ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
М.Н. Шапкин
ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова ул. Моховая, 11-1, Москва, Россия, 125009
Предметом исследования статьи является сотрудничество в рамках военно-политического взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Автор подробно рассматривает деятельность организаций, осуществляющих борьбу с международным терроризмом, — ОДКБ, ШОС, СВМДА. Особое внимание в статье уделено таким направлениям сотрудничества в военной и гражданской сферах, которые являются прямым следствием военно-политического взаимодействия стран. В статье показано, что сотрудничество в военной сфере стимулирует создание совместных предприятий, совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, требует подготовки военно-технических кадров. Раскрыта необходимость активного сотрудничества в сфере освоения космического пространства, затронуты актуальные вопросы, касающиеся проблем экологии, неизбежно возникающие при испытаниях военной техники и запусках космических аппаратов. Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа, объективности, системности, сопоставимости исходных данных. В часть исследования был положен институциональный метод.
В статье сделаны выводы о важности и прагматичности сотрудничества, что позволяет судить о его достаточном запасе прочности даже в случае гипотетической смены внешнеполитических приоритетов одной из сторон. Особо важным представляется проведение согласованных действий ОДКБ, ШОС и СВМДА по борьбе с международным терроризмом, стимулировании, вследствие военно-политического взаимодействия, развития предприятий оборонного комплекса как на территории России, так и на территории Казахстана, совместном освоении космического пространства, необходимости пристального внимания к экологическим проблемам.
Ключевые слова: безопасность, соглашение, интеграция, Казахстан, военное сотрудничество, стратегическое партнерство, укрепление двустороннего сотрудничества, фактор сотрудничества, международный терроризм
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. [5] между странами СНГ и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. [4] между Российской Федерацией и Республикой Казахстан дали старт всестороннему военно-политическому взаимодействию России и Казахстана, которое способствовало успешному сотрудничеству как в военной, так и в гражданской сферах. За годы независимого существования были созданы различные структуры, имеющие военно-политическую составляющую, в которые входит Россия и Казахстан, а также заключены договоры и подписаны соглашения, касающиеся военной области. Исследование многостороннего сотрудничества в рамках военно-политического взаимодействия, а также сотрудничества в других направлениях, являющегося следствием военно-политических отношений, представляет определенный научный интерес.
Военно-политическое сотрудничество России и Казахстана исследовали с российской стороны И. Д. Звягельская и А.В. Грозин (Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН), а также В.В. Егозарьян, А.Я. Бабаджанов, О.П. Чазов и другие. С казахстанской стороны — М.Ш. Губайдуллина, Б.Ж. Сомжурек, Л.К. Бакаев, Д.А. Франк и другие.
Представляют интерес мнения исследователей относительно военно-политических российско-казахстанских отношений, высказанные в последние годы. Так, российский исследователь О.П. Чазов отмечает, что необходимость военно-политического сотрудничества со стороны Казахстана обусловлена отсутствием ресурсов для создания собственной системы национальной безопасности, а выбор партнера, помимо исторических и культурных предпосылок, связан с внешнеполитической стратегией Казахстана и России в новой геополитической обстановке. Отношения постепенно становятся системой в стадии дальнейшей институцио-нализации [9. С 131].
При обсуждении проблем военно-политического сотрудничества учеными России и Казахстана в Новосибирском Академгородке 13—14 ноября 2014 г. казахстанский исследователь Д.А. Франк подчеркнул, что еще на этапе становления государственных суверенитетов России и Казахстана складывались тесные интеграционные связи, которые в последние годы стали более интенсивными, однако Казахстан и Россия имеют собственные стратегические интересы с теми государствами, с которыми у России отношения носят напряженный характер. Примером являются отношения Россия — США, Казахстан — США. Казахстан стремится поддерживать стабильные отношения с США, но при этом четко осознает, что генеральным стратегическим партнером является Россия [15. С 7].
Казахстан также стремится поддерживать стабильные отношения с Турцией и Украиной, с которыми у России в настоящее время отношения напряженные. Вопрос о том, как это скажется в будущем на российско-казахстанских отношениях, в настоящее время исследован недостаточно.
От военно-политического взаимодействия и углубления всестороннего сотрудничества России и Казахстана во многом зависит ситуация в Центрально-Азиатском регионе. Ключевым направлением для руководства Казахстана является «многовекторная» политика, и «длина» этих векторов, в зависимости от стратегических целей, может меняться. 31 января 2006 г. был утвержден и вступил в силу индивидуальный план действий партнерства в формате «НАТО + Казахстан».
Можно предположить, что в процессе продвижения своих интересов в странах Центральной Азии НАТО сделало основную ставку на Казахстан.
Главным геополитическим основанием партнерства Казахстана и НАТО, возможно, является попытка уменьшить геополитическое влияние со стороны России и Китая в регионе. США планируют увеличить количество военных баз в Центрально-Азиатском регионе и, вероятно, вынашивают планы по превращению Казахстана в страну, аналогично Украине зависимую от США, для сдерживания России в регионе. Такой сценарий может привести к серьезным последствиям для России, учитывая возросшую конкуренцию в военной области между Россией и США в Арктическом регионе.
Следует отметить, что в работах, посвященных военно-политическому взаимодействию России и Казахстана, недостаточно внимания уделено вопросу развития двусторонних военных, военно-технических, экономических, научных, образовательных и других видов сотрудничества, которые являются прямым следствием совместных военно-политических решений. Научный интерес представляет анализ современного состояния военно-политических отношений России и Казахстана и их влияние на широкий спектр сотрудничества.
На сессии ДКБ в Москве 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [6]. Участие в ОДКБ позволило России и Казахстану координировать деятельность территориальных органов государственной власти по важнейшим вопросам борьбы с чрезвычайными ситуациями, противодействовать незаконной миграции и незаконному обороту наркотиков с привлечением в случае необходимости органов власти других членов организации. ОДКБ — региональная организация, имеющая своей целью обеспечение безопасности стран, входящих в зону коллективной ответственности.
Высокий уровень боевой подготовки коллективных сил обеспечивает система боевой подготовки, включающая в себя учения, сборы, высшие военные учебные заведения, научно-исследовательские структуры. Миротворческие силы ОДКБ недавно провели учение «Нерушимое братство-2015», на котором отрабатывались возможные сценарии атаки боевиков на населенные пункты и другие операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами.
Важным направлением деятельности ОДКБ является сфера информационной безопасности. В ходе операции «ПРОКСИ-2015» были выявлены информационные ресурсы, действующие в сфере вербовки граждан в ряды «Исламского государства».
На саммите ОДКБ в декабре 2015 г. была поставлена приоритетная задача — пресечение деятельности запрещенного в России «Исламского государства». Страны-участницы заявили о готовности укрепить силовой потенциал ОДКБ и развивать сотрудничество в рамках уже существующих региональных структур между Россией и Казахстаном и, как следствие, широкое интеграционное сотрудничество осуществляется также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Хартия Шанхайской организации сотрудничества была подписана 7 июня 2002 г. Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан [14]. Страны-участницы договорились о многопрофильном сотрудничестве в целях укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, совместном противодействии терроризму, сотрудничестве в политической, экономической, оборонной и других областях. Высшим органом ШОС является Совет глав государств. ШОС была создана как международная структура, нацеленная прежде всего на обеспечение региональной безопасности. Приоритетным направлением для нее является борьба с международным терроризмом.
Сотрудничество России и Казахстана в борьбе с международным терроризмом приобретает особую значимость. Ход боевых действий в Сирии и Ираке, а так-
же оценка ситуации в Афганистане, показывают, что эта борьба может затянуться надолго. Территорию Афганистана международная террористическая организация «Исламское государство» использует в качестве плацдарма для распространения влияния по всему региону. Анализ сложившейся обстановки указывает на то, что планы исламистов заключаются в проникновении в приграничные с Афганистаном государства, затем в Казахстан и Киргизию и далее в населенные мусульманами российские территории. «Исламское государство» рассматривает афганскую территорию как транзитную.
Страны ШОС проводят совместные военные учения. Например, в маневрах «Мирная миссия — 2014» военнослужащие из России, Казахстана, Китая, Киргизии и Таджикистана отрабатывали порядок действий по уничтожению террористов и освобождению заложников. На саммите ШОС в Уфе, столице Башкирии, в июле 2015 г. лидеры государств договорились о дальнейшей борьбе с международным терроризмом, а именно согласовывать усилия, направленные на отпор терроризму, по осуществлению совместной борьбы с распространением радикальных идей через Интернет.
Важным направлением сотрудничества станет также создание Фонда развития и Банка развития ШОС. Была поддержана инициатива Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути», отвечающая в первую очередь интересам Казахстана. С 2003 г. началось сотрудничество ОДКБ и ШОС, результатом которого в 2007 г. в Душанбе стало подписание «Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ», определившего области сотрудничества между организациями, в 2011 г. — подписание «Протокола о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и РАТС ШОС», в котором подчеркивался приоритет укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Большинство угроз безопасности Казахстана — терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, нелегальная миграция — исходит из сопредельных с цен-тральноазиатским регионом стран. Одним из механизмов противодействия этим угрозам является участие Казахстана и России в работе межгосударственного объединения по обеспечению безопасности — Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА). СВМДА представляет собой международный форум по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. К 2016 г. Россия и Казахстан заключили большое количество договоров и соглашений, позволивших сформировать правовую базу военно-политического сотрудничества, из которых особое значение имеет Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в ХХ! в. (11 ноября 2013 г.) [10].
Данный договор направлен на углубление евразийской интеграции и укрепление двусторонних отношений России и Казахстана. Особый акцент в статьях данного договора сделан на возможности проведения согласованной внешней политики с соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела, что в полной мере соответствует интересам и России, и Казахстана и позволяет судить о практической значимости, прагматичности данного договора и отсутствии по-
пытки одной из сторон лоббировать исключительно свои интересы. Современное состояние военно-политического взаимодействия России и Казахстана находится на таком уровне, когда выполнение совместных военных проектов подразумевает активное двустороннее сотрудничество в военно-технической, экономической, космической, научной, технологической, информационной, экологической, социально-правовой и других сферах. Представляется обоснованным рассмотреть и проанализировать в данной статье некоторые наиболее значимые договоренности между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, касающиеся интеграционного взаимодействия, продиктованного военно-политическими интересами.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве, подписанный в г. Москве 24 декабря 2013 г. Президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым [3], включает в себя 19 статей. Анализ договора показывает, что Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. В этих целях Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное стратегическое партнерство. В интересах координации своей внешней политики Стороны используют и совершенствуют механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Предусмотрено не только создание совместных предприятий и производств по разработке, выпуску, ремонту, модернизации и утилизации продукции военного назначения, и захватывает различные стратегически важные для обеих стран сферы, такие как проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, спланированы подготовка и обучение военных и военно-технических кадров, проведение выставок вооружения и военной техники, проведение совместных испытаний образцов вооружений и другие направления сотрудничества. В статье 11 Договора указано на необходимость обеспечения охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
Договор заключен сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды. Договор позволил повысить эффективность военно-технического сотрудничества как в рамках ОДКБ, так и в рамках СНГ.
Подготовка военных кадров Казахстана в Российской Федерации также представляет собой важный элемент сотрудничества. Граждане Казахстана составляют около трети от всех граждан СНГ, получивших военное и специальное образование в России. Обучение граждан Казахстана производится по единым программам с российскими военнослужащими. На территории Казахстана располагается ряд крупных предприятий, которые ранее принадлежали к союзному ВПК, составляющих значительный потенциал: АО «Гранит» (испытание и обслуживание комплексов ПВО) и Машиностроительный завод им. Кирова (производство торпедного вооружения) в Алматы, АО «Уральский завод Зенит» (производство тралов,
миноискателей, запасных частей к торпедам) в Уральске, АО ЗИКСТО (производство противокорабельных мин) и АО «Завод им. Кирова» (производство корабельных средств связи) в Петропавловске. Россия и Казахстан заинтересованы в развитии связей и рассматривают возможность размещения на этих предприятиях новых заказов не только для своих стран, но и для совместного экспорта в третьи страны [8]. Казахстан проявляет интерес к таким предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса, как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «РОСНАНО», ГК «Ростех», ОАО «КАМАЗ», холдинг «Вертолеты России».
Важное значение для России и Казахстана имеют соглашения в области космических исследований. Четвертого июня 2014 г. В.В. Путин подписал закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» [7]. Само соглашение было подписано в Астане 22 мая 2008 г. [11]. Вступление соглашения в силу позволит подвести правовую основу под уже проводимое сотрудничество России и Казахстана в сфере космоса и создать условия для дальнейшей загрузки различных предприятий и организаций двух стран.
В соглашении определены следующие области сотрудничества: исследование космического пространства, дистанционное зондирование Земли, разработка космических аппаратов, создание и развитие наземной космической инфраструктуры, запуски космических аппаратов и научной аппаратуры, космическая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги, спутниковые навигационные системы и технологии, пилотируемые космические полеты, космическая медицина и биология.
Несмотря на имевшиеся ранее разногласия, в 2011 г. состоялся пуск казахстанского спутника связи и вещания «КазСат-2», в 2014 — «КазСат-3», разработанных крупнейшими предприятиями российской ракетно-космической промышленности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» [12]. Подписаны и ратифицированы межправительственные соглашения о совместной работе по использованию и развитию российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Следующее направление сотрудничества, вытекающее из военно-стратегических и военно-политических интересов, — совместная добыча и переработка урановых руд. Урановые составляющие необходимы как для реакторов атомных подводных лодок, так и для реакторов мирных атомных электростанций. Казахстан занимает второе место в мире после Австралии по разведанным запасам урана и первое место в мире по его производству [16]. Можно предположить, что через несколько десятилетий, когда запасы нефти и газа на Земле подойдут к концу, геополитическими центрами мира станут несколько стран с наибольшими запасами урана. Несколько совместных российско-казахстанских предприятий в области мирного использования атомной энергии занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой новых типов атомных реакторов малой и средней мощности.
Вследствие значительного научно-производственного потенциала России и Казахстана в атомной энергетике в России под контролем МАГАТЭ создан Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Планируется строительство АЭС в Казахстане, что приведет к технологическому прорыву республики в машиностроении и в других отраслях [1. С. 593].
Исследование более широкого спектра сотрудничества между Россией и Казахстаном указывает на необходимость анализа проблем в сфере экологии. В январе 2016 г. Президент В.В. Путин подписал указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии [13]. Экологическая обстановка в Казахстане, связанная с военно-техническим сотрудничеством, представляет собой комплекс проблем, обусловленных необходимостью очистки территории бывшего Семипалатинского полигона и действующих российско-казахстанских полигонов, снижения выбросов вредных и ядовитых веществ при запуске космических аппаратов, ликвидации последствий неудачных запусков, решения экологических проблем на производствах по добыче и переработке урановых руд, защиты населения, проживающего вблизи опасных территорий, от воздействия токсичных веществ. Экологические проблемы также будут нарастать в будущем из-за нехватки водных ресурсов в Казахстане. Казахстан предложил программу партнерства «Зеленый мост», место в которой отведено и для России. Программа предполагает создание нового рынка экологичных товаров, услуг, технологий и придание нового стимула для развития «зеленых» направлений глобальной экономики [2. С. 3—9].
Из вышеизложенного следует, что военно-политические отношения между Россией и Казахстаном продолжают активно развиваться. Главным направлением является борьба с международным терроризмом в рамках таких организаций, как ОДКБ, ШОС и СВМДА. Ратификация договоров и соглашений между Россией и Казахстаном позволила создать совместные предприятия, провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в различных направлениях, подготовить военно-технические кадры. Военно-стратегические и мирные цели России и Казахстана способствуют активному совместному освоению космического пространства. Россия и Казахстан заинтересованы в совместных программах по улучшению экологической обстановки в регионе.
В заключение статьи следует отметить, что военно-политическое взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Казахстан носит взаимовыгодный, беспристрастный характер и способствует дальнейшему укреплению стратегического партнерства и выработке совместных решений, является не только декларативной, но и реальной возможностью стран согласовывать и гармонизировать в том числе свой внешнеполитический курс в соответствии с различными внутренними и внешними вызовами.
Существующая база договоров и соглашений позволяет не только укрепить двусторонние отношения России и Казахстана, но и является стратегически значимым примером успешного взаимодействия для всех стран, которые являются членами ЕАЭС или могут вскоре присоединиться к ЕАЭС на различных степенях интеграции.
Сотрудничество зависит от ряда факторов, и одним из важнейших является политическая стабильность внутри самих государств и политическая воля лидеров государств.
После распада Советского Союза наиболее обширными по территории и силе экономического потенциала оказались Россия, Украина и Казахстан. Казахстанское общество в силу особенностей политической культуры поддерживает сильного и единоличного лидера, в данном случае — Президента Н.А. Назарбаева. Ввиду зависимости проводимого курса от воли одного человека, что не гарантирует преемственность политического курса при смене власти, особую важность приобретает взаимный интерес и отсутствие в существующих договорах о военно-политическом взаимодействии России и Казахстана лоббирования исключительных интересов одной из сторон. Наиболее важные направления сотрудничества, которые явились прямым следствием военно-политического взаимодействия, прагматичность договоров и соглашений позволяет судить об их достаточной прочности вне зависимости от дальнейшего вектора развития политической системы Казахстана, возможные перспективы трансформации которой могут повлиять на интересы ведущих акторов мировой геополитики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Алтайбек С., Иванов Г. Казахстан — Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731—2013 г. Алматы, 2014.
[2] Губайдуллина М., Кадирсизова Г. «Зеленый мост»: экологическая инициатива Казахстана для развития Европейско-Азиатско-Тихоокеанского партнерства // Вестник КазНу. 2012. № 4.
[3] Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве // Официальный интернет-портал правовой информации. 2015. 20 ноября. URL: http://www.pravo.gov.ru, № 0001201506160027.
[4] Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между республикой Казахстан и Российской Федерацией, 25 мая 1992 г. // Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998. Т. 1.
[5] Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Внешняя политика и безопасность современной России. М., 2002. Т. IV.
[6] Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М.: Научная книга, 2004.
[7] О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Федеральный закон от 04.06.2014 № 138-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2015. 10 декабря. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201406040016.
[8] Парамонов В. Россия и страны Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 2(62).
[9] Республика Казахстан: политическая модернизация. Сборник выступлений и статей / Под общей редакцией А.С. Сагынгали, Б.М. Каиповой. Алматы: Издательский дом «Тай-мас», 2008.
[10] Российско-казахстанский договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке: полный текст // Kremlin.ru. 2015. 25 августа. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560.
[11] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Заключено в г. Астане 22.05.2008) // Сейчас.ру. 2015. 11 декабря. URL: https://www. lawmix. ru/abrolaw/3060.
[12] Спутники связи. «КазСат-3» и «Луч» выведены на промежуточную орбиту // РИА Новости. 2015. 16 декабря. URL: http://ria.ru/space/20140428.
[13] Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Официальный интернет-портал правовой информации. 2016. 15 января. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201601080041.
[14] Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Центральный интернет-портал ШОС. 2015. 03 июня. URL: http://www.infoshos.ru/?id=33.
[15] Ценности и идеалы независимого Казахстана. Коллективная монография / Под общей редакцией З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015.
[16] Uranium Mining Overview // World Nuclear Association. 2015. 5 июня. URL: http://www.world-nuclear.org/info/Nuclear-Fuel-Cycle/Mining-of-Uranium/Uranium-Mining-Overview.
MILITARY AND POLITICAL INTEGRATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN AS A FACTOR OF STRENGTHENING BILATERAL COOPERATION
M.N. Shapkin
The Institute of Asian and African Studies Lomonosov Moscow State University Mohovaya str., 11/1, Moscow, Russia, 125009
The article deals with the modern stage of military and political relations between Russia and Kazakhstan.
The role of Organization of the Collective Security Treaty and the Shanghai Cooperation Organization in the fight against international terrorism is emphasized in the article. The article contains a profound analysis of main agreements between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan and therefore defines areas of bilateral cooperation. It is concluded that the main areas of cooperation are the fight against international terrorism, strengthening of military capabilities, and the joint exploration of outer space.
Key words: security, agreement, integration, Kazakhstan, military partnership, strategic partnership, strengthening bilateral cooperation, factor of cooperation, international terrorism.
REFERENCES
[1] Altajbek S., Ivanov G. Kazahstan — Rossija: ternistyj put' k sovremennoj integracii. Hronolo-gicheskoe sobranie. 1731—2013 g. Almaty, 2014.
[2] Gubajdullina M., Kadirsizova G. «Zeljonyj most»: jekologicheskaja iniciativa Kazahstana dlja razvitija Evropejsko-Aziatsko-Tihookeanskogo partnjorstva. VestnikKazNu. 2012. № 4.
[3] Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Kazahstan o voenno-tehnicheskom so-trudnichestve. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2015. 20 nojabrja. URL: http://www.pravo.gov.ru, № 0001201506160027.
BecTHHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2016, № 3
[4] Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoj pomoshhi mezhdu respublikoj Kazahstan i Rossijskoj Federaciej, 25 maja 1992 g. Sbornik dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Almaty, 1998. T. 1.
[5] Dogovor o kollektivnoj bezopasnosti ot 15 maja 1992 g. Vneshnjaja politika i bezopasnost' sovremennoj Rossii. M., 2002. T. IV.
[6] Nikolaenko V.D. Organizacija Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti (istoki, stanovlenie, perspektivy). M.: Nauchnaja kniga, 2004.
[7] O ratifikacii Soglashenija mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Kazahstan o sotrudnichestve v oblasti issledovanija i ispol'zovanija kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celjah. Federal'nyj zakon ot 04.06.2014 № 138-FZ. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2015. 10 dekabrja. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201406040016.
[8] Paramonov V. Rossija i strany Central'noj Azii: dvustoronnee sotrudnichestvo v sfere bezopasnosti. Central'naja Azija i Kavkaz. 2009. № 2(62).
[9] Respublika Kazahstan: politicheskaja modernizacija. Sbornik vystuplenij i statej / Pod obshhej redakciej A.S. Sagyngali, B.M. Kaipovoj. Almaty: Izdatel'skij dom «Tajmas», 2008.
[10] Rossijsko-kazahstanskij dogovor o dobrososedstve i sojuznichestve v HHI veke: polnyj tekst. Kremlin.ru. 2015. 25 avgusta. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560.
[11] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Kazahstan o sotrudnichestve v oblasti issledovanija i ispol'zovanija kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celjah. Zakljucheno v g. Astane 22.05.2008. Sejchas.ru. 2015. 11 dekabrja. URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/3060.
[12] Sputniki svjazi. «KazSat-3» i «Luch» vyvedeny na promezhutochnuju orbitu. RIA Novosti. 2015. 16 dekabrja. URL: http://ria.ru/space/20140428.
[13] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.01.2016 № 7 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda jekologii». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2016. 15 janvarja. URL: http://wWpravo.gov.ru, № 0001201601080041.
[14] Hartija Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. Central'nyj internet portal ShOS. 2015. 3 ijunja. URL: http://www.infoshos.ru/?id=33.
[15] Cennosti i idealy nezavisimogo Kazahstana. Kollektivnaja monografija / Pod obshhej redakciej Shaukenovoj Z.K. Almaty: Institut filosofii, politologii i religiovedenija KN MON RK, 2015.
[16] Uranium Mining Overview. World Nuclear Association. 2015. 05 ijunja. URL: http://www.world-nuclear.org/info/Nuclear-Fuel-Cycle/Mining-of-Uranium/Uranium-Mining-Overview.
© manKHH M.H., 2016.