Научная статья на тему 'Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце xix – начале XX века в научной и общественной деятельности А. И. Елистратова и В. Ф. Дерюжинского'

Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце xix – начале XX века в научной и общественной деятельности А. И. Елистратова и В. Ф. Дерюжинского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
826
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Ф. ДЕРЮЖИНСКИЙ / А.И. ЕЛИСТРАТОВ / ПОЛИЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ВРАЧЕБНО- ПОЛИЦЕЙСКИЕ КОМИТЕТЫ МВД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ПРОСТИТУЦИЯ / ТОРГ ЖЕНЩИНАМИ / КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТОРГА ЖЕНЩИНАМИ В ЦЕЛЯХ РАЗВРАТА / КОНГРЕСС ПО ВОПРОСУ О ТОРГЕ ЖЕНЩИНАМИ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ / АБОЛИЦИОНИЗМ / V.F. DERYUZHINSKIY / A.I. ELISTRATOV / POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE / MEDICAL-POLICE COMMITTEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN EMPIRE / PROSTITUTION / TRAFFICKING IN WOMEN / CONFERENCE ON MEASURES TO RESTRAINT TRAFFICKING IN WOMEN WITH THE AIM OF LECHERY / CONGRESS ON THE ISSUE ON TRAFFICKING IN WOMEN / REGULATION OF PROSTITUTION / ABOLITIONISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дергилева Светлана Юрьевна, Геворкян Дана Суреновна

В статье рассматриваются проблемы в области защиты прав женщин, регламентации проституции и борьбы с торгом женщинами в конце XIX – начале XX вв., которые нашли отражение в научной и общественной деятельности известных российских юристов А.И. Елистратова (1872–1955 гг.) и В.Ф. Дерюжинского (1861–1920 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of the fight against the regulation of prostitution and trafficking in women at the end of XIX – the beginning of XX century in the scientific and social activities of A. I. Elistratov and V. F. Deryuzhinskiy1St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article covers issues in the sphere of protection of women’s rights, regulation of prostitution and fighting trafficking in women at the end of XIX – the beginning of XX century, that found reflection in the scientific and social activities of famous Russian lawyers A.I. Elistratov and V.F. Deryuzhinskiy.

Текст научной работы на тему «Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце xix – начале XX века в научной и общественной деятельности А. И. Елистратова и В. Ф. Дерюжинского»

УДК 342.723

С.Ю. Дергилева*, Д.С. Геворкян*

Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце XIX - начале XX века в научной и общественной деятельности А.И. Елистратова и В.Ф. Дерюжинского

В статье рассматриваются проблемы в области защиты прав женщин, регламентации проституции и борьбы с торгом женщинами в конце XIX - начале XX вв., которые нашли отражение в научной и общественной деятельности известных российских юристов А.И. Елистратова (1872-1955 гг.) и В.Ф. Дерюжинского (1861-1920 гг.).

Ключевые слова: В.Ф. Дерюжинский, А.И. Елистратов, полиция Российской империи, врачебнополицейские комитеты МВД Российской империи, проституция, торг женщинами, конференция по вопросу о мерах пресечения торга женщинами в целях разврата, конгресс по вопросу о торге женщинами, регламентация проституции, аболиционизм.

S.Y. Dergilyova*, D.S. Gevorkian**. Issues of the fight against the regulation of prostitution and trafficking in women at the end of XIX - the beginning of XX century in the scientific and social activities of A. I. Elistratov and V. F. Deryuzhinskiy. The article covers issues in the sphere of protection of women’s rights, regulation of prostitution and fighting trafficking in women at the end of XIX - the beginning of XX century, that found reflection in the scientific and social activities of famous Russian lawyers A.I. Elistratov and V.F. Deryuzhinskiy.

Keywords: V.F. Deryuzhinskiy, A.I. Elistratov, police of the Russian Empire, medical-police committees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, prostitution, trafficking in women, conference on measures to restraint trafficking in women with the aim of lechery, congress on the issue on trafficking in women, regulation of prostitution, abolitionism.

Правовое положение женщины во второй половине XIX в. - начале XX вв. в государствах Европы и Российской империи характеризовалось отсутствием политических прав и свобод, слабой социально-правовой защищенностью, невозможностью реализовать в полном объеме свои притязания на получение профессионального образования и работу по избранной специальности [29; 14]. Женщина в то время могла получить низкоквалифицированную, а значит, малооплачиваемую работу. Именно бедность и безработица женщин и девушек из рабочих и разорившихся крестьянских семей, как правило, рассматривалась основной причиной поиска ими в городах заработка другого характера и формирования у них девиантного поведения [4, с. 9].

Девиантное поведение женщин (прежде всего занимавшихся проституцией), по мнению прогрессивных общественных деятелей второй половины XIX в. - начала XX в., не могло быть одномоментно уничтожено, потому что государство не взяло на себя заботу о судьбе и будущем женщины: с одной стороны, девушки, приезжающие в город на заработки, не зная риска, которому они могут подвергнуться, легко становились добычей обманывающих их людей; с другой - в законодательствах большинства государств занятие проституцией не квалифицировалось как преступление и, соответственно, возможность преследовать занимавшихся ею женщин была весьма ограничена; не существовало и международных соглашений о совместной борьбе государств с этим недугом, а без них в конце XIX - начале XX вв. ни одно государство не было в состоянии с успехом оградить себя от этого явления [18, с. 14].

Рассуждая об отношении государства к проституции, В.Ф. Дерюжинский, видный публицист и общественный деятель, возглавлявший редакцию «Журнала Министерства юстиции» отмечал, что «государство, по-видимому, решительно отказалось от той задачи, которую оно прежде иногда ставило себе - задачи искоренить проституцию. Но, вместе с тем, государство считает своим призванием употреблять меры к сокращению этого зла и к возможному предупреждению его вредных последствий» [7, с. 365]. Проституция являлась одним из важнейших факторов распространения сифилиса, борьба с которым в XIX в. приобрела особую остроту и актуальность [29]. Эта болезнь принадлежит к числу особенно страшных по своим проявлениям и последствиям, подчеркивал В. Ф. Дерюжинский, прежде

* Дергилева, Светлана Юрьевна, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Научный руководитель - профессор кафедры теории государства и права, доктор юридических наук, профессор Н. С. Нижник. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-981-813-05-57. E-mail: [email protected].

** Геворкян, Дана Суреновна, советник заместителя председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Научный руководитель - профессор кафедры теории и истории права и государства, доктор юридических наук, профессор Н. С. Нижник. Адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, ул. Якубовича, д. 4. Тел.: 8-921-911-56-10. E-mail: [email protected].

* Dergilyova, Svetlana Yurievna, junior scientific assistant of the department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific leader - professor of the department of theory of state and law, doctor of law, professor N. S. Nizhnik. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: (981)8130557. E-mail: [email protected].

** Gevorkian, Dana Surenovna, advisor to the Deputy Chairman of the Federal Arbitration Court of the Northwest District. Scientific leader - professor of the department of theory of state and law, doctor of law, professor N. S. Nizhnik. 190000, St.-Petersburg, Yakubovicha str., 4. Ph.: (921)9115610. E-mail: [email protected].

© Дергилева С.Ю., Геворкян Д.С., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

всего потому, что болезнь эта является наследственной, имеет социальные корни и требует борьбы с ней всего общества [7, с. 367-369].

Институтом надзора за проституцией в Российской империи стала система врачебнополицейских комитетов, созданных при Министерстве внутренних дел [16, с. 220-249]. Институт врачебно-полицейского надзора за проституцией был учрежден в 40-х гг. XIX в. 8 октября 1843 г. было утверждено положение Комитета Министров «Об учреждении в Санкт-Петербурге особой женской больницы и врачебно-полицейского комитета» [1, т. ХУШ, отд. I, № 17213; 15, с. 365], а также штат врачебно-полицейского комитета и больницы [1, т. ХУШ, отд. II, прил. к № 17213, с. 289; 15, с. 365].

При этом изменений в действующее законодательство внесено не было, и после того, как 29 мая 1844 г. министром внутренних дел Л.А. Перовским были утверждены Правила для публичных женщин [21] и Правила для содержательниц борделей [22], которые проституцию, при условии подчинения проститутки полицейскому регламенту, поставили в рамки закона, режим терпимости проституции вошел в состояние юридического противоречия с запретительными нормами уголовного законодательства, продолжавшегося вплоть до 60-х гг. XIX в.

Изучению характера и целесообразности института врачебно-полицейского надзора за проституцией в России во второй половине XIX — начале XX вв. были посвящены труды врачей Д.Д. Ахшарумова, Б.И. Бентовина, П.И. Грацианского, Е.С. Дрентельна, И.И. Канкаровича, П.Е. Обозненко, М.И. Покровской, В.М. Тарновского, А.И. Федорова, Э. . Шперка, К.Л. Штюрмера, А.И. Якобий. Пристальное внимание этому вопросу уделяли активные деятели общественной жизни России, выдающиеся российские юристы Владимир Федорович Дерюжинский (1861—1920 гг.) и Аркадий Иванович Елистратов (1872—1955 гг.).

Вопросы ограничения личной свободы женщин, занимавшихся проституцией, со стороны органов врачебно-полицейского надзора; проблемы, касающиеся формы выражения отношения государства к проституции, при которой терпимость последней приобретается «ценой ослабления для падших женщин общеправовых гарантий и их подчинения исключительному режиму мер врачебнополицейского принуждения» стали предметом исследования А.И. Елистратова [12, с. 2]. По убеждению ученого, врачебно-полицейский надзор состоял не только в принудительном освидетельствовании поднадзорных женщин и их принудительной изоляции в случае болезни, но и в целом ряде мероприятий, которые «носили закрепощающий характер, существенно умаляли гражданскую полноправность и ухудшали экономическое положение подчиненных надзору женщин» [12, с. 1]. Сюда, по мнению Елистратова, относилась прежде всего сама регистрация проституток (официальное зачисление женщины в списки проституток), изъятие у зарегистрированной женщины документа, удостоверяющего личность, и замена последнего специальным медицинским документом — «желтым билетом», а также ограничение свободы передвижения поднадзорной проститутки и выбора ею места жительства и сосредоточение проституток в домах терпимости [3, с. 17].

Наличие у проститутки «желтого билета», по словам широко известного во второй половине XIX

в. доктора К. Л. Штюрмера [30, с. 5], приводило к тому, что женщине закрывался доступ в честную семью и, как правило, вообще к трудовой жизни. Кроме того, подчеркивал Штюрмер, согласно статистическим сведениям [15, с. 91; 19, с. 22—23], среди проституток имела место многочисленная группа «временных проституток», которые занимались честным трудом, но, терпя нужду, отправлялись увеличивать свой заработок на панель [30, с. 8]. С наложением на женщину клейма «проститутки» и вручением ей вместо обычного удостоверения личности «желтого билета» институт полиции нравов превращал временное обращение к торговле своим телом в главное, исключительное и постоянное ремесло [12, с. 10; 3, с. 27].

Закрепощающий характер мер врачебно-полицейского надзора, по мнению А. И. Елистратова, заключался и в ограничении свободы передвижения поднадзорной женщины и стеснении ее в выборе места жительства. Женщина, подчиненная надзору, не имея паспорта, не могла выехать за пределы того города, где она состояла под надзором, без согласия комитета. Кроме того, при отъезде в другой город женщине выдавался пропуск для следования (проходное свидетельство), которое ограничивало ее дальнейшую трудовую жизнь на новом месте [12, с. 13]. При выборе места жительства поднадзорной женщине приходилось предъявлять домовладельцу или хозяину квартиры вместо паспорта свой «желтый билет» [12, с. 13], что приводило к распространению на нее других норм регламентации, согласно которым «публичным женщинам дозволяется жить и не в борделях, но только отнюдь не более, как по одной». Петербургский врачебно-полицейский комитет смягчил данное требование, указав что, «публичные женщины, если не хотят жить в борделях, могут проживать и на квартирах по одной, и отнюдь не более как по две». Изменить место жительства публичная женщина могла только с ведома полиции [21, п. 10].

Дом терпимости являлся «последним узлом прикрепления женщины к позорному промыслу». Условия контроля лишали женщину, живущую на частной квартире, возможности совместить честный труд с проституцией; условия жизни в притоне «вытравливали в ней самую привычку к работе, разрушали в корне ее трудоспособность» [3, с. 18]. Разрывая связь женщины с трудом и увлекая ее в публичный притон, исключительный режим врачебно-полицейского надзора прикреплял женщину к проституции [27].

Постоянная зависимость поднадзорной женщины от усмотрения агентов полиции нравов также являлась чертой, дополнявшей характеристику врачебно-полицейского надзора как системы властного прикрепления женщины к проституции [12, с. 45]. Анализируя сложившуюся ситуацию, А.И. Елистратов пришел к выводу, что созданные в России врачебно-полицейские комитеты поставили женщину в положение не субъекта права, а объекта для правительственных мероприятий, сделали ее вещью и предметом торговли. В своих научных работах и публичных выступлениях А.И. Елистратов

подчеркивал, что врачебно-полицейский надзор за проституцией имел классовый характер, который был полностью воспринят полицейскими регламентами отдельных городов и самой практикой [3, с. 19—20]. Всей своей тяжестью врачебно-полицейский надзор ложился на женщин, принадлежавших к неимущим классам населения; условия и порядок подчинения надзору ставили каждую безработную женщину перед риском быть внесенной в списки проституток. Анализируя возможности выхода из имевшей место противоречивой ситуации, А.И. Елистратов принимал во внимание, что на поднадзорную женщину были возложены обязанности, не нарушая которых, она в реальной жизни не в состоянии была нести клеймо «проститутки». Формально затрудняя или умалчивая совсем об условиях ее освобождения, полиция нравственности порабощала женщину как личность, ставила последнюю в полную зависимость от власти агентуры надзора [12, с. 56].

Регламентаристы видели главную задачу государства не в сокращении проституции, а в ее регламентации, в постановке ее в такие условия, при которых ослаблялась бы ее опасность для здоровья потребителя [13, с. 122]. Однако доклады врачей о положительных результатах надзора за проституцией не свидетельствовали [2; 9; 20; 26]. На состоявшемся в Санкт-Петербурге в 1897 г. при Медицинском департаменте съезде по обсуждению мер против сифилиса в России было принято заключение: «Дома терпимости принципиально нежелательны, но при условии существующего надзора они могут быть терпимы лишь до улучшения надзора за проституцией вообще». 146 членов съезда подали особое мнение, в котором выразили протест против допущения, «хотя бы и временно» дальнейшего существования домов терпимости с ведома и под надзором властей, т.к. они были признаны по существу безнравственными и не достигшими цели в борьбе с сифилисом [25, с. 21, 160]. По заключению врачей, осмотры в российских городах производились ненадлежащим образом: квалифицированного медицинского персонала не хватало, оборудование помещений для осмотра женщин было плохим, необходимые для осмотра инструменты и приспособления отсутствовали, специальные отделения для лечения венерических болезней в больницах многих городов отсутствовали, мест в медицинских учреждениях, куда проститутки могли быть приняты на лечение, было недостаточно, и женщин часто выписывали недолеченными, т.к. нужно было освобождать койко-места для новых больных [30, с. 45—55].

Во второй половине XIX в. практика регламентации проституции уже раскрыла свою санитарную несостоятельность [29]. Дом терпимости, который регламентаристы рассматривали как орудие оздоровления нации, фактически оказался очагом заражения, источником деморализации причастных к надзору агентов власти, местом растления женщин, гонимых нуждой из деревень. Однако врачебно-полицейская регламентация проституции продолжала составлять господствующую форму политики государства по отношению к проституции [7, с. 379].

При этом в Европе находились люди, которые протестовали против унижения женщины регламентацией проституции [10]. Наиболее активная борьба развернулась в 70-е годы XIX в. и ознаменовалось оформлением в Англии движения аболиционизма, которое стало ответной реакцией на введение регламентации. В Англии аболиционисты добились того, что в 1884 г. меры врачебнополицейской регламентации проституции были отменены [14, с. 33]. Движение аболиционистов приобрело международный характер и распространилось в Италии, Норвегии, Голландии, Дании, Франции, Бельгии и Швейцарии. В России оно нашло своих приверженцев сначала в Финляндии (1879 г.) и в Санкт-Петербурге.

Аболиционизм отражал стремление общества к законности, к признанию права на защиту интересов любого человека, кем бы он ни был — преступником, душевнобольным или проституткой [24]. Его идеи выражали стремление к устранению любых исключительных положений, которые ставили ту или иную группу членов общества вне закона. Аболиционизм был направлен на упорядочение всей общественной жизни в целом, на борьбу с началами, порождающими преступление, разврат и любое девиантное поведение [18, с. 3].

Основные положения учения аболиционистов касались борьбы против регламентации. Они исходили из принципа полного равноправия между мужчинами и женщинами, которые не должны подвергаться унизительному и оскорбительному осмотру. Государство, по их мнению, не должно благоприятствовать злу, входить в сделку с пороком, а обязано запрещать всякую коллективную организацию проституции, подавлять порок, а не регламентировать его. По убеждению аболиционистов, не об упорядочении проституции следует заботиться обществу, а о ее прекращении, для чего публичные дома необходимо закрыть, уличную проституцию во всех ее проявлениях строго преследовать. С помощью распространения нравственных начал, повышения общего благосостояния и укрепления семейных традиций следует уничтожить саму потребность в проституции, сделать ее невозможной и ненужной [7, с. 380].

Придя к выводу о том, что система регламентации является неудовлетворительной,

А.И. Елистратов подчеркивал: «...исключительный режим врачебно-полицейского надзора должен быть упразднен. С разоблачением несостоятельности и лжи санитарной идеологии регламентаристов он должен пасть как опасная преграда к рациональной постановке насущного дела борьбы с венерическими болезнями» [12, с. 371].

По инициативе петербургского Клуба женской прогрессивной партии, в 1913 г. А.И. Елистратов разработал законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов. 25 октября 1913 г. депутатом А.И. Шингаревым этот проект был внесен для рассмотрения в Государственную думу [11, с. 5—12]. И хотя работа над законопроектом в Государственной думе не получила логического завершения, в России впервые была сделана попытка подробного изучения института врачебно-полицейского надзора за проституцией и обоснования нецелесообразности его дальнейшего существования.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Отмена режима врачебно-полицейского надзора не искоренила бы самой проституции. Понимая это, А.И. Елистратов сформулировал предложения о проведении комплекса мер, направленных на искоренение самих причин проституции, которые были детерминированы экономическим и социальным состоянием российского общества. Значит, рациональная борьба с проституцией должна, по его мнению, состоять в мероприятиях, рассчитанных на изменение этих условий - в улучшении материального благосостояния и культурного уровня трудящихся женщин, развитии у них духа самодеятельности и солидарности. Борьба с проституцией требовала такой государственной политики, которая обеспечила бы женщине как личности, равноценной мужчине, одинаковые с последним права. При этом не следовало пренебрегать и специальными мерами противодействия торговле живым товаром [13, с. 134].

В «Журнале Министерства юстиции» В.Ф. Дерюжинский в 1902 г. отмечал, что под воздействием аболиционистов в европейских государствах был выдвинут вопрос о мерах борьбы с вербовкой женщин и торговлей женщинами в целях разврата. Это явление, характеризовавшееся систематическим совращением и вовлечением молодых женщин на путь разврата (прежде всего к поступлению в дома терпимости), известно было давно, но особенное развитие получило во второй половине XIX столетия, приобретя характер международной торговли [5, с. 4-11]. В частности, было обнаружено, что большое количество европейских женщин из разных государств обманным путем с обещаниями выгодного трудоустройства вывозились в южноамериканские государства (преимущественно в Аргентинскую республику). Вместо хорошо оплачиваемой работы европейские женщины получали место проститутки в домах терпимости [7, с. 382].

Инициатива широкой борьбы с вербовкой женщин принадлежала Лондонскому филантропическому обществу «National Vigilance Association», которое возникло в 1885 г. с целью борьбы с противонравстенными явлениями. Это общество в своей деятельности уделяло большое внимание попечению о девушках и женщинах, впавших в разврат или находившихся в опасности быть вовлеченным в развратную жизнь. С помощью этого общества во многих государствах созрело убеждение в необходимости созыва международного конгресса для обсуждения вопросов девиантного поведения женщин. Переходу к конкретным шагам по организации международного форума способствовало то, что к концу XIX в. торговля женщинами в различных странах (в связи с отсутствием в действующих законодательствах мер преследования виновных) приняла размеры организованного промысла и то, что идея о необходимости объединения государств для борьбы с проституцией завладела умами общественных активистов в различных странах [10].

Первый Международный конгресс по вопросу о торговле женщинами для целей разврата состоялся в июне 1889 г. в Лондоне. В нем приняли участие выдающиеся общественные деятели, представители благотворительных обществ и особых комитетов из Англии, Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, России, Соединенных Штатов Северной Америки, Швейцарии и Швеции. Русским правительством для участия в конференции в числе делегации был командирован и В.Ф. Дерюжинский.

На заседаниях Конгресса представители Англии, Германии, Дании и Швейцарии требовали безусловной отмены упорядочения проституции, признавая все остальные положения полумерами, ложно успокаивающими общественное мнение и правительства и только отдаляющими время принятия коренных мер против проституции. Представители Франции и Бельгии решительно выступили против отмены упорядочения, а представители России (принимавшие непосредственное участие в Совещании: член Государственного Совета А.А. Сабуров, профессор В.Ф. Дерюжинский и князь С.М. Волконский) не поднимали вопроса об отмене надзора за проституцией, но советовали там, где он существует, внести в него некоторые коррективы с целью устранения главного порока системы - возможности женского рабства [18, с. 15].

Приняв во внимание широкое и постоянно увеличивающееся распространение торговли женщинами для разврата, Конгресс признал необходимым образование в каждой стране национального комитета для борьбы с торговлей женщинами, а также учреждение Международного Комитета, в состав которого входили бы по два представителя от каждого национального комитета [5, с. 9].

Практическим результатом лондонского Конгресса было образование во всех странах, имевших в нем своих представителей, национальных комитетов, занявшихся осуществлением решений Конгресса. В России таким комитетом явилось «Российское общество защиты женщин», положение о котором было утверждено министром внутренних дел Д.С. Сипягиным 13 января 1900 г. [5, с. 9]. Деятельность Общества, как было определено уставом, осуществлялась по двум главным направлениям: содействовать предохранению девушек и женщин от вовлечения в разврат и возвращать падших женщин к честной жизни.

Однако борьба с торговлей женщинами не могла осуществляться должным образом без соответствующей нормативной базы, которая закрепляла бы нормы, квалифицирующие различные деяния в данной сфере, и обеспечивала бы возможность уголовного преследования лиц за акты, совершаемые в разных государствах. Необходимость выработать конкретные международные меры борьбы с торговлей женщинами привела к решению созвать официальную конференцию представителей государств [5, с. 14].

Международная конференция по вопросу о мерах пресечения торга женщинами в целях разврата состоялась в июле 1902 г. в Париже при участии официальных делегатов из 15 европейских государств (Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, России, Франции, Швейцарии, Швеции) и Бразилии [7, с. 384]. Заключения Конференции были сформулированы в проекте Конвенции по основным законодательным вопросам, в котором высказывалось пожелание, чтобы во всех уголовных кодексах были введены одинаковые

определения наказуемых деяний и в проекте соглашения — об установлении международных административных мер по преследованию торговли женщинами [23, с. 37—38].

Важнейшими постановлениями Конференции являлись статьи, в которых была дана общая формулировка караемых преступных деяний [5, с. 26]. (Статья 1. Подлежит наказанию всякий, кто для удовлетворения похоти другого склонил, вовлек или совратил в разврат несовершеннолетнюю женщину или девушку, хотя бы и согласия ее и хотя бы отдельные действия, входящие в состав преступления, совершены были в различных странах. Статья 2. Подлежит наказанию всякий, кто для удовлетворения похоти другого, посредством обмана, насилия, угроз, злоупотребления властью, или всякого иного способа принуждения, склонил, вовлек или совратил в разврат совершеннолетнюю женщину или девушку, хотя бы отдельные действия, входящие в состав преступления, совершены были в различных странах). При этом Конференция признала свободу за государствами карать и другие аналогичные нарушения, как, например, склонение к разврату совершеннолетних и при отсутствии обмана или принуждения.

Вторым важным проектом Конференции стал проект соглашения, который заключал в себе перечень административных мер, которые должны были принять правительства до вступления в силу конвенции. К данным мерам относилось создание специального органа, который сосредотачивал бы все сведения о склонении женщин к разврату за границей, взаимодействие этого органа с подобными органами других государств. Для предупреждения деятельности торговцев женщинами предполагалось, что каждое правительство обязано было установить наблюдение для обнаружения, особенно на вокзалах и в пути проводников женщин или девушек, предназначаемых для разврата, а также сообщать о прибытии лиц, которые являются главными виновниками, соучастниками или жертвами такого промысла, компетентным властям места назначения. Правительства также обязаны были в пределах закона по мере возможности отправлять на родину женщин или девушек иностранного происхождения, предающихся проституции, но после установления их личности и национальности, а также места и времени прибытия и др. [5, с. 35—36].

Парижская конференция 1902 г. явилась первым актом совместной борьбы с торговлей женщинами общественности различных государств. Результаты Парижской конференции, по мнению

В.Ф. Дерюжинского, были «плодотворными, обещающими внести в дело борьбы с постыдным промыслом, позорящим современную цивилизацию, систематические и решительные меры» [5, с. 37].

Второй международный Конгресс по вопросу о торге женщинами состоялся во Франкфурте-на-Майне в октябре 1902 г. Его участниками стали представители 13 национальных комитетов и официальные представители Франции, Англии и Италии. Главным предметом было обсуждение сообщений национальных комитетов. Было сформулировано и принято предложение привлечь к наблюдению за подозрительными случаями торга женщинами пароходные общества. В мае 1904 г. в Париже официальные представители 12 европейских государств, в т.ч. и России, подписали соглашение

о принятии административных мер для преследования торга женщинами (проект которого был разработан на Парижской конференции в 1902 г.). В сентябре этого же года в Цюрихе состоялась подготовительная конференция к международному Конгрессу в Париже. Участвовали представители 14 национальных комитетов, которые сформулировали предложение об устройстве в пограничных городах и приморских портах местных комитетов и справочных бюро, способствующих оперативному решению вопросов о предотвращении торга женщинами.

Объединение международных сил позволило решать конкретные вопросы. Третий международный Конгресс по вопросу о торге женщинами состоялся в Париже в октябре 1906 г. В нем приняли участие представители 24 национальных комитетов, 18 правительств прислали своих официальных делегатов. На Конгрессе были обсуждены вопросы об активизации деятельности национальных комитетов, об их взаимодействии со средствами массовой информации, об актуальности наблюдений за станциями, поездами и артистическими агентствами, вербующими женщин для проституции.

Четвертый международный Конгресс, состоявшийся в Мадриде в 1910 г., главным предметом обсуждения избрал вопрос о посреднических конторах, способствующих порабощению женщин [23, с. 37—38]. На второй международной Конференции по борьбе с торговлей женщинами (Париж, апрель 1910 г.) Россия подписала проект Конвенции, принятый на Парижской конференции в 1902 г. [6, с. 351].

Пятый международный Конгресс по борьбе с торгом женщинами прошел в Лондоне в июне 1913

г. Его участниками был вынесен ряд постановлений по существенным вопросам, касающимся защиты малолетних, по вопросам о мерах борьбы с торгом детьми в целях разврата. Особое внимание было уделено обсуждению эффективности мер по борьбе с торгом женщинами. Конгресс выразил «пожелание, чтобы национальные комитеты всех стран озаботились уничтожением домов терпимости» и сформулировал конкретные предложения об улучшении процедуры водворения женщин на родину [8, с. 5—13].

Предполагалось, что шестой Конгресс пройдет в 1916 г. в России. Однако политическая ситуация в стране не позволила осуществиться этим планам.

Явления проституции и международной торговли женщинами в целях разврата, несомненно, представляются сложными и соприкасающимися с множеством различных факторов социальной, экономической, культурной и правовой жизни государства. Для искоренения этих негативных явлений требуются их глубокое всестороннее изучение и применение комплекса разносторонних действенных мер со стороны государственных и общественных структур. В борьбе с проституцией и торговлей женщинами в начале XX в. начался новый этап: общество, изменив взгляд на проблему, решило бороться с этими явлениями, а не скрывать их. Государство вынуждено было обратить внимание на необходимость законодательного закрепления норм, касающихся правового статуса женщин, и их обеспечения в рамках национальных политико-правовых систем.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Интерес к проблемам контроля над проституцией и защиты прав женщин сегодня обусловлен криминализацией жизни общества, в результате которой проституция открыто вышла на улицы [17, с. 12—15], а торг женщинами остается реальной характеристикой современного мира. Опыт общественных организаций, ученых и государственных деятелей Российской империи в целом и А.И. Елистратова и В.Ф. Дерюжинского, в частности, может способствовать поиску эффективных решений проблем социального контроля над девиациями в общественной жизни современной России и выработке оптимальных моделей участия органов внутренних дел в его осуществлении [17, с. 18].

Список литературы

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2 : В 55 т. — СПб., 1830—1884.

2. Ахшарумов, Д. Д. Современный взгляд на санитарное значение домов терпимости и осмотра проституток. — Полтава, 1886.

3. Броннер, В. М., Елистратов, А. И. Проституция в России: Проституция в России до 1917 года. Борьба с проституцией в РСФСР. — М., 1927.

4. Гальперин, С. Е. Проституция в прошлом и настоящем. — М., 1928.

5. Дерюжинский, В. Ф. Международная борьба с торговлей женщинами // Журнал Министерства юстиции. — 1902. — Октябрь. — С. 4—11.

6. Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право. — Пг., 1917.

7. Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право : пособие для студентов. — СПб., 1907.

8. Дерюжинский, В. Ф. Пятый международный конгресс по борьбе с торгом женщинами // Журнал Министерства юстиции. — 1914. — Январь. — С. 5—13.

9. Дрентельн, Е. С. О проституции с точки зрения динамики жизни. — М., 1908.

10. Елистратов, А. И. Борьба с проституцией в Европе. — Казань, 1909.

11. Елистратов, А. И. Законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов: По инициативе Санкт-Петербургского клуба Женской прогрессивной партии сост. проф. А. И. Елистратовым и внесенного в Гос. думу депутатом А. И. Шингаревым: (Внесено за подписью 39 чл. Гос. думы 25 окт. 1913 г.). — СПб., 1913.

12. Елистратов, А. И. О прикреплении женщины к проституции (Врачебно-полицейский надзор). — Казань, 1903.

13. Елистратов, А. И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией // Публичные лекции: Смертность малых детей. Статистика детской смертности / Д-р П. И. Куркин. Детская преступность и меры борьбы с нею / Проф. С. В. Познышев. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией / Проф. А. И. Елистратов: Из лекций весеннего семестра. 1910 г. / Моск. о-во борьбы с детской смертностью. — М., 1911.

14. Канкарович, И. И. Проституция и общественный разврат. К истории нравов нашего времени.

— СПб., 1907.

15. Коган, Е. А. Медицинский надзор за проституцией на Нижегородской ярмарке // Сборник сочинений по судебной медицине. — Т. 3. — 1881.

16. Нижник, Н. С. Врачебно-полицейские комитеты Министерства внутренних дел в борьбе с сексуальной коммерцией во второй половине XIX — начале XX века // Министерство внутренних дел России: страницы истории (1802—2002). — СПб., 2001. — С. 220—249.

17. Нижник, Н. С. Деятельность врачебно-полицейских комитетов Министерства внутренних дел по осуществлению социального контроля над девиантным поведением в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 2 (54). — С. 11—18.

18. Обозненко, П. Е. Вопрос об упорядочении проституции и о борьбе с нею на двух международных совещаниях 1899 года. — СПб., 1900.

19. Обозненко, П. Е. Поднадзорная проституция Санкт-Петербурга по данным Врачебнополицейского комитета и Калинкинской больницы. — СПб., 1896.

20. Покровская, М. И. Врачебно-полицейский надзор за проституцией способствует вырождению народа. — СПб., 1902.

21. Правила публичным женщинам. — Владимир, 1844.

22. Правила содержательницам борделей. — Б. м., 1844.

23. Речь В. А. де-Плансон о деятельности Российского общества защиты женщин за первые 10 лет его существование и о ближайших его задачах // Труды первого Всероссийского Съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, проходившего в Санкт-Петербурге с 21—23 апреля 1910. — Т.

I. — СПб., 1911. — С. 37—38.

24. Тарновский, В. М. Проституция и аболиционизм. Доклад Русскому Сифилидологическому и Дерматологическому обществу. — СПб., 1888.

25. Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России, бывшего при Медицинском Департаменте с 15 по 22 января 1897 г. — Т. II. — СПб., 1897.

26. Федоров, А. И. Проституция в Санкт-Петербурге и врачебно-полицейский надзор за нею.

— СПб., 1892.

27. Федоров, А. И. Позорный промысел // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, издаваемый при Управлении главного врачебного инспектора МВД. — СПб., 1900. — № 8. — С. 1175—1185.

28. Шашков, С. С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. — СПб., 1871.

29. Шперк, Э. Ф. К статистике сифилиса в женском населении Петербурга // Сборник сочинений по судебной медицине. - Т. I. - СПб., 1877. - С. 97-177.

30. Штюрмер, К. Л. Проституция в городах // Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России, бывшего при Медицинском Департаменте с 15 по 22 января 1897 г. - Т. I. - СПб., 1897. - С. 45-55.

Literature

1. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 2 : V 55 t. - SPb., 1830-1884.

2. Ahsharumov, D. D. Sovremennyiy vzglyad na sanitarnoe znachenie domov terpimosti i osmotra prostitutok. - Poltava, 1886.

3. Bronner, V. M., Elistratov, A. I. Prostitutsiya v Rossii: Prostitutsiya v Rossii do 1917 goda. Borba s prostitutsiey v RSFSR. - M., 1927.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Galperin, S. E. Prostitutsiya v proshlom i nastoyaschem. - M., 1928.

5. Deryuzhinskiy, V. F. Mezhdunarodnaya borba s torgovley zhenschinami // Zhurnal Ministerstva yustitsii. - 1902. - Oktyabr. - S. 4-11.

6. Deryuzhinskiy, V. F. Politseyskoe pravo. - Pg., 1917.

7. Deryuzhinskiy, V. F. Politseyskoe pravo : posobie dlya studentov. - SPb., 1907.

8. Deryuzhinskiy, V. F. Pyatyiy mezhdunarodnyiy kongress po borbe s torgom zhenschinami // Zhurnal Ministerstva yustitsii. - 1914. - Yanvar. - S. 5-13.

9. Drenteln, E. S. O prostitutsii s tochki zreniya dinamiki zhizni. - M., 1908.

10. Elistratov, A. I. Borba s prostitutsiey v Evrope. - Kazan, 1909.

11. Elistratov, A. I. Zakonoproekt ob otmene vrachebno-politseyskogo nadzora za prostitutsiey i zakryitii pritonov: Po initsiative Sankt-Peterburgskogo kluba Zhenskoy progressivnoy partii sost. prof. A. I. Elistratovyim i vnesennogo v Gos. dumu deputatom A. I. Shingarevyim: (Vneseno za podpisyu 39 chl. Gos. dumyi 25 okt. 1913 g.). - SPb., 1913.

12. Elistratov, A. I. O prikreplenii zhenschinyi k prostitutsii (Vrachebno-politseyskiy nadzor). -Kazan, 1903.

13. Elistratov, A. I. Zadachi gosudarstva i obschestva v borbe s prostitutsiey // Publichnyie lektsii: Smertnost malyih detey. Statistika detskoy smertnosti / D-r P. I. Kurkin. Detskaya prestupnost i meryi borbyi s neyu / Prof. S. V. Poznyishev. Zadachi gosudarstva i obschestva v borbe s prostitutsiey / Prof. A. I. Elistratov: Iz lektsiy vesennego semestra. 1910 g. / Mosk. o-vo borbyi s detskoy smertnostyu. - M., 1911.

14. Kankarovich, I. I. Prostitutsiya i obschestvennyiy razvrat. K istorii nravov nashego vremeni. -SPb., 1907.

15. Kogan, E. A. Meditsinskiy nadzor za prostitutsiey na Nizhegorodskoy yarmarke // Sbornik sochineniy po sudebnoy meditsine. - T. 3. - 1881.

16. Nizhnik, N. S. Vrachebno-politseyskie komitetyi Ministerstva vnutrennih del v borbe s seksualnoy kommertsiey vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka // Ministerstvo vnutrennih del Rossii: stranitsyi istorii (1802-2002). - SPb., 2001. - S. 220-249.

17. Nizhnik, N. S. Deyatelnost vrachebno-politseyskih komitetov Ministerstva vnutrennih del po osuschestvleniyu sotsialnogo kontrolya nad deviantnyim povedeniem v rossiyskom obschestve // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 2 (54). - C. 11-18.

18. Oboznenko, P. E. Vopros ob uporyadochenii prostitutsii i o borbe s neyu na dvuh mezhdunarodnyih soveschaniyah 1899 goda. - SPb., 1900.

19. Oboznenko, P. E. Podnadzornaya prostitutsiya Sankt-Peterburga po dannyim Vrachebno-politseyskogo komiteta i Kalinkinskoy bolnitsyi. - SPb., 1896.

20. Pokrovskaya, M. I. Vrachebno-politseyskiy nadzor za prostitutsiey sposobstvuet vyirozhdeniyu naroda. - SPb., 1902.

21. Pravila publichnyim zhenschinam. - Vladimir, 1844.

22. Pravila soderzhatelnitsam bordeley. - B. m., 1844.

23. Rech V. A. de-Planson o deyatelnosti Rossiyskogo obschestva zaschityi zhenschin za pervyie 10 let ego suschestvovanie i o blizhayshih ego zadachah // Trudyi pervogo Vserossiyskogo S’ezda po borbe s torgom zhenschinami

i ego prichinami, prohodivshego v Sankt-Peterburge s 21-23 aprelya 1910. - T. I. - SPb., 1911. - S. 37-38.

24. Tarnovskiy, V. M. Prostitutsiya i abolitsionizm. Doklad Russkomu Sifilidologicheskomu i Dermatologicheskomu obschestvu. - SPb., 1888.

25. Trudyi vyisochayshe razreshennogo s’ezda po obsuzhdeniyu mer protiv sifilisa v Rossii, byivshego pri Meditsinskom Departamente s 15 po 22 yanvarya 1897 g. - T. II. - SPb., 1897.

26. Fedorov, A. I. Prostitutsiya v Sankt-Peterburge i vrachebno-politseyskiy nadzor za neyu. - SPb., 1892.

27. Fedorov, A. I. Pozornyiy promyisel // Vestnik obschestvennoy gigienyi, sudebnoy i prakticheskoy meditsinyi, izdavaemyiy pri Upravlenii glavnogo vrachebnogo inspektora MVD. - SPb., 1900. - № 8. - S. 1175-1185.

28. Shashkov, S. S. Istoricheskie sudbyi zhenschinyi, detoubiystvo i prostitutsiya. - SPb., 1871.

29. Shperk, E. F. K statistike sifilisa v zhenskom naselenii Peterburga // Sbornik sochineniy po sudebnoy meditsine. - T. I. - SPb., 1877. - S. 97-177.

30. Shtyurmer, K. L. Prostitutsiya v gorodah // Trudyi vyisochayshe razreshennogo s’ezda po obsuzhdeniyu mer protiv sifilisa v Rossii, byivshego pri Meditsinskom Departamente s 15 po 22 yanvarya 1897 g. - T. I. - SPb., 1897. - S. 45-55.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.