Научная статья на тему 'Вокальная импровизация как одно из педагогических условий формирования творческого потенциала учеников-вокалистов'

Вокальная импровизация как одно из педагогических условий формирования творческого потенциала учеников-вокалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ / ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадан Ольга Николаевна

В статье рассказывается о вокальной импровизации как одном из педагогических условий формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов. Используя вокальную импровизацию на занятиях сольного пения как педагогического условия для успешного обучения, мы исходили из принципов демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, в соответствии с современными общественными потребностями, подходами и принципами в системе внешкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальная импровизация как одно из педагогических условий формирования творческого потенциала учеников-вокалистов»

алгоритм решения задач, а обсуждать с детьми с ОВЗ легкие, но возможные пути решения, оказывать помощь в этом. Ведь материал, добытый именно в такой совместной деятельности, превращается в личные знания ребенка. Рассмотрим пример элемента работы тьютора. Вместо вопроса: «В каком слове правописание суффикса определяется тем, что суффикс всегда пишется единообразно?» Тьютор направляет своего подопечного: «В правописании каких слов ты мог бы допустить ошибки: а) истин(н)ую, б) выучен(н), в) незадачливый, г) подстреленный? Ребенок рассуждает: вместо -Н- могу - НН- или наоборот. Вот здесь и остается для него верный ответ. Суффиксы - ЛИВ- и -ЧИВ- пишутся единообразно, так как нет суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ-. И ребенок с ОВЗ радуется тому, что сделал правильный вывод. В таком случае он уже в эмоциональном плане чувствует себя лучше, увереннее, поэтому эта информация для него становится «личным» знанием.

Таким образом, мы смело можем сказать, что тьютор - наставник, друг, помощник. Если говорить словами психолога И.А. Каплуновича, тьюторство - «средство психического развития и формирования позитивных качеств личности, создания целостной научной картины мира». Конечно, тьюторство не заменяет традиционных педагогических технологий, а лишь дополняет его.

При работе с детьми с ОВЗ можно использовать разные приемы и формы работы: тесты - тренинги, 1Р-консультации, активные семинары, интерактивные семинары, телеконференции. Но это требует соответствующей эрудиции у наставника: умение обращаться с медиа-, используемыми в программе (аудио-видеотехникой, компьютером), грамотности, навыков устной и письменной речи, толерантности, способности к эмпатии, умения анализировать собственную педагогическую деятельность. Самым важным элементом должны быть коммуникативные компетенции тьютора. Ведь умение строить ситуацию коммуникации, конструировать ее процесс, управлять этим процессом и получать от любого общения позитивный эффект, учитывая психологию межличностных отношений, возрастную психологию - дело непростое.

Список литературы

1. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка.

М.:«Аделант», 2014. 684 с.

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКОВ-ВОКАЛИСТОВ

Жадан О.Н.

Жадан Ольга Николаевна - учитель сольного пения, детская музыкальная школа № 8, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассказывается о вокальной импровизации как одном из педагогических условий формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов. Используя вокальную импровизацию на занятиях сольного пения как педагогического условия для успешного обучения, мы исходили из принципов демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, в соответствии с современными общественными потребностями, подходами и принципами в системе внешкольного образования.

Ключевые слова: обучение сольному пению, вокальная импровизация, творческий потенциал.

Одной из форм обучения сольному пению как средства формирования творческого потенциала личности учащихся начальных музыкальных учебных заведений является вокальная импровизация. Сущность музыкально-импровизационного мастерства, по мнению А.Назарова, заключается в свободном владении различными видами музыкально-исполнительской деятельности (исполнения вокального произведения в различных музыкальных жанрах, имитация голосом инструментов симфонического оркестра, подбор второго голоса, элементарного сопровождения, создание авторских песен и др.) благодаря достаточно развитому операционному аппарату (знаний, навыков, умений), а также в способности действовать быстро и целесообразно в непредвиденных ситуациях [1, с. 57].

Диапазон импровизационных упражнений в процессе обучения вокала достаточно широк. Он позволяет обрабатывать понятия в единстве с музыкой в условиях самостоятельного создания. Привлечение учеников-вокалистов к такой самостоятельной форме работы как импровизация позволяет максимально активизировать (ускорить) решение текущих проблем благодаря скорости психических реакций. Момент спонтанного создания характеризуется совпадением процесса и результата, что вызывает интуитивное, неосознанное решение противоречия. Ведь желание реализуется у художника раньше, чем он успевает его осознать. Импровизация, ускоряя познавательный процесс в искусстве, обогащает творчество по методу «проб и ошибок», творчеством «наугад», творчеством «быстротечности», творчеством «вдруг и напролом» [4, с. 48, 49].

Вместе с тем, как отмечает Л. Сабанеев, импровизация имеет определенный недостаток, который заключается в том, что технически трудно записать создаваемый образ. Она захватывает и не позволяет работать сознательно (осмысливая композицию), что часто приводит к отсутствию содержательного результата [5, с. 110]. Это следует учитывать при формировании творческого потенциала учащихся-вокалистов. Применяя импровизацию как методическое средство, нужно предварительно определить круг творческих задач, решение которых структурно организует и правильно направит процесс творчества.

Музыкальное творчество отражает диалектическую связь потенциального и актуального. Творческий инсайт является результатом напряженного труда. Как пишет С. Рубинштейн: «периодам достаточно длительной подготовительной работы, связанным с постепенным созреванием «посеянного когда-то семени», соответствуют кратковременные моменты актуальных проявлений. Они приносят завершение, озаренное пламенем особенно сильного переживания и осуществления того, что ранее определенное время готовилось и созревало» [3, с. 62].

Мы подчеркиваем необходимость применения вокальной импровизации как художественного (нетрадиционного) метода формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов. Ведь импровизируя за инструментом или создавая несложные вокальные произведения, они поднимаются на новую ступень своего развития. Этот рост является «открытием» в себе тех потенциальных источников, которые свидетельствуют не только о мимолетности творческого проявления, но и обеспечивают пути дальнейшего самосовершенствования.

Вокальная импровизация - это своего рода свободный энергетический выход накопленного опыта, знаний, умений и навыков. Учитывая то, что это действие сопровождается эмоциональным подъемом, важное значение для нашей работы имеет мнение Е. Яковлевой о том, что основным принципом формирования творческого потенциала является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. Ученый отмечает, что именно эмоциональные реакции и состояния человека являются основной формой осознания им своей индивидуальной сущности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором, который указывает на истинное отношение лица к тому, что происходит. Исследовательница считает, что внутренняя жизнь личности - это, прежде всего, эмоциональная жизнь, и поэтому

84

понимание собственной индивидуальности это не что иное, как понимание своих эмоциональных реакций и состояний [7; с. 25, 27]. Пронизана чувственностью, широким разнообразием чувств, изменчивостью психических состояний «творческая деятельность, создавая большие трудности, способствует рождению и большой радости - радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества» [2; с. 9].

Главным направлением работы должно быть привлечение учеников-вокалистов к вокальной импровизации в самых различных формах (сочетания пения, упражнений на вещание и т.д.). Умение вокально импровизировать должно обеспечить стабильность самочувствия в исполнительской деятельности и во время концертного выступления. Гибкое реагирование на неожиданные ситуации, быстрое решение проблемы во время вокального исполнения, сохранения эмоционально-творческого настроения во время выступления - все эти задачи должны с легкостью выполнять ученики, которые умеют импровизировать. Импровизация предполагает наличие развитого воображения, что должно позволить выдумывать фантастические сюжеты, отражать события прошлого опыта.

Уникальность индивидуального познания имеет возможность раскрываться в вокальной импровизации, образная выразительность которой является результатом развития целостной структуры творческих способностей. Импровизация на уроках вокала должна выступать результатом яркого воображения, фантазии, средством открывать в себе новое. На начальных стадиях поощрения творческой деятельности учащихся, наиболее эффективным средством воздействия педагога должен быть показ импровизационного решения созданной учителем эмоционально-образной ситуации во время аргументированного объяснения, показ результата деятельности с последовательным разъяснением ученикам непосредственного процесса импровизации.

Импровизация в процессе вокальной деятельности должна помочь учащимся самостоятельно решать творческие задачи, позволить установить эмоциональный контакт с музыкой, более глубоко познать и усвоить ее, способствовать эмоциональному самовыражению ученика-вокалиста. В условиях элементарного творчества - импровизации - наиболее полно раскрываются творческие возможности, соединяются в единый процесс элементарные способности композитора и исполнителя. В импровизационной деятельности важен не только результат (например, создания мелодии), а и непосредственный творческий процесс, в котором должны развиться способности и сформироваться творческие качества личности. Импровизация может носить и коллективный характер.

Во время ансамблевого пения должна происходить активизация творческих проявлений. В различных формах коллективного музыкального творчества должно осуществиться музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Импровизация должна проходить в игровой форме, где есть место для фантазии, различных вариантов исполнения вокальных произведений. Импровизируя вместе, инсценируя сюжеты песен, необходимо создавать творческую атмосферу общения. В ансамблевом пении ученики-вокалисты могут освободиться от эмоционального напряжения, научиться создавать музыкальные образы, гибко реагировать на непредвиденные ситуации, самовыражаться в творческой вокальной деятельности.

Современная творческая личность должна быть способной к самостоятельным действиям в процессе творческого преобразования имеющихся знаний и умений. После накопления определенного опыта импровизации, дуэтные функции должны на себя брать ученики (получив стихотворный текст или пословицы, поговорки, имеют возможность поочередно мелодизировать их) [6].

Список литературы

1. Назаров А.Ф. Формирование основ музыкально-импровизационного мастерства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1982. 57 c.

2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989. 159 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

4. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процесов художественного творчества / Отв. редакторы Б.С. Мейлах, Н.А. Хренов. Л.: Наука, 1980. 49 c.

5. Сабанеев Л.Л. Слух и личность музыканта // Музыкальная психология (Хрестоматия) / Сост. М.С. Старчеус. М., 1992. 110 c.

6. Турчин Т. Н. Начальное музыкальное образование: проблемы модернизации: [Монография] / Т. Н. Турчин. Чернигов: ОАО «ППК« Десна »», 2013. 368 с.

7. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологи, 1997. № 4. 27 c.

TEACHING SPEAKING FOR NON-LINGUISTIC STUDENTS

Soliyeva M.A.

Soliyeva Munavvar Akhmadovna - English Teacher, DEPARTMENT OF ENGLISH LANGUAGE, BUKHARA ENGINEERING-TECHNOLOGICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the author deals with some peculiarities of teaching speaking for non-linguistic students. It also deals with some requirements for the organization of speaking tasks. The author of this article pays attention to different ways of teaching speaking for non-linguistic students.

Keywords: non-linguistic students, communicative competence, extensive use, performing speech exercises.

The English language is gaining more and more power, requires increased attention to its study. All educational institutions today have in the academic plans the English language and its various variations, for example, business, and professional, general, technical and so on. As for non-linguistic universities, the situation is ambiguous. On the one hand, a foreign language is given to students in all their diversity - general, business, professional, and on the other hand - different levels of students, their unpreparedness, in some cases even the lack of a base, somewhat complicate the process of mastering English [1]. Moreover, the realities of modern reality require that graduates not only read and translate with a dictionary that was in the trend more than 50 years ago, but were able to present their thoughts in oral and written form correctly, and could fully communicate on and professional topics every day.

Accordingly, our task as practical teachers is to create a foreign communicative competence among our students that will enable them along with other subject competencies to become a fully developed personality that can benefit society and make extensive use of acquired knowledge, skills and practice. Thus, the possession of a foreign language implies competence in the sphere of speaking, reading, writing and listening. In this article, we will consider the aspect of speaking, since it, in our opinion, is a key task in teaching a foreign language and incorporates elements of other types of speech activity. To effectively teach speaking while mastering a common foreign language, it is necessary, initially to determine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.