4]
Наряду с налоговыми, финансовыми льготами для экспортеров необходимо также создать другие системы поддержки экспортеров. Армения располагает уже сетью посольств, где должны активно работать торговые представители или дипломаты, которые играют роль торговых представителей.
Также при помощи промышленной политики и государственно-частного партнерства надо дать стимул диверсификации и росту экспорта, поддержать целый ряд отраслей с экспортным потенциалом и поддержать МСП. Такая политика должна позволять увеличивать прибыль и мотивировать предприятия к направлению прибыли на реинвестиции и развитие экспорта. А это значит, что государство идет на применение системы льгот, подталкивающих предприятия реинвестировать прибыль для развития и расширения экспортного производства товаров и услуг. Эти льготы могут быть налоговыми (полное или частичное освобождение от налогов, налоговая скидка, ускоренная амортизация оборудования), финансовыми (кредиты по ставкам ниже рыночной от госбанков или субсидий при получении кредитов от ком-
мерческих банков) и торговыми (освобождение от НДС, экспортных пошлин или импортных пошлин на оборудование, производящее экспортную продукцию).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «Армения поставила «рекорд» по спаду экспорта в Россию среди стран СНГ», [Электронный ресурс], веб-сайт информационно-аналитического агентства Новости Армении. URL: http://news.am/rus/ news/302997.html (20.12.2015).
2. Белокрылова О.С. «Что ждет высшее образование в 2014 г.» или «Что такое эффективный контракт»? // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Том 4, Номер 4, С. 8.
3. Джорбенадзе И. Маленькая страна на большом рынке [Электронный ресурс], сайт федерального информационно-аналитического агентства «Росбалт» http://www.rosbalt.ru, URL: http://www. rosbalt.ru/exussr/2016/02/12/1489339.html, (12.02.2016).
4. Инджикян, Р. Можем ли стать экономически развитой страной? [Электронный ресурс], эл. газета "Голос Армении" http://www.golosarmenii.am, URL: http://www.golosarmenii.am/article/19768/rn ozhem-li-stat-ekonomicheski-razvitoj -stranoj, (21.09.2013)
5. Grigoryan Karen (2012). Study of the Peculiarities of Export Developments in EU Member Countries and in Armenia, "Romanian Journal of European Affairs", Vol. 12, No. 3, September 2012, page 76.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. "Armenia has put "record" in the decline of exports to Russia among the CIS countries", [online], web site information and analytical Agency news Armenia. URL: http://news.am/rus/news/302997.html (20.12.2015).
2. Belokrylova O.S. "Higher education in 2014" or "What is the effective contract"? Journal of economic regulation (regulation of the economy). 2013. Volume 4, Issue 4, P.8.
3. Jorbenadze I. Small in the large market country [Electronic resource], the website of the Federal information-analytical Agency "Rosbalt" URL: http://www.rosbalt.
ru/exussr/2016/02/12/1489339.html (12.02.2016).
4. Indjikian, R. Can become an economically developed country? [Electronic resource], al. the newspaper "Voice of Armenia". URL: http://www.golosarmenii. am/article/19768/mozhem-li-stat-
ekonomicheski-razvitoj -stranoj, (21.09.2013). 5. Grigoryan Karen (2012). Study of the peculiarities of export development in the countries-members of the EU and in Armenia, "the Romanian Journal of European Affairs" Vol. 12, No. 3, September 2012, p. 76.