ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В.Е. УТКИН, профессор Казанское высшее военное командное училище
Военно-патриотическое
воспитание:
компетентностный подход
Военно-патриотическое воспитание будущих офицеров, их готовность к воспитательной деятельности на будущей военной службе - одна из основных задач, стоящих перед вузами Минобороны РФ в контексте формирования перспективного облика ВС РФ. Ее эффективное решение возможно в рамках компетентностного подхода.
Ключевые слова: профессиональная компетентность будущего офицера, компетент-ностный подход, воспитательная (военно-педагогическая) компетенция, государственно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание курсантов.
Воспитательная работа всегда была и тельной работе сподчиненными несоответ-
остается составной частью образовательной деятельности высших военно-учебных заведений. Ее основными задачами являются: формирование и развитие у курсантов государственно-патриотическогосознания, верности Отечеству, конституционному и воинскому долгу; профессионально значимых качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам; навыков проведения воспитательной работы с подчиненными и др. [!]• Однако в период формирования перспективного облика Вооруженных Сил (ВС) РФ воспитательный компонент практически выпал из образовательного процесса в высшей военной школе, что, безусловно, значительно ослабило систему подготовки офицерских кадров. Причины подобной ситуации заключаются в отсутствии системы воспитательной работы и нового, отвечающего целям и ценностям правового государства и гражданского общества мировоззрения, основой которого является государственный патриотизм [2].
Опора любых ВС - офицерский корпус. Новый качественный уровень подготовки военных специалистов в связи с трансформацией облика армии определяется многими факторами, и в первую очередь - человеческим потенциалом. При всех бесспорных достижениях высшей военной школы качество подготовки офицеров к воспита-
ствует современным требованиям. Об этом свидетельствует, в частности, факт реорганизации органов воспитательной работы, их сокращение (и заместителей по воспитательной работе, и психологов подразделений) вплоть до бригады включительно. В то же время отечественный и зарубежный опыт показывает, что в современных условиях проблема воспитания в обществе в целом, и в высшей военной школе в частности, приобретает всё большую остроту.
Как показывают результаты проведенных социально-педагогических исследований (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, Л.А. Бублик, В.И. Вдовюк, Е.П. Гаркуша, В.Н. Герасимов, И.Н. Качура, Г.И. Костаков, Н.С. Кравчун, Ю.М. Кудрявцев, В.И. Лутовинов, С.Л. Рыков, Е.В. Сахаров и др.), к основным составляющим профессионализма военных кадров относятся: военно-профессиональная пригодность; наличие фундаментальных психоло-го-педагогических, военно-специальных, военно-технических знаний, умений и навыков; личный практический опыт; высокий уровень проявления профессиональных, педагогических и других личностных качеств офицера.
Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения. По отношению к этому термину наиболее часто употребляются такие понятия, как
138 Высшее образование в России • № 10, 2010
готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях; личностные качества, характеризующие способность специалиста реализовывать свой потенциал в ходе профессиональной деятельности.В целом под компетентностью офицера как интегрированной характеристикой качеств его личности понимается результат усвоения им методологии военно-профессиональной деятельности и способов
коммуникации в условиях военной службы [3].
Компетенция (competence) - способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции в широком смысле - это способности, умения, возможности, навыки и понимание. Компетентный человек - это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области.
В общем плане под профессиональной компетентностью выпускников военноучебных заведений необходимо понимать их готовность и способность самостоятельно выполнять задачи и решать возникающие проблемные вопросы при осуществлении возложенных на них функций управления и воспитания в предстоящей военнопрофессиональной деятельности по защите целостности и независимости РФ. В Казанском высшем военном командном училище проводилось исследование структуры военно-профессиональной компетентности командиров тактического звена (взвод, рота, батальон). Она слагается из
знаний, умений и навыков, составляющих следующие компетенции (рис. 1).
ОБЩлЯ КОМПЕТЕ] [ЦИ
ВОЄННО-УПРАБЛ ЕНЧ ЕСКЛЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕ1L III 1.11 Л
/ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ \ ( КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРОВ \
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
/
ТЮЕН Hi 1-ТЕХН ИЧ ЕСК.А Я КОМПЕТЕНЦИЯ ВОЕННО-ТЫЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Рис. 1. Структура военно-профессиональной компетентности командиров общевойсковых подразделений
На наш взгляд, одним из основных компонентов в структуре военно-профессиональной компетентности офицера является воспитательная (военно-педагогическая) компетенция - готовность и способность применять правовые нормы, психо-лого-педагогические, военно-социальные и военно-культурологические основы управления деятельностью воинских коллективов, методы обучения и воспитания подчиненных военнослужащих при организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности подразделений в мирное и военное время. Почему?
Анализ учебно-воспитательного процесса, отзывов на выпускников, полученных из войск, повседневной жизнедеятельности частей, боевой подготовки, выполнения служебно-боевых задач в ходе контртеррористических операций и действий личного состава ВС РФ в составе миротворческих сил ООН позволяет предположить, что именно профессия воспитателя станет в обозримом будущем основной для командиров подразделений. В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ» подчеркнуто, что «... воспитание
Обсуждаем проблему
139
военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ... всех степеней» [1] .Это утверждение разделяюти ведущие военные теоретики. К примеру, генерал М.И. Дра-гомиров отмечал: «. воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей» [4].
В военной педагогике продолжается работа по определению профессионально важных параметров личности будущего офицера в виде качеств, для формирования которых сложно, а порою невозможно подобрать соответствующие виды занятий, формы и методы обучения и объективной оценки его результатов (например, проявление военнослужащим патриотизма, высокой духовности, воли, смелости, героизма и др.). Здесь определяющим является вектор воспитания в процессе обучения, но не конкретные результаты учебного процесса. Проблема здесь есть, а это значит, что содержание военного образования в области подготовки будущих офицеров к воспитанию подчиненных нуждается не только в критической переоценке, но и в переходе в новое, соответствующее реалиям времени качество.
Исходя из требований Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006— 2010 годы» основой воспитательной работы является государственно-патриотическое воспитание [5], а в его рамках, согласно «Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ», одним из главных направлений является военно-патриотическое воспитание (ВПВ) [1]. Нужно констатировать, что существующая в настоящее время система подготовки офицеров к ВПВ подчиненных практически не учитывает новых тенденций в социальном заказе, обусловленных современными требованиями к офицеру-воспитателю.
Введем понятие. Военно-патриотическое воспитание - это целенаправленная
систематическая деятельность, прежде всего государства, его институтов и учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей, по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких патриотических качеств гражданина России, в-ыража-ющихся в добросовестном выполнении ими воинского долга [2].
Исходя из предложенного определения, военно-патриотическое воспитание по своей сущности - явление духовно-нравственного плана. Поэтому оно всегда строилось на этических понятиях долга, ответственности, чести и совести. Особенно это характерно для формирования личности будущих офицеров. Но при этом необходимо четко понимать, что ВПВ должно базироваться на достаточном уровне профессиональной подготовки, т.е. мы говорим о готовности курсантов именно как военных специалистов к добросовестному выполнению воинского долга.
Это значит, что для реализации компе-тентностного подхода при формировании военно-патриотической составляющей воспитательной компетенции курсантов в ходе образовательной деятельности необходимо интегрировать все блоки дисциплин, представленные в учебном плане (рис. 2).
Для реализации практической патриотической составляющей военно-педагогической компетенции будущих офицеров в ходе повседневной жизни вуза необходимо использовать все виды воинской деятельности, в которых участвуют курсанты (рис. 3).
Таким образом, готовность курсанта к военно-патриотическому воспитанию подчиненных в будущей военно-профессиональной деятельности как интегральное свойство личности офицера (компетентность) - это результат всей системы учебных и воспитательных влияний. Здесь равно важны: личный пример руководства вуза, командиров и преподавателей; целевое использование разнообразных видов
140 Высшее образование в России • № 10, 2010
Рис. 2. Интеграция основных дисциплин учебного процесса и показателей ВПВ курсантов (аспект получения знаний)
Рис. 3. Взаимосвязь видов воинской деятельности и показателей ВПВ курсантов (деятельностный аспект воспитательной компетенции)
Обсуждаем проблему
141
учебных занятий и проводимых воспитательных мероприятий; материальная обеспеченность системы ВПВ; социальная справедливость; использование стимулирующих средств и методов воздействия; создание необходимых условий для выполнения воинского долга; систематическая и целенаправленная работа по патриотическому самосовершенствованию объектов и субъектов военно-патриотического воспитания путем самообразования и самовоспитания.
Литература
1. Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ // Приложение №3 к Приказу Минобороны РФ №70 от 11 марта 2004 г.
«Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Уткин В.Е. Военно-патриотическое вос-
питание как направление воспитательной работы в высшей военной школе. Казань: Отечество, 2009.
3. Проектирование ГОС ВПО нового поколе-
ния: Методические рекомендации Координационного совета УМО и НМС высшей школы для руководителей учебнометодических объединений вузов РФ (глоссарий). М., 2005.
4. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.:
Воениздат, 1956.
5. Постановление Правительства Российской
Федерации от 11 июля 2005 г. №422 «Об утверждении Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”».
UTKIN V. MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION: THE COMPETENCE-BASED APPROACH
Military-patriotic education of the future officers, their readiness to the educational activities in the oncoming military service is one of the most important tasks to be solved by the higher education institutions ofRussian Ministry of Defense during the development of the perspective look ofRussian Armed Forces. Competence-based approach appears to be one of the key ways to achieve the needed results.
Keywords: future officer’s professional competence, competence-based approach, educational (military-pedagogical) competence, state-patriotic education, military-patriotic education of cadets.
м.и. баумгартэн, доцент Актуальные
И.Г. МИТЧЕНКОВ, профессор проблемы
Кузбасский государственный ^
технический университет
преподавания КСЕ
Опыт применения ФЭПО в техническом вузе на инженерно-экономическом и гуманитарном факультетах показал, что имеются несоответствия между требованиями ФЭПО и знаниями, излагаемыми в учебниках по КСЕ. На примерах показано, что студент не всегда может найти правильный ответ на вопросы, хотя использует рекомендуемые и широко распространенные учебники.
Ключевые слова: Концепции современного естествознания; Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО); государственные образовательные стандарты.
Более чем десятилетний опыт препода- ние студентов по данному курсу показало
вания курса КСЕ в техническом вузе сту- его низкую «усвояемость» при оценке ос-
дентам гуманитарного профиля выявил ряд таточных знаний. Чем это объяснить? Ана-
проблем. Так, государственное тестирова- лиз причин сложившейся ситуации выявил