УДК 372.8:51 ББК 74.202
Волкова Мария Валерьевна
преподаватель
кафедра математики, теории и методики обучения математики Г лазовский государственный педагогический институт
г. Глазов Volkova Maria Valerievna Lecturer
Chair of Mathematics, Theory and Methodology of Teaching Mathematics Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko
Glazov
Организация факультатива «геометрия удмуртских узоров» в 9 классе с использованием программ для создания двумерной анимации Arranging Elective Classes on “The Udmurt Design Geometry” in 9th Form using the Programs for Two-Dimension Animation Creating
В статье раскрыты некоторые аспекты использования Adobe Flash при проведении факультативного курса «Г еометрия удмуртских узоров» в 9 классе. В работе выявлены требования, которые необходимо учитывать при создании анимированного ролика; проведен обзор программ двумерной анимации; обоснован выбор программы Adobe Flash для преподавания данного курса.
The article reveals some aspects of using Adobe Flash program while arranging elective classes on the subject The Udmurt Design Geometry in 9th form. The pa per concerns the desirable conditions of creating an animated film and some programs used for creating two-dimension animation; it also reasons the choice of the Adobe Flash program for teaching this course.
Ключевые слова: факультативные занятия по математике, анимация, геометрия удмуртских узоров.
Key words: elective classes on Mathematics, animation, the Udmurt design geometry.
В настоящее время одной из проблем, стоящих перед школой, является «формирование патриотически направленной личности, принимающей активное участие в жизни страны, обладающей набором жизненно-значимых ценностей, готовой бескорыстно служить на благо общества» [3. C. 84]. Решить ее можно не только во внеучебное время, но и на уроках, а также на факультативных курсах. Учитель может использовать материал по истории родного края, искусству, культуре. Это позволит преодолеть методические трудности, связанные с возникающим в сознании многих учеников представлением о «сухости», формальном характере, оторванности математики от жизни.
Факультативные занятия являются одной из распространенных форм внеклассных занятий. Они, как и другие формы внеклассных занятий по математике, служат «решению проблемы повышения интереса учащихся к предмету, устранения пробелов в знаниях учащихся, более глубокого усвоения учащимися математического материала и т.п.» [5. С. 14].
Отметим, что традиционно организуемые и проводимые факультативные занятия часто не учитывают значительную роль наглядности в обучении математике и возможности учебно- и научно-исследовательской работы, которые могут быть обеспечены современными средствами информационных технологий на достаточно высоком уровне [6].
Повысить наглядность преподносимого материала, количество и качество передаваемой обучаемым информации, можно с помощью компьютерной анимации. Компьютерной анимация (анимация) — это «отображение последовательности связанных изображений созданных с применением средств компьютерной графики с частотой, при которой создается иллюзия плавного изменения изображений» [2. С. 25]. К сожалению, в настоящее время нет универсального программного средства для персонального компьютера, которое бы позволяло разрабатывать анимацию без привлечения дополнительных средств. По мнению Т. В. Софроновой, «такое средство вряд ли будет когда-либо создано, поскольку оно должно было бы объединить в себе функции многих приложений, каждое из которых является наилучшим для обработки конкретного объекта или для создания определенного анимационного эффекта» [4. С. 68].
Процесс разработки анимированного ролика, гораздо сложнее, чем создание обычного графического документа, так как здесь появляется новая координата — время. Использование этой координаты позволяет формировать анимационные, интерактивные и звуковые эффекты, отсутствующие в обычном документе векторной или растровой графики.
При создании анимированного ролика следует учитывать следующие требования:
• сочетание интерактивности и мультимедиа (разумное совмещение текстовой, графической и звуковой информации);
• компактность (небольшой по объему размер приложения);
• возможность управления анимацией (наличие элементов управления, таких как кнопки);
• доступ как в автономном, так и в сетевом режимах.
В настоящее время популярны следующие программы для создания 2D анимации:
• DP AnimationMaker;
• KoolMoves;
• Adobe Flash.
Особенности данных программ, их достоинства и недостатки приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика программ для создания двумерной анимации
Программа Особенности Достоинства Недостатки
DP AnimationMaker Позволяет создавать анимированные картинки, добавляя эффекты (дождь, молния, листопад, огонь) к статичным картинкам. • проста в освоении и использовании; • бесплатна. • малая функциональность; • нет инструментов для создания интерактивных приложений.
KoolMoves Программа для создания баннеров, слайд-шоу, текстовых эф- • возможность создания несложных анимированных • платная (49 $); • в бесплатной версии невозможно сохранить резуль-
Программа Особенности Достоинства Недостатки
фектов, анимированных кнопок. роликов; • готовые шаблоны. тат; • нет возможности создать интерактивное приложение.
Adobe Flash Мощная программа для создания анимированных роликов. Имеет удобный настраиваемый интерфейс. На официальном сайте программы имеется документация на русском языке. • возможность создания анимированных роликов любой сложности; • возможность создания интерактивных роликов; • период бесплатного использования — 30 дней. • платная (699 $); • требуется время на освоение.
Программу Adobe Flash по праву можно назвать одной из наиболее универсальных программ по созданию 2D анимации. Анимированные ролики, созданные в этой программе, не требовательны к ресурсам компьютера и могут быть размещены на школьном сервере или сайте в сети интернет, но для создания интерактивных элементов требуются начальные навыки программирования на языке Action Script.
Adobe Flash позволяет анимировать и визуализировать решение задач по следующим содержательным линиям школьного курса математики в 9 классе:
• функциональная линия;
• текстовые алгебраические задачи;
31
• вероятностно-статистическая линия;
• геометрические фигуры и их измерения;
• геометрические построения на плоскости;
• геометрические преобразования на плоскости.
В этой программе особенно интересно строить всевозможные геометрические фигуры, учащиеся также могут проследить всю последовательность построения различных объектов и динамику всевозможных преобразований их элементов. Поэтому, исходя из проведенного выше анализа программ для создания 2D анимации, именно Adobe Flash обладает необходимым функционалом по созданию анимированных роликов (с учетом интерактивных возможностей) для преподавания факультативного курса «Геометрия удмуртских узоров» в 9 классе.
Анализ различных удмуртских народных узоров с геометрической точки зрения наглядно демонстрирует присутствие в них параллельных переносов, центральной, осевой, поворотной и скользящей симметрий, что позволяет использовать удмуртские народные узоры на факультативном курсе по геометрии в 9 классе. Заметим, что эффект от такого использования значительно повысится, если включить примеры удмуртских узоров в изделиях декоративно-прикладного искусства в различные практические задания и их анимированные решения, созданные с помощью Adobe Flash, что будет способствовать более глубокому усвоению теории и формированию практических умений и навыков школьников [1].
Выделим три основных цикла задач для решения на факультативном курсе «Геометрия удмуртских узоров» в 9 классе, в которых можно использовать удмуртские народные узоры и анимированные ролики, созданные в программе Adobe Flash:
I цикл. Тема — «Движения плоскости».
II цикл. Тема — «Орнаменты».
III цикл. Тема — «Элементы симметрии геометрических фигур».
Анимированный ролик, предложенный к задачам каждого цикла, позволяет использовать интерактивные возможности, предоставляемые современными средствами ИТ.
Факультативный курс «Геометрия удмуртских узоров» помогает школьникам 9 класса лучше понять свойства геометрических фигур и движений плоскости, оживляет материал, делает его более наглядным, пробуждает интерес к геометрии, способствует их эстетическому воспитанию, приобщает к национальной культуре. На факультативных занятиях предполагается не только решать задачи по трем циклам, но и выполнять различные творческие задания практического характера.
Длительность изучения курса — 18 часов.
Итоговая форма отчетности — зачет.
План факультативного курса представлен в таблице 2.
Таблица 2
План факультативного курса
«Г еометрия удмуртских узоров» для учащихся 9 класса
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 2 3
1. Из истории удмуртского народного орнамента. 2
2. Основные сведения о движениях плоскости. 2
3. Удмуртские народные узоры в задачах на движения плоскости. 4
3.1. Решение задач на построение образов фигур при различных видах движений. 1
3.2. Решение задач на восстановление узора по заданной его части с помощью поворота, осевой и центральной симметрий. 1
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 2 3
3.3. Решение задач на построение образов фигур при композиции движений. 2
4. Геометрические преобразования плоскости в бордюрах и орнаментах 4
4.1. Решение задач на определение типов бордюров.
4.2. Решение задач на составление различных бордюров с помощью параллельного переноса, осевой и центральной симметрий.
5. Удмуртские народные узоры в задачах на элементы симметрии геометрических фигур. 4
5.1. Решение задач на определение элементов симметрии геометрических фигур (осей симметрии, центров симметрии). 2
5.2. Решение задач на составление из данных фигурок фигур, имеющих заданное число осей симметрии, центр симметрии. 2
6. Дифференцированный зачет. 2
Всего 18
Приведем примеры заданий для проведения зачета по окончанию факультативного курса «Г еометрия удмуртских узоров» для учащихся 9 класса.
Задание 1. Построить образ фигурки «крыло утки» (рис. 1): а) при параллельном переносе на данный вектор р ; б) при осевой симметрии с осью d (Ба); в) при повороте ; г) при центральной симметрии ZMo; с)) при скользящей симметрии Sd о Т- .
Задание 2. На клетчатой бумаге изображена часть узора и проведены две его оси симметрии (рис. 2). Требуется восстановить весь узор.
Задание 3. Вырезав из бумаги 8 фигурок «крыло утки» (см. рис. 1), составьте из них бордюр с помощью а) параллельного переноса; б) осевой симметрии и параллельного переноса; в) центральной симметрии и параллельного переноса; г) центральной, осевой симметрий и параллельного переноса.
Задание 4. Создайте орнамент (линейный, сетчатый, центрический), используя фигурку «Звезда» (см. рис. 3) и различные геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, ромбы, квадраты и т.д.).
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Задание 5. Сколько осей симметрии имеет фигурка, изображенная на рис. 4? Имеет ли она центр симметрии? Составьте из нескольких таких фигурок фигуры, имеющие а) две оси симметрии; б) три оси симметрии; в) четыре оси симметрии; г) восемь осей симметрии; д) один центр симметрии и ни одной оси симметрии.
По мнению В. Н. Яхович, «возможности компьютера еще не настолько велики, чтобы способствовать наиболее полному развитию способностей школьника при решении любых задач школьного курса» [6. С. 122 - 123], однако, как показало наше исследование, проводимое в рамках в рамках программы научных исследований Российского гуманитарного научного фонда по проекту
12 - 16 - 18004 «Реализация регионального компонента в ходе организации образовательно-информационной среды математико-культурного музея», использование анимированных решений задач национально-региональной тематики на факультативных занятиях по математике позволяет формировать патриотиче-
ски направленную личность, предметные знания учащихся, приобщает их к
культурному наследию страны и малой родины.
Библиографический список
1. Волкова, М. В. Геометрия удмуртских узоров: методическое пособие по организации учебной и исследовательской деятельности школьников / М. В. Волкова, Л. Т. Крежевских; Глазов. гос. пед. ин-т. — Глазов: ООО «Глазовская типография», 2012 . — 60 с.
2. Дьяконов, В. Компьютер для студента: самоучитель / В. Дьяконов, Ю. Новиков, В. Рычков. — СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. — 592 с.
3. Сафонова Т. В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи / Т. В. Сафонова, О. В. Волкова // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. — В. 2. — С. 84-87.
4. Софронова, Т. В. Графическое моделирование процессов и явлений средствами анимации в профессиональной подготовке учителей-предметников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Софронова. — СПб., 2006. — 155 с.
5. Фарков, А. В. Внеклассная работа по математике. 5 - 11 классы /
A. В. Фарков. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 288 с.
6. Яхович, В. Н. Методика организации и проведения внеклассных занятий по математике в средней школе с использованием информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /
B. Н. Яхович. — Орел, 2006. — 211 с.
Bibliography
1. Dyakonov, V. The Computer for Students: Teach-Yourself Book /
V. Dyakonov, Yu. Novikov, V. Rychkov. — St.Pb.; M.; Kharkov: Piter, 2000. — 592 p.
2. Pharkov, A.V. Out-of-School Activities on Mathematics. 5 - 11 Forms / A.V. Pharkov. — 3rd Ed. — М.: Airis-Press, 2008. — 288 p.
3. Safonova, T.V. Patriotic Education of Primary School Students Through School and Family Cooperation / T.V. Safonova, O.V. Volkova // Bulletin of the Udmurt University. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogics. — Izhevsk: Udmurt State University, 2012. — V. 2. — P. 84-87.
4. Sofronova, T.V. Graphic Modelling of Processes and Events by Means of Animation in the Course of School Teachers Training: Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.02 / ^V. Sofronova. — St.Pb., 2006. — 155 p.
5. Volkova, M.V. The Geometry of the Udmurt Design: Teaching Guide on Organizing Study and Research Activity of Students / M.V. Volkova, L.T. Krezhevskikh; Glazov St. Pedagog. Institute — Glazov: ООО “Glazov Print Shop”, 2012. — 60 p.
Вестник ЧГПУ112012 36
Yakhovich, V.N. The Methodology of Organizing and Implementing Out-ofSchool Activities on Mathematics at Secondary School by Means of Information and Communication Technology: Dis. ... Cand of Ped.: 13.00.02 /
V.N. Yakhovich. — Oreyl, 2006. — 211 p.