УДК 378.14.015, ББК 74.58 О А.Ю. Стафеева, Т.А. Кравчук
А.Ю. Стафеева, Т.А. Кравчук ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В статье рассматриваются педагогические условия формирования социально-личностных компетенций в образовательной среде вуза. Предметом исследования являлось изучение роли волонтерского движения в жизни молодежи. Цель работы - проанализировать мнение волонтеров об опыте участия в добровольческих проектах и их отношения к этому виду деятельности. В процессе исследования проанализирована социокультурная среда кафедры теории и методики туризма и рекреации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», рассмотрены возможности формирования социально-личностных компетенций выпускников. Проведен опрос среди участников волонтерских проектов (студенты, выпускники) о влиянии волонтерской деятельности на жизненную позицию добровольца. В анкетировании приняли участие 257 волонтеров из разных регионов России. Мнение опрошенных респондентов позволило определить основные направления волонтерской деятельности, ведущие качества волонтера и причины занятия этим видом деятельности. Впервые были определены положительные и негативные факторы, влияющие на престижность волонтерской деятельности. Большинство респондентов подчеркнули положительное влияние волонтерской деятельности на развитие умений и навыков человека в его основной профессиональной сфере деятельности. Формы поощрения за участие в волонтерской деятельности рекомендуются к использованию как государственными органами управления волонтерской деятельностью, так и общественными организациями в этой области. Результаты работы необходимо внедрять в сфере высшего образования для создания педагогических условий в образовательной среде вуза, позволяющей формировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции выпускников в процессе волонтерской деятельности обучающихся.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, социокультурная среда, социально-личностные компетенции, профессиональная подготовка в вузе, профессиональная компетентность.
■ современных условиях рынка г^С работодатель все чаще предъявляет И требования не только к профессиональным знаниям, но и к сформированности социально-личностных
компетенций будущего специалиста. Одной из эффективных форм профессиональной подготовки, а также средством формирования социально-личностных компетенций является включение обучающегося в добровольческую (волонтерскую) деятельность, которая способствует развитию необходимых жизненных и профессиональных качеств личности [3, с. 11].
Актуальность исследования деятельности волонтеров обусловлена их возрастающим значением для российского общества. Одним из пунктов «Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» значится «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства)» [1]. Волонтерство способствует воспитанию социально значимых качеств личности у подрастающего поколения и реализуется в таких направлениях как спорт, экология, социальная сфера. Но одной из активно развивающихся и актуальных сфер развития волонтерства является сфера образования [6, с. 876].
В задачи вуза входит не только выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта, но и развитие у обучающихся способности к жизненному
самоопределению, к осуществлению выбора своей позиции, что ставит высшую школу перед проблемой поиска дополнительных ресурсов формирования социально-личностных компетенций будущего специалиста. Важным звеном в подготовке специалиста является создание в вузовской среде организационно-педагогических условий,
способствующих приобретению теоретических знаний и практических умений, организации и проведению различных общественно-социальных массовых мероприятий среди всех слоев населения с проектированием их в будущую профессиональную деятельность [5, с. 61].
В этом отношении становятся перспективным исследования социокультурной среды вуза и возможностей интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся, способствующих развитию социально-личностных компетенций, необходимых для организации предстоящей профессиональной деятельности.
За последние десять лет большинство научных исследований посвящены роли волонтерства в процессе формирования профессиональных знаний и навыков будущих специалистов социальной сферы (С.Г. Екимова, JI.C. Кириллова, И.А. Степанова), специфику организации волонтерства среди студентов изучали такие ученые как Н.М. Григоращенко-Алиева, A.JI. Ховякова, E.H. Чеснокова, Т.А. Юдина и др.
Накопленный опыт и результаты исследований отечественных ученых определили предпосылки изучения влияния волонтерской деятельности на
жизненную позицию добровольца. Для решения этой проблемы нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 257 волонтеров: студенты, выпускники и преподаватели кафедры туризма ФГБОУ ВО СибГУФК (1-4 курсы направлений 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 43.03.02 «Туризм», 1-2 курсы направления 43.04.02 «Туризм», выпускники специальностей 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 032103.65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»); волонтеры, участвующие в организации и проведении XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014; участники волонтерских отрядов города Омска и Омской области («Омский ДоброЦентр»,
Из практики волонтерской деятельности для респондентов наиболее предпочтительными формами являются волонтерская деятельность на спортивных мероприятиях (53%), обслуживание массовых мероприятий (40%), развлечение и досуг (35%) (рис. 2). Популярность данных форм деятельности объясняется тем, что большинство опрошенных
Как отмечает М.Ю. Галактионова (2014) волонтерская деятельность имеет неоценимую пользу для будущих специалистов. Это, и личностное развитие и повышение самооценки, формирование необходимых жизненныхнавыков, а также возможность интересного общения сосверстниками,
волонтерский центр «Синергия», волонтерский центр ОмГУПС и др.)
В анкетировании приняли участие 96% волонтеров, проживающих в городе Омске и Омской области, и 4% - в других регионах (Свердловская область, Новосибирская область, Москва, Кубань, Волгоград, Магадан и Новокузнецк) в возрасте до 17 лет - 9%, от 18 до 23 лет - 84%, от 24 до 61 года -7%.
Анализ ответов показал, что большинство респондентов (46%) принимали разовое участие в волонтерских акциях, эпизодически участвовали -39%, и лишь 15% участвовали в волонтерских проектах на постоянной основе (рис. 1).
являются студентами ФГБОУ ВПО СибГУФК, которые активно участвовали в качестве спортивных волонтерах в таких мероприятиях как XXII зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи 2014, Сибирский международный марафон, «Кросс наций», вузовские, городские и областные соревнования по видам спорта и т.д.
развитие коммуникативных навыков. Волонтерская деятельность воспитывает у студентов стремление к самореализации, повышению социального статуса, приобретениючувства значимости и возможности занять свой досуг социально значимой деятельностью
15
I Имею опыт, разовое участие
Участвую в волонтерской деятельности на постоянной основе
Рис. 1. Опыт работы волонтером, %
I Спортивное волонтерство
I Развлечение и досуг
Экологические проекты
I Образовательные проекты
I Социальные проекты
Рис. 2. Направления волонтерской деятельности, %.
[2, с. 217]. Поэтому нам было интересно узнать о причинах занятия волонтерской деятельностью (рис. 3).
Анализ ответов показал, что большинство волонтеров относятся к своей деятельности как к форме профессиональной ориентации и профессиональной практики: они работают ради получения опыта (54%), специальных знаний и
В волонтёрском движении очень много положительных аспектов, которые следует использовать в профессиональной подготовке. Немаловажным результатом участия в добровольчествестановится понимание возможности и собственности изменить что-то вобгцестве, в окружающем мире в лучшую сторону (31%). В свою очередь, осознание такой необходимости, по мнению Медведевой Е.С. (2013) самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственногоместа в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, накоторых базируется успешность человека как личности [4, с.9].
Таким образом, студенты, проявляющие активность в общественнозначимой работе, получают
По мнению респондентов, позитивное влияние на формирование престижа волонтерской деятельности в обществе оказывают следующие факторы (рис. 5): активная деятельность самих волонтеров и успешность их акций (54%); деятельность СМИ, демонстрирующих позитивный опыт волонтерства и пропагандирующих этот опыт
навыков (36%), установления важных личностных и профессиональных контактов (43%), возможности профессионального и личностного саморазвития (35%). Это связано с тем, что обострившаяся конкуренция на рынке труда требует от выпускника уже к окончанию вуза иметь практический опыт работы, и определенный круг контактов.
дополнительные возможности: знания значительно увеличиваются; трудовая деятельность происходит под контролем и под руководствомпреподавателей; расширяется практика общения; возникает понимание своей роли воказании помощи населению; в результате контактов с работниками муниципальных образований способствует трудоустройству.
Среди лидирующих качеств, которыми должен обладать волонтер, выделяют активность (64%), доброту (59%), ответственность (52%), отзывчивость (51%) и коммуникабельность (47%), трудолюбие (44%) (Рис. 4). Именно эти качества содействуют формированию профессиональной направленности будущего специалиста.
среди населения (44%); признание важности волонтерской деятельности в обществе, общественная поддержка и поощрение добровольцев (41%); государственная политика в этой области (27%); обобщенный и позитивный образ личности, его подготовленность к добровольческой деятельности (23%).
Способ реализовать свои Способ организации своего свободного. Проявление своихумений, знаний,. Возможность профессионального и. Желание чувствовать свою нужность. Жизненная необходимость, веление Желание сделать мир лучше Возможность приобрести новый опыт Возможность найти новых друзей и. Возможность карьерного роста,.
Рис. 3. Причины занятия волонтерской деятельностью, %
Рис. 4. Качества, которыми должен обладать волонтер, %
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
чч 41
27
23
¡Государственная политика в этой области
Деятельность СМИ и пропаганда волонтерского опыта
Активная деятельность самих волонтерови успешность их акций
Обобщенный и позитивный образ волонтера, его подготовленность
Рис. 5. Факторы, влияющие на престижность волонтерской деятельности,%
Однако волонтеры выделяют ряд факторов, негативно влияющих на развитие волонтерской деятельности (Рис. 6), а именно: социальная пассивность большей части населения страны (49); эгоизм и равнодушие общества к проблемам других
Для респондентов важен очевидный, ощутимый результат волонтерской деятельности, который они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку, в том числе со стороны общественности (Рис. 7). Как правило, это проявляется через похвалу и слова благодарности (23%), вручение грамот и
людей (48%); высокая занятость бытовыми проблемами (36%); доминирование потребительских установок (36%); недостаток внимания и поддержки волонтерской деятельности со стороны государства и общества (36%).
благодарственных писем (44%), публичное признание услуг (18%), выдачу сертификатов и рекомендаций для работодателей (32%). Для волонтеров также интересна такая форма поощрения как предоставление одежды с символикой мероприятия (40%).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
49 48
¡Антиреклама
I Высокая занятость людей бытовыми проблемами
Доминирование
потребительских
установок
1Недостатоквниманияи
поддержки
волонтерства
обществом I Низкий уровень
нравственности
Рис. 6. Факторы, негативно влияющие на престижность волонтерской деятельности, %
I Похвалаи слова благодарности
I Вручение грамот и благодарственных писем
Публичное признание заслуг
I Публикация статьей о волонтере
I Конкурс "Лучший волонтер"
Выдача сертификатов о прохождении обучения, рекомендации
Рис. 7. Формы поощрения за участие в волонтерской деятельности, %
Волонтерская деятельность молодежи - это нетолько один из путей формирования и демонстрации гражданской политики, но это также один из действенных форм активации, организации и самореализации молодежи, безграничное поле возможностей выбора собственной «ниши» в
профессии, освоениякоторой проходит в учебном заведении. Поэтому немало важным было выяснить, влияет ли волонтерская деятельность на развитие умений и навыков человека в его профессиональной сфере деятельности (Рис. 8).
I Влияет, в лучшую сторону
Никак не сказывается на профессиональных умениях и навыках
Рис. 8. Влияние волонтерской деятельности на развитие умений и навыков человека в его профессиональной сфере деятельности, %
Большинство респондентов (88%) считают, что волонтерская деятельность влияет на развитие умений и навыков в лучшую сторону, ведь она предоставляет добровольцам возможность обучиться различным видам трудовых навыков, приобрести профессиональный и жизненный опыт, сформировать профессиональную компетентность, что позволит им определить направление своего дальнейшего развития и легче адаптироваться к новым условиям труда.
Анализ социокультурной среды СибГУФК показал, что в вузе имеются необходимые возможности для формирования общекультурных (социально-личностных) компетенций будущих специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма.
Социокультурная среда вуза базируется на приверженности традициям поддержки идей патриотизма, олимпизма, спорта, толерантности, пропаганды здорового образа жизни средствами
физической культуры, идей формирования активно мыслящей творческой личности, способной реализовывать свои проекты в научно-педагогическом сообществе. Условия, созданные в СибГУФК для обучающихся, благоприятны для развития личности и регулирования социально-культурных процессов в сфере образования, культуры, спорта. Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, позиции административного состава СибГУФК,
педагогические условия, культурный и интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава способствуют укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся,
осуществлению в ходе обучения личностного и духовного роста, формированию современных и актуальных общечеловеческих ценностей у обучающихся, становлению прогрессивной жизненной позиции.
В СибГУФК на протяжении нескольких лет успешно реализуются студенческие волонтерские проекты, которые положительно отмечены государственными структурами и известны в обществе [2], это, прежде всего:
- экологическая защита, помощь природным заказникам и заповедникам - проект «Восстановим и сохраним Парк Победы»;
творческая, анимационная и
профориентационная деятельность - проект
студенческий экскурсионный центр «Академия туризма»;
участие в подготовке и проведении спортивно-массовых и социально-культурных акций, проектов и программ - проект подготовки спортивных волонтеров;
участие в деятельности спортивно-оздоровительных комплексов города Омска - проект оказания услуг в спортивно-оздоровительных комплексах «Зеленый остров» и «Экстрим парк СибГУФК» города Омска.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008
2. Кравчук, Т.А. Волонтерская деятельность как вид организации внеучебной работы будущих специалистов направлений туристского профиля [Текст] / Т.А. Кравчук, А.Ю. Стафеева // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Ун-та, 2014. - С. 212-217
3. Крутицкая, Е.В. Компетентностный подход к организации волонтерской деятельности молодежи в высшей школе [Текст] / Е.В. Крутицкая // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер». Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2013. № 1-2. С. 11 - 21.
4. Медведева, Е.С. Участие в волонтерском движении как фактор профессионального становления будущего специалиста [Текст] / Е.С. Медведева // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. Красноярск: Изд-во РАЕ. -2013. -№11. - С. 9
5. Ретюнский, И.В. Формирование физкультурно-спортивных компетенций у студентов технического вуза в процессе профессионального образования [Текст] / И.В. Ретюнский, В.В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 61-63.
6. Халиков, Р.Ф. Проектно-развивающий подход к формированию социально-нравственных ориентиров молодежи в условиях добровольческой организации «Волонтер» [Текст] / Р.Ф. Халиков // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. -С. 876-881
References
1. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federaciiot 17.11.2008 № 1662-r «О Koncepcii dolgosrochnogo so-cialno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federaciina period do 2020 goda» [Government Decree of the Russian Federation, November, 17, 2008 № 1662-r 'About the concept of the long-term social and economic progress of the Russian Federation till 2020']. «Russian Federation Code», 24.11.2008
2. Kravchuk T.A., StafeevaA.Yu. Volonterskaya deyatelnost kak vid organizacii vneuchebnoj raboty budush-chih specialistov napravlenij turistskogo profilya. [Volunteerism as a type of organization of extra-curricular activity for the future specialists in tourism]. Nizhnevartovsk, 2014, pp. 212-217
3. Krutickaya E.V. Kompetentnostnyj podhod k organizacii volonterskoj deyatelnosti molodezhi v vysshejshkole [Competency-based approach to organizing youth volunteerism in a higher education]. Sankt-Petersburg, 2013, № 1-2, pp. 11-21.
4. Medvedeva E.S. Uchastie v volonterskom dvizhenii kak factor professionalnogo stanovleniya budushchego specialista [Participating in a volunteerism as a factor of professional formation of a future specialist]. Krasnoyarsk, 2013, №11, p. 9
5. Retyunskij I.V. Formirovanie fizkulturno-sportivnyh kompetencij u studentov tekhnicheskogo vuza v processe professionalnogo obrazovaniya [Forming sport and physical competences of technical students while professional training], 2014, № 4, pp.61-63.
6. Halikov R.F. Proektno-razvivayushchij podhod k formirovaniy u socialno-nravstvennyh orientirov molodezhi v usloviyah dobrovolcheskoj organizacii «Volonter» [Project and developmental approach to forming moral and social orienting points of the youth in a voluntary organization "Volunteer"], 2014, № 12-4, pp. 876-881
FORMING SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES OF GRADUATES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
AlenaYu. Stafeeva,
Senior Lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sport Tatyana A. Kravchuk, Professor, Siberian State University of Physical Education and Sport
Abstract. The article reviewed pedagogical conditions of forming social and personal competences in the educational environment of a higher educational institution. The subject of the research was to study the role of a volunteer movement in the life of the youth. The aim of the work was to analyze of volunteers' opinion about the experience of participation in voluntary projects and their relations to this type of activity. In the scientific process the social and cultural environment of the Department of Theory and methodology of tourism and recreation of the FSBEI of Higher Education "Siberian State University of Physical Education and Sport" was analyzed, the possibilities of forming social and personal competences of graduates were considered. The survey concerning the influence of volunteer activities on living position of a volunteer was conducted among participants of volunteer projects (students, graduates). 257 volunteers from different regions of Russia took part in the questionnaire. The opinion of respondents allowed to determine the main directions of volunteer activities, leading qualities of the volunteer and the reason for doing this type of activity. The positive and negative factors influencing a prestige image of volunteer activities were for the first time determined. Most of respondents emphasized a positive influence of volunteer activities on the development of personal skills in the main professional sphere. Forms of encouragement for participation in volunteer activities are recommended to use by both government bodies, responsible for volunteering, and non-governmental organizations in this area. Results of the research are necessary to bring into practice in the higher education sector to form pedagogical conditions in the educational environment of the higher education institution allowing to form common cultural and all-professional competences of graduates during students' volunteer activities.
Keywords: volunteerism, the social and cultural environment, social and personal competences, professional training in a higher education institution, professional competence.
Сведения об авторах:
Стафеева Алена Юрьевна - старший преподаватель кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644009, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, 144), e-mail: Alenastaf@yandex.ru.
Кравчук Татьяна Анатольевна - к.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644009, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, 144), e-mail: kravchukt@mail.ru. Статья поступила в редакцию 28.11.2016.