УДК 37.035.7
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ А. И. Бобнихов
SOME ASPECTS OF THE RESERVE OFFICERS PREPARATION ON THE MILITARY CHAIRS
IN CIVIL UNIVERSITIES
A. N. Bobnichov
В статье рассмотрены вопросы подготовки офицеров запаса для Вооруженных сил Российской Федерации из числа студентов, обучающихся на военных кафедрах гражданских вузов. Сделан выборочный сравнительный анализ обучения студентов на военных кафедрах и курсантов военных вузов, даны некоторые рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки офицеров запаса на основе передовых педагогических технологий, внесены определенные требования по профессиональной подготовке, педагогическому мастерству офицерского состава.
The article considers the questions of the Army Forces reserve officers training among the students studying in the military departments of the civil educational establishment. The selective comparative analysis of the student and cadet training in the military departments and institutions has been done. Reasoning has also been given as to the improvement of the reserve officers professional training level on the basis of the advanced pedagogical techniques and methodologies.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, педагогика, творчество, методика, система, компетенция.
Key words: professionalism, competence, pedagogic, creation, methodic, system.
В настоящее время перед вузами, занимающимися подготовкой офицеров запаса для формирования резерва Вооруженных сил Российской Федерации, стоит задача подготовки специалистов узкого профиля, высокой профессиональной компетентности с развитым творческим мышлением. Эта задача может быть решена только при тесной взаимосвязи учебного процесса и получаемых знаний по основной - гражданской специальности, получаемой на факультете, и дополнительных знаний, получаемых на военных кафедрах при гражданских вузах. Можно выделить следующие составляющие, влияющие на подготовку высокопрофессиональных офицеров запаса в гражданских вузах:
1. Эффективное планирование и организация учебного процесса, увязывание гражданской и военной составляющих.
2. Успешное овладение студентами учебных программ основного и дополнительного обучения, мотивация получения студентами дополнительных знаний по профессиональной военной подготовке.
3. Профессиональный уровень, педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава военной кафедры.
4. Состояние учебно-материальной базы вуза, военной кафедры, ее эффективность в учебном процессе.
Планирование учебного процесса на военных кафедрах осуществляется на основании учебных программ для каждой военно-учетной специальности из расчета 450 часов на пять семестров обучения. В вузе запланировано не менее 8 тысяч часов для обучения основной гражданской специальности. В военном вузе за те же пять лет курсант осваивает то же количество часов обязательной программы.
Говорить о «лучшем» или «худшем» качестве образования нет смысла, так как у военного и гражданского вузов совсем разные задачи по подготовке специалистов. Для увязывания военной и гражданской составляющих на военных кафедрах составляются структурно-логические схемы по каждой военно-учетной специальности, используя которую преподаватель-офицер представляет весь процесс обучения в вузе. Кроме того, при разработке структурно-логической схемы учитывается и увязывается тематика военных дисциплин, изучаемых на военных кафедрах.
Содержание обучения определяется учебно-планирующей документацией военной кафедры, вуза: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.
Основными формами занятий на военной кафедре являются: лекции, семинары, групповые занятия, практические занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя, самостоятельная работа, консультации.
На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т. е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явлениям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ассоциации и аналогии.
Групповые занятия - наиболее распространенная форма занятий на военной кафедре. Они имеют цель по углублению и закреплению теоретических знаний, привитие студентам умений и практических навыков.
Главная цель практического занятия заключается в закреплении теоретических знаний и формировании необходимых будущему специалисту умений и навыков.
«Практическое умение» предполагает формирование у студентов умственных и двигательных навыков, а также умение целеустремленно и творчески использовать знания и навыки в своей практической деятельности. Дальнейшее развитие и совершенствование умений позволит повысить профессиональную подготовку выпускников. Таким образом, глубина и прочность знаний определяют качество навыков и умений, которые, в свою очередь, углубляют знания. Только взаимообогащая друг друга процессы овладения знаниями и формирование навыков и умений способствуют становлению высококвалифицированного специалиста.
С этой целью на кафедре преподаватели стремятся проводить занятия по следующей методике:
— содержание практических занятий базировать и согласовывать с теоретическим материалом;
— предварительно готовить помощников преподавателя из числа специалистов отделения учебной и тренировочной аппаратуры факультета или наиболее подготовленных студентов;
— практические занятия обеспечивать учебной и методической литературой, наглядными пособиями, техникой;
— контролировать самостоятельную подготовку студентов, обеспечивая их военно-техническим имуществом и техникой;
— на занятиях постоянно поддерживать объективную и доброжелательную требовательность, воинскую дисциплину.
Семинары - одна из активных форм углубления и закрепления знаний студентов, эффективное средство контроля результатов их самостоятельной работы. Проводятся они, как правило, со взводом.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Она проводится в целях активного поиска и приобретения обучаемыми новых знаний, расширения и углубления знаний, полученных на других видах занятий, разработки рефератов, проведения моделирования и выполнения других творческих заданий, а также для обучения методам самостоятельной работы.
Самостоятельная работа - одна из важнейших форм учебной работы. Она является одним из элементов активности обучающихся и является основой усвоения ими знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа студентов складывается из самоподготовки в специально отведенные часы на военной кафедре и выполнения домашних заданий.
Консультации проводятся преподавателями по наиболее сложным темам или перед экзаменами. Они могут быть индивидуальными или групповыми. В процессе консультации преподаватель стремится выяснить слабые места в знаниях студентов и затем восполняет пробелы методом беседы.
Грамотное планирование учебных занятий позволяет значительно повысить качество подготовки офицеров запаса.
Одним из путей обеспечения тесной связи процесса обучения с будущей профессиональной дея-
тельностью является внедрение игровых методов обучения. К разновидностям игровых методов можно отнести: метод разыгрывания ролей; деловая игра; военные игры и др.
Чтобы перейти от технологии запоминания учебного материала к технологии творческого обучения, необходимо перенести центр тяжести на развитие активного мышления обучаемых, их умение самостоятельно решать нестандартные задачи, использовать знания для творческого рассмотрения социальных, военных, моральных, психологических и других процессов.
Известно, что элементы педагогической системы взаимосвязаны и находятся в определенной функциональной зависимости: изменение хотя бы одного из них неизбежно ведет к изменению других элементов педагогической системы.
Так, например, широкое и системное внедрение в учебный процесс методов активного обучения как наиболее эффективных повлечет за собой сокращение необходимого учебного времени для усвоения обучаемыми заданного минимума знаний и умений на требуемом уровне обученности. Высвободившееся время можно использовать для повышения уровня обученности или улучшения содержания за счет увеличения объема профессионально-ориентированной информации.
Внедрение методов активного обучения, изменение существующих средств, форм и содержания обучения невозможны без основного звена педагогической системы преподавателя. Поэтому уже сейчас возникает проблема переориентации преподавателя традиционной школы, его психологии на активное обучение. Перед каждым преподавателем стоит задача - уметь активизировать творческое мышление обучаемых.
Фактически возникает система интенсивного обучения, основанная на всестороннем рассмотрении и комплексном использовании современных достижений в сфере образования, науки и производства и обеспечивающая планируемое количество обучения путем его интенсификации.
Какая же мотивация получения студентами дополнительных знаний по профессиональной военной подготовке, получения ими офицерского звания? В первую очередь, - это конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда. Полученные знания по основной, гражданской специальности позволяют ему реализовать полученные знания, получить достойную работу в солидной фирме, организации, предприятии. Звание офицера запаса позволяет существенно увеличить сферу применения полученным знаниям, навыкам. Служба в Вооруженных силах Российской Федерации из года в год становится престижней. Часто офицеры, отслужившие установленные сроки службы по призыву, остаются служить либо в своих частях, либо после увольнения в запас - в войсковых частях или в силовых структурах в тех населенных пунктах, где они сами желают. Нельзя умалчивать и о том, что Указом Президента Российской Федерации офицеры запаса, окончившие военные кафедры гражданских
вузов, не призываются в Вооруженные силы Российской Федерации, что позволяет некоторым выпускникам вузов спокойно продолжить обучение в аспирантуре, некоторым подыскать достойную работу, устроить личную жизнь, не боясь быть оторванным от семьи для прохождения службы по призыву. У них остается возможность добровольно служить не только в Вооруженных силах, но ив различных силовых структурах, имея значительно больше шансов поступить туда.
Успешное овладение студентом учебных программ основного и дополнительного обучения неразрывно связаны между собой. Студент, успешно обучающийся в вузе, как правило, успешно постигает и военные науки. Студент, постоянно имеющий задолженности после сдачи очередной сессии, как правило, не может освоить дополнительные предметы, изучаемые на военной кафедре. Перед таким студентом даже выбора нет - какому образованию отдать предпочтение, так как для обучения на военной кафедре ему необходимо быть студентом этого вуза, поэтому он прикладывает титанические усилия для сдачи задолженностей, пропускает занятия на военной кафедре и, как следствие, - отчисление с военной кафедры по неуспеваемости. Пропуски занятий особенно губительны при подготовке военных связистов, в программе которых по военноспециальной подготовке предусмотрено изучение азбуки Морзе. Даже при наличии компьютерной программы в собственном компьютере, учебных пособий студент не может освоить военноспециальную подготовку, являющуюся основным предметом обучения.
Профессиональная подготовка и педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава военной кафедры зависит от нескольких основных факторов:
1) профессиональная подготовка офицера;
2) опыт службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
3) мотивация службы на военной кафедре.
Рассматривая вопросы, связанные с профессиональной подготовкой офицера, необходимо вернуться к истокам подготовки офицера в военном или гражданском вузе, в случае, если офицер остался на контрактной службе после службы в Вооруженных силах по призыву. Военный вуз готовит кадрового офицера, в основе обучения лежат общевоенные дисциплины - строевая подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка, позже, на старших курсах - технические, специальные дисциплины. Вуз дает систему знаний, методологию, применяя которую можно осваивать и не изучаемую ранее технику. Опыт службы в Вооруженных силах, в первую очередь, дает умение работать с личным составом, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед старшим начальником. Офицер в войсках не только руководитель, но и воспитатель. От его умения применять полученные знания на практике при работе с личным составом зависит успех в служебной деятельности офицера, его карьерный рост, выполнение
подразделением поставленных задач, а в некоторых случаях - жизнь его и подчиненных. На военных кафедрах гражданских вузов физическая подготовка не предусмотрена, система физического воспитания в военном вузе значительно отличается и превосходит систему организации занятий по физической подготовке в гражданском вузе. Такое же положение дел по строевой подготовке, которая придает офицеру молодцеватый вид и подтянутость. На строевую подготовку на военной кафедре отводится плановых 13 часов, в военном вузе - 66 часов. Если учесть, что курсант военного училища передвигается только строем во все время обучения, то к окончанию вуза достигается определенная молодцеватость и подтянутость. Большая разница в часах по техническим и специальным дисциплинам на военных кафедрах и военных вузах. Эти факторы влияют на профессиональную подготовку офицеров-педагогов, занимающихся подготовкой офицеров запаса.
Перед преподавателем военной кафедры стоит задача формировать творческих, знающих специалистов, способных самостоятельно, творчески решать сложные профессиональные и научные проблемы, не уступающим в профессиональной подготовке выпускникам военных вузов. От уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения педагогически правильно, интересно проводить занятия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала студентами, их познавательная активность, заинтересованность. «В действительности же нас слушают гораздо охотнее, когда мы сами увлекаемся делом обучения; наша радость окрашивает всю словесную ткань нашей речи: нам легче говорить, нас лучше воспринимают» (Аврелий Августин) [1].
«Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств» [2]. Технологическими образованиями
обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении обучаемыми знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств. Под педагогической технологией понимается педагогический процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого.
Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимоотношения педагога и обучаемых в любой области деятельности, организованные на основе четкой систематизации, стандартизации способов и приемов обучения, с использованием компьютеризации и технических средств обучения. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении студентами знаний, умений и навыков.
Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Ведущая задача современных педагогических технологий - развитие личности обучаемого, отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков, развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать свою учебную самостоятельную деятельность,
Чтобы педагогическая технология заработала, ожила, была результативной - она должна реализовать в своей деятельности требования ведущих принципов обучения, дидактических принципов.
К ведущим относятся следующие принципы обучения: принцип целенаправленности; научности; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности обучения; доступности; воспитывающего и развивающего обучения; принцип прочности.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что его требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципы, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий.
Огромную роль в становлении офицера-преподавателя играет мотивация перевода его на военную кафедру. Опыт показывает, что офицер, придя на военную кафедру без ярко выраженного желания стать педагогом, слабо понимающего свою роль в обучении и воспитании офицеров запаса, редко становится сильным педагогом. Такой педагог не совершенствует свое педагогическое мастерство, не повышает профессиональный уровень, не вникает в систему подготовки студента в вузе, не работает на конечный результат. Перспектива роста - важный, но не единственный стимул службы офицера на военной кафедре. При нехватке офицерского состава, наличии вакантных вышестоящих должностей или перспектива наличия таких должностей - дает возможность проявить себя, сделать рывок в педагогическом, профессиональном мастерстве, в выполнении служебного долга с тем, чтобы занять вышестоящую должность. Видя перспективу, офицер прилагает усилия в совершенствовании знаний по педагогике, психологии, поступает в гражданский педагогический или иной вуз, аспирантуру, повышает педагогический потенциал. Принято считать, что педагогом может быть любой офицер, прослуживший некоторое время в войсках. Мотивация простая - он работал с личным составом, он практически применял полученные в военном вузе знания по педагогике, психологии, одним словом, он -
офицер. Но офицер и педагог все же не одно и то же, задачи, стоящие перед офицером и педагогом вообще разные. Офицер во время службы отвечает за боевую и мобилизационную готовность своего подразделения, части, а офицер-педагог - за обучение и воспитание будущих офицеров запаса, проходящих обучение на военной кафедре при гражданском вузе. Совершенствование педагогического мастерства на военной кафедре гражданского вуза проходит в системе командирской подготовки, на курсах повышения квалификации, на стажировке в войсках, при проведении открытых, показательных занятий, методических заседаниях и т. д. В последнее время стало хорошей тенденцией обучаться в педагогических вузах, аспирантурах.
В подготовке специалиста важную роль играет состояние учебно-материальной базы вуза, военной кафедры. Чем выше процент укомплектованности военными образцами техники, тем эффективнее учебный процесс. Теория и практика взаимно увязываются, гармонично дополняют друг друга. Студент не только теоретически изучает образец техники, но и практически работает на ней, отрабатывает нормативы и учебные задачи. При переходе обучения студентов на новые военно-учетные специальности существует значительное отставание в комплектации военной кафедры более современными видами техники и вооружения. На помощь педагогам приходит компьютерная техника. Использование мультимедийного оборудования позволяет неоднократно показать обучаемым порядок подготовки и настройки аппаратуры в различных режимах. При этом преподаватель может акцентировать внимание студентов на наиболее сложных моментах настройки. Но никакие компьютерные технологии не смогут заменить навыков работы на «живой» технике. Необходимо укомплектовывать военные кафедры гражданских вузов современными образцами вооружения и техники, внедрять новые педагогические технологии, что позволит значительно повысить уровень подготовки высококлассных специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации.
Литература
1. Безрогова, В. Г. Антология педагогической мысли христианского Средневековья / В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. - М.: Аспект Пресс, 1994. - Т. 1.
- 161 с.
2. Современные педагогические технологии в военном вузе: материал межвузовской научнометодической конференции. - Новочеркасск, 24 апреля 2008 года.
Рецензент - В. М. Степанян, ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».