В документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» написано, что «основа актуального взаимодействия учителя и ученика и его конечная цель является способность ученика научиться учиться. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных ФГОС ВПО ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [2]. Поэтому в новых стандартах речь идет не просто о формировании определённых качествах личности, а о помощи обучающемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.
При переходе на новые образовательные стандарты, учитель должен осознавать, что каждый ребёнок имеет свою индивидуальную траекторию развития и неповторимый образ. Современный учитель постоянно находится в творческом поиске, ища ответ на актуальный вопрос «чему и как учить школьников?». Ответы на поставленные вопросы учитель получает через организацию современного урока, к которому также предъявляются определённые требования. Для современного урока является характерным демократический стиль управления на уроке между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга. Другими словами, современный урок должен учить ученика учиться.
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает такое обучение, при котором цели и содержание обучения, приобретают для учеников начальных классов личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению, к учебной деятельности. Владение учителем начальных классов личностно-ориен-тированным подходом является актуальным по причине того, что он обеспечит: а) высокую самостоятельность учителя, творческое определение целей и задач обучения, выходя за рамки образовательной программы, а также творческий креативный выбор приёмов обучения, которые являются для собственного класса наиболее соответствующими; б) учитель опирается на имеющиеся знания учащихся, на их опыт; в) учитель учитывает социокультурные особенности учащихся, их образ жизни; в) учитель учитывает также эмоциональное состояние детей, их морально-этические и нравственные ценности.
Сегодня большое внимание уделяется способности учителя начальных классов к поиску и внедрению в практику игровых технологий. Современный учитель нуждается в использовании новых игровых технологиях, которые превратят неинтересную, монотонную деятельность в увлекательные занятия по запоминанию и помогут реализовать один из главных принципов гуманного подхода к детям. Особенность игровых технологий в том, что учитель может организовать и координировать игровую деятельность детей, создавая на уроках игровые ситуации,
побуждающие и стимулирующие детей к учебной деятельности [3].
Педагог начальной школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, в рамках общеобразовательной подготовки должен знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; в профессиональной подготовке: обладать ключевыми профессиональными компетент-ностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность. Будущий учитель начальных классов должен знать философию образования, философские и культурологические концепции, возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка; принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоро-вьесберегающие технологии, технология портфолио.
Современному учителю непременно важно иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью. Для реализации всех поставленных задач, в высшем учебном заведении необходимо создать соответствующие педагогические условия. Необходима постоянная работа среди студенческой молодежи, которая готовит себя к работе с детьми начальной школы - проведение практических семинаров, конференций, круглых столов и т. д.
Итак, исходя из вышеизложенного, основными требованиями к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, стали: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребёнком своего класса. Учитель должен развивать свою речь, которая должна быть достаточно четкой и хорошо поставленной. Для учителя также важно уметь владеть вниманием всего класса и удерживать внимание каждого ученика. Несмотря на сложные ситуации, возникающие в классе, учитель не должен терять самообладания, должен уметь сохранять спокойствие и выдержку. Наряду с этим, очень важно для учителя использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребёнку. Особое внимание заслуживает такой раздел в работе учителя начальных классов, как умение работать с каждым родителем.
Библиографический список
1. Капин А.В. Личность и профессиональная компетентность современного педагога. Школьное образование. № 2: 4 - 5
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Постановление от 23 мая 2015 г. № 497. Москва.
3. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014; 4: 215 - 217.
References
1. Kapin A.V. Lichnost' i professional'naya kompetentnost' sovremennogo pedagoga. Shkol'noe obrazovanie. № 2: 4 - 5
2. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie ot 23 maya 2015 g. № 497. Moskva.
3. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 4: 215 - 217.
Статья поступила в редакцию 12.10.16
УДК 378
Pomerlyan A.N., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Deputy Head of Academic Affairs, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Snigirev A.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Grigoriev O.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
MILITARY INSTRUCTOR: PERSONALITY, TEACHER, SCIENTIST. The article deals with problems of the present stage of reforming the system of military schools of the Russian Federation Armed Forces. The authors present a thesis of the impossibility of the development of modern armed forces apart from the higher military education, training of the officer corps to conceptually new
basis. The work describes a role and place of a military instructor in the training of future officers. The authors make an attempt to transform the attitude of an individual to a teacher-officer. The paper has a brief description of research work in the system of higher military educational institutions of the Russian Armed Forces. The research proves that officers engaged in teaching positions, along with educational and methodical work, should be engaged in research activities, that is should possess some scientific knowledge and expertise to carry out research work.
Key words: Armed Forces of the Russian Federation, scientific research, to improve a concept, university system, educational sphere, cadets of military high school science.
А.Н. Померлян, канд. юрид. наук, доц., зам. нач. по учебной работе, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
А.Л. Снигирев, канд. пед. наук, доц. нач. каф. уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
О.В. Григорьев, канд. юрид. наук, доц., преп. каф. теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ВОЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЛИЧНОСТЬ, ПЕДАГОГ, УЧЁНЫЙ
В статье рассматриваются проблемы современного этапа реформирования системы военных вузов Вооруженных Сил Российской Федерации. Обосновывается тезис о невозможности развития современных Вооруженных Сил в отрыве от системы высшего военного образования, подготовки офицерского корпуса на концептуально новой основе. Анализируется роль и место военного преподавателя в подготовке будущих офицеров. Сделана попытка трансформировать отношение к личности офицера-педагога. Дана краткая характеристика научно-исследовательской работы в системе военных вузов Вооруженных Сил России. Аргументированно доказывается, что офицеры, занимающие педагогические должности, наряду с учебной работой и методической нагрузкой должны заниматься научно-исследовательской деятельностью, то есть обладать научными знаниями и опытом для проведения научно-исследовательских работ.
Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательская работа, концепция совершенствования, система вузов, образовательная сфера, курсанты военного вуза, наука.
Активное строительство гражданского общества в России и определённые успехи в экономике и внешней политике последнего десятилетия пришлись «не по вкусу» многим на Западе. Россия как актор на внешнеэкономической и внешнеполитической арене расстроила планы США по выстраиванию однополяр-ного мира. В результате в отношении нашего государства стали проявляться недружественные действия [1].
В условиях современных вызовов возросла роль Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), как гаранта стабильности и безопасности нашей страны. По сообщению РИО «Новости», выступая 13.11.15 в Сочи Президент РФ В.В. Путин заявил - «Обозначены потенциальные риски, угрозы безопасности государства, увязаны наши действия по таким базовым направлениям, как развитие Вооруженных Сил и реализация программ вооружения» [2].
При этом ключевая задача в служебно-боевой деятельности Вооруженных Сил России была и остается прежней - защита Российской Федерации от внешней агрессии и демократически-правовой государственности, подконтрольной гражданскому обществу внутри российских рубежей. Общество в целом и каждый отдельный человек желают чувствовать себя защищенными, видеть в деятельности людей в погонах предсказуемость и надежность.
Развитие современных ВС не возможно без опоры на систему высшего военного образования. Подготовка офицерского корпуса должна вестись на концептуально новой основе. Для совершенствования системы военных вузов России необходимы совместные усилия всех, кто связан со сферой военного образования, для этого сохраняя лучшие методики подготовки кадров, нужно искать новые, перспективные, передовые подходы, прежде всего направленные на максимальное приближение образовательного процесса к тем реальным задачам, которые офицерам приходится решать в войсках [3].
Подготовка офицеров для армии, флота и других силовых структур всегда являлась предметом особой заботы всех реформаторов. На протяжении столетий офицерский корпус был источником воинской дисциплины, вековых традиций и правовой культуры.
Вышеприведённые факты определяют особую актуальность выбранной темы, которая определяет роль и место военного преподавателя в процессе реформирование высшего военного образования.
Актуальность выбранной темы определила цель и задачи исследования.
Целью исследования является научное обоснование целого ряда условий для формирования военного преподавателя как личности, педагога-воспитателя и ученого-исследователя.
Цель исследования предопределила ряд задач: 1) выполнить обзор научной литературы по избранной теме; 2) определить критерии личностных качеств военного преподавателя; 3) обозначить условия подъёма научной составляющей военных вузов и становления военных преподавателей как ученых-исследователей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных философской, социологической, военно-психологической и военно-педагогической литературы, устный опрос, обработка результатов опроса, их анализ и интерпретация.
Степень научной разработанности проблемы.
Основу общей теории управления заложили - Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт, JI. Гилбретт, и другие исследователи.
Общие методологические и теоретические проблемы формирования готовности военных кадров в различных сферах профессиональной деятельности исследовались - A.B. Бара-банщиковым, В.Н. Герасимовым, В.П. Давыдовым, Г.А. Давыдовым, А.И. Каменевым, готовность к военно-профессиональному самосовершенствованию - Г.А. Волковицким, И.В. Биочинским; акмеологические аспекты формирования военных кадров -И.А. Липским, В.Г. Михайловским, П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым; готовность к профессиональному общению - A.A. Шибаевым.
Отдельные стороны проблемы формирования педагогических умений рассмотрены в работах - Е.М. Курчина, Н.А. Сазонова, Г.А. Таратута, Ю.П. Беловодского, М.В. Билетова, В.И. Гализдра, А.А. Ефремова, В.Н. Истомина, В.А. Макорта,
A.И. Нестерова, Т.П. Нечаева, С.В. Саломатина, И.В. Круссера,
B.В. Попова, В.В. Барышников, В.Г. Власова, B.C. Марусенко.
В современных ВС перед командирами (начальниками) и военными преподавателями наиболее значимыми, на наш взгляд, остаются следующие проблемы:
1) Необходимо пересмотреть отношение к личности офицера-педагога, нужно избавиться от «кадрового балласта». К офицеру-воспитателю и педагогу, во все времена предъявлялись несравненно более высокие требования по сравнению с его коллегой из гражданского вуза. Это происходит потому, что на военном педагоге лежит сложная воспитательная задача по выработке личностных качеств молодого человека, будущая профессия которого - «Родину защищать» [4].
Если за воспитание возьмётся офицер, не имеющий отчетливого убеждения в необходимости этой работы, у которого отсутствует войсковой и жизненный опыт, то трудно ждать от его воспитанников готовности с оружием в руках отстаивать свое Отечество, не жалея при этом времени, сил, и самой жизни. Иными словами, военный преподаватель, сам должен безгранично любить свою Родину, быть убежденным в необходимости своей благородной миссии на современном этапе в России, гордиться ратными подвигами ветеранов, беречь и преумножать славные воинские традиции, завещанные нам нашими отцами и дедами. «Обращение к этим истокам помогает решать и современные военные задачи. Настоящие офицеры служат не ради мундира, не ради лишней звезды на погонах, ратный труд - это их убеждение призвание и смысл жизни [5].
Итак, формирование личностных качеств курсантов военных вузов России в немалой степени зависит от личности офицера-педагога. Только честный, культурный, принципиальный, требовательный (в первую очередь к себе) офицер может воспитать в курсантах схожие качества. «Только личность может воздействовать на личность, только характером можно образовать характер» [6].
2) Важно усилить работу по подбору кандидатов на должность военного преподавателя. Необходимо исключить случаи, когда должность занимается «уставшим офицером» прибывшим из войск на 2 - 3 года, перед тем как оставить военную службу и уйти в запас (отдохнуть перед пенсией). Не приходится удивляться, что такой офицер (не видя себя в вузе в дальнейшем) попросту, как говорят военные, «ложится на должность» даже не пытаясь вникнуть в тайны профессии.
Это совершенно недопустимо. Ведь для курсанта любой офицер, особенно старший - фигура. Примеры нарушения воинской дисциплины, недобросовестного отношения к делу, формализма и упрощенчества могут разрушить его внутренний мир навсегда.
Это абсолютно не значит, что офицер, прибывший из войск, является чужаком в военном вузе, как раз наоборот, только тесная связь с войсками позволит подготовить настоящего военного специалиста и, в связи с этим, кандидат на должность преподавателя, имеющий войсковой опыт, должен иметь и на практике имеет определённые преференции. Другое дело, что этот выбор должен быть осознанным. Будущий преподаватель должен обладать качествами военного педагога, быть расположенным к профессии, готовым к познанию, самосовершенствованию, иметь потребность передать накопленные знания и опыт. Ведь что ни говори, военный педагог - это в первую очередь офицер. Для него руководящий документ - Устав, а основной принцип - «делай как я»;
3) нужно вывести на новый уровень личную ответственность военных преподавателей за повышение педагогического мастерства. Только тесная взаимосвязь высокого уровня педагогического мастерства с личностными качествами офицера-педагога позволит достичь желаемого результата.
В связи с этим, некоторым офицерам, занимающим преподавательскую должность нужно по-иному посмотреть на упущенные возможности для самосовершенствования. Осознать необходимость указанной компоненты для понимания целей и задач воспитания, закономерностей развития и формирования личности. Осмыслить сущность и особенности педагогического процесса, а также факторов, влияющих на его эффективность. Внедрять передовые формы и методы обучения и воспитания, способы оптимизации управления учебно-воспитательным процессом, современные методики оценки и учета его результатов.
4) Современные ВС РФ развиваются на новой, инновационной основе. В войска поступает современная военная техника, модернизируется и совершенствуется традиционное вооружение, ведутся разработки оружия нового поколения, которое не будет использовать кинетическую энергию, внедряются высокотехнологичные средства связи и т. д.
Руководство страны поставило задачу - «Обеспечить приоритетное комплектование вузов современными образцами вооружений и военной техники. Молодые командиры должны не только их знать, а уметь этим пользоваться, этими современными образцами техники, в совершенстве владеть ими» [7].
По данным, приведённым в Российской газете, конкурс в военные вузы бьёт все рекорды, что, разумеется, позволяет отобрать на военную службу наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов [8].
Перечисленные обстоятельства диктуют качественно иные требования к будущим лейтенантам как военным специалистам.
Если уровень подготовки выпускников военных вузов в ближайшие годы должен возрасти, то требования к военно-педагогическому составу высших военных учебных заведений возрастут многократно. По замыслу, военный педагог вуза должен выйти на структурно новый, если хотите научный уровень. Военный педагог должен стать (по крайней мере, в рамках преподаваемых предметов) ученым-исследователем, то есть, в масштабах преподаваемой дисциплины, обладать научными знаниями и опытом [9].
5) В военных вузах Российской Федерации есть подразделения, которые непосредственно отвечают за научную компоненту. Офицеры, служащие в данных подразделениях организуют и контролируют научную деятельность в военных вузах, обобщают и ведут учет проводимых научных и научно-прикладных изысканий. Темы для научных трудов разрабатываются в самих военных вузах или, как правило, предлагаются командованием. Основной целью такой деятельности является, научное обеспечение деятельности ВС в области исследования проблем их подготовки, строительства и развития.
Выполнение поступивших научно-исследовательских работ осуществляется на профильных кафедрах и распределяется между педагогическими работниками. Научно-исследовательская работа выполняется строго в соответствии с предложенным заданием и осуществляется в определенные в нем сроки.
Итак, офицеры, занимающие педагогическую должность, должны не только выполнять учебную работу (подготовку и проведение занятий) и методическую нагрузку (написание конспектов лекций, разработку методических материалов, наглядных пособий и т. д.), они должны быть учеными-исследователями, то есть, обладать научными знаниями и опытом, быть специалистами в тематике, рассматриваемой в научно-исследовательской работе (НИР). Другими словами в военных вузах постоянно ведется научная работа, общее руководство и контроль за которой осуществляется научно-исследовательскими отделами, а на кафедрах начальниками и наиболее подготовленными, опытными учеными-исследователями.
В настоящий момент военные вузы имеют достаточный научный потенциал, способны привносить и на практике вносят обусловленный вклад в «научную копилку» ВС РФ.
Доля каждого военного ученого-исследователя в упомянутом вкладе не одномерна. И это обстоятельство имеет как объективную, так и субъективную подоплеку. Нельзя, например, ставить на одну чашу весов известного ученого, работающего в военном вузе не один десяток лет, и молодого преподавателя, прибывшего из войск и делающего в профессии первые шаги. Хотя, даже небольшой вклад такого молодого преподавателя в кафедральную научную работу приносит огромную пользу самому молодому педагогу, кафедре как учебно-научной единице и, в конечном счёте, военному вузу и ВС РФ в целом.
Эта минимальная лепта может заключаться в том, что преподаватель принимает участие в научных конференциях, пишет (под руководством опытных ученых) научные статьи и рефераты (в рамках разрабатываемой кафедрой НИР), помогает вести кружок военно-научного общества курсантов.
Военно-научная работа курсантов, как является одним из важнейших и эффективных средств дополнительного образования, повышения качества подготовки и воспитания военных специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности, полученные новейшие достижения военной науки. Эта работа, как правило, организована непосредственно на кафедрах военных вузов, где созданы военно-научные кружки [10].
Итак, выполняя под руководством опытных коллег посильные научные задачи, постепенно, пошагово вчерашний молодой офицер-преподаватель будет расти как ученый, приобретать соответствующие знания и опыт.
Опытные учёные-исследователи, а таких профессионалов в военных вузах ВС вполне достаточно, занимаются научной работой вуза куда более основательно. «Сухой остаток» работы этой категории - военно-теоретические труды; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; научные статьи и монографии на разрабатываемые в нИр темы.
Несомненно, и то, что на опытных преподавателях, ученых-исследователях, во все времена держался учебно-воспитательный процесс, научное и учебно-методическое сопровождение и совершенствование учебных дисциплин [11].
Именно опытные учёные должны возглавить движение своих более молодых коллег к научному олимпу (готовить себе смену), проводить консультации, мастер-классы и семинары, осуществлять научное руководство при написании диссертаций на соискание научного звания, оказывать помощь в присвоении ученой степени.
Необходимо заметить, что не все маститые ученые прониклись духом наставничества и не всегда охотно передают накопленные познания. Видимо отдельные забыли, что в период их становления как учёных, в системе советского высшего военного образования «почивать на лаврах» считалось абсолютно не приличным. Помощь молодому коллеге почиталось почетным моральным долгом и им (обличенным ныне различными регалиями) помогали весьма охотно.
В подобных обстоятельствах, по-видимому, должна чётче прослеживаться руководящая роль начальников кафедр, которые обязаны объединить «опыт» и «молодость» для достижения общего результата.
Офицерам-преподавателям, не в полной мере использующим имеющийся в военных вузах научный потенциал для становления как военного учёного-исследователя, нужно осознать тот факт, что повышение эффективности педагогического процесса, подъёма его научной составляющей, это не кампанейщи-
Библиографический список
на, но цель, которую поставило перед военными вузами руководство страны.
Следует отметить, что в последние годы в системе военных вузов наметилась устойчивая тенденция стремления военных преподавателей и претендентов на эти должности, к личностному росту. Офицеры получают дополнительное образование, проходят курсы подготовки и переподготовки, защищают диссертации и получают ученые степени и ученые звания. Процент офицеров-преподавателей, имеющих ученые звания и ученые степени, неуклонно растёт.
Таким образом, на основе изложенных положений, авторы пришли к следующим выводам:
1) на современном этапе совершенствования системы военных вузов Вооруженных Сил Российской Федерации принципиально важно проанализировать личности офицеров-педагогов, более требовательно и одновременно творчески подойти к подбору кандидатов на должность военного преподавателя;
2) нужно вывести на новый уровень личную ответственность военных преподавателей за повышение педагогического мастерства.
3) наряду с учебной работой и методической нагрузкой, офицеры, занимающие педагогические должности должны быть учеными-исследователями, то есть, обладать научными знаниями и опытом, для проведения научно-исследовательских работ.
1. Шагов А.Е. К вопросу о проблемах организации международных усилий по предотвращению и разрешению локальных и внутригосударственных вооруженных конфликтов, поиску новых средств поддержания региональной стабильности. Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014.
2. Путин В.В. Потенциальные риски, угрозы безопасности государства. РИО Новости. Available at: https://ria.ru
3. Путин В.В. Военные вузы в России должны быть укомплектованы современными образцами военной техники. Деловая газета «Взгляд». 2015; 13 ноября.
4. Сиволобова Н.А. Актуальные проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2016;
5 (60): 164 - 165.
5. Путин В.В. Не забывать военные традиции России. Красная звезда. 2004; 26 июня.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Москва: Просвещение, 1992.
7. Путин В.В. Военные вузы в России должны быть укомплектованы современными образцами военной техники. Деловая газета «Взгляд». 2015; 13 ноября.
8. Петров И. Хочу в командиры. Российская газета «Неделя». 23.07.2015; № 6732 (161).
9. Миронова И.В. Условия развития инновационного потенциала преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55).
10. Щеголь А.И. Сущность процесса дополнительного образования в военных организациях. Мир науки, культуры, образования. 2015;
6 (55).
11. Кинелева В.Г. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года. Под редакцией В.Г. Кинелева. Москва: Просвещение, 1995.
References
1. Shagov A.E. K voprosu o problemah organizacii mezhdunarodnyh usilij po predotvrascheniyu i razresheniyu lokal'nyh i vnutrigosudarstvennyh vooruzhennyh konfliktov, poisku novyh sredstv podderzhaniya regional'noj stabil'nosti. Sovremennye tendencii v obrazovanii inauke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 14 chastyah. 2014.
2. Putin V.V. Potencial'nye riski, ugrozy bezopasnosti gosudarstva. RIO Novosti. Available at: https://ria.ru
3. Putin V.V. Voennye vuzy v Rossii dolzhny byt' ukomplektovany sovremennymi obrazcami voennoj tehniki. Delovaya gazeta «Vzglyad». 2015; 13 noyabrya.
4. Sivolobova N.A. Aktual'nye problemy patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 164 - 165.
5. Putin V.V. Ne zabyvat' voennye tradicii Rossii. Krasnaya zvezda. 2004; 26 iyunya.
6. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opytpedagogicheskoj antropologii. Moskva: Prosveschenie, 1992.
7. Putin V.V. Voennye vuzy v Rossii dolzhny byt' ukomplektovany sovremennymi obrazcami voennoj tehniki. Delovaya gazeta «Vzglyad». 2015; 13 noyabrya.
8. Petrov I. Hochu v komandiry. Rossijskaya gazeta «Nedelya». 23.07.2015; № 6732 (161).
9. Mironova I.V. Usloviya razvitiya innovacionnogo potenciala prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55).
10. Schegol' A.I. Suschnost' processa dopolnitel'nogo obrazovaniya v voennyh organizaciyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55).
11. Kineleva V.G. Vysshee obrazovanie vRossii: ocherki istorii do 1917 goda. Pod redakciej V.G. Kineleva. Moskva: Prosveschenie, 1995.
Статья поступила в редакцию 28.10.16
УДК 023(045)
Sukhanova E.V., postgraduate, Kazan State Institute of Culture, senior teacher, Udmurt State University (Izhevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PRESERVATION OF A LIBRARY FUND AS A TECHNOLOGICAL PROCESS. The article reveals the basics of the most important library technology that concernes preservation of a library fund. Today library institutions fully understand the integrated character of the fund, but there is no single vision of the process of its preservation and all its components. End-to-end nature of the process, preservation of a library fund causes complexity of its formalization, documentation and, subsequently, implementation in the library. Problems of preservation of library collections should be considered as a complex, which includes organizational, methodological and operational aspects. The article presents a generalized scheme of the process of preservation of a library fund, which will allow a library to formalize this process.
Key words: preservation, facilitation of preservation, library fund, library working process, operation.