педагогические науки
Бессарабова Инна Станиславовна, Лю Дзэ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ...
УДК 37.017.4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КНР
© 2018
Бессарабова Инна Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Лю Дзэ, аспирант кафедры педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет (400066, Россия, Волгоград, пр. им.В.И. Ленина, 27, e-mail:andrologia@rambler.ru)
Аннотация. В статье представлен аналитический обзор работ китайских исследователей по проблеме патриотического воспитания обучающихся средствами вокальных произведений; выявлен педагогический потенциал старинной народной музыки Китая, песенного репертуара патриотической направленности, тематических бесед об истории становления вокального искусства в Китае и просветительской деятельности выдающихся китайских музыкантов и исполнителей; развивающий и воспитывающий потенциал вокального коллектива и концертных выступлений. Патриотическое воспитание посредством вокального искусства должно осуществляться на песенном материале соответствующего содержания, являющегося образцом подлинного гуманизма, духовности и нравственности, и направленного на сохранение певческой культуры и духовных традиций. В целом, китайские ученые едины во мнении, что вокальное искусство помогает осуществлять патриотическое воспитание посредством коллективного пения, в ходе которого создается особая благоприятная среда, где учащиеся приобщаются к национальным музыкальным традициям, учатся быть ответственными и внимательными друг к другу, любить свою страну и малую родину, ценить жизнь и человеческое общение, прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, испытывать национальную гордость, что в итоге создает благодатную почву для формирования патриотических качеств.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, песенный репертуар, вокальное искусство, национальное музыкальное искусство, старинная народная музыка, вокальный коллектив, музыкальный кругозор, певческое искусство, концертная деятельность, эмоционально-чувственное восприятие песен.
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF VOCAL WORKS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN CHINA
© 2018
Bessarabova Inna Stanislavovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy Liu Ze, post-graduate student of the Department of Pedagogy Volgograd State Socio-Pedagogical University (400066, Russia, Volgograd, etc.V. I. Lenin, 27, e-mail:andrologia@rambler.ru)
Abstract. The article presents an analytical review of the works of Chinese researchers on the problem of patriotic education of students by means of vocal works; the article reveals the pedagogical potential of ancient folk music of China, of the song repertoire of patriotic orientation, as well as of thematic conversations about the history of vocal art in China and educational activities of outstanding Chinese musicians and performers; the article shows developing and educating potential of the vocal group and concert performances. Patriotic education through vocal art should be based on the song material of appropriate content, which is a model of genuine humanism, spirituality and morality, and aimed at preserving the singing culture and spiritual traditions. In general, Chinese scientists agree that vocal art helps to carry out patriotic education through collective singing, during which a special favorable environment is created, where students are introduced to national musical traditions, learn to be responsible and attentive to each other, to love their country and small homeland, to appreciate life and human communication, to listen to their feelings and the feelings of other people, to experience national pride, which ultimately creates fertile ground for the formation of patriotic qualities.
Keywords: patriotism, patriotic education, song repertoire, vocal art, national musical art, ancient folk music, vocal collective, musical outlook, singing art, concert activity, emotional and sensual perception of songs.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Китай — древнейшая из существующих цивилизаций. Ее опыт в плане воспитания подрастающего поколения в этой связи требует особого осмысления сегодня. Патриотизм является одной из главных ценностей любого народа и государства, однако в Китае патриотизм приобрел особую форму выражения после образования КНР в 1949 г., и стал основой развития «социализма с китайской спецификой». Укрепление национального духа является неотъемлемым условием сохранения солидарности и единства китайской нации, поскольку это ускоряет осуществление «китайской мечты», которая должна осуществиться к 2049 году. Так заявил перед всем миром в 2012 году Си Цзиньпин в качестве нового руководителя в своем первом публичном выступлении, и впервые поставил перед китайским народом долговременную задачу развития на 37 лет вперед. Одновременно Си Цзиньпин призвал к воспитанию патриотизма у молодежи для достижения великого возрождения китайской нации. С 1994 года Центральный Комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) начал уделять пристальное внимание патриотическому воспитанию в стране, а с приходом к власти Си Цзиньпина патриотическое воспитание китайской молодежи стало вопросом государственной важности, и было поставлено на особый контроль. В ок-
тябре 2017 года вступил в силу новый закон о патриотическом воспитании, и теперь учащиеся младших и средних классов обязаны будут не только разучивать текст и петь гимн страны, но и подробно узнавать его историю и правила исполнения. Как сообщается в китайском издании China Daily, подобные меры помогут поддержать чувство любви к стране в современном мире и повысить осведомленность китайской молодежи о патриотизме [1].
Профессор Партийной школы ЦК КПК Чжан Сисянь назвал юное поколение КНР авангардом партии, поэтому необходимо обеспечивать их связь с партией с раннего возраста. По мнению партийного лидера, в этом плане педагоги должны проводить соответствующую воспитательную работу с пионерами и комсомолом, так как членство в этих молодежных организациях является плацдармом для последующего вступления в партию. Согласно официальным директивам, патриотическую воспитательную работу необходимо осуществлять на всех уровнях образования, учащимся нужно разъяснять политику КПК, чтобы они смогли осознанно выступать в ее поддержку. Патриотическое воспитание, основанное на национальном единстве, должно пронизывать содержание учебников по всем дисциплинам, а не сводиться к отдельному курсу. При этом указывается, что способы воспитания должны быть современными и
инновационными, с любимыми «игрушками»: мессен-джерами и социальными сетями. Си Цзиньпин, в одном из выступлений перед студентами и преподавателями Пекинского университета отметил, что формирование базовых жизненных ценностей происходит в школьные и студенческие годы, и сравнил этот процесс с пуговицами на рубашке: если первая пуговица будет застегнута неправильно, остальной порядок будет нарушен [Там же].
Патриотическое воспитание в Китае осуществляется на всех ступенях образования - в детском саду, общеобразовательной и высшей школе. Важная роль патриотического воспитания граждан закреплена законодательством. Так, в Конституции КНР в статье 24 говорится, что государство отстаивает такие гражданские добродетели, как любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму; оно воспитывает народ в духе патриотизма, коллективизма, интернационализма и коммунизма, а также диалектического и исторического материализм, чтобы бороться против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии [2].
В Законе КНР об образовании от 1995 г. в статье 6. подчеркивается, что государство должно прививать воспитанникам такие качества, как патриотизм, коллективизм, верность делу социализма; разъяснять смысл понятий об идеях правовой системы государства, о национальной обороне страны, о принципах единстве нации [3]. В Законе КНР о высшем образовании от 1999 года в статье 53 указывается, что студенты высших учебных заведений должны соблюдать законы и правила, студенческий кодекс поведения, уважать учителей, прилежно учиться, укреплять свое здоровье, поддерживать идеи патриотизма, коллективизма и социализма, изучать марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, быть нравственными и стремиться обладать высоким уровнем научных и культурных знаний и специализированных навыков [4].
Патриотическое воспитание является одной из важнейших идей китайской педагогики и предусматривает воспитание китайского духа, уважение и соблюдения китайских традиций. Китайцы с раннего детства воспитываются патриотами не только своей страны, но также родного города, или другого места, где родились. Каждый китаец обязан владеть информацией о размере территории своей страны и родной провинции, количестве проживающего там населения; знать основные принципы Конституции, историю КПК, новые законы, принимаемые правительством. В материалах современной китайской прессы отмечается, что сегодня в КНР главным лозунгом выступает не построение коммунистического общества, а идея «великого возрождения китайской нации», которая должна глубоко укорениться в сознании подрастающего поколения. Социализм воспринимается уже не как цель, а как средство обеспечения величия нации, а патриотизм называется «лучшей традицией и наивысшим нравственным качеством китайской нации» [5].
Большой потенциал в процессе воспитания активной гражданской позиции учащихся несет в себе грамотно организованная работа преподавателя по классу вокала, поскольку вокальное искусство оказывает сильное эмоциональное, эстетическое и нравственное влияние на человека. Вокальное искусство неотделимо от духовно-нравственного развития личности, так как эмоционально воздействует на духовный мир человека, вызывает внутренние переживания и способствует воспитанию нравственных и патриотических качеств через понимание содержания музыкального произведения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время китайские исследователи уделяют внимание различным аспектам патриотического воспитания 42
ся и музыкального образования молодежи в Китае: общим подходам к проблеме патриотического воспитания (Чжан Сяо Ин, Ли Цзядао, Цзян Юй Хун, Цин Хэ и др.) и музыкального образования (Цзян Сюхун, Сяо Иомэй, Фэн Зикэ и др.); вопросам методики музыкального воспитания (Хуан Зи, Дай Динчэн, Лю Пэй и др.); воспитанию патриотизма в семье (Чжан Чэнь, Ван Дунхуа, Ван Яньянь и др.); подготовке специалистов вокального искусства (Яо Вэй, Чжан Сюн, Чжан Хао, Юй Циньху и др.); развивающему потенциалу музыкальной среды (Ван Хуайцзянь, Юй Чжэнминь и др.). Принципиальное отличие нашей концепции состоит в выявлении педагогического потенциала вокального искусства как средства воспитания учащихся патриотами своей страны и своего народа.
Главным направлением формирования патриотизма у китайских школьников в процессе вокальной подготовки является знакомство с образцами национального музыкального искусства. Китайские педагоги уверены, что воспитывать патриотов страны невозможно без использования богатого потенциала старинной народной музыки Китая, так как в китайской народной музыке присутствует ярко выраженный национальный характер, она входит в сокровищницу китайской культуры.
Следует отметить, что в музыке современного Китая и сегодня можно услышать традиционные мелодии многонационального Китая, в том числе с использованием старинных музыкальных инструментов, которые уходят корнями в глубину веков. К примеру, во время церемонии открытия Олимпиады в Пекине в 2008 г. прозвучало сто древних китайских инструментов, в том числе уникальный инструмент хулу сяо народности ачан, проживающей на юго-западе Китая. Данный инструмент известен с 221 года до н.э. и до сих пор имеет прежний вид, и пользуется любовью китайского народа. Сегодня в Китае современные мелодии также успешно исполняются на таких старинных инструментах, как эрху (струнный смычковый инструмент), и пипа (щипковый инструмент типа лютни). Известными современными исполнителями на народных инструментах являются Лю Дэхай (пипа), Чжан Чжэхуа (эрху), У Диньлюэ, У Вэнгуан (цинь) [6].
Во время музыкальных занятий учащиеся знакомятся с разнообразием жанров китайской музыки. Для каждой китайской провинции, города или иной местности характерен свой неповторимый музыкальный жанр. К примеру, только один жанр музыкальной драмы насчитывает более 300 видов. До настоящего времени сохранились древнекитайские песенные и танцевальные жанры.
Китайские педагоги отмечают трудность сохранения национального музыкального искусства в современных условиях, так как молодежь в Китае, так же как и в других странах, увлекается современными танцевальными ритмами и песнями. В эпоху глобализации в Китае стали распространяться многие жанры западноевропейской и американской музыки - рок, хип-хоп, рэп и т.д. Несмотря на это, по мнению Чжан Цзюнь, именно в Китае, как ни в одной другой стране в мире, очень хорошо сохранилось музыкальное национальное искусство. Во время национальных праздников звучит народная музыка, и поют старинные народные песни. У китайцев прекрасные голоса и хороший слух [7].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель настоящей статьи - проанализировать особенности патриотического воспитания молодежи средствами вокального искусства в современном Китае, а также охарактеризовать рекомендации китайских ученых по организации вокальных занятий, направленных на решение задачи по воспитанию патриотов своей страны.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современная музыкальная индустрия КНР представлена специальными музыкальными изданиями (более 40), ежегодными музыкальными фестивалями, 8-ю высшими
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Бессарабова Инна Станиславовна, Лю Дзэ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ...
музыкальными учебными заведениями, Союзом музыкантов, Центральным государственным театром оперы, Китайским оперным театром, симфоническими оркестрами в крупных городах, Театром китайской песни и танца, Центральным оркестром китайских народных инструментов [8].
Следует отметить важную роль Гонконгского национального оркестра в развитии музыкального образования в Китае. Творческая деятельность оркестра основана на культурном наследии Китая. Его репертуар включает в себя как традиционную китайскую музыку, так и современные полномасштабные произведения. Под руководством главного дирижера оркестра Яна Хуэйчана (с 1997 г. по настоящее время) оркестр открывает новые музыкальные горизонты, исполняя произведения в различных жанрах и стилях, и за годы существования представил более 2100 оригинальных композиций и аранжировок, многие из которых получили награды, как на родине, так и за рубежом. Сегодня в состав оркестра входит 85 музыкантов, разделенных на четыре группы: смычковые струнные, щипковые струнные, духовые и ударные инструменты. В оркестре используются как традиционные, так и усовершенствованные китайские народные инструменты. Чтобы познакомить жителей Гонконга с красочным миром китайской музыки, оркестр ежегодно дает более ста плановых и выездных концертов, а также выступает на таких фестивалях, как Гонконгский фестиваль Хуцинь, Гонконгский фестиваль барабанной музыки, Гонконгские фестивали Дицзи, Сяо, Чжэн, Янцинь, Гонконгские фестивали композиторов и дирижеров. Для продвижения китайской музыки в различные слои общества и обеспечения долговременной финансовой поддержки для развития оркестра в 1998 году была учреждена организация «Друзья Гонконгского национального оркестра», а в 2002 году был создан Фонд развития Гонконгского национального оркестра. Для поддержки нового поколения композиторов и слушателей китайской музыки оркестр выступает в школах и организует инструментальные классы. В 2003 году были созданы Гонконгский китайский оркестр для детей и Гонконгский китайский оркестр для подростков. Оркестр активно сотрудничает с Гонконгским советом по развитию искусств, Гонконгской Академией исполнительских искусств, университетами и другими высшими учебными заведениями Гонконга, реализуя такие музыкальные образовательные проекты, как программа международного художественного обмена, план стажировок, программа партнерства Гонконгской Академии исполнительских искусств и Гонконгского китайского оркестра и программа профессиональных оркестровых стажировок. В 2009 году совместно с Сианьской музыкальной консерваторией оркестр основал первую в мире китайскую оркестровую академию - оркестровую академию Гонконгского национального оркестра. Оркестр ведет научную и исследовательскую деятельность по изучению китайской народной и современной музыки и стремится к достижению наилучшего звучания путем применения усовершенствованных инструментов. В этих целях были созданы Группа народной музыки, Группа камерной музыки, Научно-исследовательская группа по изучению музыкальных инструментов. В сентябре 2005 года оркестр начал реализацию программы «Музыка во имя любви», которая призвана донести красоту китайской музыки до малоимущих слоев населения, таких как пенсионеры, сироты, одинокие родители и т.п. [9].
Поскольку вокальное искусство - это массовый вид творчества, поэтому обучение детей пению является оптимальным способом их приобщения к родной культуре. Как подчеркивает в своем исследовании Цинь Цинь, на уроках вокала педагог должен в комплексе решать следующие задачи через грамотный подбор репертуара: развивать эстетические чувства учащихся; мотивировать к участию в творческой жизни родного города
или поселка; воспитывать чувство любви и уважения к малой родине и к стране, что в итоге будет способствовать формированию патриотических чувств и качеств у учащихся. По мнению ученого, лучшей средой для патриотического воспитания школьников является творческая атмосфера, которую создает вокальный коллектив. Такая среда включает людей, объединенных общим любимым делом, помогает создавать атмосферу дружбы и взаимоподдержки, вызывает стремление совместно добиваться поставленных целей, что в итоге помогает ребенку социализироваться в коллективе [10].
Другой исследователь Лю Дзинь также считает, что эффективность решения воспитательных задач на уроках вокала во многом определяется правильным подбором репертуара. При этом педагог должен учитывать степень сложности материала, ориентироваться на способности своих учащихся и уровень подготовленности. Патриотическое воспитание невозможно отделить от нравственного и эстетического на уроках вокала, так как музыка формирует эмоциональную отзывчивость, помогает развивать художественный вкус, учит ценить прекрасное, понимать и уважать духовное богатство родной страны, расширяет музыкальный кругозор учащихся через знакомство с творчеством выдающихся деятелей искусства, которые внесли неоценимый вклад в развитие музыкального образования Китая [11].
Обязательное знание учащимися истории становления вокального исполнительства в Китае подчеркивается в исследовании Чжао Фэйлун, так как юные граждане должны иметь представление об известных личностях и их вкладе в сокровищницу национальной и мировой культуры. Настоящие патриоты, по мнению ученого, должны знать, уважать, любить и гордиться духовным наследием своей страны. Чжао Фэйлун подчеркивает, что певческое искусство Китая имеет богатую многовековую историю, но только в начале XX века оно перестает быть экзотичным для европейцев. Все национальные вокальные школы (немецкая, французская, русская и т.д.) прошли путь освоения итальянского бельканто. Специфика китайской вокальной школы состоит в том, что искусство пения, по многим историческим причинам долго находилось в замкнутом культурном пространстве, и только в прошлом веке совершило прорыв в центр мировых художественных достижений. Первым человеком, посвятившим свою деятельность организации вокального исполнительства в Китае, был Ли Баочэнь (1907-1979), который написал множество песен и перевёл ряд иностранных песен на китайский язык. Также в истории музыкального образования Китая и развитии вокального искусства большую роль сыграла педагог Шанхайского государственного музыкального училища Чжоу Шуань (1894-1974). Ее профессиональные заслуги трудно переоценить: она перевела на китайский язык многие шедевры мировой музыкальной культуры, писала романсы и песни на родном языке, активно концертировала, и организовывала выступления педагогов и студентов. В первой половине ХХ века количество сольных выступлений было невелико, поэтому организаторская деятельность Чжоу Шуань внесла весомый вклад в дело развития музыкального образования в Китае. В числе наиболее известных произведений Чжоу Шуань, посвященных Родине - «Быть оптимистом», «Колыбельная», «Песня ткача», «Выстоять до конца», «Не может подчинить», «Утро», «Широкие небо и земля». Активным распространителем китайского бельканто стал баритон, вокальный педагог и композитор Ин Шаннэн (1902-1973), который, как и вышеназванные педагоги-просветители, относится к старшему поколению вокальных педагогов в Китае. Как подчеркивает Чжао Фэйлун, включение произведений великих педагогов прошлого в план музыкальных занятий поможет не только обогатить знания учащихся об истории становления певческой культуры страны, но и будет вызывать стремление бережно сохранять и развивать певческие традиции, что в итоге слу-
жит делу воспитания высокого чувства любви к Родине, уважению к ее прошлому, ответственности за ее настоящее и будущее [12].
На важную воспитательную роль концертной деятельности указывает в своем исследовании Ян Бо. Поскольку концерт является итогом проделанной работы, он показывает достижения вокального коллектива, формирует ответственность каждого участника перед коллективом, педагогом, зрителями. Особенно ценным в процессе патриотического воспитания, как считает ученый, является коллективное исполнение песен соответствующего содержания во время национальных праздников или других культурно-массовых мероприятий. В процессе исполнения участников объединяет общая идея, они стремятся сообща донести до слушателя чувства, красоту мелодии и значимость слов песни. Понимание того, что они выступают единым целым, и что совместные усилия придают песне силу и выразительность, оказывает на участников хора мощное эмоциональное и психологическое влияние. Проникновенное и чувственное исполнение песен о Родине, слова которых понятны и близки каждому, рождает в них чувство веры в светлое будущее, гордости за подвиги своих предков [13].
Значимую роль в воспитании патриотов страны средствами вокального искусства, по мнению Шэнь Фанфан, играет руководитель хора, который не только обязан профессионально сочетать разные методические приемы в обучении детей вокалу, но и увлечь каждого ребенка музыкой так, чтобы она вызывала в нем эмоции и побуждала размышлять. Это возможно только в том случае, если у детей сформирована потребность в общении с вокальной музыкой. Для этого необходимо создавать и поддерживать особую живую и радостную атмосферу во время занятий, чтобы каждый ребенок ощутил радость от собственных достижений и прочувствовал свою значимую роль в общем успехе коллектива, который выполняет очень важную миссию в общем деле сплочения нации силой искусства. Тогда, как подчеркивает Шэнь Фанфан, эмоционально-чувственное восприятие исполняемых песен детьми будет способствовать формированию жизненных ценностей и в будущем воплотится в действиях. Педагог обязан помнить, что дети остро чувствуют любое настроение своего учителя, поэтому значение профессиональных функций руководителя хора трудно переоценить, так как дети искренне доверяют своему учителю и считают его образцом для подражания. Учебная и воспитательная работа должны представлять собой единый музыкально-педагогический процесс, в котором наиболее приемлемым стилем общения учителя и учеников Шэнь Фанфан считает сочетание строгости и доброжелательности [14].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что педагогический потенциал вокального образования в патриотическом воспитании обучающихся признается всеми китайскими учеными, результаты исследований которых послужили материалом для данной статьи. Выделим главные моменты, которые акцентируются исследователями в воспитательной работе:
- использование богатого потенциала старинной народной музыки Китая для привития любви к национальным музыкальным традициям и духовному наследию китайского народа;
- тщательный подбор песенного репертуара патриотической направленности с учетом степени сложности словесно-музыкального материала для конкретных исполнителей, позволяющей в комплексе решать воспитательные задачи, сочетая патриотическое воспитание с нравственным и эстетическим;
- использование развивающего и воспитывающего потенциала вокального коллектива, создание на занятиях атмосферы творческой активности, увлеченности об-44
щим делом, взаимопомощи и ответственности за общий успех;
- расширение музыкального кругозора учащихся посредством знакомства с лучшими образцами народной и современной музыки, а также историей становления вокального искусства в Китае, просветительской деятельностью выдающихся музыкантов и исполнителей, внесших свой вклад в развитие музыкального образования в стране;
- организация концертных выступлений учащихся, чтобы каждый ощутил себя ответственным за общее дело, а также испытал радость от личных достижений;
- постоянное совершенствование уровня профессиональной подготовки педагогов вокала и руководителей хоровых коллективов.
Следует подчеркнуть, что вышеназванные аспекты могут выступать самостоятельными предметами дальнейших научных изысканий. Педагогическая работа по воспитанию патриотов средствами вокального искусства должна включать целенаправленные, системные действия всех участников учебно-воспитательного процесса, а также учитывать элементы зарубежного опыта. Считаем, что педагогический опыт китайских коллег будет полезным для российских специалистов в решении этого сложного вопроса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новый закон о патриотическом воспитании вступил в силу в КНР .URL: https://news.rambler.ru/other/38110719-novyy-zakon-o-patrioticheskom-vospitanii-vstupil-v-silu-v-knr/ (дата обращения: 22. 09. 2018).
2. Constitution of the People's Republic of China. URL: http://www. npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/2007-11/15/content_1372963.htm (дата обращения: 24.09.2018).
3. Закон КНР об образовании. URL: https://asia-business.ru/law/ law3/education/ (дата обращения: 20.09.2018).
4. Higher Education Law of the People's Republic of China. URL: http://www. china. org. cn/english/education/184667. htm (дата обращения: 24.09.2018).
5. Национальная идея Китая. URL: http://rossiyanavsegda.ru/ read/812/ (дата обращения: 22.09.2018).
6. Культура современного Китая. Его успехи и достижения. URL: https://studwood. ru/793449/ kulturologiya/muzyka_sovremennom_kitae (дата обращения: 20.09.2018).
7. Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов: Дис. ... канд. пед. наук:13.00.02: М, 2008.—140 с.
8. Лю Минхуэй. Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2017—226 с..
9. Hong Kong national orchestra. Vision Statement and Mission Statement. URL: http://www.hkphil. org/eng/aboutus/orchestra/Profile.jsp (дата обращения: 24.09.2018).
10. Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: Дис. ... канд. ис-кусствоведения:17.00.02: Санкт-Петербург, 2013—165 с.
11. Лю Цзинь. Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Санкт-Петербург, 2010—173 с.
12. Чжао Фэйлун. Становление концертного вокального исполнительства в Китае в 20-30-е годы ХХ века / Чжао Фэйлун // Грамота. 2017. № 12(86).—C. 196-198.
13. Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы: Дис. ... канд. искусствоведения:17.00.02: Нижний Новгород, 2016— 186 с.
14. Шэнь Фанфан. Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе: в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики: Дис. ... канд. пед. наук:13.00.02: М., 2011—163 с.
Статья поступила в редакцию 01.10.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)