anniversary, of the city of Omsk, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27694654.
3. Pavlyutina, L.Yu. (2015), "To the question of the principles of teaching adults in the professionally applied physical training of university students", Heath for all, conference, PolesGU, Pinsk, Ch. 2, pp. 124-126.
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015 N1426 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level)", available at: http://base.garant.ru/71300970/.
Контактная информация: guchina7lina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.06.2018
УДК 796.015.132
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИКЛАДНОСТИ ПЛАВАНИЯ В ПРОФЕССИИ
ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Шапошников, адъюнкт, Андрей Васильевич Антонов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье приведены результаты аналитического исследования по проблеме военно-прикладного плавания в военной авиации. Содержание раздела военно-прикладного плавания в действующей программе по физической подготовке для военного летчика имеет низкий уровень при-кладности к выполнению профессиональной деятельности, в частности к вынужденному приводнению после покидания аварийного летательного аппарата. В документах, регламентирующих физическую подготовку, военно-прикладное плавание ориентировано, главным образом, на обучение действиям военнослужащих Сухопутных войск (СВ), при этом не учитывается специфика летной деятельности, а также особенности летного обмундирования. Низкий уровень подготовленности летного состава военной авиации к экстремальным ситуациям на воде создает предпосылки к повышению количества случаев гибели экипажей при вынужденном приводнении, что подтверждается статистикой авиационных происшествий на воде за последнее десятилетие. Экспериментально обосновано предположение о самом высоком сопротивлении в воде летного обмундирования Воздушно-космических сил (ВКС) по сравнению с полевым обмундированием СВ и флотским обмундированием Военно-Морского Флота (ВМФ). В работе определено, что летчику необходимо владеть навыками скоростного плавания на короткие дистанции 25 и 50 м. Научно доказано, что самым скоростным способом плавания в летном обмундировании на короткие дистанции является вольный стиль. Проведенные исследования с применением специально-подобранных плавательных упражнений с учетом летного обмундирования на занятиях по военно-прикладному плаванию доказывают их эффективное применение в аспекте уменьшения времени нахождения в неблагоприятных условиях водной среды, а также правильное формирование навыка быстрого отплывания от опускающегося купола парашюта с целью исключения запутывания в стропах подвесной системы.
Ключевые слова: прикладность, военно-прикладное плавание, профессионально-прикладная физическая подготовка, военная авиация, летный состав, летное обмундирование, полевое обмундирование, флотское обмундирование.
PROBLEM SITUATION OF SWIMMING APPLICATION IN THE PROFESSION OF
A MILITARY PILOT
Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Alexandrovich Shaposhnikov, the postgraduate student, Andrei Vasilyevich Antonov, the candidate of pedagogical sciences,
The Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
This article presents the results of an analytical study on the problem of military- applied swimming in the military aviation. The content of the section of the military-applied swimming in the current physical
training program for the military pilot has a low level of the performance application of the professional activities, in particular of the forced water landing after leaving the emergency aircraft. In the documents regulating phy sical training, military-applied swimming is focused mainly on training the actions of servicemen of the Land Forces and doesn't take into account the specificity of the flight activity as well as the textures of the flight uniforms. The low level of the flight crew military aviation readiness for extreme situation on the water creates prerequisites for an increase in the death of crews with forced water landing, as evidenced by the statistics of aviation accidents on the water in the last decade. The assumption of the highest resistance in the water on the flight uniform of the Air Space Farces in comparison with the Field Army uniform and Naval uniform. In the work it is determined that the pilot must have the skills of highspeed swimming for short distance of 25 and 50 m. It is scientifically proven that the fastest mode of swimming in flight uniforms for short distance is a free style. Conducted studies with the use of specially-selected swimming exercises with allowance for flight uniforms in the military-applied swimming classes, prove their effective application in terms of reducing the time spent in adverse conditions of the water environment as well as the correct formation of the skill to quickly move away from the descending dome of the parachute for the purpose of exclusion of getting lost in the slings of the suspension system.
Keywords: application, military applied swimming, applied physical training, military aviation, air crew, flight uniform, field uniform, naval uniform.
ВВЕДЕНИЕ
Термин «прикладность» появился в тезаурусе физической подготовки войск достаточно давно. Его возникновение обусловлено необходимостью выделения из огромного арсенала физических упражнений, накопленных человечеством, именно тех, которые прямо или опосредованно решают задачи совершенствования необходимых физических качеств и формирования двигательных навыков, проявляющихся в структуре того или иного профессионального приема и действия. Научные исследования, проводимые в области профессионально-прикладной физической подготовки, позволяют выделить именно те, которые способствуют более быстрому и более качественному освоению определенной профессии военнослужащего [8, 13].
Изучение специальной литературы по физической подготовке показало, что идея специальной направленности физической подготовки в регламентирующих документах получила более широкое развитие с введением в действие Наставления по физической подготовке 1966 года. Точкой отсчета в изучении содержания и направленности физической подготовки различных воинских специальностей послужили работы Т. Т. Джамга-рова, Л. А. Вейднер-Дубровина. Развитие и уточнение данной идеи были подкреплены научными исследованиями Б. А. Лампусова, Ю. К. Демьяненко, И. И. Петрушевского, В. А. Шкурдоды и другими исследователями.
В настоящее время в системе физической подготовки военнослужащих прикладные физические упражнения занимают особое место, именно они являются основным средством решения специальных задач военнослужащих видов Вооруженных Сил и родов войск ВС РФ [7]. К числу вышеназванных относятся упражнения из раздела «Военно-прикладное плавание» (ВПП), которые прикладываются к тем военным специальностям, в которых предусмотрена профессиональная деятельность в условиях водной среды. Для Сухопутных войск (СВ) это форсирование и преодоление водных преград [16]. Для плавсостава Военно-Морского Флота (ВМФ) умение быстро покинуть тонущее судно и длительно находиться в воде, температура которой может доходить до экстремальных значений [3, 9]. Для летного состава экипажей Военно-космических сил Российской Федерации (ВКС) - умение пользоваться индивидуальными средствами спасения и плавать в летном обмундировании после вынужденной посадки на воду или вынужденного покидания летательного аппарата над водной поверхностью [10].
Аналитические исследования руководящих документов, регламентирующих деятельность военной авиации, позволили констатировать, что специфика летной деятельности характеризуется напряженной работой в условиях гиподинамии, низким объемом двигательной активности, высоким нервно-психическим и умственным напряжением [1, 2, 4].
Особую остроту и значимость в плане профессиональной подготовленности к действиям при вынужденном приводнении и противодействия неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности приобретает проблема научного обоснования организации и методики проведения занятий по ВПП с экипажами летного состава военной авиации.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обучение плаванию летчиков проводится в соответствии Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП) [12]. В основе раздела ВПП заложены упражнения по формированию навыков спортивного и прикладного плавания в полевом обмундировании СВ. В учебных планах и программах по физической подготовке военной авиации содержание и направленность занятий по ВПП ничем не отличается от таковых в других видах и родах Вооруженных Сил России. Кроме того, значительно отстает вопрос методики обучения плаванию с учетом новых образцов военного обмундирования.
Подробное изучение раздела ВПП в программе по физической подготовке в военной авиации [11], показало, что в содержание входят упражнения по обучению прыжкам с бортика и стартовой тумбочки бассейна, способам транспортировки утопающих и оказания им первой помощи, старту и повороту, нырянию в длину, технике спортивного плавания кролем на груди и брассом. Особое внимание следует обратить на то, что перечисленные упражнения выполняются без учета летного обмундирования и учета особенностей вынужденного приводнения, в связи с чем, не все вышеперечисленные упражнения имеют высокий уровень прикладности по отношению к профессиональной деятельности летного специалиста, попавшего в экстремальные условия водной среды.
Анализ происшествий и катастроф над водной поверхностью, происшедших в последнее десятилетие, показывает, что в подобных ситуациях необходимы прочно сформированные навыки по скоростному плаванию от опускающегося купола парашюта и занятия места в индивидуальном плавательном спасательном средстве (ИПСС): плот спасательный надувной (ПСН-1А), либо авиационная малая спасательная лодка (МЛАС-1ОБ).
Проблемная ситуация заключается в том, что обучение летчиков ВПП по принятой в основных руководящих документов методике, не в полной мере обеспечивает их достаточным арсеналом прикладных плавательных навыков для действий в условиях вынужденного приводнения, а также проводится без учета современного летного обмундирования.
При вынужденном приводнении летчик должен применять навыки скоростного плавания в летном обмундировании для эффективных действий по самоспасению, которые обусловлены следующими факторами:
• необходимостью быстрого отплывания от места «входа в воду» вольным стилем на расстояние от 25 м для того, чтобы не запутаться в стропах опускающегося парашюта;
• необходимостью быстрого подплывания до ИПСС, который имеет значительную парусность и в случае обрыва страховочного фала, будет сноситься ветром, а также для минимизации времени нахождения в неблагоприятных условиях [5, 6] водной среды.
Навыки скоростного плавания в летном обмундировании являются жизненно необходимыми для пилота, попавшего в результате нештатной ситуации в водную среду. Не имея представления, каким образом влияет форма ВКС на продвижение в воде, летчик потеряет драгоценное время, которое может оказаться решающими в борьбе за выживание. Проводимые исследования по определению степени влияния летного обмундирования на скорость плавания доказывают, что скорость плавания в форме летчика и плавания в спортивной форме имеют значимые различия [14]. Данные расхождения в скорости плавания обусловлены особенностями штатного летного обмундирования, которые отрицательно воздействуют на гидродинамические характеристики при плавании [15]. Аналитические исследования по сравнению скорости плавания в различных образцах военного
обмундирования, представленные в таблице 1 и таблице 2, свидетельствуют о том, что в летном обмундировании скорость плавания значительно ниже, чем в форме одежды военнослужащих СВ и ВМФ.
Таблица 1 - Сравнение результатов плавания испытуемых в летном обмундировании ВКС и полевом обмундировании СВ, с_
Дистанция, стиль плавания Вид обмундирования А
летное ВКС полевое СВ
50 м, кроль на груди 76,65±1,62 68,85±1,26 7 79***
50 м, брасс 84,62±2,02 78,22±1,72 6,40*
100 м, кроль на груди 170,89±3,70 152,92±2,86 17 97***
100 м, брасс 179,25±3,86 167,73±3,23 11,53*
200 м, кроль на груди 397,17±8,17 345,39±5,75 51 78***
200 м, брасс 384,49±6,78 359,89±6,12 24,60**
300 м, кроль на груди 610,39±11,17 537,88±9,33 72 51***
300 м, брасс 574,68±8,31 549,94±8,50 24,74*
Примечания: ВИФК - Военный институт физической культуры. ВКС - Военно-космические силы, СВ - Сухопутные войска. * - различия достоверны при р<0,05, ** - при р<0,01, *** - при р<0,001.
Таблица 2 - Сравнение результатов плавания курсантов ВИФК в летном обмундировании ВКС и флотском обмундировании ВМФ, с__
Дистанция, стиль плавания Вид обмундирования А
летное ВКС флотское ВМФ
50 м, кроль на груди 76,65±1,62 63,77±1,23 12,88***
50 м, брасс 84,62±2,02 70,94±1,35 13,68***
100 м, кроль на груди 170,89±3,70 140,50±2,62 30,39***
100 м, брасс 179,25±3,86 156,65±2,88 22,60***
200 м, кроль на груди 397,17±8,17 316,53±5,20 80,64***
200 м, брасс 384,49±6,78 345,25±5,53 39 24***
300 м, кроль на груди 610,39±11,17 505,33±8,71 105,06***
300 м, брасс 574,68±8,31 525,30±8,03 49 37***
Примечания: ВИФК - Военный институт физической культуры, ВКС - Военно-космические силы, ВМФ - Военно-Морской Флот. *** - различия достоверны при р<0,001.
Это обусловлено отличием летной формы от формы СВ и ВМФ составом материала, кроем и наличием приспособлений для крепления элементов дополнительных принадлежностей, что в свою очередь значительно влияет на гигроскопичность обмундирования. Данные исследования гигроскопичность обмундирования убедительно доказывают, что летное обмундирование будет оказывать большее отрицательное влияние на скорость плавания военнослужащего.
Таблица 3 - Результаты взвешивания образцов летного обмундирования ВКС, полевого обмундирования СВ и флотского обмундирования ВМФ, г_
Показатели Образцы обмундирования
полевое СВ летное ВКС флотское ВМФ
куртка брюки куртка брюки куртка брюки
Масса сухого предмета 664 640 892 806 412 463
Масса мокрого предмета 1740 1722 2274 2034 844 1056
Разница показателей сухого и мокрого обмундирования 1076 1082 1382 1228 432 593
Примечание - СВ - Сухопутные войска, ВКС - Военно-космические силы, ВМФ - Военно-Морской Флот.
С целью экспериментального подтверждения выдвинутого предположения нами был организован лабораторный эксперимент на базе водной станции ВИФК пос. Токсово, в ходе которого был апробирован экспериментальный комплекс занятий по обучению скоростному плаванию в летном обмундировании, который основывался на подборе специальных плавательных упражнений на суше и в воде, в сочетании с плаванием в летном
обмундировании.
В контрольных группах (КГ-1, КГ-2, КГ-3, КГ-4) были организованы занятия по военно-прикладному плаванию по действующим программам подготовки специалистов ВВС, СВ, ВДВ, РВСН. В экспериментальной (КГ-1) - по предложенной методике, суть которой заключалась в следующем: при обучении плаванию больше внимания уделялось технике работы рук, меньше - технике работы ног в соотношении 80/20% в отличие от классической методики, построенной по принципу распределения нагрузки на руки и ноги в соотношении 50/50%. Обучение технике работы ног было направлено на обеспечение поддержание равновесия, так как эффективность их работы для продвижения тела вперед снижается за счет широкого фасона летных брюк.
Изучение влияния содержания занятий по разделам ВПП различных видов и родов, в том числе и в военной авиации, на скорость плавания в летном обмундировании не показало значимых положительных сдвигов, так как содержание данного раздела не имеют каких-либо значимых различий (рисунок 1). Данный факт подтверждает необходимость разработки нового подхода к наполнению содержания и методики проведения занятий по ВПП в военной авиации с учетом требований по действиям в условиях вынужденного приводнения и особенностей летного обмундирования, что мы успешно решили в ходе проведенного эксперимента.
Контрольная группа -1
80 70 60 50 40 30 20
72,91 72,51 —
28,3 28,1
Г 1 1 1
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
□ До эксперимента □ После эксперимента
80 70 60 50 40 30 20
Контрольная группа -2
80,02 80,07
±
31,6 I ■ Т А
1 1
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
□До эксперимента □После эксперимента
Контрольная группа -3
Контрольная группа -4
80 70 60 50 40 30 20
69,2 68,65
27,05 26,95
1 1 1 I 1
80 70 60 50 40 30 20
69,34 68,68
28,12 27,95
ь1 ш
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
□До эксперимента □После эксперимента
□До эксперимента □После эксперимента
Рисунок 1 - Динамика плавательной подготовленности в летном обмундировании ВКС испытуемых КГ в ходе
лабораторного эксперимента
Дозирование нагрузки при проведении занятий контролировалось по ЧСС после выполнения тренировочных упражнений пальпаторно на сонной артерии, при помощи метода 10-ти ударов. Полученное значение высчитывалось по специальной таблице [17] Выполнение следующего задания начиналось после стабилизации ЧСС на отметке в 10
ударов за 5 секунд и ниже, что соответствовало 120 ударов в минуту.
Для определения наиболее рациональной техники скоростного плавания в летном обмундировании нами была сформирована вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) из числа пловцов - разрядников. Занятия в данной группе были организованы по экспериментальной методике, но при отсутствии фазы разучивания техники плавания в летном обмундировании. Участники ЭГ-2 должны были самостоятельно выработать наиболее приемлемую для них технику плавания коротких отрезков.
Экспериментальная группа -1
77,71
75 65 55 45 35 25 15
64,55
1
27,71
27,71 24,33
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
□До эксперимента □ После эксперимента
Экспериментальная группа -2
50 40 30 20 10
41,91
18,78 17,06
36,95
25 м в лётном обмундировании
50 м в лётном обмундировании
□До эксперимента □После эксперимента
Рисунок 2 - Динамика плавательной подготовленности в летном обмундировании ВКС испытуемых ЭГ в ходе
лабораторного эксперимента
Результаты проведенного лабораторного эксперимента на примере ЭГ-1-2 показали достоверные положительные сдвиги в плавательной подготовленности (рисунок 2), чего нельзя констатировать в КГ-1-4 (рисунок 1). Данный факт свидетельствует об эффективности проведенных занятий для обучения скоростному плаванию в летном обмундировании.
ВЫВОДЫ
Данные, полученные в ходе проведения лабораторного эксперимента по обоснованию эффективности содержания методики обучения скоростному плаванию в летном обмундировании, подтверждают различия скорости плавания в форме летчика в экспериментальных группах до начала эксперимента и после его окончания. Это свидетельствует о том, что при целенаправленной подготовке военнослужащих к скоростному плаванию в летном обмундировании следует положительное воздействие на формирование двигательных навыков к действиям в условиях вынужденного приводнения.
С введением упражнений, направленных на обучение скоростному плаванию вольным стилем в летном обмундировании, в содержание занятий значительно повышается степень прикладности всего раздела ВПП к военно-профессиональной деятельности специалиста летного состава, что будет способствовать повышению готовности к действиям в экстремальных условиях водной среды. Эффективная подготовка летного состава по разделу ВПП по экспериментальным занятиям будет способствовать минимизации потерь летных экипажей при вынужденном приводнении, что в свою очередь создает предпосылки к укреплению боеготовности Вооруженных Сил России в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А. А. Основы специальной физической подготовки летного состава / А. А. Горелов. - СПб. : ВИФК, 1998. - 144 с.
2. Горелов, А. А. Физическая подготовка летного состава военной авиации (Итоги XX века) / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков. - Белгород : ЛитКараВан, 2009. - 124 с.
3. Горелов, А. А. О необходимости обучения курсантов военно-морских учебных заведений скоростному плаванию в штатном обмундировании / А. А. Горелов, Ю. Ф. Подлипняк, И. Н.
Штамбург // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 13-15.
4. Катаев, И. В. Физическая подготовка летного состава Военно-воздушных сил к выживанию в экстремальных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Катаев Иван Владимирович. - СПб., 2014. - 24 с.
5. Кузнецов, И. А. Физическая подготовка военнослужащих к действиям в особых условиях / И. А. Кузнецов и др. - Л. : СК МО РФ, 1996. - 136 с.
6. Кузнецов, И. А. Реакция организма на воздействие высокой температуры аридной зоны / И. А. Кузнецов // Сборник научных трудов, ВИФК, 1997. вып.7. С. 43.
7. Меньшиков, Н. К. Развитие профессиональных способностей летчика средствами физической подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Меньшиков Н. К. - М., 1975. - 25 с.
8. Методические рекомендации на тему: Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов вузов ММФ / Министерство морского флота СССР. - Л. : ВИМУ им. адмирала С. О. Макарова, 1989. - 31 с.
9. Основы теории и методики проведения занятий по физической подготовке с личным составом ВМФ: учебное пособие / Тихоокеанское высшее военно-морское училище. - Владивосток : ТОВВМУ, 1987. - 182 с.
10. Пономаренко, В. А. Готовность к действию в сложной обстановке / В. А. Пономаренко, Н. М. Рудный // Авиация и космонавтика, 2003. - № 6. - С. 10-11.
11. Приказ Главнокомандующего ВВС ВС РФ № 289 от 18 декабря 2013 года. «Об утверждении Программы по физической подготовке в Военно-воздушных силах».
12. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 N 200 (ред. от 31.07.2013) "Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2009 N 14175) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89871/ (дата обращения:01.05.2018).
13. Семиразумов, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. метод. пособие для учеб. заведений М-ва мор. флота / В. И. Семиразумов // М-во высш. и сред. спец. образования СССР. М-во мор. флота СССР. - М. : Транспорт, 1965. - 35 с.
14. Анализ лабораторных исследований по обоснованию влияния летного обмундирования на скорость плавания военнослужащих / И. Н. Штамбург, А. А. Шапошников, К. Н. Грачев, Н. И. Штин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - №1 (155). 2017. - С. 270-275.
15. К вопросу о военно-прикладном плавании с учетом современного обмундирования военнослужащих / И.Н. Штамбург, А. А. Шапошников, К. Н. Грачев, Н. И. Штин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - №1 (155). - 2017. - С. 275-279.
16. Штин, Н. И. Изучение влияния всесезонного комплекта полевого обмундирования на особенности преодоления и форсирования водных преград / Н. И. Штин, А. А. Шапошников, // Сборник статей итоговой научной конференции профессорско-преподавательского состава института за 2016 г. - СПб. : ВИФК, 2017. - С. 159.
17. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : Пер. с англ. - Мурманск : Тулома, 2006. - 160 с.
REFERENCES
1. Gorelov, A. A. (2998), The foundations of special physical training offlight personnel, VIFK, St. Petersburg.
2. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kondakov, V.L. (2009), Physical training offlight personnel of military aviation (the End of XX century), Litkaravan, Belgorod.
3. Gorelov, A.A., Podlipnik Yu.F. and Stamburg, I.N. (2016), 'About the necessity of training of cadets of naval educational establishments of high-speed swimming in a normal outfit", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 13.
4. Kataev, I. V. (2014), Physical training of the air force flight personnel for survival in extreme conditions, dissertation, St. Petersburg.
5. Kuznetsov, I.A. (1996), Physical training of servicemen to the actions in the special conditions, SC MO of the Russian Federation, Leningrad.
6. Kuznetsov, I. A. (1997), "Reaction of an organism to influence of high temperature of arid zone", Collection of scientific works, VIFK, No. 7, pp. 43.
7. Menshikov, N.K. (1975), Development of professional abilities of the pilot by means of physical training, dissertation, Moscow.
8. Methodical recommendations on the theme: Professional-applied physical training of students of universities of Ministry of marine Ministry of marine fleet of the USSR (1989), VIMU of Admiral S. O. Makarov, leningrad.
9. Fundamentals of the theory and methodology of physical training classes with Navy personnel: textbook (1987), Pacific higher naval school, TOWA, Vladivostok.
10. Ponomarenko, V.A. and Rudniy, N.M. (2003), "Willingness to act in a difficult situation", Aviation and Astronautics, No. 6, pp. 10-11.
11. Order of the chief of the air force of the Russian Federation № 289 of December 18, 2013. "On approval of the program for physical training in the air force".
12. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 200 of April 21, 2009 "On approval of the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation".
13. Semirazumov, V. I. (1965), Professionally-applied physical preparation: Textbook. Method. study guide. Min. Mar. Fleet, Min. of higher and second. ed. of the USSR, Transport, Moscow.
14. Shtamburg, I.N., Shaposhnikov, A.A., Grachev. K.A. and Shtin N.I. (2018), "Analysis of results of laboratory studies on the impact of flight uniform on swimming speed of military men", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. № 1 (155), pp. 270-275.
15. Shtamburg, I.N., Shaposhnikov, A.A., Grachev. K.A. and Shtin N.I. (2018), "Comparative analysis of modern military uniform for military-applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 155. No.1, pp. 275-279.
16. Shtin, N. I. and Shaposhnikov, A.A. (2016), "The study of the influence of the all-season set of field uniforms on the features of overcoming and forcing water obstacles", Collection of articles of the final scientific conference of the faculty of the Institute for 2016, VIFK, St. Petersburg, pp. 159.
17. Jansen, P. (2006), Heart rate, lactate and endurance training: transl. from English, Tuloma, Murmansk.
Контактная информация: rusnavy@bk.ru
Статья поступила в редакцию 08.06.2018
УДК 796.015.6
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Викторович Коричко, кандидат педагогических наук, доцент,
Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования физического состояния женщин пожилого возраста, полученные на основе изучения вариабельности ритма сердца с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега». Проведен сравнительный анализ показателей вегетативной регуляции женщин, систематически самостоятельно занимающихся плаванием 3 раза в неделю по 40 минут и женщин, не занимающихся оздоровительной физической культурой. Изучена динамика показателей физического состояния в процессе занятий оздоровительным плаванием и выявлена взаимосвязь их эффективности с оценкой качества жизни. Улучшение физического состояния обнаружено у женщин с более высокими показателями физического компонента качества жизни.
Ключевые слова: физическое состояние, АПК «Омега», вегетативная регуляция, женщины, оздоровительное плавание.
DYNAMICS OF PHYSICAL STATUS OF ELDERLY WOMEN IN THE PROCESS OF LESSONS BY HEALTHY SWIMMING
Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Viktorovich Korichko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Annotation
The article presents the results of the study of the physical condition of elderly women, obtained on the basis of studying the variability of the heart rhythm with the help of the "Omega". A comparative analysis