Кислухин В.А. Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
Кислухин Владимир Александрович Kislukhin Vladimir Alexandrovich
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административного процесса
Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)
сапсНсЫе of sciences (law), associate professor, associate professor of administrative law and the administrative process
Volga-Vyatksky institute (branch) of the Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Mos-cowskaya str., Kirov, 610000)
E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru
Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
Police of states of the Benelux: historical and legal aspects (from Antiquity to New time)
В статье отражены этапы создания и развития на территории, занимаемой в настоящее время государствами Союза Бенилюкс, правоохранительных структур, явившихся прообразом института современной полиции. Земли, называемые в науке Историческими Нидерландами, послужили полигоном для отработки действий сил правопорядка в борьбе с преступностью.
Ключевые слова: полиция, Союз Бенилюкс, Евразийский Союз, Стратегический консультативный совет, Исторические Нидерланды, Нижние земли.
This article reflects the stages of creation and development of the territory occupied currently Benelux Union states, law enforcement agencies, is the prototype of the modern police institution. Earth science called Historical Netherlands, served as testing ground for actions of the security forces in the fight against crime.
Keywords: police, Benelux Union, Eurasian Union, the Strategic advisory board, Historic Netherlands, Lower ground.
Анализ средств массовой информации, освещающих процесс реформирования властных структур в России, тематика научных публикаций в области полицеистики, оценка результатов многих исследований в сфере правоохранительной деятельности объективно свидетельствуют о том, что в настоящий период российское общество находится на подъеме интереса к истории возникновения, становления и развития института полиции.
Этот интерес обусловлен также и тем, что Россия активно расширяет свое политическое и экономическое пространство, являясь инициатором развертывания таких глобальных проектов, как Таможенный союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийский Союз, других международных объединений, на территориях которых создаются и успешно функционируют межгосударственные органы по поддержанию безопасности и правопорядка.
Пик интереса российского общества к отечественной и зарубежной полицеистике был достигнут в период подготовки проекта и принятия Федерального закона России от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» [1]. Разработчики этого правового акта постарались воплотить в положениях
данного Закона весь богатый опыт правоохранительной деятельности, накопленный в нашей стране, и те передовые идеи, которые вобрали в себя нормативные акты, регулирующие деятельность полиции в передовых, демократически развитых государствах мира.
Однако с принятием Федерального закона «О полиции» актуальность и острота проблемы безопасности, борьбы с правонарушениями в России не исчезла и не перестала быть значимой. Для обеспечения гарантированной защиты прав и свобод человека от противоправных посягательств необходимо проведение постоянного мониторинга полицейской системы, внедрение в практику передовых методов работы полиции, принятие и реализация нормативных актов, направленных на эффективное регулирование современных правоохранительных отношений.
Положительным примером мониторинга, проводимого в демократически развитых странах в отношении органов полиции, является деятельность правительств государств Бенилюкса [2].
На сегодняшний день вопросы полицейской службы в государствах Союза Бенилюкс российской наукой практически не изучены. В иностран-
ной литературе есть ряд работ, посвященных главным образом этапам становления и развития полиции одной из стран Бенилюкса — Королевства Нидерландов, и в меньшей степени — истории полиции Королевства Бельгии и Великого Герцогства Люксембург [3, Ыг. 4—5].
Необходимость исследования деятельности полиции в государствах Бенилюкса обусловлена тем фактором, что сегодня полицейские системы Бельгии, Нидерландов, Люксембурга считаются среди государств мира наиболее эффективными и авторитетными институтами исполнительной власти, практически свободными от коррупции. Полицейские служащие в этих странах неизменно в течение многих лет пользуются доверием и уважением со стороны населения.
Кооперация полицейских сил трех государств Союза под руководством единого координирующего органа — Стратегического консультативного совета начальников полиции — позволила добиться значительных успехов в борьбе с транснациональной преступностью на территории стран Бенилюкса и соседних с ним регионах Европы [4, с. 79—82].
Таким образом, изучение деятельности полиции государств Союза Бенилюкс в ее историческом аспекте является важной и актуальной задачей для отечественной юридической науки и правоприменительной практики.
Но прежде чем стать современным, отвечающим велениям времени институтом исполнительной власти, полиция стран Бенилюкса прошла свой долгий и трудный исторический путь, тесно связанный с возникновением и становлением других институтов государства — судов, армии, тюрем.
Прообразом современной полиции стран Союза Бенилюкс явились воинские формирования из состава вооруженных сил Римской империи, вторгшиеся на территорию, занимаемую современными Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, частью Северо-Восточной Франции. В научной литературе данная территория получила такие названия: «Исторические Нидерланды», «Нижние земли», «Нижние страны».
Сломив сопротивление местных племен, захватчики в течение последующих столетий присоединили новые земли, расположенные в низовьях рек Рейн, Маас и Шельда и вдоль побережья Северного моря, к Римской империи.
На завоеванных территориях армия Рима обеспечивала порядок во время массовых зрелищ, игр и гуляний, надзирала за торговлей, контролировала распределение продовольствия среди населения.
Армейские части размещались в укрепленных пунктах, называемых станциями файопев).
Строительство станций (прообраз жандармских постов) велось вдоль больших дорог, на перекрестках торговых путей и на границах государства. Они должны были обеспечивать безопасность путников, перевозимых товаров, защиту населения от разбойников, конокрадов, других преступных элементов [5, Ыг. 2—23].
В III веке н. э. кризис экономических основ Римской империи, децентрализация государства, ожесточенная политическая и идеологическая борьба, вторжение германских племен, восстания покоренных народов окончательно подорвали римскую власть, которая в 476 году полностью перестала существовать. К этому периоду истории германские племена, среди которых были франки, фризы и саксы, пришли в Нижние земли и закрепились на них.
Тем самым, начиная с 785 года, территория, на которой сегодня находятся страны Бенилюкса, полностью оказались в составе Франкского государства, а с 800 года — в составе империи Карла Великого, достигнув в период его правления наивысшего расцвета в политическом, экономическом и правовом развитии.
Функции обеспечения безопасности и охраны правопорядка в раннефеодальном обществе выполняли армия, королевские дружины и чиновники (графы, вице-графы, сацебароны, шеффены и другие должностные лица).
Франкская армия, выполняя задачу по защите государства от внешней агрессии, использовала также свою силу для подавления крестьянских бунтов, истребления разного рода преступных элементов, в том числе для поимки воров и разбойников в городах, лесах, на дорогах страны.
Помимо армии, важным фактором поддержания общественного порядка у франков являлась королевская дружина.
Дружина принимала непосредственное участие в завоевательных походах и битвах, в подавлении народных восстаний на захваченных территориях, обеспечивала общественный порядок и боролась с преступностью на землях государства.
Дружинники содержали под стражей убийц, насильников, грабителей, других преступных элементов, доставляли их в суды для применения в отношении виновных юридических санкций в соответствии с раннефеодальным законодательством.
К началу X века государство франков завершило свое развитие, пройдя путь от раннефеодальной формы правления к периоду государственной раздробленности, появлению сотен мелких и крупных феодальных землевладений. Их хозяева — сеньоры — не всегда имели силы и средства, чтобы обеспечить безопасность и правопорядок.
На дорогах, ведущих от владения к владению, безраздельно и безнаказанно хозяйничали шайки разбойников, которые отбирали все ценное у одиноких путников и совершали нападения на вооруженные конвои, нанятые для сопровождения зажиточных граждан или охраны набитых добром купеческих повозок.
Тревога и угроза жизни, здоровью и имуществу были постоянными спутниками и у населения, проживавшего в средневековых городах.
Ополченцы из числа местного населения с целью обеспечения правопорядка несли милицейскую службу, охраняли крепостные стены и городские ворота, совершали ночное патрулирование
Кислухин В.А. Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
Кислухин В.А. Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
улиц и закоулков в составе вооруженного отряда. Крупные города с целью защиты населения содержали наемные отряды, которые очень дорого обходились городской казне [6, с. 212—217].
В эту эпоху оплотом общественной безопасности становились отряды хорошо вооруженных всадников — рыцарей, которые осуществляли на землях сеньора военную и полицейскую функции (militia).
Рыцари решали в это сложное и неспокойное время задачу охраны правопорядка, защищали жителей государства от противоправных посягательств со стороны грабителей и насильников [7, с. 142].
В XII веке в Нижних землях возникают административные округа — бальяжи. Во главе бальяжа стояли назначаемые сеньором (герцогом, графом, епископом, аббатом) специальные должностные лица — бальи (baillis, ballivi, balli).
В бальяжи входили более мелкие административные единицы — превотства (превотажи), которые возглавлялись чиновниками — прево. В качестве помощников прево в деревнях выступали сержанты, в городах — майоры.
Прево занимался главным образом сбором налогов для королевской казны, комплектовал подразделения феодальной милиции (ополчения), решал от имени короля вопросы управления, участвовал в королевских церемониях и рассматривал судебные дела.
Бальи являлись оплачиваемыми из казны сеньора должностными лицами. Эта категория служащих из числа мелкой феодальной знати, как правило, имела определенные познания в области права и представляла интересы суверена на подконтрольной территории по вопросам финансов, налогов, обеспечения правопорядка, других вопросов управления. Должность бальи, несмотря на французское происхождение этого слова, пришла в Нижние земли вовсе не из Франции.
Дело в том, что вассалы французского монарха нередко образовывали административную и судебную системы в управляемых ими владениях, опережая своего суверена в проведении реформирования органов сеньориальной власти.
Так произошло и с появлением института бальи на территориях, формально находящихся в вассальной зависимости от французского короля. Крупные феодалы Нижних земель к началу XII века уже имели должностных лиц под названием «бальи» в своих владениях, в то время как во Франции институт бальи возник на несколько десятилетий позже. Первые бальи во Франции появились лишь в 1173 году, в то время как во фландрских источниках о бальи есть упоминания, относящиеся еще к 1137 году.
Бальи осуществляли административно-судебные полномочия, контролировали деятельность находившихся под их властью прево, следили за исполнением властных распоряжений сеньора, организовывали в масштабах бальяжа военные фор-
мирования и силы ополчения (милицию), выполняли другие инструктивные поручения правителя и отчитывались перед ним за проделанную работу.
Каждый крупный феодал, вступая в права владения какой-либо территорией, в первую очередь принимал решение о назначении на должность своего наместника — бальи. «Приняв оммаж от графа Намюрского, от сеньора де Неэля и от всех знатных людей Фландрии, — констатирует Фландрская хроника, — Людовик Неверский назначил своих судей и бальи по всей Фландрии, поэтому теперь его почитали там за настоящего сеньора» [8, с. 321—328].
Другой правитель Фландрии — граф Филипп Эльзасский (1169—1191 гг) — провел в своих владениях правовую реформу, в процессе которой централизовал органы власти в провинции, наделив их полицейскими и судебными функциями, даровал фламандским городам правовые акты, названные «keure», создав тем самым принципиальную основу для городского самоуправления, поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности городских жителей.
В процессе реформирования органов власти в своих владениях в 1178 году Филипп Эльзасский издал статут о правах бальи. Данный правовой акт включал положение, в соответствии с которым бальи мог арестовать любое лицо, подозреваемое в совершении правонарушения, и доставить его под конвоем в то место, где должно осуществляться правосудие. Этим же статутом определялись меры наказания для граждан, которые отказались придти на помощь бальи, когда бальи обращался к этим гражданам за помощью.
В городах судебные и административные полномочия выполняли эшевены — самые знатные и уважаемые люди города. Постепенно эшевенства превратились в городские советы, взяв на себя обязанности по сбору налогов и обеспечению правопорядка.
В этот период в регулировании правоохранительной деятельности стали приобретать дарованные сеньорами своим подданным нормативные правовые акты, называемые «хартии».
В Люксембурге графиня Эрмезинда, правившая страной в период с 1196 по 1247 годы, даровала свободу самым крупным городам графства: Эхтер-наху — в 1236 году, Тионвиллю и Люксембургу — в 1244 году. Благодаря хартиям вольности, предоставлявшим право на самоуправление и включавшим широкий перечень прав и свобод жителей, власти городов смогли на свои средства создать вооруженные отряды, выполнявшие полицейские функции. Кроме того, сами горожане были всегда готовы выступить на защиту своей земли в составе отрядов ополчения — городской милиции.
В Брабанте в хартии 1354 года, получившей название «Радостное вступление» (фр. Joyeuse Entrée, флам. Blyde-Incomste, нидерланд. Blijde Inkomst), герцогом подтверждались старинные вольности городов и привилегии их муниципалитетов, объявлялось право чиновников из числа
местных жителей занимать выборные должности в органах самоуправления, гарантировалась территориальная целостность государства, устанавливались ограничения прав герцога по вопросам объявления войны, заключения мира, создания межгосударственных союзов, в сфере налогообложения и монетной регалии, обеспечивалось право жителей не подвергаться иностранной юрисдикции за пределами Брабанта [9, с. 1 —11].
В первой половине XV века герцоги Бургундии, активно используя экономические и военные рычаги давления на соседние области, присоединили ближние и дальние землевладения, включив объединенные территории под названием «Нидерланды» в состав герцогства.
После гибели в 1477 году последнего бургундского герцога Карла Смелого Нижние земли — Нидерланды — оказались под властью династии Габсбургов и вошли в состав Священной Римской империи. В то же время во Фландрии оставались доменные владения французских королей, управляемые от имени монархов Франции и регулируемые нормами французского законодательства.
В XV—XVI веках на территории королевских доменов должности бальи и прево в процессе административной реформы постепенно стали исчезать из структур органов управления и замещаться на институты других должностных лиц — губернаторов и лейтенантов. Управление делами в доменах возлагалось на губернаторов, которые возглавили на местах все структуры власти, выполнявшие военные, административно-полицейские и судебные функции. В обязанности лейтенантов входили розыск, задержание и арест правонарушителей, отправление правосудия, полномочия по обеспечению безопасности, охране общественного порядка, надзор за деятельностью увеселительных заведений и публичных домов.
По примеру королевских доменов институты губернаторов и лейтенантов с течением времени укрепились и в соседних с монаршими владениями провинциях Нидерландов.
В XV веке французскими королями в качестве элитных военных подразделений были сформированы отряды вооруженных всадников, пришедшие на смену рыцарской коннице и получившие название «жандармерия». Отряды состояли из тяжеловооруженных конных воинов-дворян, называемых жандармами. В их полномочия входила задача по разгону толпы в случае массовых беспорядков, пресечение всякого недовольства со стороны населения, отражение нападений других враждебных королю сил. В дальнейшем по примеру Франции отряды военизированной полиции — жандармерии — были сформированы и в соседних с французскими доменами провинциях Нидерландов.
В 1549 году император Священной Римской империи Карл V Габсбург в эдикте, названном Прагматической санкцией, в процессе проводимой им административной реформы даровал семнадцати провинциям Нидерландов автономию. Доминиру-
ющим центром провинций постепенно стал портовый город Амстердам.
В Амстердаме и других крупных городах Нидерландов охрану общественного порядка осуществляли добровольные формирования: конная милиция, состоявшая из мелкопоместного дворянства, и городская гвардия, возглавляемая выборными офицерами. Добровольцы-стрелки, входившие в состав таких формирований, помогали регулярной нидерландской армии защищать свою землю от вторжения иностранных завоевателей.
Подразделения гражданской гвардии набирались из числа лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет, способных держать в руках мушкет или алебарду.
Служба в составе ополчения была делом принудительным, и каждый житель города по призыву своего командира должен был взять в руки оружие и явиться на построение в назначенное время и место. Это делалось для того, чтобы в случае нападения врага на город каждый гражданин был способен встать на его защиту. И только в случае уплаты в казну дополнительного налога состоятельные горожане могли избежать повинности нести такую службу.
Но, начиная с 1580 года, дежурство ополченцев в составе вооруженного отряда стало обязательным атрибутом службы в гражданской гвардии. На каждого гвардейца выпадало от одного до двух дежурств в месяц. Порядок несения дозора, права, обязанности и ответственность гражданского стража правопорядка были четко регламентированы и прописаны в постановлении, изданном городским советом в отпечатанном виде. За деятельностью ночной стражи надзор осуществляли контрольные отряды, которые следили за тем, чтобы ополченцы не отлынивали от службы, не спали по ночам, а бдительно и добросовестно несли службу. Отряды ночного дозора находились в ведении городского совета во главе с мэром, который председательствовал в совете, осуществлял судебные и административные полномочия. В случае тревоги по призыву мэра ополченцы были обязаны немедленно оставить свои дела дома и на работе, поспешить на защиту города с оружием в руках [10, Ыг. 22—44].
Таким образом, территория Исторических Нидерландов в течение ряда веков в силу различных геополитических причин служила своеобразным полигоном для постоянного совершенствования сил правопорядка, проведения различных реформ в сфере правоохранительной деятельности.
Реформирование правоохранительных органов позволяло населению Нижних стран эффективно противостоять как внутренним угрозам в лице разбойников, воров и убийц, так и внешней агрессии в виде иноземных завоевателей — испанцев, австрийцев, немцев, французов, которые в последующие столетия неоднократно подвергали оккупации нидерландские земли, пытались сломить силы и волю свободолюбивого народа, но, в конечном итоге, должны были отступить и оставить завоеванную территорию.
Кислухин В.А. Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
Кислухин В.А. Полиция государств Союза Бенилюкс: историко-правовой аспект (от эпохи Античности до Нового времени)
Вместе со своим народом отстаивали независимость, боролись с преступностью и органы правопорядка Исторических Нидерландов — прообраз современной полиции государств Союза Бенилюкс.
Примечания
1. Российская газета. 2011. 8 февраля.
2. Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki/
Benelux (дата обращения: 29.12.2013).
3. Cornelisse L. Naar een nacionale politie. Kerckebosch. Zeist. 2013.
4. Кислухин B.A. Полиция стран Бенилюкса: положительный опы1т требует изучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 18.
5. Breukers J. De Politiegeschiedenis of Hoofdlijnen: een beknopt jostyorisch overzicht van de politie in Nederland door Jos Breukers, conservator Nederlans Politiemuseum. Z. P.: Nederlands Politimuseum.
6. Люшер A. Французское общество времен Филиппа Августа / пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.
7. Пиренн A. Средневековые города Бельгии / пер. с фр.; под ред. Е.А. Косминского. М., 1937.
8. Хроники и документы времен Столетней войны / пер., сост., прим., указат., генеал. табл., карты М.В. Ани-киева; под ред. Ю.П. Малинина. СПб., 2005.
9. De blijde inkomst van de hertogen van Brabant Johanna en Wenceslas. ANCIENS PAIS ET ASSMBLEES D'ETATS. E. Nauwelaerts. Louvain. 1916.
10. Emich A.M.C. Gezag in wording. Een studie over de organisatie van de politie tussen 1795 en 1825, Apeldoorn 1995.
Notes
1. Rossiskaya gazeta. 2011. February 8.
2. Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki/Ben-elux (reference date: 29.12.2013).
3. Cornelisse L. Naar een nacionale politie. Kerckebosch. Zeist. 2013.
4. Kislukhin V. Police Benelux: positive experience requires study // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2012. № 18.
5. Breukers J. De Politiegeschiedenis of Hoofdlijnen: een beknopt jostyorisch overzicht van de politie in Nederland door Jos Breukers, conservator Nederlans Politiemuseum. Z.P: Nederlands Politimuseum.
6. LyuscherA. French society at the time of Philip Augustus. Translated from French. Tsybulko G. St. Petersburg, 1999.
7. Pyrenees A. Medieval city of Belgium / lane. with fr. ed. E. Kosminsky. Moscow, 1937.
8. Chronicles and documents the Hundred years war / per., comp. approx., guide., genealogy. table., maps of M. Anikiev; ed. Y Malinin. St. Petersburg, 2005.
9. De blijde inkomst van de hertogen van Brabant Johanna en Wenceslas. ANCIENS PAIS ET ASSMBLEES D’ETATS. E. Nauwelaerts. Louvain. 1916.
10. Emich A.M.C. Gezag in wording. Een studie over de organisatie van de politie tussen 1795 en 1825, Apeldoorn 1995.