Научная статья на тему 'ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
927
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майкова В. П., Данилова О. А.

Цель. Проанализировать влияние волонтёрства и волонтёрского движения на духовно-нравственные основания личности и общества в целом, а также подтвердить, что волонтёрство является важным фактором духовно-нравственного развития личности.Процедура и методы. Методологией исследования выступают историко-философский подход к проблеме влияния волонтёрства и волонтёрского движения на духовно-нравственное основание личности, а также социально-философский анализ развития добровольческой деятельности под влиянием духовно-нравственного аспекта современного общества.Результаты. В работе проанализирован материал по волонтёрскому движению. Показано, что ориентирами духовно-нравственного развития общества становятся понимание значимости осуществляемых добровольческих мероприятий и восприятие волонтёрами ценности своей работы, за которую они не получают денежного поощрения, а также возникшие обязательства перед обществом и своими коллегами, выполняющими подобную деятельность. Сделан вывод, что человек, вовлечённый в волонтёрскую деятельность, имеет дело с людьми, которые надеются на получение необходимой помощи, что, безусловно, сказывается на формировании у него таких качеств, как милосердие, гуманность, уважение другого, признание самоценности каждого. Наиболее важными духовно-нравственными характеристиками волонтёрского движения, меняющими общество, также становятся равенство и справедливость, благо страны через благо личности и общества, адресность, толерантность.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты анализа вносят вклад в методологическую базу социальной философии и обусловлены включением в современные социальные практики волонтёрского движения, возрождающего духовно-нравственное основание личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSON

Aim. To analyze the influence of volunteering and the volunteer movement on the spiritual and moral foundations of the individual and society as a whole, as well as to confirm that volunteering is an important factor in the spiritual and moral development of the individual.Methodology. The research methodology is the historical and philosophical approach to the problem of the influence of volunteering and the volunteer movement on the spiritual and moral foundation of the individual, as well as the socio-philosophical analysis of the development of volunteering under the influence of the spiritual and moral aspect of modern society.Results. The paper analyzes the material on the volunteer movement. It is shown that the understanding of the significance of the ongoing volunteer activities and the volunteers’ perception of their work value, for which they do not receive monetary incentives, as well as the obligations that have arisen to society and their colleagues performing such activities, become the guidelines for the spiritual and moral development of the society. It is concluded that a person involved in volunteering deals with people who hope to receive the necessary assistance, which, of course, affects the formation of such qualities as mercy, humanity, respect for the other, recognition of the self-worth of each. The most important spiritual and moral characteristics of the volunteer movement that change society are also equality and justice, the good of the country through the good of the individual and society, targeting, tolerance.Research implications. The results of the analysis contribute to the methodological base of social philosophy and are due to the inclusion of the volunteer movement into modern social practices, reviving the spiritual and moral foundation of the individual.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК: 101.1

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-100-107

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Майкова В. П., Данилова О. А.

1Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Проанализировать влияние волонтёрства и волонтёрского движения на духовно-нравственные основания личности и общества в целом, а также подтвердить, что волонтёрство является важным фактором духовно-нравственного развития личности.

Процедура и методы. Методологией исследования выступают историко-философский подход к проблеме влияния волонтёрства и волонтёрского движения на духовно-нравственное основание личности, а также социально-философский анализ развития добровольческой деятельности под влиянием духовно-нравственного аспекта современного общества.

Результаты. В работе проанализирован материал по волонтёрскому движению. Показано, что ориентирами духовно-нравственного развития общества становятся понимание значимости осуществляемых добровольческих мероприятий и восприятие волонтёрами ценности своей работы, за которую они не получают денежного поощрения, а также возникшие обязательства перед обществом и своими коллегами, выполняющими подобную деятельность. Сделан вывод, что человек, вовлечённый в волонтёрскую деятельность, имеет дело с людьми, которые надеются на получение необходимой помощи, что, безусловно, сказывается на формировании у него таких качеств, как милосердие, гуманность, уважение другого, признание самоценности каждого. Наиболее важными духовно-нравственными характеристиками волонтёрского движения, меняющими общество, также становятся равенство и справедливость, благо страны через благо личности и общества, адресность, толерантность. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты анализа вносят вклад в методологическую базу социальной философии и обусловлены включением в современные социальные практики волонтёрского движения, возрождающего духовно-нравственное основание личности.

Ключевые слова: волонтёрское движение, добровольческие организации, духовно-нравственные ценности, личность, общество, система, социальная среда, устойчивое развитие страны, целостность, человек

VOLUNTEERING AS A FACTOR

OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSON

V. Maykova, O. Danilova

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ul., Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To analyze the influence of volunteering and the volunteer movement on the spiritual and moral foundations of the individual and society as a whole, as well as to confirm that volunteering is an important factor in the spiritual and moral development of the individual.

Methodology. The research methodology is the historical and philosophical approach to the problem of the influence of volunteering and the volunteer movement on the spiritual and moral foundation of the individual, as well as the socio-philosophical analysis of the development of volunteering under the influence of the spiritual and moral aspect of modern society.

© CC BY Майкова В. П., Данилова О. А., 2022.

V4100y

Results. The paper analyzes the material on the volunteer movement. It is shown that the understanding of the significance of the ongoing volunteer activities and the volunteers' perception of their work value, for which they do not receive monetary incentives, as well as the obligations that have arisen to society and their colleagues performing such activities, become the guidelines for the spiritual and moral development of the society. It is concluded that a person involved in volunteering deals with people who hope to receive the necessary assistance, which, of course, affects the formation of such qualities as mercy, humanity, respect for the other, recognition of the self-worth of each. The most important spiritual and moral characteristics of the volunteer movement that change society are also equality and justice, the good of the country through the good of the individual and society, targeting, tolerance. Research implications. The results of the analysis contribute to the methodological base of social philosophy and are due to the inclusion of the volunteer movement into modern social practices, reviving the spiritual and moral foundation of the individual.

Keywords: volunteer movement, volunteer organizations, spiritual and moral values, personality, society, system, social environment, sustainable development of the country, integrity, person

Введение

В традиционном обществе передача духовно-нравственных ценностей личности происходит линейно, односторонне: от отца к сыну, от руководителя к коллективу, от власти к обществу, от религиозных деятелей к верующим. Результатом этого процесса является общество, содержащее высокий уровень духовно-нравственного воспитания. В современной России внедрение нетрадиционных для государства ценностей, влияние виртуальной реальности и цифровизации, требующей постоянного, а также динамичного роста опытного знания, скорость получения нужной информации, необходимость многократно перепрофилироваться в профессии предписывают подобное требование к личности - приводить в действие силу совести, ответственности, нравственности, духовности. Для этого необходимо позаботиться о развитии человека целиком, его внутреннего мира, поведения, образа. Реализации данного феномена способствует волонтёр-ство (добровольческая деятельность), возрождающая традиционные, ранее бывшие личностные и социальные мировоззренческие установки.

Социально-философский анализ волонтёрского движения

Волонтёрство не рассматривалось со стороны философско-социального аспекта

до ХХ в, и только в начале XXI в. оно стало предметом изучения в философии.

Проблемы, лежащие в основе духовно-нравственного фактора добровольческой деятельности, разрабатывались М. Вебером, Э. Дюркгеймом [2], Г. Зиммелем, К. Марксом [4, с. 20], Г. Спенсером, Ф. Теннисом и др. Они изучали волонтёрство через разделение труда, который анализировался с точки зрения духовности и эволюции как чело-векообразующий фактор формирования гражданского общества, возникающий посредством солидарности, группового взаимодействия в решении острых социальных вопросов и профессионального призвания. Среди русских мыслителей проблему волонтерства изучали Н. В. Тарасова [5], Е. Тончу [6], А. В. Трохина [7], Н. В. Черепанова [8] и др.

Понятие волонтёр начало употребляться в Европе в 1606 г. Волонтёрами называли солдат, желающих проходить службу в специальных военных подразделениях по собственному желанию. Само слово «волонтёр» происходит от лат. voluntaries, что означает 'действующий по своей воле'1. В различных словарях даются определения таким терминам, как волонтёр, волонтёрская работа, волонтёрский труд и во-

1 Волонтёр // Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера: [сайт]. URL: https:// lexicography.online/etymology/vasmer/в/волонтёр (дата обращения 21.11.2021).

лонтёрские организации. Все эти понятия тесно связаны с системой ценностно-смысловых ориентаций личности, в частности с альтруизмом.

Под волонтёрскими организациями подразумеваются группы людей, осуществляющие деятельность на безвозмездной основе для достижения общих целей. В словаре С. И. Ожегова нет понятия «волонтёр», но ему соответствует слово «доброволец», которое, согласно данному словарю, означает «человека, добровольно вступившего в действующую армию», а также «того, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу»1. Таким образом, понятие волонтёр связано с осуществлением порой опасной деятельности. Основным принципом её осуществления, помимо добровольности, является отсутствие получения материальной выгоды, каких-либо благ. В 2008 г. профессором М. А. Гулиной был разработан словарь-справочник по социальной работе, в котором отсутствуют какие-либо различия между понятиями волонтёр и доброволец. Согласно данному справочнику, волонтёры, добровольцы - это «люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно»2. Современные авторы дефиниций данного понятия сводят феномен добровольчества к деятельности, связанной с бесплатным трудом, основной целью которой является достижение определённых задач, в которых нуждается население. Таким образом, нужда является главной причиной добровольческой (волонтёрской) деятельности.

В России до середины XIX в. идея добровольческой деятельности закладывалась благодаря представлениям о «служении государству» и аспектам христианства, и только в середине XX в. она перестала ориентироваться на религию, оставив в качестве основного содержания «служение Родине». Лишь к концу XX в. сутью волонтёрства станет государственная по-

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: А-Темп, 2006. С. 169. 2 Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. С. 63

мощь нуждающемуся населению, а также его защита 3.

1 января 1971 г. была создана группа волонтёров, существующая в рамках системы Организации Объединённых Наций (ООН), возглавляемая Администратором Программы развития (ПРООН). Координатора волонтёров в рамках указанной программы назначает Генеральная Ассамблея ООН, которой 14 декабря 1971 г. была принята резолюция XXVI сессии, а именно «Программа добровольцев Организации Объединённых Наций» (ДООН)4. На последнем (четвёртом) докладе ДООН обсуждались способы сотрудничества волонтёров с государственными органами для построения равных и инклюзивных обществ в мире на срок до 2030 г.

В 1990 г. на XI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий принята «Всеобщая Декларация Добровольчества». По данной Декларации, в основу волонтёрской деятельности заложены индивидуально-личностные качества человека, делающего собственный выбор в сфере социальной деятельности. Даётся положительный ориентир на формирование групп людей, осуществляющих деятельность с целью повышения качества жизни населения. Добровольчество играет важную роль в устойчивом развитии страны и влияет на состояние экономики государства.

В январе 2001 г. была принята новая «Всеобщая Декларация Добровольцев». Согласно данной Декларации, добровольчество является фундаментом гражданского общества. В обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческие ценности, как забота и помощь5. Основной

3 Благотворительные учреждения Российской Империи (опубликовано по высочайшему повелению собственно Е. И. В. Канцелярией по учреждениям императрицы Марии) [Электронный ресурс]. URL: http://gbooks. archeologia.ru. (дата обращения: 10.11.2021).

4 Программа добровольцев Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. URL: http://unv.org (дата обращения 03.01.2022).

5 Всеобщая Декларация Добровольчества [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/ home/76/gorono/2005/school6/dobrovoldvigenie_3. htm (дата обращения 21.11.2021).

V102y

целью «Декларации» является формирование устойчивых социальных связей как внутри государства, так и в сфере международных отношений. В декларации указаны национальные задачи развития добровольчества в различных странах, в число которых входит Российская Федерация.

На международном уровне указывается, что «Термины, которые определяют во-лонтёрство в разных языках и культурах, отличаются друг от друга, но ценности, которые лежат в их основе: желание внести свой вклад в общее благо, свободная воля, дух солидарности, отсутствие ожидания материального вознаграждения, - являются общими и универсальными. Добровольцы мотивированы такими ценностями, как справедливость, равенство и свобода»1.

Что касается Российской Федерации, 19 мая 2007 г. был утверждён на II Международном фестивале добровольчества «Кодекс добровольцев». Проект «Кодекса добровольцев» России был разработан ещё в сентябре 2005 г. Согласно данному Кодексу, «добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям и своей стране»2.

Некоторые учёные начинают рассматривать волонтёрство как новую форму занятости населения, что свидетельствует об отдалённости понятия от духовно-нравственного развития личности, поскольку на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход3.

State of the World's volunteerism Report. Universal Values for Global Wellbeing. Denmark: United Nations Volunteers, 2011. P. 4.

2 Кодекс добровольцев России [Электронный ресурс]. URL: http://oash.info/events/view/128 (дата обращения 21.11.2021).

3 Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

Формирование духовно-нравственной сферы личности при осуществлении волонтёрской деятельности

В волонтёрской деятельности, как и в системе духовно-нравственной парадигмы формирования личности, особое место принадлежит тем, кто способен оказывать особое, живое положительное влияние на нравственные аспекты личности человека, которое становится массовым явлением. Духовно-нравственный фактор в настоящее время реализуется посредством рассуждений над такими понятиями, как «неопределённость», «дуальность», «дополнительность», «неразрешимость», разработках теорий катастроф, спонтанных нарушений симметрии, бифуркаций и др.

Добровольческое движение возникло в результате поисков устойчивого развития страны как специфическая активность по преодолению первоначального отчуждения, страха перед непредсказуемым будущим, инициаторы которой несли ответственность за свои действия, т. е. принимали оценку общества, организовали его самозанятость, отвечали за усвоение им какой-либо информации и т. п. Организация волонтёрской среды помогает непрерывно и из большего количества источников получать образцы, основанные на духовно-нравственном процессе, выстраивать устойчивое развитие страны так, чтобы основной целью человека являлось не получение вознаграждения, а осуществление труда ради более высоких целей, сочетающее личностное с социальным. Волонтёрство создаёт технологии для духовно-нравственного проявления личности и самовыражения. Человек познает и себя, и мир в деятельности, в самореализации. На развитие духовно-нравственной сферы личности в волонтёрских группах и коллективах влияет любая новая информация. Ориентиром волонтёрского движения выступает человек со своими индивидуальными характеристиками, накопивший за свою жизнь как социальный, так и духовный опыт.

Vioy

Здесь существует взаимное влияние между государством (властью) и обществом (как отдельным человеком, так и социумом в целом) - изменение одного из них вызывает изменение другого. В такой схеме конечный результат - это духовно-нравственная личность, которая влияет не только на себя самого, но и за счёт си-нергетических эффектов влияет на власть, которая тоже меняется, получая новые духовно-нравственные опыт и знание. При этом не только активизируется чисто абстрактно-логическая сторона психики, но и развивается эмоционально-образный (потребностно-мотивационный) аспект психики [1]. Власть и общество переходят в равное положение по отношению к человеку, и появляется необходимость раскрытия самого процесса рождения духовно-нравственного развития личности (вместо передачи готовых требований). Роль государственной власти в таком преобразовании страны имеет решающее значение в направлении не только устойчивого развития государства, но и моделирования сознания общества.

Основной целью личности является гармоничное развитие. Сущностью человека является его целостность: не должно быть противоречий между содержанием духовного (внутреннего) мира человека и окружающей его действительностью. Волонтёрство в стране обнаруживает целостность человека в отражении и освоении действительности на трёх уровнях: личностном, социальном, государственном. При этом оно не затрагивает религиозный, этнический и подобные аспекты, разделяющие общество, и потому обладает колоссальной мощью.

Заключение

Волонтёрство - важный компонент современных всеобщих социальных и культурных изменений, который основывается на структурном и процессуальном единстве чувственно-эмпирической и абстрактно-рациональной стратегий развития общества, представляющих современ-

ные тенденции формирования личности. Сегодня государство в большой степени опирается на развитие добровольческого движения как фактора становления духовно-нравственной личности, хотя и признаёт факт некоторой недооценки значения механизмов добровольчества в процессе устойчивого развития страны.

Волонтёрство как фактор формирования духовно-нравственной личности может существовать и развиваться вне всякого установленного прогрессивного метода. Это прежде всего проблема философии, которая относится к мировоззрению личности, к общественному сознанию.

Волонтёрству свойствен гуманистический, экологический, социальный подходы к мирозданию, основой которых является философский принцип о всеобщей связи явлений. Волонтёрскому движению имманентно присуще формирование личности в целостности творческого, эмоционального, физического, эстетического, интеллектуального и гуманистического аспектов. При этом воспитывается взаимоуважение на основе сотрудничества всех субъектов добровольческой деятельности. Основанием такого развития человека являются не «великие книги» и «базовые умения», а опыт, который создаёт всесторонне другой вид мировоззрения, основанный на:

- милосердии, действенном, а не только постулируемом;

- помощи, оказываемой нуждающимся;

- приспособлении окружающего мира к широкому диапазону меняющихся условий окружающей среды.

Добровольчество начинается с идеи индивидуального развития личности в сочетании с общественными нуждами и институтами. Поэтому здесь важным элементом является социальная лояльность, зарождающаяся в связи с посвящением себя служению и заботе о других. Сотрудничество, коллективизм, передача опыта, реализация совместных проектов, общение, новые знакомства меняют отношения к людям как к личностям со свойственными каждому слабостями и сильными чертами.

В условиях стремительных изменений и стрессов современного общества волонтёрское движение позволяет осознать себя как личность и пробуждает душу, помогая глубоко постичь духовно-нравственную сторону, а именно важность любой жизни - и в природе, и в человеческом обществе. При осуществлении волонтёрской деятельности развитие духовно-нравственных качества личности выражается в осознании существующих моральных принципов в обществе на более глубоком уровне. Уважение, доброжелательность, благородство являются неотъемлемыми составляющими индивида, способного осуществлять свою деятельность, сопоставляя её с интересами других, окружающих его людей. Таким образом, деятельность человека направлена не просто на удовлетворение своих первичных потребностей, но и на созидание процветающего общества в целом.

Формирование полноценной личности с высокой ответственностью перед собой и обществом является основной составляющей волонтёрского движения и достигается единством пассивной и активной сторон поведения. Здесь сама нелинейная ситуация, которая может быть как природной, так и социальной и даже внутри-личностной, положительно разрешается и меняет самого человека, поскольку происходит взаимодействие между ситуацией и субъектом, иначе реализуется двухсторонняя положительная связь, которая создаётся и усиливает различные синергетиче-ские эффекты.

Добровольческие организации в стране представляют собой синтез научного и нравственного начала, идейный сплав гуманизма и просвещения. Так, 4 декабря 2021 г. волонтёрами Международного общественного движения «АЛЛАТРА» организована онлайн-конференция «Глобальный кризис. Время Правды» в рамках международного проекта «Созидательное общество». Девизом данного движения является «Добро в Действии». На конференции приняли участие волонтёры из 180 стран мира.

Основной целью конференции являлось предоставление населению информации о климатических и экологических кризисах.

Во время пандемии появились волонтёры, помогающие медицинским работникам в реанимационных отделениях. Такие места называются «красной зоной». В больницах с обычными отделениями тоже не хватает людей, и волонтёров, помогающих в таких больницах, называют «тимуровцами» [3].

Существуют волонтёры и в области экологии. Например, был очищен берег Байкала - добровольцами было собрано около 40000 мусорных мешков. Камчатка, Алтай, Карелия и другие заповедные места страны не обходятся без волонтёрской помощи в очистке своих территорий, в сборе лекарственных трав. Многое другое становится объектом внимания добровольческих организаций.

Духовно-нравственное развитие личности выступает в качестве объединяющего начала деятельности волонтёров, строящих во время взаимодействия систему общих ценностей, реализуемую через оказание помощи нуждающимся. Вовлекаясь в волонтёрскую деятельность, человек формируется морально, приобретая ценностные, нравственные и этические установки и мировоззрение в целом. Благо страны через благо личности и общества, адресность, толерантность - таковы наиболее важные характеристики волонтёрской деятельности.

Через оказание помощи населению воспитываются патриотические чувства, формируется ответственность по отношению к выполняемой деятельности, коллегам, социуму. Всё это становится ориентиром духовно-нравственного развития общества.

Таким образом, сформировавшиеся в волонтёрской деятельности личностные духовно-нравственные ориентиры способны создать условия устойчивого развития страны, повлиять на её экономическое и политическое состояние.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022.

Viosy

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 20 с.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.

3. Майкова В. П., Данилова О. А. Волонтёрство как важный фактор консолидации общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 2 (56). С. 134-142.

4. Маркс К. Критика готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: в 39 т. Т. 19. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 9-32.

5. Тарасова Н. В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-52.

6. Тончу Е. Российское добровольчество. М.: Тончу, 2011. 272 с.

7. Трохина А. В. Занятость волонтёров в России: формирование и регулирование: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 29 с.

8. Черепанова Н. В. Социальное обучение в добровольческом движении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 31 с.

REFERENCES

1. Azarova E. S. Psihologicheskie determinanty i effekty dobrovolcheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological Determinants and Effects of Volunteering: Abstract of Cand. Sci. Thesis in Psychological Sciences]. Habarovsk, 2008. 20 p.

2. Durkheim E. De la division du travail social: étude sur l'organisation des sociétés supérieures (Rus. ed.: Gofman A. B., transl. O razdelenii obshchestvennogo truda. Moscow, Kanon Publ., 1996. 432 p.).

3. Majkova V. P., Danilova O. A. [Volunteering as an Important Factor in the Consolidation of Society]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2021, no. 2 (56), pp. 134-142.

4. Marx K. Kritik des Gothaer Programms (Rus. ed.: Kritika gotskoj programmy. In: Marx K., Engels F. Sobranie sochinenij. T. 19. [Collection of Works. Vol. 19]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury Publ., 1961, pp. 9-32.

5. Tarasova N. V. [Volunteer Activity as a Historical and Pedagogical Phenomenon]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical Education in Russia], 2012, no. 4, pp. 46-52.

6. Tonchu E. Rossijskoe dobrovolchestvo [Russian Volunteerism]. Moscow, Tonchu Publ., 2011. 272 p.

7. Trohina A. V. Zanyatost' volontyorov v Rossii: formirovanie i regulirovanie: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk [Employment of Volunteers in Russia: Formation and Regulation: Abstract of Cand. Sci. Thesis in Economical Sciences]. Moscow, 2012. 29 p.

8. Cherepanova N. V. Social'noe obuchenie v dobrovol'cheskom dvizhenii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Social Training in the Volunteer Movement: Abstract of Cand. Sci. Thesis in Pedagogical Sciences]. Stavropol, 2006. 31 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Майкова Валентина Петровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Данилова Олеся Александровна - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Valentina P. Maikova - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Department of Philosophy, Moscow Region State University;

e-mail: [email protected]

Olesya A. Danilova - Postgraduate Student, Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Майкова В. П., Данилова О. А. Волонтёрство как фактор духовно-нравственного развития личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 2. С. 100-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-100-107

FOR CITATION

Maikova V. P., Danilova O. A. Volunteering as a Factor of Spiritual and Moral Development of a Person. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no. 2, pp. 100-107. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-100-107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.