Практпческая
в е с и х о л о г ия.-опыг, иро&лемгы
ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Н.И Мягких, Г.В. Шутко
Главный центр психологической диагностики
МВД России г. Москва
Повышение надежности прогноза профессиональной успешности кандидатов на службу по результатам обследования в ЦПД в значительной мере зависит от информации из военно-врачебных комиссий о лицах, признанных негодными по состоянию здоровья, и из подразделений органов внутренних дел о лицах, не принятых на службу, а также о сотрудниках, уволенных на 1-м году службы, и о нервно-психических заболеваниях, возникших в течение первых 3-х лет службы.
Данная информация позволяет своевременно оценить эффективность психологического отбора и принять необходимые меры для его совершенствования.
Однако в ряде регионов взаимодействие ЦПД и В В К, ЦПД и кадровых подразделений не налажено: сведения из ВВК и кадровых подразделений в виде контрольных талонов или списков указанных категорий кандидатов и сотрудников в ЦПД не поступают. В результате этого ряд центров психодиагностики представил неполные сведения годовой отчетной формы (МВД Республик Алтай, Бурятия, Саха-Якутия, Карелия, Мари-Эл, Хакас-сия; ГУВД г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области; УВД Алтайского и Красноярского краев; УВД
Архангельской, Белгородской, Брянской, Новгородской, Челябинской, Оренбургской, Кемеровской, Тюменской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Владимирской, Читинской, Иркутской, Сахалинской, Камчатской областей).
Руководителям кадровых подразделений перечисленных МВД-УВД следует обратить особое внимание на организацию обратной связи с центрами психодиагностики, военно-врачебными комиссиями и кадровыми подразделениями МВД, ГУВД, УВД.
Во взаимодействии ЦПД и психологов кадровых подразделений имеются недостатки и со стороны ЦПД. В связи с тем, что с каждым годом количество психологов и качество их подготовки растет, прежние ограничения на доступ к первичной информации (материалам тестирования) должны быть сняты. Центры обязаны знакомить психологов кадровых подразделений с указанными материалами. Формы обмена информацией и взаимодействия могут быть различные. В перспективе предусматривается введение единой формы заключений для кадрового аппарата по образцу формы для учебных заведений, введенной с 1997 г., состоящей из двух частей, которая будет содержать в себе необходимую информацию.
Рис. 1. Сравнительный анализ решений ВВК н выводов ЦПД о принадлежгости кандидатов на службу и учебу к "группе риска".
При сопоставлении экспертной работы ЦПД по выявлению у кандидатов критериев "группы риска" и заключений ВВК о лицах, негодных к службе по нервно-психической патологии (рис.1), видно, что среди кандидатов на службу и учебу в органы внутренних дел (большая окружность, 100%) лица, отнесенные ЦПД к "группе риска", в среднем по России составляют 21,9% (средняя окружность), а признаются негодными к службе по нервно-психической патологии — 3,3% (малая окружность). Примерно третья часть (31,3%) кандидатов, признанных негодными на службы врачами-психиатрами ВВК, по результатам обследования в ЦПД не были отнесены к "группе риска", хотя практически все они должны иметь признаки нервно-психической неустойчивости или психотеской дезадаптации. Это может быть следствием следующих факторов: 1) критерии "группы риска" используются специалистами ЦПД формально; 2) классификация факторов "групп риска" и их критерии несовершенны и нуждаются в доработке; 3) уровень квалификации психологов ЦПД не позволяет в полной мере соответствующим образом оценивать результаты психодиагностического обследования и психического статуса обследуемых.
Первый и второй факторы взаимосвязаны и могут быть скорректированы.
В связи с этим в ГЦПД МВД России завершается разработка проекта Методических указаний по классификации факторов и определению маркеров "групп риска".
Значительно выше качество экспертной работы специалистов ЦПД по оценке профессиональной пригодности кандидатов на определенную должность или вид деятельности.
Из общего числа кандидатов на службу и учебу (100%) по результатам обследования в
ЦПД (рис.2) низкую степень рекомендованное™ - "РЗ" и "НР" - имели 25,5% кандидатов, а признаны негодными ВВК по психическим заболеваниям — 3,3%. Существенно, что в 97,1% случаев мнения специалистов ЦПД о нецелесообразности использования кандидата на службе в ОВД и психиатров ВВК о его психическом неблагополучии совпадали (малая окружность практически полностью находится в пределах средней окружности). Только 2,9% лиц, признанных негодными ВВК по психопатологии, имели положительный прогноз профессиональной успешности (0,2% — Р1 и 2,7% - Р2).
Таким образом, качество экспертной работы ЦПД МВД, ГУВД, УВД по медицинским аспектам профессионального психологического отбора кандидатов на службу и учебу в отчетном году следует считать вполне удовлетворительным.
Важным моментом в повышении качества профессионального отбора в органах внутренних дел является использование выводов ЦПД о рекомендованности кандидатов к службе сотрудниками кадровых подразделений, как это предусмотрено приказом МВД России от 17 мая 1994 г. № 160.
Еще на совещании руководящего состава Центрального аппарата МВД России 4 декабря 1995 г. было отмечено "отсутствие тщательного отбора сотрудников в ОВД и слабое использование в этих целях возможностей медицинских учреждений МВД России".
На рис. 3 представлена структура профессиональной пригодности кандидатов, принятых и не принятых кадровыми подразделениями на службу и учебу в ОВД. Положительную степень рекомендованности среди принятых имели 81,4% ("Р1" - 19,9% и "Р2" -61,5%), отрицательную — 18,5% ("РЗ" —
Кадровое решение о приеме к ОВД каившипов годных по здоровью Выполы ЦПЛо стелсли рскомендованности '*)
И(%) VI (%) Р3(%) И1'(%)
Принят Не принят 19.9 3.0 61.5 42.4 14.1 37.5 3.8 17.1
Рис. 2. Сравнительный анализ решений ВВК и выводов ЦПД о профессиональной пригодности кандидатов на службу и учебу.
Рис. 3. Использование выводов ЦПД о профпригодности кандидатов при приеме на службу *
* — усредненные данные по кандидатам на учебу и службу в ОВД России в 1997 г.
** Р1 — кандидаты, рекомендованные в первую очередь; Р2 — рекомендованные кандидаты: РЗ — лица, рекомендованные условно: НР не рекомендованные.
14,7% и "НР" - 3,8%). Среди не принятых на службу и учебу по различным кадровым причинам доля рекомендованных в первую очередь составляет 3,0%, рекомендованных — 42,4, рекомендованных условно — 37,5, не рекомендованных — 17,1%.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что заключения ЦПД нередко игнорируются — принимается значительное количество лиц с отрицательным прогнозом профессиональной успешности. При этом не учитывается, что, как будет показано ниже, составляя по численности всего 18,5% от общего числа принятых в ОВД, не рекомендованные или рекомендованные условно кандидаты дают более 61% увольнений на первом году службы и более половины нервно-психических заболеваний, возникших в течение первых 3-х лет службы.
Это только наиболее явные признаки профессиональной дезадаптации. Успешность качественного выполнения оперативно-служебных задач этими лицами также сомнительна.
Особо следует отметить высокую долю лиц, не принятых на службу, но имеющих положительную степень рекомендованности, — 42,4 % (см. рис. 3). Причины, по которым сотрудники кадровых аппаратов принимают решения об отказе в приеме на службу указанной категории, могут быть различными, в том числе наличие компрометирующих сведений на кандидата или его родственников. Сам по себе данный факт мог бы не рассматриваться в контексте аналитического обзора, если бы не экономические затраты, которые понесли военно-врачебные комиссии и центры психодиагностики, освидетельствуя кандидата с нежелательными для системы МВД социальными данными. Стоимость медицинского осви-
не уволенные уволенные
г течение nepftorc года службы
[sa Г' Шп гз g3нг~"[
Критерий адаптации * службе в органа* внутренних дел Выводы ЦПЛ о степени регомспдомпност* *•)
Р!{%) Р2<%) РЗ (») IIP (%)
Не уиолеп па 1м году службы Уволен па 1-м голу службы 20.2 3.Ü 6Z0 .15.8 14.0 49 Л 3.7 Iii)
Рис. 4. Успешность адаптации к службе п ОВД кандидатов с разными выводами ЦПД о профессиональной пригодности *
* — усредненные данные по кандидатам на службу и учебу в ОВД России в 1997 г.
** Р) — кандидаты, рекомендованные в первую очередь; Р2 — рекомендованные кандидаты; РЗ -» лица, рекомендованные условно; НР — не рекомендованные.
детельствования и психологического отбора несравненно выше, нежели стоимость проведения спецпроверки. В связи с этим было целесообразным изменить порядок оформления кандидатов на службу: вначале — спецпроверка хотя бы на уровне участковых, а затем направление на медицинское освидетельствование и психологический отбор.
В качесгве иллюстрации надежности прогноза ЦПД по успешности адаптации кандидатов с различной степенью рекомендованности к учебе и службе в ОВД можно привести такие показатели, как увольняемость на 1-м году службы и нервно-психическая заболеваемость среди личного состава в течение 3-х первых лет службы (рис.3 и рис.4). Из рис.4 видно, что если среди сотрудников, прослуживших более года, доля рекомендованных в первую очередь составляет 20,2%, то среди уволенных на первом году службы она равняется 3,0%. Доля не рекомендованных, наоборот, увеличивается с 3,7% до 11,8%. Расчеты показывают, что вероятность увольнения на 1-м году службы сотрудников, имевших степень профпригодности "PI" в 20-25 раз, а "Р2" — в 6-7 раз меньше, чем улице выводами "РЗ" и "НР".
Аналогичные расчеты на основании данных о нервно-психической заболеваемости сотрудников органов внутренних дел (рис.5) позволяют заключить, что вероятность развития психопатологии в течение первых 3-х лет службы для сотрудников, имевших по результатам обследования в ЦПД вывод о профпригодности "PI", в 14 раз меньше, чем для РЗ и в 18 раз меньше, чем для "НР". Для лиц, имевших категорию рекомендованности "Р2", вероятность нарушения психического здоровья примерно в 5 раз меньше, чем для "НР" и в 3 раза меньше, чем для "РЗ".
Не имеют псижопа юлогии Виты на учет психиатром ЛПУ п течение нерпы* 3-х лет службы
[ЕЯ iT Щ Т1 ^ п Вр~иг~|
Критерий адаптации у службе в oprauax внутренних дел Выводы ЦПДостепепи риимсплованности ••)
pi m Р2(%) РЗ (%) НР (%)
Не имеют психопатологии и течение первых 3-х летслужбы 20.2 62.1 ы.о 3.7
Вшм иа учет психиатром ЛПУ в сечение первых 3-х лет службы З.Ч 45.5 37.7 13.0
Рис. 5. Психическая заболеваемость сотрудников ОВД России с разными выводами ЦПД о профессиональной пригодности *
* — усредненные данные по кандидатам на службу и учебу в ОВД России в 1997 г.
** Р1 — кандидаты, рекомендованные в первую очередь; Р2 — рекомендованные кандидаты: РЗ — лица, рекомендованные условно; НР — не рекомендованные.
Таким образом, учет рекомендаций ЦПД при приеме кандидатов на службу и учебу приведет к существенному повышению качества отбора личного состава органов внутренних дел.
В таблице представлен прогноз изменения показателей работы с кадрами при различных вариантах организации взаимодействия ЦПД и кадровых подразделений.
ствие уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для формирования возможности выбора на рынке труда потенциальных кандидатов на службу в органы внутренних дел.
Специалисты по трудовым ресурсам прогнозируют, что в результате перехода к рыночной экономике в стране может оказаться более 10 миллионов безработных. Предполагается, что основную их часть составят пред-
Таблица
Показатели Вариант 1 По факту Вариант 2 Вариант 3
Число уволенных на первом году службы (на 10 тыс. принятых) более 215* около 170 около 145 около 90
Число сотрудников, взятых на учет или уволенных по психопатологии (на 10 тыс. принятых) более 5,2* около 4,5 около 3,9 около 3,0
* Реально это значение должно быть больше, так как не учтено участие ЦПД в выявлении и отсеве негодных по психической патологии в военно-врачебных комиссиях.
Во второй графе (Вариант 1) рассматривается ситуация, если бы прием на службу осуществлялся без участия ЦПД.
В третьей графе (По факту) представлена реальная ситуация по Российской Федерации в 1996-1997 гг.
В четвертой графе (Вариант 2) рассматривается ситуация, если бы на службу полностью не принимались нерекомендованные и принималось бы 50% рекомендованных условно. В этом случае для сохранения укомплектованности подразделений органов внутренних дел на уровне прошедшего года потребовалось бы увеличения количества кандидатов на службу на 10%.
В пятой графе (Вариант 3) рассматривается ситуация, если бы на службу не принимались нерекомендованные, а рекомендованные условно принимались только в виде исключения. В этом случае для сохранения укомплектованности штатов на уровне прошлого года потребовалось бы увеличение числа рассматриваемых кандидатов на 25%.
Дальнейшее улучшение показателей работы с кадрами (по сравнению с Вариантом 3) возможно лишь за счет совершенствования методов профессионального психологического отбора и широкого внедрения вычислительной техники и автоматизированных информационно-аналитических систем.
Необходимость увеличения количества кандидатов на службу для повышения качества профессионального отбора совпадает с тенденциями в формировании рынка труда в России.
Безработица в ряде промышленных регионов страны, низкий материальный уровень населения, социальная нестабильность, отсуг-
ставители молодежи без специальности либо со специальностью, не имеющей спроса. Именно из их числа можно будет найти необходимое количество кандидатов для решения проблемы полного и качественного комплектования органов внутренних дел.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И СОПРОВОЖДЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ
Психолог Е.А.Васильева
Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России
Становление специалиста в сложных ви дах профессиональной деятельности — труд-ный и длительный процесс.
Важнейшим источником комплектования органов внутренних дел специалистами являются высшие учебные заведения МВД России.
Психологический отбор кандидатов на учебу в высшие образовательные учреждения системы МВД — это комплекс мероприятий, направленный на качественное комплектование вузов Министерства внутренних дел в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Среди основных направлений работы практического психолога в системе высшего