Научная статья на тему 'Военно-стратегические функции путей сообщения Алтайского (горного) округа во второй половине XIX начале XX вв'

Военно-стратегические функции путей сообщения Алтайского (горного) округа во второй половине XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / АЛТАЙСКИЙ ОКРУГ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / SIBERIA / TOMSK PROVINCE / ALTAY REGION / RAILWAYS / MILITARY-STRATEGIC FUNCTION OF THE WAYS OF THE MESSAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Завьялов А. А.

Статья посвящена исследованию военно-стратегических функций путей сообщения Томской губернии и Алтайского (горного) округа во второй половине XIX начале XX вв. В статье показана тесная связь истории транспорта с деятельностью военного ведомства в Томской губернии. Продемонстрировано, что появление во второй половине XIX века возможности широко использовать железные дороги в военных целях превратило их в средство укрепления обороноспособности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY-STRATEGIC FUNCTIONS OF THE WAYS OF THE MESSAGE ALTAY (MOUNTAIN) REGION IN SECOND HALF OF THE XIX THE BEGINNING OF THE XX CC

This Article is devoted to research of the military-strategic function of the ways of the message Tomsk province and Altay (mountain) Region in Second Half of the XIX the Beginning of the XX cc. In article it is shown crowding relationship to Histories of the Transport with activity military department in Tomsk province. It Is Demonstrated, that appearance in the second half XIX age of the possibility broadly to use the railways in military purpose has transformed them in e facility of the fortification defenses state.

Текст научной работы на тему «Военно-стратегические функции путей сообщения Алтайского (горного) округа во второй половине XIX начале XX вв»

Библиографический список

1. Рынков, В.М. Национализация «по-колчаковски» // История Белой Сибири. - Кемерово, 1999.

2. Богомолов, Е. «Демократическая контрреволюция» в Гражданской войне // Гражданская война как феномен мировой истории: Мате-

риалы научной конф. 26 апреля 2008. - М., 2008.

3. Революционные события и Гражданская война в Алтайской губернии. 1917-1922 гг. - Барнаул, 2001.

4. Гревз, У. Американская авантюра в Сибири 1918-1920 гг. - М.: Наука, 2001.

5. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. - Т. 44.

6. История гражданской войны в СССР - М. 1960. - Т. 5.

7. Шиловский, М.В. Политические процессы в Сибири в период социальных катаклизмов (1917-1920 гг.). - Новосибирск, 2003.

8. Сушко А.В. Гражданская война в Сибири. Национально-политический аспект // Вопросы истории. - 2008. - № 5.

9. Поляков, Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация. Отечественная история,1992. - № 6.

10. История Горного Алтая: в 3 т. / под ред. Н.М. Екеевой, Н.Ф. Иванцовой. - Бийск, 2000. - Т. 2.

11. Государственный архив Алтайского края (ГААК). ФП-2. Оп. 3. Д. 89. Л. 63.

12. «Руководствуясь революционной совестью...» // Сб. док-ов по истории Алтайской губЧК. - Барнаул, 2006.

13. Демидов, В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. - Новосибирск, 1983.

14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). ФР-1318. Оп. 1. Д. 235. Л. 10.

15. Гражданская война в России // Отечественная история, 1993. - № 3.

16. Эдельман, Дж. Историческое значение русской гражданской войны // Гражданская война в России: перекресток мнений.

17. Swain, G. The Origins Of The Russian Civil War. - London; New York, 1996.

Bibliography

1. Rihnkov, V.M. Nacionalizaciya «po-kolchakovski» // Istoriya Beloyj Sibiri. - Kemerovo, 1999.

2. Bogomolov, E. «Demokraticheskaya kontrrevolyuciya» v Grazhdanskoyj voyjne // Grazhdanskaya voyjna kak fenomen mirovoyj istorii: Materialih nauchnoyj konf. 26 aprelya 2008. - M., 2008.

3. Revolyucionnihe sobihtiya i Grazhdanskaya voyjna v Altayjskoyj gubernii. 1917-1922 gg. - Barnaul, 2001.

4. Grevz, U. Amerikanskaya avantyura v Sibiri 1918-1920 gg. - M.: Nauka, 2001.

5. Lenin, V.I. Poln. sobr. soch. - T. 44.

6. Istoriya grazhdanskoyj voyjnih v SSSR. - M. 1960. - T. 5.

7. Shilovskiyj, M.V. Politicheskie processih v Sibiri v period socialjnihkh kataklizmov (1917-1920 gg.). - Novosibirsk, 2003.

8. Sushko A.V. Grazhdanskaya voyjna v Sibiri. Nacionaljno-politicheskiyj aspekt // Voprosih istorii. - 2008. - № 5.

9. Polyakov, Yu.A. Grazhdanskaya voyjna v Rossii: vozniknovenie i ehskalaciya. Otechestvennaya istoriya,1992. - № 6.

10. Istoriya Gornogo Altaya: v 3 t. / pod red. N.M. Ekeevoyj, N.F. Ivancovoyj. - Biyjsk, 2000. - T. 2.

11. Gosudarstvennihyj arkhiv Altayjskogo kraya (GAAK). Fp-2. Op. 3. D. 89. L. 63.

12. «Rukovodstvuyasj revolyucionnoyj sovestjyu... » // Sb. dok-ov po istorii Altayjskoyj gubChK. - Barnaul, 2006.

13. Demidov, V.A. Oktyabrj i nacionaljnihyj vopros v Sibiri. - Novosibirsk, 1983.

14. Gosudarstvennihyj arkhiv Rossiyjskoyj Federacii (GARF). FR-1318. Op. 1. D. 235. L. 10.

15. Grazhdanskaya voyjna v Rossii // Otechestvennaya istoriya, 1993. - № 3.

16. Ehdeljman, Dzh. Istoricheskoe znachenie russkoyj grazhdanskoyj voyjnih // Grazhdanskaya voyjna v Rossii: perekrestok mneniyj.

17. Swain, G. The Origins Of The Russian Civil War. - London; New York, 1996.

Статья поступила в редакцию 27.11.2011

ББК 63.3 (2) 522 УДК 902

Zavialov AATHE MILITARY-STRATEGIC FUNCTIONS OF THE WAYS OF THE MESSAGE ALTAY (MOUNTAIN) REGION IN SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CC. This Article is devoted to research of the military-strategic function of the ways of the message Tomsk province and Altay (mountain) Region in Second Half of the XIX - the Beginning of the XX cc. In article it is shown crowding relationship to Histories of the Transport with activity military department in Tomsk province. It Is Demonstrated, that appearance in the second half XIX age of the possibility broadly to use the railways in military purpose has transformed them in e facility of the fortification defenses state.

Key words: Siberia, Tomsk province, Altay region, railways, military-strategic function of the ways of the message.

А.А. Завьялов, аспирант АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ АЛТАЙСКОГО (ГОРНОГО) ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Статья посвящена исследованию военно-стратегических функций путей сообщения Томской губернии и Алтайского (горного) округа во второй половине XIX - начале XX вв. В статье показана тесная связь истории транспорта с деятельностью военного ведомства в Томской губернии. Продемонстрировано, что появление во второй половине XIX века возможности широко использовать железные дороги в военных целях превратило их в средство укрепления обороноспособности государства.

Ключевые слова: Сибирь, Томская губерния, Алтайский округ, железные дороги, военно-стратегические функции путей сообщения.

Растущий интерес к изучению истории Сибири — одна из ярких и внушающих оптимизм примет нашего времени. Этот интерес не случаен, он обусловлен потребностью исследователей, россиян в целом, в осмыслении процессов и событий, происходивших в регионе, оценке опыта, накопленного предшествующими поколениями. В этой связи, привлекает особое внимание история становления и развития дорожно-транспортной системы Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX

вв. В данный период времени дорожно-транспортная система региона выполняла три основных функции: экономическую, коммуникационную и военно-стратегическую. Однако, транспортная система Западной Сибири, как фактора военно-стратегического значения, как-то выпала из поля зрения исследователей, а по этой причине и нет научных работ по этой теме, хотя это направление всегда являлось важнейшим в государственном масштабе.

24З

В Европейской России в середине XIX века считалось, что военно-стратегические функции дорог, системы путей сообщения, отвечают за решение военных целей по мере приближения войск и тыла к театру военных действий.

А дороги, действительно, составляли основу военных коммуникаций, потому и имели они сугубо стратегическое и оперативно-тактическое значение. К стратегическим дорогам относились пути сообщения, обеспечивавшие связь театров военных действий с тылом. К оперативным дорогам относились — дороги, подготавливаемые в тыловых районах фронтов. К тактическим дорогам относились — все войсковые дороги, подготавливаемые в войсковом тыловом районе, а также в районах сосредоточения войск или позиционных районах.

В качестве военных могли использоваться любые существующие дороги. В районах с недостаточным количеством качественных дорог их могли строить дорожные войска или прокладывать колонные пути инженерные войска. На военных дорогах, как правило, организовывалась дорожно-комендантская служба, которая должна была поддерживать порядок при передвижении войск, нести охрану и оборону основных дорожных сооружений и содержать дороги в проезжем состоянии. Через основные водные преграды подготавливались запасные и дублирующие переправы.

Особую значимость стратегическая функция дорог, приобретает в годы Первой Мировой войны, когда впервые стал применяться для военных целей, кроме железнодорожного, автомобильный транспорт, повысивший значение военных дорог.

Дальнейшее оснащение войск различной боевой техникой, их моторизация и необходимость передвижения крупных механизированных соединений на значительные расстояния придали дорогам оперативно-стратегическое значение. В дороги стали одним из решающих факторов обеспечения широкого маневра и подвижности войск.

В середине XIX века расположенные в Томской губернии войска Сибирского корпуса выполняли три основных функции: 1. Наблюдали за пограничной чертой с Китаем; 2. Контролировали ситуацию в Киргизской степи; 3. Осуществляли надзор за порядком и спокойствием рабочих партий, находящихся на казенных и частных приисках, рудниках и заводах [1, с. 1].

Томская губерния не обладала развитой военно-транспортной инфраструктурой, по причине малого населения, больших и трудных переходов от одного селения к другому, особенно весной и осенью. Не было выгодной базы для расположения войск, как в «обыкновенных», так и в «тесных квартирах». Для размещения пехоты в «пространных квартирах», были удобные места только в Кузнецком, Колыванском, Каинском округах, а также в южной части Томского округа. В Алтайском горном округе удобные места имелись в средней полосе (от севера к югу) Бийского округа и в северо-восточной части Барнаульского округа. Особенно страдало расположение кавалерии и артиллерии, из-за неимения специальных строений для размещения кавалерийских лошадей и хранения артиллерийского имущества. Лучшей частью Томской губернии, для расположения кавалерии и артиллерии, признавались Иртышская и Колыванская казачьи линии.

Таблица 1

Расположение войск в Томской губернии к середине XIX в.

Название округов К-во воло- стей Число дворов Расположение войск по квартирам

Просторн ых Обыкнове нных Тесных Действительное расположение войск губернии

Пехо- та Артил- лерия Кава- лерия Внут. стража

Томский 15 15.624 4.500 13.000 26.000 1.089 - - 624

Каинский 9 10.370 3.000 9.000 18.000 - - - 176

Колыванский 10 9.908 3.200 9.000 18.000 - - - 380

Барнаульский 10 14.365 4.200 12.000 24.000 1.267 - - -

Бийский 12 16.109 4.800 14.000 28.000 2.010 56 3.243 174

Кузнецкий 9 10.991 3.900 11.000 22.000 - - 481 161

Итого: 65 77.367 23.600 68.000 136.000 4.360 56 3.727 1.515

Источник: Военно-статистическое обозрение Томской губернии. Специальные сведения. Т^УИ. Ч. 2. - СПб., 1849. - С.2.

По хлебному производству Томская губерния являлась перспективной территорией для снабжения войск провиантом, но т.к. большая часть жителей губернии были задействованы в работе по Алтайскому горному ведомству, то хлебопашцев оставалось весьма немного. Регулярное продовольственное обес-

печение значительного числа войск в Томской губернии имело серьезные затруднения, вызванные тем, что частные золотопромышленники скупали хлеб для своих рабочих по высокой цене, а военное ведомство делало хлебные закупки по фиксированным ценам.

Таблица 2

Стоимость продовольствия и содержания одного солдата и лошади в год (середине XIX в.)

Мука (за четверть) Крупа (за четверть) Овес (за четверть) Сено (за пуд) Одного солдата Казачьей артиллерийской лошади Линейной казачьей лошади Артиллерой подъемной лошади

2 руб. 57 коп. 5 руб. 85 коп. ^ О СЧ тГ 5коп. 23 руб. 76 48 руб. 17 руб. 31 руб. 2 коп.

Источник: Военно-статистическое обозрение Томской губернии. Специальные сведения. Т^УИ. Ч. 2. - СПб., 1849. - С. 26.

Перевозка различных воинских грузов и кладей в Томской губернии, по свойству местности и неразвитости путей сообщения, была чрезвычайно проблематичной. Доставка грузов в пределах губернии затягивалась на продолжительное время и нередко требовала дополнительных материальных затрат. Для движения войск, даже небольшими частями, практически не было удобных сообщений. Специальные военные дороги, силами военного ведомства не сооружались [1, с.6].

Тем не менее, в середине XIX века Томская губерния имела особенное значение для военного Министерства. Эта особенность заключалась в том, что примерно 2/3 населения губернии состояло из крестьян Алтайского горнозаводского ведомства, русских ясачных и разноплеменных инородцев, имевших свои отдельные административные правила. Большинство жителей

Алтайского горного округа не несли воинской рекрутской повинности для укомплектования регулярных войск, не обременялись военным постоем.

Внутренняя стража горных заводов, рудников и приисков осуществлялась 10-м линейным Сибирским батальоном, располагавшемся в г. Барнауле. Данный батальон относился ко 2-ой бригаде, 24-й Пехотной дивизии (г. Томск), но находился в подчинении Алтайского горного начальника. Батальон содержался за счет средств выделяемых Министерством финансов [1, с. 2].

В середине XIX века Томская губерния имела невысокую плотность населения. Во многих местах населенные пункты отстояли друг от друга, более чем на 50 верст. Самыми населенными округами являлись - Барнаульский, Бийский, Колыванс-кий округа.

Таблица 3

Населенность округов Томской губернии (к сер. XIX в.)

№ п/п Округ Количество жителей об. пола Пространство в кв. верстах Плотность населения на 1 версту

1 Томский 118725 234000 0,5

2 Каинский 63278 126000 0,5

3 Барнаульский 84541 67158 / 1,25

4 Колыванский 65075 44893 / 1,45

5 Бийский 150509 180326 1,03

6 Кузнецкий 81065 78556 0,8

Всего: 563193 730933 0,7

Источник: Военно-статистическое обозрение Томской губернии. Т. XVII, Ч.2. - С.Пб., 1849. - С. 79.

Сообщение между местностями имело массу неудобств, особенно в северной части Томского округа, где большей частью селения были расположены при реках и речках, текущих по болотистым и лесистым местам. Именно здесь, позднее, Томское переселенческое управление построит значительное количество, так называемых «переселенческих» дорог. В большей части Томской губернии, к которой относился Алтайский горный округ, почтовые и торговые дороги, не исключая Сибирского тракта, находились в относительно хорошем состоянии [1, с. 62].

Число всех дворов, в округах Томской губернии пригодных под постой, составляло - 62.805. Были также, селения, которые по своей отдаленности от мест, признанных удобными для штабов, ротных и эскадронных дворов, по неудобности местополоВоенные штабы Томской

жения и сообщений, по малонаселенности, не входили в состав списка постойных дворов - 14.562 двора [1, с. 18].

Существовала специальная «Квартирная карта Томской губернии» была составлена в масштабе 85 верст в дюйме. Карта эта включала те места, которые находились в списке, т.е. были признаны удобными для размещения войск [2]

В Томской губернии существовали сборные места для войск, т.е. места удобные для лагерного расположения войск. Пехотные и кавалерийские учения могли успешно производиться только в юго-западной части Томской губернии, на всем пространстве правого берега Иртышской линии до г. Усть-Каменогорска, за исключением пространства, занимаемого Шульбинским бо-ром[1, с. 19]. Вопросы сбора войск регулировали штабы.

Таблица 4

бернии (середина XIX в.)

24-я Пехотная Дивизия Линейные Сибирские батальоны Артиллерийские гарнизоны Сибирское линейное казачье войско

2-я бригада -г. Томск №7,№8 - г. Семипалатинск №9 - г. Усть-Каменогорск №10 - г. Барнаул №11 - г. Томск №2 - Бухтарминская крепость №4 - Усть-Каменогорская крепость №4 - г. Бийск №5 - г. Кузнецк 3-я Казачья бригада - г. Семипалатинск 4-я Казачья бригада - г. Бийск 7-ой Казачий полк - г. Усть-Каменогорск 8-ой Казачий полк - фор. Антоньевский 9-й Казачий полк - г. Бийск

Источник: Военно-статистическое обозрение Томской губернии. Специальные сведения. Т. XVII, Ч.2. - С.Пб., 1849. - С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмена крепостного права, рост промышленности и торговли способствовали ускорению развития капиталистических общественно-экономических отношений в Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.

Процессы, происходившие в общественной жизни, не могли обойти стороной вооруженные силы. Встал вопрос о необходимости приведения в соответствие с происшедшими крупными общественно-политическими и экономическими переменами их организации, системы комплектования, обучения и воспитания войск.

Эту цель призвана была решить военная реформа, начатая назначенным в 1861 году военным министром Д.А. Милютиным. В основу реформы новый военный министр положил реорганизацию центральных органов управления. В рамках реформы начали создаваться военные округа, было принято решение о расформировании в мирное время корпусов. Их предполагалось создавать только во время войны и в том количестве, которое будет продиктовано складывающейся обстановкой.

Военно-окружная система создавала большие преимущества в деле оперативного руководства войсками и обеспечивала быструю их мобилизацию. Кроме того, в случае войны военно-окружные управления можно было легко преобразовать в штабы действующих армий.

Сокращение сроков мобилизации и сосредоточения также привело к качественным изменениям характера подготовки территории страны и театров военных действий к войне.

В соответствии с Приказом по военному ведомству № 279 от 6 августа 1865 г. был образован Западно-Сибирский военный

округ, который объединил Томскую, Тобольскую губернии, а также Акмолинскую и Семипалатинскую области. В 1882 г. в состав военного округа вошла Семиреченская область. В этом же году Западно-Сибирский военный округ был переименован в Омский военный округ. В 1899 г. Омский военный округ объединился с Иркутским военным округом в единый Сибирский военный округ. В 1906 г. Томская губерния вошла в отделившийся Омский военный округ, который просуществовал до 1919 г.

Известно, что самым опасным для армии является период сосредоточения, а наиболее уязвимым местом — ее база. Поэтому вплоть до начала XIX века районы сосредоточения и базы приходилось прикрывать целой системой крепостей, в том числе и в Томской губернии.

Применение железнодорожного транспорта позволило резко снизить время, требующееся на сосредоточение вооруженных сил и отнести базы в глубь страны, выведя их из-под угрозы непосредственного удара противника. Развитие железнодорожного транспорта обеспечивало возможность удовлетворения материальных потребностей значительно больших группировок войск. Это вызвало увеличение численности действующих армий, существенно уменьшило их зависимость от особенностей театра военных действий.

Развитие железнодорожной сети в Сибири увеличило возможности государства по сосредоточению своих армий. Например, стало возможным, что к 50-му дню мобилизации, по железной дороге могли прибыть в Европейскую Россию первоочередные дивизии, расположенные в Туркестане и в Западной Сибири.

Развитие железных дорог позволило также решить еще одну немаловажную проблему — железные дороги дали возможность обеспечивать быструю эвакуацию с театра военных действий больных и раненых и распределение их по лечебным учреждениям, расположенным на всей территории воюющего государства.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с возникновением и ростом военного значения транспорта во второй половине XIX века, следует отметить, что роль, которую он приобрел в укреплении обороноспособности государства, ускорении мобилизации и сосредоточения вооруженных сил, достижении оперативно-стратегической внезапности явилась причиной ошибочных выводов, оказавших довольно негативное влияние на развитии военной науки и практики.

Общественное мнение о «выдающемся» военно-стратегическом значении железнодорожного транспорта было настолько велико, что многие поспешили сделать вывод «о закономер-

ном сокращении продолжительности войн по мере развития сети железных дорог». Однако жизнь довольно быстро показала ошибочность подобных суждений.

Проблемы обеспечения снабжения действующей армии, эвакуации раненых и особо ценных грузов в русско-японскую (1904-1905 гг.) войну, множество других серьезных недостатков, были учтены в будущем. Накануне Первой Мировой войны пересматривались принципы обеспечения движения поездов, переброски воинских частей, подачи войскам необходимых грузов.

В начале XX века развитость путей сообщения стала оказывать непосредственное влияние на степень готовности государства к защите от агрессии, на ход и исход вооруженной борьбы.

Развитие путей сообщения всегда вносило (и наше нынешнее время не исключение) большой вклад в укрепление оборонного и экономического потенциалов страны.

Библиографический список

1. Военно-статистическое обозрение Томской губернии. - СПб., 1849. - Т. XVII. - Ч. 2.

2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.422. Оп.1. Д. 724.

Bibliography

1. Voenno-statisticheskoe obozrenie Tomskoyj gubernii. - SPb., 1849. - T. XVII. - Ch. 2.

2. Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj voenno-istoricheskiyj arkhiv (RGVIA). F.422. Op.1. D. 724.

Статья поступила в редакцию 21.11.11

УДК 338.245(470)(09)

Narykov D.N. MAKINGS HISTORICAL ASPECT OF CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITIES IN RUSSIA. In work the makings history of closed administrative-territorial entities is described in the article. There are examples of similar world practice, their modern description which confirm the suitability and urgency of their existence and development in the Russian Federation.

Key words: a closed administrative-territorial entity, special controlled-access objects, the state secret, the strengthened mode of security.

Д.Н. Нарыков, ст. офицер в/ч 44261, г. Новосибирск, моб. тел.+79059504689

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье изложена история создания в России закрытых административно-территориальных образований, приведены примеры из аналогичной мировой практики, дана их современная характеристика, подтверждающие целесообразность и актуальность их существования и развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, особо режимные объекты, государственная тайна, усиленный режим безопасности.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) представляют собой уникальное явление в истории России ХХ века. Впервые не только военно-промышленные объекты, но и целые населенные пункты были засекречены и превращены в закрытые зоны с особой структурой органов управления и режимом безопасности.

Это не значит, что создание закрытых территорий является исключительно российской практикой. На протяжении длительного исторического периода, вне зависимости от политического строя любого государства, им всегда предпринимались усилия, направленные на сохранение в тайне имеющихся важных секретов от посягательств со стороны зарубежных стран, путём создания различных ограничительных (режимных) мер на своей территории. Однако, чаще всего по политическим и экономическим соображениям, такие ограничения было не целесообразно распространять на всю территорию страны. Поэтому многие государства пошли по пути размещения секретов на объектах, дислоцируемых на специально выделенных закрытых территориях с усиленным режимом безопасности и охраны государственной тайны, что подтверждает ряд примеров из мировой истории.

Так, создание секретных городов в Великобритании началось в 1915 году, когда был построен крупный военный завод по производству пороха, рабочие которого проживали в городках

Истриггс и Гретна, официально не существовавших из-за окружавшей их секретности (проект «Мурсайд»).

В США для организации разработки и производства атомного оружия в рамках «Манхэттенского проекта», в местечке Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, в 1944 году был создан Лагерь'Т’ (Лос-Аламосская лаборатория). Лагерь был изолирован от внешнего мира и располагался в пустынной местности. Его территория была отгорожена проволокой и находилась под специальной охраной, почтовая переписка жителей контролировалась.

В качестве примера из новейшей истории можно привести Республику Казахстан, правительство которой утвердило перечень закрытых территорий страны (п.г.т. Гвардейский, г. Байконур и др.), въезд на которые разрешается только по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан [1].

В России большинство такого рода закрытых территорий были созданы в годы противостояния двух социально-политических систем - т.н. «холодной войны», и это было обусловлено совокупностью следующих причин:

- необходимостью обеспечения безопасности страны посредством создания новейших видов, средств и систем вооружения;

- целесообразностью организации мест компактного проживания населения, занятого на особо режимных предприятиях;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.