Научная статья на тему '\ вопрос по существу \ какого выпускника вы предпочтете взять на работу: учившегося на бюджетной или платной основе?'

\ вопрос по существу \ какого выпускника вы предпочтете взять на работу: учившегося на бюджетной или платной основе? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопрос по существу \ какого выпускника вы предпочтете взять на работу: учившегося на бюджетной или платной основе?»

\ вопрос по СУЩЕСТВУ \

РОМАН СЕМЕНОВ,

гендиректор холдинга «СКМ Групп»: «Наличие высшего образования при зачислении на вакансию обязательно, но, полагаю, неважно — платное оно или нет. Мы ведем отбор не по тому принципу,

какое отделение — бюджетное или коммерческое — окончил человек, а опираясь на данные о его профессиональном опыте, профильных навыках и достижениях. Нам важно, чтобы человек ориентировался в сфере строительства

на должном уровне. Главная цель HR-департамента — принимать на работу сотрудников со знанием основ строительства, проектирования и т.д., а также готовых трудиться на благо холдинга и вместе достигать успехов».

Л

Количество бюджетных мест в российских вузах тает на глазах — высшее образование в России становится платным. В этой связи мы опросили руководителей российского бизнеса:

Какого выпускника вы предпочтете

взять на работу: учившегося

ВЛАДИМИР СТРУНИН,

ректор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, председатель Совета ректоров Омска: «Уровень подготовки студентов-бюджетников и обучающихся на внеплановых местах зачастую не зависит от формы обучения. Скорее, он связан с личной мотива-

цией, интересом к науке, амбициями студентов. Многие ребята на коммерческой форме учатся исключительно на «отлично». Поэтому для меня как для работодателя приоритетное значение имеет вуз, где выпускник получил образование, а вовсе не отделение,

на котором он учился. Теоретическая подготовка в нашем университете сочетается с практической направленностью: все образовательные программы нашего вуза разработаны с учетом рекомендаций и при непосредственном участии работодателей».

МИХАИЛ ГАПОНОВ,

член совета директоров нижегородского авиастроительного ОАО «Завод им. Г.И. Петровского»:

«К выпускникам коммерческих вузов я отношусь с настороженностью, ведь не секрет, что уровень подготовки бюджетников выше, чем у студентов, учащихся за деньги. Я сторонник классического советского и российского

высшего образования. Если выпускник учился в Нижегородском государственному университете им. Лобачевского, готов взять и платника и бюджетника. Хотя, наверное, не очень хорошо делать вывод о человеке, исходя из его диплома. Поэтому с выпускниками государственных вузов предпочитаю лично пообщаться и по итогам собеседования уже принимать решение о трудоустройстве».

АЛЕКСАНДР ДОЛГУШКИН,

гендиректор ООО «ОренбургАгро-ДТ»: «Когда человек получает образование за счет бюджетных средств, он, на мой взгляд, ответственнее относится к учебе. Недавно у областного министра сельского хозяйства было совещание, где говорилось, что

специалисты, которым предстоит работать на селе, должны учиться только за счет бюджета. И государство должно вкладывать в это деньги, но с условием, что по окончании вуза молодой человек поедет работать по направлению. Другие варианты, к сожалению, себя не оправдывают.

Например, сейчас область отказывается от губернаторского набора — обучения специалистов за счет регионального бюджета. Ребята поступали вне конкурса, по направлениям районных администраций. Ведь цель программы — обеспечить село востребованными специалистами».

АЛЕКСАНДР МАШЕНЦЕВ,

и.о. гендиректора «Волгоградэнергосбыт»: «Сегодня уровень образования выпускников коммерческих и бюджетных отделений одного и того же вуза существенно не различается. Ведут предметы одни и те же преподаватели, они же проводят проверку знаний и выставляют оценки студентам. Мнение о том, что выпускни-

ки коммерческих отделений меньше учатся или со школы имеют меньший багаж знаний, с моей точки зрения, ошибочное. Платное высшее образование сегодня, особенно в престижных вузах, — это своеобразная страховка, чтобы пройти конкурс на хорошую специальность. Да и спрос за потраченные родителями средства налагает на ребят серьезную ответственность».

8 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

АЛЕКСЕИ БОРОДИНСКИМ,

директор астраханского филиала ОАО «Ростелеком»: «Я уверен, что при прочих равных условиях бюджетник будет более мотивирован к обучению, нежели студент коммерческого отделения. А именно способность к обучению и дальнейшему развитию является главным критерием при приеме специалиста на работу. Кроме

того, наличие самого бюджетного отделения в вузе говорит об уровне образования (не вызывает сомнения, что небольшому коммерческому вузу затруднительно иметь серьезную научно-практическую базу). Другое дело, что, к сожалению, количество выпускников бюджетных отделений, особенно инженерно-технических специальностей, в настоящее время недостаточно».

ВАДИМ ЛАМИН,

управляющий партнер агентства недвижимости SPENCER ESTATE: «Голосую за бюджетников. Чаще всего качество знаний у выпускников бюджетных отделений выше. Во-первых, поступление на бюджет-

ное отделение предполагает определенный объем базовых знаний. Во-вторых, обучение на бюджетной основе чаще всего сопровождается более жестким отношением преподавателей и меньшим количеством поблажек. Ведь подчас платников

выгоняют в крайнем случае, а вот расстаться с бюджетником гораздо легче. В результате из бюджетников получаются более работоспособные и менее привередливые сотрудники».

на бюджетной

или платной основе

К9

ЕЛЕНА ДОЛМАТОВА,

исполнительный директор иркутского ООО «Компания Альтера» (строительство):

«Для меня основное значение имеет, какой вуз и какой факультет выпускник оканчивал. Мелкие коммерческие институты, распространенные в наше время, в большинстве случаев дают низкий уровень образования. Институты и университеты с хорошей репутацией не испытывают недостатка в студентах. За неуспеваемость отчисляют

как с бюджетных, так и с коммерческих отделений. У бюджетников и платников читают лекции одни и те же преподаватели, которые, как правило, не знают, платит студент за обучение или нет. Можно предположить, что, если человек поступил на бюджетное отделение, он на высокий балл сдал ЕГЭ, имел хорошую школьную базу и так же ревностно относился к учебе в вузе. Но далеко не всегда отличники в учебе отлично проявляют себя в бизнесе, имеют деловую хватку».

ВЛАДИМИР КОНОВАЛОВ,

гендиректор новосибирской строительной компании «ПТК-30»: «Я бы взял на работу умного выпускника. Для меня, прежде всего, интересно, какое учебное заведение человек окончил. Вуз ценен не своим названием, а преподавательской базой. Поэтому я спрошу, у кого наш потенциальный сотрудник учился, а на бюджетной основе или нет — не так важно. Даже на оценки не особо посмотрю, не самое это главное.

Как показывает практика, нельзя по цвету диплома определить, чего человек добьется в жизни. И все же считаю, что сокращать бюджетные места неправильно. Даже в некоторых европейских странах, например в Австрии, обучение бесплатное. Обеспечить себя молодой человек еще не может, и не всякая семья способна оплатить дорогостоящее обучение. Так можно упустить человека, который стал бы профессионалом и добился больших высот

в определенной области. На качестве подготовки специалистов, по моему мнению, сокращение бюджетных мест тоже сказывается не в лучшую сторону. Вузы борются не за бюджетников, а за платников, это их доходная статья. И даже если студент коммерческого отделения не сдает какую-то дисциплину, его зачастую переводят из года в год на следующий курс. Так что у него нет особого стимула хорошо учиться и становиться профессионалом».

СЕРГЕИ ЧИРИКОВ,

гендиректор томского ЗАО «ЭлеСи» (производство средств автоматизации):

«Понятно, что по статистике процент разгильдяев среди платников выше. Потому что, когда человек платит, он от этого расслабляется. Но я не могу сказать, что мы подбираем на производство людей, которые учились платно или бесплатно. Вуз преподносит общие знания, и здесь, на мой взгляд, гораздо больше зависит от того, что дали выпускнику его родители. И если этих

общих знаний и потенциала, заложенного родителями, достаточно, то мне все равно, как он учился — платно или нет.

К сокращению бюджетных мест я тоже не отношусь однозначно плохо. Зачастую бесплатное образование приводит к потребительским качествам молодого человека: «а вы мне дайте». Но сегодня он растет в такой стране, где давать уже отказываются... Иногда человеку нужно знать, что раз он тратит деньги, то ему потом их надо будет и зарабатывать».

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.