Научная статья на тему 'Вопрос развития субъекта профессионального усмотрения в правоохранительной деятельности'

Вопрос развития субъекта профессионального усмотрения в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / LEGAL PSYCHOLOGY / УСМОТРЕНИЕ / DISCRETION / ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСМОТРЕНИЯ / THE PSYCHOLOGY OF PROFESSIONAL DISCRETION / МОБИЛИЗАЦИЯ ПРАВА / THE MOBILIZATION OF LAW / СУБЪЕКТ / THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волох Светлана Александровна

Проводится анализ «психологии профессионального усмотрения» и вопроса, поднимающего возникновение субъекта в правоохранительной деятельности. Рассмотрены виды типов личности, способные применять усмотрение на практике. Определены свойства субъекта, способного к мобилизации права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of the development of the subject of professional discretion in law enforcement

The analysis of the «psychology of professional discretion» and the issue that raises the emergence of the subject in law enforcement. Types of personality types capable to apply discretion in practice are considered. Properties of the subject capable to mobilization of the right are defined.

Текст научной работы на тему «Вопрос развития субъекта профессионального усмотрения в правоохранительной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9 ББК 88

© С.А. Волох, 2018

Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

ВОПРОС РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСМОТРЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Александровна Волох, адъюнкт кафедры юридической психологии, подполковник внутренней службы правового отдела УТ МВД России по СЗФО

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: [email protected], [email protected]

Научный руководитель: профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ Ю.А. Шаранов

Аннотация. Проводится анализ «психологии профессионального усмотрения» и вопроса, поднимающего возникновение субъекта в правоохранительной деятельности. Рассмотрены виды типов личности, способные применять усмотрение на практике. Определены свойства субъекта, способного к мобилизации права.

Ключевые слова: юридическая психология, усмотрение, психология профессионального усмотрения, мобилизация права, субъект.

THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECT OF PROFESSIONAL DISCRETION IN LAW ENFORCEMENT

Volokh A. Svetlana, adjunct of the Department of legal psychology, lieutenant colonel of the Internal Service of the Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the North-West Federal District

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: [email protected], [email protected]

Scientific adviser: professor of the Department of legal psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of psychology, professor, Honored worker of the higher school of Russia Yu.A. Sharanov

Annotation. The analysis of the «psychology of professional discretion» and the issue that raises the emergence of the subject in law enforcement. Types of personality types capable to apply discretion in practice are considered. Properties of the subject capable to mobilization of the right are defined.

Keyword: legal psychology, discretion, the psychology of professional discretion, the mobilization of law, the subject.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Волох С.А. Вопрос развития субъекта профессионального усмотрения в правоохранительной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):292-294.

В психологии вопрос субъекта, идет бок о бок с вопросом личности — ведь без личности субъекта быть не может. Однако, не каждая личность может стать субъектом. На настоящем этапе развития теория личности имеет раздробленную систему, разделившуюся на индивидуальные свойства и собственно личностные качества.

Само понятие субъекта постоянно поднимается в психолого-юридической литературе. Так, С.Л. Рубинштейн [1] превращал понятие «субъекта» в философ-ско-антропологическую категорию, связанную со становлением человечества, духовностью. В советской психологии С.Л. Рубинштейн употреблял «субъект» не только по отношению к человеку, но и в качестве обозначения способа организации, деятельности, сущности; определенность, сохраняющуюся в процессе изменения и развития.

Основой появления субъекта является необходимость выведения предмета психологии на иной уровень,

приблизить его к естественнонаучным наукам, сформировать в единое целое раздробленную личность.

Появление субъекта не случайно, именно он позволит вернуть личность. Существующие психологические учения расщепили личность на кусочки, отделив от нее и сам субъект. Но без субъекта возможность развития личности ничтожна, ведь именно субъект необходим для самоопределения. Представленная в науке модель личности раздроблена, и используются исключительно гибридные части, формы и методы. Непрерывное развитие рождает субъект, формирует личность. Это позволяет сделать вывод о том, что отдаление субъекта в психологии является ошибочной тенденцией, не позволяющей в полной мере оценить его крайнюю необходимость как для личности, так и для науки в целом.

Личность развивается по субъектофикации, двумя процессами — как личность, и как деятельность. Однако, нельзя сказать, что личность и деятельность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

являются тождественными понятиями. Субъект, в отличии от деятельности, должен обладать гораздо более широким спектром как чувственного (житейского) опыта, так и постоянно образовывать новые свойства и качества личности. Если деятельность находится в контексте субъектной деятельности или, например, превышает возможности субъекта, то это вызывает кризис как деятельности, так и личности.

В целом, все это рождает спиральную концепцию психологии профессионального усмотрения и позволяет определить психологические типы субъектов усмотрения.

Рассматривая данный вопрос со стороны психологии профессионального усмотрения, можно выделить, что подобный кризис возникает в том случае, когда в деятельности возникает нормативисткий психологический тип субъекта усмотрения [2]. В своих работах профессор Ю.А. Шаранов рассматривает данный психологический тип как того, кто действует исключительно в рамках инструкций, и не ориентирован на самостоятельную работу с правом. Он может обладать достаточными данными и прекрасной нормативной базой, полученной, например, в Университете, однако этот тип не склонен и не готов к самостоятельной работе. Нередко имея достаточный потенциал, он не имеет достаточной мотивации для развития, и со временем теряет свой профессионализм. На наш взгляд, «нормативиста» можно было бы сравнить с рабочим на конвейере, имея все возможности для дальнейшего роста, он предпочитает работать по старинке, не обновляя себя, не проявляя лишнего интереса и самостоятельности.

Указанный тип и приводит к кризису деятельности, ведь субъект не направлен на развитие, а широта деятельности выше его профессионализма и без перспективы ее понятия.

Отчасти на практике такой тип субъекта усмотрения можно было бы назвать нормой, однако норма задает только некий психологический контекст, что уже предполагает ее изменение и развитие. По этой причине деятельность по определению субъектна, так как не может вся без остатка облекаться в жесткий каркас нормы. Другими словами, субъекта полностью идентичного профессиональной деятельности не существует в природе, потому что он может быть идентичен только определенной части, фрагменту, стандарту или каким-либо образцам деятельности. Деятельность субъекта не ограничивается исключительно самой деятельностью, она включает в себя преобразование самой

личности, а также построение процессов и сущностей взаимодействия с миром (жизнью), обществом.

В стратегиях поведения личности (нормативист, интуитивист, сверхнормативист) сформирована спиральная система развития личности, ее переходы к субъектной специфике. Сама деятельность заинтересована в таком переходе и росте личности, ведь только в таком случае, норма права будет развиваться. Указанная спиральная модель детерминации деятельности и выбор стратегии поведения сотрудником по своей сути рождается из ситуаций неопределенности, возникающих при:

1) дефиците профессиональных знаний;

2) дефиците норм права, регулирующих данную ситуацию;

3) психоэмоциональной неустойчивости личности, связанной с высоким уровнем ответственности за последствия принимаемого решения.

Все эти три типа ситуации формируют вышеуказанные модели поведения, все эти ситуации развивают и саму деятельность.

Если личность полностью тождественна деятельности, то личность мертва, как и мертв субъект. Именно кризис деятельности и личности, остановка в развитии, рождает тип нормативистов, способных к исключительно шаблонной, аналоговой работе. При этом уровень деятельности тесно связан со свободой личности, с ее возможностью самоопределения, с самоидентификацией, и при отсутствие этих черт необходимость в обращении к научной психологии будет избыточна, а человек будет уже не личностью, а винтиком в общей системе отношений.

Как мы уже писали выше, деятельность не данность, а заданность, в которой мы исполняем роли, основанные на ожиданиях и требованиях, направленных как на самих себя, так и на других. Субъекту необходимо иметь избыточные профессионально-нравственные качества или свойства, которые должны превышать актуальные требования деятельности, так как это полезно как для развития самой личности, так и деятельности.

Следующим элементом спиральной концепции является концептуальное описание сверхнормативиста, как типа личности и субъекта усмотрения. Данный тип делает самостоятельный выбор в рамках закона, однако, при этом предлагает нестандартные пути ее решения, способен как импровизировать, так и последовательно мобилизовать право, имеет сильное стрем-

№ 3 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

293

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ление к самообразованию. Указанный тип уже стремится развиваться как сам, так и развивать свою деятельность. Личность уже образовывает субъект и рождает предпосылки для образования следующего элемента спиральной концепции — интуитивиста.

Интуитивисткий тип личности в профессиональных решениях ищет опоры в предчувствии, гипотезах и догадках, нередко формирует свои действия, основываясь на удаче и интуиции. Интуитивный тип предполагает активный, творческий процесс принятия решения, при этом он может выходить и на уровень импровизации. Данный тип уже не может жить в жестких нормативных рамках, его действия основываются на отрицании линейных методов мышления и деятельности; при возникновении ситуаций правовой неопределенности он будет осуществлять свою деятельность на основе импровизации, ощущении правильности своих действий и достаточности профессионального опыта. Данный тип личности отличается развитой способностью к самоопределению и языком познания.

Любая деятельность имеет свои ресурсы, при исчерпании которых требуется научный, технологический прорыв, рождение новых методик, путей, выход за рамки шаблонов, появление нового языка, возникает острая необходимость в инновационном дискурсе, формировании круга специалистов, стимулирующих рождение нового этапа развития деятельности. Интуитивист подсознательно выходит за рамки правовой нерегулируемости в поисках верного решения, он ищет способы обязательной мобилизации права, создает психолого-правовые контексты, позволяющие вывести деятельность на новый уровень. Обладая возможностью видеть в привычных объектах и явлениях преимущественно скрытые от других образы и символы, интуитивист становится автором нового проекта ситуации деятельности. Данный тип обладает свойствами, располагающими к развитию деятельности. Его атрибутами выступают функциональный комплекс восприятия, осмысления и вербализации явления или сущности, придание результатам познания онтологического статуса. Интуитивист — это зрелая личность с высоким уровнем развития субъектных качеств.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что спиральная концепция развития усмотрения многогранна, и к сожалению, с психологической точки зрения, еще не до конца исследована. Работа в исследовании субъектов, применяющих усмотрение в своей деятельности, а также разработка тренингов и методик, способство-

вала бы не только саморазвитию, развитию рефлексии сотрудников ОВД, но и позволяло бы с их помощью, ориентироваться руководителям среди личного состава для направления их в то русло работы, которое соответствует их психологическому типу усмотрения, показало бы их труд с наиболее эффективной стороны.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

2. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Полицейский дискурс «мягкой силы» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4.

3. Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.

4. Бойко Д.В. Законность и усмотрение в правоприменительной деятельности: вопросы теории: Ав-тореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

5. Гончаров В.Б., Кожевников В.В. Проблема усмотрения правоприменяющего объекта в правоохранительной сфере // Государство и право. 2001. № 3.

6. Шаранов Ю.А., УстюжанинВ.Н., Шахматов А.В. Юридическая акмеология. СПб., 2014.

7. Кораблина О.В. Усмотрение в правоприменительной деятельности: общетеоретический и нравственно-правовой аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

8. Black D.J. Mobilization of Law //J. Legal Stud. 1973. Т. 2. С. 125—149.

9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.

References

1. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb.: Piter, 2003.

2. Sharanov Yu.A., Ustyuzhanin V.N. Politseyskiy diskurs «myagkoy sily» // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4.

3. Barak A. Sudeyskoe usmotrenie. M., 1999.

4. Boyko D.V. Zakonnost' i usmotrenie v pravoprime-nitel'noy deyatel'nosti: voprosy teorii: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2001.

5. Goncharov V.B., Kozhevnikov V.V. Problema usmotreniya pravoprimenyayushchego ob"ekta v pravo-okhranitel'noy sfere // Gosudarstvo i pravo. 2001. № 3.

6. Sharanov Yu.A., Ustyuzhanin V.N., Shakhma-tov A.V. Yuridicheskaya akmeologiya. SPb., 2014.

7. Korablina O.V. Usmotrenie v pravoprimenitel'noy deyatel'nosti: obshcheteoreticheskiy i nravstvenno-pravo-voy aspekty: Diss. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2009.

8. Black D.J. Mobilization of Law //J. Legal Stud. 1973. T. 2. S. 125—149.

9. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody / Per. s angl. M.: Smysl, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.