ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 94(47) «1901/1917»:392.65(05)
А.И. Громова
Освещение проблемы проституции в отечественных женских журналах начала XX в.
В статье анализируется, каким образом в отечественных женских журналах начала XX в. - прежде всего в журналах общественно-политической направленности - рассматривалась проблема проституции. Выявляется специфика интерпретации данной проблемы передовыми женщинами-авторами статей; рассматриваются способы борьбы с проституцией, предлагаемые в женских изданиях.
The article is dedicated to the problem of representation of prostitution in the Russian women's magazines (primarily the socio-political magazines) at the beginning of the 20th century. The specific nature of interpretation of this problem by "progressive women” and the ways to solve it, suggested by the authors of articles in the women's periodical press, are analyzed.
Ключевые слова: периодическая печать, феминизм, проституция, общественное мнение, социальная девиация, равноправие, государственный контроль, венерические заболевания.
Key words: periodical press, feminism, prostitution, public opinion, social deviation, equality, state control, venereal diseases.
Одной из дискуссионных проблем для общественности начала XX в. была проституция, приводившая к распространению венерических заболеваний. Ее называли «ужасным злом», «уродливым явлением», «народным бедствием». Являясь неприкрытой формой порабощения женщин, выражением их подчиненного положения, а также политического и экономического неравенства, проблема проституции особенно затрагивала женские общественно-политические издания, являвшиеся идеологическими платформами для идей женских общественных организаций.
Среди женских отечественных журналов начала XX в. можно выделить два типа изданий, печатавших материалы по женскому движению и «женскому вопросу»: общественно-политические и литературно-общественные. В их программах было предусмотрено освещение актуальных событий в России и за рубежом, вследствие чего читатели знакомились с информацией общественно-
© Громова А. И., 2015
70
политического характера [38, с. 91]. На их страницах (в отличие от традиционных дамских журналов, специализировавшихся на вопросах моды и ведения домашнего хозяйства) поднимались острые социальные проблемы и пороки «города-отравителя» [21, с. 7]. Гендерная направленность изданий способствовала рассмотрению «женских» форм девиации и связанных с ними «язв общества»: проституции, в том числе детской, абортов, детоубийства, женской преступности. По выражению в статье «А на лбу роковые слова...» из журнала «Женский вестник», в столичном городе эпохи модернизации, «в этом ужасном омуте, засасывающем и оголяющем душу и отравляющем ее всевозможными ядами "городской цивилизации" -как гнойные нарывы возникают "больные вопросы" сложной и общественной жизни современного человечества» [21, с. 7].
Интерес к изучению женской прессы в российской науке возник сравнительно недавно. Историко-типологическое системное изучение отечественной женской периодики XVII-XX вв. впервые было предпринято В. В. Боннер-Смеюхой [4]. В диссертации О.А. Симоновой было проведено литературоведческое исследование беллетристики как информативного сегмента женских журналов начала XX в. и показана корреляция степени их структурной целостности в зависимости от их идеологии [36]. В связи с рассматриваемой в данной работе темой необходимо выделить диссертационное исследование Д.А. Пустарнаковой, посвященное отечественным общественно-политическим женским журналам второй половины XIX - начала XX в. в контексте женского движения, их специфике и тематическому спектру [32]. Впервые прессу как фактор социализации личности подвергла изучению А.В. Жукова [11]. Обзор становления и развития женской периодической печати в России до 1917 г. был предпринят Е.В. Скобло [37]. О типологических особенностях женских изданий, их назначении, содержании и проблемно-тематических направлениях писала Р.М. Ямпольская [45; 46].
Однако освещение проблемы проституции в женской периодике не подвергалось специальному изучению. Цель данного исследования - выявить, каким образом в женских литературно-общественных и, в первую очередь, общественно-политических журналах начала XX в. освещалась проблема проституции. Предполагается проанализировать политику, проводимую редакторами и авторами в отношении проституции, а также рассмотреть предлагаемые способы борьбы с ней. Комплексное изучение материалов, представленных в таких изданиях как «Женский вестник», «Союз женщин», «Женская жизнь», «Женское дело» и др., сквозь призму освещения проблемы проституции позволит определить уровень гражданского самосознания российской образованной горожанки начала XX в., опреде-
71
лить ее общественную и нравственную позицию по отношению к данному социальному явлению.
Анализ женской периодики позволит увидеть специфичность женской позиции в интерпретации сущности проституции, особый взгляд авторов-феминисток на решение проблемы. В ходе исследования предполагается выявить отношение данных изданий к феномену проституции, ключевыми особенностями которого были субъективизм и гуманизм, выражавшийся в идеализации образа проститутки и взгляде на нее как на личность, женщину, которая должна иметь равные со всеми человеческие права, а не превращаться жесткими механизмами государства в машину для удовлетворения мужских потребностей.
Автор не ставит целью проанализировать всю массу женской периодики начала XX в. За основу исследования были взяты материалы журналов общественно-политического типа («Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909)), которые можно охарактеризовать как феминистские и в которых по отношению к проблеме «торга женщинами» проводилась наиболее последовательная гражданская позиция. «Женский вестник» и «Союз женщин» однозначно относятся к феминистским изданиям, так как данные журналы были посвящены борьбе женщин за равноправие, а также освещению женского движения как в России, так и за рубежом. В отличие от традиционных журналов для женщин и литературнообщественных изданий, которые также касались вопросов женского равноправия, в «Женском вестнике и «Союзе женщин» отсутствовала реклама, статьи развлекательного характера, разделы мод, домашнего хозяйства, обзоры светской жизни, не публиковались художественные произведения, не связанные с идеями женского движения (подробнее см.: [15, с. 57]; [38, с. 90-91]). Выбор материалов отдельных литературно-общественных журналов («Женская жизнь» (1914-1916), «Женское дело» (1910-1918)) обусловлен тем, что эти издания, хоть и уделяли проблеме проституции значительно меньшее внимание, но все же в ряде статей затрагивали данный вопрос и постулировали способы борьбы с проституцией в общем ключе с идеями женского движения.
Активному обсуждению в женской прессе подвергался вопрос государственной регламентации проституции. Врачебнополицейский комитет по надзору за женщинами, «промышляющими непотребством» [39, с. 343], был создан по инициативе министра внутренних дел графа Л.А. Перовского, что привело к легализации проституции. Дискуссии последней четверти XIX - начала XX в. о пользе или вреде государственной регламентации раскололи общественность на два лагеря - аболиционистов и регламентаристов (в данном контексте аболиционизм - общественное движение второй
72
половины XIX-начала XX в. за отмену государственной регламентации проституции, возникшее в Англии в 60-х гг. XIX в.) Одним из первых активистов, пропагандировавших идеи аболиционизма на русской почве, была женщина - г-жа Андерсон, приехавшая из Стокгольма в Финляндию и С.-Петербург в 1885 г. с циклом публичных лекций [6, с. 380]. Сторонники аболиционизма призывали к уничтожению публичных домов, искоренению проституции и стремились показать негативные стороны врачебно-полицейского режима. На позиции аболиционизма стояли видный юрист В.Ф. Дерюжинский [6], правовед А.И. Елистратов [7; 8], и др. Регламентаристы же, признавая несовершенство врачебно-полицейского надзора, были убеждены, что без государственного контроля проституция принесет еще больше вреда. Регламентаристскую точку зрения отстаивали врач-венеролог В.М. Тарновский [40], инспектор врачебно-полицейского комитета А.И Федоров [41], и др.
Как и М.И. Покровская, так и М.А. Чехова, редакторы-издатели «Женского вестника» и «Союза женщин», в отношении государственной регламентации занимали строгую аболиционистскую позицию. Указанные издания, выражавшие по большей части социально-политические взгляды редакторов, содержали ряд статей, обосновывающих необходимость отмены врачебнополицейского надзора.
Мария Ивановна Покровская (род. 1852 - неизв.), врач-гигиенист и активистка женского движения, считала вопрос «об открытой торговле женским телом в целях разврата под надзором полиции и докторов» одним из самых тяжелых вопросов русской жизни [27, с. 33]. Как пишет Н.Б. Гафизова, «среди российских деятельниц женского движения она явилась главным приверженцем отмены регламентации» [5, с. 20]. Подробно изучив проблему проституции [44, с. 302-303], она пришла к выводу, что санитарный надзор за публичными женщинами ведет к тому, что «проститутка, как человек, совершенно забывается» [24, с. 3]. Проституцию она считала еще худшим злом, чем аборт, так как потребители женского тела не только уничтожают зародыши, но и мучительно убивают «уже живущее существо - женщину» [26, с. 104]. Кроме того, регламентация проституции не приносит пользы для здоровья населения, не решает проблему венерических заболеваний [25, с. 421], а лишь узаконивает то, что должно быть запрещено законом, и приводит к дальнейшей деморализации проститутки. Как образно говорилось в «Женском вестнике», «живой товар» беззастенчиво свидетельствуется правительственными мерами. Это что-то вроде санитарного надзора за свиными окороками. Недостает еще ставить на лбу у проституток штемпель, как на тушах» [18, с. 18].
73
Негодование и протест вызвало у М.И. Покровской известие о назначении женщин-врачей - заведующей женским отделением Ка-линкинской больницы З.Я. Ельциной и активистки феминистического движения П.Н. Явейн - в состав Петербургского врачебнополицейского комитета. Ее возмущало, что женщины согласились способствовать «подготовке здорового товара для мужчин»: «врачебно-полицейский надзор за проституцией превращает молодых девушек в полицейскую вещь, отдает их произволу полиции, закрепощает в проституции, и врач в этом принимает участие?» [30, с. 132-133]. Покровская называет отступлением от принципов гуманности участие женщин-медиков в принудительном медицинском осмотре «наших несчастных сестер». Протест Покровской был оправдан - это могло нанести заметный вред женскому и аболицио-нисткому движениям одновременно. Как пишет она сама, «это измена женскому равноправию и поддержка женского рабства» [30, с. 133].
Аналогичная точка зрения проводилась в «Союзе женщин», редактор которого М.А. Чехова (1866-1937) являлась одной из создателей Союза равноправности женщин, первой политической женской организации в стране [44, с. 306]. В освещении проблемы проституции и способов ее решения журнал следовал своему программному лозунгу, связанному с «борьбой за равноправие женщин и, главным образом, за ее избирательные права, как первый необходимый шаг на пути к ее освобождению».
Регламентация обозначалась как социальное зло, которое должно быть «ненавистно всем благомыслящим женщинам». Поддержка правительством эксплуатации проституции прямо называлась покушением на общественную свободу, «продажей белых» [16, с. 17]. Главные аргументы против государственного контроля, призванного «обезопасить порочную жизнь для мужчин», в журнале назывались следующие: регламентация проституции не снижает уровень венерических заболеваний; легализация разврата, якобы необходимого для мужчин, понижает уровень общественной нравственности.
В призыве к отмене врачебно-полицейского надзора журналы опирались на опыт прогрессивных стран, где регламентация была уничтожена. Одним из передовых государств в этом отношении, по мнению авторов «Союза женщин», была Англия, где система государственного надзора была отменена в 1886 г. В этой связи была особенно отмечена деятельность Жозефины Бутлер, которая боролась за отмену регламентации в Англии [19, с. 12]. В статье «Красноречие цифр» приводились графические таблицы, показывающие снижение уровня венерических заболеваний у солдат английской армии, моряков, рекрутов и гражданского населения после прекра-
74
щения регламентации. Причинами, способствовавшими понижению заболеваемости, были названы беседы с солдатами о половом воздержании и гигиене, повышающие их моральный уровень, введение в казармах гимнастики и спортивных мероприятий, надзор за солдатами и закрытие домов терпимости в районах расположения войск [14, с. 20-22]. В «Союзе женщин» указывалось, что упразднение регламентации напрямую связано с получением женщинами права голоса, и приводился пример Новой Зеландии, где система надзора была отменена, как только женщинам были даны избирательные права. Также отмечалась скорая отмена легализации проституции в Финляндии, чему немало способствовало введение в 1906 г. всеобщего избирательного права и кампания с требованиями уничтожения регламентации с участием депутаток сейма [19, с. 12]. В этой связи был сделан акцент на деятельности финского общества «Hvita bandet», организовывавшего дома призрения для проституток, распущенных вследствие закрытия публичных домов [43, с. 18].
Рост проституции и распространение венерических заболеваний - «два ужасных бича» - судя по данным статистики, были тесно связаны со столицами и портовыми южными городами. По замечанию автора статьи «Равноправие и проституция», притоны в Петербурге были настолько распространены, что извозчику не обязательно было указывать адрес, достаточно было попросить ехать в ближайший «веселый дом» [18, с. 17]. По данным из «Женской жизни» за 1907 г., периодическому освидетельствованию подверглись 13.385 проституток домов терпимости и 12.267 одиноких; по подозрению в занятии тайной проституцией были задержаны 8.964 женщины. Среди зарегистрированных проституток больных сифилисом оказалось: 47 % в домах терпимости, 48 % - среди одиночек и 36 % - среди «задержанных по подозрению». Автор считал эти данные далеко не полными, так как по законодательству проститутки младше 17 лет не регистрировались. По «сифилизации масс» первое место занимала Одесса, второе - Николаев, затем Москва и Петроград [21, с. 7].
В подтверждение доминирующей роли столичного города «в этом ужасном зле» в статье приводились профессии впервые зарегистрированных проституток, непосредственно связанные с городской средой: 158 - прислуга, 57 - портнихи, 18 - фабричные, 12 -белошвейки, 10 - чулочницы, 6 - модистки и т. д. [21, с. 7]. Определенные виды деятельности были связаны с риском попадания в ряды проституток. Это хористки, опереточные актрисы, певицы из кафешантанов, арфистки, наездницы из цирка, акробатки, официантки, и т. п. Безнаказанность и безответственность по отношению к «рабыням веселья» служили причиной «невозможного порядка вещей», при котором огромная категория женщин обречена служить
75
«забавой первого попавшегося мужчины» [3, с. 165]. При отсутствии закона, охраняющего интересы общественной и личной жизни от посягательства «покупательной системы молодящихся банкиров» [33, с. 18], женщины оставались жертвами ненормального уклада общественных отношений, отрицавшего их право на свободное самоопределение, и являлись лишь объектами права собственности со стороны властвующего мужчины [22, с. 5-6].
Та же безнаказанность перед лицом мужского произвола порождала другую «зловонную язву» - проституцию малолетних. Одним из препятствий в борьбе с торгом несовершеннолетними было отсутствие закона, который наказывал бы за пользование детской проституцией. Законодательство карало за растление малолетних и сводничество, но не за «потребление». Этот пробел в законах, позволявший безнаказанно пользоваться несовершеннолетними, вызывал особенное негодование журналисток. В «Женском вестнике» упоминался судебный процесс над 36 мужчинами, привлеченными за пользование девочками моложе 14 лет. При постановке приговора суд сделал снисхождение по той причине, что девочки были уже растлены, «потому жертвами являются не они, а мужчины, у которых не хватило моральной силы, чтобы противустоять искушению» [20, с. 21].
Борьбу с проституцией затрудняла хорошо организованная сеть по «вербовке» женщин. В Петербурге агенты занимались выявлением наиболее уязвимых девушек: провинциалок на вокзалах, матерей у родильных приютов. Процедура «ловли и обманного совращения» происходила настолько «ловко и таинственно», что поймать агента было почти невозможно. Кроме того, торговля русскими женщинами имела довольно широкий размах и за рубежом -их вывозили на пароходах из Одессы и Либавы. В Северной Америке был установлен особый надзор за суднами этого направления -девушек спускали на берег, провожатых судили [42, с. 23-24].
В отношении к падшим женщинам авторы журналов занимали гуманистическую позицию и призывали видеть в них не вещь, не самку, не товар, не аппарат для удовлетворения физиологических нужд мужчины, не орудие половых наслаждений, не куклу, которую, «истрепав, по минованию надобности, забрасывают» [3, с. 165], не скот или рабыню, - а несчастных существ, которым необходима помощь общества и государства. О.А. Симонова определяет сюжет о трагедии проститутки как один из самых востребованных в женской журнальной беллетристике [36, с. 11]. В статьях неоднократно встречаются эмоциональные выражения, призывающие читателя проникнуться отвращением к взгляду на женщину как на неодушевленный предмет. Вот некоторые из них: «белых рабынь революции не освободили даже от постыдного, мучительного и бесцельного
76
желтого билета»; «наши свободные города будут по-прежнему украшаться домами терпимости. По-прежнему будут в них томиться женщины-вещи» [1, с. 12]; «притоны разврата - это лавки, в которых открыто торгуют человеческим мясом» [31, с. 21].
Журналистки призывали относиться к проституции как к пощечине всем женщинам, заменить брезгливую щепетильность на возмущение, поднять «засаленную завесу», которой отгородили проституцию от «порядочной жизни» [1, с. 12], прислушаться к стонам «несчастных сестер, гибнущих в притонах разврата» [29, с. 197]. «Русская прогрессивная женщина должна стать на защиту проститутки - этого пария современного общества» [9, с. 20], - провозглашал журнал «Женщина».
С другой точки зрения смотрели на «публичных женщин» журналы, ориентировавшиеся на традиционные ценности. В «Мире женщины» врач, объясняя сестре вопрос полового инстинкта и касаясь темы «дам полусвета», пишет о них как о развратных девушках, которые превращаются в «нечто в роде кресел в театре, принадлежащих на один вечер каждому, кто заплатил за билет». Автор говорит о них с ханжески-пуританским пренебрежением и уверен, что его сестре никогда не придется с ними встречаться. Несмотря на упоминание о том, что мужчина, сближающиеся с подобными женщинами, ничуть не лучше их, в статье в большей мере осуждаются проститутки, а не проституция как негативное явление [12, с. 12-14].
Главными творцами проституции, по мнению изданий феминистской направленности, были половой инстинкт и неограниченный произвол мужчин, «потребителей» женского тела и «поработителей» женской свободы. По замечанию Н.Б. Лебиной и М.В. Шкаров-ского, представительницы демократического движения видели в мужчинах виновников не только проституции, но и общественных девиаций в целом [17, с. 113]. Покровская указывала на то, что развитию проституции содействовал господствующий в обществе взгляд на проституцию как позор только для женщин, а для мужчин - нормальное удовлетворение полового инстинкта [28, с. 195]. Само слово «падшая», применяемое исключительно к женщинам, являлось символом гендерного неравенства в половом и моральном отношениях. «Падших мужчин не бывает...» [13, с. 13].
Автор статьи «Чего хотят женщины» отмечает, что разврат стал обычным явлением среди мальчиков, о нем «открыто говорят на улицах, в кинематографах и т. д.» [10, с. 98]. Анкетирования в университетах показывали, что большинство студентов посещают публичные дома, зачастую начиная половую жизнь именно там. В ненормально раннем половом развитии подростков, помимо среды, воспитания и наследственности, даже винили одержимость обще-
77
ства эротизмом, психической заразой в виде эротомании [34, с. 14]. В связи с этим, одним из способов уничтожения проституции должна была стать забота о правильном воспитании мальчиков в половом отношении, развитие нравственного чувства у детей и юношества, борьба с ранним пробуждением у них полового инстинкта, а также убеждение их в том, что половой инстинкт не должен удовлетворяться беспорядочно, а тем более проституцией [См.: 34, с. 13-14; 28, с. 196-197]. Покровская даже предлагала в качестве борьбы с проституцией половое воздержание для мужчин, приводя в пример английскую общину «Белый крест», члены которой пропагандировали добрачное целомудрие [24, с. 29]. В этом отношении позиция феминизма схожа с позицией православной церкви, которая проповедовала половое воздержание до брака для обоих полов, однако акцент делался, прежде всего, на женском целомудрии. Здесь феминистки пошли дальше, требуя распространить это правило в той же степени и на мужчин, что, безусловно, являлось утопией.
Журналисткам было важно услышать голос самой проститутки и показать обществу, что она - человек, женщина, а не «особая порода людей». В этом отношении интересно «Письмо проститутки» из «Союза женщин». Данное письмо отвечает идеям, постулируемым журналом, что не исключает возможности его фальсификации в пропагандистских целях. Несмотря на это, текст является полезным материалом, так как отражает жизнь городской проститутки и те негативные явления, с которыми боролась прогрессивная общественность.
Письмо было получено из Вологды А.С. Милюковой, одной из «организаторш» женского съезда. Безымянная проститутка, обращаясь к «чистым женщинам», пишет, что проститутки тоже трудятся и страдают, и призывает услышать их голос (потому что они «все-таки женщины, а люди заботятся и о животных»). Хозяева домов бывают жестоки, зараженных девушек выгоняют, и они «живут как собаки». Их жизнь тяжела - «они истерзаны, больны и пьяны». Публичные дома - позор исключительно для мужчин, ради которых они построены, а сами мужчины - главные виновники распространения проституции, разврата и венерических заболеваний. В конце письма автор призывает общество откликнуться на «беззвучный стон» и пишет, что проституция будет уничтожена, когда женщину нельзя будет «употреблять» («проститутки - это сестры ваши, дочери ваших отцов, мужей и братьев») [23, с. 9-11].
Для женской прессы по отношению к проблеме проституции был характерен субъективизм, выражавшийся в идеализации образа проститутки. Следуя идеям феминизма, авторы представляли ее как жертву мужского полового инстинкта, фальшивых воззрений на место женщины в природе, губительной городской среды, низкого
78
уровня заработной платы и т. д., - но практически никогда не видели причину в самой женщине. Как говорилось в речи на конгрессе Международного союза избирательных прав женщин, «природа создала женщину для великого дела материнства, а несправедливые условия жизни обратили ее в передаточную инстанцию губительной заразы». Несмотря на указание, что все же существуют «бедные женщины», которые по «причине наследственных пороков добровольно ступают на путь разврата», подчеркивалось, что две трети проституток стали таковыми из-за невозможности заработать честным путем [35, с. 198]. Из внимания авторов словно ускользал тот факт, что определенный процент женщин «шли на панель» из-за лени и нежелания заниматься тяжелым физическим трудом (как отмечает сама Покровская по результатам материалов, собранных среди проституток в Калинкинской больнице, нежелание работать занимало первое место среди указанных причин, побудивших женщин заняться проституцией) [24, с. 11].
На страницах женской периодической печати начала XX в. проституция рассматривалась как социальное зло, порожденное бесправным положением женщин и неограниченным произволом мужчин-потребителей. Редакторы и авторские коллективы общественно-политических изданий, состав которых был преимущественно женским, посвятили ряд статей данному вопросу и рассматривали его с позиции феминизма.
Методы борьбы с проституцией и способы ее предупреждения, постулируемые журналами, позволяют сделать вывод об активной гражданской позиции и высоком моральном уровне их авторов. Основные способы решения проблемы проституции женские журналы видели в борьбе за равноправие женщин, улучшении экономической ситуации, уничтожении государственного контроля и правильном половом воспитании детей и юношества. Редакторы и авторы изданий, образованные женщины, зачастую активистки общественных движений, выступали за гуманное отношение к «падшей женщине». Благодаря им со страниц журналов звучал призыв не отворачиваться от проститутки как от существа «другого сорта», а видеть в ней человека, женщину, сестру.
Женские издания начала XX в. видели в проституции животрепещущую проблему общества, воспринимали ее как «социальное бедствие», и всячески способствовали ее решению. В отличие от позиции государства, состоявшей в механической эксплуатации женщин и закрепощении их в легализованных «домах терпимости», российские интеллигентки, «новые женщины» с активной гражданской позицией, глубоко изучали проблему проституции и постулировали необходимость борьбы с ней как одним из выражений бесправия женщины.
79
Список литературы
1. Анчарова М. Проституция // Женское дело. - 1917. - № 12. - С. 11-13.
2. Бентовин Б.И. Торгующие телом (Очерки современной проституции). -СПб., 1909.
3. Бландова М. Суровый приговор // Женский вестн. - 1911. - № 9. -С. 165-167.
4. Боннер-Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: Историкотипологическое исследование: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 2001.
5. Гафизова Н.Б. Международный и российский опыт борьбы с проституцией и торговлей женщинами в конце XIX - начале XX века. - Иваново, 2000.
6. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: пособие для студентов. - СПб.,
1908.
7. Елистратов А. И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией: публ. лекции. - М., 1911. - С. 105-148.
8. Елистратов А.И. О прикреплении женщин к проституции (Врачебнополицейский надзор). - Казань, 1903.
9. Женская жизнь в России // Женщина. - 1909. - № 19. - С. 20.
10. Женщина. Чего хотят женщины // Женский вестн. - 1912. - № 4. -С. 98-99.
11. Жукова А. В. Женская пресса как фактор социализации личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1998.
12. В. К-вич. Из связки старых писем // Мир женщины. - 1915. - № 7-8. -С. 12-14.
13. Исполатова С. К. Самосознание женщины, как фактор обновления общественного строя // Союз женщин. - 1908. - № 12. - С. 12-16.
14. К. Красноречие цифр // Союз женщин. - 1908. - № 7-8. - С. 20-22.
15. Крадецкая С.В. Журнал «Союз женщин» (1907-1909 гг.): история издания и основные особенности // Вестн. Пермского ун-та. - 2012. - № 3. - С. 5662.
16. Кучина О. И. По поводу последнего женевского конгресса аболиционистов // Союз женщин. - 1908. - № 12. - С. 16-18.
17. Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в.). - М., 1994.
18. Мансветов А. Равноправие и проституция // Женский вестн. - 1914. -№ 1. - С. 17-18.
19. Мирович Н. К вопросу о государственной регламентации проституции // Союз женщин. - 1908. - № 4. - С. 11-12.
20. Мужской суд // Женский вестн. - 1914. - № 1. - С. 21-22.
21. Ноэми. «А на лбу роковые слова»... // Женская жизнь. - 1915. - № 20. -С. 7-8.
22. Паниев К. Еще один процесс // Женская жизнь. - 1915. - № 7. - С. 5-6.
23. Письмо проститутки // Союз женщин. - 1909. - № 4. - С. 9-11.
24. Покровская М.И. Борьба с проституцией. - СПб., 1900.
25. Покровская М.И. Доклад о законодательных мерах против торга женщинами в целях разврата // Тр. Первого Всерос. съезда по борьбе с торгом женщинами. - Т. II. - С. 418-421.
26. Покровская М.И. К вопросу об аборте // Женский вестн. - 1914. - № 4. -С. 102-105.
27. Покровская М.И. Министерство внутренних дел о борьбе с проституцией // Женский вестн. - 1914. - № 2. - С. 33-34.
80
28. Покровская М.И. О проституции малолетних (продолжение) // Женский вестн. - 1912. - № 10. - С. 194-197.
29. Покровская М.И., Булюбаш Э.И. Подумайте! Воззвание С.- Петербургского клуба Женской прогрессивной партии // Женский вестн. - 1912. - № 10. -С. 197.
30. Покровская М.И. Приветствовать ли? // Женский вестн. - 1911. -№ 5-6. - С. 132-133.
31. Против надзора // Женский вестн. - 1914. - № 1. - С. 20-21.
32. Пустарнакова Д.А. Отечественные общественно-политические женские журналы второй половины XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - Краснодар, 2013.
33. П-ч Вл. Одинокая судьба // Женская жизнь. - 1915. - № 7. - С. 18.
34. Ратов М. Больной вопрос // Союз женщин. - 1908. - № 2. - С. 13-14.
35. Речь, произнесенная в Стокгольме 12-го июня 1911 г. на конгрессе Международного союза избирательных прав женщин его председательницей М-сс Чепмэн Кэтт // Женский вестн. - 1911. - № 10. - С. 189-198.
36. Симонова О. А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008.
37. Скобло Е.В. Эволюция женской периодики в дореволюционной России // Литературоведение и журналистика: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2000. -С. 256-264.
38. Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса. - Ростов н/Д., 2012.
39. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 г. -Т. II. - СПб., 1912.
40. Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. - СПб., 1888.
41. Федоров А.И. Очерк врачебно-полицейского надзора за проституцией в С.-Петербурге. - СПб., 1897.
42. Хроника женского вопроса в России // Союз женщин. - 1908. - № 7-8. -С. 22-25.
43. Э.Я. Уничтожение проституции в Финляндии // Союз женщин. - 1908. -№ 1. - С. 18.
44. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. - СПб., 2007.
45. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестн. МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995. - № 1. - С. 15-25.
46. Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестн. МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1997. - № 4. - С. 3-15.
81