\ вопрос по СУЩЕСТВУ \
РОМАН СЕМЕНОВ,
гендиректор холдинга «СКМ Групп»: «Наличие высшего образования при зачислении на вакансию обязательно, но, полагаю, неважно — платное оно или нет. Мы ведем отбор не по тому принципу,
какое отделение — бюджетное или коммерческое — окончил человек, а опираясь на данные о его профессиональном опыте, профильных навыках и достижениях. Нам важно, чтобы человек ориентировался в сфере строительства
на должном уровне. Главная цель HR-департамента — принимать на работу сотрудников со знанием основ строительства, проектирования и т.д., а также готовых трудиться на благо холдинга и вместе достигать успехов».
Л
Количество бюджетных мест в российских вузах тает на глазах — высшее образование в России становится платным. В этой связи мы опросили руководителей российского бизнеса:
Какого выпускника вы предпочтете
взять на работу: учившегося
ВЛАДИМИР СТРУНИН,
ректор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, председатель Совета ректоров Омска: «Уровень подготовки студентов-бюджетников и обучающихся на внеплановых местах зачастую не зависит от формы обучения. Скорее, он связан с личной мотива-
цией, интересом к науке, амбициями студентов. Многие ребята на коммерческой форме учатся исключительно на «отлично». Поэтому для меня как для работодателя приоритетное значение имеет вуз, где выпускник получил образование, а вовсе не отделение,
на котором он учился. Теоретическая подготовка в нашем университете сочетается с практической направленностью: все образовательные программы нашего вуза разработаны с учетом рекомендаций и при непосредственном участии работодателей».
МИХАИЛ ГАПОНОВ,
член совета директоров нижегородского авиастроительного ОАО «Завод им. Г.И. Петровского»:
«К выпускникам коммерческих вузов я отношусь с настороженностью, ведь не секрет, что уровень подготовки бюджетников выше, чем у студентов, учащихся за деньги. Я сторонник классического советского и российского
высшего образования. Если выпускник учился в Нижегородском государственному университете им. Лобачевского, готов взять и платника и бюджетника. Хотя, наверное, не очень хорошо делать вывод о человеке, исходя из его диплома. Поэтому с выпускниками государственных вузов предпочитаю лично пообщаться и по итогам собеседования уже принимать решение о трудоустройстве».
АЛЕКСАНДР ДОЛГУШКИН,
гендиректор ООО «ОренбургАгро-ДТ»: «Когда человек получает образование за счет бюджетных средств, он, на мой взгляд, ответственнее относится к учебе. Недавно у областного министра сельского хозяйства было совещание, где говорилось, что
специалисты, которым предстоит работать на селе, должны учиться только за счет бюджета. И государство должно вкладывать в это деньги, но с условием, что по окончании вуза молодой человек поедет работать по направлению. Другие варианты, к сожалению, себя не оправдывают.
Например, сейчас область отказывается от губернаторского набора — обучения специалистов за счет регионального бюджета. Ребята поступали вне конкурса, по направлениям районных администраций. Ведь цель программы — обеспечить село востребованными специалистами».
АЛЕКСАНДР МАШЕНЦЕВ,
и.о. гендиректора «Волгоградэнергосбыт»: «Сегодня уровень образования выпускников коммерческих и бюджетных отделений одного и того же вуза существенно не различается. Ведут предметы одни и те же преподаватели, они же проводят проверку знаний и выставляют оценки студентам. Мнение о том, что выпускни-
ки коммерческих отделений меньше учатся или со школы имеют меньший багаж знаний, с моей точки зрения, ошибочное. Платное высшее образование сегодня, особенно в престижных вузах, — это своеобразная страховка, чтобы пройти конкурс на хорошую специальность. Да и спрос за потраченные родителями средства налагает на ребят серьезную ответственность».
8 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
АЛЕКСЕИ БОРОДИНСКИМ,
директор астраханского филиала ОАО «Ростелеком»: «Я уверен, что при прочих равных условиях бюджетник будет более мотивирован к обучению, нежели студент коммерческого отделения. А именно способность к обучению и дальнейшему развитию является главным критерием при приеме специалиста на работу. Кроме
того, наличие самого бюджетного отделения в вузе говорит об уровне образования (не вызывает сомнения, что небольшому коммерческому вузу затруднительно иметь серьезную научно-практическую базу). Другое дело, что, к сожалению, количество выпускников бюджетных отделений, особенно инженерно-технических специальностей, в настоящее время недостаточно».
ВАДИМ ЛАМИН,
управляющий партнер агентства недвижимости SPENCER ESTATE: «Голосую за бюджетников. Чаще всего качество знаний у выпускников бюджетных отделений выше. Во-первых, поступление на бюджет-
ное отделение предполагает определенный объем базовых знаний. Во-вторых, обучение на бюджетной основе чаще всего сопровождается более жестким отношением преподавателей и меньшим количеством поблажек. Ведь подчас платников
выгоняют в крайнем случае, а вот расстаться с бюджетником гораздо легче. В результате из бюджетников получаются более работоспособные и менее привередливые сотрудники».
на бюджетной
или платной основе
К9
ЕЛЕНА ДОЛМАТОВА,
исполнительный директор иркутского ООО «Компания Альтера» (строительство):
«Для меня основное значение имеет, какой вуз и какой факультет выпускник оканчивал. Мелкие коммерческие институты, распространенные в наше время, в большинстве случаев дают низкий уровень образования. Институты и университеты с хорошей репутацией не испытывают недостатка в студентах. За неуспеваемость отчисляют
как с бюджетных, так и с коммерческих отделений. У бюджетников и платников читают лекции одни и те же преподаватели, которые, как правило, не знают, платит студент за обучение или нет. Можно предположить, что, если человек поступил на бюджетное отделение, он на высокий балл сдал ЕГЭ, имел хорошую школьную базу и так же ревностно относился к учебе в вузе. Но далеко не всегда отличники в учебе отлично проявляют себя в бизнесе, имеют деловую хватку».
ВЛАДИМИР КОНОВАЛОВ,
гендиректор новосибирской строительной компании «ПТК-30»: «Я бы взял на работу умного выпускника. Для меня, прежде всего, интересно, какое учебное заведение человек окончил. Вуз ценен не своим названием, а преподавательской базой. Поэтому я спрошу, у кого наш потенциальный сотрудник учился, а на бюджетной основе или нет — не так важно. Даже на оценки не особо посмотрю, не самое это главное.
Как показывает практика, нельзя по цвету диплома определить, чего человек добьется в жизни. И все же считаю, что сокращать бюджетные места неправильно. Даже в некоторых европейских странах, например в Австрии, обучение бесплатное. Обеспечить себя молодой человек еще не может, и не всякая семья способна оплатить дорогостоящее обучение. Так можно упустить человека, который стал бы профессионалом и добился больших высот
в определенной области. На качестве подготовки специалистов, по моему мнению, сокращение бюджетных мест тоже сказывается не в лучшую сторону. Вузы борются не за бюджетников, а за платников, это их доходная статья. И даже если студент коммерческого отделения не сдает какую-то дисциплину, его зачастую переводят из года в год на следующий курс. Так что у него нет особого стимула хорошо учиться и становиться профессионалом».
СЕРГЕИ ЧИРИКОВ,
гендиректор томского ЗАО «ЭлеСи» (производство средств автоматизации):
«Понятно, что по статистике процент разгильдяев среди платников выше. Потому что, когда человек платит, он от этого расслабляется. Но я не могу сказать, что мы подбираем на производство людей, которые учились платно или бесплатно. Вуз преподносит общие знания, и здесь, на мой взгляд, гораздо больше зависит от того, что дали выпускнику его родители. И если этих
общих знаний и потенциала, заложенного родителями, достаточно, то мне все равно, как он учился — платно или нет.
К сокращению бюджетных мест я тоже не отношусь однозначно плохо. Зачастую бесплатное образование приводит к потребительским качествам молодого человека: «а вы мне дайте». Но сегодня он растет в такой стране, где давать уже отказываются... Иногда человеку нужно знать, что раз он тратит деньги, то ему потом их надо будет и зарабатывать».
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012 9