Сочинский государственный университет -драйвер событийного волонтёрства в регионе
Рябцев Александр Александрович - канд. экон. наук, первый проректор. E-mail: ryabtzev@sutr.ru Юдина Татьяна Александровна - д-р социол. наук, проф., проректор по воспитательной и социальной работе. E-mail: uvsr@mail.ru
Черемшанов Сергей Викторович - канд. экон. наук, руководитель Ресурсного центра волонтёрства «FORWARD». E-mail: sochi-volunteers@yandex.ru
Папазян Георгий Самвелович - начальник отдела воспитательной работы и молодёжной политики. E-mail: geopapazian@gmail.com Сочинский государственный университет, Сочи, Россия Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а
Аннотация. Развитие волонтёрского движения относится к числу важных задач государственной политики современной России. Сегодня многие вузы создают на своей базе волонтёрские центры. (ВЦ), являющиеся одним из оптимальных механизмов привлечения молодёжи к решению актуальных задач развития общества, дополнительным педагогическим и личностно-развивающим ресурсом. В настоящей статье представлены результаты реализации Сочинским государственным университетом (СГУ) - опорным вузом Краснодарского края - стратегического проекта «Ресурсный центр событийного волонтёрства», направленного на обеспечение устойчивого развития волонтёрства в регионе и РФ в целом как института гражданского общества и основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов. Описан опыт СГУ по развитию добровольческого движения в регионе, совершенствованию его ресурсного обеспечения, налаживанию сотрудничества в решении данных задач с органами власти и управления, волонтёрскими организациями опорных вузов и региона. Представлены разработанные вузом гибкая универсальная модель подготовки волонтёров и организаторов волонтёрского движения, организационно-управленческие условия и научно-методические подходы к организации студенческого волонтёрства. Описаны результаты их внедрения в регионе. Обоснована целесообразность создания в регионах ресурсных центров волонтёрства, оказывающих образовательным организациям комплекс информационных, консультативных, методических услуг в области добровольческой деятельности.
Ключевые слова.: опорный университет, устойчивое развитие волонтёрства, модель подготовки волонтёров, событийное волонтёрство, волонтёрское сопровождение мероприятий, ресурсный центр волонтёрства
Для цитирования: Рябцев А.А, Юдина Т.А, Черемшанов С.В, Папазян Г.С. Сочинский государственный университет - драйвер событийного волонтёрства в регионе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №11. С. 108-116.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116
введение
Практика проведения в России международных мега-мероприятий, таких как Всемирная универсиада в Казани (2013), XXII Олимпийские зимние и XI Паралимпийские игры в Сочи (2014), XIX Всемирный фести-
валь молодёжи и студентов (2017), Чемпионат мира по футболу (2018) и др., успех которых в значительной мере был обеспечен качественным волонтёрским сопровождением, продемонстрировала мощный педагогический и личностно-развивающий потенци-
ал волонтёрского движения, которым могут воспользоваться образовательные организации страны в своей деятельности.
В Сочинском государственном университете, расположенном на территории курортной столицы России, социально-политическая важность и педагогическая значимость развития студенческого волонтёрства были осознаны давно. Волонтёрские центры вуза «Созидание», а в дальнейшем «Форвард» были созданы по инициативе студентов и при поддержке администрации вуза соответственно в 2009 и 2012 гг. - задолго до проведения в Сочи вышеуказанных крупных событий. Пристальное внимание уделялось совершенствованию методического и организационного обеспечения студенческого волонтёрства, расширялся круг его участников, что позволило выиграть конкурс и стать одним из 26 центров подготовки волонтёров Олимпийских зимних и Паралимпийских игр 2014 г., а затем - единственным в регионе Центром подготовки волонтёров к Чемпионату мира по футболу - 2018. В 2016 г. «Форвард» стал победителем Всероссийского конкурса в номинации «Лучшая система организации студенческого добровольчества».
Богатый опыт подготовки волонтёров, стремление совершенствовать качество и методическое обеспечение волонтёрского движения в регионе и РФ стали факторами, позволившими СГУ в 2017 г. получить статус опорного вуза Краснодарского края. Один из его ключевых стратегических проектов - «Ресурсный центр событийного волонтёрства» - направлен на формирование условий совместной деятельности университета с органами исполнительной власти Краснодарского края для проведения событийных мероприятий в части их волонтёрского сопровождения, на накопление позитивных достижений в этой сфере и использование их муниципальными организациями региона. Реализация проекта позволила СГУ стать драйвером событийного волонтёрства в регионе. В
настоящей статье представлены результаты реализации данного проекта. Цель статьи - обобщить и системно представить опыт СГУ как опорного вуза Краснодарского края по развитию добровольчества в регионе.
Материалы и методы
Основными материалами при написании статьи послужили: зарубежный опыт организации волонтёрства, в т. ч. студенческого и событийного [1-13]; отечественные работы по организации и ресурсному обеспечению волонтёрской деятельности студентов в вузах [14-17]; результаты исследования ожиданий и мотивации студентов-волонтёров XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, проведённого Центром подготовки волонтёров СГУ «Форвард» [18]; научные публикации аспирантов и профессорско-преподавательского состава различных вузов, в том числе СГУ, раскрывающие отдельные направления организации студенческого волонтёрства [19-22]; материалы научно-практических конференций и семинаров, проведённых на базе как СГУ, так и других организаций.
Для достижения цели использовались следующие методы: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации студенческого волонтёрства и его ресурсного обеспечения, социологический опрос студентов-волонтёров и организаторов волонтёрского движения, моделирование процесса подготовки волонтёров, обобщение опыта СГУ как опорного вуза по развитию добровольчества в регионе.
Обсуждение проблемы
После проведения в России целого ряда мега-событий молодёжь стала активно проявлять интерес к возможностям быть причастной к такого рода мероприятиям. При этом участие студентов в волонтёрском движении помогает решать важные социальные и педагогические задачи, такие как повышение общественной актив-
ности молодёжи, её вклада в решение актуальных социальных задач, развитие профессиональных компетенций путём получения первичного опыта, формирование личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства и достижения жизненных целей. Однако, несмотря на наличие в большинстве российских вузов волонтёрских организаций, использование потенциала студенческого волонтёрства в определённой степени сдерживается отсутствием у вузов собственного опыта подготовки волонтёров для обслуживания различных мероприятий, особенно международного уровня.
В Сочинском государственном университете такой опыт есть: с 2013 г. СГУ подготовил более 7000 волонтёров, которые отработали более 750 000 чел./часов, приняв участие в организации и обеспечении проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, этапов кольцевых автогонок «Формула 1» Гран-при Россия, IX Всемирных хоровых игр, III Всемирных военных игр, XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (2017), Кубка конфедерации FIFA (2017), Чемпионата мира по футболу (2018) и др.
Стратегический проект СГУ «Ресурсный центр событийного волонтёрства» направлен на распространение этого опыта в Краснодарском крае и РФ с целью повышения качества организации студенческого волонтёрства. За 2017-2018 гг. достигнуты значимые результаты. Центром сформирован банк методик и технологий работы волонтёрских организаций, в который вошли более 90 методических пособий, научных статей и докладов. Проведено анкетирование более 400 добровольцев, проходивших обучение на базе Центра для участия в различных событийных мероприятиях, направленное на исследование их ожиданий и мотивации, удовлетворённости программой подготовки. По его результатам
подготовлены рекомендации по совершенствованию теоретической и практической подготовки. В содержание теоретической подготовки респондентами рекомендовано включить такие темы, как правовые аспекты волонтёрской деятельности, классификация видов добровольчества, мотивация волонтёров, взаимодействие добровольцев с организаторами волонтёрской деятельности. Практическую подготовку рекомендовано усилить анализом ситуационных задач, решением кейсов и формами работы, направленными на непосредственную передачу волонтёрского опыта (менторство, наставничество, мастер-классы, мастерские и др.). Более 72% опрошенных волонтёров считают необходимым включение в программу обучения вопросов, связанных с взаимодействием с людьми с инвалидностью, основными профессиональными компетенциями волонтёра и правилами поведения добровольца на масштабных мероприятиях.
На основании результатов анкетирования, обобщения опыта подготовки волонтёров на базе Ресурсного центра СГУ и систематизации лучших международных практик разработана гибкая универсальная пилотная модель подготовки волонтёров, достоинством которой является возможность её адаптации для подготовки различных участников волонтёрского движения (волонтёров, тим-лидеров, супервайзеров) к выполнению различных волонтёрских функций (сервисы для зрителей, транспорт, прибытие и отъезды, аккредитация и билетная программа, протокол, кейтеринг, лингвистические услуги, размещение, управление волонтёрами и др.). Структурно модель представлена двумя модулями.
В первом модуле рассматриваются теоретические аспекты волонтёрской деятельности: общая информация о развитии волонтёрства в мире, история добровольческого движения, его принципы, современные тенденции развития в России и за рубежом, направления добровольчества,
изменения в законодательстве РФ, связанные с волонтёрской деятельностью, мотивация и антимотивация волонтёров. Для адаптации данного модуля при подготовке тим-лидеров и супервайзеров в его содержание включаются дополнительные вопросы, среди которых организационная структура волонтёрского центра; совместная с тренерами разработка направлений волонтёрской деятельности; механизмы интеграции волонтёрской деятельности в образовательный процесс вуза (через образовательные модули); управление деятельностью волонтёров в вузе; взаимодействие с партнёрами и др.
Второй модуль имеет практическую направленность и включает тренинги по знакомству волонтёров разных команд; решение задач по соблюдению кодекса этики волонтёра, который регламентирует поведение добровольца на рабочей смене; организацию взаимодействия волонтёра
с людьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т д.); тренинги и мастер-классы, направленные на развитие основных профессиональных компетенций волонтёра; решение практических ситуационных задач, основанных на реальном волонтёрском опыте.
Описанная модель подготовки волонтёров была успешно апробирована на таких крупных мероприятиях, как Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, «домашние» игры хоккейного и футбольного клубов «Сочи», международные соревнования по триатлону «IronStar», Российский инвестиционный форум «Сочи 2018», финал Всероссийского управленческого конкурса «Лидеры России» и др. Высокое качество волонтёрского сопровождения отмечено отзывами и благодарственными письмами. По разработанной модели Ресурсный центр волонтёрства СГУ совмест-
но с Министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края провели обучение участников Молодёжного форума Кубани «Регион 93» (смена «Регион добра»), Северо-Кавказского молодёжного форума «МАШУК - 2018» (образовательная программа «Добровольчество»). В рамках реализации данного стратегического проекта инициировано качественное изменение организации во-лонтёрства в Краснодарском крае, что подтвердил проведенный на площадке СГУ Слет волонтёрских объединений опорных вузов России и волонтёрских центров Краснодарского края «Вызовы, новые возможности и механизмы развития во-лонтёрства в регионах РФ», давший старт процессу создания в регионе 15 ресурсных волонтёрских центров при поддержке Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края.
Реализация проекта «Ресурсный центр событийного волонтёрства» обеспечила следующие системные эффекты:
1) изменение масштаба востребованности деятельности СГУ в области реализации добровольческих проектов с муниципального на региональный и федеральный;
2) повышение качества добровольческого движения в регионе через объединение волонтёрских организаций Краснодарского края и опорных вузов РФ. Сегодня волонтёрское движение в Краснодарском крае, в котором задействовано 22000 человек, является самым масштабным в стране;
3) представители Ресурсного центра привлекаются федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями в качестве экспертов по вопросам развития добровольческой деятельности. В частности, Ресурсный центр волонтёрства СГУ назначен Ассоциацией волонтёрских центров России исполнителем проекта по разработке стандартов событийного волонтёрства.
Заключение
Волонтёрство по праву является одним из элементов развитого гражданского общества и относится к числу важных функций системы управления и государственной политики современной России. Студенты-волонтёры - люди будущего, которые уже сейчас готовят почву для рождения созидательных идей и реализации собственных инициатив. Развитие добровольчества, ин-ституциализация волонтёрства - стратегически важная задача.
Результаты реализации стратегического проекта СГУ, направленного на развитие добровольчества в регионе, стали также стимулом развития научных исследований опорного вуза, в результате которых, в частности:
- сформирован жизненный цикл участия вузов в волонтёрских программах;
- предложен инструмент оценки волонтёрской мотивации в виде «шкалы мотивов участия». С применением предложенной шкалы исследована мотивация выборки волонтёров из девяти федеральных округов РФ, в которой, согласно опросам, преобладают постматериальные ценности;
- разработан методический подход к оценке социально-экономических эффектов волонтёрской деятельности;
- создана коллаборативная модель взаимодействия организаторов и участников проектной волонтёрской деятельности;
- сформулирован алгоритм диагностики необходимости привлечения волонтёров к проведению событий различного масштаба [19];
- обоснован личностно-развивающий потенциал студенческого волонтёрства, апробирована теоретическая модель его реализации в вузе и инновационные подходы к его самоорганизации в студенческой среде [20].
Литература
1. Anheier H.K, Salamon L.M. Volunteering in cross-national perspective: initial comparisons // Civil Society Working Paper. 2001. Vol. 10. P. 2-25.
2. Anderson J.C, Moore L.F. The motivation to volunteer // Journal of Voluntary. Action Research. 1978. Vol. 7. P. 51-60.
3. Angermann A., Sittermann B. Volunteering in the Member States of the European UnionEvaluation and Summary of Current Studies // Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. URL: https://www.beobachtungsstelle-gesellschaftspolitik.de
4. Brudney, J.L. The effective use of volunteers: Best practices for the public sector // Law and Contemporary Problems. 2001. Vol. 62. P. 219-255. URL: https://www.questia.com/ read/lG1-6472203l/the-effective-use-of-volun-teers-best-practices-for
5. Devereux P. International Volunteers: Cheap help or transformational solidarity toward sustainable development. Murdoch University, 2010. 407 p.
6. Hager M, Brudney J.L. Volunteer Management Practices and Retention of Volunteers. The Urban Institute, Washington, DC. 2004. 14 p. URL: https://www.urban.org
7. Ellis S.J. From the Top Down: The Executive Role in Volunteer Program Success. Revised edition. Philadelphia, PA. Energize, 1996. 299 p.
8. Lough B.J. International Volunteerism from the USA, 2004-2010. St. Louis, MO: Centre for Social Development. Washington University, 2012. 132 p.
9. Salamon M, Sokolowski S, Haddock M. Measuring the economic value of volunteer work globally: concepts, estimates, and a roadmap to the future // Annals of Public and Cooperative Economics. 2011. Vol. 3. P. 121-124.
10. Smith D, Shen C. The roots of civil society: a model of voluntary association prevalence applied to data on larger contemporary nations // International Journal of Comparative Sociology. 2002. Vol. 43. P. 93-133.
11. The Canadian Code for Volunteer Involvement. Volunteer Canada, 2017. 16 p. URL: https:// volunteer.ca/content/canadian-code-volunteer-involvement-2012-edition
12. Working Papers of the Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project / L.M. Salamon, H.K. Anheier (Eds). Baltimore: The Johns Hopkins Institute for Policy Studies, 1996.
13. Wilson J. Volunteering // Annual Review ofSoci-ology. 2000. Vol. 26. P. 215-240.
14. Крутицкая Е.В. Организация волонтёрского центра в вузе: от компетенций к организационной структуре. М.: Мосволонтёр, 2018. 162 с.
15. Метелев А.П, Белецкая Е.С, Козак Е.М. Модель развития ресурсных центров поддержки добровольчества в субъектах Российской Федерации. М.: Перо, 2018. 167 с.
16. Мерсиянова И.В., Демьянова А.В., Иванова Н.В., Рыжикова З.А., Туманова А.С. Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности: методические подходы и проблемы реализации / Под ред. И. В. Мерсияновой. М.: Высшая школа экономики, 2018. 198 с.
17. Попова И.В, Албегов Ф.Г. Добровольчество как фундамент гражданского общества // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 3. С. 192-195.
18. Романова Г.М., Макарова И.Н., Шашков А.В. Теоретико-методологические основы исследования ожиданий и мотивации волонтёров // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3. С. 151-161.
19. Круглова М.С. Совершенствование управления деятельностью волонтёрских организаций на примере высших учебных заведений: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Сочи, 2017. 171 с.
20. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2. С. 103-113.
21. Романова Г.М, Клягин А.В, Мазниченко М.А, Макарова И.Н, Рябцев А.А, Черем-шанов С.В, Юдина Т.А. Устойчивое развитие волонтёрства в РФ как института гражданского общества: использование олимпийского наследия и реализация социокультурных проектов. Сочи: СГУ, 2014. 234 с.
22. Юдина Т.А., Баланян М.Н., Чеснокова Е.Н, Ховякова А.Л, Григоращенко-Али-ева Н.М. Менеджмент социокультурного развития студентов в условиях интеграции в гражданское общество. Сочи: СГУ, 2013. 137 с.
Статья поступила в редакцию 15.09.18 С доработки 10.10.18 Принята к публикации 16.10.18
Sochi State University as a Driver ofEvent Volunteering in the Region
Aleksandr A. Ryabtsev - Cand. Sci. (Economics), first Vice-rector, e-mail: ryabtzev@sutr.ru Tatyana A. Yudina - Dr. Sci. (Sociology), Prof., Vice-rector for educational and social work, e-mail: uvsr@mail.ru
Sergey V. Сheremshanov - Cand. Sci. (Economics), Head of the Resource center of volunteer-ism "Forward", e-mail: sochi-volunteers@yandex.ru
Georgy S. Papazyan - Head of the Department of educational work and youth policy, e-mail: geopapazian@gmail.com
Sochi State University, Sochi, Russia
Address: 26, Sovetskaya str., Sochi, 354000, Russian Federation
Abstract. The development of the volunteer movement is one of the important tasks of the state policy of modern Russia. Today, many universities create on their basis volunteer centers (EC), which are one of the best mechanisms for attracting young people to solving urgent problems of the development of society, an additional pedagogical and personal-developing resource. This article presents the results of the implementation by Sochi State University (SSU), which is a pillar higher education institution of the Krasnodar Territory, the strategic project "Resource Center for Event Volunteering", aimed at ensuring the sustainable development of volunteering in the region and the Russian Federation as a whole. Volunteering is viewed as an institution of civil society and the basis for implementing long-term socio-cultural projects. The article describes the experience of the SSU in the development of volunteerism in the region, the improvement of its resource provision, the establishment of cooperation in solving these problems with the authorities, administration and the management of volunteer organizations of pillar universities and the region. A flexible universal model of training volunteers and organizers of the volunteer movement, organizational and managerial conditions and scientific and methodological approaches to the organization of student volunteering are presented. The results of their implementation in the region are described. The authors substantiate the expediency of the creation of volunteering resource centers in the regions, providing educational organizations with a range of information, advisory and methodological services in the field of volunteering.
Keywords: pillar University, volunteering, personality, training, event volunteering, resource center, Krasnodar region, volunteering standards, event support
Cite as: Ryabtsev, A.A., Yudina, T.A., Cheremshanov, S.V., Papazyan, G.S. (2018). [Sochi State University as a Driver of Event Volunteering in the Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 11, pp. 108-116. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116
References
1. Anheier, H.K., Salamon, L.M. (2001). Volunteering in Cross-National Perspective: Initial Comparisons. Civil Society Working Paper. No.10, pp. 2-25.
2. Anderson, J.C., Moore, L.F. (1978). The Motivation to Volunteer. Journal of Voluntary. Action Research. No. 7, pp. 51-60.
3. Angermann, A., Sittermann, B. (2018). Volunteering in the Member States of the European Union-Evaluation and Summary of Current Studies. Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. Available at: https://www.beobachtungsstelle-gesellschaftspolitik.de
4. Brudney, J.L. (2001). The Effective Use of Volunteers: Best Practices for the Public Sector. Law
and Contemporary Problems. No. 62, pp. 219-255. Available at: https://www.questia.com/ read/1G1-64722031/the-effective-use-of-volunteers-best-practices-for
5. Devereux, P. (2010). International Volunteers: Cheap Help or Transformational Solidarity Toward Sustainable Development. Murdoch University. 407 p.
6. Hager, M., Brudney, J.L. (2004). Volunteer Management Practices and Retention of Volunteers. The Urban Institute, Washington, DC, 14 p. Available at: https://www.urban.org
7. Ellis, S.J. (1996). From the Top Down: The Executive Role in Volunteer Program Success. Revised edition. Philadelphia, PA. Energize, 299 p.
8. Lough, B.J. (2012). International Volunteerism from the USA, 2004-2010. St. Louis, MO: Centre for Social Development. Washington University, 132 p.
9. Salamon, M., Sokolowski, S., Haddock, M. Measuring the Economic Value of Volunteer Work Globally: Concepts, Estimates, and a Roadmap to the Future. Annals of Public and Cooperative Economics. No. 3, pp. 121-124.
10. Smith, D., Shen, C. (2002). The Roots of Civil Society: A Model of Voluntary Association Prevalence Applied to Data on Larger Contemporary Nations. International Journal of Comparative Sociology. No. 43, pp. 93-133.
11. The Canadian Code for Volunteer Involvement (2017). Volunteer Canada, 16 p. Available at: https://volunteer.ca/content/canadian-code-volunteer-involvement-2012-edition
12. Salamon, L.M., Anheier, H.K. (1996). Working Papers of the Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project. Baltimore: The Johns Hopkins Institute for Policy Studies, 38 p.
13. Wilson, J. (2000). Volunteering. Annual Review of Sociology. No. 26, pp. 215-240.
14. Krutitskaya, E.V. (2018). Organizatsiya volonterskogo tsentra v vuze ot kompetentsiy k organi-zatsionnoy strukture [Organization of a Volunteer Center at a Higher Educational Institution, from Competences to Organizational Structure]. Moscow: Mosvolonter Publ., 162 p. (In Russ.)
15. Metelev, A.P., Beletskaya, E.S., Kozak, E.M. (2018). Model' razvitiya resursnykh tsentrov pod-derzhki dobrovol'chestva sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii [Model of Development of Resource Centers to Support Volunteering in the Regions of the Russian Federation]. Moscow: Pero Publ., 167 p. (In Russ.)
16. Mersiyanova, I.V., Dem'yanova, A.V., Ivanova, N.V., Ryzhikova, Z.A., Tumanova, A.S. (2018). Otsenka ekonomicheskoy i sotsial'noy effektivnosti dobrovol'cheskoy deyatel'nosti: metodich-eskiye podkhody i problemy realizatsii [Assessment of the Economic and Social Effectiveness of Volunteering: Methodological Approaches and Implementation Problems]. Moscow: National University - Higher School of Economics, 198 p. (In Russ.)
17. Popova, I.V., Albegov, F.G. (2013). [Volunteering as the Foundation of Civil Society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kostroma State University. No. 3, pp. 192-195. (In Russ., abstract in Eng.)
18. Romanova, G.M., Makarova, I.N., Shashkov, A.V. (2012). [Theoretical and Methodological Foundations of the Study of Expectations and Motivation of Volunteers]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta = News of Sochi State University. No. 3, pp. 151-161. (In Russ., abstract in Eng.)
19. Kruglova, M.S. (2017). Sovershenstvovaniye upravleniya deyatel'nost'yu volonterskikh organi-zatsiy na primere vysshikh uchebnykh zavedeniy [Improving the Management of Volunteer Organizations on the Example of Higher Education Institutions: Cand. Sci. Dissertation (Economics)]. Sochi. 171 p. (In Russ.)
20. Maznichenko, M.A., Papazyan, G.S. (2018). [Pedagogical Conditions of Personal and Professional Growth of Students in the Context of Volunteering]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 2, pp. 103-113. (In Russ., abstract in Eng.)
21. Romanova, G.M., Klyagin, A.V., Maznichenko, M.A., Makarova, I.N., Ryabtsev, A.A., Cherem-shanov, S.V., Yudina, T.A. (2014). Ustoychivoye razvitiye volonterstva v RF kak instituta grazh-danskogo obshchestva: ispol'zovaniye olimpiyskogo naslediya i realizatsiya sotsiokul'turnykh proyektov [Sustainable Development of Volunteering in the Russian Federation as an Institution of Civil Society: The Use of the Olympic Heritage and the Implementation of Socio-Cultural Projects]. Sochi: Sochi State Univ. Publ., 234 p. (In Russ.)
22. Yudina, T.A., Balanyan, M.N., Chesnokova, E.N., Khovyakova, A.L., Grigorashchenko-Aliyeva, N.M. (2013). Menedzhment sotsiokul'turnogo razvitiya studentov v usloviyakh integratsii v grazhdanskoye obshchestvo [Management of Students' Social and Cultural Development in the Context of Integration into Civil Society]. Sochi: Sochi State Univ. Publ., p. 137. (In Russ.).
The paper was submitted 15.09.18 Received after reworking 10.10.18 Accepted for publication 16.05.18