Научная статья на тему 'Тьюторство в работе с детьми с ОВЗ'

Тьюторство в работе с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ / ТЬЮТОРСТВО / ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинзябаева Фания Ишбулдовна

Работа с детьми с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) в настоящее время одна из самых актуальных задач современного общества, но и одновременно одна из самых сложных, поэтому статья посвящена некоторым особенностям тьюторской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кинзябаева Фания Ишбулдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторство в работе с детьми с ОВЗ»

Так как публичное выражение своих чувств не свойственно подросткам, предлагаю письменное исполнение задания.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелкова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Москва, «Просвещение», 2000.

2. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. Москва. «Просвещение», 1985.

3. Манфред А.З., Нечкина М.В. Проблемы истории общественной мысли и историографии. Москва. «Наука», 1976.

4. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. Москва. АРКТИ, 2012.

ТЬЮТОРСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Кинзябаева Ф.И.

Кинзябаева Фания Ишбулдовна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Баймакский лицей-интернат, г. Баймак Республика Башкортостан

Аннотация: работа с детьми с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) в настоящее время - одна из самых актуальных задач современного общества, но и одновременно одна из самых сложных, поэтому статья посвящена некоторым особенностям тьюторской работы.

Ключевые слова: работа с детьми с ОВЗ, тьюторство, приемы и формы работы.

Работа с детьми с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) в настоящее время - одна из самых актуальных задач современного общества, но и одновременно одна из самых сложных. Ведь состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. В связи с этим характерной особенностью развития образования является тьюторство в дистанционном образовании.

Итак, что такое тьюторство? В основном, тьюторство - это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя ёмкое понятие « компетентность», где главной составляющей является использование профессиональных знаний, навыков и опыта работы учителя, выраженных в технологии решения задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий. Если обратиться к «Словарю иностранных слов»[1.684], слово «тьютор» образовано от английского tutor, лат- tutor-это куратор, опекун, наставник, воспитатель в учебном заведении. Слово пока еще новое для русской лексикологии, поэтому многие задаются вопросом: « В чем заключается особенность работы тьютора?». Попытаемся ответить на этот вопрос.

Все мы знаем, чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что сегодня недоступно машине: создавать пространственные образы и оперировать ими, заниматься рефлексией, то есть мыслить, поэтому тьютор должен, во-первых, не давать готовую информацию своим подопечным, а организовывать деятельность по «добыванию» этой информации.

Таким образом, тьютор помогает постигать знания собственным опытом, то есть «спотыкаясь, падая, вставая». Словом, доходит до всего собственным умом. Во-вторых, тьютор не должен излагать готовый материал, а должен отвечать на вопросы, возникающие в конкретном процессе учебной деятельности, т.е. ребенок во время занятий не опирается на чужие знания. В-третьих, не должен выдавать готовый

алгоритм решения задач, а обсуждать с детьми с ОВЗ легкие, но возможные пути решения, оказывать помощь в этом. Ведь материал, добытый именно в такой совместной деятельности, превращается в личные знания ребенка. Рассмотрим пример элемента работы тьютора. Вместо вопроса: «В каком слове правописание суффикса определяется тем, что суффикс всегда пишется единообразно?» Тьютор направляет своего подопечного: «В правописании каких слов ты мог бы допустить ошибки: а) истин(н)ую, б) выучен(н), в) незадачливый, г) подстреленный? Ребенок рассуждает: вместо -Н- могу - НН- или наоборот. Вот здесь и остается для него верный ответ. Суффиксы - ЛИВ- и -ЧИВ- пишутся единообразно, так как нет суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ-. И ребенок с ОВЗ радуется тому, что сделал правильный вывод. В таком случае он уже в эмоциональном плане чувствует себя лучше, увереннее, поэтому эта информация для него становится «личным» знанием.

Таким образом, мы смело можем сказать, что тьютор - наставник, друг, помощник. Если говорить словами психолога И.А. Каплуновича, тьюторство - «средство психического развития и формирования позитивных качеств личности, создания целостной научной картины мира». Конечно, тьюторство не заменяет традиционных педагогических технологий, а лишь дополняет его.

При работе с детьми с ОВЗ можно использовать разные приемы и формы работы: тесты - тренинги, 1Р-консультации, активные семинары, интерактивные семинары, телеконференции. Но это требует соответствующей эрудиции у наставника: умение обращаться с медиа-, используемыми в программе (аудио-видеотехникой, компьютером), грамотности, навыков устной и письменной речи, толерантности, способности к эмпатии, умения анализировать собственную педагогическую деятельность. Самым важным элементом должны быть коммуникативные компетенции тьютора. Ведь умение строить ситуацию коммуникации, конструировать ее процесс, управлять этим процессом и получать от любого общения позитивный эффект, учитывая психологию межличностных отношений, возрастную психологию - дело непростое.

Список литературы

1. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка.

М.:«Аделант», 2014. 684 с.

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКОВ-ВОКАЛИСТОВ

Жадан О.Н.

Жадан Ольга Николаевна - учитель сольного пения, детская музыкальная школа № 8, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассказывается о вокальной импровизации как одном из педагогических условий формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов. Используя вокальную импровизацию на занятиях сольного пения как педагогического условия для успешного обучения, мы исходили из принципов демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, в соответствии с современными общественными потребностями, подходами и принципами в системе внешкольного образования.

Ключевые слова: обучение сольному пению, вокальная импровизация, творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.